Самолет радиолокационной разведки а 50. Дрло vs awacs: америку надо догонять

ВВС России приняли сегодня на вооружение третий серийный модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС представитель Минобороны по ВВС полковник Игорь Климов.

«Самолет А-50У был передан сегодня на заводском аэродроме Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им.Г.М.Бериева, входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию. Самолет принят экипажем ВВС и совершит перелет из Таганрога к месту своего постоянного базировани», — рассказал он.

Представитель ВВС отметил, что кроме бортового номера эта машина получила собственное имя — «Сергей Атаянц», в честь Сергея Аванесовича Атаянца — авиаконструктора. непосредственно руководившего созданием авиационного комплекса А-50.

Самолет ДРЛОиУ А-50У предназначен для обнаружения воздушных и надводных целей, наведения экипажа истребителя на цели, передачи сигналов радиолокационной станции (обнаружения воздушных целей различных типов, в том числе, вертолетов, крылатых ракет, сверхзвуковых летательных аппаратов) на наземные пункты управления. Основа А-50У — мощный и современный радиолокационный комплекс «РМ». Самолет А-50 стоит в ряду лучших мировых аналогов по насыщенности сложным радиоэлектронным оборудованием, мощными системами электроснабжения.

Давайте узнаем о нем подробнее …

А-50 или изделие «А» (по классификации НАТО: Mainstay – «Оплот») – самолет ДЛРОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Самолет был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. Разрабатывался на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения – НПО «Вега-М». Самолет совместно с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на его борту, образует единый комплекс А-50. Серийное производство данного авиационного комплекса, который был принят на вооружение в 1985 году, осуществлялось на Ташкентском авиазаводе им. Чкалова. В войсках он получил прозвище «гриб» или летающая тарелка, за характерный внешний вид локатора, установленного над фюзеляжем.

Авиационный комплекс ДЛРОиУ А-50 может использоваться для обнаружения и последующего сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения КП автоматизированных систем управления различных видов ВС о воздушной и надводной обстановке. Комплекс может использоваться для управления ударной и истребительной авиацией, ее наведения на наземные, воздушные и морские цели, а также выполнять роль воздушного командного пункта. В настоящее время все строевые самолеты данного класса входят в состав дислоцированной на аэродроме Иваново-Северный авиагруппы боевого применения авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Всего в состав данной авиагруппы входит 17 самолетов А-50М и А-50У, не считая как минимум 2-х самолетов, которые в настоящее время находятся на хранении.

В последнее время данные самолеты принимают активное участие в различных учениях. В частности экипажи самолетов ДЛРОиУ А-50 принимали активное участие в обеспечении крупных военных учений, в том числе «Щит Союза-2011», «Центр-2011», «Кавказ-2012» и международных учениях «Бдительное небо-2011», «Бдительный орел-2011». Результаты военных конфликтов последних лет наглядно демонстрируют тот факт, что самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления стали одним из главных факторов в достижении превосходства над противником и, как следствие, в обеспечении успеха осуществляемых боевых операций.

В настоящее время на вооружение ВВС России поступает обновленная версия данного самолета А-50У, которая является глубокой модернизацией модели А-50М. Предполагается, что до 2016 года все имеющиеся на вооружении самолеты А-50М будут модернизированы до нового варианта А-50У. Первый самолет А-50У был передан ВВС России 31 октября 2011 года (бортовой номер 47). Самолет был принят экипажем ВВС и выполнил перелет из Таганрога к месту постоянной дислокации на авиабазу в Иваново. Второй самолет был готов в декабре 2012 года (бортовой номер 33). Второй модернизированный самолет был построен в 1984 году и поступил для проведения работ по модернизации на ТАНТК им. Бериева в начале 2011 года. В настоящее время машина выполняет серию испытаний и еще не полностью окрашена в новые цвета ВВС России.

Самолет ДЛРОиУ А-50М в состоянии выполнять полеты на дальность до 7 500 км., на скорости до 800 км/ч. Данный авиационный комплекс в состоянии обнаружить различные типы наземных и воздушных целей на удалении до 300 и 650 км. соответственно. При этом А-50М в состоянии обеспечивать непрерывное сопровождение до 300 различных целей. Технические характеристики самолета А-50У в настоящее время держатся в секрете, но летчики говорят о том, что дальность обнаружения целей на новом самолете с модернизированным радиотехническим комплексом была повышена. Новый самолет в состоянии сопровождать сотни воздушных целей, наводя на них десятки истребителей. При этом он может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизировано, а не выдаваться в эфир офицером боевого управления.

Глубокая модернизация радиотехнического комплекса (РТК) проведенная ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» совместно с ОАО «Концерн «Вега» выгодно отличает самолет от его предшественников. В первую очередь за счет использования более совершенных алгоритмов функционирования комплекса, вычислительных средств повышенной производительности, а также внедрением сквозной цифровой обработки сигналов. Последняя деталь позволила значительно сократить массогабаритные характеристики всей аппаратной части бортового РТК.

В модернизированном РТК применяется современная элементная база, прогрессивные методы сборки и монтажа, а также ряд других новейших технологий, что позволило существенно уменьшить габариты и массу аппаратуры, энергопотребление, а также увеличило надежность систем. В целом проведенные работы позволили снизить общий вес комплекса и всего самолета в целом. Следствием этого стала возможность взять на борт больше горючего при той же взлетной массе самолета. При этом взлетно-посадочные характеристики А-50У изменений не претерпели.

В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета была включена спутниковая навигационная система, что существенно увеличило точность самолетовождения. Модернизации подверглись и рабочие места операторов комплекса, в частности система отображения. Кардинально модернизировались рабочие места членов тактического экипажа А-50У. Вместо старых стоек на основе электронно-лучевых трубок были смонтированы новые универсальные средства отображения информации на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большого разрешения и размерности. Кроме этого, на самолете ДЛРОиУ А-50У были оборудованы буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.

В результате проведенных работ по модернизации, существенно увеличились функциональные возможности АК ДРЛОиУ. Преимущества А-50У перед предшественниками:

Выросло число одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых на них истребителей, увеличена дальность обнаружения различных типов воздушных целей, в том и числе и новых типов;
- повышена дальность полета самолета и время выполнения им боевых задач на заданном рубеже;
- повышена продолжительность использования комплекса и его надежность;
- использованы современные эргономичные конструкции пультов, приборных досок операторов и органов управления;
- обеспечена хорошая считываемость всего объема представляемой информации с рабочих мест, повышено качество и эффективность сигнализации, удобство работы с оборудованием.

Параллельно с модернизацией уже имеющихся в ВВС самолетов А-50М концерн радиостроения «Вега-М» совместно с ТАНТК им. Г. М. Бериева осуществляет работы по созданию нового АК ДРЛОиУ, оснащенного принципиально новым РТК, обладающим еще более высокими техническими характеристиками. По сути представленная модернизация А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие А-50. Сообщается, что новый авиационный комплекс будет оснащаться антенной с активной фазированной решеткой. Как отмечал в 2011 году главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, новый авиационный комплекс А-100 будет создан на базе модернизированной версии Ил-76 – Ил-476, производство которого разворачивается в Ульяновске на мощностях завода «Авиастар-СП». Данная машина должна быть разработана к 2016 году.

. Вот были и такие Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Увидев все новшества Кац предлагает сдаться .. вероятным противникам.. а мы чуток вернемся к истории соединения

20 мая 1966 года на основании Директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР в г. Мончегорске Мурманской области была сформирована 67-отдельная авиационная эскадрилья на базе двух самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126 с радиолокационным комплексом "Лиана", командир эскадрильи - майор Корпачевский Рэм Александрович. Эта дата и стала точкой отсчета в истории части. В том же году, 10 ноября, часть была перебазирована в г. Шауляй, где и прошло её основное становление, формирование коллектива, традиций. Командирами части в годы службы в г. Шяуляе были полковник Гаврилов Сергей Григорьевич, подполковник Игнатьев Александр, полковник Еремеев Анатолий Семенович.

С июня 1984 года на смену славно поработавшим Ту-126 в часть стали поступать самолеты радиолокационного дозора и наведения нового поколения - А-50, о в октябре 1989 года, уже в качестве 144-го отдельного авиационного полка часть была перебазирована на аэродром Березовка, где эстафету командования авиационным полком принял полковник Антамонов Николай Николаевич, заслуженный военный летчик России.

На всей территории бывшего Советского Союза не было военных аэродромов, где бы не побывали самолеты А-50, решая задачи по предназначению, взаимодействуя со всеми видами авиации Вооруженных Сил. Активно привлекались самолеты для контроля за воздушным пространством в южном направлении в период проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 году, при задержании воздушных террористов на Северном Кавказе в 1993–1994 гг., при обеспечении контртеррористических действий в Чечне в 1994–1995 гг.

В 1995 году в день 50-летия Победы нашего народа над фашистской Германией экипаж А-50 под руководством двух командиров полка полковников Еремеева и Антамонова в составе авиационной группы ПВО принимал участие в военном параде над Поклонной горой. За участие в воздушном параде полк был награжден Почетной грамотой Президента РФ.

Бок о бок, в тесном взаимодействии выполняли боевую задачу экипажи братских частей: отдельного авиаотряда из Витебска (с 1995 г. по 1998 г. отряд самолетов А-50 перебазировался в Ахтубинск и входил в состав ГЛИЦ) и отдельного авиаотряда (п. Укурей), сформированного в августе 1985 г. и вошедшего в состав 144-го ОАП в декабре 1993 г.

Личный состав части - летные экипажи, расчеты боевого управления, инженерно-технический состав - приобрел неоценимый опыт эксплуатации, боевого применения, технического обслуживания авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50.

В ходе реформирования Вооруженных Сил Генеральным штабом ВС РФ было принято решение о формировании единой авиационной базы самолетов радиолокационного дозора и наведения на аэродроме Иваново. 2 июня 1998 года на аэродроме Иваново произвели посадку первые два самолета А-50 (командиры экипажей: майор Сажин В.А, подполковник Кубасов В.М.) и передовая команда.

Авиационную базу боевого применения самолетов А-50, которая была официально сформирована 1 августа 1998 г., тогда возглавил полковник Коновалов Сергей Алексеевич. В течение лета - осени в трудных социально-бытовых условиях, - личным составом был выполнен большой объём работ по восстановлению и перебазированию авиационной техники, техники обслуживания и обеспечения полетов.

11 ноября 1998 года экипажем майора Андреева В.Ю. на самолете А-50 бортовой номер 31 была завершено перегонка авиатехники на аэродром Иваново.

В марте 2001 года часть возглавил ветеран боевых действий, заслуженный военный лётчик Российской Федерации полковник Каснер Валерий Васильевич, внёсший большой вклад в укрепление боеготовности базы, выразившееся в увеличении парка боеготовых самолётов А-50 (к сожалению, 22 мая 2006 года он скоропостижно ушёл из жизни).

Многие военнослужащие прошли свое становление в части от выпускников-лейтенантов до руководителей полкового звена: так, в 1979 году начал военную службу в части техником самолета ныне подполковник Лобков В.В., в 1981 г. - майор Бабенко Л.Ф., в 1985 г. - помощником командира корабля начал службу подполковник Больных Е.А. Интересно, что подполковник Шадров С.Ю. с 1984 г. успел послужить во всех 3-х частях.

В мае 2000 года экипаж самолёта А-50 под командованием майора Андреева В.Ю. выполнял правительственное задание в республике Индия. Индийское руководство было приятно удивленно высоким профессионализмом наших лётчиков и бортовых специалистов. А в августе 2005 года наш экипаж участвовал в совместных российско-китайских учениях "Мирная миссия 2005", базируясь на китайском аэродроме "Циндао". Работа российского экипажа была оценена по достоинству китайским военным командованием.

31 декабря 2009 года 2457-я авиационная база (боевого применения самолетов радиолокационного дозора и наведения А-50) и 610-й центр боевого применения и переучивания летного состава (военно-транспортной авиации) переформированы в 610-й центр боевого применения и переучивания летного состава (военно-транспортной авиации), и включены в состав Командования Военно-транспортной авиации. 443-я авиационно-техническая база при этом была расформирована.
1 сентября 2010 года 610-й центр боевого применения и переучивания летного состава (военно-транспортной авиации) переподчинен 4-му Центру боевого применения и переучивания летного состава (Военно-воздушных сил) имени В.П.Чкалова (г.Липецк).
14 марта 2011 года 610-й центр боевого применения и переучивания летного состава (военно-транспортной авиации) расформирован, а его индекс части присвоен Центру боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала военно-транспортной авиации) 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации.

Мишаня не смог удержаться и рванул за границу

До взлетки из-за опасного невидимого излучения добрались не все, но и кто добрался свою дозу схлопотали, хотя сравнив поведение с отчетами из Дягилево, можно судить, что в данном случае излучение подействовало достаточно благоприятно и никто никому не мешал.
Тут же надо отметить, слабительное воздействие невидимых лучей, по крайней мере на пернатых представителей фауны, теперь я точно знаю, что лучи поноса существуют в реалиях.

Итак, после достаточно насыщенной статики, мы последовали Михаилу и тоже посетили заграницу,

Ехали мы на высококомфортабельном УАЗике, в бизнес-классе которого помимо пилота умещается до 15 пассажиров, особенно если их предварительно зазиповать.
Так же надо отметить, что автомобиль был из медицинской службы, что навевало на мысль, что прибывших и перемещавшихся на нем посчитали исключительно как пациентов , которым необходим бережный уход и спокойная расслабляюще-умиротворяющая обстановка, хорошо хоть ремни с шнурками не попросили отдать..


В общем самолеты летали, а мы их снимали, больше всего шастал туда-обратно в небо и на землю 26-й Антонов. Кабы, дабы я была царицей, может чего путного у меня и вышло, но как есть.. Фото сгруппировал по имевшимся бортам, хоть и летали они в разном порядке.. В общем приятного просмотра..

Начал полеты Ильюшин Ил-76М
Бортовой №: RA-***** текущий статус: эксплуатируется
с января 1993 г. (19 лет 6 месяцев)
в эксплуатации: с 30 октября 1981 г. (30 лет 8 месяцев)

первый полет: февраля 1981 г. (31 год 5 месяцев)
дата выпуска: 21 февраля 1981 г. (31 год 4 месяца)

Первоначально был поставлен в Псков, 334 втап (на нем летал командир полка), затем - Смоленск.
19 мая 1994 года борт получил имя "Гвардейский Красносельский".
После расформирования 103-го втап (ноябрь 2009 года) перебазировался в Иваново.

В ходе неспешного разбега отрыв и с виду неохотный взлет аппарата

Свой медленный нрав при взлете борт компенсирует тем, что шикарно смотрится в невероятных размеров небе

Тяжелые самолеты в виду условий или глиссады заходили на посадку прямо нам в лоб.. Ээх, мне бы в небо, в смысле стекло подлиннее.

Как я говорил выше, все самолеты летали одновременно, акромя Антонова. Вслед за Ил-76-ым в воздух так же вальяжно, но чуток шустрее, поднялся наш сегодняшний герой А-50

Ильюшин А-50
Бортовой №: RF-***** текущий статус: эксплуатируется
эксплуатант: Россия (СССР) - ВВС
с августа 2011 г. (11 месяцев)
в эксплуатации: с 1984 г. (28 лет 6 месяцев)

первый полет: 1984 г. (28 лет 6 месяцев)
дата выпуска: 1984 г. (28 лет 6 месяцев)

Важным компонентом системы ПВО России являются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО) А-50. Они предназначены для обнаружения и опознавания воздушных целей в радиусе 200-600 км и во всем диапазоне высот, обнаружения надводных целей, обработки и передачи данных о воздушной и морской обстановке на наземные командные пункты, управления наведением своих самолетов на воздушные, наземные и надводные цели.

А-50 разработан в начале 1980-х гг. на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева, на вооружение войск ПВО страны он поступил в 1984 г. Серийное производство самолета было освоено на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П. Чкалова.

В качестве основы, своего рода «летающей платформы», для А-50 использован военно-транспортный самолет Ил-76МД, на фюзеляже которого установлен круглый в плане обтекатель вращающейся антенны бортовой РЛС (диаметр- 10,5 м, высота- 2,0 м). По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа смонтированы каплеобразные обтекатели аппаратуры радиоэлектронной борьбы. Перед центропланом находится обтекатель антенн спутниковой связи. Существенно изменена и внутренняя компоновка грузовой кабины: упразднено ставшее ненужным десантно-транспортное оборудование, закрыт листами обшивки грузовой люк, в задней части фюзеляжа размещен передатчик РЛС, отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой.

Большая часть пространства фюзеляжа занята аппаратурой мощного радиотехнического комплекса «Шмель», способного эффективно обнаруживать на фоне подстилающей поверхности низколетящие цели с малой эффективной площадью рассеивания, в частности, крылатые ракеты и самолеты, созданные по стелс-технологии. В состав комплекса входят трехкоординатная РЛС, аппаратура определения государственной принадлежности обнаруженных самолетов, аппаратура обработки полученной с радиолокатора информации и ее записи и отображения на рабочих местах операторов, система цифровой связи с наземными и корабельными пунктами управления и с взаимодействующими с А-50 самолетами.

Входящая в состав комплекса ЭВМ выдает обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и панорамном виде. Здесь же высвечиваются данные о взаимодействующих с А-50 истребителях-перехватчиках: номера, курс, высота, скорости, остатки топлива. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения или подачей команд в эфир голосом. Дальность передачи информации на наземные командные пункты по радиостанциям метрового и дециметрового диапазона составляет 350 км, а по линиям коротковолнового диапазона - 2000 км.

В память бортовой ЭВМ комплекса «Шмель» введены данные о спутниках, которые можно использовать для передачи информации на практически неограниченную дальность. Находясь на высоте патрулирования 8000 м, А-50 может одновременно контролировать до 150 целей. Дальность обнаружения самолета типа «истребитель», летящего на малой высоте, составляет 200-400 км, а на большой - 300-600 км. Самолет не имеет вооружения, однако оснащен средствами радиоэлектронной борьбы, имеет системы выброса дипольных отражателей, а по бокам хвостовой части фюзеляжа установлены навесные батареи тепловых ловушек ЛТЦ (ложные тепловые цели).


С декабря 1978 г. по октябрь 1983 г. в Таганроге три Ил-76 было переоборудовано в А-50, на которых и проводились совместные государственные испытания. На первом А-50 определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения РТК, на втором сам РТК и пилотажно-навигационный комплекс «Пунктир,» на третьем - комплекс РЭП и спецоборудование. Скорейшему проведению испытаний и принятию на вооружение нового комплекса придавалось очень большое значение.

Государственную комиссию возглавил лично Главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации П.С.Кутахов, кроме того, ход испытаний А-50 был под постоянным контролем министров авиационной промышленности И.С.Силаева и радиотехнической промышленности П.С.Плешакова. Основной этап испытаний, с 1980 г. по 1985 г., проходил в Государственном научно-исследовательском Краснознаменном институте ВВС (г.Ахтубинск).
В декабре 1984 г. по результатам испытаний было принято решение о строительстве серийных А-50 на ташкентском авиационном заводе. В 1985 г. началась опытная эксплуатация самолетов в строевых частях, продолжавшаяся до 1988 г.
На Западе новому советскому самолету РЛДН присвоили кодовую кличку «Mainstay»- устой, оплот. Впервые «вероятные противники» увидели его вблизи 4 декабря 1987 г., когда норвежский противолодочный Р-3В «Orion» из 333-й эскадрильи обнаружил А-50 над нейтральными водами Баренцева моря.
Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 г. За его создание Постановлением Правительства РФ от 16 января 1996 г. группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности, а также ВВС присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники. Среди лауреатов создатели А-50: А.К.Константинов, Г.С.Панатов и С.А.Атаянц.

До 1990 г. самолеты А-50 несли рутинную службу, время от времени участвуя в крупных учениях, как Вооруженных сил СССР, так и совместных с армиями стран-участниц организации варшавского договора. Зимой 1991 г., во время боевых действий в Персидском заливе, пара А-50 патрулировала над водами Черного моря, осуществляла слежение за боевыми самолетами антииракской коалиции, наносившими удары по Ираку с территории Турции.
Тогда же полку пришлось покинуть обжитую базу, в одночасье очутившуюся в суверенной Литве и перелететь на северный российский аэродром Печоры. Сейчас все российские А-50 входят в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, базирующейся на аэродроме Иваново.

На свою первую настоящую войну А-50 попал только в конце 1994 г., правда, когда он создавался, никому и в страшном сне не могло присниться, что произойдет это на своей земле, в Чечне. Три самолета А-50 были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. После того, как 21 декабря 1994 г. российская ПВО после почти трехлетнего перерыва восстановила полный контроль над воздушным пространством Чечни, самолеты А-50, постоянно находившиеся в воздухе, создали над зоной боевых действий сплошное радиолокационное поле. Совместное патрулирование А-50 и перехватчиков Су-27 и МиГ-31 не позволило чеченским сепаратистам организовать «воздушный мост» с зарубежьем. Аналогичные задачи самолеты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999-2000 гг.

В 1988 г. один А-50 был переоборудован в А-50Э для возможной продажи на экспорт. В этом варианте он был продемонстрирован в 1988 г., в Кубинке, председателю объединенного комитета начальников штабов Индии адмиралу Надкарни.
Один из серийных самолетов в 1997-1999 гг. был переоборудован на ТАНТК им. Г.М.Бериева в вариант АИ для установки израильского радиоэлектронного комплекса.

В апреле 2000 г. один А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России. Всего было выполнено десять полетов, каждый продолжительностью до 6 часов. Пилотировал машину российский экипаж из состава авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, которому и принадлежала машина, но в полетах принимали участие и индийские специалисты. Базировался А-50 на аэродроме Чандиханг (штат Пенджаб).
В настоящее время актуальность дальнейшего развития авиационных комплексов РЛДН еще более возросла, а А-50 является единственным самолетом этого класса в составе ВВС России. Самолеты РЛДН являются непременными участниками всех проводящихся летно-тактических учений ВВС России. Создается вариант А-50Э для поставок на экспорт.
Первые поступившие на вооружение А-50 получили весьма аскетичную окраску - верхняя часть фюзеляжа белая, нижняя часть (до уровня обтекателя топливопровода системы дозаправки), несущие поверхности и мотогондолы с пилонами - серые. Опознавательные знаки - звезды на шести позициях, наносились на верхние, и нижние поверхности крыла, а также киль. Красные двухзначные бортовые номера с тонкой черной окантовкой располагались в хвостовой части фюзеляжа за люками аварийных выходов.

Диски колес традиционно окрашивались зеленой термостойкой краской. Створки реверса двигателей имели цвет неокрашенного металла. В задней части пилонов двигателей и на прилегающей к двигателям нижней поверхности крыла нанесены черные «антинагарные» поля. Противобликовое покрытие в носовой части тоже черное, матовое. Штанга дозаправки в воздухе - верхняя часть черная матовая, аналогично противобликовому покрытию, нижняя - белая.
Обогреваемые части воздухозаборников двигателей, пилонов радиопрозрачного обтекателя, предкрылки, носки киля и стабилизатора - анодированный металл, покрытый лаком. Линии, маркирующие зоны вырубки обшивки при аварии - желтые. Люки аварийных выходов с синей окантовкой. Все радиопрозрачные обтекатели, кроме вращающегося обтекателя антенны РЛС - белые. Вращающийся обтекатель РЛС - серый.

Иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна пилотской кабины (кроме передних окон и сдвижных форточек) снабжены стеклом с металлизацией для защиты от СВЧ - излучения РЛС и поэтому имеют характерный золотистый оттенок.
На А-50 поздних серий выпуска все радиопрозрачные обтекатели получили серую окраску. Граница между серой и белой окраской стала проходить ниже, под каплеобразными радиопрозрачными обтекателями комплекса РЭП, захватывая верхнюю часть входной двери. Бортовые номера наносились на той же позиции, но выше.

Машины, входящие в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН ВВС России, наконец, получили бортовую живопись - круглые шевроны с эмблемой базы за кабиной экипажа (только с правого борта). Бортовые номера стали дублироваться более мелко белым цветом на передних створках основных стоек шасси.
Все самолеты несут следы длительной эксплуатации и хранения на открытом воздухе. Серая окраска тускнеет и высветляется, появляются потертости на противобликовом покрытии. На вращающемся обтекателе РЛС «родная» серая окраска сохраняется только в его нижней части. Сверху, радиопрозрачные секции «гриба» получают своеобразный «камуфляж »из пятен серой краски и проступающей из-под нее зеленой грунтовки. На кессоне обтекателя из-под краски проглядывает дюраль.



Отчетность за сотрудников