Рекомендации первоклассникам. Рекомендации психолога родителям первоклассников. Завтракать ли ребёнку в столовой

Ваш ребёнок стал первоклассником, а это значит - начался новый этап в жизни не только у малыша, но и у вас. Наша памятка позволит вам «без потерь» пережить этот нелёгкий период.

Правило 1: Помогите ребёнку организовать школьный день

Соблюдение режима дня - это одно из самых важных правил, которое позволит быстрее привыкнуть к новой жизни. Учёба в школе отнимает много сил, и чтобы их хватило, день должен быть продуктивно организован.

Первоклассник должен вовремя ложиться, спать 9-10 часов - только в этом случае его организм восстановится.

Выспавшийся ребёнок чувствует себя намного бодрее того, кто хронически недосыпает.

Правило 2: Нагружайте постепенно

Драмкружок, кружок по фото, а ещё футбол, плавание, рисование - порой родители готовы записать ребёнка во все кружки. Потому что их, помимо интересов ребёнка, волнуют и свои собственные амбиции. И они начинают нагружать и без того плотный школьный график. Конечно, хорошо, если ребенок интересуется самыми разными вещами. Но не забывайте, что для первоклассника уроки уже большая нагрузка. Поэтому дополнительных внешкольных занятий не должно быть много: максимум 3 раза в неделю. Иначе ваш ученик может просто не выдержать такую ношу. При выборе расписания кружков постарайтесь, чтобы хотя бы один из выходных дней был полностью свободен от дополнительных занятий. А в идеале таких дней должно быть два: и суббота, и воскресенье.

Правило 3: Не требуйте слишком многого

«Ты теперь взрослый!» - говорите вы своему первокласснику и наделяете его новыми обязанностями. Безусловно, школа - это некий этап в жизни, но все же соразмерьте свои требования с детскими возможностями. Ребёнок может сам собирать свой школьный рюкзак, но проконтролировать, всё ли там лежит, необходимо вам.

Правило 4: Не забывайте про добрые напутствия

Хотите поддержать своего школьника? Тогда не программируйте его на неприятности. Провожая в школу, избегайте негативных высказываний: надеюсь, ты не будешь болтать на уроке, смотри не опаздывай, если получишь двойку - будешь наказан. Постарайтесь не заряжать ребёнка этим негативом. Пожелайте ему перед уроками удачи, говорите, что у него всё будет хорошо. С позитивным настроем ребёнку легче будет учиться.

Правило 5: Сохраняйте терпение

Вы уже на протяжении трёх часов объясняете, сколько будет два плюс два, но ваш первоклассник по-прежнему путается в ответах. Или целый вечер учите стихотворение, которое никак не поддается запоминанию. Сохранить терпение и самообладание в такой ситуации очень трудно. Но нужно постараться, потому что вашему ребёнку ещё труднее. С одной стороны, он сосредоточен на уроке, с другой - не хочет расстроить вас своим неумением. Если вы будете кричать, ругаться, нервничать - дело не пойдёт быстрее. Так что вздохните глубже… и продолжайте заниматься. Либо попросите о помощи кого-то из домашних.

Правило 6: Не бросайте ребёнка один на один с уроками

Ребёнка необходимо приучать делать уроки самостоятельно, но это не означает, что он должен сидеть за домашними заданиями в одиночку. Прежде чем требовать самостоятельности, научите его тому, как правильно выполнять уроки. Достал учебник, разложил тетрадку, сначала всё сделал в черновике. Но даже когда выработается привычка, не оставляйте ребёнка с уроками один на один. Он должен знать, что всегда может обратиться к вам за помощью.

Правило 7: Интересуйтесь школьными делами

За четыре школьных часа в жизни ребёнка столько событий происходит! Он приходит переполненный впечатлениями и эмоциями. Дайте ему возможность выплеснуть их. Проявляйте интерес и к отметкам, и к тому, что он изучал на уроке.

Ребёнок должен чувствовать свою значимость.

Кстати, вопрос «какие отметки?» вполне естественен и не так уж и ужасен. Другое дело, что полученная отметка не должна затмевать реальную картину и приводить к навешиванию ярлыков. Даже если ребёнок получил неутешительную оценку, не набрасывайтесь с упрёками: двоечник, неуч. Узнайте, почему так произошло, выразите сожаление и предложите свою помощь.

Правило 8: Разговаривайте не только о школе

Разумеется, школа сейчас главное дело жизни вашего ребёнка. Но она не может и не должна быть единственным делом. За школьными заботами не забывайте и о внешкольной жизни. Сын играет в футбол? Интересуйтесь исходом очередного матча. Дочка любит рисовать? Обсудите её картины. У детей есть друзья, мечты, проблемы - и всё это может совершенно не касаться школы. Поэтому если ребёнок заводит разговор об игрушках, не отмахивайтесь со словами: нужно думать об уроках… Конечно, нет. Нужно думать и об уроках, и об игрушках, и еще о множестве разных вещей. И главное - разговаривать об этом в семье.

Правило 9: Обеспечьте всем необходимым для школы

В первом классе ребёнок еще очень зависим от мнения учительницы и может чувствовать себя очень некомфортно, если не соответствует её требованиям. Конечно, переделать его характер вы не можете, да и не стоит, но кое-что в ваших силах. Пусть хотя бы школьные принадлежности полностью соответствуют школьным требованиям. Нужен непременно синий пенал и ботинки на белой подошве - купите именно такие. Вы удивитесь, но даже из-за ручки не «того формата» у ребёнка в душе разыгрывается целая драма. Вы же не хотите этого? Тогда пусть у вашего первоклассника будут и тетради, и учебники, и форма такими, как требует учитель.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…

Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!

первоклассника

  1. Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  2. Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
  3. Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решае те, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, по верьте, важнее школьного расписания.
  4. Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка го раздо большее значение, чем раньше.
  5. Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка пе ред сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя рав ным другим, хотя бы в первом классе.
  6. Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
  7. Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте ува жение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
  8. На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в дви жении.
  9. Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
  10. Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
  11. И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
  12. И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
  13. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возмож ности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

Справочные материалы для родителей первоклассников

1. Расписание звонков

1 урок 8 00 –8 45

2 урок 8 50 –9 35

З урок 9 45 –10 30

4 урок 10 40 –11 2 5

5 урок 11 35 –12 2 0

2. «Школьный портфель»

Когда первоклассник переступает порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности. Это поможет вашему ребенку правильно организовать свое рабочее место в классе. Вам предлагается перечень тех учебных принадлежностей, которые понадобятся вашим детям каждый день на всех предметах и изучаемых курсах, а также на уроках декоративного и прикладного искусства в течение всего учебного года:

Обернутые учебники и тетради (в соответствии с расписанием);

Тетрадь 48 листов;

Пенал, в котором находятся две ручки с синей пастой, ручка с зеленой пастой, два простых карандаша, ластик, карандаши: синий, красный, зеленый;

Точилка;

Деревянная линейка длиной 25–30 см;

Набор цветных карандашей (12 цветов);

Перечень необходимых предметов для уроков декоративного
и прикладного искусства

Для рисования:

Акварель (гуашь);

Кисти (№ 3, № 5–7) - «белка», «пони»;

Палитра (небольшой лист);

Баночка для воды;

Тряпка;

Клеенка;

Альбомные листы (формат А–4);

Для работы по труду

  1. цветная бумага;
  2. цветной картон;
  3. ножницы с тупыми краями;
  4. клей ПВА;
  5. клеящий карандаш;
  6. линейка;
  7. простой карандаш;
  8. кусочки ткани (размером с тетрадный лист)
  9. иголка с большим ушком в игольнице
  10. пуговицы
  11. природный материал
  12. пластилин
  13. дощечка для лепки
  14. тряпочка для рук

В случаях пропусков занятий детьми (по болезни или по семейным обстоятельствам) мы просим вас оповестить об этом классного руководителя, используя предложенные формы заявлений.

Форма № 1

Директору ______________

_______________________

от _____________________

Заявление

В связи со сложившимися семейными обстоятельствами прошу освободить от учебных занятий моего ребенка ____________________________________________________________

ученика (цу) ______ класса с ____________ по __________________________ г.

Подпись:

«________________» _______ г.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ПЕРВОКЛАССНИКИ

Материал для проведения родительского собрания
в первом классе в начале учебного года

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу.

Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий
и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.


Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

ПАМЯТКА

РОДИТЕЛЯМ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Советы родителям первоклассников

Правило №!

Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

Правило №2

Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)

Правило №3

Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.

Правило №4

Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.

Несколько коротких правил

1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.

3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.

4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)

5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

7.Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.

8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.

9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

11.Признавайте права ребёнка на ошибку.

12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.

Экипировка будущего первоклассника


Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.

Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.

Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм. Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.

Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.


Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

1.Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.

2.Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.

3.Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.

4.Умение отвечать на вопросы и задавать их.

5.Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).

6.Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.

7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).

8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.

9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).

10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Уважаемые родители!


Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:


1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
3. Причёсываться (своей расчёской);
4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;
5. Утром и вечером чистить зубы;
6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
7. Пользоваться носовым платком;
8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;
9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
11. При входе в помещение вытирать обувь;
12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАМЕТКУ

Обычно до поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что с первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2 и 10 и 20 сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок).

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Поэтому нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.

Учебная деятельность способствует развитию воли . В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления , которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.

В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

Родители должны постоянно тренировать движение пальцев рук ребенка, чтобы тот учился хорошо и правильно говорить. С другой стороны, тренируя пальчики своего ребенка, вы тем самым облегчаете овладением письмом . В начальный период обучения дети встречаются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчении. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Какие обычно у детей возникают проблемы с моторикой пальцев? Слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные, и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и в воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках. Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка и потренировать ее, если обратит внимание на то, как рисует ребенок.

Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно рекомендуется проводить и разучивать с детьми:

  1. игры с пальчиками;
  2. пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
  3. пальчиковые игры со скороговорками;
  4. пальчиковые игры со стихами;
  5. физкультминутка, пальчиковую гимнастику;
  6. пальчиковый алфавит;
  7. пальчиковый театр;
  8. театр теней.

Также необходимо:

1 рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой;

2 лепить с использованием природного материала;

3 делать аппликации;

4 конструировать из бумаги (искусство оригами).

Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:

1 рисование по трафаретам;

2 рисование по фигурным линейкам;

3 штриховка;

4 работа в тетрадях, выполнение графических упражнений .

Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.


Или вскоре станет им? Как организовать своему ребенку безболезненный переход от летних каникул к учебным будням? Как помочь ребенку справиться с трудностями первых дней учебы в школе? Вот простые, но очень действенные .

1. Будить ребенка нужно спокойно. Посыпаясь, он должен видеть Вашу ласковую улыбку и услышать нежный голос. Не торопите его сутра, не ругайте и не укоряйте за допущенные ошибки и оплошности, даже если накануне «его предупреждали», не дергайте ребенка по пустякам. Вы рассчитываете время, необходимое ребенку для сборов в школу, вины ребенка нет.

2. Не отправляйте малыша в школу без . Во-первых, он должен съесть питательный, полезный, теплый дома, во-вторых, он должен взять что-нибудь перекусить с собой. Даже если ребенок питается в школьной столовой, то школьный завтрак будет не скоро, кроме того, не известно, чем будут кормить, ребенок может остаться голодным. О необходимости домашнего завтрака питательного и полезного читайте в статье: .

3. Не прощайтесь с ребенком, предупреждая: «веди себя хорошо», «смотри, не балуйся», «чтобы сегодня обошелся без плохих оценок» и так далее. Пожелайте ребенку удачи, найдите пару ласковых слов, поддержите его, приободрите. У малыша впереди трудный трудовой день.

Вот такие вот простые, но очень важные!

Пусть наши детки всегда будут здоровы и счастливы!

Если Вы не хотите пропустить ничего нового и интересного, подпишитесь на новости нашего !

Вы будете получать их прямо на свой электронный адрес раз в неделю!

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

  • Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
  • Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

  • Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил - то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище? Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите - отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.

Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение. Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.

Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

Эффективность работы маленького школьника так же подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок - пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов. Школьные предметы должны попадать в эту схему по уровню их сложности, письмо оптимально расположить на втором уроке, первый и четвертый оставить для самых легких, ознакомительных предметов.

Правильно готовимся...

После прихода домой первоклассник, если он не остается на полный день в школе, должен съесть горячий обед и отдохнуть после занятий. Домашние задания лучше всего сделать в период 15-16 часов. Нельзя садиться за них сразу - ребенок не успеет отдохнуть, а работоспособность к этому времени, как вы помните, будет стремиться к нулю. Нельзя переносить их на вечер - письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время, или же делать его кое-как, торопясь лечь спать.

Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 - делать маленький перерыв, «физкультминутку», можно под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость.

Нельзя начинать готовиться «кавалерийским наскоком» - с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах и способностях. После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба. Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» («Мама, у меня ничего не получается!») - основная задача родителей на первом году учебы.

Правильно отдыхаем

Очень часто доводится слышать вопросы о прогулках и времени, проведенном на свежем воздухе. Не менее часто родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или... Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным - исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часов в день.

Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.

Ужинать нужно за 2 часа до сна - это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у первоклашек. Если вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до ухода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой, или немного фруктов. Перед сном полезно погулять около двадцати-пятнадцати минут, и если такой возможности у вас нет, то хотя бы проследите, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена. Спать первоклассник должен не менее 9 часов - без учета времени на дневной сон.

Самая главная цель родителей в этот период - дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой первой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность. Имеется ввиду возраст 7 -8 лет. Именно поэтому среди психологов так много противников начала обучения с шести лет.

Самостоятельность ребёнка

Итак, основной урок, который должен усвоить ваш малыш - самостоятельность. В связи с этим несколько конкретных рекомендаций:

Если же у ребенка возникают действительно серьезные проблемы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказываются заниматься, отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода, протест против давления, проявление чувства независимости. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызвано причинами, не имеющими ничего общего с умственными способностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом случае бывает очень тяжело разобраться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его отметками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас работает детский психолог, и разрешение подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.

Как создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовить ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» - отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но - личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  7. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
  8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
  9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
  10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

    Продуктовые универсамы - очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

    Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

  12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы/ любимые мультики, сказки, игры/, так и жизненные / обсуждение семейных и др. проблем/
  13. Начинайте» забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: « Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду / вымыть пол, вытереть пыль, полить цветы и т.д./ Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете /например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт/. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
  14. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: « Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
  15. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
  16. Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре, цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что Вам это действительно интересно. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
  17. Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений. Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.

Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

С.Л.Соловейчик

Учителя начальных классов хорошо знают, что первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей.

Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет. Каковы бы ни были успехи родителей в их школьные годы, они преисполнены надежд, что тернистый путь школьной премудрости для их уникального ребенка окажется успешным. Это так и будет, но при условии, что именно к факту его уникальности родители отнесутся со всей серьезностью. Им надо решить: протянут ли они руку помощи и поддержки своему ребенку, или превратятся в сурового контролера, проверяющего оценки в дневнике.

Несколько правил для родителей

Правило 1 : не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило 2 : рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.

Правило 3 : следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

Правило 4 : необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

Правило 5 : каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6 : все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7 : родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.
  • Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.
  • Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.
  • Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Портфель

Еще неделю назад предстоящая школьная жизнь казалась безоблачной и радостной, учебные будни таяли в розовом свете под звуки жизнерадостных маршей и напутственных речей. Но вот день за днем пробежала первая неделя. А с ней пришли и новые проблемы для первоклассника и для его родителей. Причем многие из этих проблем решаются просто - если ребенок научится с первых дней правильно распределять свое время, даже правильно собирать портфель...

Новенький школьный портфель или рюкзак требует особого отношения.

Самое замечательное свойство портфеля - он открывается. Портфель - это вместилище вещей наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух подарил на день рождения ослику Иа. Малышу теперь надо собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоил пространство портфеля еще до начала учебного года. А если нет? Для многих первые двадцать минут урока оборачиваются полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в портфельные недра.

Даже если вы разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции: "Здесь у тебя лежит то-то, а здесь - то-то", - недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться: несколько раз произвести действия, напоминающие те, которые совершал ослик Иа с лопнувшим воздушным шариком. Он должен сам убедиться, как вещи "входят и выходят" из его школьной сумки.

Существенную часть содержимого портфеля определяет учитель. Список, озвученный на первом родительском собрании, пополняется в течение двух-трех первых недель учебного года.

Свое место должны найти пенал, линейка, цветные карандаши. Они тоже приобретались родителями по своему вкусу. И вот что выяснилось в первую же неделю. Некоторые мамы и папы не подумали о том, что покупают первокласснику инструмент, а не новую игрушку. И у новоиспеченного школьника в портфеле оказался пенал, который закрывается и открывается при помощи пульта, имеет на крышке встроенный будильник, кукарекающий каждый час, и исполняет полонез Огинского при попытке вынуть ручку.

Ходить с такой вещью в школу - дело рискованное. Игрушка в портфеле начинает пищать в момент, когда учитель наконец-то добился в классе тишины... В общем, обладатель музыкального пенала рискует оказаться за дверью.

Это относится и к карандашам, начиненным десятью грифелями и громко выстреливающим их, и к другим достижениям технического прогресса в области канцелярии.

Урок № 1 : главное положительное качество школьных вещей - ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша - красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.

Урок № 2 : В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе может потеряться, забыться или быть украденной. Заботящаяся о детях администрация устанавливает в вестибюлях бесплатные телефоны-автоматы. В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской. То же относится и к дорогим наручным часам, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.

Урок № 3 : А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы евроремонтных высот ни достигали школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника школьный туалет - серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить. Правильно, чтобы в портфеле еще лежала и пара бумажных салфеток - иногда нужно вытереть руки или нос (носового платка недостаточно или просто не оказалось).

Урок № 4 : Нужны и специальные упаковки для завтрака: если в портфеле что-то разлилось или раздавилось, с этим стихийным бедствием малыш не в состоянии справиться.

Урок № 5 : Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.

Завтра рано вставать...

Каждый день вы ждете его из школы, и время, кажется, еле ползет. Наконец он появляется в дверях, ваш новоиспеченный первоклассник. Вы бросаетесь к нему с нетерпеливым вопросом: "Ну как?" И в ответ получаете безликое: "Нормально..." И все. Куда-то он бежит, спрашивает о чем-то незначительном. Он что, не чувствует важности этих первых школьных дней в его жизни?!

Все нормально. И правильно. Он все пережил. Даже очень сильно. Просто теперь ОНО позади. И нужна психологическая пауза. Когда вы дойдете до дома, можно будет снова вспомнить, что произошло сегодня с вашим малышом...

В первый день, конечно, дома многих ждал подарок. "Взрослый", связанный с будущей школьной жизнью. Например, новый том красочной энциклопедии. Или какая-нибудь разрезная игра. Или сладости, которые полагается есть при поступлении в первый класс: конфеты "Первоклассница", печенье из буковок, макароны из цифр и торт, на котором выложено: "1 сентября".

Теперь каждый день вы всей семьей садитесь за стол и с удивлением "замечаете", что в вашем Мишеньке (Сашеньке, Наденьке) что-то изменилось. На первый взгляд даже непонятно, что именно. Какая-то серьезность в глазах. Собранность, которой не бывает у дошкольников. А как же иначе? Ведь перед тем, как лечь спать, надо проверить, в порядке ли портфель, все ли там на месте.

Кстати, учительница не говорила, что завтра надо принести что-нибудь, чего в портфеле не оказалось? Говорила? Оказывается, нужно срочно идти в магазин? Что ж, пойдем вместе. Это очень важно. И нужно сделать это незамедлительно.

А потом хорошо бы позвонить бабушке и дать подробный, детальный отчет о том, как зовут учительницу, за какую парту и с кем посадили нового ученика (если соседка - девочка, как она выглядит?), что ели на завтрак и что лежит в портфеле, как прошел очередной день...

Одежду нужно аккуратно сложить на стульчике, чтобы с утра не искать. И перед сном можно посмотреть какой-нибудь специальный мультик на "школьную тему"... Спокойной ночи, малыш! Завтра рано вставать.

Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу?

По данным психологов, примерно 10 % детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых; около 8% получили негативный настрой от старших детей. Малыши верят во все без доказательств, поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал позитивную информацию о школе от близких людей. Вторая причина - если ребенок "не наигрался", но его психика очень пластична, и, придя в класс, он скоро начнет испытывать удовольствие от процесса обучения.

Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих.

Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.

Как правильно организовать выполнение домашних заданий?

  1. Не позволяйте всю работу перекладывать на ваши плечи, иначе пропадет главная цель домашних заданий - самостоятельное их выполнение.
  2. Научите пользоваться расписанием уроков и правильно выкладывать необходимые учебники и принадлежности на столе.
  3. Приучите ребенка выполнять задание сначала в черновике и самостоятельно преодолевать все трудности.
  4. При проверке выполненного не спешите сразу все исправить, пусть ребенок пойдет и подумает еще раз. Подсказки делайте в самых крайних случаях. Не навязывайте свою помощь. Дарите ребенку радость собственных побед.
  5. Для воспитания организованности некоторым ребятам рекомендуется указывать часы и засекать время.
  6. Научите ребенка самостоятельно собирать портфель, но не забывайте потом проконтролировать.

Памятки по выполнению домашних заданий

1. Как научиться правильно списывать:

  • Прочитай предложение.
  • Выяви смысл непонятных слов.
  • Найди буквы, написание которых нужно проверять. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
  • При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
  • Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.

2. Как подготовиться к диктанту по учебнику:

  • Найди в каждом предложении слова, написание которых нужно проверять. Подумай, как проверить.
    ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находится проверяемая буква.
  • Обрати внимание на знаки препинания.

3. Как подготовиться к письму по памяти:

  • Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
  • Обрати внимание на точность употребления слов в тексте.
  • Выучи текст наизусть.
  • Найди слова, написание которых нужно проверять.
  • Закрой учебник и еще раз повтори текст.
  • Напиши текст и проверь запись по учебнику.

4. Как сделать звуко-буквенный разбор слова:

  • Напиши слово, поставь знак ударения.
  • Определи, сколько в слове слогов.
  • Сколько в слове звуков и сколько букв?
  • Сколько гласных букв и сколько согласных букв?
  • Какой звук обозначают согласные буквы: звонкий или глухой, твердый или мягкий.
    ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: льдинка - 2 слога,6 звуков, 7букв; [л] - звонкий, мягкий; [д] - звонкий, мягкий; [н] - звонкий, твердый; [к] - глухой, твердый.

5. Как разобрать слово по составу:

  • Найди в слове окончание. Для этого замени слово: поездка, поездку, поездкой, а - изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой окончание а: поездка.
  • Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, съезд), сравни их и выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком корень: поездка.
  • Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком приставку: поездка.
  • Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели значком: поездка.

6. Как разобрать предложение по членам речи:

  • Определи, о ком или о чем говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Подчеркни подлежащее одной чертой.
  • Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал?(или другие вопросы к словам, которые обозначают действие предмета). Слово, которое отвечает на такие вопросы, - это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
  • Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками: Вертолет летел над широкой рекой.

7. Как составить план текста:

  • Раздели текст на законченные части.
  • Кратко назови основную мысль каждой части текста. Это и будут пункты плана.

8. Как подготовиться к изложению:

  • Прочитай текст. Определи его тему в основную мысль.
  • Найди в тексте опорные слова.
  • Составь план.
  • Найди буквы, которые нужно проверять. Объясни, почему так пишутся слова.
  • Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.


Бизнес идеи