Основные типы видоискателей. Типы видоискателей. Оптический видоискатель. Угловой видоискатель. Экранчик

Если отбросить технические термины и судить логично, то слово «видоискатель» воспринимается так: «поиск вида». Т.е. данный элемент фотоаппарата позволяет фотографу отыскать нужный ему кадр – увидеть картинку, которую он хочет запечатлеть на фото.

В зеркальной камере это окошко, куда заглядывает фотограф, в обычной цифровой мыльнице – это ЖК-экран, хотя об этом подробнее ниже. Самая главная задача видоискателя – позволить фотографу увидеть рамки будущего фото, настроить фокусировку, наклон камеры, приближение. Также в видоискателе отображается другая важная информация:

  • Экспозиция;
  • Выдержка
  • Баланс белого;
  • Светочувствительность ISO и т.д.

Один из важных вопросов, интересующих новичков: влияет ли видоискатель на качество фотографии? Технически нет, хотя косвенно, конечно же, влияет. На плохом видоискателе картинка может быть немного искажена, т.е. на дисплее она может отображаться не совсем так, как «видит» ее матрица фотоаппарата. Хотя в техническом плане видоискатель ВООБЩЕ никакого влияния не оказывает на качество фотографии.

Как минимум, есть 3 типа видоискателей:

  1. Электронный, ЖК-дисплей;
  2. Зеркальный;
  3. Оптический (параллаксный).

Не обязательно в одной камере должен использоваться какой-либо один тип. Часто в фотоаппарате есть комбинация из нескольких видов.

Зеркальный видоискатель

Зеркальные фотоаппараты называются потому, что в них используется зеркало для направления потока света в видоискатель. Чтобы проще понять, как это работает, взгляните на эту схему:


Здесь световой поток через объектив попадает на зеркало (1), затем направляется в пентапризму (3) и оттуда «рикошетит» в видоискатель (2). Применяется такая схема на профессиональных фотоаппаратах всегда, хотя в последнее время появились дешевые зеркальные фотоаппараты начального уровня – в них тоже используется зеркальный видоискатель.

Преимущества такой системы более чем очевидны: фотограф видит в видоискателе именно тот кадр, который он собирается запечатлеть, без искажений и параллакса (что такое параллакс см. ниже). Также он не требует затрат энергии аккумулятора.

Недостаток тоже есть – такая система требует места для реализации, поэтому зеркальные фотоаппараты большие и тяжелые. Также она технически сложная, что предполагает увеличение стоимости камеры.

Оптический (параллаксный) видоискатель

Оптический видоискатель – это набор линз, встроенных в корпус фотоаппарата. Через все эти линзы и видно изображение.


Т.к. видоискатель находится не на одном уровне с объективом, то возникает разность в направлении, что и называется параллаксом. Т.е. в видоискатель фотограф видит не совсем то изображение, которое он собирается получить на фото, всегда есть погрешность. Также в оптическом видоискателе не видно фокусировку, что еще один недостаток.

Оптический видоискатель сразу видно на корпусе камеры – есть специальное окошко, хотя его часто путают с зеркальным видоискателем. Знайте: разница между ними огромная.

Электронный видоискатель

Это относительно простая система, которая задействует процессор фотоаппарата, матрицу и ЖК-дисплей.

Взгляните на эту схему:


Световой поток через объектив сразу попадает на матрицу (1). Изображение с матрицы считывается процессором (2), затем оно оцифровывается, немного корректируется и выводится на ЖК-экран (3). В результате фотограф видит картинку.

Учитывая тот факт, что процессору требуется время для обработки данных, а также время отклика дисплея, картинка на экране может «плавать». Также при слабой подсветке или, наоборот, очень сильном освещении, на экране сложно оценить качество картинки.


Кроме прочего, система обладает еще одним недостаток. Это энергопотребление. Для вывода изображения на экран задействуется и матрица, и процессор, и сам же экран, а он потребляет много энергии. Поэтому мыльницы или беззеркальные камеры так «жрут» энергию батареи. Зеркальные фотоаппараты в этом плане выигрывают с большим преимуществом.

Зато, в отличие от оптического, зеркальный видоискатель показывает ту же картинку, что видит сам объектив, т.е. нет параллакса.

Пожалуй, это все. Очень надеюсь, что я нигде не ошибся и ничего не потерял.


Пожалуйста, оцените статью:

И т.д. Я долгое время снимал на зеркальные камеры с ОВИ (оптический видоискатель) , и после них мне было очень неудобно пользоваться ЭВИ, но со временем я ощутил все его прелести и в корне поменял свое мнение.

В сети я часто вижу фразы по типу «Раз попробовал ЭВИ — понял, что это не мое». Такие слова можно сказать и про меня, но, к счастью, жизнь заставила меня пообщаться с ЭВИ более плотно и прийти к другим выводам.

Обратите внимание, что ОВИ бывают двух типов — для зеркальных камер и для дальномерных (беззеркальных) камер. Устройство ОВИ для этих двух разных типов камер кардинально отличается. В данной статье под ОВИ я подразумеваю видоискатель именно для зеркальных камер.

ЭВИ, потребление энергии и включение

Одним из самых сильных недостатков ЭВИ считается энергозависимость. Чтобы видеть то, что хочется снять, в случае с ЭВИ, фотоаппарат обязательно должен быть включен. При этом матрица фотоаппарата будет включена, будет работать процессор и сенсор ЭВИ. Все это потребляет энергию, а еще хуже всего то, что на включение сенсора, процессора и прочего ‘железа’ тратится время. В итоге присутствует огромный лаг между включением камеры и выводом изображения.

Потребление электроенергии можно вылечить более емкими, или запасными аккумуляторами – для меня это не большая проблема. Но вот лаги ЭВИ при включении, выключении, выходе фотоаппарата из спящего режима, активации сенсора после того, как он был отключен во время просмотра снятого материала и прочее действуют на нервы. Лаг при включении ЭВИ – самый большой недостаток , который я выделяю в ЭВИ.

Данный недостаток можно легко решить — например, всегда держать сенсоры включенными, либо просто сделать лаги очень короткими. Считаю, что в будущем не будет никаких проблем с энергопотреблением и лагами при включении\переключении фотоаппарата, оснащенного ЭВИ.

На самом ли деле в ЭВИ виден готовый результат?

Сильным достоинством ЭВИ является возможность видеть готовый результат перед спуском затвора. Но здесь есть свои оговорки. Наблюдаемое изображение формируется достаточно маленьким сенсором на 1-2 Мегапикселя, что не передает весь объем данных, получаемый с матрицы фотоаппарата. В данном случае ОВИ более информативный, матовый экран которого, фактически, имеет очень большое разрешение. Также, процессор фотоаппарата не в состоянии сразу применять все улучшающие надстройки для изображения, такие как контроль динамического диапазона, цветности, шумоподавления, дисторсии и . В итоге изображение после спуска затвора все же может немного отличаться от того, которое я наблюдаю в ЭВИ.

В камере Sony a7 очень сильно заметно, что изображение еще дорабатывается после спуска затвора. Часто бывает, что после спуска затвора камера показывает снятый снимок, проходит 1-2 секунды и снимок меняет свой вид – проходит дополнительная обработка, которая не могла быть получена сразу.

Мне очень нравится, что при работе с ЭВИ готовый снимок (полученный после спуска затвора) можно просматривать сразу, не отрывая глаз от глазка камеры. В случае с ОВИ нужно забирать камеру от глаза и смотреть на основной дисплей, чтобы увидеть полученное изображение. Получается, что с ЭВИ тратится куда меньше времени на контроль за снятым материалом.

Что касается небольших отличий от наблюдаемого в ЭВИ изображения и финального кадра (после спуска затвора), то это всего лишь ограничение процессора, которое в будущем может быть легко вылечено. Да и многие камеры уже полностью отображают в ЭВИ непосредственно тот кадр, который будет после спуска затвора – с включенными всеми дополнительными донастройками качества изображения.

ЭВИ в студии

Обычно визирование через ЭВИ дает возможность наблюдать ту картинку, которая будет в момент съемки, но это может быть не всегда удобно, а порой и противопоказано. В первую очередь это касается съемки в студии с использованием импульсного света. Суть в том, что в студии все кадры обычно снимаются с ручными настройками . Например, в студии чаще всего используется ». Допустим я установил ISO 100, F/4.0 и 1/125 сек. При таких настройках ЭВИ камеры будет отображать черный прямоугольник, так как пилотного света может быть очень мало (в момент съемки будут использованы импульсные вспышки). Наводиться на резкость и компоновать кадр в таких условиях практически невозможно. Чтобы побороть такое неудобство, на камерах с ЭВИ есть функция, которая отключает «отображение картинки с фактическими параметрами» и включает «симуляцию отображения». В режиме симуляции камера не использует заданные пользователем параметры , а подбирает свои оптимальные, при которых в ЭВИ получается внятное изображение, по которому можно навестись на резкость и скомпоновать кадр. Если включить симуляцию, то в таком случае будет возможно очень удобно визировать в студии.

В меню камеры Sony a7 функция, которая отвечает за режим отображения, называется ‘Отображ. Live View’ (Установка необходимости отображения настроек, таких как коррекция , на экране дисплея). Данная функция может принимать только два значения «Отобр. Парам. ВКЛ» и «Отобр. Парам. Выкл».

Когда я первый раз попал в студию с беззеркальной камерой, использующую ЭВИ, я не знал про возможность симуляции и мне было очень тяжко снимать.

Само-собой, симуляция отображения может быть полезна и для других типов съемки, например, для съемки с очень длинными выдержками.

Инертность ЭВИ

ЭВИ страдает инертностью – при перекомпоновке кадра отображение изменений может происходит с задержкой, а также ЭВИ может медленно перестраиваться при сильном изменении снимаемой сцены. Например, если я снимал в тени деревьев, и резко направив камеру в сторону яркой улицы, то в ЭВИ вместо ожидаемого вида улицы я на мгновение получу белое засвеченное пятно, которое со временем нормализуется и примет ожидаемый вид.

При резком изменении освещения Sony a7 теряет сознание и в течении нескольких секунд настраивается на правильную экспозицию.

Скорее всего этот недостаток можно устранить и в будущем камеры с ЭВИ будут лишены этого недостатка.

Пикселизация

Говорят, что одна из основных проблем ЭВИ – это пикселизация изображения. Возможно это проблема была много лет назад, когда датчики для отображения изображения в ЭВИ имели низкое разрешение. С камерами, которые я указал в начале статьи, я не наблюдал, либо не замечал пикселей дисплея ЭВИ.

Если некоторые ЭВИ и имеют такой недостаток, то со временем количество пикселей на сенсорах ЭВИ будет увеличено и все забудут про эту проблему.

Чувство света

Сенсор ЭВИ имеет постоянную, либо варьируемую в определенных пределах яркость. С одной стороны – это большое достижение по сравнению с ОВИ. В ОВИ яркость непосредственно зависит от максимальной светосилы объектива и освещенности снимаемой сцены. Но постоянная яркость может сыграть злую шутку с глазами фотографа. Я не раз сталкивался при съемке на ярком свете, что визируя через ЭВИ мой глаз настраивается на определенную интенсивность света, и как только я отводил камеру от лица и смотрел на происходящее без ЭВИ, моим глаза требовалось время для того чтобы перестроиться на другую освещенность. То же самое происходит когда на ярком солнце подносишь камеру к лицу, при этом в ЭВИ некоторое время ничего не видно, пока глаза не проведут аккомодацию.

Думаю, что и этот недостаток ЭВИ можно решить более яркими сенсорами, а также датчиками освещенности (на подобие тех, которые стоят в современных смартфонах и автоматически подстраивают яркость дисплея в зависимости от освещенности).

Видоискатель связан с системой фокусировки

Говоря про ЭВИ и ОВИ нужно сразу же понимать, что технология отображения будущего кадра непосредственно связана с системой фокусировки. Для ОВИ разработаны очень быстрые и достаточно точные системы фазовой фокусировки, которые базируются на отдельных датчиках. Для ЭВИ фазовые или другие датчики фокусировки следует размещать непосредственно на матрице фотоаппарата (SLT-камеры не в счет, так как там есть зеркало). Пока что бытует мнение, что фокусировка на беззеркальных камерах с ЭВИ заметно хуже, чем на зеркальных камерах с ОВИ. Но на самом деле беззеркальным камерам с ЭВИ нужно только чуть-чуть подтянуть и доработать свою систему фокусировки, а некоторые камеры с ЭВИ фокусируются и так очень хорошо. Отдельно стоят камеры SLT, которые также используют ЭВИ, но при этом и имеют неподвижное зеркало и фазовые модули фокусировки, свойственные камерам с ОВИ.

Выводы по ЭВИ и ОВИ

Достоинства ОВИ

  • ОВИ энергонезависим , работает даже при выключенном фотоаппарате. Правда, современные ОВИ в некоторых камерах имеют свои ограничения, которые в первую очередь связаны с прозрачным LCD дисплеем для вывода вспомогательной информации. Детально этот вопрос у меня рассмотрен .
  • Отсутствие инертности, мгновенное визирование снимаемой сцены . Очень важно для репортажной фотосъемки.
  • Высокая разрешающая способность матового экрана с возможностью его замены.
  • Яркость ОВИ автоматически меняется в зависимости от снимаемой сцены.
  • Многим пользователям субьективно больше нравится не оцифрованное изображение с ОВИ, чем цифровое изображение при визировании через ЭВИ.

Недостатки ОВИ

  • Дороговизна в производстве и сложность конструкции . Для ОВИ нужно очень большое количество механизмов, которые могут выходить из строя (проверено не раз на личном опыте). В первую очередь для ОВИ нужны дорогие стеклянные , механика управления зеркалами (), отдельный и отдельный . При удешевлении производства, например, при замене пентапризмы на пентазеркало падает качество отображения. К тому же все эти механизмы нужно очень точно калибровать.
  • Простые ОВИ имеют 90-98% покрытия кадра, оставшиеся проценты по краям изображения не видны. В дорогих моделях процент покрытия кадра достигает 100%, но и стоимость создания таких ОВИ повышается. Детали поэтому поводу найдете .
  • Шум при работе . Во время спуска затвора часть создается непосредственно движением зеркал и механизмами их контроля.
  • Движение зеркала создает лишнюю шевеленку , что может сказаться на смазе изображения.
  • Ограничение зоны покрытия точками фокусировки из-за уменьшенного , отвечающего за фокусировку.
  • Искажение в отображении изображения . В первую очередь ОВИ неправильно отображает вид зоны нерезкости, при просмотре через ОВИ отображается и вовсе не так, как будет выглядеть после спуска затвора. Также, при работе в контровом свете итоговый снимок может иметь световые артефакты (переотражения, блики и т.д.) которых не видно в ОВИ.
  • Матовый экран ОВИ, зеркало и матрица может загрязняться, что снижает уровень комфорта во время съемки. В ЭВИ загрязняется только матрица.
  • Через ОВИ нельзя снимать видео. На камерах, оснащенных ОВИ, для видеосъемки следует использовать основной дисплей с функцией Live View.
  • ОВИ имеет определенное время затемнения , когда зеркало находится в поднятом состоянии. В таком положении также останавливается фокусировка и замер . В некоторых камерах с ЭВИ можно визировать постоянно, даже когда снимаешь серией, а также фокусировка может работать постоянно, но для этого нужно дополнительно использовать электронный затвор (не все камеры с ЭВИ имеют электронный затвор).
  • ОВИ может страдать засветками , которые влияют на замер и\или засвечивать снимок на длительных выдержках (данный недостаток лечится специальной шторкой окуляра, более детально этот вопрос у меня рассмотрен ). А вот ЭВИ полностью лишен засветок.
  • ОВИ требует использование ретрофокусных широкоугольных объективов (из-за наличия зеркала удлиняется рабочий отрезок).
  • ОВИ порой делает , который может нервировать.

Достоинства ЭВИ

  • При визировании ЭВИ сразу отображает то изображение , которое будет получено после спуска затвора (с некоторыми оговорками, описанными в этой статье). Также, в ЭВИ удобно видеть вносимые в реальном времени настройки изображения и подбирать оптимальный вариант.
  • Вывод очень большого количества вспомогательной информации . В первую очередь это помогает использовать ряд очень полезных функций, например: фокус-пикинг, живая , функция-«зебры», электронный уровень и много других. Также ЭВИ позволяет выполнять мгновенное увеличение выбранной части в реальном времени.
  • ЭВИ позволяет просматривать только что полученную фотографию не отрывая глаз от окуляра . Позволяет более оперативно контролировать качество снятого материала.
  • Позволяет копаться во всех настройках фотоаппарата не отрывая глаз от окуляра ЭВИ. В случае с ОВИ, для доступа ко всем настройкам, следует убрать камеру от глаза и включить основной дисплей.
  • Постоянная, или автоматически подстраиваемая яркость при любых значениях , и снимаемой сцены. Яркость ЭВИ не падает при закрытии , например, для просмотра ГРИП.
  • Простота конструкции (в отличии от ОВИ не требует механических зеркал, матового дисплея, пентапризмы, дополнительного датчика фокусировки и кучи обслуживающих устройств). Также, такая конструкция позволяет делать фотоаппараты более компактными и легкими.
  • ЭВИ работает беззвучно (в отличии от хлопанья зеркалами), а также не создает лишней шевеленки от движения зеркалом.
  • ЭВИ имеет больший потенциал к расширению области кадра, отвечающей за фокусировку. Теоретически вся область кадра может отвечать (или уже отвечает в случае с фокусировкой по контрасту) за фокусировку.
  • Большой (по факту 100%) процент покрытия кадра. В ОВИ не так легко добиться 100% охвата кадра.
  • Возможность одновременно визировать через ЭВИ и подключать параллельно другие устройства для вывода изображения. Например, к камере с ЭВИ можно подключить монитор, через который другие участники съемки будут видеть то, что снимает фотограф, при этом никак ему не мешая.
  • Из предыдущего выплывает, что ЭВИ позволяет снимать видео.
  • Время затемнения при спуске затвора может отсутствовать при использовании электронного затвора.

Недостатки ЭВИ

  • Недостаточная яркость. В солнечный день постоянно кажется, что изображение в ЭВИ слишком темное (в будущем недостаток может быть исправлен)
  • Невысокая разрешающая способность сенсора, формирующего изображения для отображения в ЭВИ. Сюда же можно добавить некачественные сенсоры, которые при визировании создают разные неприятные визуальные артефакты (в будущем эти недостатки могут быть исправлены).
  • Энергозависимость (теоретически не может быть исправлена, но в будущем может быть улучшена использованием сенсоров с меньшим энергопотреблением и более емкими аккумуляторами)
  • Инертность , запаздывание вывода изображения (в будущем может быть исправлена)
  • Лаги при включении или при низких температурах (в будущем могут быть исправлены)
  • Нагревание матрицы , что в первую очередь может негативно отобразиться на уровне шума (в будущем может быть исправлено)
  • Сложность работы при плохом освещении , связанная с тормозами отображения картинки и\или отображении слишком темного изображения (в будущем может быть исправлена)
  • В ЭВИ намного сильней заметны артефакты от грязной матрицы, это понижает комфорт во время съемки (в будущем может быть исправлена улучшенной системой чистки матрицы)
  • Длительный процесс привыкания к ЭВИ после ОВИ и субъективное недолюбливание этой технологии из-за оцифровывания изображения, полученного с объектива.

Могу подытожить, что технологии ЭВИ есть куда развиваться, ее недостатки со временем могут быть доработаны лучшими аппаратными и программными решениями. Технология ОВИ дошла же до своего логического конца и не имеет серьезных возможностей своего улучшения. В лучшем случае ОВИ будет двигаться в сторону гибридного ОВИ. Тем не менее, нужно понимать, что ОВИ очень древняя, обкатанная технология, которая будет радовать еще не одно поколение фотографов.

Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад , если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией. Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla . Много мелочей для фото можно найти на

Привет всем, с вами снова Роман Влах и мы продолжим выяснять, что лучше зеркалка или беззеркалка. В предыдущей статье Мы рассмотрели различия в устройстве систем, и как повлияло на размеры отсутствие зеркала в беззеркалках.

В беззеркалках сняли зеркало. Нет зеркала – изображение попадает прямо на матрицу фотоаппарат и видоискатель как таковой для функционирования камеры не нужен. Но так ли это? На самом деле профессиональные фотографы как и производители фототехнике уделяют очень большое значение видоискателю.

В этой статье мы рассмотрим: что такое видоискатель, какие есть виды и типы видоискателей, какое значение имеет видоискатель для фотографа и процесса съемки. Ну и конечно рассмотрим особенности видоискателей на каждой системе. К концу статьи вы проанализируете все ЗА и ПРОТИВ и решите, какой видоискатель лучше. Рассмотрим видоискатель как один из критериев выбора системы зеркалка VS беззеркалка.

Какую функцию выполняет видоискатель?

В видоискателе фотограф видит будущий кадр. Вы скажете видоискатель не нужен, ведь на современных фотоаппаратах есть экран, на котором все видно гораздо лучше. Но на самом деле попробуйте поснимать на улице в солнечную погоду. Особенно если солнце у вас за спиной. На экране вы увидите свое отражение и яркие солнечные блики будут слепить вши глаза. В видоискателе такого нет. Вы подводите видоискатель к глазу и закрываете попадание в него постороннего света.

У видоискателей есть определенные характеристики:

  • покрытие кадра — чем оно выше тем дороже камера
  • увеличение изображения — чем больше тем лучше
  • Наличие диоптрийной подстройки для людей с проблемным зрением.

Оптический видоискатель в зеркальном фотоаппарате

На зеркалках всегда используют оптический видоискатель (OVF, англ. Optical ViewFinder) , или у него еще есть второе название зеркальный видоискатель. В оптическом видоискателе вы видите живую картинку в реальном времени без цифровой обработки. Самое интересное вы можете зеркальным видоискателем пользоваться, даже если камера выключена. Это все равно, что смотреть в бинокль или через очки. Изображение проходит только через систему линз и зеркал.


Плюсы:

  • Не потребляет энергию
  • Работает при выключенном питании
  • Изображение в реальном времени без задержек и цифровой обработки.

Минусы:

  • Мало информации о настройках камеры
  • Невозможно снимать видео

Электронный видоискатель в беззеркальных фотоаппаратах.

Самые дешевые беззеркалки не имеют видоискателей. Производители некоторых марок предлагают отдельно докупить видоискатель, который вставляется в горячий башмак. Я не говорю за цифромыльницы. Как класс фотоаппаратов они малоинтересны кроме своих компактных размеров . В пределах данного обзора мы рассматриваем системные беззеркальные камеры со сменной оптикой и большой матрицей.

В беззеркальных камерах ставят электронные видоискатели (EVF, англ. Electronic ViewFinder) . Видоискатель уже состоит из маленького экрана, рассчитанного на один глаз. Поскольку это экран то у него есть определенные технические характеристики. Разрешение видоискателя может быть 800Х600, 1024Х768, и выше. Но самое важное – задержка видоискателя. Из-за того что изображение проходит обработку графическим процессором и потом выводится на дисплей есть задержка вывода изображения. Точно так же как прямая телевизионная трансляция. Далеко не всем фотографам это нравится. Представьте, что ваш комп подвисает и тормозит на каждом шагу Однако современные технологии, высокоскоростные графические процессоры и новые алгоритмы обработки данных позволили настолько снизить эту задержку что человеческий глаз уже не способен заметить ее. К примеру на топовой беззекралке от Fujifilm X-T1 задержка видоискателя всего 5/1000 секунды. Можете представить на сколько это мало?

Да в цифровом видоискателе фотограф не видит живую картинку как в оптическом, да в нем есть задержка. Однако современные технологии настолько ее нивелировали, что этого человеческий глаз не замечает. В цифровой видоискатель часто помещают дополнительную информацию о выдержке, диафрагме, ISO, даже выводят гистограмму картинки. Более того производители сделали «электронного помощника» для ручной фокусировки засвечивая зоны в фокусе – фокус пикинг. Еще интересная опция есть у электронных видоискателей, помогает сделать ровный горизонт на фотографиях и на ваших фотографиях никогда не будет заваленного горизонта, если вы воспользуетесь этой опцией.

Плюсы:

  • Гистограмма
  • Фокуспикинг
  • Горизонт
  • Более подробная информация о настройках камеры

Минусы (в бюджетных моделях):

  • Возможна задержка картинки в бюджетных моделях
  • Низкое разрешение видоискателя.
  • Возможны цифровые шумы при слабом освещении.
  • Расход энергии.

Может ли быть оптический видоискатель в беззеркалке?

Да может и производители делают их. Однако они работают совершенно по другому принципу, отличному от зеркальных камер. Такими видоискателями снабжают только самые топовые модели, и то далеко не все. Компания Fujifilm выпустила камеру X Pro1 и установили на нее гибридный видоискатель. На этой камере видоискатель стоит отдельно от объектива, как на дальномерных камерах Leica.

Что за чудо-юдо гибридный видоискатель?

Можно говорить много о нем, но лучше посмотреть на картинку.

В видоискатель попадает картинка с оптического видоискателя и дополняется информацией с электронного экрана. Так же на камере есть переключатель, который отключает электронную проекцию, и вы пользуетесь полноценным оптическим видоискателем.

Компания Fujifilm так же имеет линейку компактных профессиональных камер с большими матрицами. На этих камерах несменные светосильные объективы и на некоторых моделях так же устанавливают гибридный видоискатель.

Я не буду перечислять плюсы и минусы гибридного видоискателя. Я считаю в нем собрали все самое лучшее от оптического и электронного видоискателей.

Выводы

Мы рассмотрели еще один важный элемент фотоаппарата – видоискатель и рассмотрели какие есть типы видоискателей. На самом деле видоискатель это немаловажный критерий при выборе камеры и считаю этот небольшой обзор поможет вам при выборе между зеркалкой или беззеркалкой. А пока оставьте свой голос, какой тип видоискателя вы предпочитаете.

Расскажите в комментариях, каким видоискателем вы пользовались, и какие впечатления у вас остались от его использования. Или же просто оставьте свое мнение о видоискателях.

Удачных вам кадров!
С уважением Роман Влах.

Видоискатель фотоаппарата - это вспомогательное устройство, необходимое для наблюдения за объектом съёмки и обозначения границ кадра. Видоискатель также используется для фокусировки на объекте съемки.

Изначально в фотокамерах видоискатели, или, как их еще можно назвать, визири, не использовались. Кадрирование и фокусировка реализовывались по специальному стеклу, которое заменялось во время съемки кассетой с фотоматериалом. Такой способ фокусировки неудобен и занимает много времени, а значит, существенно ограничивает свободу творчества фотографа. На сегодняшний день большинство фотоаппаратов оснащены встроенным видоискателем или поддерживают возможность подключения внешнего видоискателя. Фокусировка в некоторых моделях производится через дисплей. На сегодняшний день используется два основных типа видоискателей – оптический, электронный и зеркальный. К более старым видам относятся рамочные видоискатели.

Оптический видоискатель

Оптический видоискатель представляет собой оптическую конструкцию, состоящую из нескольких линз. Одним из достоинств оптического визиря является то, что он не потребляет энергии. К недостаткам оптического видоискателя можно отнести так называемый эффект параллакса, при котором наблюдается некоторая погрешность отображения. Кроме того, видоискатель показывает только 90% кадра, видимого матрицей. Это приводит к возникновению неточностей при фотографировании.

Электронный видоискатель

Изначально телевизир применялся в телевизионных видеокамерах, но с развитием и удешевлением техники стал доступен для широкого спектра продукций. Сегодня, электронные видоискатели используются в видео и фотокамерах. Большую популярность телевизири получили с появлением беззеркальных фотоаппаратов.

Электронный видоискатель представляет собой высококачественный жидкокристаллический дисплей, помещенный в корпус камеры. К преимуществам телевизиров относится портативность и простота. Благодаря легкому видоискателю уменьшается размер и вес самого фотоаппарата. Говоря о недостатках можно отметить потребление дополнительной энергии. В некоторых недорогих камерах используются не очень качественные видоискатели, в которых изображение кажется немного искаженным, или из-за небольшого разрешения, некачественным. Работать с такими моделями неудобно, а фокусироваться сложно, и есть шанс легко ошибиться.

Зеркальный видоискатель


1 – Объектив, 2 – Зеркало, 3 – Затвор, 4 – Кадровое окно, 5 – Фокусировочный экран, 6 – Линза, 7 – Пентапризма, 8 – Окуляр

В конструкции зеркального видоискателя используется зеркало, с помощью которого действительное изображение транслируется на окуляр. Преимуществом зеркального визира является то, что изображение отраженное зеркалом совпадает с тем, что зафиксируется матрицей. Это предотвращает появление эффекта параллакс. Такой тип видоискателя обеспечивает видимость от 92 до 100 %. Любительские зеркалки обеспечивают 92-97% обзора, а профессиональные все 100 %. Конструкция зеркального видоискателя сложная и тяжелая, поэтому многие современные фотографы отдают предпочтение камерам с электронным видоискателем в силу легкости данной конструкции.

Рамочный видоискатель

Рамочный видоискатель построен по принципу диоптра и состоит из двух неподвижных рамок – глазного и предметного диоптра. Глядя через глазную рамку на объект сквозь предметную рамку, фотограф видел границы кадра. Визир использовался на фотоаппаратах, предназначенных для спортивной и репортажной съемки, так как предлагал относительно большую мобильность и простоту в использовании.

Съемный или сменный видоискатель

Съемные видоискатели могут быть подсоединены к фотоаппаратам через горячий башмак. На сегодняшний день, поддержка сменного видоискателя предусмотрена в фотоаппаратах фокусировка в которых происходит через дисплей. Чаще всего это компактные камеры высокого уровня. Раньше съемные зеркальные видоискатели крепились к видоискателям фотоаппаратов. Так называемые угловые видоискатели использовались профессионалами и помогали в съемки низкорасположенных объектов. Сегодня угловые видоискатели тоже используются, но к их помощи обращаются только студийные фотографы.

Характеристики видоискателя

Современные фотоаппараты оценивают по следующим характеристикам: охват и увеличение. Охват видоискателя – это область, указанная в процентах, которая совпадает с той, что попадает на матрицу (пленку) и отображается видоискателям. В зависимости от типа видоискателя зона охвата может быть разной. В идеале она должна составлять 100%. Увеличение видоискателя позволяет лучше фокусироваться на объекте.

Одной из ключевых особенностей SLT-камер Sony с технологией полупрозрачного зеркала (Translucent Mirror Technology) является использование электронного видоискателя (ЭВИ) вместо оптического (ОВИ). Давайте попробуем разобраться, какие это даёт преимущества и недостатки.

Начну, пожалуй, с недостатков. При использовании оптического видоискателя вы смотрите непосредственно на саму окружающую действительность, а при использовании ЭВИ - на её отображение на маленьком дисплее с очень высокой плотностью пикселей. И хотя по чёткости изображения ЭВИ уже практически догнали ОВИ (отдельные пиксели не видны глазом), они всё же искажают цветопередачу и имеют ограниченный динамический диапазон, особенно в тенях.

Ещё один минус ЭВИ заключается в том, что подаваемый на них сигнал снимается с матрицы и обрабатывает процессором камеры, что приводит к тому, что он показывает не то, что происходит сейчас, а то, что происходило в прошлом. Эта задержка крайне невелика и исчисляется буквально миллисекундами, но она есть.

Основное преимущество ЭВИ вытекает из предыдущего пункта: вы можете увидеть то, что видит камера, до момента нажатия на кнопку спуска затвора, а не после . Не секрет, что экспозамер и баланс белого в зеркальных камерах порой могут вести себя весьма креативно. Использование матрицы для экспонометрии не только позволяет сделать экспозамер более точным, но и позволяет заранее заметить и исправить ошибки камеры.

Данное видео показывает процесс настройки ключевых съёмочных параметров на экране камеры Sony Alpha SLT-A58. К сожалению, снять видоискатель мы не могли по понятным причинам, но он имеет точно такие же режимы отображения информации. В более дорогих SLT-камерах Sony дополнительно присутствует электронный уровень, который позволяет избежать «заваленного горизонта» и особенно полезен при съёмке широкоугольными объективами.

Ещё одно преимущество электронного видоискателя заключается в том, что его можно сделать какого угодно размера. Если оптический видоискатель в зеркальных камерах по большому счёту ограничен размером зеркала (и поэтому все «кропнутые» зеркалки имеют достаточно унылые видоискатели), то электронный этого видоискателя не имеет. В результате современные электронные видоискатели, на мой взгляд, больше подходит для визирования, чем оптические видоискатели неполнокадровых зеркальных камер.

Чтобы не быть голословным, приведу мнение известного канадского фотографа и автора учебных пособий по фотографии Майкла Рейхманна, создателя популярного сайта Luminous Landscape :

Электронный видоискатель в Sony A55, на мой взгляд, предпочтителен видоискателям в зеркальных камерах с кропнутой матрицей за счёт своего размера, увеличения (1.1x) и выноса окулярной точки. Он также обеспечивает покрытие 100% кадра, что встречается только в дорогих зеркальных камерах. Небольшие и тусклые видоискатели зеркальных камер с матрицами APS-C действительно мешают эффективному кадрированию, так что во многих отношениях переход к электронным видоискателям является прогрессом.

Учтите, что Майкл Рейхманн написал это о Sony A55, а видоискатели в современных SLT-камерах Sony были значительно усовершенствованы по сравнению с первым поколением.

Завершая нашу серию статей о камерах с полупрозрачным зеркалом, хочу сказать вот что. В частных беседах я давно сравниваю эволюцию камер с эволюцией животных. Наши животные предки (так и хочется написать - от безысходности) в разное время обзаводились различными приспособлениями вроде жабр, рогов, хвоста или больших клыков. Со временем эти механизмы выживания стали не нужны, в результате современный человек не имеет ни рогов, ни хвоста, ни жабр.

То же самое происходит и с камерами. Зеркальные камеры появились только потому, что в плёночные времена не было других способов создать видоискатель, который видел бы то же самое, что видит объектив камеры. Эта конструкция со временем обзавелась дополнительными частями, например, внешними датчиками экспозамера, автофокуса и баланса белого.

Сегодня технологии позволяют реализовать и экспозамер, и автофокус (причём не только контрастный, но и фазовый) прямо на матрице, что делает зеркало попросту ненужным атавизмом вместе со всеми выросшими вокруг него внешними датчиками.

Я не сомневаюсь в том, что по мере усовершенствования системы фазового автофокуса на матрице Sony откажется от полупрозрачного зеркала. Но это не отменяет того факта, что на эволюционной лестнице камеры Sony Alpha с полупрозрачным зеркалом стоят выше, чем обычные «зеркалки».



Налоги и платежи