Самолет «Ястреб» на рулежке. Наружные и внутренние конструкционные особенности

Легкий самолет F-32 Ястреб, разработанный конструкторским бюро АэроСамара, впервые поднялся в небо в 2003 году. Многоцелевой летательный аппарат построен используя схему свободнонесущий низкоплан в сторогом соответствии с нормами JAR-VLA.

Легкий самолет F-32 Ястреб

Снаружи и внутри

Использование при изготовлении планера и других элементов конструкции композиционных 3-слойных углепластиковых материалов способствует точному соблюдению заданных аэродинамических характеристик, длительной эксплуатации и возможности эксплуатации воздушного судна в любых условиях. Оперение летательного аппарата выполнено из металла, а стойки шасси приспособлены к взлетам и посадкам в полевых условиях.

Кабина пилотов, рассчитанная на двух райдеров ростом не более 195 см, имеет хорошую обзорность благодаря ее панорамному остеклению. Наличие регулировки кресел экипажа по высоте обеспечивает возможность индивидуальной подгонки под особенности телосложения каждого из пилотов.

Российский бизнес-проп характеризуется простотой управления и удобством в эксплуатации

Российский бизнес-проп характеризуется простотой управления и удобством в эксплуатации. Для этого в кабине пилотов самолета установлен комплект приборного оборудования для совершения визуального полета, система спутникового позиционирования GPS, радиостанция УКВ-диапазона, система отопления, спасательная система и противокапотажная рама. В качестве опций самолет может быть дооборудован дополнительными топливными баками, фарами и другим оборудованием.

Варианты исполнения

В зависимости от предназначения воздушная машина может выпускаться в нескольких вариантах. Первый из них — спортивный одноместный самолет с установкой винта изменяемого шага. Энерговооруженность летательного аппарата обеспечивается за счет одного поршневого двигателя Rotax 912ULS способного выдавать выходную мощность в 100 л.с.

При этом самолет может развивать максимальную скорость 230 км/ч. Следуя в крейсерском режиме, практическая дальность полета воздушного судна составляет 1000 км при выдерживании скоростного режима в 180 км/ч, а скороподъемность машины равна 300 метрам за минуту.

Воздушная машина может выпускаться в нескольких вариантах

В варианте учебно-тренировочного самолета машина может комплектоваться на выбор заказчика силовым агрегатом Jabiru 2200 мощностью в 85 л.с. при 3300 об./мин. Четырехцилиндровый оппозитный мотор способен обеспечить максимальную скорость в 245 км/ч. Как альтернатива также могут быть использованы двигатели Субару и Сузуки.

Следующая модификация — одноместная. Она характеризуется оснащением фюзеляжа крылом уменьшенного размера и более сильным авиамотором Rotax-914 оснащенным турбонаддувом. При этом максимальная скорость воздушного судна достигает значения 250 км/ч, а крейсерская — 210 км/ч. Дальность полета равна 1000 км, а при использовании винта с изменяемым шагом правомерно ожидать значительного улучшения летных параметров.

Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) Первушин Антон Иванович

Разведывательный самолет «Ту-123» («Ястреб»)

В конце 1950-х годов в связи с нарастанием угрозы внезапного ядерного удара со стороны США руководство Советского Союза приняло решение создать систему дальней беспилотной фото- и радиоразведки под шифром «Ястреб». Ответственность за решение этой задачи возложили на ОКБ Андрея Туполева.

Конструкторам ОКБ поручалось на основе опытного беспилотного самолета «Ту-121» спроектировать дальний беспилотный разведчик. В отличие от исходного самолета, в соответствии с новым назначением этот аппарат должен был оборудоваться аппаратурой фото- и радиоразведки, системами привода в заданную точку и спасения полученных разведывательных материалов. Дополнительно бюро поручалось проработать возможность многоразового использования перспективного разведчика.

Постановлением Совета министров от 16 августа 1960 года задавались необычайно жесткие сроки на создание системы заводские летные испытания должны были начаться в третьем квартале 1960 года, совместные испытания - через год, а уже в 1961 году завод № 64 в Воронеже должен был выпустить 18 серийных машин.

Новый беспилотный самолет-разведчик получил по ОКБ старое обозначение: самолет «123» («Ту-123») или «ДБР-1» («Дальний беспилотный разведчик»).

При проектировании «Ту-123» и системы «Ястреб» конструкторы столкнулись с целым рядом специфических проблем.

Помимо необходимости создания высокоточной разведывательной аппаратуры, сложнейшего навигационного комплекса и эффективной парашютной посадочной системы спасения носового отсека, нужно было продумать и обеспечить автономность базирования и применения самолета в условиях, «неподготовленных в инженерном отношении», решить задачу перебазирования его элементов своим ходом на расстояние до 500 километров с сохранением боеспособности, создать ряд систем автоматической проверки бортового оборудования, разработать и проверить на практике идеологию различных этапов эксплуатации разведчика, подготовить на этой базе необходимую эксплуатационную документацию для строевых частей.

В результате на свет появился уникальный разведывательный комплекс, ставший прототипом для ракетопланов конструкции Туполева.

«Ту-123» представлял собой цельнометаллический моноплан нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Габариты: длина самолета - 27,835 метра, высота - 4,781 метра, размах крыла - 8,414 метра, взлетная масса с ускорителями - 35 610 килограммов, масса пустого - 11 450 килограммов.

Крыло «Ястреба» не имело механизации и каких-либо рулевых поверхностей, его внутренние объемы не использовались.

Снизу-сзади на консолях крыла крепились антенны аппаратуры радиоуправления. Хвостовое оперение состояло из трех цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Эти поверхности управляли самолетом по трем каналам.

Фюзеляж типа монокок изготавливался из шести секций.

Носовая часть массой 2800 килограммов выполнялась спасаемой на парашютной системе. Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. В ней размещалась разведывательная аппаратура, система кондиционирования, часть агрегатов воздушной системы, электро- и радиооборудование, четыре опоры шасси и основной посадочный парашют.

Для обеспечения доступа к этому оборудованию носовая часть имела два эксплуатационных разъема. Она хранилась и транспортировалась отдельно, в специальном закрытом полуприцепе с необходимым для разведаппаратуры микроклиматом, а при подготовке к полету с помощью подъемного крана пристыковывалась к самолету.

В неспасаемой хвостовой части фюзеляжа находились силовая установка, топливные баки, автопилот, агрегаты воздушной системы, энергоузел и тормозной парашют.

Маршевый турбореактивный двигатель «КР-15» (короткоресурсный вариант двигателя «Р-15Б») имел нерегулируемое эжекторное сопло и работал на форсажном режиме на протяжении всего полета, развивая тягу в 10 тонн. На нижней поверхности хвостовой части располагался нерегулируемый сверхзвуковой воздухозаборник с неподвижным полуконусом.

Для обеспечения устойчивой работы двигателя на дозвуковых скоростях к обечайке воздухозаборника снаружи пристыковывался специальный коллектор в форме полукольца, который при достижении околозвуковых скоростей отстреливался. Одновременно с маршевым турбореактивным двигателем на начальном этапе полета работали два твердо топливных ускорителя тягой по 75 тонн, установленные под крылом у бортов фюзеляжа. Оканчивалась хвостовая часть эжекторным соплом. Сверху был установлен контейнер с тормозным парашютом, снизу - подфюзеляжный гребень.

Предполетная подготовка и запуск «Ястреба» производились на стартовой установке «СУРД-1», которая могла буксироваться тягачом «МАЗ-537». Перед пуском выполнялись предусмотренные проверки бортовых систем и в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полета. Самолет поднимался в стартовое положение под углом 12° к горизонту.

Включался маршевый двигатель и выводился на максимальный, затем на форсажный режим работы. Самолет при этом удерживался на установке единственным специальным болтом.

Далее командир стартового расчета производил пуск. Одновременно срабатывали оба пороховых ускорителя, и аппарат, срезая спецболт, сходил с установки. Через несколько секунд после старта отработавшие ускорители отстреливались.

На завершающем этапе полета самолет управлялся, как правило, в ручном режиме, с помощью бортовых и наземных радиотехнических средств. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя, слив остатков топлива, перевод «Ястреба» в набор высоты для гашения скорости и выпуск тормозного парашюта. После этого производилось отделение от самолета носовой части, выпуск ее посадочных опор и основного парашюта, обеспечивающих безопасное приземление этого отсека.

Хвостовая часть самолета опускалась на землю на тормозном парашюте с большой вертикальной скоростью и при ударе о землю деформировалась так, что повторно быть использована не могла. При проектировании «Ту-123» предполагалось многократное использование его носовой части.

Однако на практике для каждого полета целиком готовился новый самолет.

Существовавший задел по беспилотному самолету «Ту-121» позволил в короткие сроки подготовить к испытаниям первые экземпляры «Ястреба» для заводских и совместных испытаний. Заводские испытания были закончены в сентябре 1961 года, государственные испытания - в декабре 1963 года.

На основании положительных результатов этих испытаний постановлением Совета министров от 23 мая 1964 года система дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки «Ястреб» была принята на вооружение советских ВВС.

Серийное производство беспилотного самолета «Ту-123» и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972 года; всего было построено 52 экземпляра. Полеты «Ястреба» с целью проверки и поддержания практических навыков специалистов обслуживающих частей проводились, как правило, только на крупных советских полигонах, а маршрут прокладывался над малонаселенными районами СССР.

Если из-за отказа бортовой аппаратуры самолет отклонялся от маршрута с тенденцией ухода за пределы полигона, производилась его ликвидация: с земли поступала радиокоманда на выключение двигателя и перевод машины в пикирование с глубоким креном.

Система состояла на вооружении разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах, до 1979 году. После принятия на вооружение в 1972 году разведчика «МиГ-25Р» комплексы «ДБР-1» постепенно стали снимать с эксплуатации.

Создание самолетов «Ту-121», «Ту-123» и системы «Ястреб» заложило основы по аэродинамическим расчетам беспилотных самолетов с учетом законов автоматического управления, специфики проектирования и изготовления бортового оборудования и, прежде всего, по системам навигации и управления, технологии изготовления и отработки в производстве беспилотных летательных аппаратов, их испытаний и доводки.

На основе самолета «Ту-123» было подготовлено несколько интересных проектов. Среди них - беспилотный caмолет-мишень «Ту-123М» («Ястреб-М»), полностью спасаемый самолет «Ту-139» («Ястреб 2»), проект самолета «Ту-123» с ядерной силовой установкой, проект самолета «Ту-123» с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, рассчитанный на скорости в 3 или 4 Маха. Рассматривался и пилотируемый вариант возвращаемого разведчика «Ту-123П» («Изделие 141», «Ястреб-П»). Однако для нас наибольший интерес представляет проект использования самолетов «Ту-123» в качестве последней ступени ударной ракетной планирующей системы «Ту-130».

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Самолет-разведчик «SR-71» Заказчиком «А-12» выступало ЦРУ, поэтому ударные возможности для этой машины представлялись излишними. Однако Келли Джонсон хотел в полной мере реализовать потенциал своего детища он считал, что ВВС также необходим скоростной высотный разведчик,

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Гиперзвуковой самолет «Х-15» Программе создания самолета, способного превысить скорость звука в пять и более раз, был дан серьезный толчок 23 декабря 1954 года, когда представители ВВС, ВМС и НАКА подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому создавался

Из книги Боевые корабли мира на рубеже XX - XXI веков Часть III Фрегаты автора Апальков Юрий Валентинович

Самолет-снаряд «М-44» Еще один проект Павла Цыбина - крылатая ракета «РСС» - получил развитие в ОКБ-23 Владимира Мясищева. Здесь этот аппарат, являющийся по сути прототипом космоплана, проходил как самолет-снаряд «Изделие 44» («М-44»).Беспилотный самолет «М-44»,

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

Ракетный самолет Х-34 Ракетный самолет Х-34 создавался в рамках программы «РЛВ» для проверки выполнимости запуска небольших коммерческих и научных полезных грузов на борту «Вентура Стар».В июне 1996 года компания «Орбитал Саенсес Корпорейшен» («Orbital Sciences Corporation») получила

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Проект 11540 («Ястреб») -1 + 1 единиц СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ НЕУСТРАШИМЫЙНазвание № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Вступление в строй Зав. № ФлотНеустрашимый 712 ССЗ «Янтарь и, Калининград 01 04.86 01.05.88 24.01.93 401 БФЯрослав Мудрый (до 30.08.95 Неприступный) - То же 27.05.88 06.90 -

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-3 "Вал" (объект 767) Состояние принят на вооружение в 1970 г.Разработчик ЦНИИАГ иКБ ЧТЗИзготовитель. ЧТЗПроизводство. серия с 1972 г.Боевая масса, т 13,2+2,5%Длина, мм 6735Ширина, мм 2940Высота, мм. 1827Клиренс, мм. 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; .

Из книги Авиация 2000 04 автора Автор неизвестен

ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4 Состояние принят на вооружение в 80-х годахИзготовитель Рубцовский МЗБоевая масса, т 13,2+2%Длина, мм 6735Ширина, мм 2940Высота, мм. 2146Клиренс, мм. 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; . 0,6Преодолеваемые препятствия:– подъем,град. 35– ров, м

Из книги Человек, который летал быстрее всех автора Эверест Ф. К.

ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4М Состояние принят на вооружение в 1988г.Изготовитель Рубцовский МЗПроизводство серияБоевая масса, т 13,2+2%Длина, мм 6735Ширина, мм 2940Высота, мм..2146Клиренс, мм. 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; . 0,6Преодолеваемые препятствия:– подъем,

Из книги Траектория жизни [с иллюстрациями] автора Феоктистов Константин Петрович

Разведывательный комплекс ВР-3 «Рейс» (1972 – 1989 гг.) Более распространенной системой, которую монтировали на шасси 135МБ, являлся комплекс воздушной разведки ВР-3 «Рейс» ВВС СССР тактического назначения. Его главной составной частью являлись малогабаритные реактивные

Из книги Мост через время автора Чутко Игорь Эммануилович

3. Самолет и летчик У наших летчиков, первыми вступивших в бой в небе Кореи, опыт полетов на самолетах МиГ-15 был еще небольшим. Однако переучившиеся на него с поршневых «лавочкиных» и «Яковлевых» не испытывали трудностей ни в пилотировании, ни в эксплуатации материальной

Из книги ЛаГГ-3 автора

Самолет 31 Владимир Котельников (Москва)10 января 1936 г. на берлинском аэро дроме Темпельхоф в первый раз публично продемонстрировали новый пассажирский самолёт «Люфтганзы» - Хейнкель Не 111. Специалисты отметили, что пассажирские салоны (их было два) скомпонованы очень

Из книги автора

ГЛАВА 6 Самолет Х-1 В начале января 1949 года полковник Альберт Бойд, в то время начальник летно-испытательного центра в Райт-Филде, вызвал меня к себе. Я тогда с головой ушел в работу по испытанию реактивных истребителей и думал, что он хотел обсудить вместе со мной

Из книги автора

ГЛАВА 10 Самолет Х-2 Вопрос о создании ракетного самолета Х-2 был поднят в октябре 1945 года. Фирма «Белл эйркрафт» обратилась к ВВС с предложением провести исследовательскую работу по созданию высокоскоростного самолета со стреловидным крылом. Новый самолет в отличие от

Из книги автора

Ракета как самолет Не только выбор цели, удачные или неудачные решения конструктивных проблем самих космических аппаратов определяют возможности и перспективы космической техники. Не меньшее значение будет иметь и экономическая сторона дела: а во сколько то или иное

Из книги автора

САМОЛЁТ-НЕВИДИМКА Игорь ЧуткоСегодня мы печатаем отрывок из книги авиационного инженера и журналиста Игоря Чутко «Мост через время», готовящейся к выпуску в Политиздате. Автор специализируется в литературе по истории науки и техники. Он автор повести «Красные

Из книги автора

Самолет «К» Во второй половине тридцатых годов XX века лучшим советским истребителем считался самолет И-16, созданный конструкторским коллективом под руководством Н. Н. Поликарпова. В момент принятия на вооружение он действительно был одним из лучших истребителей в мире.

  • Дата изменения данных: 23.12.2015
Легкий многоцелевой самолет F-32 "ЯСТРЕБ"

НАЗНАЧЕНИЕ
Самолет предназначен для выполнения учебно-тренировочных, спортивных, туристических полетов, участия в авиашоу, а так же выполнения авиахимработ, патрулирования и перевозки грузов, буксировки планеров.

МОДИФИКАЦИИ
Самолет оснащается шасси с хвостовым колесом. Возможно применение шасси с носовой опорой. Самолет оборудуется лыжным и поплавковым шасси, в том числе и встроенным в поплавки амфибийным шасси.
Для выполнения авиахимработ самолет оснащается форсуночной химсистемой с баком на 230 л., подвешиваемым под фюзеляж. Это позволяет минимизировать риск попадания химикатов в кабину пилота и защищает экипаж при аварийной посадке. Форсунки химсистемы крепятся на штангах, установленных в следе крыла.
При использовании в туристическом и поплавковом вариантах, под фюзеляжем может подвешиваться дополнительный топливный бак, или грузовой контейнер, емкостью до 300л.
Для проведения патрульно-мониторинговых работ возможно применение контейнеров подвесного оборудования, общей массой до 280 кг и установка дополнительных топливных баков.
Съемный фонарь кабины позволяет производить фото- и видеосъемку, а так же сброс парашютиста или груза.

1. Одноместный (спортивный) вариант
Экипаж - 1 человек;
Масса пустого снаряжённого самолета - 360 кг;
Нормальная взлетная масса - 450 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +5,2g/-2,6g;
Запас топлива - 40 л;
Дальность полета - 400 км;

Скороподъемность - 7 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) - 55 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35градусов) 65 км/ч;
Длина разбега 70 м.

2. Учебно-тренировочный, патрульный вариант
Экипаж 2 человека;
Масса пустого снаряжённого самолета 390 кг;
Нормальная взлетная масса 600 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +4g/-2g;
Запас топлива 100 л;
Дальность полета 1100 км;
Скороподъемность 5 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 60 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) 70 км/ч;
Длина разбега 90 м.

3. Гидровариант (поплавковое шасси)
Экипаж 2 человека;
Масса пустого снаряжённого самолета 450 кг;
Нормальная взлетная масса 660 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +3,8g/-1,9g;
Запас топлива 100 л;
Дальность полета 1100 км;
Скороподъемность 4 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 65 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35градусов) 75 км/ч;
Длина разбега 100 м.

4. Агрохимический вариант
Экипаж 1 человек;
Масса пустого снаряжённого самолета 430 кг;
Максимальная взлетная масса 750 кг;
Диапазон эксплуатационных перегрузок +3,5g/-1,7g;
Объем химбака 230 л;
Тип ситемы распыления - форсуночная;
Запас топлива 40 л;
Дальность полета 400 км;
Скороподъемность 3,5 м/с;
Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) 70 км/ч;
Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) 75 км/ч;
Длина разбега 120 м.

РАЗМЕРЫ.
Размах крыла - 10, 8 м;
Площадь крыла - 14 кв.м;
Длина самолета на стоянке - 7,4 м;
Высота самолета на стоянке - 1,9 м;
Профиль крыла - NACA GA(W)-1, 17%;
Угол установки крыла - 3 град;
Угол поперечного V крыла - 4 град;
Хорда крыла - 1,3 м;
Размах стабилизатора - 3,3 м;
Ширина колеи шасси 1,9 м;
База шасси - 4,8 м.

РАЗМЕРЫ КАБИНЫ.
Ширина - 0,71 м;
Высота - 1,23 м.

ЧИСЛО МЕСТ.
"Ястреб" выполнен по схеме двухместный тандем. Самолет может эксплуатироваться в одноместном и двухместном варианте.

  • Ширина кабины 700мм.

    ДВИГАТЕЛЬ.
    Марка двигателя - Rotax-912 ULS;
    Тип двигателя - Поршневой, четырехтактный, четырёхцилиндровый, оппозитный;
    Тип охлаждения - воздушно-водяное;
    Мощность двигателя - 74.5 (100) кВт(л.с.);
    Максимальные обороты двигателя - 5800 об/ мин;
    Степень редукции - 2,4286;
    Вид топлива - автобензин АИ-95;
    Спецификация масла по API - не ниже "SF" или "SG";
    Расход топлива - 11 л/ч;
    Тип воздушного винта - трехлопастный "КиевПроп";
    Диаметр воздушного винта - 1,8 м.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ.
    Масса пустого самолета - 400 кг;
    Нормальная взлетная масса - 600 кг;
    Максимальная взлетная масса - 750 кг;
    Диапазон эксплуатационных перегрузок с нормальной взлётной массой +4g/-2g;
    Запас топлива - 40 л;
    Диапазон допустимых центровок - 22- 30 %САХ;
    Максимальная масса полезной нагрузки - 280 кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
    Крейсерская скорость - 120-180 км/ч;
    Скорость отрыва (закрылки 20 градусов) - 60 км/ч;
    Посадочная скорость (закрылки 35 градусов) - 70 км/ч;
    Макс. скорость горизонтального полета - 230 км/ч;
    Предельно допустимая скорость - 260 км/ч;
    Скороподъемность с нормальной взлётной массой - 6 м/с;
    Длина разбега с нормальной взлётной массой - 90 м;
    Практический потолок - 4000 м;
    Дальность полета - 400 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет имеет комплект приборного оборудования для визуальных полетов, СПУ, систему спутниковой навигации GPS и УКВ-радиостанцию.
    Возможна установка второго комплекта приборов для инструктора.
    Предусмотрена противокапотажная рама и установка спассистемы.
    Привод выпуска закрылков- электромеханический.
    Самолет оборудован системой управления хвостовым колесом и системой раздельного торможения основных колес с гидравлическими тормозами.
    На руле высоты установлен триммер с механическим приводом.
    Управление самолетом дублированное.
    Возможна установка дополнительных топливных баков, фар, и другого оборудования.
    В случае установки винта изменяемого шага ожидается значительный прирост летных характеристик.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    Самолет выполнен по схеме свободнонесущий низкоплан.
    Крыло с удлинением более 8 имеет щелевые закрылки большого размаха, щелевые элероны и специальные законцовки крыла.
    Вся конструкция самолета, за исключением стабилизатора и рулей, выполнена из стеклопластиковых трехслойных панелей.
    Оперение крестообразное, подкосное, металлическое. Все рули имеют весовую балансировку.
    Шасси с хвостовым колесом рассчитано на эксплуатацию самолета с неподготовленных площадок. Высота стоек шасси позволяет подвешивать под фюзеляж химаппаратуру и различные грузы, а так же применять винт большого диаметра.
    Кабина экипажа имеет панорамное остекление. Козырек фонаря кабины имеет одинарную кривизну, что позволяет уменьшить искажения.
    Компоновка кабины спроектирована для размещения пилотов, ростом до 1,95м. Кресла пилотов регулируемые по высоте.

    СТОИМОСТЬ самолета в базовой комплектации от 45 000 уе.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет разработан в соответствии с нормами JAR-VLA специалистами Самарского государственного Аэрокосмического Университета, на базе опыта постройки и эксплуатации самолетов F-02 "Кречет", F-22, С-400 "Капитан", Че-25м и других. Применение современных методов проектирования и опыт работы в области разработки легкой авиационной техники с 1992 года позволили создать самолет с лучшими в своем классе летными характеристиками. При этом самолет отличается удобством в эксплуатации и простотой управления. Применение композиционных материалов позволяет добиться хорошего качества аэродинамических поверхностей, долговечности и высокой ремонтопригодности при эксплуатации в полевых условиях.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

  • Собственная информация "АвиаПорт.ру", сентябрь 2003 г.

    Мониторинг:

    07.08.2015

    ПАО "ОДК - Сатурн" , пресс-релиз: Итоги работы компании в июле и за семь месяцев 2015 года были рассмотрены и поло…

    30.04.2015

    Газета.Ru: Власти Словакии одобрили сделку по покупке девяти американских вертолетов "Черны…

    03.02.2015

    ПАО "ОДК - Сатурн" , пресс-релиз: Губернатор Ярославской области посетил НПО "Сатурн" и принял
    участие в сов…

    19.12.2014

    Международный аэропорт Стригино, пресс-релиз: Для повышения авиационной безопасности полетов Международный аэропорт Нижний Нов…

    19.05.2014

    Российская газета, статья: В составе МВД России - около сотни летательных аппаратов

  • В конце 1950-х годов в связи с ростом угрозы возможного ядерного удара со стороны США, руководством СССР было принято решение по разработке системы дальней беспилотной фото- и радиоразведки, которая получила название «Ястреб». Ответственным за решение данной задачи было назначено ОКБ Туполева, которое уже имело опыт по созданию беспилотного ударного самолета-снаряда Ту-121. Вскоре ОКБ был создан сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик (БПЛА), получивший обозначение Ту-123 «Ястреб», другим обозначением машины было ДРБ-1 – Дальний беспилотный разведчик первый. Основным его предназначением было ведение фото- и радиоразведки на дальности более 3 000 км.

    Создание в ОКБ Туполева самолетов Ту-121 и Ту-123 «Ястреб» заложило в СССР основы по аэродинамическим расчетам БПЛА с учетом специфики проектирования и изготовления бортового оборудования, законов автоматического управления и, прежде всего, систем управления и навигации. Были заложены технологии выпуска и отработки в производстве БПЛА, их доводки и испытаний. В тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами ВВС была проведена огромная работа и определена идеология боевого применения и технической эксплуатации данного рода систем в воинских подразделениях.


    Система дальней беспилотной разведки предназначалась для ведения воздушной разведки аэродромов, позиций ракет, военно-морских баз и портов, военно-промышленных объектов, соединений кораблей, систем ПРО и ПВО противника, а также осуществления контроля за результатами использования массового поражения (химического и ядерного). Фоторазведка осуществлялась путем фотографирования больших площадей и протяженных маршрутов аэрофотоаппаратами общей и детальной разведки.

    Радиотехническая разведка выполнялась при помощи записи сигналов радиотехнических средств противника, которые работали в зоне полета самолета-разведчика. Записанные радиосигналы позволяли определить местонахождение и тип развернутых радиотехнических средств противника. Ту-123 «Ястреб» позволял производить: фоторазведку маршрута или полосы местности шириною в 60-80 км. и длиной до 2 700 км. в масштабе 1 км. в 1 см., а также полосы шириною в 40 км. и длиной до 1 400 км при использовании масштаба 200 м. в 1 см. Радиотехническая разведка осуществлялась с глубиной бокового обзора до 300 км.

    По своей конструкции БПЛА Ту-123 «Ястреб» соответствовал созданному ранее ударному самолету Ту-121, главное отличие заключалось в размещении разведывательной аппаратуры. Данная аппаратура вместе с некоторым количеством элементов навигационно-пилотажного комплекса была размещена в носовой части самолета общей массой в 2 тонны. Данная часть была возвращаемой и совершала посадку на землю при помощи парашюта. Носовая часть оснащалась специальным шасси упрощенной конструкции, которое выпускалось в воздухе непосредственно перед посадкой. Остальная часть конструкции Ту-123 после выполнения поставленного разведывательного задания погибала.

    Отсеки с установленной разведывательной фотоаппаратурой создавали своеобразное «фотоателье», которое имело остекление из жаропрочных стекол, оснащенных специальной системой обдува. Данная система предотвращала образование так называемого эффекта «марева» в пространстве между стеклами и объективами фотоаппаратов. Над соплом двигателя был расположен контейнер, в котором находился тормозной парашют, используемый для гашения скорости полета перед отстыковкой носового отсека с установленным в нем оборудованием.


    Система управления «Ястреба» работала автономно по заранее заданной программе. Вывод разведчика к месту приземления части с разведывательной аппаратурой осуществлялся при помощи приводной радиосистемы. К полету БПЛА готовился на стартовой позиции, в состав которой входили стартовый автомобиль-тягач СТА-30, который был разработан на базе ракетного тягача МАЗ-537 с полуприцепом – стартовой установкой и контрольно-стартовый автомобиль КАРДС-1. В кузове КАРДС-1 находилось проверочное оборудование. Непосредственно перед запуском в систему управления «Ястреба» вводилась программа полета. БПЛА Ту-123 стартовал с наклонной рампы. Старт, сход аппарата с пусковой установки и разгон до требуемой начальной скорости выполнялись с помощью стартовых твердотопливных ускорителей ПРД-52, обладающих тягой на уровне 80 000 кгс. каждый. Оба ускорителя прекращали работу на 5 секунде полета, после чего отделялись от фюзеляжа БПЛА.

    Маршевый полет Ту-123 «Ястреб» обеспечивался двигателем КР-15-300, который в течение 9 секунд работал на форсажном режиме с тягой в 15 000 кгс., после чего происходил отстрел коллектора воздухозаборника и двигатель переводился в крейсерский режим работы с максимальной тягой в 10 000 кгс. В полете бортовые фотоаппараты включались и выключались по команде. После завершения задания беспилотный самолет-разведчик программно разворачивался в обратном направлении и на удалении в 400-500 км. от базы происходило автоматическое включение бортовой приводной аппаратуры.
    После опознавания самолета наземными средствами осуществлялся захват на автосопровождение и выдача БПЛА команд, необходимых для его вывода в заданную точку приземления спасаемого отсека с разведывательной аппаратурой. По программе происходило выключение ТРД и происходил слив остатков топлива, после чего аппарат переводился в режим набора высоты для гашения скорости и происходил выпуск тормозного парашюта. После этого отсек с разведоборудованием отделялся и спускался на землю.

    Серийный выпуск БПЛА Ту-123 «Ястреб», а также других входящих в комплекс элементов осуществлялся в Воронеже до 1972 года, до этого времени было выпущено 52 БПЛА. Полеты Ту-123 «Ястреб» с целью поддержания практических навыков специалистов частей БСР и проверки обычно осуществлялись только на достаточно больших советских полигонах (Дальний Восток, Забайкалье, Средняя Азия). Маршруты полетов прокладывались над малонаселенными районами СССР. Если по причине отказа бортовой аппаратуры беспилотник откланялся от заданного маршрута с тенденцией ухода за пределы полигона, осуществлялась его ликвидация: с земли посылалась команда, которая отключала двигатель и переводила БПЛА в пикирование с глубоким креном.


    Система ДБР-1 состояла на вооружении разведподразделений ВВС СССР, которые были дислоцированы в западных приграничных военных округах, вплоть до 1979 года. Аппараты Ту-123 «Ястреб», стартуя с территории СССР, могли с успехом проводить разведку практически всей территории Западной Европы. Работа комплекса в СССР неоднократно проверялась большим числом полигонных пусков в рамках учений ВВС. Но не смотря на это разведку реальных целей на территории стран членов НАТО Ту-123 «Ястреб» так ни разу и не выполнил.

    После принятия на вооружение сверхзвукового самолета-разведчика МиГ-25Р в 1972 году комплексы ДБР-1 начали постепенно сниматься с вооружения, а их элементы утилизировались. Часть беспилотников Ту-123 была передана на полигоны ВВС для создания мишеней (данные БПЛА имитировали американские ракеты «Першинг»). В настоящее время сохранившийся экземпляр Ту-123 «Ястреб» представлен на выставке авиационной техники, расположенной на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе в Москве.

    На основе БПЛА Ту-123 было создано несколько различных модификаций исходного проекта:

    Пилотируемый вариант Ту-123П (Ястреб-П), возвращаемый разведчик с пилотом на борту, был подготовлен проект;
    - БПЛА Ту-139 (Ястреб 2) – полностью спасаемый вариант Ту-123, было построено несколько опытных образцов;
    - беспилотный самолет-мишень Ту-123М (Ястреб-М), был готов опытный экземпляр;

    Проект БПЛА Ту-123 с ПВРД, рассчитанный на полет на скоростях, соответствующих М=3-4;
    - проект беспилотника Ту-123 с ядерной силовой установкой;
    - проект применения беспилотников Ту-121 или Ту-123 в качестве последней ступени в ударной планирующей системе «ДП».

    Летно-технические характеристики Ту-123 «Ястреб»:

    Размеры: размах крыла – 8,41 м., длина – 27,83 м., высота – 4,78 м.
    Масса пустого – 11 450 кг., максимальная взлетная – 35 610 кг.
    Запас топлива – 16 600 л.
    Тип двигателя – 1 ТРДФ Р-15К-300, тяга нефорсированная – 10 000 кгс.
    Ускорители – 2 ПРД ПРД-52, тягой 2х80000 кгс.
    Максимальная скорость – 2 700 км/ч.
    Практическая дальность – 3560-3580 км.
    Высота полета на начале маршевого участка – 22 800 м., в конце маршевого участка – 19 000 метров.

    Источники информации:
    -http://www.airwar.ru/enc/spy/tu123.html
    -http://www.testpilots.ru/tp/russia/tupolev/123/123.htm
    -http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6004-razvedyvatelnyi-bpla.html
    http://ru.wikipedia.org



    Енвд