Отраслевая структура международной торговли. Международная торговля товарами и услугами. Отраслевая структура мировой торговли


Налоговый федерализм

Федеративный тип государственного устройства влияет на основы построения бюджетной системы страны. Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджетов, во всех странах с рыночной экономикой налоги являются главным рычагом воздействия на экономическое развитие страны. Важнейшее значение в построении качественно новой модели бюджетного федерализма имеет теоретическое и практическое развитие ее составной части- налогового федерализма

В РФ задача развития налогового федерализма на государственном уровне была поставлена в 1996 году в Указе Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 08.05.96 г. № 685.

Понятие «налоговый федерализм» следует рассматривать в узком и широком смысле этого слова.

В узком смысле «налоговый федерализм» – это разграничение и распределение налоговых источников доходов между уровнями бюджетной системы страны.

В широком смысле «налоговый федерализм» – это сложная и многомерная совокупность отношений в налоговой сфере между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами самоуправления.

Основными задачами налогового федерализма являются:


  1. обеспечение единства российского федеративного государства,

  2. обеспечение стабильности социально-экономического развития страны через удовлетворение потребности в денежных средствах всех уровней власти и управления,

  3. рациональное перераспределение изымаемой в виде налогов части ВВП между звеньями бюджетной системы,

  4. предоставление налоговой инициативы региональным и местным органам власти в пределах единого налогового пространства.

В мировой практике известно 4 основных подхода к решению проблемы разграничения и распределения налогов между бюджетами.


  1. Кумулятивный – соединение в одной ставке налога своих ставок каждым уровнем власти

  2. Нормативный – долевое распределение доходов от налогов между уровнями бюджетной системы (по нормативам в %)

  3. Дистрибутивный – концентрация налоговых поступлений первоначально на единый счет или в фонд с дальнейшим перераспределением между звеньями бюджетной системы

  4. Фиксированный – разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма.
В мире нет страны которая отдавала бы предпочтение одному из этих методов, так как каждый из них имеет свои плюсы и минусы. До 1992 г. в нашей стране распределение налогов между звеньями бюджетной системы производилась 2 методами: нормативным и дистрибутивным.

На современном этапе используются кумулятивный метод, нормативный метод, а налоговая система РФ построена на фиксированном методе распределения налогов между бюджетами.

^ Кумулятивный метод считается одним из индикаторов развития бюджетного и налогового федерализма. С 1 января 1994 г. налог на прибыль организаций взимается по ставке, которая соединяет в себе ставки всех звеньев бюджетной системы.

Распределение основной ставки налога на прибыль (%) (таблица 1)

Таблица 1


2001 г. (справочно)

Гл. 25 НК РФ

2002г.

2003г.

2004г.

2005 г.

Федеральный бюджет

11%

7,5%

6%

5%

6,5%

Бюджет субъектов РФ

19%

14,5%

(до 10,5%)*


16% (до 12%)*

17% (до 13%)*

17,5% (до 13,5%

Местные бюджеты

5%

2%

2%

2%

-

Итого

35%

24%

24%

24%

24%

*Законодательные органы власти имеют право снизить ставку налога, поступающего в их бюджеты но не более чем на 4 процентных пункта

^ Нормативный метод основан на регулирующей функции налогов. Налоговая система воздействует на разные стороны национальной экономики, в т.ч. на выравнивание социально-экономического развития территории. Нормативный метод предусматривает долевое распределение регулирующих налогов между бюджетами разных уровней. Нормативы отчислений подвергаются корректировке каждый год и подлежат ежегодному утверждению в законе о Федеральном бюджете, затем внутри субъектов федерации соответствующим региональном законом о бюджете. В результате местные и региональные власти становятся в полную зависимость от вышестоящих органов. Значительная доля «регулирующих» налогов по сравнению с закрепленными означает усиление межбюджетных потоков денежных средств. Федеративное правительство в силу ведущего политико-правового положения мобилизует свое распоряжение наиболее крупные и стабильные виды налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, НДФЛ).

Т.о. данный метод не гарантирует финансово-экономической самостоятельности территории провозглашенной Конституцией РФ.

^ Фиксированный метод согласно ст. 12 НК РФ «Не могут устанавливаться региональные и местные налоги не предусмотренные НК РФ. Перечень региональных и местных налогов смотри схему.

Ст. 3 НК РФ определила следующие принципы налогового федерализма:


  1. принцип единства налоговой политики

  2. принцип единства системы налогов

  3. принцип разграничения полномочий в области налогообложения – органы власти субъекта федерации и органов местного самоуправления обладают следующими полномочиями
а) Устанавливать и вводить в действие обязательные к уплате на данной территории региональные налоги, предусмотренные НК (т.е. могут и не вводить)

Б) определять следующие элементы региональных и местных налогов:


  • порядок и сроки уплаты налога

  • льготы по налогу (в пределах, установленных НК РФ)

  • ставка налога (в пределах, установленных НК РФ).

И в федеративных, и в унитарных государствах управление рассредоточено по разным уровням. Центральные, региональные и местные органы власти и управления обладают полномочиями в определенных сферах общественной жизни, несут ответственность за выполнение социальных и экономических программ.

Выполнение этих программ требует определенных расходов. Распределение расходов между уровнями власти вызывает необходимость обеспечения каждого уровня доходами и определяет построение системы межбюджетных отношений.

Попытаемся выяснить, как должны финансироваться бюджетные обязательства каждого уровня власти и как должны взаимодействовать по вопросам доходов органы власти и управления различных уровней.

Существуют общие принципы и условия построения систем доходов каждого уровня власти. Система доходов должна обеспечивать условия, при которых функционирование органов власти всех уровней результативно, действенно. Это возможно, если величина доходов бюджета соответствует их расходным обязательствам и доходы поступают в бюджет регулярно.

Однако этими требованиями ограничиваться нельзя. Доля расходов, которая приходится на местные и региональные бюджеты, не может определять степень экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных органов власти и управления. Объем расходов не адекватен степени свободы. Достаточность и стабильность доходов могут достигаться по-разному. Местные бюджеты могут обладать собственными источниками доходов, а могут и получать доходы в виде перечислений из региональных бюджетов или из бюджета центрального правительства. Очевидно, что от избранного метода финансирования зависит степень самостоятельности местных органов. «Независимость местных органов, а следовательно, и уровень децентрализации, в значительно большей мере определяется их компетенцией в сфере финансов, чем компетенцией в решении других вопросов или юридическим статусом».

Выбор метода финансирования (сочетание методов) предопределяется формами и степенью децентрализации государственных функций. Компетенция государственных и административных образований и, как следствие, правовые механизмы финансовой децентрализации и самостоятельности в федеративных и унитарных государствах различны.

Однако вне зависимости от форм государственного устройства должны соблюдаться некоторые общие требования к методам финансирования бюджетов различных уровней. Это объясняется тем, что финансовая автономия местных и региональных органов власти и управления должна быть обеспечена и в федеративных, и в унитарных государствах. Могут различаться только степень и формы такой автономии.

Дело в том, что важнейшее следствие автономии - независимость. В бюджетно-налоговом смысле это означает, что региональные органы власти и управления не должны зависеть от решения центральных органов о передаче части доходов для финансирования расходов, ответственность за которые несет регион. Соответственно местные органы власти и управления не должны зависеть от решений центральных и региональных органов.

Такая независимость - условие существования демократической системы, основанной на выборных органах власти. «Если доходы одного уровня власти зависят от другого, то избирателям трудно определить ответственность избранных ими руководителей за их деятельность».

Принцип финансовой самостоятельности местных органов власти и управления закреплен в международных документах.

Европейская хартия местного самоуправления констатирует, что органы местного самоуправления являются основой любого демократического строя, что через них наиболее непосредственным образом реализуется право граждан на участие в управлении государственными делами. Деятельность органов местного самоуправления эффективна, если они наделены реальными полномочиями. Реализовать эти полномочия можно только при наличии необходимых средств.

Хартия определяет, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть, во-первых, достаточными, т.е. соразмерными полномочиями, предоставленным этим органам конституцией и законами. Во-вторых, финансовые системы, на которых основываются ресурсы органов местного самоуправления, должны быть разнообразными и гибкими. Иными словами, доходы органов местного самоуправления должны быть стабильными, несмотря на изменения условий их деятельности. И, наконец, в-третьих, органы местного самоуправления должны обладать собственными доходами. Хартия определяет, что «поменьшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом».

Другую часть финансовых ресурсов составляют трансферты (в форме дотаций, субсидий, субвенций) из бюджетов других уровней управления. Важнейшим является вопрос о соотношении этих частей. Хартия не определяет, какую долю в бюджете местного органа должны составлять собственные доходы. Этот вопрос в каждой стране может решаться по-разному.

Выдвигают следующие аргументы в обоснование того, что в местные и региональные бюджеты большая часть доходов должна поступать в виде собственных (местных, региональных) налогов.

Во-первых, наиболее бережно и рационально расходуются средства, собранные в качестве местных налогов. Налогоплательщики внимательнее относятся к ним, а не к перечислениям из других бюджетов, поскольку непосредственно ощущают связь между уплатой налогов и получением выгод.

Во-вторых, наличие собственных источников доходов исключает ссылки на недостаточность финансирования как на оправдание бездеятельности местной администрации.

В-третьих, усилия органов власти и управления направлены на реализацию местных программ и не затрачиваются на лоббирование в центральных органах получения необходимых средств.

В-четвертых, контроль за использованием перечислений из других бюджетов ведется на стандартной основе. Это лишает возможности гибко и оперативно учитывать местные особенности.

В-пятых, если доля поступлений из других бюджетов велика и ее размер строго фиксирован, то возможность местных органов реагировать на изменения потребностей минимальна. Например, если трансферты составляют 70% доходов бюджета, то увеличение расходов на 15% потребуют 50%-ного увеличения собственных доходов. Такое резкое увеличение местных налогов в большинстве случаев невозможно.

Но есть условия, которые диктуют ограничение доли собственных налогов в доходах региональных и местных бюджетов.

Экономический потенциал регионов существенно различается. В результате различаются и базы налогообложения, и суммы налогов, собираемых в регионах. Если все бюджеты будут формироваться исключительно за счет собственных налогов, то возникает неравенство в бюджетной обеспеченности населения.

Эту проблему наглядно демонстрирует пример России. Три региона (Москва, Санкт-Петербург и Самарская область) с населением 16,6 млн. человек вносят в консолидированный бюджет около 30% всех налоговых платежей. В то же время 12 наиболее депрессивных регионов с той же численностью населения вносят порядка 5,6 налоговых платежей.

В расчете на одного человека бюджетные поступления существенно различаются. Было бы несправедливым учитывать эти пропорции при формировании местных бюджетов, поскольку они обусловлены не реальным вкладом в экономику населения преуспевающих регионов, а особенностями экономики страны в целом.

Проблему уменьшения неравенства бюджетной обеспеченности населения из-за неравномерного размещения источников поступлений называют проблемой горизонтального выравнивания.

Технически невозможно изъять у благополучного региона «излишки» доходов. Изымается источник дохода в целом. Некоторые из собираемых в регионе налогов объявляются доходами федерального бюджета. Посредством различных механизмов часть собранных сумм может возвращаться в бюджет региона-донора; другая часть передается регионам-реципиентам.

Рассматривая проблему перераспределения средств между субъектами Федерации, Конституционный Суд РФ отметил, что при этом должен соблюдаться принцип равноправия. Он не означает фактического равенства объемов и нормативов отчисления собранных налогов. Суд РФ отметил, что «в силу конституционного принципа равноправия субъектов РФ в основу такого перераспределения должны быть положены единые критерии».

Таким образом, если у депрессивных регионов доля собственных налогов незначительна из-за недостаточности сумм налогов, то у других регионов - из-за их «взноса» в систему перераспределения.

С проблемой горизонтального выравнивания не следует путать проблему распределения прав на получение доходов. Эта проблема особенно актуальна для федеративного государства с богатыми и неравномерно распределенными по территории природными ресурсами.

Эксплуатация природных ресурсов приносит экономическую ренту - высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих субъектов. «Налоги на экономическую ренту в регионах, богатых природными ресурсами, дают возможность органам власти этих регионов снижать налоги, осуществлять денежные выплаты населению, обеспечивать исключительно высокий уровень общественных услуг и субсидировать деловую активность на подведомственной территории. Эти действия с тоски зрения других регионов представляются неоправданными, так как разрушают единое поле конкурентной среды, усугубляют территориальное различие в исходных условиях развития регионов и т.п.

Местные органы должны получать компенсацию финансовых, общественных, экологических и других издержек и потерь, вызванных эксплуатацией природных ресурсов. Большая же часть ренты должна поступать в федеральный бюджет для перераспределения в интересах страны в целом.

Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Смысл этой нормы состоит в том, что при использовании природных ресурсов населения соответствующей территории имеет право на часть полученных доходов, в том числе и в виде отчислений от налогов на природопользование, но не все суммы налогов, поскольку это таит угрозу существованию Федерации, нарушает принцип единства экономического пространства. Необходимо также учитывать, что первична гражданская принадлежность к России, а не к субъекту Федерации.

Ограничение доли собственных доходов местных и региональных бюджетов продиктовано и необходимостью проведения единой государственной политики. Финансовое воздействие эффективнее прямого административного воздействия. Предоставляя ресурсы и контролируя их целевое использование, федеральное правительство быстрее и точнее достигает поставленных елей. Влияние на деятельность местных и региональных властей тем больше, чем большую долю их расходов контролирует федеральное правительство.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Предоставление субсидий и субвенций регионам для пополнения их собственных ресурсов способствует проведению единой политики.

Таким образом, главная трудность заключается в поиске разумного компромисса между стремлением органов местного самоуправления и органов власти и управления регионов добиться финансовой самостоятельности и задачей предотвращения финансового сепаратизма, губительного для государства в целом.

В последние два десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.

Сильным стимулом развития ряда услуг послужила крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых зарубежных странах в 80-е гг. В ее ходе намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития - техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни.

В параметрах экономической динамики действие этих факторов проявлялось в расширении спроса на услуги со стороны основных агентов хозяйственного процесса. Доля затрат на услуги в сумме потребительских расходов населения за последние годы в США повысилась с 51 до 59%, во Франции - с 38 до 47%, Великобритании - с 39 до 48%, Японии - с 51 до 58%. Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны современного хозяйства. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам, 50-80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства .

Расходы на услуги выросли в крупную статью производственных издержек фирм разной отраслевой принадлежности. Так, в США в частном секторе расходы только на деловые услуги в процентах к конечному продукту в частном секторе хозяйства выросли с 6,5 до 9,4%, в обрабатывающей промышленности - с 10,0 до 16,2%, в здравоохранении - с 4,4 до11,6%. Подобные затраты особенно значительны в самих отраслях услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности.

Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Что касается региональной структуры мировой торговли услугами, то Северная Америка и Азия более динамично увеличивали свое участие в обмене услугами, чем Западная Европа. Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили экспортную специализацию в этой сфере:

Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации.

Таблица 1 - Региональная структура международной торговли услугами в 2000 и 2008 гг. (в %)

Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг) :

Таблица 2 - Ведущие страны в мировой торговле услугами в 2000-2008 гг. (в %)

Крупнейшим экспортером коммерческих услуг в 2008 г. являлись США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%). Причем с каждым годом их отрыв от других стран все более увеличивается. На США приходятся максимальные объемы торговли услугами по каналам филиалов корпораций (продажа филиалами американских ТНК на международном рынке и продажа услуг иностранными филиалами ТНК в США).

Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.

Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации.

Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.

Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

За период 1990-2008 гг. снижение объемов внешней торговли услугами наблюдалось лишь у некоторых африканских стран (Алжир, Бенин, Замбия, Габон, Конго, Камерун, Ливия, Нигерия) и стран Ближнего Востока (Иран и Саудовская Аравия) .

При общей поступательной динамике услуг в наблюдаются и четко выраженные отраслевые различия. По динамике и во внешнеторговой сфере лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за этот период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии - около 3 млн., Великобритании - 1,5 млн., Германии - 1,4 млн., Франции - 0,6 млн. человек.

Быстрее всего в этой отрасли развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность страны на мировом рынке. Компьютеризация и информатизация экономического пространства выходят на одно из ведущих мест в современной мировой инфраструктуре. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Значительное увеличение спроса на информацию началось в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной борьбы. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и, прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано также общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли.

Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых приходится 80% всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли - продажи информационных услуг. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха - сетевой компьютеризации. Мощный толчок этому процессу дала транснациональная сеть Интернет.

Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в деловой сфере, где наибольшей популярностью пользуется электронная почта, экономическая отдача которой наиболее наглядна. Полезность web-страниц в качестве инструмента маркетинга уже не вызывает сомнений. Они имеют неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых компаниями продуктов и услуг. Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.

Еще одним видом услуг на мировом рынке является реклама. Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках действует сейчас большое количество фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию. В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса .

Стремительно растет консультационный бизнес, функцией которого является разработка и предоставление клиентам научных решений самых разных хозяйственных проблем в виде информации, экспертизы, консультаций или прямого участия по контрактам в управлении, изучении рынков, разработке и реализации мер по повышению эффективности и т.п. Ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг - службы по подбору персонала (в т.ч. для временных работ), а также по обеспечению связей фирм с общественностью, поддержанию на производстве нормального социального климата и т.д.

В динамичное ядро рассматриваемой сферы во многих странах входят также связь и телекоммуникации. В первую десятку стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада.

В настоящее время также динамично развиваются кредитно-финансовые и страховые услуги. Мировой опыт показывает, что страхование - это эффективный инструмент концентрации и вовлечения в хозяйственную деятельность средств корпоративных организаций и частных лиц, оказывающий стабилизирующее воздействие на экономику. В промышленно развитых странах отношение к рынку страховых услуг определяется как к стратегическому сектору экономики и мощному фактору положительного воздействия на нее. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония - 11,25%, Германия - 10,19%, Великобритания - 5,93% .

Используя передовые информационные технологии и возможности, открываемые политикой дерегулирования и либерализации рынков, все эти отрасли в последние 15-20 лет вышли на качественно новый виток в своем техническом оснащении, уровне и качестве обслуживания производства и населения и ныне играют решающую роль в стремительном процессе глобализации хозяйственной жизни.

В услугах социально-культурного профиля по темпам лидируют социальные услуги тем категориям населения, которые нуждаются в непосредственной помощи и поддержке общества - инвалидам, престарелым. Научно-технический прогресс, повышение жизненного уровня населения и расширение государственных программ медицинского обслуживания стимулируют развитие сферы здравоохранения. Устойчивые темпы характерны и для сферы образования. Эти отрасли образуют крупный сектор современной сферы услуг. Расходы на образование в ведущих западных странах в последние годы варьировали в пределах 4,9-7,1% ВВП, на здравоохранение - 7,2-14,2%. В группу быстродействующих отраслей входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Здесь первенство по динамике держит кинопроизводство, видео - и аудиобизнес, различные формы активного отдыха и, прежде всего, туризм, доля которого в стоимости экспорта услуг превышает 1 / 3. Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

Международный туризм приобрел всемирный характер в 60-70-х гг. в среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% на остальные регионы. По данным Всемирного совета по туризму, в 2008 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. Наибольшие доходы получили США (40579 млн. долларов). Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между расходами и доходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+ 14339 млн. долл.), затем - Франция (+ 7761 млн. долл.), Австрия - (+ 6805 млн. долл.), Италия (+ 5916 млн. долл.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония (- 21350 млн. долл.) и Германия (- 19153 млн. долл.) .

Для других услуг характерны более умеренные темпы - на уровне средних показателей по сфере услуг или по всему хозяйству. Довольно противоречива динамика отраслей транспорта и торговли. Рост потребностей в их операциях сдерживается относительным сокращением в структуре хозяйства доли материальной продукции, транспортировкой и реализацией, которой заняты эти отрасли. Но такие черты «новой экономики», как углубление межотраслевых связей в ходе специализации производства, дифференциация спроса, разукрупнение предприятий и переход от экономии на масштабах к экономии на разнообразии чрезвычайно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства.

В последнее время обнаруживается неоднозначное и возрастающее влияние на торговлю электронной коммерции. В результате в одних странах позиции транспорта и торговли в хозяйстве продолжают расширяться, в других - они стабилизировались или даже сокращаются. Примерно аналогичная динамика типична для таких крупных и зрелых отраслей, как гостиничное хозяйство и авторемонтный бизнес, развитие которых сводится в основном к технической и организационно-структурной модернизации.

Целый ряд услуг - общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка - развиваются сравнительно низкими темпами. Под воздействием конкуренции со стороны товаров - заменителей и изменений в уровне и стиле жизни их доля в макроэкономических показателях в большинстве стран сокращается. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, химических товаров, продовольствия, а также их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении.

В зависимости от национальной специфики производство услуг, особенно социально-культурных, в разных странах распределяется между частным и государственным секторами в различных пропорциях. Но в последние 20-30 лет в большинстве стран рост услуг концентрировался в частном секторе. В государственном секторе объемы их производства относительно сокращались или стабилизировались в соответствии с неконсервативными программами сокращения госрасходов и мерами по разгосударствлению экономики.

Отмеченные динамические и структурные тенденции характерны практически для всех развитых стран, хотя национальная специфика накладывает заметный отпечаток на конкретные показатели. Таким образом, в динамике и структуре услуг четко прослеживается сдвиг в сторону их более сложных, наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни.

Современное положение России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. До 90% ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 1,5%.

Высокие показатели российской экспортной квоты - 45% в 2000 г. в расчете по официальному обменному курсу Банка России по сравнению с 7-8% в советское время - прямой результат утраты почти половины потенциала экономики страны в 90-е годы, роста цен и обесценения рубля после августа 1998 г. В то же время эта квота не является показателем диверсифицированной экономики, а скорее всего, свидетельствует об излишней зависимости от спроса внешнего рынка, конъюнктура которого на эти товары в долгосрочном плане может резко меняться. Наибольшая экспортная зависимость имеется у добывающей промышленности и отраслей первичного передела: в производстве энергоресурсов - 46% по нефти, 33% по газу, а в металлургии, деревопереработке, базовой химии и производстве минеральных удобрений экспортная квота достигает 70-80%.

В последние годы именно сырьевой экспорт благодаря высоким ценам на мировом рынке, особенно на нефть, стал локомотивом развития всего народного хозяйства и его дальнейшей топливно-сырьевой направленности. В 1996-2000 гг. экспорт увеличился более чем на 22%, обеспечив 6,5% прироста ВВП и решающий вклад в преодоление последствий кризиса 1998 г.

В кризисных условиях переходного периода России поступления от экспорта, в первую очередь сырьевого, сыграли роль одного из немногих действенных инструментов стабилизации внутреннего финансового рынка, пополнения бюджета, поддержания курса рубля и накопления достаточно больших валютных резервов, столь необходимых для погашения высокого внешнего долга.

Таблица 26.5. Динамика внешней торговли Российской Федерации
Показатель 1996-2000 г. 2005 г.млрд дол.
млрд дол. %
Оборот - всего, в том числе: 625 100 370
дальнее зарубежье 494 79 315
страны СНГ 131 21 55
Экспорт - всего, в том числе: 418 100 245
дальнее зарубежье 347 83 212
страны СНГ 71 17 34
Импорт - всего, в том числе: 207 100 125
дальнее зарубежье 147 71 103
страны СНГ 60 29 22

Источник: Таможенная статистика Российской Федерации.

Для внешнеторгового оборота России последних лет характерно постоянное, почти двукратное превышение экспорта над импортом: актив торгового баланса в 2005 г. достиг 120 млрд. дол. В то же время в товарной структуре этого оборота за последнее десятилетие каких-либо серьезных позитивных изменений не произошло. Главное место в экспорте с тенденцией к дальнейшему увеличению по -прежнему занимает продукция добывающих отраслей, в первую очередь нефти и природного газа, - 55% в 2002 г. против 45% в 1990 г., металлы (соответственно около 19 и 16%), продукция химической и лесоперерабатывающей промышленности (около 12 и 9%), машины, оборудование и средства транспорта (9,5 и 18%), продовольствие и сельхозсырье (2,6 и 2,1%). В 2005 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1/3, в том числе экспорт на 34% и импорт на 28,5%.

Российские поставки наукоемкой продукции на мировой рынок составляют порядка 8-8,5 млрд. дол., или 7-8% общего российского экспорта товаров и услуг. В 2005 г. экспорт машин, оборудования и транспортных средств составил лишь около 5% всего экспорта. Главная часть этих поставок (6-7 млрд. дол.) приходится на так называемую режимную продукцию - вооружение, товары и услуги атомной и ракетно-космической промышленности.

В импорте за эти же годы основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (соответственно 36 и 44%), продовольствие и сельхозсырье (22,5 и 22,7%), продукция химической промышленности (17 и 9%), текстиль и обувь (5 и 9%), а также некоторые металлы (6 и 5%).

Сохраняющаяся в последние годы относительно высокая прибыльность сырьевого экспорта и сложившаяся с учетом этого экономическая политика и интересы ведущих промышленно-финансовых групп дают мало надежд на масштабный перелив доходов в сектора обрабатывающей промышленности Российской Федерации. Более того, крупные активы все еще продолжают уводиться за границу.

Как известно, топливно-сырьевая специализация в плане стратегическом бесперспективна, поскольку фактически означает проедание национального богатства, серьезно подрывает производственный и научно-технический потенциал развития нации и в конечном итоге ее международную конкурентоспособность. Изменение же экспортной ориентации возможно лишь при активном государственном вмешательстве, что представляется крайне непростым делом.

Улучшение международной специализации России было бы возможно по следующим основным направлениям. Во-первых, это серьезная диверсификация существующего экспорта за счет повышения степени обработки выпускаемой продукции, расширения номенклатуры основных товарных групп экспорта, более активного вовлечения во внешнеэкономическую деятельность новых регионов страны. Это, пожалуй, наименее затратный путь .

Другим путем является всемерное расширение отечественного высокотехнологичного экспорта, в том числе продукции электротехники, электроники, научного приборостроения, спецтехники и вооружения, товаров и услуг атомной и авиаракетной отраслей. Потенциальные возможности выхода на внешний рынок для этих отраслей предоставляет бурно развивающаяся в мире технологическая и производственная кооперация . Трудностями на этом пути сегодня выступают сравнительно низкое качество отечественной продукции, отсутствие выхода на потребительский рынок многих видов специальной техники и услуг, нарушение ранее сложившихся связей между наукой и производством, его в основном устаревшая технологическая база.

Серьезные возможности для финансового обеспечения этих направлений имеются у России в виде уже накопленного рекордно высокого золотовалютного резерва (порядка 150 млрд. дол. в середине 2005 г.) и достаточно крупных средств, накопленных в "стабилизационном фонде", главным образом благодаря крайне благоприятной конъюнктуре на мировом нефтяном рынке. Показательным прецедентом в этом отношении стало слияние в середине 2000 г. "Северстали" с европейским концерном "Арселон". Оно позволяет говорить о реальной возможности участия России в европейской интеграции по новому сценарию, т.е. на базе использования сторонами преимуществ международного разделения труда и специализации, не дожидаясь межгосударственных договоренностей о зоне свободной торговли или общего экономического пространства.

Кроме того, реальный путь успешного выхода наших предприятий на остро конкурентные мировые рынки в сфере наиболее динамичного сектора мировой экономики и международной торговли - обрабатывающей промышленности лежит через широкую кооперацию с передовыми компаниями промышленно развитых стран.

Главной торгово-политической проблемой для России сегодня является нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле. В ходе переговоров со стороны наиболее влиятельных членов этой организации, так называемых квадро, т.е. США, ЕС, Японии и Канады, к России предъявляются требования, которые не обязательны для вступающих стран. В их числе полная отмена импортных пошлин на широкую гамму товаров, отказ от регулирования внутренних цен (тарифов) на энергоносители и их повышение до уровня мировых, масштабная либерализация сектора услуг, ограничение государственной поддержки сельского хозяйства и субсидий для экспортеров аграрной продукции. Эти требования говорят о стремлении принять Россию на условиях, отличных от "стандартных", т.е. на условиях, которые ВТО обычно применяет к странам, имеющим слабые конкурентные позиции.

Следует учитывать, что степень либерализации российского импорта и так уже является довольно высокой. Так, среднеарифметический уровень пошлин в России в 2001 г. составил 11,8% против 7,8% в 1993 г. Для ЕС этот показатель равен 3,9 и 3,7% соответственно, США - 4,0 и 5,6%. Вместе с тем известно, что более высокий уровень таможенной защиты по сравнению с российским уже имеют Индия, Китай, Вьетнам, Румыния, Болгария, Мексика, Бразилия и ряд других стран, относительно недавно ставших членами ВТО.

Суть дискуссии в нашей стране по вопросу участия в ВТО сводится к тому, что оно не должно быть самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Главная выгода для страны, если она присоединится к ВТО, состоит в "добровольно-принудительном" формировании действительно рыночной, конкурентной среды, где все участники внешнеэкономической деятельности должны будут соблюдать установленные в мире правила игры. В результате постепенно, в течение заранее оговоренного переходного периода будет создана предсказуемая и надежная организационно-правовая основа для устойчивого и уверенного дальнейшего экономического роста России.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте сущность понятий "международное разделение труда" и "международная специализация и кооперация", покажите их роль в развитии мировой торговли и глобального производства.
  2. В чем проявляются "сравнительные преимущества" участия страны в мировой торговле?
  3. Назовите основные показатели, характеризующие степень участия страны в международной торговле.
  4. Как проявляется взаимосвязь торговли товарами и услугами?
  5. Какие товары и услуги определяют развитие современной международной торговли?
  6. Каковы главные направления и особенности современной торговой политики (двусторонней и многосторонней)?
  7. В чем особенности применения режима наибольшего благоприятствия и национального режима?
  8. В чем заключается специфика участия России в международной торговле, особенности ее товарной структуры экспорта и импорта?
  9. В чем отличие ВТО от других международных экономических организаций?
  10. На каких условиях возможно присоединение России к ВТО?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие международных услуг и история развития торговли ими. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2009

    Состав, структура мирового рынка услуг и его регулирование. Виды международных услуг и сферы их реализации. Особенности услуг как предмета экспорта и импорта. Специфика международной торговли услугами, торговое посредничество, соглашение ЕС и России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2010

    Теоретические подходы к анализу мирового рынка услуг. Классификация услуг в системе международной торговли. Внешняя торговля Российской Федерации. Перспективы развития сферы услуг государства в рамках вступления страны во Всемирную торговую организацию.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2015

    Международная торговля услугами как важнейший фактор интенсификации и глобализации современной экономики. Особенности и приемы формирования региональных рынков услуг. Основные тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Международный рынок банковских услуг, их сущность и основные виды. Банковские услуги в международной экономике. Современные тенденции международной торговли банковскими услугами. Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2010

    Роль сферы услуг в мировой экономике. Факторы развития международного рынка услуг. Специфика торговли услугами. Общие обязательства стран-членов Всемирной торговой организации в рамках ГАТС. Возможности российских поставщиков после присоединения к ВТО.

    реферат , добавлен 20.05.2012

    Характеристика мирового рынка услуг, его динамика, структура и методы регулирования. Понятие международной торговли благами и ее глобализация. Географическая направленность торговли услугами. Особенности развития сферы услуг в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011



Бизнес идеи