Как сделать керамическая тарелку. Как делают глиняную посуду? Как слепить кружку из глины своими руками

Торсион-папье или папье-вабоско?

Это что-то.Мне уже встречались их работы,а это новые.Хочу чтобы и Вы посмотрели.Может у кого желание будет начать заняться такой технологией.Очень красивые работы,которые заслуживают особого внимания.

«Торсион-папье» означает изготовление изделий из кручёной бумаги. В технике торсион можно изготовить всевозможные шкатулки, сувениры, корзинки, рамки, вазы, панно, аксессуары к женской одежде (сумки, пояски, браслеты, цепочки, оправы для кулонов и т. д.)

Занятия торсион требуют таких качеств характера, как усидчивость, терпение, внимательность, сосредоточенность, аккуратность. Очень хорошо, если человек обладает фантазией, тогда полученные изделия окажутся неординарными и даже эксклюзивными. Таким образом, подарок, выполненный в технике торсион, отразит индивидуальность автора, сделает вещь уникальной и неповторимой. Кроме того, занятия торсион дают оздоровительный эффект: - массирование нервных окончаний, расположенных на кончиках пальцев, что даёт дополнительное стимулирование работы всего организма; - развитие мелкой моторики рук, которая благоприятно воздействует на развитие речи; - гашение вихревых потоков окружающей среды, что приводит к снятию головной боли, уменьшению воздействия на организм стрессовых ситуаций, стабилизации артериального давления.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 1

Выбирается бумага, пригодная для скручивания. Учитывается ее структура, степень жесткости, эластичность, плотность, качество, цвет и другие показатели. 2.Бумага разрезается на заготовки определенного размера так, чтобы структурные силовые линии бумаги располагались параллельно длинной части. Скручивание бумаги следует производить вдоль линий напряжения. Поперек не рекомендуется из-за ухудшения качества скруток. 3. Заготовки накручиваются на спицы разных диаметров и проклеиваются по краю. Получаются “трубочки”. 4. Трубочки прокручиваются поперек через спицы или валики. Из них заготавливаются “кольца”, “узоры”, “червячки”, “спирали” и т.д. 5. Трубочки, кольца, узоры, спирали собираются в готовые изделия проплетением или связками. По мере надобности проклеиваются ПВА.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Основным материалом для занятий торсион-папье является бумага. Можно использовать упаковочную бумагу, использованные бумажные мешки, миллиметровку, не лощёную кальку, писчую, компьютерную, рулонную, цветную и т. д. бумагу. Для склеивания бумажных скруток используется клей «Супер-ПВА». Из инструментов для работы необходимо иметь: - линейку; - карандаш; - канцелярский нож или ножницы; - вазочку для воды; - губку поролоновую (размер 100-60-30мм); - спицы металлические вязальные разного диаметра; - жёсткую художественную кисточку для клея; - скалки металлические разного диаметра; - круглые шаблоны разного диаметра; - прищепки бельевые.

ОПИСАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ

Бумага бывает белая или окрашенная в разные цвета, по толщине - толстая и тонкая. Бумага наполовину теряет свою прочность, если её намочить. Для нашего проекта мы использовали в основном коричневую бумагу средней плотности (упаковочную) и цветную (обложки от использованных тетрадей). Цветную бумагу, которой пользуются на уроках технологии для аппликаций, в данном случае категорически нельзя употреблять. Клей «Супер-ПВА» используется для склеивания и придания формы изделию. Наносится кисточкой в два слоя на готовое изделие (для придания прочности и блеска). Калька - прозрачная тонкая бумага, используется для соединения элементов между собой. Линейка длиной 50см, имеющая деления на сантиметры и миллиметры; используется при построении деталей для скруток. Карандаш используется для пометок на бумаге. Канцелярский нож предназначен для разрезания бумаги при изготовлении скруток. Ножницы служат для выравнивания длины скруток при изготовлении колечек. Примечание: каждый выбирает, чем ему удобнее работать - ножницами или ножом. Вазочка с водой служит для смачивания губки. Губка поролоновая (мягкий материал, впитывающий в себя влагу) предназначена для лёгкого смачивания бумаги; можно использовать губку для мытья посуды. Спица металлическая для вязания используется при свёртывании бумаги в скрутку, изготовлена из алюминия. Кисточка используется для нанесения на бумагу клея при изготовлении скрутки, для скрепления скруток в заготовке и заготовок между собой. Скалка длиной 20 см служит для расплющивания скруток, для придания им плоской формы. Шаблоны разного диаметра (круглые) служат для изготовления колечек из скруток; можно использовать различные цилиндрические предметы. Прищепки бельевые (3-5 штук) предназначены для наилучшего эффекта склеивания и фиксации изделий.

РАППОРТ ЗАГОТОВОК

Для того чтобы сделать какое-либо изделие методом торсион, необходимо сначала определиться, какую вещь мы хотим получить. После этого нужно заготовить необходимое количество шаблонов. Но так как изготовление данных изделий - очень увлекательное и креативное дело, то в процессе могут возникнуть какие-то изменения или усовершенствования модели, в результате чего получится неповторимая вещь, несущая на себе отпечаток индивидуальности автора. Существует несколько видов шаблонов, используемых в технике торсион в разных сочетаниях.

ПОРЯДОК РАБОТЫ

Подготовка к работе. Разложить на столе перечисленные ранее инструменты. В вазочку налить воду, взять небольшую баночку (можно из-под косметического крема), налить в неё клей. Нарезать упаковочную бумагу полосками 432 ммх10 мм. Определиться, какую вещь будем делать. Например, решим делать карандашницу. Донышко. Берём полоску бумаги, заготовленную заранее. Намоченным водой и отжатым кусочком поролона слегка увлажняем полоску бумаги. Затем бумагу переворачиваем. Накладываем на уголок полоски бумаги длинную спицу диаметром 1,5мм и начинаем накручивать бумагу на спицу. Когда останется маленький уголок незакрученной бумаги, берём кисточку с клеем, намазываем этот уголок и заканчиваем крутить бумажку. Этот уголок бумаги должен быть с очень острым углом, чтобы катет оставшегося треугольника, образованный по длине полоски, был больше катета, получившегося из поперечной стороны полоски бумаги. Таким образом крутим четыре полоски. Получившиеся четыре скрутки расплющиваем скалкой диаметром 20мм, начиная с заклеенного конца скрутки, путём накручивания скрутки на скалку. Расплющенные скрутки расправляем. Берём спицу диаметром 2мм и накручиваем на скрутку, начиная с не заклеенного конца. Конец скрутки смазываем клеем с внутренней стороны, прижимаем, чтобы скрутка не развернулась. Снимаем полученную спиральку со спицы, кладём на стол. Берём вторую расплющенную скрутку, накручиваем её на первую, начиная с не заклеенного конца, предварительно смазанного клеем так, чтобы вторая скрутка являлась продолжение первой. Таким же образом крутим третью и четвёртую расплющенные скрутки. Получили плоскую спиральку. Если для донышка эта спиралька оказалась маленькой, то таким же образом добавляем ещё скрутки до тех пор, пока не достигнем нужного размера. Промазываем готовое донышко клеем с обеих сторон. Кольца для первого ряда карандашницы. Предварительно определяем диаметр кольца для первого ряда карандашницы. Допустим, что диаметр должен быть около 30мм. Для этого нам нужна полоска бумаги длиной в семь раз больше диаметра, т.е. 30х7=210мм. Ширина полоски бумаги должна быть 50мм. Берём заготовленную ранее полоску размером 432х100мм, делим её по ширине наполовину и по длине втрое. Таким образом из одной полоски получается шесть заготовок для колечек. Из них делаем скрутки, расплющиваем так же, как для донышка. Экспериментально подбираем шаблон такого диаметра, чтобы заготовленная скрутка обогнула шаблон ровно в два слоя. Начинаем с не клееного конца скрутки. Сначала смазываем клеем снаружи, один конец накручиваем на другой очень плотно, затем снимаем шаблон и закрепляем прищепкой. Таким образом формируем все колечки. Обруч. Берём стандартную полоску бумаги, крутим из неё скрутку, расплющиваем, замеряем по заготовленному донышку. Необходимо, чтобы обруч плотно прижимался вокруг донышка, обвивая его дважды. Если недостаточно одной скрутки, добавляем необходимую длину. Получаем кольцо-обруч, сделанное аналогично колечкам для первого ряда карандашницы, только большего диаметра. Оплётка. Для оплётки требуется тонкая бумага типа кальки, желательно не лощёная, т.к. с лощёной бумагой очень трудно работать. Полоску бумаги делим по ширине втрое (10/3) и крутим скрутку на спице диаметром 1мм по ранее описанной технологии. Первый ряд карандашницы. Берём оплётку, намазываем конец клеем и втискиваем между двумя слоями обруча, прижимаем и туго огибаем обруч оплёткой, прикрепляем кольцо и опять огибаем обруч оплёткой. Затем два раза оплетаем обруч оплёткой и берём второе кольцо, и далее прикрепляем каждое последующее кольцо через два оборота оплётки, но так, чтобы кольца касались друг друга до тех пор, пока не заполним весь обруч. Затем обмазываем клеем периметр донышка и насаживаем на него обруч с кольцами. Клёпки. Берём бумагу потоньше, чтобы клёпки были аккуратными. Стандартную полоску делим на десять по длине и по ширине, получаем бумажку 43х1мм. Крутим из неё скрутку на спице диаметром 0,5мм. Полученные скрутки расплющиваем. Клёпки готовы. В том месте, где два рядом находящиеся кольца первого ряда соприкасаются, закрепляем их клёпкой, плотно прижав кольца друг к другу, т.е. обкручиваем их клёпкой, закрепив конец клёпки клеем. Кольца второго ряда карандашницы. Определяем диаметр колечек второго ряда. Если карандашница должна быть вверху большего диаметра, то кольца второго ряда делаем крупней, чем предыдущие. Принцип работы такой же, как при изготовлении колец для первого ряда. Колечек должно быть такое же количество, как и в первом ряду. Кольца первого ряда прикрепляем клёпками между собой к первому ряду. Ракушка. Первый ряд заполняем ракушками. Берём полоску бумаги размером как на колечки первого ряда. По той же технологии крутим и расплющиваем скрутки. На спицу диаметром 3мм закручиваем спиральку, подобную той, что крутили для донышка. Промазываем внутреннюю поверхность колечка первого ряда и вставляем туда полученную спиральку. Придаём выпуклую форму спиральке и промазываем её клеем, так заполняем все колечки первого ряда. Кольца для третьего ряда карандашницы. Определяем диаметр колечек третьего ряда. Они могут быть одинаковыми с колечками первого и второго рядов, а могут быть больше. Это зависит от того, какой формы делаем карандашницу. Колечки делаем по той же технологии, что и ранее. Готовые колечки клёпками прикрепляем ко второму ряду и между собой. Верхний обруч и оплётка. Верхний обруч делаем аналогично нижнему, только диаметр должен быть равен диаметру, получившемуся из скрепных колечек третьего ряда. Делаем оплётку из тонкой бумаги, подобно оплётке, описанной в пункте «Оплётка». Сделанный обруч приплетаем оплёткой к третьему ряду колечек; этим мы ограничиваем верх карандашницы. Ажур для второго ряда колечек. Полоску бумаги режем по длине на 6 и по ширине на 3. Получаем бумажки размером 72х33мм. Крутим известным нам способом скрутки, расплющиваем. На спицу диаметром 3мм крутим один конец скрутки, закрепляем получившееся мини-колечко клеем, а другой конец крутим в другую сторону, фиксируем прищепкой, получаем скрутку формы зигзаг. Таких зигзагов делаем вдвое больше, чем колечек во втором ряду карандашницы. Промазываем внутреннюю поверхность колечка и вставляем зигзаг в каждое колечко попарно. Промазываем весь ряд колечек вместе с зигзагом. Ажур для третьего ряда колечек. Стандартную полоску бумаги режем на три как по длине, так и по ширине. Получаем бумажки размером 144х33мм. Крутим и расплющиваем скрутки. На спицу диаметром 3мм закручиваем и закрепляем мини-колечко на кончиках скрутки в одну сторону, закрепляем прищепками, чтобы зафиксировать мини-колечки. Этого ажура требуется по одному в каждое колечко третьего ряда карандашницы. Промазываем внутреннюю поверхность колечка и вставляем ажур, затем промазываем весь ряд колечек с ажуром. Заключительная работа. Готовую карандашницу промазываем изнутри и снаружи клеем, поправляем форму всей карандашницы, пока она подвижна, и оставляем, чтобы высохла. По этой технологии методом торсион-папье можно изготовить любой сувенир, главное, включить свою фантазию. 2. Работы самарских мастеров Пока искала, наткнулась на очень интересные работы, выполненные в технике «торсион-папье» самарских умельцев - Скорнякова Валерия и Михайловой Светланы, которые делают изумительные изделия из бумаги по авторской технологии (ПАПЬЕ-ВАБОСКО). И делают всё: бижутерию и одежду, украшения для интерьера и матрёшек.

Превращение глины в самый обыкновенный кухонный горшок - удивительный процесс.

В самом деле, сравните кусок глины с глиняным черепком.Глина - рассыпчатая, рыхлая. Черепок - плотный, крепкий.Глина от воды размокает, превращается в тесто. Черепок от воды не изменяется.Глине можно придать какую угодно форму: ее можно лепить, раскатывать в пластинки, скручивать в жгуты. Форму черепка изменить нельзя, если не расколотить его на куски.

Чтобы во всем этом разобраться, попробуем сами сделать глиняный горшок. Это совсем не так трудно. Говорят же, что "не боги горшки обжигают".

Чтобы вылепить из глины горшок, нужно первым делом приготовить глиняное тесто - смешать глину с водой. Но мы ничего не будем принимать н.а веру, а спросим: нельзя ли обойтись без воды?

Оказывается, можно. Изобретен пресс, который формует глиняные изделия - черепицу, посуду, плитки для полов - без единой капли воды. Сухая глина помещается в стальную форму и прессуется стальным штампом. Правда, для этого требуется огромное давление - в двести атмосфер. Знаете ли вы, что это значит?Чтобы сдавить с такой силойкнигу, понадобилось бы поставить на нее один над другим четыре товарных вагона, нагруженных доверху. Но у нас с вами такого пресса нет. Руками сдавить глину с такой силой, конечно, невозможно.

Так же как масло уменьшает трение в машинах, так и вода в глиняном тесте уменьшает трение между отдельными частичками глины. А ведь формовка в том и состоит, чтобы передвигать частички, заставляя их располагаться так, как нам надо. И притом вода не дает им рассыпаться, а держит их одну около другой.

Но этого мало: формуя глиняное изделие под прессом, мы не только придаем ему форму, но и сжимаем его, делаем его более плотным. И в этом помогает нам вода.

Если сделанное из глиняного теста изделие высушить, вода испарится. А оттого, что частички глины сближаются, изделие становится более плотным.Глиняный кирпичик может при усыхании укоротиться на целую четверть.

Плохо только, что, усыхая, глиняное изделие очень часто трескается, как дно высохшей лужи. Вам, вероятно, приходилось видеть трещины на подсохшей после дождя глинистой почве. Они напоминают те огромные расселины, которые образуются на поверхности земли во время землетрясения.


Высохшая потрескавшаяся глина

Чтобы глина при высыхании не трескалась, к ней прибавляют песок. Зерна песка, сидящие там и сям в глине, скрепляют ее, как прочный каркас или скелет, и не дают ей съеживаться чересчур сильно.

После того как мы все это уразумели, можно приняться за работу.Достанем кусочек глины, добавим к ней воды - примерно третью часть - и разомнем. Если воды прибавить больше, тесто будет пачкать руки; если меньше, оно будет рассыпаться.

К тесту прибавим немного очень мелкого песка. Хорошенько замесим, чтобы песок не был виден. Остается вылепить горшочек.

С первого раза тесто может и не удаться - ведь глина бывает разная. Одна глина требует больше песку, другая меньше. Состав теста лучше всего определить опытом. Не выйдет один горшочек, сделаем другой - пока не получится то, что нужно.

Вот горшочек и вылеплен. Но какой он неправильный, неказистый! Если на него посмотреть сверху, видно, что он не круглый, а вытянутый, как лицо человека с опухшей щекой.

Да и трудно было бы сделать лучше. Ведь совсем не легко сделать на глаз так, чтобы стенки повсюду одинаково отстояли от середины. Это все равно что нарисовать круг без циркуля.

Гончары формуют горшки на особом станке. Гончарный станок - это круглая доска, вращающаяся на оси. Приводится он в движение ногой.


Гончар кладет кусок теста на середину доски и, вдавив большой палец внутрь теста, придерживает его остальными пальцами снаружи. Вращаясь, тесто трется о пальцы гончара и выравнивается в круглую стенку. Это все равно, как если бы мы начертили круг, держа циркуль неподвижно и вращая бумагу. Циркуль - это неподвижная рука гончара, а вращающаяся бумага - это круглая дощечка гончарного станка.


Хорошо ли, плохо ли, но горшочек вылеплен. Поставим его дня на два сохнуть куда-нибудь на полку.

Когда он подсохнет, надо будет его обжечь. Если горшочек не обжечь, в него нельзя будет наливать воду. Ведь от воды необожженная глина опять превратится в тесто. Хорош был бы горшок, который от воды размок бы и расползся в кашу!

Поставим горшочек в печь на раскаленные уголья.

Тут может случиться одна неприятность. Если горшочек плохо высушен, он развалится.

От жара вода, которая осталась в глине, превратится в пар. А так как пар занимает во много раз больше места, чем вода, он разорвет стенки горшка и выйдет на волю. Чтобы этого не произошло, горшочек должен быть хорошо высушен.

Пока он будет стоять в печке, сообразим, зачем мы его туда запрятали.

Во время обжига частички глины свариваются, сплавляются между собой. Значит, обожженный черепок состоит уже не из отдельных частичек, которые легко сдвинуть с места, смочив водой, а из сплошной, похожей на губку массы. Оттого-то из черепка нельзя больше сделать тесто.


Печь для обжига глиняной посуды

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

    Выберите метод. Важно сделать это в первую очередь, поскольку метод определяет тип глины, с которым вы будете работать. Не исключайте выбор глин, для которых требуется печь - если вы серьезно хотите заниматься этим хобби, то можно купить небольшую домашнюю печь. Далее приведено краткое изложение методов и соответствующих им разновидностей глин:

  1. Выберите глину. Выбрав метод, который вы будете использовать, вы можете выбрать тип глины. Большинство глин требуют обжига в печи, но большинство новых марок можно обжигать в духовке. Если вы всего лишь хотите поиграть с влажной глиной, даже не беспокойтесь об ее обжиге. Основное правило: влажная и сухая глины не будут работать вместе - обязательно убедитесь, что у глин одинаковая консистенция.

    • Если вы собираетесь обжигать глину, сделайте выбор между высокотемпературным и низкотемпературным обжигом.
      • Низкотемпературный обжиг больше всего подходит для ярких цветов и детализированных орнаментов. Глазури при такой температуре очень устойчивы, цвета остаются яркими и не смещаются в процессе обжига. К недостаткам относится то, что изделия полностью не остекловываются (глина сплавляется не полностью), поэтому, чтобы придать изделию водонепроницаемость, вам придется полагаться на глазурь. Это делает такие изделия менее подходящими для применения в качестве посуды или для хранения воды. Поскольку глазурь не провзаимодействовала с керамикой, как это происходит при высокотемпературном обжиге, то есть большая вероятность отколов глазури. Однако при использовании подходящей глины и глазури, последняя может быть довольно прочной. Глина, используемая при низкотемпературном обжиге, называется гончарной.
      • При средне- и высокотемпературном обжиге используются глины, называемые тонкокаменными или фарфоровыми. Яркие цвета все еще можно получить в печах с окислительной атмосферой (электрических), и в меньшей степени - в печах с восстановительной атмосферой (газовых). После обжига при температурах, когда изделие само по себе получается водонепроницаемым, достигается большая прочность, и такие изделия можно использовать в качестве столовой посуды или посуды для духовок. Фарфор можно делать очень тонким и при этом он будет иметь достаточную прочность. При таких температурах глазурь взаимодействует с глиняным черепком: получаются пестрые и уникальные изделия, которые многие люди находят интересными. Обычно глазурь смещается (значительно или слабо), поэтому детализированный дизайн будет размытым.
  2. Подготовьтесь сами и подготовьте рабочее место. Работа с глиной может привести к беспорядку, особенно если участие принимают дети. Накройте участки, которые вы не хотите загрязнить: постелите на пол брезент или газеты, либо занимайтесь в гараже или нежилом помещении.

    • Никогда не работайте в одежде, которую боитесь испачкать. Если у вас длинные волосы, завяжите их сзади. Так они меньше загрязнятся и не будут попадать в глаза.

    Формование на гончарном круге

    Подготовьте глину. Пузырьки воздуха для идеального во всех других отношениях изделия могут иметь катастрофические последствия, поэтому избавьтесь от них до того, как начнете работу. Замесите или раскатайте глину руками небольшими порциями - начните с порции, которая помещается в обеих ваших ладонях.

    • Замесите глину как тесто, сформируйте из нее шар и ударьте по нему, положив на гипс (он хорошо поглощает влагу). Повторите операцию несколько раз, пока не исчезнут пузырьки. Если вы не уверены в том, остались ли пузырьки, то разделите шар напополам с помощью проволоки и осмотрите его.
  3. Запустите круг. Приложив небольшое усилие, бросьте глину в центр круга. Поскольку вы только начинаете, то в данный момент используйте количество, не превышающее большую пригоршню глины. Увлажните руки в тарелке с водой, которую надо поставить поближе, и начинайте формовать глину.

    • Начинайте вытягивать глиняную массу вверх. Обхватите глину руками и начните выдавливать вверх.
      • На каждом этапе работы с глиной убедитесь, что ваши локти прижаты к внутренней поверхности бедер или к коленям - как вам более удобно. Это поможет вам твердо держать руки, когда вы работаете.
  4. Отцентрируйте глину. По этому методу глина раскручивается до идеально гладкого состояния, без бугров и биений. Как только вы получите конус, вы будете готовы работать далее.

    • Вдавите башню одной рукой и придерживайте ее второй. Если вы правша, то вдавливайте башню правой рукой: основное усилие направлено сверху.
    • Как только глина будет иметь вид широкого куска у поверхности круга, начните выравнивать бока, прикладывая к ним давление. На вашей левой руке может собраться немного глины - просто отложите ее.
  5. Сформируйте изделие. Конкретные инструкции на этом этапе заканчиваются - каждое изделие (тарелку, горшок и т.д.) нужно формовать по-разному. Но независимо от типа изделия, выполняйте обдуманные и медленные движения - до того, как вы завершите каждое движение, круг должен сделать около 5 оборотов. Вся глина на 360 градусов должна получить одинаковую обработку, чтобы изделие было круглым. Удалите накопившуюся воду губкой.

    • Когда вы закончите, очистите изделие деревянным ножом и разгладьте поверхность скребком.
      • Обратите внимание: если все пойдет наперекосяк, и вы запутаете глиняную массу, то вам не стоит пытаться сделать из нее ком и пытаться все повторить. Глина не примет нужную густоту во второй раз и в дальнейшем не будет поддаваться формовке.

    Лепка вручную

    1. Убедитесь, что в глине нет пузырьков. Если в печь поставить заготовку из глины с пузырями, то есть вероятность того, что она взорвется. Как изложено в разделе Формование на гончарном круге, ударьте по глине, положив ее на гипс (он поглощает влагу), и раскатайте ее, словно тесто.

      • Если для уверенности вы хотите проверить массу изнутри, то возьмите проволоку и разрежьте массу напополам. Если пузырьки не исчезли, продолжайте работу.
    2. Воспользуйтесь защипной, ленточной или пластовой техникой. Для лепки керамики можно использовать три техники. Изделия, полученные по каждой из техник, имеют свой характерный вид. Пластовый метод лучше всего подходит для больших изделий.

      Нанесение глазури

      1. Обожгите глину хотя бы один раз. После этого на нее можно нанести глазурь! Получите доступ к печи для обжига, если у вас нет собственной, и позвольте профессионалам позаботиться обо всем остальном. Если же у вас есть своя печь, то обязательно дважды удостоверьтесь, что вы можете правильно работать с ней и узнайте, каковы требования вашего изделия.

        • Разные глины по-разному реагируют на тепло. Прочитайте инструкцию на упаковке глины и проведите небольшое исследование в интернете. Также примите во внимание размеры вашего изделия.
      2. Выберите глазурь. Как и в любом другом шаге, имеется множество вариантов. Каждый тип глазури будет иметь свой особенный вид.

        • Шликерные: Вы можете купить глазури и подглазурные краски в форме шликера, которые обычно создают для нанесения кистью. Все, что вам нужно для нанесения такой глазури - это кисть. Некоторые глазури сложно нанести кистью с получением гладкого слоя; в результате на изделии останутся отметины. Другие будут плавиться достаточно хорошо, чтобы следы от кисти исчезли.
        • Сухие: Вы можете приобрести глазури в форме порошка, которые обычно создаются для нанесения погружением, обливом или пульверизацией. Кроме кисти вам понадобятся ведро, немного воды, что-то для размешивания и маска, чтобы избежать вдыхания пыли. Преимущество погружения в том, что вы можете получить более равномерное глазурное покрытие, также вы можете выполнять интересные приемы, которые невозможно сделать кистью, например двойное погружение, которое позволяет получать на одном изделии разные цвета. Пульверизацией наносят глазурь более продвинутые люди, поскольку она требует наличия хорошей вентиляции, пистолета-пульверизатора, компрессора, кабины нанесения и т.д.
        • Сделайте сами: Это самая продвинутая форма работы с глазурью. Руководствуясь рецептами, вы сами покупаете сырьевые материалы и смешиваете их. Помимо всего прочего, вам понадобятся рецепты, которые можно найти в книгах и на веб сайтах. Вам также понадобятся химические вещества, из которых получают глазури, весы, сито и дух экспериментатора. Иногда ваши глазури будут выходить не совсем подходящими. Вам нужно будет научиться изменять такие глазури, чтобы решать вставшие у вас на пути проблемы. Иногда результаты будут поразительными.
        • Обязательно полностью высушивайте глину до того, как обжигать ее. В противном случае в ней могут появиться трещины, или же она взорвется.
        • Вырезая узоры на глине, подождите, пока она не станет твердой, как кожа. Кроме того, не "царапайте", делая глубокие и тонкие надрезы. Делайте надрезы достаточно широкими для их глубины.
        • Если вы работаете над изделием несколько дней, то на ночь храните его под полиэтиленовым пакетом, чтобы избежать слишком быстрого высыхания.
        • Глина прощает огрехи, но от работы с ней при длительном контакте с водой или при значительных манипуляциях можно устать и потерять настроение.
        • Всегда перед обжигом высушивайте глину полностью. Влага в глине превращается в пар, который при выходе из глины приводит к взрыву горшка.
        • Легкий способ делать маленьких животных - сделать маленькие шарики и соединить их, а затем загладить места крепления.
        • Иногда в вузах вам дадут достаточно глины, чтобы немного поиграть. Вам даже могут позволить работать в их студии.
        • В идеале вам нужно найти кого-то, у кого есть хотя бы немного опыта, чтобы они научили вас. Это процесс, очень зависящий от практики, поэтому важно иметь рядом кого-то, кто может показать вам пример и взаимодействовать с вами. Это руководство задумано как памятка или грубая инструкция, в действительности же положение рук свое у каждого скульптора.

Вы не могли не заметить нового веяния моды наших дней — “хэнд мэйд”. Думаете, что популярность данного рода занятий беспричинна, а люди занимаются этим ради забавы? Конечно же, нет. Есть множество оснований для такого интересного и полезного занятия. Можно рассмотреть это на примере изготовления посуды своими руками. В этой статье мы рассмотрим варианты, как делать посуду из керамики.

Делаем посуду своими руками

Для начала нужно определиться с материалом, из которого мы будем что-то изготавливать. Самое распространенное сырье для того, чтобы изготавливать посуду своими руками — это глина. Ударимся во все тонкости этого дела и разберем несколько примеров.

Стать мастером проще, чем может показаться

Посуда из глины – это сочетание прекрасного и практичного. Подобный инвентарь является самым древним и не имел альтернатив долгое время. В древности люди не использовали обжиг при создании посуды, но потом научились готовить керамику.

Глиняная посуда справляется с приготовлением разнообразных блюд и является неотъемлемым помощником хозяйки. Она:

  • прочна;
  • термостойка;
  • экологически безопасна;
  • красива.

Важно! Некоторые считают, что материал, который используют для изготовления предметов, вытягивает плохую энергию за счет сочетания воды, земли, воздуха и солнца.

А сделать что-то своими руками — это самое приятное, ведь в такие вещи вкладываешь душу, да и вопросов вроде: “качественно ли сделал свою работу производитель?” возникать, конечно же, не будет. Так сложно ли делать посуду из глины? Нет, скоро вы убедитесь в этом сами.

Делаем тарелку из глины своими руками

Сейчас мы по порядку рассмотрим все нюансы изготовления посуды из глины.

Подготовка материала

Первым делом нужно подготовить материал, с которым мы собираемся работать. Достаточно просто следовать следующим советам:

  1. Нужно найти глину, а для того чтобы определить, подходит ли она для изготовления посуды: нужно взять небольшой ком слегка влажной глины, скатать его в жгут между ладошками и согнуть пополам. Если в месте сгиба не появятся трещины, то с таким материалом можно спокойно иметь дело.
  2. Уложите нужное количество глины в какую-нибудь глубокую емкость и залейте водой доверху.
  3. Не бойтесь переборщить с количеством заготовленного материала. Вам никто не запрещает воспользоваться излишками в следующей лепке и сделать из глины еще что-нибудь.

Отмучивание глины

Отмучивание позволит глине стать пластичнее, жирнее и чище.

Важно! Чаще всего производят отмучивание с такой глиной, которая содержит песок в больших количествах, из-за чего она становится менее пластичной.

Что конкретно надо делать:

  1. Берем глубокую посуду, укладываем в нее глину и заливаем водой в соотношении 1 к 3, оставляем материал увлажняться на всю ночь.

Важно! Вода должна полностью скрыть глину в емкости.

  1. Утром доведите смесь до состояния однородной консистенции. Дайте раствору отстояться несколько дней. К дальнейшим работам можно приступать только тогда, когда вода станет светлее.
  2. Слейте воду через резиновый шланг.
  3. Вычерпывайте глину до самого нижнего слоя. Сам слой трогать не нужно, потому что там останутся только камни и песок. Перелейте состав в деревянный ящик и оставьте на солнце для испарения ненужной влаги.
  4. Когда большая часть воды испарится, можно начинать перемешивать глину. Материал должен сохнуть до тех пор, пока не примет консистенцию теста и не начнет липнуть к рукам. Теперь готовая глина, которую следует накрыть полиэтиленом, остается ждать лепки.

Важно! Перед лепкой обязательно удалите воздух. Для этого стоит перемять тесто руками. Следует добавить немного воды в том случае, если материал сильно жесткий.

Перейдем к следующему этапу, на котором вы будете делать посуду из керамики.

Изготовление глиняной посуды

Предметы можно делать из глиняных жгутов или плоских кусков. Посуду советуем делать первым способом. Берем скалку и кусок глины, раскатываем его и придаем любую желаемую форму. Таким способом без труда можно слепить миски или неглубокие тарелки.

Для того чтобы сделать из материала горшок или вазу, следует придерживаться другой технологии:

  1. Делаем дно для нашей посуды так, как описывалось выше.

Важно! Дно не должно быть слишком тонким. Самая оптимальная толщина должна составлять приблизительно 2 см.

  1. Нарезаем глину на кусочки, при помощи скалки делаем из них жгуты.
  2. Накладываем конец жгута на донышко и сильно прижимаем, для того чтобы он скрепился с дном.
  3. Накладываем скатанные жгуты друг на друга, прижимая новые слои.
  4. Смочите жгуты малым количеством воды в том случае, если материал твердеет.

Важно! Можно создавать причудливые сосуды разнообразных форм, пользуясь этими способами лепки.

Сушка

Не стоит спешить. Спешка может привести к образованию трещин и морщин на поверхности посуды, что может привести к браку во время обжига. Делать посуду из глины не сложно, но без терпения в этом деле не обойтись. Просто соблюдайте все сроки, и результат будет вас радовать.

Не менее двух дней посуда должно сушиться дном кверху в помещении без сквозняков, после чего переложите изделие на теплую печь и просушите до полного испарения влаги.

Важно! Посуда может лопнуть во время обжига, если вы полностью не избавитесь от влаги.

Обжиг изделия

Существуют специальные печи различного назначения, которые вы можете приобрести и установить дома. Но мы вели речь про легкий и доступный способ, поэтому обжиг будем производить на обычном костре:

  1. Обкладываем посуду дровами и поджигаем их.
  2. Ждем восемь часов минимум.

Важно! Чем дольше держать изделие в костре, тем прочнее оно получится.

Если вы все сделали правильно, то на выходе у вас будет прекрасное керамическое изделие, отличающееся высокой прочностью. Стоит заметить, что способ изготовления не требует особых затрат. Сделать посуду из глины не трудно, а постоянная практика сделает вас мастером гончарных дел.

Пять причин заняться лепкой

Все еще не видите причин заняться рукоделием? Скоро вы передумаете!

Причина №1: уникальность

Только вам решать, как именно будет выглядеть ваша тарелка из глины. Представьте, каково будет удивление гостей, когда вместо покупного сервиза из “Посуда Центр”, вы достанете набор, который сделали сами. Такие вещи мигом привлекут внимание.

Причина №2: экологичность

Вы знали, что в производстве посуды до сих пор используются вредные материалы? Глазурь из того же свинца придает изделию манящий красивый блеск. Свинца там немного, но пользоваться такой посудой — себе дороже.

Более того, подобного рода изделия даже запрещены в некоторых странах. Лучше 100 раз подумайте, перед тем как покупать дешевую и яркую чашку или миску.

Важно! Не забывайте, что существуют природные цветные глины: голубая, зеленая, черная.

Причина №3: восполняемость

От разбитой кружки или тарелки ваш сервиз не пострадает, ведь всегда можно восстановить утрату. С появлением нового друга или члена семьи, вам ничего не мешает пополнить коллекцию новым изделием. При необходимости, вы абсолютно всегда сможете сделать что-то новое и полезное. Да и при просмотре фотографий с отпуска вы можете увидеть красивую вазу в сувенирной лавке и с легкостью воссоздать дома. Здорово, правда?

Причина №4: качество

Нередки случаи покупок в интернете, которые вас разочаровывают сразу же после вскрытия упаковки. Красивый рисунок начал слазить с кружки после мытья, а тарелка царапается столовыми приборами.

При собственноручном производстве посуды, особенно при обработке в керамической мастерской под зорким глазом специалиста, такие разочарования полностью исключены. Вас обучат правильно обращаться с глиной, поэтапно объяснят все нюансы технологии изготовления, которые помогут сделать вашу посуду самой качественной и практичной.

Важно! Таким изделиям не будет страшна посудомоечная машина или микроволновка. За годы пользования вы не увидите ни трещин, ни облезшей краски.

Причина №5: экономия семейного бюджета

Даже если вы сделали всего лишь пару кружек, то и этих знаний вам будет достаточно для того, чтобы грамотно разбираться в посуде, материалах и глазури. Если какой-нибудь продавец начнет вас уверять в огромной стоимости кофейной пары из голубой глины, то вы смело сможете дать отпор и не дадите себя при этом обмануть.

Видеоматериал



Справочники