Хозяйство племен андроновской культуры. Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи. Андроновские жилища были идеально приспособлены к природным условиям степных и горных районо

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА»

Введение

В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название «андроновской» по месту нахождения первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.

Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана. Андроновское население западных районов испытывало постоянное влияние близкородственных племен срубной культуры и, в свою очередь, оказывало на них прямое воздействие.

Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. В каждом поселке, окруженном глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом было 10-20 больших полуземлянок. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с отверстиями, дымоходами и световыми окнами. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья 30-50 человек, а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищем и кладбищами принадлежали одному роду. При патриархальном обществе жилищами остались такие же землянки, к которым пристраивались различные хозяйственные постройки, а также загоны для скота. Для этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческо-земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского хозяйства.

С андроновским временем связано широкое распространение металлических орудий труда, оружия и украшений: втульчатых, так называемых вислооблушных топоров, ножей с выемкой у основания, кельтов, своеобразных наконечников копий и стрел, браслетов, зеркал, бус и различных подвесок.

Главными этнографическими признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.

Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в ящиках из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.

Сосуды лепились вручную. В отличие от круглодонной посуды предшествующего времени они имели плоское дно. Их внешняя поверхность украшалась сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом.

Специфической формой украшений, не выходившей за пределы распространения племен андроновской культуры, были серьги из листового листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде «очковидных» и «лапчатых» подвесок, брелки с четким орнаментом, браслеты со спирально закрученными концами.

Это указывает на высокий уровень культуры.

Происхождение андроновской культуры - проблема дискуссионная.

Трудности выяснения этой проблемы заключается в недостаточной изученности памятников предшествующей эпохи неолита и энеолита.

В исторической науке существует ряд гипотез. По одной из них предполагается, что андроновская культура возникла в результате проникновения пришлого из Средней Азии населения в среду Казахских энеолитических охотников и собирателей. Оно принесло с собой навыки и формы производящего хозяйства. Такой контакт и привел через несколько столетий к возникновению в степной и лесостепной зонах качественно новой культуры андроновских племен.

Большинство исследователей, однако, считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела.

Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменого земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств материальных благ в обширной степной зоне привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.

Андроновская культура в широком историко-культурном понимании этого термина соответствует раннему (XVIII-XVI вв до н.э.) и среднему (XV-XII вв до н.э.) периодам эпохи бронзы. В конце II начале I тыс. до н.э. в экономике, быту и культуре племен андроновской культуры происходили изменения, вызванные новой хозяйственной основой общества, переходом к яйлажному, затем к кочевому скотоводству.

В этот период, получивший название эпохи поздней бронзы (XII-начало VIII вв до н.э.) андроновские традиции в хозяйстве и культуре сменяются как показали археологические источники, более прогрессивными формами экономики и материальной культуры общества эпохи раннего железа.

1. Хозяйство андроновцев

анроновский племя бронза искусство

Древние люди путем добавления в медь олова (бронза) сделали металлические изделия прочными. Они научились отливать из бронзы различные орудия труда: топоры, копья и ножи. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт - молоко. Находки сосудов с дырочками для отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в основном, мясо лошадей и овец.

Стада были небольшие. Причем мелкого рогатого скота было в 3 - 4 раза больше, чем крупного. Люди поддерживали постоянный состав трех основных видов животных: коров, лошадей и овец.

Скотоводы выработали свою систему сохранения численности скота. Ежегодный приплод шел на убой. Таким образом создавался запас мясной пищи на долгие зимние месяцы. Часть молодняка обязательно оставляли в стаде для воспроизводства.

На зиму для скота заготавливали корм. В морозное время для молодняка отгораживали специальный отсек в теплом помещении. К домам пристраивали загоны для скота.

Палеозоологи по найденным костям смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки, например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг.

На просторах степей и в горных альпийских лугах паслись табуны лошадей в основном трех пород. Малорослые лошади высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие были похожи на современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек - наиболее грозной военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты, передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс. В степных районах Казахстана преобладали овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота.

Андроновцы практически не держали свиней.

Разводили андроновцы двугорбых верблюдов - бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из глины.

В южных районах Средней Азии, Восточном Иране и Афганистане верблюд был приручен в III тысячелетии до н.э., в Казахстане - во II тысячелетии до н.э.

Скотоводство давало пастушеским племенам ступка андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо, жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории Казахстана: Атасу, Канай, Алексеевское.

Первые пастушеские племена были оседлыми. Они располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.

При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.

Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным.

Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.

Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и Играло В хозяйстве вспомогательную роль.

Растительная пища не являлась основным продуктом питания, а служила добавлением к молоку и мясу.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место.

Увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания.

Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства.

Женщины и дети живут в селе, занимаются земледелием, а мужчины и подростки весной и летом уходят со стадами на дальние пастбища, а поздней осенью возвращаются домой.

Длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была разпичной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних Пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50 км.

Летом на богатых растительностью по альпийских лугах скот набирал и осенью табуны перегоняли в предгорья, к поселениям, расположенным на берегах степных рек. В Западном Казахстане путь до летних пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного появилось яйлажное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. Это позволило резко увеличить численность стад.

Кочевой вид скотоводства не наносит вреда природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травы на пастбище становится меньше, перекочёвывают в другой район, затем - в третий и т.д.

Пока скот пасется в других районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, появляется трава. Затем стада перегоняют на первую стоянку. Земля и растения восстанавливаются в других районах.

Кочевое скотоводство заставляет человека заботливо и бережно относиться к природе.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству в стадах уменьшается количество крупного рогатого скота, зато увеличивается число овец и лошадей.

В X-IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

2. Гончарное дело и металлургия андроновских племен

Наряду со скотоводством и земледелием важную роль в развитии производственных сил человеческого общества в эпоху бронзы сыграли добыча различных руд, обработка камня и кости.

На территории Казахстана с давних времен были известны богатые месторождения меди, олова и золота. Многочисленые древние разработки меди (Джесказган, Зыряновск, Карчига, Джалтыр, Ашилы, Уро-Тобе, Кушикбай), олова (горы Атасу, Калбынский и Нарымский хребты) и золота (Степняк, Казанчукур, Баладжал, Акджал, Дайбай, Майкопчегай, Акабек) свидетельствуют о том, что эта территория являлась одним из центров древней металлургии. Геологические изыскания показывают что добыча и плавка медных окисленных руд в древности достигала огромных размеров. Самые скромные подсчеты говорят, что в районе Джесказгана объем выплавленной меди составил примерно 100 тыс. т., отвалы же древних выработок Имантауского месторождения выражается в 48 тыс. т. медной руды. размеры горных выработок и объем вынутой руды говорят о том, что месторождение меди, олова и золота эксплуатировались на протяжении многих веков.

Разрабатывали только окисленную руду (малахит, лазурит, касситерит) с богатым содержанием меди и олова. Выработки направлялись только по рудоносным жилам, оставляя нетронутым пустую породу. Рыхлые руды добывали простым «кайлованием» отбойниками и топорами, изготовленными из вязких третичных пород и кварцитов. В плотных рудах, не поддающихся кайлованию, употреблялся способ огневой проходки. На поверхности жилы или в глубине перед забоем разводили костер, и когда порода раскаливалась, ее поливали водой. Каменными кирками, кайлами разрыхленную породу откалывали и деревянными лопатами насыпали в кожаные мешки, затем поднимали на поверхность земли. Шахты нередко обваливались и засыпали рудокопов. Об этом говорят находки в копях человеческих скелетов с еще уцелевшими при них кожаными мешками, наполненными рудой.

На поверхности земли, в стороне от места выработки, обычно у протоков весенних вод или специальных ям водосборов, руду дробили каменными молотками и рудодробилками, затем промывали. Вода была необходима для «мокрого» обогащения - первичного отделения руды от породы. Мелкодробленую руду сгребали деревянными лопатами или лопаткой крупного животного и в кожаных мешках уносили на поселение, на место плавки.

На местах добычи и дробления руды найдено множество металлических6 каменных и костяных орудий горного дела: бронзовые четырехгранные кирки, каменные орудия массивные кайла, кирки, молоты, клинья, песты для растирания руды, ступы, а также орудия из кости и дерева - молоты из рога марала, клин из рога сайги, лопатки животного. Для плавки устраивались плавильные печи типа горна, следы которых найдены в Милыкудуке, Джесказгане, при впадении р. Шульбы в Иртыш, у аула Канай. Вблизи поселения аула Канай, в обрыве оврага, собрано много медного шлака, перемешанного с углем. Для плавки руды использовался древесный уголь, в качестве флюса - кварц, охра.

Медную и оловянную руду плавили отдельно, а позднее, уже при отливке того или иного предмета, добавляли необходимое количество олова в медь. Об этом свидетельствуют находки Г.Н. Щербы в нижней части участка Сая-Су шлаков плавок с шариками металлического олова.

Остатки литейных мастерских зафиксированы на поселениях Мало-Красноярска, Алексеевское, Новоникольское, Петровка II. Здесь в каменных и глиняных литейных формах разнообразной конструкции отливалось большинство орудий хозяйственного и бытового назначения: серпы вислообушные топоры, кинжалы и ножи, наконечники копий и стрел. Украшения большей частью изготовлялись посредством ковки, чеканки, теснения.

Богатство недр Казахстана месторождениями олова и меди, а также широкое их использование в эпоху бронзы привело к замене большей части каменных орудий и оружия бронзовыми.

В горном деле сохранилась роль каменных орудий (молоты, клинья, кайлы), хотя и здесь стали уже появляться бронзовые кирки, молоты. В основном камень теперь шел на выделку тех орудий и изделий, которые и в последующие исторические эпохи изготовляли из камня: зернотерки, куранты, ступы, песты, терки, грузила, краскотерки.

Наряду с металлическими и каменными орудиями в быту употреблялись и костяные предметы, предварительно кость распаривали в кипящей воде в глиняных сосудах - карчагах, после чего она становилась гибкой, мягкой, обезжиренной и легко поддавалась обработке. Высохнув, кость вновь приобретала присущие ей свойства: твердость, упругость.

3. Строительство жилищ

В Казахстане археологи обнаружили свыше сотни поселений древних скотоводов и рудокопов. Большинство из них (II-I тыс. до н.э.) состояли из одного-двух десятков землянок и полуземлянок прямоугольной и овальной формы. Для постройки жилищ древние люди копали каменными, роговыми либо бронзовыми мотыгами и кирками яму глубиной от 0,6 до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края землянки, защищая ее тем самым от влаги и сильных степных ветров. В лесостепных районах для строительства жилищ использовали дерево. Им укрепляли стены, делали опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева служил каменьплитняк. Им облицовывали и стены.

В Центральном Казахстане в XII- IX вв. до н.э. (в эпоху поздней бронзы) строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы. В каждом таком доме жила большая семья, состоящая из нескольких поколений родственников.

Для обогрева комнат и приготовления пищи в доме делали очаги. В качестве топлива использовали дрова, кустарник, кизяк. Иногда прямо па полу разводили большой костер из толстых бревен.

Низкая часть дома служила сараем для содержания скота зимой. Иногда два жилища объединяли коридором и образовывали единый жилой комплекс.

Андроновские жилища были идеально приспособлены к природным условиям степных и горных районов и существовали в течение многих столетий.

Изучая андроновское жилище, ученые нашли разгадку происхождения юрты.

Юрта - это удивительное по своей простоте и гениальности передвижное жилище кочевников. Её происхождение давно интересовало ученых. Прежде считали, что юрта могла появиться как подражание бедуинскому шатру, сибирскому чуму или шалашу.

Однако при раскопках андроновских поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы в слоях XII- IX вв. до н.э. археологи нашли круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым.

Поэтому считают, что юрта возникла в глубокой древности, а прототипом её явилось легкое круглое жилище андроновцев.

Ученые хорошо исследовали поселение Аркаим. Его можно назвать древним городом. Аркаим огорожен двумя кольцами (валами) оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутри - центральная площадь.

В город можно было въехать с четырех сторон. Ворота располагались на западе, северо-западе, востоке и юго-востоке. Главный вход находился на западе. Сейчас виден только разрыв в стене.

Каждому входу соответствуют улицы. Они пересекали поселок и сходились на центральной площади (размером 25x25 м).

Жилища Аркаима имели прямоугольную форму размером 10x30 м. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города.

Это, во-первых, развитая система укреплений.

Во-вторых, наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение.

В-третьих, вся территория поселения делится на несколько зон: жилую, рабочую, общественную.

В каждой из них сосредоточено либо жилье, либо производство, либо отправление религиозных обрядов, либо проведение общественных собраний.

Такие поселения выполняли роль городских центров. Они обеспечивали себя и расположенные рядом села изделиями из металла и керамики. Здесь жили многочисленные ремесленники: кузнецы, металлурги, гончары.

Рядом с древними городами возникали храмовые комплексы. Мастера-ремесленники создавали различные каменные скульптуры, которые изображали древних богов. Им поклонялись отдельные роды и семьи.

Скульптуры хранили в тайниках и приносили в храмы лишь во время религиозных празднеств.

Интересной находкой на поселениях этого времени являются глиняные кружочки с оттиснутыми на них знаками. Эти знаки, вероятно, относятся к самому началу появления письменности и характеризуют высокий уровень развития общества.

4. Религия в эпоху бронзы

Человек в эпоху бронзы уже сознательно выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины.

В ранний период андроновской культуры (XVIII- XIV вв. до н.э.) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжение в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни.

На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

Затем повелевают вдове: «Исполни древний обычай!» И она восходит па будущий костер справа от усопшего. Вдову поднимают и говорят: «Иди в мир живых!» - и трижды обходят вокруг костра справа налево, заклиная: «Чтобы вода текла тебе в трех мирах: в этом мире, в воздухе и на небе». Затем богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносят в жертву козла со словами: «Козел - твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи снова к отцам того, кто пожертвовал тебе». После этого костями жертвенного животного покрывают покойника. От огня, принесенного из домашнего очага, разжигают три жертвенных огня, поджигают костер с трех сторон и обращаются с молитвой к богу смерти Яме. Погребальный костер горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте очистительный костер, совершая жертвоприношения богам и отцам. И, наконец, траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы вернулись из тьмы. Это живые отделились от мертвых… Мы шли навстречу пляске и смеху».

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке.

В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Домашний очаг был семейной святыней.

Разрушить очаг считалось самым страшным проступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивали специальные ямы-зольники.

Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

У разных народов существуют свои виды погребения, в Индии, например, некоторых умерших сжигают, а их пепел опускают в священную реку Ганг. В Тибете умерших относят в специальные горные долины, где птицы и животные обгладывают мёртвых до костей. Все виды погребальных обрядов связаны с верой человека в загробную жизнь, с культом мёртвых.

5. Искусство в эпоху бронзы

Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления.

Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота, а затем осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами.

Обряды совершались в специальных местах: святилищах, в горных ущельях, у священных родников и речек.

В эпоху бронзы на камнях этих святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.

На гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения. Это были животные, солнцеликие люди, колесницы, сцены сражений. Эти рисунки - ценнейший источник информации о духовной муре человека, о его мировоззрении. Казахстан - одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков петроглифов.

Археологи тщательно изучили рисунки в Тамгалы, Ешкиольмесе, Каратау, Маймаке, Тарбагатае, Букентау. Эти рисунки стали достоянием мировой культуры.

Крупнейшим памятником наскальных рисунков является район Семиречья (Тамгалы).

Наскальные рисунки Тамгалы включены в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Первые петроглифы появились еще в каменном веке.

Изображение дикого тура (быка) с гнутыми или вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами - одно из наиболее распространенных на скалах Казахстана.

Встречаются изображения домашнего быка в упряжке в сценах пахоты или везущего повозку. Эти рисунки связаны с идеей плодородия, а также с символом могущества и силы. В мифах о сотворении Вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом - Митрой. Митра сравнивается и отож дествляется с быком.

В горах Ешкиольмес найден рисунок, на котором изображено антропоморфное существо. Это Митра. Он стоит на быке, его голова окружена лучами солнца.

В некоторых святилищах древние художники изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре.

В урочище Тамгалы, например, показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагается хоровод пляшущих человечков, а также одиночные танцоры и пары.

Все они исполняют ритуальный танец: хоровод - это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светил на небе.

Эти рисунки говорят о том, что еще в эпоху бронзы люди знали о строении Вселенной, интересовались происхождением мира и взаимодействием космических тел. Излюбленным рисунком эпохи бронзы был двугорбый верблюд - бактриан. Его изображали неподвижным. Во многих сценах он занимает центральное место. Двугорбый верблюд был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «обладает наибольшей силой, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау их насчитывается 49, есть они в Тамгалы, в горах Ешкиольмес. В основном, это легкие двухколесные охотничьи и боевые повозки, запряженные лошадьми и верблюдами. В древности существовал миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах разъезжают по небу все высшие Боги.

К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами и чеканами, луками. Воин с палицей часто упоминается в древней литературе. Палица - это священное и грозное оружие. Среди рисунков встречаются сцены пехоты, на которых изображены впряженные в плуг быки, лошади или козлы. За плугом идет человек. Эти сцены

Отображают празднование Нового года, связанного с весенним равноденствием, с праздником обновления природы, с плодородием.

Проведение первой борозды являлось важной частью праздника. Это должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, и поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю Йиме «золотой плуг», чтобы он распахал обширную землю.

В измененном виде древние представления сохранились у казахов и других народов Казахстана.

В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производство металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к перемещению племен в поисках новых

Культурные и экономические связи племен эпохи бронзы со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры.

Монументальные некрополи Казахстана, высококачественная богато украшенная керамика, многочисленные клады предметов бронзо-литейного искусства, мифология и петроглифы демонстрируют вершину культурно-хозяйственных достижений и в то же время рубеж, за которым наступает полоса экономического упадка племен бронзового века.

Заключение

По аpхеологическим матеpиалам хоpошо известна культуpная общность степных скотоводческо-земледельческих племен, оставивших памятники андpоновского типа. Пpогpесс общества эпохи бpонзы обусловлен двумя фактоpами. Одним из них, опpеделяющим новую эпоху, было пpоизводственное полиметаллов.

В сеpедине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели пpоизводством бpонзовых изделий. Бpонза пpедставляет собой сплав меди, олова, иногда суpьмы, мышьяка, свинца в pазличных пpопоpциях в зависимости от назначения изделия.

По сpавнению с медью она имеет pяд пpеимуществ: отличается твеpдостью, низкой темпеpатуpой плавления, кpасивым золотистым цветом. Бpонза становится основным сыpьем для изготовления оpудий тpуда и оpужия. Hедpа Казахстана богатые полиметаллами (оловянисто-медные pуды), это явилось одной из пpичин возникновения на этой теppитоpии могущественного очага металлуpгии.

Еще в начале II тыс. до н.э. у степных племен Поволжья, Приуральска, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. А в середине II тыс. до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство. В конце II-начале I тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства - кочевому скотоводству. выделение пастушеских племен в степной зоне Западной Азии и Восточной Европы относится скорее всего, к середине II тыс. до н.э., хотя следует иметь в виду разные темпы развития в разные темпы развития в разной природной среде.

К перестройке первобытной экономики вели прежде всего природно-климатические изменения. Так, в эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости, наступает период сопутствующий уменьшению стока рек, медленное усыхание надпойменых террас, понижение уровней озер и в конечном счете уменьшения общей увлажненности материков Северного полушария. Вследствии этого в долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения - колодцы.

Теми же природно-климатическими явлениями, видимо, объясняется широкое распространение в Южной Сибири вплоть до таежно-болотистых районов Нарымского края не свойственных населению этой зоны хозяйственных традиций древненего скотоводства и увеличение влияния культуры казахских степных племен.

Существенные изменения пpоисходят в общественном стpое и семейно-бpачных отношениях населения. Быстрое pазвитие скотоводства и металлуpгии, этих двух главных напpавлений экономики эпохи бpонзы, тpебовали пpежде всего мужского тpуда, что пpивело к усилению pоли мужчины в обществе и в конечном счете к смене матеpинского pода отцовским (патpиаpхатом).

Естественно, с pостом пpоизводственных сил, усиливающейся специализацией общественного тpуда, pазвитием патpиаpхальных отношений были связаны кpупные изменения в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, pасшиpение семейной собственности, pастет имущественное неpавенство внутpи pодовой общины.

Список использованной литературы

1. Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М.-Л., 1949.

2. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

3. Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985.

4. Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967.

5. Смирнов К.Ф. Кузьмина Е.Е. Происхождение индоевропейцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977.

6. Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. Этнографический отдел Государственного Русского музея. Т. 4. Вып. 2. Л., 1929.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Торгово-ремесленные поселения средневековой Киевской Руси. Духовная и материальная культура населения. Виды ремесла, металлургия, ювелирное, деревенское, гончарное дело, деревообделочные промыслы в деревнях и городах. Техника литья и металлообработка.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2011

    Особенности этногенеза и исторического развития этноса эфиопов, справка об Абиссинии. Религия, традиционные верования, мифология, обряды и церемонии, образ женщины в социальной жизни, традиционное искусство. Хозяйственные занятия и бытовая культура.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2013

    А.Н Демидов - продолжатель династии. Демидовское промышленное хозяйство развивалось в атмосфере постоянного поиска и эксперимента. Вклад А. Демидова в развитие промышленности: металлургии; геологоразведочного дело; производства драгоценных металлов.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2008

    Формирование карачаевского этноса в XIII-XIV вв. и его присоединение к Российской империи. Национальный характер, язык и религия народа, традиция постройки жилищ. Хозяйственный уклад, специфика питания и особенности женского и мужского народного костюма.

    презентация , добавлен 08.02.2011

    Экономико-географическая характеристика Ирландии, население страны и диаспора за рубежом. Религия в стране, ирландская мифология. Основные этапы ирландской истории. Национальный костюм. Культура Ирландии, представители музыки, скульптуры, живописи.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Ознакомление с традиционными календарными обрядами восточнославянского населения Кубани. Изучение истории развития календарного обрядового фольклора в эпоху социализма и постсоветской истории. Особенности любовных, лечебных и хозяйственных заговоров.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2012

    Политическая и этническая история готов. Обычаи и менталитет готов. Художественная культура готов. Религиозный мир готов. Архаические религиозные воззрения. Принятие готами христианства. Уровень развития древнегерманских племен.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    История возникновения города и названия "Саратов", его значение в хозяйственной и политической жизни страны в период петровских преобразований. Саратовский край в начале и середине XVIII века: экономика, политика, промышленность, культура и искусство.

    реферат , добавлен 03.12.2011

    История удмуртов как одних из коренных народов Среднего Урала. Их духовная культура и религия, национальный характер и традиции. Герб Удмуртии. Роль земледелия, животноводства, охоты, рыболовства, пчеловодства и собирательства в жизни удмуртских народов.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Анализ исторического развития города Логойска, его топонимики и геральдики. Особенности социально-экономического развития города. Исследование биографий известных уроженцев Логойщины. Орша в годы Великой Отечественной войны. Памятники истории и культуры.

О прошлом всех крупных народов историки имеют достаточно сведений. Однако о ранней истории славян историческая наука изо всех сил умалчивает. Первые сведения о славянах в письменных источниках относятся лишь к середине первого тысячелетия нашей эры, в то время как сообщения даже о далёких предках финно-угорских нардов начали появляться тысячелетием ранее. Так, предки современной мордвы под названием андрофагов, то есть, людоедов описаны ещё Геродотом, который перелицевал на греческий язык их персидское название мардвахр (от корней mard - «человек», xvar- «пожирать»).

Между тем, с 18-го по 9-й века до нашей эры на территории, охватывающей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Западную Монголию, Синьцзян и Южный Урал обитал народ, называемый археологами андроновцами. Назван он так по соответствующей археологической культуре. Культура же называется от деревни Андроново около города Ачинска, где в 1914 году директором Красноярского археологического музея Аркадием Яковлевичем Тугариновым были обнаружены первые захоронения.

Андроновцы были представителями протоевропеоидного антропологического типа. Они обладали очень длинным, довольно широким, средневысоким долихокранным черепом, очень сильно наклонным лбом, а также сильно развитым надбровьем, низкими и широкими орбитами, больше прямоугольной формы, большим межорбитным расстоянием, высоким носом. Жилища андроновцев представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины.

Андроновцы были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным этого народа была корова.

Генетические исследования останков андроновцев показали наличие у представителей культуры Y-хромосомной гаплогруппы R1a1.

Язык андроновцев не сохранился. Однако отдельные слова языка андроновцев хорошо реконструируются по тем заимствованиям, которые осуществили из него предки финно-угров и которые сохранились до сих пор в финском, саамском, мордовском и марийском языках. В результате появилась гипотеза о том, что этот народ говорил на древнеиранском языке, от которого произошёл сначала скифский, потом сарматский, потом аланский и, наконец, осетинский.

Всё бы ничего, если не учитывать тот факт, что автором этой гипотезы был профессор-осетин Василий Иванович Абаев. Ему очень хотелось, найти своему и без того героическому народу достойных предков, и то, что подтверждало его гипотезу, он брал в качестве доказательства, а то, что ей противоречило, просто отбрасывал. Авторитет профессора Абаева, дожившего до столетнего возраста, был настолько велик, что все его многочисленные ученики стали усиленно трудиться для нахождения всё новых подтверждений иранской гипотезы.

Находясь подавлением авторитета Абаева, учёные принялись утверждать, что и эти заимствования доказывают ираноязычие андроновцев . Часто эти этимологии не выдерживают никакой критики. Так, утверждается, что финское «varsa» – жеребёнок – имеет общее происхождение с осетинским «вырс». Однако на самом деле, оно происходит не от иранского жеребёнка, а от балто-славянского телёнка-вырыша, который по-литовски до сих пор звучит как veršelis . Слово «вырыш» в русском языке давно забыто, но людей, носящих фамилию Вырышев, в нашей стране довольно много – Вконтакте это 107 мужчин и 104 женщины.

Кстати, ещё раз о вырыше – от него происходит не только финский жеребёнок, но и мордовский ягнёнок, произносимый как вырез. Осетинский ягнёнок-уæрыкк, конечно, имеет с вырышем общее происхождение, но от вареза он отстоит на гораздо большей дистанции, чем вырыш.

Самое большее, на что отважился один из них Евгений Арнольдович Хелимский так это предположить, что андроновцы были носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков. Хелимский совершенно справедливо обратил внимание на то, что язык-источник этих заимствований не относился к иранской группе, но предположить, что язык андроновцев является предком славянских языков Хелимский, конечно же, не рискнул. Он стал выстраивать сложные этимологии, ещё менее убедительные, чем сторонники иранизма: например, мансийское ряся – верёвка он производил от иранского рашана – уздечка. Между тем, на поверхности лежат другие куда более убедительные соответствия, являющися результатом заимствований слов у андроновцев представителями соседствовавшей с ними Черкаскульской культуры.

Так, предок финских языков заимствовал из «андроновского» языка слово, означающее «сто». Заимствовать пришлось по той причине, что до контактов с арийцами протофинны таких больших чисел не знали. Слово это звучало тогда почти также, как и сейчас – съто. Ъ при этом произносится как краткая Ы. В женском же варианте сотня произносилась как сата. В финском языке эта сотня до сих пор sata, а в эстонском – sada. В марийском сто – Шӱ дӧ , по-эрзянски – сядо. Правда, на этом же языке тысяча, то есть праславянская «тыща» произностися как тёжа. Заимствовано также было и число семь. По-эрзянски это сисем, а на языке коми – сизем, а по-марйски – шым. Осетинское же слово «авд», также обозначающее семь, ни на сизем, ни на шым вообще не похоже.

Через праславян предки финно-угры познакомились и с кошкой, которая по-эрзянски до сих пор называется катка, по-удмуртски – коӵ ыш а по-мокшански – ката. Конечно, все индоевропейские кошки происходят от праиндоевропейского кът, от которого происходит и английский cat, и испанский gato, но подруга кора называется кошкой только в славянских языках. Интересно, что по-фински кошка называется kissa. Такое ласкательное наименование этого зверёныша наблюдается только в славянских языках, да и то не во всех – в русском и белорусском это киса, в украинском – кыця, а в польском – кича. Но уже в болгарском она не киса, а маца, да и вообще у южных славян она не кошка, а мачка, потому что она мячит, то есть, мяучит Правда, по-болгарски она всё-таки котка.

Ещё интереснее кошку называют луговые марийцы – пырыс. Родство этого слова и русского «брысь» видно невооружённым глазом. Вероятно, слово, которым наши предки прогоняли назойливого кота, предки нынешних марийцев приняли за его название. Между тем, слово «брысь» имеется лишь в русском и белорусском и даже в украинском оно произносится уже как дзусь. В осетинском же кошка звучит как гæды , а эквивалентом слова «киска» является слово «гино».

Предки финно-угров кошку даже путали с собакой, поскольку в эрзянском варианте мордовского языка собака называется словом «киска», а в некоторых мордовских говорах кошку называют словом «псака».

Но больше всего доставляет марийское слово «каза», означающее козу. Крайне маловероятно, чтобы черемисы заимствовали его несколько сот лет назад из русского – коз они явно знали и до этого, тем более, что по коми-пермяцки она тоже звучит как кӧ за. Дело в том, что древние финно-угры, по данным археологии, до контактов с арийцами не занимались скотоводством, и заимствовали у них домашних животных вместе с их названиями. Такая форма обозначения этой мелкой рогатой скотины характерна именно для славян и балтов (по-латышски коза тоже kaza). Слово это происходит от реконструируемого праиндоеврпейского «гойдза(г/к)», но в языках иранской ветви, которым традиционно относят андроновцев , это слово звучит как азак. Между тем, учёные путём построения многоэтажной этимологии стараются доказать, что мордовская коза сява происходит именно от осетинской козы сæгъ.

Кстати, о мордовской козе. Официально по-эрзянски она сея, а по-мокшански – сява. Но в мокшанском, наряду со словом «сява» применяется и слово «каза», а в некоторых деревнях мордва называет козу не иначе как кацяга. Козёл же переводится на эрзянский словосочетанием «сея баран», то есть, коза-баран. Баран, как вы поняли, так и называется баран. Овца же уже на другом мордовском языке – мокшанском – произносится как уча. Существует ещё и диалектное слово «баряка». Подзывают же мордовских овец криком «баря-баря-баря!».
Заимствовали финно-угры и слово «порося» – по-мансийски это порос, удмуртски – парсь, а на языке коми – порсь, а по-эрзянски пурсуз это поросёнок. По-осетински же поросёнок, равно как щенок звучит как хъыбыл .
Что же касается самого слова "животное", то по-мокшански оно звучит как жувата, по-карельски – живата, а по-веспски – живат. В удмуртском же животное называется пудо-живот. В этом составном слове сооединилось и коренное, и заимствованное слово.
Похоже, что до контактов с нашими предками предки финно-угров не знали даже понятия имени, поскольку финское и эстонское nimi, саамское neme происходят от древне-предревнерусского слова Нынмень .
В финских языках явным заимствованием является слово, обозначающее хлеб. Точно известно, что уже в древнеславянском языке это слово звучало как xлѣ бъ. В финском оно звучит как leipä, вотском – leipä, в эстонском – leib, а в веспском – leib. Конечно, без «х» это может выглядит и неубедительно, но с осетинскими словами «дзул» и «кæрдзын» это совсем не имеет ничего общего. В угорских языках этих слов нет, но зато есть марийское слово «шурно», обозначающее зерно, которое тоже мало похожа на осетинское слово «хор», имеющее больше параллелей с германским Korn и английским corn. Кстати, семена, из которых это зерно состоит, в финском и близкородственных ему языках – карельском, всеспском и эстонском называется, соответственно, siemen, siemen, semen и seeme
Заимствовали финно-угры и некоторые степени родства. Так, в языках уральской семьи нет специального слова для братьев или сестёр – для младших сестёр и братьев применяется одно слова, а для старших – другое. Тем не менее, в некоторых финно-угорских языках есть и общее слово, например, эрзянское «сазор» или удмуртское «сузер». В марийском же словом «шӱ жар» обозначается младшая сестра.

Очень много учёные говорят о заимствовании протофино-уграми древнеиранского слова «маду», означающего мёд. Мёд финно-угры действительно заимствовали, но вряд ли из древнеиранского, поскольку и по-мокшански, и по-эрзянски мёд обозначается словом «медь».

Перешли к финно-уграм и названия кое-каких инструментов. Так, стрекало – острая палка для погона скота, называемая на латыни стимулом, называлась по-марийски воштер, по-мансийски астэр, а в современном венгерском языке понятие «ostor» перешло на кнут. Аналогия с прилагательным «(в)острый» здесь весьма очевидна.
Серп в эстонском и финском языках также звучит почти по-славянски: sirp и sirppi, соответственно. Конечно, осетинский æхсырф тоже похож, но уже не настолько.

Что касается колеса – главнейшего праславянского изобретения – то по-эстонски оно называется ratas. На нашем же древнем языке оно называлось ўрат. В русском языке от этого слова сохранилось понятие таратайка. Корень ўрат– (врат-), содержится в словах «вращать» и врата (ворота). Слово «врать», то есть, извращать истину, тоже происходит от этого корня. Можно, конечно, подумать, что эстонцы заимствовали это слово у соседей-латышей, в языке которых оно до сих пор так и звучит, но тогда следует признать, что эстонцы до самого недавнего времени не знали колеса. Кроме того, по-марийски колесо тоже звучит как орава – корень «ра» с усечением «т» здесь также налицо.

Андроновская таратайка

Плуг по-марийски звучит тоже плуг, мотыга называется мотига, а соха произносится как шога. Плуг также называется плугом, мотыга мотыгой, а соха звучит как сока и по-эрзянски. Правда, и английский plough, и шведсско-норвежский plog, и немецкий Pflug звучат почти одинаково, в отличие от осетинского слова « гутон» .

Топор по-марийски звучит как тавар, а по-фински как tappara. Правда, в финском у него существует и синоним kirves, но tappara это топор – боевой, а kirves – штатский. Поэтому в современном финском слов «tappara» часто заменяют на «sotakirves». Эти орудия вместе с их названиями также были заимствованы у предков славян.

Забавная история произошла с кочергой. Дело в том, что русской кочерге соответствует мокшанская коцькарга . Слово это двукоренное. Коць это жечь, а карга это журавль. Легко было вообразить, что изогнутая кочерга кому-то напомнила журавлиный профиль. Всё бы ничего, если бы не армянское слово «խաչերկաթ» (хачеркат). «Хач» это не хачик, а крест. Еркат же переводится как железяка. Эта крестообразная железяка применяется как подставка для котла в армянском тандыре. Правда, узнав об армянском хачеркате, некоторые лингвисты развили теорию о заимствовании кочерги в русский через турецкое hecirget. Однако здесь нам на помощь, наконец приходит осетинский язык: в осетинском слове

«цæхæрхафæн», также составном – цæхæр это огонь, а хафæн это скребок – легко угадывается всё та же кочерга. Просто в каждом языке заимствованное слово переосмысливали в соответствии с созвучием уже имеющимся понятиям.

В удмуртском языке кочерга звучит как

чупырга , правда слово это относится к разряду устарелый.

Заимствовано было также и седло, которое по-фински звучит как

satula, а по-эстонски – как sadul. Правда, седло – слово настолько общее для всех индо-евопейских языков, что даже по-английски оно звучит как saddle. И тут большой соблазн заявить, что финны заимствовали седло, заимствовав шведское sadel, а эстонцы переняли датское sadel. Но если принять именно эту гипотезу, то придётся признать, что до 1300-х годов нашей эры чухонцы не знали сёдел.

Хотоны

Позаимствовали предки финно-угров у наших предков и мифологических существ. Так, домовой на языке коми называется суседко. В марийской же мифологии появился шырт – аналог русского чёрта . В мордовской же лексике появился другой злой дух – ляд, и мордва, чертыхаясь, до сих пор произносит «Лядось саевлизе!». Есть в мордовской мифологии и чёрт, называемый вардо . Параллель с русским врагом-ворогом в корне этого слова также прослеживается.

Есть результаты и обратных заимствований. Так, в русском языке есть устарелое слово «челядь», означающая множеств слуг. Точно такое же слово имеется и в удмуртском языке. Там оно означает дети.

Таким образом, совершенно очевиден тот факт, что люди, контактировавшие с предками финно-угров во второго тысячелетии до нашей эры, были ближе к праславянам, чем к праиранцам.

Просто та часть прапраславян, что стала впоследствии индо-иранцами, во второй половине второго тысячелетия до нашей эры стала мигрировать на юг в Индию и Иран. Там они смешивались с местным дравидским населением, их антропологический облик менялся, а языки мутировали. Восточная часть андроновцев со временем даже превратилась в киргизов . Однако до сих пор в в сомоне Тариалан Убсунурского аймака Монголии проживает народ хотонов, 82,5% которых носят гаплогруппу R1a1. Внешне они монголоидны, но вся их монголоидность передалась по материнской линии. И наоборот, в округе Читрал пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва проживаед народ калашей, у которых носителей гаплогруппы R1a1 осталось лишь 18,5%, но которых внешне не отличишь от русских. Основная же часть осталась на месте. Та часть андроновцев , которая создала срубную культуру, стала впоследствии предками будущих славян.



Девушка народа калашей

Основным населением казахстанских степей в эпоху бронзы стали так называемые андроновские племена, которые оставили яркую, самобытную культуру, существовавшую около 8-9 веков, примерно с XVIII в. до н.э. до IX в. до н.э. Выделяются три хронологических этапа эпохи андроновской культуры: ранний, средний, поздний или федоровский – XVIII – XVI вв. до н.э., алакульский – XV – XII вв. до н.э., замараевский – XII – VII вв. до н.э.

Андроновцы жили оседлыми поселениями, землю обрабатывали каменными мотыгами, сеяли пшеницу, просо и другие злаки; выращенный урожай жали бронзовыми серпами. Земледелие по своему характеру оставалось примитивным и играло подсобную роль по сравнению со

скотоводством. У андроновцев главным источником существования был скот: быки, кони, овцы, которым требовалось все больше пастбищных территорий для выпаса. Оседлость андроновцев приводила к быстрому истощению прилегающих к жилищам пастбищ и со временем возникла новая форма скотоводства – отгонная, при которой пастухи весной отгоняли часть скота на дальние пастбища или горные луга, кочевали вместе со скотом и лишь осенью возвращались в поселок для зимовки. Отгонное скотоводство стало звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степей – кочевому хозяйству, которое с изменением климата, ставшего засушливым, получает преобладающее развитие у андроновских племен позднего этапа бронзы. В связи с этим изменяется состав стада, в котором преобладают кони и овцы, более других приспособленные к тебеневке – добыванию скотом корма из-под снега и дальним передвижениям. Доля крупного рогатого скота уменьшается, так как он плохо переносит долгие перекочевки, требует большего ухода, лучшей

воды. Появляются приспособленные к кочеванию войлочные кибитки, устанавливаемые на 4-х колесных телегах (позднее изобретена разборная юрта). Сначала кочевание было периодическим, сезонным, затем превратилось в постоянную форму ведения скотоводческого хозяйства, обеспечившую расширение источников получения продуктов питания и сырья – мяса, кожи и др.

Охота, рыболовство и собирательство растений существовали, но играли уже второстепенную роль. Андроновцы умели вязать одежду, хотя ткацкого станка они еще не знали. Ткани окрашивались охрой в ярко-красный цвет, были и другие краски; выделывались кожи, сосуды лепились вручную, но

техника обжига была гораздо более высокой, чем в эпоху неолита. Одежду украшали, нашивая на нее различные бронзовые бляшки, ракушки, зубы животных и т.п. Женщины носили бронзовые браслеты, золотые серьги, ожерелья, бронзовые ажурные бляшки, примерно такие же украшения использовали мужчины. Развитая техника производства, законченность форм бронзовых предметов и глиняных сосудов указывает на высокий уровень культуры андроновских племен. Наряду со скотоводством и земледелием важнейшую роль в развитии производительных сил человеческого общества на территории Казахстана сыграли добыча различных руд из богатых месторождений. Самые скромные подсчеты говорят, что в районе Жезказгана объем выплавленной меди составил примерно 100 тысяч тонн. На Успенском медном руднике было добыто 200 тыс. тонн руды и т.д. Месторождения меди, олова, золота



эксплуатировались на протяжении многих веков.

Выработки направлялись только по рудоносным жилам, оставляя нетронутой пустую породу. Руду добывали отбойниками и топорами, использовались способы огневой проходки (раскаливание породы костром и поливка водой), подбоя (подкоп под крупный рудный камень). Кровля крепилась

деревянными подпорами. Кости животных служили совками. Масштабы рудных разработок в эпоху бронзы на территории Казахстана позволяли удовлетворять собственные потребности в сырье и использовать часть металла в виде заготовок и изделий для межплеменного обмена.

Центральный Казахстан стал крупным регионом не только древнего скотоводства, но и одним из основных центров металлургии и горного дела.

Выделяется Дандыбай – Бегазинская культура (X–VIII в.в. до н.э.), где мастерские по выплавке руды представляли собой каркасные сооружения, углубленные в грунт, с крышей, по-видимому, конической формы, в центре помещался горн. Примечательно, что длинные дымоходы печей проходят вдоль стен помещений мастерских, тем самым обогревая их.

У племен андроновской культуры, как показывает изучение поселений и курганов, сложились многие из тех своеобразных элементов, которые позднее стали характерными для племен саков и савраматов.


Древние люди путем добавления в медь олова (бронза) сделали металлические изделия прочными. Они научились отливать из бронзы различные орудия труда: топоры, копья и ножи. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт - молоко. Находки сосудов с дырочками для отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в основном, мясо лошадей и овец.

Стада были небольшие. Причем мелкого рогатого скота было в 3 - 4 раза больше, чем крупного. Люди поддерживали постоянный состав трех основных видов животных: коров, лошадей и овец.

Скотоводы выработали свою систему сохранения численности скота. Ежегодный приплод шел на убой. Таким образом создавался запас мясной пищи на долгие зимние месяцы. Часть молодняка обязательно оставляли в стаде для воспроизводства.

На зиму для скота заготавливали корм. В морозное время для молодняка отгораживали специальный отсек в теплом помещении. К домам пристраивали загоны для скота.

Палеозоологи по найденным костям смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки, например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг.

На просторах степей и в горных альпийских лугах паслись табуны лошадей в основном трех пород. Малорослые лошади высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие были похожи на современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек - наиболее грозной военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты, передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс. В степных районах Казахстана преобладали овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота.

Андроновцы практически не держали свиней.

Разводили андроновцы двугорбых верблюдов - бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из глины.

В южных районах Средней Азии, Восточном Иране и Афганистане верблюд был приручен в III тысячелетии до н.э., в Казахстане - во II тысячелетии до н.э.

Скотоводство давало пастушеским племенам ступка андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо, жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории Казахстана: Атасу, Канай, Алексеевское.

Первые пастушеские племена были оседлыми. Они располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.

При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.

Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным.

Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.

Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и Играло В хозяйстве вспомогательную роль.

Растительная пища не являлась основным продуктом

питания, а служила добавлением к молоку и мясу.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место.

Увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания.

Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства.

Женщины и дети живут в селе, занимаются земледелием, Q мужчины и подростки весной и летом уходят со стадами на дальние пастбища, а поздней осенью возвращаются домой.

Длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была разпичной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних Пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50км.

Летом на богатых растительностью по альпийских лугах скот набирал

И осенью табуны перегоняли в предгорья, к поселениям, расположенным на берегах степных рек. В Западном Казахстане путь до летних

Пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного появилось яйлажное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища.. Это позволило резко увеличить численность стад.

Кочевой вид скотоводства не наносит вреда природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травы на пастбище становится меньше, перекочёвывают в другой район, затем - в третий и т.д.

Пока скот пасется в других районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, появляется трава. Затем стада перегоняют на первую стоянку. Земля и растения восстанавливаются в других районах.

Кочевое скотоводство заставляет человека заботливо и бережно относиться к природе.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству в стадах уменьшается количество крупного рогатого скота, зато увеличивается число овец и лошадей.

В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.



Налоги и платежи