Цифровая камера – это просто. Где получается картинка. Компактный фотоаппарат – плюсы и минусы

Цифровые камеры

Цифровые камеры - сравнительно недавно появившийся класс компьютерных устройств. Пока приличные цифровые камеры еще достаточно дороги, что значительно ограничивает их популярность, но эти устройства постоянно дешевеют, и вполне возможно, что в недалеком будущем именно цифровые камеры будут наиболее часто использоваться для получения фотографий и съемки видео. Впрочем, что касается видео, то уже сейчас в профессиональных студиях цифра становится стандартом, да и в продвинутых бытовых видеокамерах тоже начинают активно использоваться цифровые технологии.

Мы не будем вдаваться в подробности функционирования камер и процесса съемки вообще, так как я не фотограф и не кинооператор, ограничимся лишь особенностями цифровых фотоаппаратов и видеокамер и их основными отличиями от нецифровой техники.

Цифровая камера предназначена для быстрой и простой фиксации изображения и ввода его непосредственно в компьютер, что во многих случаях представляется очень важным. Например, журналисты, персонал правоохранительных органов, страховые агенты и т. д. могут пользоваться цифровыми фото- и видеокамерами для оперативного получения информации с места события. И в таких областях цифра является значительно экономичнее, чем фотосъемка на пленку или видеосъемка с помощью аналоговой камеры на кассету. Единственное, правда, что служит ограничением, это то, что при большом объеме съемок необходимо сбрасывать информацию в компьютер, так как емкость памяти все же не позволяет хранить в устройстве много фотографий или видеоматериала.

В настоящее время существует достаточно большой (хотя не сказать, чтобы он был богатый) выбор цифровых камер самого разного назначения и соответственно различной ценовой категории. Не очень дорогие устройства в основном предназначены для широкого круга пользователей, но есть и весьма солидные камеры для профессионального применения. Правда, стоимость последних может составлять несколько тысяч или даже десятков тысяч USD.

Фотокамеры

Беспленочные камеры очень похожи на традиционные фотоаппараты. Здесь также имеются объектив, затвор и диафрагма. Фактически в некоторых профессиональных беспленочных камерах используются готовые корпуса от 35-миллиметровых аппаратов Nikon, Minolta, Canon или других производителей. Главное различие же заключается во внутреннем устройстве и в способе сохранения изображения. В традиционных фотокамерах изображение фокусируется на пленке, покрытой светочувствительным слоем кристаллов галлоидного серебра. Затем пленка последовательно погружается в растворы химических реактивов для проявки и фиксации отснятого изображения. В цифровых камерах изображение фокусируется на фоточувствительном ъ размером с почтовую марку кристалле полупроводника, называемом прибором с зарядовой связью (сокращенно ПЗС). Эти приборы, кстати, используются и в большинстве планшетных сканеров. ПЗС содержат сотни тысяч или даже миллионы резисторов, или элементов выборки. Чем больше элементов-ячеек в ПЗС, тем выше разрешение и, следовательно, качество изображения. При открывании затвора фотокамеры свет, попадая на ячейки ПЗС, приводит к образованию электрического заряда, причем чем больше света, тем больше заряд. Для получения цветного изображения последнее пропускается через набор (красный, синий и зеленый) светофильтров. После этого свет попадает на пикселы ПЗС, которые чувствительны к красному, синему или зеленому цвету, и эта комбинация пикселов и образует полноцветную картинку. Затем электрические заряды усредняются и преобразуются посредством аналого-цифрового преобразователя (АЦП) в сочетания нулей и единиц, а после этого цифровые данные подвергаются сжатию (наиболее часто используется JPEG) и запоминаются в памяти камеры.

Наиболее популярны камеры среднего или низшего ценового диапазона. Они очень похожи на пленочные аппараты (рисунок слева) и имеют много необходимых для бытового применения функций. Например, практически все устройства имеют систему подавления эффекта "красных глаз", автофокус, возможна вставка некоторых эффектов (впечатывание даты/времени, включение черно-белого режима и т. п.). Для профессиональной и фотографии существуют более продвинутые устройства, которые обычно располагают большим LCD-видоискателем, TV-выходом, а также, естественно, имеющие более высокое качество изображения и расширенный набор функций и настроек. Качество получаемого изображения в значительной степени определяется разрешением камеры. Очевидно, что имеется ввиду разрешение ПЗС-матрицы. Например, разрешающая способность чувсвительного элемента может быть равна 1901x1212 точек. Причем можно при желании уменьшать разрешение до какого-либо определенного камерой, это может быть полезно, например, для уменьшения размера файлов. Часто производители указывают количество чувствительных точек в матрице, оно может быть получено в результате произведения максимального разрешения камеры по ширине на соответственно максимальное разрешение по высоте. Так, в нашем случае матрица должна иметь как минимум 1901*1212=2304012 пикселов. Как минимум потому, что при применяемых при изготовлении ПЗС-матриц технологиях в последней неизбежно будут иметься бракованные элементы (несколько процентов от общего числа), и поэтому производители изготовляют ПЗС с определенным запасом светочувствительных элементов. Как всегда, следует помнить, что более высокое разрешение часто достигается программным способом путем интерполяции, и максимальное значение для той или иной камеры не обязательно должно совпадать с истинной разрешающей способностью ПЗС-элемента.

Представляю вашему вниманию пару фотографий, полученных с помощью 3-мегапиксельной камеры Nikon Coolpix 990.


Как можно заметить, изображение весьма на уровне и в ряде случаев полученные фотографии могут поспорить качеством с обычными фотографиями, полученных путем съемки на пленку. Более дешевые цифровые фотоапараты конечно же имеют несколько более низкое качество картинки, но и его обычно вполне хватает для, скажем, ведения собственного фотоальбома или публикации достаточно качественных снимков в сети, что делает их пригодными для полупрофессионального применения. А качество совсем недорогих устройств, рассчитанных на самого широкого потребителя, часто оставляет желать лучшего и может сгодиться разве что только для создания небольших по размером картинок и посылки их по электронной почте, размещения их на сайте, если там не предъявляются высокие требования к качеству, или другого подобного применения, когда более всего важно просто наличие хоть какого-нибудь снимка.


Отснятый материал сохраняется в памяти камеры. Для этого используются специальные карты памяти, они бывают различных форматов (см. cменные носители), сегодня наиболее распространенными являются три: CompactFlash, SmartMedia Card и MultiMedia Card. Обычно в стандартную комплектацию приличной камеры входит карта объемом около 8-20 Mb, что позволяет записать примерно столько же снимков, сколько можно сделать при фотографировании на одну кассету с пленкой. Дешевые камеры могут оснащаться менее емкой картой (2-4 Mb). Если такой объем вас не устраивает, то придется покупать другую карту. На момент написания статьи максимальная емкость карт формата CompactFlash составила 256 Mb.Естественно, максимальное количество вмещаемых картой файлов зависит от разрешения, при котором производилась съемка, и применяемом коэффициенте сжатия, но пользователи обычно очень быстро усваивают, что следует избегать любых режимов, кроме режима самого высокого качества. В камерах могут применяться различные алгоритмы компрессии, например JPEG, TIFF, DPOF, RAW, но обычно ограничиваются двумя первыми (чего уже достаточно) или вовсе только JPEG. После того, как место на карте закончилось, необходимо заменить карту, сбросить ее содержимое в компьютер либо удалить соответствующее число фотографий из памяти. Для соединения с РС обычно используется шина USB как наиболее универсальный интерфейс, иногда также возможно соединение другим способом (скажем, через COM-порт или с помощью PC Card, смотрите интерфейсы).

Существенное различие между беспленочными и обычными камерами состоит в задержке длительностью в несколько секунд, которая требуется беспленочной камере для фиксации изображения, его преобразования, сжатия и сохранения в цифровом виде. Также требуется некоторое время для приведения фотоаппарата в готовность, так как камера должна загрузить свою операционную систему. Многие приличные камеры позволяют производить съемку серии фотографий в непрерывном режиме со скоростью несколько кадров в секунду, что делает их пригодными для скоростной съемки объектов, например спортивных эпизодов.

Видеокамеры

Цифровые видеокамеры очень похожи на фотоаппараты. Отличие состоит лишь в том, что они производят съемку кадров со скоростью не менее 25 в секунду и записывают результат в файл (естественно, в сжатом виде). Такая скорость вообще является стандартной для видеотехники и обусловлена тем, что фотохимические реакции в человеческом глазу длятся обычно не менее 1/25 секунды. Эта частота кадров используется и в телевидении. Правда, более предпочтительна все же частота 30 Hz, так как при 25 неплавность изображения немного ощущается, хотя и не все это могут заметить.

Запись обычно производится на ленту, так как большой объем информации не позволяет использовать традиционные дисковые накопители, хотя существуют и камеры с жестким диском. Но зато от этого резко увеличивается ее цена, а диск не является таким же удобным как кассета носителем, так как при необходимости последнюю можно вынуть и вставить другую, а емкость жесткого диска, пусть даже очень большого, не позволит записать много видеоматериала. Поэтому кассетные видеокамеры получили наибольшее распространение (в последнее время, правда, стали появляться камеры, в которых информация пишется на CD-R/RW).

Практически все сегодняшние камеры совместимы со стандартом DV. Этот формат обеспечивает высокое качество изображение и не уступает аналоговому формату Betacam SP - основному формату телетехники профессионального качества. Единственный параметр, по которому DV хуже Betacam SP - это разрешение: 500 твл против 650 твл. Но это не так уж и важно, так как, во-первых, при обычной телевизионной трансляции разрешение редко бывает выше 380 твл (обычно 250-350 твл), а, во-вторых, существующие стандарты бытовой записи (я имею ввиду MPEG-2, который широко используется в DVD и при спутниковом вещании) и рассчитаны где-то на 500 твл, да и не все телевизоры способны обеспечить большее разрешение при воспроизвении. Зато соотношение сигнал/шум составляет 54 Db (по сравнению с 49 для Betacam SP), а полоса частот сигнала цветности равна 1.5 MHz, что совпадает с Betacam SP и певышает полосу частот у S-VHS и Hi-8. Сжатие сигнала осуществляется в соотношении 5:1 по технологии, аналогичной M-JPEG), при этом скорость потока равна 3.4 Mb/s. Стандарт также предусматривает схему исправления ошибок, так что можно без потерь воспроизвести кадры даже в случае, если на ленте будут испорчены две из десяти дорожек. Кассета имеет весьма меленькие размеры (примерно как коробочка из-под Tic-Tac), в ней используется лента шириной 6.35 mm. Уменьшение размера кассеты приводит к уменьшению размеров и массы самой камеры - масса современной DV-камеры составляет около 1 Kg, в то время как камеры формата Betacam SP имеют массу около 6 Kg и больше.

Видеокамеры стандарта DV для связи с компьютером имеют интерфейс Fire Wire. Таким образом, передача данных в компьютер происходит в полностью цифровом виде, что обеспечивает высокое качество изображения. В то же время DV-камеры имеют и TV-выходы, и их можно подключать напрямую к телеаппаратуре. Другим большим преимуществом таких камер является их цена - по сравнению со стоимостью аналогичных камер Betacam SP она ниже в несколько раз. Поэтому видеокамеры стандарта DV очень хорошо подходят для профессионального видео и могут составить сильную альтернативу набору "аналоговая камера плюс плата монтажа" . Обычно с помощью DV-камер можно и фотографировать (данные пишутся на карту памяти или диск, как у обычных фотоаппаратов), но качество при этом довольно неважное по сравнению со специализированными фотокамерами.

Другой, более простой и дешевый класс видеокамер - USB-камеры, или, как их еще часто называют, Web-камеры, так как они хорошо подходят для проведения телеконференций в сети (естественно, при модемном соединении все равно вряд ли выйдет что-нибудь путное). Принцип действия их аналогичен DV-камерам, но они не всегда имеют собственный накопитель (а если он и есть, то очень скромного объема - в комплект поставки входит небольшая карта памяти), а передача видео осуществляется по шине USB. Так как шина USB имеет пропускную способность всего 12 Mbps, то качетво картинки очень низкое. Разрешение у этих камер может быть равно 640х480, но тогда частота кадров будет не более 12-15 в секунду. Необходимая скорость в 25-30 кадров в секунду достижима только при разрешении 320х240 и меньше. При этом все это возможно, как правило, только в случае использования фирменного программного обеспечения, а с альтернативными программами качество обычно гораздо хуже. Цветопередача тоже часто оставляет желать лучшего, так как никто не захочет делать особо качественным продукт максимального удешевления и спроса. В целом же качество сравнимо с качеством видеокассеты средней паршивости. Впрочем, с телеконференциями USB-камеры справляются неплохо, да это и есть их основная задача. Хотя можно также записывать и ролики, если требования к изображению не высоки. Большинство камер для этого имеют встроенный микрофон (неважный, правда) для записи звукового сопровождения. Аналогично DV-камерам, некоторые USB-камеры тоже позволяют фотографировать. Однако в связи со все той же аналогией качество мало куда годится.

Различное программное обеспечение позволяет оснастить камеру различными полезными и не очень функциями. Скажем, фотографирование с заданной частотой с возможностью отправки снимков на e-mail, что может пригодиться, например, фермеру, если он захочет наблюдать процесс созревания (похищения) урожая на своей плантации. Или анализирование наличия движения в заданной области (при его обнаружении программа может предпринять какое-либо действие или запустить другую программу) - так вы сможете превратить свою камеру в своего рода охранную систему по совместительству. Правда, на очень медленные или незначительные движения программное обеспечение обычно не реагирует, так что злоумышленник все же может незаметно подкрасться и унести ваш компьютер вместе с пресловутой камерой.

В последнее время популярность цифровых камер растет не по дням, а по часам. Главными причинами является снижение цен, усовершенствование технологии и возможность печати высококачественных фотографий в домашних условиях. Однако остается несколько факторов, сильно тормозящих процесс популяризации цифровых камер. Мы имеем в виду страх неподготовленного пользователя перед новыми цифровыми технологиями. Большое число кнопок, несколько LCD экранов, какие то карты памяти, все этой является достаточно сложным и пугающим. Ведь насколько проще взять обычную пленочную мыльницу, нажать кнопку и все… Да, именно все, можно забыть о всех возможностях хранения, обработки, переноса и демонстрации фотографий, предоставляемых современными цифровыми камерами.

В этой статье мы попробуем на понятном языке, основные особенности современных цифровых камер, покажем насколько «сложно» работать с такими устройствами.

Что выбрать?

Во-первых, выбирая цифровую камеру необходимо определиться с размером. В большинстве случаев от размера камеры зависит не только удобство использования, но и некоторые характеристики. Сегодня Вы можете выбрать достаточно большую камеру, как, например Olympus E-10, камеру среднего размера или совсем миниатюрную, как Minolta DiMAGE X.

Большая цифровая камера Olympus E-10

Миниатюрные камеры

Говоря о зависимости удобства использования от размера камеры, то надо заметить, что это вопрос индивидуальный и зависит от возможностей и потребностей пользователя. С одной стороны, большие камеры, имеющие увеличенный вес, кажутся более удобными и стабильными во время съемки. Обычно такие камеры имеют выступ с правой стороны камеры, необходимый для уверенного захвата камеры. С другой стороны маленькие камеры кажутся более привычными и удобными для большинства пользователей.

С точки зрения качества съемки, то сегодня размер не имеет большого влияния. Даже самые маленькие камеры имеют ПЗС (прибор, который фиксирует изображение) с большим разрешением. Единственное ограничение маленьких камер - размер объектива. Однако, в большинстве случаев, небольшие объективы полностью обеспечивают потребности большинства пользователей.

Теперь давайте рассмотрим конструктивные особенности. Выше на фотографиях мы показали совершенно разные камеры, однако, если присмотреться внимательнее, они имеют много общего.

Как Вы можете видеть, фронтальная сторона любой камеры очень похожа на обычные пленочные камеры. Здесь размещен объектив, окошко видоискателя и вспышка.

Среди особенностей, необходимо отметить возможность использования дополнительных объективов и фильтров. Например, вот так:

Эта особенность присуща полупрофессиональным камерам. Потребительские, маленькие камеры обычно используют несложный объектив, однако, его возможностей более, чем достаточно для получения высококачественных любительских снимков.

Современные модели цифровых камер оснащаются достаточно ограниченной вспышкой, которой достаточно для любительской съемки, однако, если Вас интересует что-то по серьезнее необходимо приобрести внешнюю вспышку.

Больший интерес вызывает тыльная сторона цифровых камер. Обычно, это подтверждают фотографии разных камер, здесь размещен большой LCD экран, глазок видоискателя, и кнопки настройки параметров съемки и навигации по системе меню.

Говоря о тыльной стороне камеры, мы должны подробнее остановиться на нескольких важных элементах.

Видоискатель

В современных цифровых камерах используется оптический и (или) электронный видоискатель.

Оптический видоискатель полностью соответствует видоискателю большинства пленочных камер. В некоторых моделях зеркальных цифровых камер оптический видоискатель может принимать световой поток непосредственно от ПЗС. Т.е. пользователь будет видеть картину съемки, которая полностью соответствует будущему отпечатку.

Оптический видоискатель может иметь возможность регулировки диоптрии и специальную шторку для исключения обратного потока света в зеркальной камере.

Для простоты использования многие пользователи используют электронный видоискатель, отображающий съемочную сцену на экране LCD. Однако, LCD экраны не всегда удобны при использовании на открытом воздухе при ярком солнечном свете.

Некоторые камеры имеют возможность повернуть LCD экран, что обеспечивает дополнительное удобство съемки.

Кроме более точного наведения, электронный видоискатель может отображать различную рабочую информацию. Кстати, говоря, о точности наведения необходимо учесть факт, что многие LCD экраны отображают менее 100% съемочной сцены. Об ограничениях видимой области необходимо заранее прочитать в руководстве пользователя.

Кроме функций электронного видоискателя, LCD монитор, позволяет просматривать отснятые кадры, а так же отображает меню.

Органы управления

Для упрощения использования большинство современных цифровых камер используют похожий набор кнопок управления. Среди основных кнопок можно выделить переключатель режима работы (съемка, просмотр, выключено), кнопку спуска затвора, кнопок зума, вход в меню и навигация. Кроме того, некоторые модели имеют дополнительные кнопки, такие как автофокусировка, ручной режим и т.д.

Обратите внимание на идентичную интуитивную маркировку кнопок на всех, представленных выше, камерах.

Нижняя сторона

Обязательным атрибутом нижней стороны цифровых камер является крепление штатива. Обычно оно выполняется из метала или, в редких случаях, из пластмассы.

В некоторых моделях здесь же располагается отсек для батареек.

Батарейки

Современные цифровые камеры могут работать как от обычных «пальчиковых» батареек или аккумуляторов типа AA, так и использовать специфические аккумуляторы повышенной емкости.

В первом случае, производитель обычно комплектует камеру одним комплектов батареек. Здесь мы настоятельно рекомендуем приобрести два комплекта аккумуляторов большой емкости. Дело в том, что цифровые камеры достаточно прожорливы и в походных условиях, заряд комплекта батареек заканчивается достаточно быстро.

Носители информации

Для сохранения отснятых кадров цифровые камеры используют встроенную и внешнюю память. Объем встроенной памяти обычно ограничен 8MB, чего хватит только для сохранения нескольких кадров в не очень высоком качестве. Для полноценной работы необходимо иметь карту памяти на 64 или 128MB.

Среди многообразия карт памяти, наиболее популярными считаются SmartMedia, MMC, CompactFlash и MemoryStiс. Главным отличием различных типов носителей, может быть потребляемая энергия и скорость передачи данных, однако, сейчас мы не будем углубляться в эти детали, для этого у нас припасена отдельная статья.

Для установки карты памяти, все цифровые камеры имеют специальный отсек, или правильнее будет сказано слот. Обратите внимание, что для каждого типа носителя существует собственный слот, и Вы не можете использовать любой другой, имеющийся у Вас носитель, кроме того, который поддерживает камера. Это очень важно учитывать во время покупки дополнительной карты памяти. Кроме того, необходимо позаботиться о правильном позиционировании карты памяти в слот. Большинство слотов имеют дизайн, блокирующий неправильную установку карты памяти.

Некоторые камеры имеют комбинированные слоты памяти, позволяющие устанавливать два различных типа карт памяти.

Особенности настройки цифровой камеры

Как только камера включена, и загружена операционная система, Вы имеет возможность настроить параметры камеры. Обычно при первом включении автоматически устанавливаются заводские настройки, так называемый базовый или автоматический режим. Хотя Вы можете немедленно приступить к съемке, Вы можете настроить несколько важных параметров, что бы оптимизировать качество получаемых кадров.

Настройки большинства параметров съемки производятся в меню, отображаемом на LCD мониторе. Современные камеры имеют похожую систему меню, отличающуюся включением дополнительных опций и функций, присущих конкретной модели, и внешним оформлением. В основном сегодня встречаются текстовые и графические меню. Ниже на фотографиях показаны оба варианта дизайна меню. Как Вы можете видеть, оба варианта достаточно понятны и интуитивны.

Баланс белого

Учитывая факт, что различные источники света могут изменять температуру цвета, необходимо, что бы цифровая камера имела возможность менять т.н. баланс белого. Цифровые камеры обычно имеют несколько предустановленных значений температуры цвета (Символ солнца означает установку температуры 5500° приемлемую для съемки при ярком солнечном свете, символ «лампа» означает установку температуры цвета в 3200° приемлемое для съемки при освещении лампой накаливания) или Вы можете выбрать режим AUTO, который позволит камере самостоятельно определить оптимальный уровень цветовой температуры.

Параметр ISO (или ASA или чувствительность) используется для определения скорости или чувствительности фотопленки. Чем больше значение ISO, тем большую чувствительность имеет пленка. Большая чувствительность позволяет делать лучшую экспозицию при низком освещении. В цифровых камерах этот термин означает то же самое, что и в обычных камерах, только он определяет чувствительность ПЗС. В этом случае увеличение чувствительности ПЗС ведет к увеличению шума, на снятых кадрах. Поэтому Вам необходимо определить максимально удачное значение ISO для текущих условий съемки.

В большинстве случаев мы рекомендуем использовать ISO равное 100, поскольку в этом случае получается лучшее качество отпечатка. Для изменения значения ISO, Вы должны активизировать меню на экране LCD, и с помощью клавиш джойстика выбрать желаемое значение(100, 200, 400 или AUTO).

Разрешение

Разрешающая способность определяет качество и размер снимка. Для получения самого высокого качества мы рекомендуем использовать формат TIFF. В этом формате изображение передается без сжатия и соответственно без потерь качества. Однако размер получаемых снимков довольно велик. Для записи большого числа кадров на одной карте памяти, можно использовать формат JPEG с изменяемым коэффициентом компрессии.

Для определения возможного числа сохраненных кадров необходимо учитывать три фактора: объем карты памяти, размер чипа ПЗС (число мегапиксеолей), и установленное разрешение. Ниже в таблице представлены примерное число сохраненных кадров в зависимости от комбинации этих трех переменных.

Выбор разрешения зависит от конкретных потребностей. Так, если Вы снимаете для публикации в Internet или для просмотра на экране проектора, то можно выбрать не высокое разрешение. Если для полиграфии или для фотопечати, то необходимо выбрать максимальное разрешение. Выбор разрешения осуществляется через меню на LCD экране.

Что делать с полученными снимками?

После того, как Вы сделали необходимые кадры, Вы можете перенести их на компьютер, просмотреть их на TV или проекторе, или отнести их в фото студию.

Скопировать кадры с карты памяти можно несколькими способами. Во-первых, можно подключить камеру к компьютеру по USB или последовательному порту.

Или подключить карту памяти к специальной читалке, которые теперь продаются в огромных количествах, разных форм и цветов. Например, такие:

Подробности Фотография 20 ноября 2014

В этой статье будет описано устройство фотоаппарата, перечислены важные характеристики фотоаппарата. Будет объяснена связь свойств фотоаппарата с качеством его работы. Также будут описаны виды фотоаппаратов.

Материал очень большой по объему, поскольку тема достаточно сложная. Но если у вас хватит терпения прочитать все до конца, тогда вам будет легче решить какой фотоаппарат лучше для вас.

Сегодня, в 2014 году, существует два вида фотоаппаратов - пленочные и цифровые. Оба этих типа делают одну и ту же работу - репродукция изображения окружающего нас мира. Но технологии используются разные. В пленочных фотоаппаратах используется химическая технология. В цифровых электрическая. Достоинство цифровых фотокамер в том, что фотография готова мгновенно, в режиме реального времени, сразу после того как фотограф нажал кнопку спуска затвора. И при этом не нужно никаких дополнительных действий, материалов и времени. В этой статье будут описаны именно цифровые фотоаппараты, поскольку сегодня они доминируют и "правят бал".

Термины

Объектив фотоаппарата (Lens)

Это набор линз, которые расположены друг за другом в цилиндрическом корпусе. Задача объектива уменьшить размер «внешнего» изображения до размера матрицы фотоаппарата. Кроме уменьшения размера изображения, объектив фокусирует это уменьшенное изображение на матрицу. Объектив первый из двух компонентов фотоаппарата, которые в наибольшей степени влияют на качество получаемых фотографий.

Объектив имеет набор оптических характеристик, которые влияют на качество фотографий – фокусное расстояние, светосила, диафрагма, угол зрения, искажения (аберрации). Причем эти характеристики лежат в узких границах, и поэтому не существует универсальных объективов, с которыми можно фотографировать в любых условиях. Для съемки удаленных объектов нужны одни характеристики. Для съемки внутри помещений (интерьерные) нужны другие свойства объектива.

Вот почему фотоаппараты, предназначенные для профессиональной работы, выполняются в конструктиве со съемным объективом. Это позволяет устанавливать на фотоаппарат такой объектив, который нужен в каждом конкретном случае.

Один из важнейших параметров объектива это фокусное расстояние, оно указывается в миллиметрах. Фокусное расстояние определяет, на какой дистанции можно снимать объекты. Чем дальше объект от фотографа, тем большее фокусное расстояние должно быть у объектива. По этому показателю объективы делятся на две группы:

  • Фиксы – объективы, рассчитанные на одно фокусное расстояние. Самый распространенный фикс-объектив имеет фокусное расстояние 35 мм.
  • Зумы – объективы, рассчитанные на несколько фокусных расстояний, обычно 3 или 4. Таким объективом можно снимать на разных дистанциях.

Большинство моделей цифровых фотоаппаратов комплектуются зум-объективами. Для зумов, фокусное расстояние указывается как диапазон из меньшего и большего значений – самый «короткий» и самый «длинный» фокусы.

Матрица фотоаппарата

Электронный компонент - прямоугольная пластина, на которой размещены фотоэлементы. Каждый фотоэлемент преобразует свет, который на него попадает, в электрический сигнал. Один фотоэлемент это одна точка в том изображении, которое создается на матрице. Количество фотоэлементов на матрице определяет ее разрешение, то есть максимальный размер фотографии, которую можно получить с этой матрицы. Например матрица имеющая 5 миллионов фотоэлементов (5 мегапикселей) позволяет получить фото размером с лист бумаги формата А4 (если точнее 20 х 30 сантиметров).

Кроме размера фотографии, количество фотоэлементов влияет на детализацию фото. Чем больше пикселей, тем более четкая, детальная картинка получается с этой матрицы.

Матрица это второй из двух компонентов фотоаппарата, которые в наибольшей степени влияют на качество получаемых фотографий.

В описании фотоаппарата приводятся физический размер матрицы и количество пикселей (фотоэлементов).

Производители фотоаппаратов акцентируют внимание на количестве пикселей. Однако на качество фото гораздо большее влияние оказывает физический размер (ширина и высота) матрицы фотоаппарата. Чем больше матрица, тем более качественное фото можно получить с нее. На больших матрицах больше размер фотоэлемента, а при увеличении размера фотоэлемента улучшаются его фотоэлектрические характеристики. В частности матрицы с большим размером фотоэлементов имеют большую светочувствительность, то есть позволяют сделать снимки в условиях плохой освещенности.

Количество фотоэлементов матрицы указывается в пикселях в виде цифры, например, 5 мегапикселей (5 Мп), 12 мегапикселей (12 Мп).

С размером матрицы гораздо сложнее. Его могут указывать в миллиметрах, например 24 х 36 мм. Его могут указывать в непонятных комбинациях дробей – 1/2.33". Или в виде кроп-фактора (число, десятичная дробь), например 1.5.

Принцип заключается в следующем – есть «базовый» размер матрицы равный 24 х 36 мм (кадр классической фотопленки 35 мм). Матрица такого размера считается полноразмерной. Дроби вида 1/1.7" или 1/2.33" используются для матриц, размер которых меньше чем 24 х 36 мм. Дроби вида 1/2.33" указывают размер матрицы по диагонали. А кроп-фактор показывает отношение диагонали матрицы к диагонали полного кадра 24 х 36 мм. Например кроп-фактор 1.5 означает что диагональ матрицы в полтора раза меньше диагонали полноразмерной матрицы.

Проще всего ориентироваться по кроп-фактору матрицы поскольку это десятичное число и оно прямо показывает отношение размера матрицы к полному кадру. Кроп-фактор 1 это полноразмерная матрица 36 х 24 мм (full frame). Чем ближе кроп-фактор к единице, тем крупнее матрица и тем выше будет качество фото.

С размером диагонали сложнее, поскольку матрицы бывают с разными соотношениями сторон - 4:3, 2:3, 16:9. Однако упрощенно можно сказать так - чем больше второе число в дроби, тем меньше и хуже матрица. Но это относится к диагоналям в которых первая цифра 1. Так например матрица с диагональю 1/1.7" больше по размеру чем 1/2.3", но при этом она меньше по размеру чем 2/3 " (матрицы в некоторых компактах Fijifilm) .

Матрицы с кроп-фактором 5.62 (или даже больше) это самые маленькие, самые дешевые и самые плохие, из используемых сегодня в цифровых фотоаппаратах.

Большие матрицы (полноразмерные или с кроп-фактором 2 и меньше) обеспечивают очень хорошее качество фото. Но они дорогие и поэтому используются в фотоаппаратах ценой более 400-500 долларов. В мыльницах используются самые маленькие и дешевые матрицы - 1/2.33" (кроп-фактор 5.62 - 6).

По кроп-фактору легко узнать на сколько площадь матрицы меньше полного размера. Для это нужно всего лишь умножить кроп-фактор на 2. Например матрица 4/3" (Micro Four Thirds) имеет кроп-фактор 2 и это означает, что ее площадь в 4 раза меньше полного кадра.

По кроп-фактору можно также преобразовать значения фокусных расстояний объектива в так называемое эквивалентное фокусное расстояние (для полного кадра). Например зум-объектив 14-44 мм для матрицы 4/3" (Micro Four Thirds) по фокусным расстояниям эквивалентен объективу 28-88 мм фотокамеры с полным кадром. Для расчета ЭФР нужно умножить значение фокусного расстояния на кроп-фактор. Для нужно такое преобразование в ЭФР? Дело в том, что во всей литературе по фотографированию используется значения фокусных расстояний для полного кадра.

Размеры матриц (от хороших к плохим):

  • Полноразмерная матрица (full frame) 36 х 24 мм.
  • APS-H, APS-C - матрицы используются в дорогих зеркальных фотоаппаратах. Кроп-факторы 1.3, 1,5.
  • 4/3" (Micro Four Thirds) - матрица используется в достаточно дорогих беззеркальных фотоаппаратах Panasonic, Olympus. Кроп-фактор 2.
  • 1" - матрица используется некоторых в беззеркальных и компактных фотоаппаратах, например Nikon 1, Sony RX100. Кроп-фактор 2.7.
  • 2/3" - такие матрицы используются в недешевых компактных фотоаппаратах Fujifilm (дороже 200 долларов). Кроп-фактор 4.
  • 1/1.8", 1/1.7" - такие матрицы тоже используются в недешевых компактных фотоаппаратах полупрофессионального уровня, однако эта матрица меньше чем 2/3". Кроп-фактор 4.8 и 4.7.
  • 1/2.3", 1/2.33", 1/2,7", 1/3" - самые маленькие дешевые и плохие матрицы. Кроп-фактор 5.6 и выше.

Общий принцип таков - чем больше размер матрицы, тем она чувствительнее, тем меньше шумов она дает при фотографировании.

Почему так?

Чем больше физический размер матрицы, тем больше размер одного фотоэлемента. А чем больше размер фотоэлемента тем точнее он передает уровень света. Если сильно упрощать то можно сказать так - в матрицах с большим размером фотоэлементов ниже собственные электрические помехи и при малом количестве света легче отделить "световой" сигнал от собственных помех матрицы. И наоборот при уменьшении размера фотоэлемента снижается возможность разделения электрических сигналов от света и от собственных помех. Ситуация, когда вместо светового сигнала с фотоэлемента идут собственные помехи и называется шумами.

Видоискатель

Это «прицел» фотоаппарата, с его помощью фотограф выбирает объект для снимка. Видоискатель ограничивает взгляд фотографа, рамкой, которая показывает границы будущей фотографии. Кроме этого видоискатель дает фотографу и другую важную информацию – фокус, резкость. Существует три типа видоискателей:

Оптический параллаксный – простая или сложная система линз, которая формирует изображение в рамке. При этом ось видоискателя не совпадает с осью объектива (это раздельные узлы фотоаппарата). Это создает некоторое неудобство для фотографа, так как он видит не совсем такой кадр, какой будет на фотографии. Например, не совпадение границ кадра в видоискателе и объективе. Или несовпадение фокуса и резкости. И фотограф должен принимать поправку на такое несовпадение.

Оптический без параллакса (зеркальный) - специальное зеркало, закрепленное внутри фотоаппарата, позади объектива и перед матрицей. Это зеркало отражает изображение, получаемое из объектива, в видоискатель. Через такой видоискатель фотограф видит в точности то, что будет на фотографии.

Дисплейный – изображение, с матрицы, передается на дисплей, расположенный снаружи фотоаппарата. Так же как и в случае с зеркальным видоискателем, фотограф видит в точности то, что будет на фотографии. По сути, картинка на дисплее фотоаппарата это незаписанная фотография, только меньшего размера и худшего качества, чем сама фотография.

Электронный - изображение, с матрицы, передается на крохотный окулярный дисплей, который похож по своей форме на оптический.

В цифровых фотоаппаратах наиболее распространен дисплейный видоискатель. Дисплейный видоискатель это лучше чем оптический параллаксный, но хуже чем оптический зеркальный. Однако у дисплейного видоискателя есть серьезный недостаток - в яркую, солнечную погоду, изображение на дисплее может быть настолько бледным, что приходится выполнять съемку "вслепую". В такой ситуации может сильно помочь электронный видоискатель. Поскольку он окулярного типа, изображение в нем неподвержено влиянию внешнего света.

Устройство фотоаппарата

В этой части статьи будет описан принцип работы цифровых фотоаппаратов, а также устройство цифровых фотоаппаратов.

Упрощенно, схема фотоаппарата такова:

  • Корпус прямоугольной формы, в котором размещена матрица, электроника управления, карта памяти и аккумулятор.
  • На задней части корпуса фотоаппарата крепится дисплей. Он может крепиться жестко или на поворотном шарнире. На дисплее отображается служебная информация, снятые фотографии. Чаще всего дисплей используется еще и как видоискатель.
  • Объектив крепится на переднюю часть корпуса таким образом, чтобы линзы объектива были на одной оси с матрицей, перпендикулярно матрице. Объектив может быть закреплен на корпусе жестко (несъемный). Или может крепиться через специальный механический разъем – байонет, в этом случае объектив можно снимать и вместо него ставить другой.

Изображение, в виде светового излучения, через объектив попадает на матрицу. Попадание света на фотоэлементы вызывает возникновение электрического тока в этих фотоэлементах. Сила тока или разность потенциала тока зависит от силы света на фотоэлементе. Если этот процесс описать с точки зрения законов физики, то свет это фотоны. Ярче свет, означает большее количество фотонов. Слабее свет - меньшее количество фотонов. Фотон попадая на фотоэлемент матрицы вызывает появление электрического импульса. Чем больше фотонов попадает на фотоэлемент тем сильнее электрический сигнал на этом фотоэлементе. И наоборот.

Электроника управления считывает электрические сигналы с фотоэлементов и на их основе формирует электронное изображение. Если дисплей используется как видоискатель, то это изображение передается на дисплей в режиме реального времени. И это же электронное изображение записывается на карту памяти, когда фотограф нажимает на кнопку затвора.

Фотоаппараты цифровые - виды фотоаппаратов

В этой части статьи будет описано, чем отличаются разные виды фотоаппаратов, друг от друга.

Цифровые фотоаппараты можно делить на виды по-разному. Кто-то их делит по типу применения, кто-то по цене. Но наиболее точные и широко используемые типы фотоаппаратов подразумевают деление по конструктивным особенностям.

По конструктиву, виды фотоаппаратов делятся на три основные группы - компакты, зеркалки и гибридники.

Самый массовый тип цифровых фотоаппаратов это компакты. И он же самый неоднородный по качественным показателям. От самых дешевых мыльниц, дающих посредственное, или даже плохое фото, через более дорогие мыльницы, которые фотографируют очень прилично, к дорогим компактам, которые приближаются по качеству фото к зеркальным камерам.

Компактные фотоаппараты (Компакты)

Часто их называют «мыльницы», но это не вполне правильно. Мыльницы это подгруппа внутри категории компактов. Термин мыльницы пришел еще из эпохи пленочных фотоаппаратов и тогда так называли самые дешевые, простые в управлении камеры, "с одной кнопкой", которые давали изображение довольно плохого качества.

Конструктивные особенности компактов:

  • Несъемные объективы.
  • Приоритет автоматической настройки параметров съемки, а на дешевых моделях (мыльницах) ручных настроек совсем нет.

Компакты делятся на две большие подгруппы по конструктиву крепления объектива:

  • Мыльницы – у них объектив телескопический и при выключении «уходит» внутрь корпуса. Выключенный фотоаппарат выглядит как брусок (или мыльница).
  • Просто цифровой фотоаппарат («не мыльница») – объектив неподвижно закреплен на корпусе и даже может быть единым целым с корпусом.

Как правило, эти две подкатегории различаются и по функциональности. «Мыльницы» это недорогие фотоаппараты, простые и автоматизированные. А «не мыльницы» сложнее, имеют больше возможностей для ручной настройки параметров фотографирования. Среди «не мыльниц» есть модели, которые можно использовать даже в профессиональной фотоработе.

Еще одна техническая характеристика компактов это размер используемой матрицы. В этой категории очень мало моделей с размером матрицы менее 2 по кроп-фактору. А с полноразмерной матрицей моделей почти нет.

Фотоаппараты зеркальные (DSLR)

DSLR это аббревиатура от Digital single-lens reflex camera, что в переводе на русский язык означает: цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат. В просторечии «зеркалка».

Зеркальный фотоаппарат имеет следующие конструктивные особенности:

  • Съемный объектив.
  • Зеркальный оптический видоискатель (дополнительно к нему может быть и дисплейный видоискатель)

Еще одна техническая особенность этого вида фотоаппаратов размер используемой матрицы. Среди зеркальных фотоаппаратов самые дешевые модели имеют матрицы размером менее 2 по кроп-фактору. А многие модели средней цены имеют полноразмерную матрицу.

Применительно к этому виду фотоаппаратов используется такое понятие как фотоаппарат kit (кит). Это комплект из собственно фотоаппарата (body, а профессионалы его называют тушка) и объектива. Обычно китовый объектив (kit lens) это зум с некими усредненными характеристиками.

Знать что такое фотоаппарат kit необходимо, для того чтобы не купить одну лишь тушку, соблазнившись меньшей ценой. Дело в том, что зеркальный фотоаппарат может продаваться без объектива. Более того, самые дорогие модели зеркалок обычно продаются без объектива.

Зеркальные фотоаппараты используются в основном только в профессиональной фотоработе. Они позволяют делать фото очень высокого качества, а также фото для последующей печати в большом размере.

Беззеркальные (гибридные, системные) фотоаппараты

Фотоаппараты со сменной оптикой. Можно сказать, что это «зеркалки», но без зеркал. Собственно говоря, одно из обозначений этой категории фотоаппаратов - MILC (Mirrorless Interchangeable Lens Compact Camera), то есть беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами. Еще их называют системные камеры (CSC - compact system camera).

Конструктивные особенности этих фотоаппаратов:

  • Съемный объектив.
  • Дисплейный видоискатель (на некоторых моделях дополнительно может быть еще и оптический параллаксный или электронный).
  • Приоритет ручных настроек параметров фотографирования.

За счет отказа от зеркального видоискателя уменьшаются габариты аппарата, скорость срабатывания затвора (не во всех моделях) и цена фотоаппарата. При этом технические характеристики могут быть на уровне зеркальных фотокамер, поскольку видоискатель не влияет на качество фотографии как таковой.

Применительно к этому виду фотоаппаратов тоже используется такое понятие как фотоаппарат kit (кит). Это комплект из собственно фотоаппарата (body, а профессионалы его называют тушка) и объектива. Обычно китовый объектив (kit lens) это зум с некими усредненными характеристиками.

Так же как и зеркалки некоторые модели беззеркалок продаются без объектива.

Характеристики фотоаппаратов влияющие на качество фотографии

В этой части статьи будут перечислены технические свойства фотоаппаратов, которые влияют на качество фотографий.

1. Объектив с небольшим значением оптического зума – 2, 3 или 4. Чем больше ступеней изменения фокусного расстояния, тем больше оптических искажений и тем больше потеря светосилы – и то и другое приводит к ухудшению фотографии. А наилучшее качество изображения дают фикс-объективы. То есть объективы с одним фокусным расстоянием.

2. Значение числа диафрагмы для объектива – чем меньше значение, тем лучше - f/2 лучше чем f/2.8. Меньшее число означает что объектив пропускает больше света на матрицу, а это может быть полезно при съемке в условиях плохой освещенности. Кроме съемки при плохом освещении, большая светосила объектива позволяет получать короткое пространство резкости (ГРИП, DOF ), что используют для получения эффекта "боке", когда центральный объект снимка изображен резко, а все что ближе и дальше него, размыто.

Для зум-объектива число диафрагмы указывается как диапазон – меньшая цифра для меньшего (короткого) фокуса, большая цифра для самого «длинного» фокуса. Объективы с небольшой цифрой, 2 или меньше двух, часто называют светосильными. Общее правило - для зумов светосила объектива падает с увеличением фокусного расстояния.

3. Чувствительность матрицы (ISO) . Отсутствие шумов или минимальные шумы для больших значений - 400, 800 ISO и больше. Для дешевых матриц шумы начинаются уже на 200 ISO, а на 800 может быть уже невозможно снимать. Шумы матрицы приводят к появлению цветного снега на фотографии. Высокая чувствительность (без шумов конечно) позволяет получать хорошие фотографии в условиях слабой освещенности, а также хорошие фотографии движущихся объектов.

4. Скорость срабатывания (лаг) затвора . Чем меньше промежуток времени от нажатия кнопки затвора, до получения фото, тем точнее получаемая фотография, в том случае если снимается динамический объект или процесс. Если лаг затвора большой, то на фотографии может оказаться не совсем то, что было в видоискателе в момент нажатия затвора.

5. Запись фотографии в RAW формате , то есть без сжатия и программной обработки. В компактах при записи фотографии в память, происходит ее сжатие в формат JPEG. Уменьшается ее размер, но при этом ухудшается качество. Есть модели которые записывают фотографию без сжатия, в RAW формате. Такую фотографию можно обработать в специальной программе на компьютере и получить JPEG снимок более высокого качества чем jpeg сделанный в самом фотоаппарате. На некоторых моделях компактов, есть возможность задавать параметры сжатия JPEG, уменьшая ее степень – это может частично компенсировать отсутствие raw записи.

6. Размер матрицы фотоаппарата . Чем больше матрица, тем более высокое качество фотографии можно с нее получить. В описании фотоаппарата размер матрицы указывается в пропорции к полному размеру 36 х 24 мм. Эта пропорция называется кроп-фактор и представляет собой десятичную дробь. Правило простое - чем ближе число кроп-фактора к единице, тем больше размер матрицы.

7. Возможность вручную указывать значения :

  • фокуса
  • диафрагмы
  • выдержки
  • баланса белого цвета
  • чувствительности матрицы.

Это позволяет получить хорошее фото в условиях, когда автоматические программы не подходят к условиям съемки. Однако для того, чтобы пользоваться ручными настройками, нужно хорошо понимать, что они означают, их взаимное влияние. А также правильно оценивать условия съемки.

8. Стабилизация . Система компенсации микродвижений фотоаппарата. Она компенсирует дрожание рук фотографа. Призвана уменьшить отрицательный эффект "шевеленки", "смаза" при съемке на длинных выдержках. Бывает двух типов - встроенная в объектив (стабилизация линз) и встроенная в корпус (стабилизация матрицы).

9. Серийная съемка . Режим когда фотограф один раз нажимает кнопку спуска затвора. а камера делает несколько снимков. Такой режим может очень помочь при съемке подвижных объектов - например детей, животных. Можно будет просмотреть все снимки серии и выбрать наиболее удачный. При съемке подвижных объектов главная трудность уловить лучший момент для снимка. И серийная съемка как раз упрощает эту задачу.

Характеристики фотоаппаратов влияющие на удобство использования

В этой части статьи будут перечислены технические свойства фотоаппаратов, которые прямо не влияют на качество фотографий, однако делают процесс фотографирования более легким и быстрым.

Автофокус . Автофокус это способность фотоаппарата самостоятельно устанавливать фокус на объекте съемки. Существую разные системы автофокуса, различающиеся по скорости и точности. Наиболее быстрая и точная система это фазовый автофокус, который используется в цифровых фотоаппаратах. Сегодня автофокус есть во всех цифровых фотокамерах начиная с дешевых мыльниц. Однако в более дорогих фотокамерах можно использовать разные режимы работы автофокуса.

Режимы автоматической настройки или полуавтоматической настройки параметров съемки (фокуса, диафрагмы, выдержки, чувствительности). В благоприятных условиях, когда автоматические режимы позволяют сделать хороший снимок, их использование экономит много времени.

Электронный видоискатель . Он хуже тем, что дает картинку "для одного глаза", поскольку выполнен в виде окуляра, но его важное преимущество перед дисплейным в том, что им можно пользоваться в яркую солнечную погоду. Когда дисплейный видоискатель просто "слепнет" (на нем почти ничего не видно).

Брекетинг . Автоматическая съемка нескольких фото вместо одного. При этом, для каждого снимка, устанавливается индивидуальное значение одного из параметров экспозиции. Например брекетинг выдержки - делается снимок со значением выдержки, которое установлено фотографом (или автоматикой камеры), и кроме этого делаются снимки в которых выдержка больше и меньше этого значения. Тот же принцип при других видах брекетинга - по фокусному расстоянию, диафрагме. Конечно такие снимки можно сделать и вручную. Но автоматический брекетинг сильно экономит время. Наиболее распространенный вид брекетинга - это брекетинг экспозиции. Когда фотокамера делает три снимка - один с автоматический экспозицией одни с уменьшением этой экспозиции и один снимок с увеличением этой экспозиции.

Разъем USB позволяет просто и быстро копировать фотографии на компьютер.

Тип карты памяти . Фотографии в цифровом фотоаппарате записываются на карту памяти. Эти карты бывают нескольких типов. Преимущество нужно отдавать картам того типа который обеспечивает наивысшую скорость записи. Поскольку от скорости записи на карту зависит скорость фотографирования. Особенно в том случае, если фотография записывается в raw формате. Например карты типа SD (Secure Digital) по скорости записи делятся на классы (Class 2, 4, 6, 10, 16) которые прямо соответствуют скорости записи в мегабайтах в секунду - Class 16 это запись со скоростью 16 Мб/сек. Если в фотоаппарате карта со скоростью 2 Мб/сек, а размер фотографии 2,5 Мб (а такой размер возможен даже в мыльницах), то вы не сможете делать более одной фотографии в секунду.

Датчик положения фотоаппарата. Стандартное положение фотоаппарата при фотографировании горизонтальное. При этом снимок имеет формат 4:3 (ширина больше высоты). Однако часто бывает более выгодно фотографировать повернув фотоаппарат вертикально, чтобы получить снимок формата 3:4 (ширина меньше высоты). Вертикальное положение фотоаппарата (и кадра) позволяет получить более крупный план, при фотографировании лица человека или фигуры в полный рост. Некоторые фотоаппараты имеют датчик ориентации и автоматически разворачивают фотографию после съемки. Но если у фотоаппарата нет такого датчика, то вертикальная получается заваленной на бок. Конечно ее не сложно развернуть в любой графической программе. Но зачем делать лишнюю работу? Если есть фотоаппараты, которые сами следят за такими мелочами

Характеристики фотоаппаратов, которые можно игнорировать

В этой части статьи будут перечислены технические свойства фотоаппаратов, которые не влияют на качество фотографий, более того, могут даже ухудшать качество фотографии.

Пиксели . Больше не значит лучше. Более того, это тот случай, про который говорил товарищ Ленин – лучше меньше, да лучше. Для бытового (непрофессионального) фотографирования достаточно 5 мегапикселей. 10 мегапикселей на маленькой, дешевой матрице это хуже чем 5 мегапикселей на такой же матрице.

Большой оптический зум . Если на компакте объектив с 10, 20 или даже 30 кратным зумом (приближением) это значит, что на таком зуме будут жестокие оптические искажения, быть может даже чудовищные. По каким-то формальным признакам такой объектив действительно может приблизить объект в 30 раз, но что там будет на фотографии? Высококачественные телеобъективы с таким приближением это монстры длинной с половину руки и весом больше килограмма (а то и больше). А на компакте объектив длинной сантиметров 5-8.

Цифровой зум . Это просто программное увеличение снятой с матрицы картинки. Оценить качество цифрового зума вы можете даже без фотоаппарата. Возьмите любую фотографию и в графическом редакторе увеличьте ее, допустим в 3 раза. Или в 5 раз. И посмотрите что получится. В любом случае "цифровой зум" вы можете сделать на компьютере, если он вам понадобится.

Панорамная съемка . Панорама это когда вы делаете несколько фотографий, последовательно перемещая видоискатель слева направо, или справа налево, а потом, готовые фотографии склеиваете в одну по их вертикальным границам. Получается широкоформатная фотография. Вещь в общем неплохая для пейзажной съемки. Но обычно в фотоаппаратах есть ограничения, допустим склеивание только трех фотографий. Или результирующая панорамная фотография в маленьком разрешении. Панораму можно сделать и на компьютере, в графическом редакторе. И это может быть удобнее и функциональнее чем на фотоаппарате.

Подавление красных глаз . Во-первых, нужно понимать, что красные глаза, появляются только при фотографировании со вспышкой. Если ваш фотоаппарат позволяет фотографировать без вспышки в условиях слабой освещенности, то у вас не будет проблемы красных глаз. Во-вторых красные глаза можно убрать на компьютере, в графическом редакторе.

То есть выбирать фотоаппарат по этим возможностям это дело заведомо проигрышное. Если в хорошем фотоаппарате их нет, то и черт с ними.

Компактный фотоаппарат – плюсы и минусы

В этой части статьи будут перечислены достоинства и недостатки компактных фотоаппаратов.

В сравнении с зеркальными и гибридными цифровыми фотоаппаратами, компактные имеют следующие плюсы и минусы.

Плюсы цифрового компакта

Небольшие размеры и вес (это справедливо в основном для мыльниц). Мыльницу можно носить даже в кармане или в женской сумочке. Хотя и хорошие полнофункциональные компакты тоже имеют меньшие габариты и вес чем зеркалки.

Компакты заточены под автоматическое использование – фотографирование по принципу «навел и нажал кнопку». Так, что не нужно ничему учиться. И не нужно тратить время на настройку параметров перед каждой серией фотографий.

Невысокая цена или даже низкая цена – компакты это самые недорогие фотоаппараты. Хотя есть отдельные модели компактных фотоаппаратов, которые стоят дороже, чем дешевые зеркалки.

Минусы цифрового компакта

Главный минус компактов заключается в том, что с их помощью нельзя сделать фото очень хорошего качества, а некоторые типы фотографирования вообще невозможны. Этот недостаток обусловлен двумя факторами:

  • Автоматическая настройка параметров съемки. Это удобно, но автоматика удачно отрабатывает не во всех реальных ситуациях
  • Низкое качество матрицы и объектива.

Хотя в этой категории есть модели, в значительной степени лишенные этого недостатка. Компакты, имеющие хорошую матрицу и объектив, а также ручные настройки съемки. Но и цена у таких моделей превышает 300-400 долларов.

Топовые компакты:

  • Fuji серии HS и X (например, Finepix X10, X20, X30).
  • Nikon серии P (например, Nikon Coolpix P7700, P7800).
  • Canon серии SX, S и G (например, PowerShot G1X).
  • Panasonic LX и старшие модели FZ с объективами Leica.
  • Sony, серия RX.

уступают дешевым зеркалкам и гибридникам лишь невозможностью сменить объектив.

Зеркальный фотоаппарат – плюсы и минусы

DSLR camera (Digital Single Lens Reflex).

В этой части статьи будут перечислены достоинства и недостатки зеркальных фотоаппаратов. А также достоинства и недостатки фотоаппаратов со сменной оптикой.

В сравнении с компактными цифровыми фотоаппаратами, зеркальные и беззеркальные имеют следующие плюсы и минусы.

Плюсы зеркальных фотоаппаратов

Возможность делать хорошее фото, почти в любых условиях. И почти любые типы фото – пейзажи, портреты, интерьеры и т.д.

Матрицы хорошего качества, ручные настройки, сменные объективы. Имея это, можно добиться очень хороших результатов.

Минусы зеркалок и гибридников

Вес и габариты. Вес зеркалки как минимум килограмм, а если большой объектив то и больше килограмма. Беззеркалка будет легче, но не намного. В карман или женскую сумку такой фотоаппарат не положишь. Однако можно несколько уменьшить габариты и вес, если установить фикс объектив с минимальным фокусным расстоянием 35 мм. В этом случае, например Беззеркалка или гибридник будет не очень большая и тяжелая – вполне сопоставима по размерам с дорогим компактом.

Более высокая цена в сравнении с компактами. Дешевые фотоаппараты со сменной оптикой стоят примерно от 400 долларов. Дешевые зеркальные фотоаппараты примерно от 500 долларов. А хороший зеркальный фотоаппарат будет стоить более 1000 долларов.

Необходимость учиться фотографированию. А на такое обучение придется потратить немало времени. Конечно, на зеркалках и беззеркалках есть режимы автоматической съемки. Но ведь это нонсенс - покупать хороший, дорогой фотоаппарат для того, чтобы фотографировать на автоматике.

Чем отличаются беззеркальные фотоаппараты от зеркальных

По сути отличия между этими видами фотоаппаратов только в видоискателе. У зеркальных видоискатель оптический, у гибридных фотоаппаратов видоискатель электронный (дисплейный).

Плюсы беззеркального фотоаппарата (плюсы дисплейного видоискателя):

  • Картинка на видоискателе более крупная по размеру.
  • Возможность снимать из сложных положений, например, держа фотоаппарат над головой (если дисплей поворотный).
  • Легче и тоньше корпус фотоаппарата.
  • Отсутствует микровибрация при срабатывании затвора – нет зеркала которое нужно поворачивать.
  • Меньше цена при сопоставимых технических характеристиках.

Плюсы зеркального фотоаппарата (плюсы оптического видоискателя):

  • Натуральная цветопередача на видоискателе.
  • Более быстрый и точный фазовый автофокус.
  • Четкая и ясная картинка видоискателя даже в условиях сильной освещенности (в солнечный день).
  • Возможность отключить дисплей и таким образом продлить время работы аккумулятора.
  • Меньше нагревается матрица поскольку она не используется для работы автофокуса. Меньше нагрев матрицы – меньше шумы матрицы.

Соответственно минусы у этих типов фотоаппаратов будут взаимно обратные.

Один из минусов зеркального фотоаппарата можно компенсировать. Дело в том, что все цифровые зеркальные фотоаппараты имеют дисплей, но некоторые модели имеют двойной видоискатель, не только зеркальный, но и дисплейный. Такая модель с двойным видоискателем позволяет фотографировать из сложных положений, конечно если дисплей поворотный.

Как купить хороший фотоаппарат

Вот, наконец, мы добрались до главного вопроса, ради которого все затевалось.

Какой фотоаппарат купить?

Самый лучший фотоаппарат?

Как определить качество фотоаппарата?

Наверное, это главные вопросы для того, кто хочет купить цифровой фотоаппарат. Обычно советы по выбору основываются на технических возможностях фотоаппаратов.

Но я предлагаю подойти к вопросу выбора совсем с другой стороны. Решить вопрос покупки с точки зрения рациональности, здравого смысла. Вполне может быть, что для вас лучший фотоаппарат необязательно самый технически совершенный.

Можно купить фотоаппарат Leica M9 – это выдающийся по своим характеристикам и качеству изготовления фотоаппарат. Но, во-первых, цена, он стоит как дешевый автомобиль, во-вторых, придется серьезно учиться фотоделу. И придется фотографировать каждый день, ведь не положишь на полку фотоаппарат стоимостью под 10 000 долларов. У вас будет прекрасный фотоаппарат. Но готовы ли вы к таким жертвам ради обладания совершенством?

Быть может лучше самый обыкновенный фотоаппарат, но точно отвечающий вашим потребностям?

Если все что вам нужно это время от времени делать фото на память – в компании, на природе или в поездке и при этом вы не хотите тратить время на обучение тонкостям фотографирования, то лучший выбор это мыльница стоимостью в районе 200 долларов. Шедевр вы не сделаете, но это будет приличное качество, при минимальных затратах времени.

Главное что нужно понять – качество фотографии, конечно, зависит от технических свойств фотоаппарата. Но во вторую очередь. А в первую очередь от знаний, навыков и опыта фотографа.

Если вы купите самый лучший фотоаппарат, в техническом отношении, но не будете знать что такое экспопара, как между собой связаны диафрагма, выдержка и чувствительность, то вы не сможете сделать на вашем лучшем фотоаппарате даже просто хорошее фото.

Иными словами, хороший зеркальный фотоаппарат потребует от вас много времени на изучение теории фотографии. И еще больше времени на практические занятия. И только потом, спустя может быть месяцы после покупки, вы сможете делать просто хорошие фотографии.

На мой взгляд, технически хороший фотоаппарат имеет смысл покупать только в том случае, если вы не представляете свою жизнь без фотографирования. Если вы готовы каждый день тратить свое время на фотографирование.

Во всех остальных случаях недорогой мыльницы будет что называется «за глаза». Есть компакты, которые обеспечивают очень приличное качество при минимуме потраченного времени:

  • Серии Canon PowerShot SX и PowerShot S.
  • Серии Panasonic Lumix TZ, FX, LX, LF.
  • Серии Fuji Finepix S, F, X (на моделях серии F фазовый автофокус как на зеркальных фотоаппаратах).
  • Серии Nikon Coolpix P.
  • Серии Kodak M, Z

Итак. Последовательность выбора, в идеале, может быть такой:

  1. Точно определить цели и задачи для которых будет использоваться фотокамера.
  2. Выбрать наиболее важные характеристики фотокамеры исходя из целей и задач.
  3. - русскоязычный сайт с самым большим в России форумом по фототехнике. Там можно прочитать отзывы владельцев, посмотреть образцы фотографий, мнения компетентных людей.

В последнее время популярность цифровых камер растет не по дням, а по часам. Главными причинами является снижение цен, усовершенствование технологии и возможность печати высококачественных фотографий в домашних условиях. Однако остается несколько факторов, сильно тормозящих процесс популяризации цифровых камер. Мы имеем в виду страх неподготовленного пользователя перед новыми цифровыми технологиями. Большое число кнопок, несколько LCD экранов, какие то карты памяти, все этой является достаточно сложным и пугающим. Ведь насколько проще взять обычную пленочную мыльницу, нажать кнопку и все… Да, именно все, можно забыть о всех возможностях хранения, обработки, переноса и демонстрации фотографий, предоставляемых современными цифровыми камерами.

В этой статье мы попробуем на понятном языке, основные особенности современных цифровых камер, покажем насколько «сложно» работать с такими устройствами.

Что выбрать?

Во-первых, выбирая цифровую камеру необходимо определиться с размером. В большинстве случаев от размера камеры зависит не только удобство использования, но и некоторые характеристики. Сегодня Вы можете выбрать достаточно большую камеру, как, например Olympus E-10, камеру среднего размера или совсем миниатюрную, как Minolta DiMAGE X.

Большая цифровая камера Olympus E-10

Миниатюрные камеры

Говоря о зависимости удобства использования от размера камеры, то надо заметить, что это вопрос индивидуальный и зависит от возможностей и потребностей пользователя. С одной стороны, большие камеры, имеющие увеличенный вес, кажутся более удобными и стабильными во время съемки. Обычно такие камеры имеют выступ с правой стороны камеры, необходимый для уверенного захвата камеры. С другой стороны маленькие камеры кажутся более привычными и удобными для большинства пользователей.

С точки зрения качества съемки, то сегодня размер не имеет большого влияния. Даже самые маленькие камеры имеют ПЗС (прибор, который фиксирует изображение) с большим разрешением. Единственное ограничение маленьких камер – размер объектива. Однако, в большинстве случаев, небольшие объективы полностью обеспечивают потребности большинства пользователей.

Теперь давайте рассмотрим конструктивные особенности. Выше на фотографиях мы показали совершенно разные камеры, однако, если присмотреться внимательнее, они имеют много общего.

Как Вы можете видеть, фронтальная сторона любой камеры очень похожа на обычные пленочные камеры. Здесь размещен объектив, окошко видоискателя и вспышка.

Среди особенностей, необходимо отметить возможность использования дополнительных объективов и фильтров. Например, вот так:

Эта особенность присуща полупрофессиональным камерам. Потребительские, маленькие камеры обычно используют несложный объектив, однако, его возможностей более, чем достаточно для получения высококачественных любительских снимков.

Современные модели цифровых камер оснащаются достаточно ограниченной вспышкой, которой достаточно для любительской съемки, однако, если Вас интересует что-то по серьезнее необходимо приобрести внешнюю вспышку.

Больший интерес вызывает тыльная сторона цифровых камер. Обычно, это подтверждают фотографии разных камер, здесь размещен большой LCD экран, глазок видоискателя, и кнопки настройки параметров съемки и навигации по системе меню.

Говоря о тыльной стороне камеры, мы должны подробнее остановиться на нескольких важных элементах.

Видоискатель

В современных цифровых камерах используется оптический и (или) электронный видоискатель.

Оптический видоискатель полностью соответствует видоискателю большинства пленочных камер. В некоторых моделях зеркальных цифровых камер оптический видоискатель может принимать световой поток непосредственно от ПЗС. Т.е. пользователь будет видеть картину съемки, которая полностью соответствует будущему отпечатку.

Оптический видоискатель может иметь возможность регулировки диоптрии и специальную шторку для исключения обратного потока света в зеркальной камере.

Для простоты использования многие пользователи используют электронный видоискатель, отображающий съемочную сцену на экране LCD. Однако, LCD экраны не всегда удобны при использовании на открытом воздухе при ярком солнечном свете.

Некоторые камеры имеют возможность повернуть LCD экран, что обеспечивает дополнительное удобство съемки.

Кроме более точного наведения, электронный видоискатель может отображать различную рабочую информацию. Кстати, говоря, о точности наведения необходимо учесть факт, что многие LCD экраны отображают менее 100% съемочной сцены. Об ограничениях видимой области необходимо заранее прочитать в руководстве пользователя.

Кроме функций электронного видоискателя, LCD монитор, позволяет просматривать отснятые кадры, а так же отображает меню.

Органы управления

Для упрощения использования большинство современных цифровых камер используют похожий набор кнопок управления. Среди основных кнопок можно выделить переключатель режима работы (съемка, просмотр, выключено), кнопку спуска затвора, кнопок зума, вход в меню и навигация. Кроме того, некоторые модели имеют дополнительные кнопки, такие как автофокусировка, ручной режим и т.д.

Обратите внимание на идентичную интуитивную маркировку кнопок на всех, представленных выше, камерах.

Нижняя сторона

Обязательным атрибутом нижней стороны цифровых камер является крепление штатива. Обычно оно выполняется из метала или, в редких случаях, из пластмассы.

В некоторых моделях здесь же располагается отсек для батареек.

Батарейки

Современные цифровые камеры могут работать как от обычных «пальчиковых» батареек или аккумуляторов типа AA, так и использовать специфические аккумуляторы повышенной емкости.

В первом случае, производитель обычно комплектует камеру одним комплектов батареек. Здесь мы настоятельно рекомендуем приобрести два комплекта аккумуляторов большой емкости. Дело в том, что цифровые камеры достаточно прожорливы и в походных условиях, заряд комплекта батареек заканчивается достаточно быстро.

Носители информации

Для сохранения отснятых кадров цифровые камеры используют встроенную и внешнюю память. Объем встроенной памяти обычно ограничен 8MB, чего хватит только для сохранения нескольких кадров в не очень высоком качестве. Для полноценной работы необходимо иметь карту памяти на 64 или 128MB.

Среди многообразия карт памяти, наиболее популярными считаются SmartMedia, MMC, CompactFlash и MemoryStiс. Главным отличием различных типов носителей, может быть потребляемая энергия и скорость передачи данных, однако, сейчас мы не будем углубляться в эти детали, для этого у нас припасена отдельная статья.

Для установки карты памяти, все цифровые камеры имеют специальный отсек, или правильнее будет сказано слот. Обратите внимание, что для каждого типа носителя существует собственный слот, и Вы не можете использовать любой другой, имеющийся у Вас носитель, кроме того, который поддерживает камера. Это очень важно учитывать во время покупки дополнительной карты памяти. Кроме того, необходимо позаботиться о правильном позиционировании карты памяти в слот. Большинство слотов имеют дизайн, блокирующий неправильную установку карты памяти.

Некоторые камеры имеют комбинированные слоты памяти, позволяющие устанавливать два различных типа карт памяти.

Особенности настройки цифровой камеры

Как только камера включена, и загружена операционная система, Вы имеет возможность настроить параметры камеры. Обычно при первом включении автоматически устанавливаются заводские настройки, так называемый базовый или автоматический режим. Хотя Вы можете немедленно приступить к съемке, Вы можете настроить несколько важных параметров, что бы оптимизировать качество получаемых кадров.

Настройки большинства параметров съемки производятся в меню, отображаемом на LCD мониторе. Современные камеры имеют похожую систему меню, отличающуюся включением дополнительных опций и функций, присущих конкретной модели, и внешним оформлением. В основном сегодня встречаются текстовые и графические меню. Ниже на фотографиях показаны оба варианта дизайна меню. Как Вы можете видеть, оба варианта достаточно понятны и интуитивны.

Баланс белого

Учитывая факт, что различные источники света могут изменять температуру цвета, необходимо, что бы цифровая камера имела возможность менять т.н. баланс белого. Цифровые камеры обычно имеют несколько предустановленных значений температуры цвета (Символ солнца означает установку температуры 5500° приемлемую для съемки при ярком солнечном свете, символ «лампа» означает установку температуры цвета в 3200° приемлемое для съемки при освещении лампой накаливания) или Вы можете выбрать режим AUTO, который позволит камере самостоятельно определить оптимальный уровень цветовой температуры.

Параметр ISO (или ASA или чувствительность) используется для определения скорости или чувствительности фотопленки. Чем больше значение ISO, тем большую чувствительность имеет пленка. Большая чувствительность позволяет делать лучшую экспозицию при низком освещении. В цифровых камерах этот термин означает то же самое, что и в обычных камерах, только он определяет чувствительность ПЗС. В этом случае увеличение чувствительности ПЗС ведет к увеличению шума, на снятых кадрах. Поэтому Вам необходимо определить максимально удачное значение ISO для текущих условий съемки.

В большинстве случаев мы рекомендуем использовать ISO равное 100, поскольку в этом случае получается лучшее качество отпечатка. Для изменения значения ISO, Вы должны активизировать меню на экране LCD, и с помощью клавиш джойстика выбрать желаемое значение(100, 200, 400 или AUTO).

Разрешение

Разрешающая способность определяет качество и размер снимка. Для получения самого высокого качества мы рекомендуем использовать формат TIFF. В этом формате изображение передается без сжатия и соответственно без потерь качества. Однако размер получаемых снимков довольно велик. Для записи большого числа кадров на одной карте памяти, можно использовать формат JPEG с изменяемым коэффициентом компрессии.

Для определения возможного числа сохраненных кадров необходимо учитывать три фактора: объем карты памяти, размер чипа ПЗС (число мегапиксеолей), и установленное разрешение. Ниже в таблице представлены примерное число сохраненных кадров в зависимости от комбинации этих трех переменных.

Выбор разрешения зависит от конкретных потребностей. Так, если Вы снимаете для публикации в Internet или для просмотра на экране проектора, то можно выбрать не высокое разрешение. Если для полиграфии или для фотопечати, то необходимо выбрать максимальное разрешение. Выбор разрешения осуществляется через меню на LCD экране.

Что делать с полученными снимками?

После того, как Вы сделали необходимые кадры, Вы можете перенести их на компьютер, просмотреть их на TV или проекторе, или отнести их в фото студию.

Скопировать кадры с карты памяти можно несколькими способами. Во-первых, можно подключить камеру к компьютеру по USB или последовательному порту.

Или подключить карту памяти к специальной читалке, которые теперь продаются в огромных количествах, разных форм и цветов. Например, такие:

Заключение

В этой статье мы попробовали, на примере различных цифровых камер, показать насколько проста работа с подобными устройствами. Отметим, что в отличие от профессиональных пленочных камер, профессиональными цифровыми камерами может пользоваться даже неподготовленный пользователь. Интуитивная система меню, позволит максимально просто настроить основные параметры съемки. Кроме того, некоторые специфические характеристики цифровых камер делают их очень удобными во время отдыха. Вы можете забыть о пленке. Каждый отснятый кадр, может быть просмотрен сразу после съемки, в случае если, Вы стали свидетелями какого-либо интересного события, практически любая цифровая камера позволяет снять короткое видео.

Сигнал с которых представляется, обрабатывается и хранится в самом аппарате в цифровом виде.

Fujifilm FinePix S9000

Несмотря на функциональное сходство, цифровые видеоустройства самого разного назначения, такие как камеры видеонаблюдения и веб-камеры , фотоаппаратами обычно не называются, если не позволяют сохранить снимки в самом устройстве или на вставленном в устройство носителе информации.

Классификация

В ряде случаев современная видеозаписывающая аппаратура имеет функции получения статических снимков, а значительная доля устройств, называемых цифровыми фотоаппаратами, умеет осуществлять запись видеоизображения и звука и выводить видеосигнал в телевизионном формате. Поэтому граница между видео- и фотооборудованием в цифровую эпоху в достаточной степени условна и определяется скорее тем, какие задачи ставит оператор, нежели тем, какова функциональная «начинка» камеры.

Цифровые фотоаппараты можно поделить на несколько классов:

  • Фотоаппараты со встроенной оптикой:
    • Компактные («мыльница » традиционных размеров). Характеризуются малыми размерами и весом. Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции .
    • Сверхкомпактные, миниатюрные. Отличаются не только размерами, но часто и отсутствием видоискателя и экрана.
    • Встроенные в другие устройства. Отличаются отсутствием собственных органов управления.
    • Псевдозеркальные - внешним видом напоминают зеркальную камеру, а также, как правило, помимо цифрового дисплея, оснащены видоискателем-глазком. Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров (пример - Konica Minolta серия моделей Z).
    • Полузеркалка - жаргонный термин, описывающий класс аппаратов, в которых имеется наводка по матовому стеклу через съёмочный объектив, однако нет возможности объектив менять. В таких аппаратах оптическая схема содержит светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50 % светового потока на матовое стекло, а остальное передается на матрицу. (примеры - Olympus E-10, E-20)
  • Камеры со сменной оптикой:

История

Устройство цифрового фотоаппарата

Светочувствительная матрица

Носители информации

Извлечение Canon Powershot A95

Практически все цифровые фотоаппараты используют флэш-память , но есть также фотоаппараты, где используются оптические диски или дискеты в качестве носителя информации. Ряд фотоаппаратов имеют небольшой объем встроенной флеш-памяти, которой хватает для 2-30 снимков. Самые распространенные на сегодняшний день (2008) форматы:

Устаревшие носители информации:

  • SM (Microdrive)

Объём флеш-карт варьируется в (на середину 2008 г) от 512 МБ до 64 ГБ.

Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

Миниатюрная цифровая камера SiPix рядом со спичечной коробкой

Термин «полупрофессиональный цифровой фотоаппарат» («просьюмер » или «просьюмерка» - калька с англ. prosumer от англ. professional и англ. consumer ) обычно употребляется по отношению к псевдозеркальным аппаратам, полузеркалкам и ультразумам, но не является содержательным с технической и потребительской точки зрения.

Термином «профессиональные» обычно называют зеркальные или дальномерные фотоаппараты с кроп-фактором не менее K f =1,6 и обладающим рядом других отличительных особенностей.

Термин «Камера начального уровня» употребляется по отношению к относительно дешёвым моделям какой-либо серии фотоаппаратов, в какой-либо степени урезанным в функциях.

Термин «Ультразум», как правило, означает «мыльницу» с высокократным зум-объективом. Однако с течением времени кратность объектива, с которой начинается «ультра-», меняется. Так, например, называли 8x зумы при сравнении с 6x.

Вообще, многие пользователи не догадываются, что такое «Зум», считая «чем больше - тем лучше», а между тем это - всего лишь отношение максимального к минимальному фокусных расстояний объектива. И сравнивать фотоаппараты нужно как раз по фокусному расстоянию, от которого зависит «угол обзора» - то есть что войдёт в кадр.



Налоги и платежи