Стюардесса Ксения Кобылец: «Это не работа, а образ жизни. Курсы обучения на стюардессу (бортпроводника): стоимость и что нужно знать. Сколько зарабатывает стюардесса

В советские времена профессия стюардессы считалась необыкновенной и романтичной. Но это было далеко не так. Гражданская авиация времен СССР была полувоенной организацией, поэтому в ней царила жесткая дисциплина.

К кандидатам на рабочие места руководство предъявляло серьезные требования, и отбор проходили далеко не все. Кто мог претендовать на вакансию стюардессы? Как советские девушки становились бортпроводницами?

Особенности профессии

Многие в те времена мечтали стать стюардессами - преодолеть железный занавес, увидеть зарубежные страны, пообщаться с иностранцами, а возможно, и устроить личную жизнь, удачно познакомившись с пассажирами первого класса.
Работа стюардессы считалась опасной для здоровья и представляющей угрозу жизни, именно поэтому были льготы. Отпуск бортпроводницы насчитывал 78 дней, а заработная плата была выше средней по меркам того времени. Советские стюардессы получали 200-240 рублей в месяц, и зависел заработок от количества часов полетов.
Но не все знали, что у столь заманчивых условий работы есть и обратная сторона: жесткий отбор, специальное обучение, почти армейская дисциплина и необходимость неукоснительно соблюдать целый ряд требований.

Жесткий отбор

К подбору стюардесс руководство гражданской авиации подходило комплексно. Существовал целый ряд требований. Первое - это внешние данные. Во времена первых стюардесс кандидатки должны были весить не более 52 кг и быть ростом не выше 162 см. Со временем эти параметры были изменены на менее жесткие, но советская стюардесса должна была иметь пропорциональную фигуру, быть миниатюрной и симпатичной. В отборе кандидаток принимала участие специально созданная комиссия. Уделяли внимание возрасту кандидаток, охотнее принимали тех, кто не старше 30 лет, лучший вариант - 25.
Учитывались интеллектуальные и коммуникативные способности. Предпочтение отдавалось девушкам образованным, имеющим хорошие манеры. Фаворитами в списке кандидаток были дамы со знанием иностранных языков. Они автоматически попадали на престижные международные рейсы.
Приветствовались и дополнительные специальные знания - медицинские, психологические и технические. Считалось, что такие стюардессы смогут действовать собранно и профессионально в случае непредвиденной ситуации на борту.
Кандидатки, соответствующие вышеуказанным параметрам, проходили медицинскую комиссию, которая оценивала их состояние здоровья. После этого их ждали собеседования на иностранном языке. Заключительным этапом отбора были общение с замполитом, секретарем партийной организации, в парткоме, в политотделе. А пройдя испытания, девушки дожидались одобрения своей кандидатуры в Министерстве гражданской авиации СССР.

Требования к внешнему виду стюардесс

Дисциплина в гражданской авиации в Советском Союзе напоминала армейскую. Все было строго и в соответствии с уставом, за малейшее нарушение которого можно было потерять работу.
Пристальное внимание уделялось внешнему виду стюардесс. Одеваться девушки должны были строго по форме. Одежда должна была быть всегда чистой и отглаженной. Волосы мытые и обязательно уложенные в аккуратную прическу. Макияж был строго обязателен, но без излишеств - разрешался «умеренный макияж, без намека на вульгарность и пошлость». Оговаривались разрешенные виды и цветовые оттенки декоративной косметики.
Форму для советских бортпроводниц создавали в Москве, в одном из известных домов мод, который сотрудничал с «Аэрофлотом». В 80-е годы все стюардессы страны выглядели одинаково: одеты они были в юбки, блузки и жакеты. Позже комплект дополнили жилетом. Брюки и платья появились в гардеробе стюардесс только в конце 90-х. Был и зимний вариант формы в советской авиации - пальто с меховым воротником, шапка с миниатюрными ушками и кокардой. Обязателен был форменный шарф.
Единственной деталью гардероба, которую стюардессы могли выбирать самостоятельно, была обувь. Но и тут ее характеристики были строго оговорены - она должна была быть определенного фасона, цвета, высота каблука варьировалась от 3 до 5 см.

МОСЛЕНТА побывала на конкурсе «ТОП самых красивых стюардесс России» и поговорила с бортпроводницей бизнес-авиации Анной Мартини о зарплатах, шейхах, графике 20/10 и нештатных ситуациях.

Анна Мартини, бортпроводница бизнес-авиации, компания «Джет-Сервис»

Мартини - моя родная фамилия, при том, что и родители и бабушки с дедушками - русские. Когда я работала в гражданской авиации, на бейджике было написано: «Мартини». И каждый пассажир считал своим долгом спросить, есть ли мартини на борту? Я отвечала, что Мартини на борту - только я, и я замужем.

Дорога в небо

Честно говоря, в детстве у меня не было мечты стать стюардессой. И в Москву никогда не стремилась. Несмотря на то, что и мама и бабушка в молодости были стюардессами еще в советском «Аэрофлоте». Я просто знала эти факты из их биографии - и жила своей жизнью.

Работала в разных сферах, в том числе и в банковской. Просто из любопытства просматривала иногда вакансии бортпроводников. Потом увидела очередное объявление о наборе стюардесс и подумала: «Давай попробую». В тот день на кастинг пришли почти 500 участниц. Из них отобрали только 88 претенденток. Мы прошли медкомиссию, и к обучению приступили 44 девушки, одной из которых оказалась я.

Это была авиакомпания «Ютэйр», самарский лётный отряд номер семь. Сыну было тогда два с половиной. Базовый аэропорт - Курумоч. Там я проработала три года. Мы всей семьей жили в то время в Тольятти, куда я с мамой переехала из Ленинграда ещё в детстве.

Дочь стюардессы

Мама меня не отговаривала от профессии бортпроводника. Но настойчиво спрашивала: «Ты уверена, что оно тебе надо? Ты понимаешь, что оставишь там здоровье?»

Сейчас она - финансовый директор логистической компании и не жалеет, что ушла из авиации. В её понимании: семья началась - лётная карьера закончилась. Бабушка, почти не раздумывая, тоже выбрала семью. И это при том, что работа бортпроводником ТУ-134 тогда была престижнее, чем участие в конкурсе «Мисс мира».

А у меня другая позиция, я считаю, что семья и работа в авиации совместимы. После завершения лётной карьеры буду рада остаться в авиации, хочу стать преподавателем, и делиться с будущими бортпроводниками знаниями и позитивным взглядом на мир.

Тотальная медкомиссия

Первая врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК) - самая сложная, но пройти её можно даже с небольшими заболеваниями. Допустимо иметь зрение до -3, хотя в целом здоровье у бортпроводника должно быть как у космонавта. Есть мелкие «болячки», с которыми можно спокойно работать на земле, но нельзя летать - кариес, например.

Лётный врач осматривает персонал каждые полгода. Каждый год - тотальная медкомиссия, анализы и другие исследования. Каждые два - подтверждается заключение ВЛЭК.

Как попасть в бизнес-авиацию

Попасть на собеседование в компании бизнес-авиации, да к тому же без дополнительного обучения, было очень тяжело, но однажды меня всё-таки пригласили. В одной московской авиакомпании пришлось пройти около 20 собеседований − процесс отбора кандидата для работы на частном самолёте многоступенчатый.

В итоге мне заявили, что без опыта работы не возьмут. Как минимум нужно иметь специальное образование. Это очень важно для владельцев судов. Надо точно знать, куда идёшь и на что подписываешься.

Понять такую позицию можно. Это очень специфичная часть авиации, где важно понравиться не только менеджеру самолёта и пилоту, но и главному пассажиру, его жене, трём дочерям и их собачке. И при этом быть волшебницей на борту - уметь решать все возможные проблемы.

Дополнительное обучение я прошла в «Джет-Сервис». И именно после этого для меня открылся мир бизнес-авиации. Практически сразу начались фриланс-полеты по краткосрочным контрактам. Обычная ставка в таких случаях - 150 долларов в сутки. Я подменяла стюардесс в единичных рейсах, работала в паре - бралась за любую работу, какую предлагали. Так у меня появились рекомендации, и компании стали заключать со мной контракты.

Высокий сервис

Три недели обучения стоили где-то 50-55 тысяч рублей, и они были очень насыщенны: раздаточные материалы, распечатки, огромное количество информации…

В учебном центре нам преподавали основы высокого сервиса - Silver Service: особенности кухонь мира, флористику, и даже психологию богатого человека. Его важно понимать. Здесь обучают, как подавать чай, кофе, алкоголь, какие цветы можно использовать для оформления салона самолёта, как подать салат цезарь с креветками, а как с курицей, и в чём различие. В частной авиации мелочей нет, есть нюансы. Их много, и все нужно держать в голове.

Но вы же понимаете, нельзя научить - можно только научиться. Некоторые девочки, окончив те же курсы, плохо показали себя на тестовых полетах. Все мы разные, не всем это дано. Подобный отсев происходит и в гражданской авиации – новые бортпроводники приходят каждые полгода, а из них хорошо, если процентов 30 остаются работать.

График 20/10

Сейчас я работаю по графику 20/10 - двадцать дней в месяц отсутствую дома. Бывает, что удаётся на пару суток попасть в Москву и увидеть мужа с сыном. Но, как правило, эти 20 дней я там, где мой самолёт - выполняю рейсы в интересах владельца и коммерческих пассажиров. Остальные десять дней в месяц я дома, с семьей. И я могу проводить их так, как захочу. Могу прилететь в Москву и сказать: «Родной, пакуй чемоданы. Мы летим с тобой на Бали!»

Пока работала в гражданской авиации, побывала в пяти странах, но толком их и не увидела. А за три года в бизнес-авиации - 60! Причём здесь знакомство с новой страной не все выдерживают. Многих другая реальность пугает.

    Фото: из личного архива Анны Мартини

Шейхи

Не думаю, что всякая девушка готова отправиться в Саудовскую Аравию и прожить там две недели: права женщин здесь ограничены.

Я же поехала и не пожалела - познакомилась со страной и её обычаями. Мы базировались в Джидде и Эр-Рияде. Соглашусь, жить и работать в арабских странах трудно, но здесь, в России, мне так не хватает восточной экзотики…

Многие мои знакомые, кого взяли на работу в Emirates, Etihad, Qatar Airlines, сбежали, бросив всё - не смогли ужиться с восточным менталитетом. Другие смогли, выросли и теперь работают старшими бортпроводниками.

Кто-то пошёл дальше и ушёл в Qatar Executive - это уже катарская бизнес-авиация. Платят там от 2 000 евро в месяц, а в отечественной бизнес-авиации - от 80 тысяч рублей. В целом же зарплаты зависят от квалификации стюардессы, страны и щедрости эксплуатанта.

Мой последний контракт был связан с компанией, перевозящей арабских шейхов. Состоятельные арабы прекрасно образованы, отлично говорят по-английски, часто летают в Европу на косметические процедуры. Ну или за одеждой. В арабских странах они даже слабую интерпретацию европейской кухни предпочитают хорошей дорогой местной VIP-еде.

Как самолёт взлетает, так восточные женщины снимают абаю. Шейхи не хотят, чтобы посторонние арабы видели их жён, поэтому предпочитают, когда весь экипаж - европейцы.

Как быть волшебницей

Рабочие будни стюардессы насыщены перемещениями и полны непредсказуемых моментов. Ты не знаешь, в какой стране окажешься завтра, где будешь спать и что есть, кто будет твой пассажир и что он у тебя попросит. Можно прилететь в Англию, оказаться в Кембридже и в ответ на вопрос: «Есть ли у вас пожелания по питанию на обратный пролет?» услышать: «Деревенского творога. Фермерского, натурального, без консервантов. Не из магазина и не с рынка». За это я и люблю свою работу - за нестандартность.

Тогда я вспомнила, что в Instagram на меня подписана девочка из Кембриджа. Списались. Она ответила, что у соседей есть и коровы, и козы, и сыр, и вообще любая молочная продукция. Я вызвала такси, поехала, купила и творог, и молоко, и сливки, и сметану, и масло. Привезла всё натуральное на борт. И человек, разумеется, был доволен: всё сделали так, как он сказал.

Могут попросить борщ на Бали, анчоусы в Туркменистане, пельмени где-нибудь в Таиланде. Всегда нужно быть волшебницей. Просят, значит, нужно найти способ это сделать.

Пассажир хочет розовое Пино Гриджио (Pinot Grigio), а вам в нескольких магазинах говорят, что Пино Гриджио - белый сорт винограда, розового вина из него не существует! Но раз пассажир просит, значит - существует.

Это очень тяжёлый физический и психо-эмоциональный труд, независимо от того, работаете вы в гражданской авиации или на частном самолёте. Постоянные перегрузки, спишь и ешь не тогда, когда хочется, а когда есть возможность. Бывает, что 72 часа подряд нет времени поправить макияж, поспать, не говоря уже о том, чтобы принять душ. Сложно и физически, и морально. Но эта работа того стоит!

В авиацию за мужем

Существует миф, что девушки идут в гражданскую и бизнес-авиацию исключительно с целью выгодно выйти замуж. На самом деле случаи, когда заключаются браки между стюардессой и пассажиром бизнес-класса, стюардессой и VIP-пассажиром в бизнес-авиации, единичны.

Тех, кто идёт в эту профессию, чтобы выйти замуж, ждёт разочарование. Здесь нужны другие приоритеты и цели. Требуются огромные знания и везение, определенные черты характера и умение работать в режиме многозадачности. Часто бывает, что пилоты на рейсе меняются, а стюардессы остаются и летят дальше - это колоссальные переработки. Только на желании выйти замуж на такой работе не удержишься.

Всё время на ногах, и самая большая нагрузка - на позвоночник: самолёт взлетает, а мы уже бегаем по салону. Это все негативно сказывается на осанке, а ведь на ней строится весь наш образ. Вы видели когда-нибудь сутулящихся стюардесс? Так что для поддержания формы пару раз в неделю выбираюсь на фитнес.

Деловой стиль

Бортпроводник - лицо авиакомпании. Если работодатель решил, что нельзя пользоваться яркими помадой и лаком для ногтей, а волосы нужно собирать в пучок, то именно так я и выгляжу. Более того, мой гардероб сейчас по большей части состоит из одежды делового стиля. Муж говорит, что я стюардесса до мозга костей. Может, это такой профессиональный отпечаток на личности, на стиле, но когда я одеваю джинсы или, например, спортивный костюм, супруг смотрит на меня, как на другого человека. В глазах читается что-то вроде: «Я тебя не знаю, но кого-то ты мне напоминаешь».

    Одна из самых старых пилотажных групп мира - Patrouille de France на авиасалоне Ле-Бурже 2015

    Фото: из личного архива Анны Мартини

    Фото: из личного архива Анны Мартини

Мама в небе

Мой сын, представляя меня друзьям и их родителям, всегда сообщает: «Это моя мама. Она - стюардесса». Муж делает то же самое: «Это моя супруга Анна. Она - бортпроводник». Как бы мои мужчины ни ворчали дома, когда я собираюсь в очередную командировку, «в свет» они всегда выводят меня одинаково: вот мой кубок - посмотрите.

Муж работает на земле, но тоже очень любит самолёты. Он - фанат авиации, увлекается авиасимуляторами. Уверена, если дать ему самолёт - он его посадит. Мне очень повезло с супругом: он любит меня и понимает, как важна для меня эта работа.

Авиация - семье не помеха. Стюардессы как уходили в декрет, так и уходят: активно и регулярно. И многие из них возвращаются в профессию, потому что отказаться от этого образа жизни очень тяжело.

Сейчас моему сыну восемь. Я пришла в авиацию, когда ему было два с небольшим. Понятно, что в период, когда ребенок совсем маленький, мама рядом ему нужна всё время. Затем важным становится то, что ты даёшь и в личном общении и в этой жизни в целом: детский сад, детские клубы, путешествия.

Меня мама постоянно брала с собой в путешествия, и когда я выросла - поняла, как же мне повезло. Они расширяли мой кругозор, я знала гораздо больше сверстниц. Поэтому стараюсь теперь побольше путешествовать с сыном, вместе мы уже побывали на Кипре, в Абхазии, Сочи, в Анапе, Петербурге.

Нештатные ситуации

В гражданской авиации на моей практике была разгерметизация и аварийное снижение. Мы спасали пассажиров - и это давалось тяжело. Ты приводишь человека в чувства, а он раз за разом обратно погружается в состояние глубокого обморока. И при этом его спутница бьётся в истерике и мешает проводить реанимационные действия, кричит, что ты ничего не делаешь, и еще и руки твои от него убирает. Такие ситуации были, но меня они ни разу не вывели из состояния внутреннего спокойствия. Я всегда в такие моменты знаю, что делать, потому что у нас на каждый случай есть четкие инструкции. И всегда все заканчивалось хорошо.

Блестящий лайнер, голубые высоты – и в считанные часы человек спускается по трапу на незнакомые земли, расположенные за тысячи километров от дома. Для кого-то авиаперелеты стали частью жизни. А кто-то поднимается на борт с дрожью в ногах.

Несмотря на распространенное мнение, авиатранспорт относится к самому безопасному. Пассажирам практически не о чем беспокоиться, вверяя свою жизнь опытным пилотам.

А о комфорте и безопасности во время полета побеспокоятся стюарды и стюардессы, которые прекрасно подготовлены и знают, как найти выходы в трудных или непредвиденных ситуациях. Этим труженикам посвящен профессиональный праздник Всемирный день бортпроводника гражданской авиации, который отмечается ежегодно 12 июля.

Милые и всегда улыбающиеся стюардессы, строгие и собранные стюарды – привычное сопровождение во время полета.

Они знают несколько языков, умеют общаться с неуравновешенными личностями, способны оказать медицинскую помощь, имеют опыт обслуживания пассажиров.

Такое сочетание качеств психолога, медика, официанта, переводчика воплотила в себя романтическая и сложная профессия бортпроводник.

Этим людям приходится регулярно менять часовые пояса, преодолевать тысячи километров в воздухе, при этом оставаясь приветливыми и вежливыми.

Новые страны, земли, люди с одной стороны противостоят постоянным перегрузкам, неадекватному общению и многочасовым пребыванием на большой высоте. Вот и решайте, на сколько романтичная профессия стюардессы опасна для жизни.

История профессии насчитывает более 80 лет. Первые пассажирские перевозки не предусматривали присутствие дополнительного человека на борту самолета. Функции бортпроводника выполнял второй пилот.

О безопасности полетов задумались в Германии – и в 1928 году в небо поднялся лайнер, на котором пассажиров обслуживал стюард. В его обязанности входило обеспечение комфорта пассажиров. Поэтому набирали стюардов среди официантов элитных ресторанов.

В Америке в 1930 году возникла идея в качестве бортпроводников приглашать девушек.

В пользу этой идеи говорило требование привлекать симпатичных девушек, которые создадут дополнительную рекламу пассажирским авиаперевозкам. К тому же, представительницы прекрасного пола имеют меньший вес, что было немаловажно в то время для полетов.

Звание первой стюардессы получила Эллен Черч, проживающая в штате Айова. Девушка увлекалась полетами и брала частные уроки по пилотажу. Поэтому она рискнула предложить свои услуги авиакомпании, которая на удивление, рискнула испробовать в роли бортпроводника женщину.

Девушка прошла испытание, и ей было поручено набрать первый отряд стюардесс. Группа состояла из семи медсестер. Основные требования к ним были: возраст – до 25 лет и вес – до 52 килограмм.

Международный день бортпроводника: кто празднует?

К современным стюардессам не предъявляются требования по весу, как к первым бортпроводникам. Но, чтобы стать бортпроводником, придется окончить специальное учебное заведения. Кроме этого, при выборе персонала авиакомпании придерживаются принципов трех О.

О: образ внешний. Внимание обращают на речь, мимику, внешнюю привлекательность, макияж, умение держать себя.

О: образ внутренний. Речь идет об определенных чертах характера: самообладания, сдержанности, коммуникабельности, стрессоустойчивости, решительности.

О: образ профессиональный. Здесь претенденты обязаны показать те знания и навыки, которые они приобрели в учебном заведении или на прежней работе.

Современный бортпроводник – это гарантия обеспечения комфорта и безопасности пассажиров во время полета.

Авиакомпании стараются подчеркнуть имидж компании за счет внешнего вида бортпроводников. Для этого компании подбирают для стюардесс особую униформу, которая может отражать национальные мотивы. В идеях формы ставка может делаться на элегантность, строгость или сексуальность.

Именно люди этой профессии 12 июля отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.

К ним, конечно, присоединяются коллеги, друзья и родственники. Не отстают и студенты с преподавателями профильных учебных заведений.

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации 12 июля: традиции праздника

В Международный день бортпроводника празднуют не только российские стюарды и стюардессы. Праздник объединяет бортпроводников всего мира. Торжество обычно проходит в кругу коллег и друзей – в ресторане или на природе. Звучат слова приветствий и душевные поздравления.

Обязательно произносится тост, в котором желают, совпадения числа взлетов с посадками.

Руководство авиакомпаний старается в этот день отметить лучших и профессиональных сотрудников, которым вручаются грамоты и денежные премии, ценные призы.

Отмечается важность бортпроводников в обеспечении сервиса авиакомпании.

Цель мероприятия – привлечение внимания к профессии молодежи, поднятие престижа профессии.

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания "Аэрофлот" была признана лучшей авиакомпанией мира в категории "Улучшение бортового сервиса" (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования "Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)", проводившегося в первой половине 2008 года, компания "Аэрофлот - российские авиалинии" вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.

12 июля бортпроводники гражданской авиации отмечают свой профессиональный праздник. «Летные» профессии – от стюардессы до пилота – традиционно считаются одними из самых романтичных, но при этом связаны с ежедневным риском, а также тяжелыми физическими и психологическими нагрузками. Специально ко Всемирному дню бортпроводника мы собрали распространенные мифы об этой профессии, которые опытные стюарды и стюардессы смело опровергают.

Миф №1. Быть стюардессой легко

Многие пассажиры ошибочно считают, что в работе бортпроводника нет ничего сложного. Разносишь еду, повторяешь заученную инструкцию, владеешь иностранным языком на уровне: «Вам курицу или рыбу?». Но на высоте 10 тысяч метров организм даже полностью здорового человека подвергается сильнейшему стрессу.

В среднем смены стюардов и стюардесс длятся по 15-20 часов в сутки, они работают без перестройки на разные часовые пояса и почти все время проводят на ногах. Варикоз, болезни суставов, перепады давления, хронические легочные заболевания, отиты и бессонница становятся обычными спутниками бортпроводников уже в первые месяцы работы. Именно поэтому отпуск членов экипажа составляет не менее 70 дней в году.

Кроме физических нагрузок, есть и нагрузки психологические. Не случайно будущие бортпроводники на ранних стадиях обучения проходят специальные тесты на проверку устойчивости нервной системы. Вот как описывает свою работу бортпроводник Майя в своем Instagram-блоге:

«Я знала сразу, что так будет. Что дисциплина не позволит ехать с работы с распущенными волосами. Что пассажиры смогут довести до слез. Что бригады могут быть не сахар. Что задержки рейсов будут морально выводить из себя. Что после 12-часового рейса ты поедешь не спать, а делать дела с чемоданом наперевес, так как другого времени просто не будет. Что к третьему году полетов я начну переспрашивать собеседника, потому что просто не смогу его услышать с первого раза».

Миф №2. Стюардесс отбирают по внешности

Это не правда. Будущие проводники действительно проходят несколько личных собеседований перед тем, как «выйти в небо» и получить разрешение на первый полет, но внешность тут играет далеко не главную роль. Важнее – теоретическая подготовка, практические умения, владение английским и соответствие медицинским требованиям.

По словам стюардессы авиакомпании Emirates Дарьи , в авиации существуют строгие каноны внешнего вида как для женщин, так и для мужчин, поэтому иногда пассажирам кажется, что все бортпроводники в самолете - «на одно лицо».

Обязательные элементы женского макияжа: тональная основа, тушь, подводка, тени, румяна, помада. Оттенки теней должны быть в коричневой или кремовой гамме, а вот помада – только красного или вишневого, никаких коричневатых, розоватых и оранжевых оттенков.

Кроме того, по правилам некоторых авиакомпаний, стюардессы обязательно должны носить часы на случай отказа электронной аппаратуры. Кольца или серьги – по желанию и только из золота, серебра или платины, цепочки, браслеты и броши строго запрещены, также как татуировки и пирсинг на видных местах.

Маникюр для сотрудниц авиакомпаний – обязательный элемент. В правилах каждой авиакомпании даже отдельно прописывается их допустимая длина и цвет: красный, бежевый или французский маникюр.

Девушкам разрешено носить короткие стрижки, в том числе карэ, при условии, что волосы не касаются воротничка, в остальных случаях обязательно делать прическу – пучок с поролоновой подкладкой (донатом) и сеточкой для волос. Цвет волос также обязательно должен быть натуральным: запрещены мелирование, темные корни и даже окрашивание в стиле омбре.

Миф №3. Бортпроводников кормят едой из бизнес-класса

«Бонусы» продуктами – негласная практика, которая существует на всех авиакомпаниях. Но взять с собой после смены проводники могут еду только из того класса, который они обслуживали на рейсах – шоколадки, чипсы и орешки из экономического и полноценные обеды из бизнес-класса.

При этом многие бортпроводники относятся к такому продуктовому бонусу скептически.

«Съесть раз в месяц блюдо из меню в самолете – это одно, а вот чуть ли не каждый день – это совсем другое. У всех авиакомпаний свои варианты меню, которые обновляются в лучшем случае раз в полгода-год, так что после пары месяцев полетов многие проводники начинают брать на борт свои контейнеры с привычной едой», – рассказывает стюард азиатской авиакомпании Игорь Анисимов.

Миф №4. Чтобы стать стюардом, не нужно много учиться

Конечно, стать бортпроводником можно гораздо быстрее, чем врачом, педагогом или юристом. Но все же за отведенные на учебу полгода будущие члены экипажа должны пройти и усвоить большой объем информации.

По словам стюардессы и блогера Алены Писаревой, сначала будущему проводнику нужно пройти собеседование в выбранной авиакомпании, затем врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) и только потом начинается обучение длительностью от 2 до 3,5 месяцев. После курса и до выхода на первый рейс нужно налетать как минимум 35 стажерских часов.

Учат будущих членов экипажа следующим аспектам: аварийно-спасательно подготовке, водной аварийно-спасательной подготовке, английскому, сервису и медицинским аспектам. Последнее стюарды проходят настолько подробно, что по окончании курса сотрудники должны уметь самостоятельно принять роды на борту.

Кстати, здоровье будущего бортпроводника оценивают очень строго. Чтобы получить заветную печать «годен», стюардам приходится сдать множество анализов на генетические и инфекционные заболевания, пройти нарколога, психиатра, окулиста, специализированных врачей. После допуска проходить медкомиссию приходится каждые полгода.

Миф №5. Все стюардессы хотят выйти замуж за пилота

Единственный миф, который нам не удалось окончательно подтвердить или опровергнуть, касается романтической стороны профессии бортпроводника. По словам пилота Boeing 737-800 , пилоты и стюардессы нередко влюбляются друг в друга, потому что по несколько суток подряд работают бок о бок в сложных условиях.

«Две моих бывших жены были бортпроводницами, и мой случай не редкость. В среде пилотов известна забавная статистика, когда на одной из авиалиний за первый год полетов в Сочи в декрет ушли 18 стюардесс», – отметил пилот.

Девушки-стюардессы, наоборот, считают, что романтический образ «небесной феи» в XXI веке устарел. «Думаю, что это пережиток романтической эпохи 70-х, которую описывают в американском кино. В реальности же на крупнейших авиалиниях Европы, например в Lufthansa или British Airways, больше половины сотрудниц - замужние, женщины старше 45 лет, мамы с детьми, которые активно борются со стереотипами о «доступных» девушках-стюардессах», – отметила бортпроводник Валентина Катаева.

Как бы то ни было, но романтическая статистика по таким случаям внушительная. Например, именно на борту самолета российская стюардесса Ирина Маландина познакомилась с будущим мужем Романом Абрамовичем, стюардесса Грейс Хайтауэр закрутила роман с актером Робертом Де Ниро, а стюардесса из Голландии Аннита ван Лерсел стала девушкой премьер-министра Австралии Пола Китинга после одного из долгих рейсов.



Отчетность за сотрудников