Может оказаться на уровне профессиональных. Уровень профессионализма: определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации. Профессионализм и профессиональная компетентность

Профессионализация рассматривается нами как процесс и результат вхождения человека в профессию, овладения конкретным видом профессиональной деятельности и, как следствие, приобретение им необходимых профессиональных качеств (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального самосознания, профессиональных ценностей, профессиональной мотивации и др.) – становление профессионализма. Профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных , личностных , субъектных качеств, формированием индивидуальности .

Профессионализм представляется нам в качестве интегральной характеристики человека, проявляющейся профессиональной деятельности, а также в поведении и общении. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и требованиям. Под профессиональной мы понимаем любую сложную деятельность, которая предстает как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. Профессионализм – это не только достижение человеком высоких показателей труда (качества, надежности, эффективности и др.), но и особенности его профессиональной мотивации, профессионального мышления, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание .

Становление индивидуального профессионализма мы рассматриваем как процесс профессионального развития человека-профессионала, достижения им определенных уровней , имеющих количественно-качественное измерение. В психологии (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан) выделяют профессионализм деятельности и профессионализм личности . Мы считаем, анализ профессионального развития человека – это один из немногих случаев, когда такое искусственное разделение может быть полезно – поскольку в процессе становления профессионализма развитие выполняемой человеком деятельности и развитие его личности может идти не синхронно.

Нельзя исключать из рассмотрения случаи, когда сформированные и закрепленные навыки выполнения операций в деятельности обеспечивают специалисту на данном этапе профессионального пути и привычных условиях успешное решение данной типовой профессиональной задачи – с высокой эффективностью труда, достижением необходимого качества и надежности получаемых результатов. Здесь имеет место профессионализм деятельности , который является некоторой операциональной характеристикой профессионализма человека. Но для сохранения стабильности результатов при изменении профессиональной среды и профессиональной ситуации, возникновении вариативности профессиональной задачи, появлении иных смыслов в выполняемой деятельности (а также возникновении иных «возмущающих» факторов) необходим профессионализм личности .

Навыки решения типовых профессиональных задач, выполнения быстрых, точных и скоординированных операций деятельности, зачастую без осмысленного понимания того, что , как и зачем делается («автоматизированные» навыки) могут сформироваться раньше, чем происходит формирование профессиональной компетентности, соответствующей данному уровню профессионализма. Но для профессионального роста, который невозможен без достижения необходимой профессиональной компетентности, необходимо осознание человеком недостаточности его знаний.

Кроме того, следует различать профессионализм как психологический феномен и профессиональную квалификацию – как формальный уровень подготовки, включая категории и разряды, подтвержденные соответствующими документами (дипломом, сертификатом, удостоверением и др.). Человек приобретает квалификацию (квалификационный документ) в результате обучения, но он еще не стал профессионалом, либо овладел лишь основами профессионализма, которые могут быть развиты – или не развиты.

Профессиональное развитие есть частный случай развития, рассматриваемого в науке как закономерный процесс необратимого, направленного и закономерного изменения объекта при его взаимодействии с действительностью. Особенности и движущие силы процессов развития выражают основные законы диалектики – «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания». Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта – новым, нового – новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность .

Законы диалектики распространяются и на психику людей которая выступает нематериально отраженной сутью объективного мира человеческой деятельности. Понимание этого находит отражение в научных психологических публикациях при описании и анализе как общепсихологических процессов и явлений , так процессов профессионального развития человека. Согласно диалектическому закону «единства и борьбы противоположностей» основным источником профессионального развития является возникновение и разрешение внутренних противоречий личности, что убедительно показано в психологических исследованиях развития профессионализма специалистов различного профиля – операторов атомных электростанций и учителей .

Предметом рассмотрения данной статьи является профессиональное развитие человека как проявление диалектического закона «отрицания отрицания» (двойного отрицания).

В качестве важнейшего (фундаментального) условия прогрессивного профессионального развития рассматривается переход профессионального самосознания на более высокий уровень . В широком смысле профессиональное самосознание определяется как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. Профессиональное самосознание включает в себя систему осознанных человеком профессионально-необходимых знаний об объекте, целях, средствах и способах профессиональной деятельности, параметров и норм оценки ее эффективности, об особенностях профессионального взаимодействия. Нам представляется, что самосознание в качестве необходимой составляющей включает рефлексию человека (саморефлексию), отражающую осознание того, какими необходимыми для деятельности знаниями (профессиональной компетентностью) он пока еще не обладает.

Профессиональная компетентность – обладание совокупностью профессиональных знаний и понимание возможности их применения для решения профессиональных задач. Понятием «профессиональная компетентность» обычно определяется глубина и характер осведомленности работника относительно определенной профессиональной деятельности и профессионального поля, в котором он действует, а также способность к эффективной реализации в практической деятельности своей профессиональной квалификации и опыта.

Следует различать смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствие приобретенных при обучении знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень профессиональной подготовленности, позволяющий специалисту выполнять заданные функции на определенном рабочем месте. Человек приобретает квалификацию прежде , чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт , являющийся необходимым условием высокого профессионализма.

В качестве исходных данных для анализа диалектического развития профессионализма будем использовать обобщенную модель профессионального обучения, предложенную нами в 1998-2000 гг. и в дальнейшем опубликованную в статьях, учебных пособиях и монографиях. В результате совмещения в этой модели стадий профессиональной компетентности (по уровню их осознания субъектом) с уровнями профессионализма получена шкала с рядом градаций, представленная в табл. 1.

Таблица 1 – Сопоставление уровней профессионализма и сформированности профессиональной компетентности (приводится по )

Уровни и подуровни
профессионализма
Уровни сформированности
профессиональной
компетентности

«Оптимальный»

(или «перспективный»)

«9» Осознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)
«8» Осознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)
«7»
Средний

«Основной»

(или «нормативный»)

«6» Осознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)
«5» Осознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)
«4» Неосознаваемая некомпетентность
(«Я не знаю, что я не знаю»)

Начальный

«Учебный»

(или «потенциальный»)

«3» Осознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)
«2» Осознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)
«1» Неосознаваемая некомпетентность
(«Я не знаю, что я не знаю»)

Приступаю к обозначенному предмету исследования, мы исходим из понимания того, что отрицание в психике человека носит диалектический характер и подчеркивает поступательное развитие внутреннего мира человека. Имеется в виду диалектическое отрицание, предполагающее уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или стали вредными. При этом сохраняются полезные свойства, обеспечивающие существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что определяет возможность скачкообразного перехода.

Таким образом, развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового – новейшим, в результате чего в развитие сочетает восходящее движение с преемственность и цикличность.Категория«отрицание» выражает некоторый этап развития, означающий превращение объекта посредством скачка в нечто иное, определённым образом связанное с отрицаемым объектом. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями объекта (или явления) и выступает как самоотрицание .

Диалектический закон двойного отрицания («отрицания отрицания») характеризует развитие с позиций его направленности и результата . Согласно этому диалектическому закону развитие есть процесс, состоящий из определённых циклов .

Общая структура диалектического развития была предложена еще Гегелем в виде «троичного цикла» (триады ): «исходное положение» – «первое отрицание» – «второе отрицание», являющееся как бы возвратом к исходному положению на другом (новом) уровне. В различных явлениях и процессах обычно отмечают наличие триады как таковой и далее их связь в виде последовательности, когда за первой триадой следует вторая триада, за второй – третья и т. д. Таким образом, развитие идет путем разворачивания троичного цикла.

В предыдущей нашей публикации на различных примерах было показано, что возможны две формы связи триад. Первая форма представляет собой последовательные триады .

В последовательных триадах всегда третье звено, т.е. второе отрицание , является первым звеном (исходным положением) – для следующей триады.

Последовательные триады можно изобразить графически в виде некоторой плоской спирали. Спираль представляет синтез цикла (круга) и прямой линии. Таким образом, спералевидное развитие является, с одной стороны, линейным , так как происходит изменение от простого – к сложному; с другой стороны, циклическим , но конец цикла, при этом, не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.

Иллюстрация спиралевидного развития индивидуального профессионализма человека в виде последовательных триад на спирали Архимеда приведена на рис. 1. Через полюс (точка О) спирали проведена секущая прямая линия («линия отрицаний»). Последовательные точки пересечения этой прямой со спиралью обозначают взаимно отрицающие состояния.

Рисунок 1 – Спираль профессионального развития «линия отрицания»: последовательные триады

Профессиональное развитие идет путем приобретения человеком новых профессиональных качеств на основе частичного отрицания старых, уже имеющихся у него качеств. При этом сохраняются полезные свойства, обеспечивающие существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства. Это определяет возможность скачкообразного перехода. Далее при анализе характерных точек спирали профессионального развития используется обозначение уровней профессионализма, приведенные в табл. 1.

Точка A 0 – исходное состояние «допрофессионализма», человек еще не является профессионалом, но имеет задатки (индивидуальный ресурс или потенциал) и определенные перспективы стать профессионалом (обрести профессионализм).

Точка A 1 – начальный («учебный», или «потенциальный») уровень профессионализма. Переход в из точки A 0 в точку A 1 характеризуется отрицанием состояния А 0 («допрофессионализма»), т.е. обретения начального профессионализма (1-й уровень профессионализма; он может иметь и подуровни). По сути, это уровень «молодого специалиста» или адаптанта (по классификации Е.А. Климова ), соответствующий стадии «первичной профессионализации» (по классификации Э.Ф. Зеера ). К концу этой стадии молодой специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.

Точка A 2 – характеризует средний («основной» или «нормативный») уровень профессионализма, отрицающий предыдущее «учебное» состояние профессионализации (точка A 1), и являющееся, как бы, «возвратом» к исходному стоянию (точке А 0), но на новом уровне. Человек уже по всем нормативным параметрам является хорошим, добротным специалистом в своем деле (2-й уровень профессионализма), при этом он имеет задатки («обогащенный» индивидуальный ресурс) и перспективы подняться на следующий, более высокий уровень профессионализма .

Это уровень интернала (по Е.А. Климову), соответствующий стадии «вторичной профессионализации» (по Э.Ф. Зееру). Специалист входит профессиональную группу в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать и выполнять требования на нормативно заданном уровне; теперь коллеги воспринимают специалиста как «своего среди своих». Специалист для различных вариантов профессиональных задач может выбрать типовой нормативно-установленный способ решения, приводящий к приемлемым результатам. Специалисту присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка .

Следующий пункт в диалектике профессионального развития связан с выходом специалиста за пределы деятельности «добротного профессионала» и достижение уровня «суперпрофессионализма», или, иначе Мастерства .

Точка A 3 - высший («оптимальный» или «перспективный») уровень профессионализма, отрицающий предыдущее состояние «нормативного» профессионализма (точка A 2), и являющееся, как бы, «возвратом» к исходному стоянию (точке А 1 – «потенциальный» уровень профессионализма), но на новом уровне, с открывающимися новыми (потенциальными – для Мастером качественно нового уровня) перспективами . Способы реализации профессиональной деятельности имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Выполнение профессиональных задач характеризуется творческим и инновационным уровнем. При выполнении профессиональной задачи специалист использует разные варианты достижения наилучших результатов деятельности; при этом постоянно происходит поиск (самообучение) лучших способов, видит вариативное – в нормативном. Специалист знает не только то, как правильно нужно делать, но и в каких пределах можно отступить от существующих нормативов деятельности (3-й, высший, уровень профессионализма).

О специалисте, находящемся на «оптимальном» уровне, можно сказать, что он «лучший среди обычных и хороших», он заметно выделяется на общем фоне: может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу, его результаты стабильно хороши, и специалист имеет основания считать себя незаменимым работником. Основным движущим фактором профессионального развития личности специалиста становится потребность в самоосуществлении, самореализации.

Рассматриваемый здесь (в точке A 3 на рис. 1) уровень профессионализма, обозначенный нами как «оптимальный» (или «перспективный»), исследователи (Е.А. Климов; Э.Ф. Зеер) называют стадий мастера . Уровня мастерства достигает далеко не всякий специалист. Все-таки профессиональный (кадровый) потенциал любого общества определяется, по-видимому, численностью добротных профессионалов , выполняющих свое дело, свое ремесло . Мастер же выводит выполняемое им дело на уровень искусства . И, как образно писал поэт Михаил Дудин, «Все совершенное на свете изготовляют Мастера» (М. Дудин, Молодому мастеру).

Точка A 4 характеризует следующий, потенциально возможный уровень. Это уровень – наставника, Учителя. Выход на это уровень требует не только способностей к осмыслению, обобщению, систематизации и вербализации специалистом своего многолетнего опыта, но и желания (духовной потребности) распространить его на новое поколение профессионалов, выращивать из учеников – добротных профессионалов. Достижение специалистом уровня наставника, Учителя – признак не только профессионального долголетия, это признак профессиональной мудрости.

Известно, что диалектическое развитие характеризуется последовательными триадами: «исходное положение» (первое, начальное звено) – «первое отрицание» (второе, среднее звено) – «второе отрицание» (третье, конечное звено диалектической триады). При этом третье (конечное) звено в триаде является начальным (исходным положением» для следующего цикла (триады) развития. Соответственно, при укрупненном рассмотрении процесса профессионального развития человека, в этом процессе можно выделить следующие два цикла, описываемых последовательными триадами.

Первый цикл (триада «А 0 »–«А 1 »–«А 2 »): «допрофессионализм» – «учебный уровень профессионализма» – «основной уровень профессионализма» («оптант» – «адаптант» – «добротный профессионал»).

Второй цикл (триада «А 2 »–«А 3 »–«А 4 »): – «основной уровень профессионализма» – «высший уровень профессионализма» – «уровень наставника» («добротный профессионал» – «мастер» – «наставник»).

Если рассматривать только профессиональный период жизни человека, то в качестве основной целесообразно выделить триаду: «учебный уровень профессионализма» – «основной уровень профессионализма» – «высший уровень профессионализма» («адаптант» – «добротный профессионал» – «мастер» («суперпрофессионал»).

Профессионализм человека на каждом из рассматриваемых уровней характеризуется некоторым набором значимых признаков. Мы исходим из понимания того, что переход специалиста на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания того, в чем он еще не компетентен (или, иначе – недостаточно компетентен). Поэтому далее будем исходить из предпосылки, согласно которой профессионализм человека на том или ином уровне характеризуют два значимых признака 1) необходимая профессиональная компетентность (наличие или отсутствие таковой, иначе – полярная диада «компетентность – не компетентность»); 2) осознание своей компетентности/некомпетентности (полярная диада «осознание – не осознание»).

С учетом этого при профессионализации переход субъекта с состояния «не компетентность» в состояние «компетентность» с учетом осознания в виде следующей последовательной цепи: («не осознаваемая не компетентность» – «осознаваемая не компетентность» – «осознаваемая компетентность », что соответствует так называемой «вложенной триаде».

На примере обозначенного выше первого цикла («оптант» – «адаптант» – «добротный профессионал») рассмотрим процесс осознания/не осознания человеком своей профессиональной не компетентности/компетентности на данной фазе профессионального развития. При дальнейшем анализе будем использовать вторую форму триад – так называемые вложенные триады, рассмотренные в предыдущей нашей публикации .

Спиралевидная кривая (годограф, т.е. геометрическое место точек), иллюстрирующая циклы профессионального развития в виде вложенных триад, приводится на рис. 2. При анализе рисунка в тексте используются обозначения уровней профессионализма и подуровней профессиональной компетентности, приведенные в табл. 1.

Рисунок 2 – Спиралевидная кривая профессионального развития, отображающие вложенные триады

Пусть точка А 0 характеризует исходное состояние оптанта как неосознаваемой некомпетентности в сфере профессиональной деятельности (субъект еще не осознает, чего он не знает). Переход из точки А 0 в точку А 1 характеризует осознанием своей не компетентности (не осознанность состояния отрицается его осознанностью). Точка А 1 является необходимым, но промежуточным состоянием на траектории движения от оптанта – к адаптанту (в обозначениях Е.А. Климова). И лишь затем осуществляется переход в точку А 1 ‘ – состоянию, характеризующемуся обретением профессиональной компетентности (не компетентность отрицается некомпетентностью), необходимой на данном уровне профессионализма, которая осознается субъектом. Мы считаем, что лишь при развертывании указанной включенной диалектической триады (А 0 – А 1 – А 1 ‘) завершается стадия «первичной профессионализации» (по обозначению Э.Ф. Зеера).

Таким образом, начиная с обретения оптантом профессиональных намерений и включения его в процесс профессионализации (профессиональную подготовку и «учебную» деятельность), на начальном («учебном» или «потенциальном») уровне профессионализма можно выделить три подуровня, которые указаны в табл. 1.

Движение от первичной профессионализации к точке А2 , характеризующей основной уровень профессионализма («добротного профессионала») также начинается с промежуточной точки А 1 ” (состояния неосознаваемой некомпетентности , когда специалист еще не осознает, чего он не знает, чтобы выйти на уровень мастерства в своем деле). По сути, уже здесь происходит «как бы» возврат к исходной точке А 0 , но уже на новом, более высоком уровне профессионализации человека (уровне достигнутого профессионализма).

При этом точка О 1 ‘ графически отображает так называемый «особый», или «собственный» полюс, вокруг которого разворачивается «включенная» триада, характеризующая диалектическое развитие профессионализма человека на этапе его первичной профессионализации.

Переход к точке А 2 происходит при осознании человеком того, в чем он еще не компетентен (иначе – недостаточно компетентен) – но уже на новом уровне его профессионализма, соответствующему витку его профессионального развития. При нормальном профессиональном развитии такое осознание предстает как необходимое условие и внутренний мотив овладения новыми профессиональными знаниями, обретения нового уровня профессиональной компетентности .

Подчеркнем принципиально важный момент: переход специалиста на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания им того, в чем он еще не компетентен (или недостаточно компетентен). А такое осознание обусловлено наличием у человека развитой рефлексивной культуры.

Сопоставление выделенных в табл. 1 подуровней сформированности профессиональной компетентности (обозначенных цифрами от «1» до «9») человека с отображенных на рис. 2 состояний осознания/не осознания им своей не компетентности/компетентности (точки на кривой, обозначенные буквами А i j , где i –подстрочный индекс, j – надстрочный индекс в виде одинарного или двойного апострофа), позволяет отметить их соответствие.

Для начального, «учебного» уровня профессионализма: подуровню «1» соответствует точка А 0 на годографе; подуровню «2» – точка А 1 ; подуровню «3» – точка А 1 ‘; рассматриваемая вложенная триада имеет внутренний полюс в точке О 1 ‘.

Для следующего, среднего («основного») уровня для изображенного на рис. 2 участка кривой имеет место следующее соответствие: подуровню «4» – соответствует точка А 1 ”; подуровню «5» – точка А 2 . Логика развертывания второй вложенной триады следующей точкой на траектории диалектического развития, соответствующей подуровню «6», с необходимостью должна быть точка А 2 ‘ (не изображена на рис. 2), «отрицающая» предыдущее состояние и являющаяся как бы «возвратом» А 1 ‘ – состоянию «осознаваемой компетентности», но на новом уровне. Таким образом вторая триада, характеризующая становление и диалектическое развитие «добротного профессионала», разворачивается вокруг своего «собственного» полюса (некоторой точки О 2 ‘).

Соответственно, в используемой логике, для высшего, «оптимального» уровня профессионализма закономерным является образование следующей вложенной триады (внутреннего цикла, представляющего развертывание состояния А 3 обозначенного на спирали рис. 1). Эта триада, начинаясь в точке, соответствующей подуровню «6» («осознаваемой компетентности» – в табл. 1), должна проходить через точку, характеризующую подуровень «7» (в табл. 1), являющуюся как-бы возвратом состоянию в А 1 ”, но на новом уровне профессионализма с последующим обретением новой компетенции и выходом на точку, характеризующей под уровень «8» – осознанной компетентности, соответствующей высшему уровню профессионализма. Дальнейшая траектория развития связана с «автоматизацией» навыков (подуровень «9»), обретением необходимости осознания новых горизонтов, потребности обобщения, систематизации, вербализации и передачи своего опыта – выходом на уровень наставника. Но это дано не каждому.

Изображенный на рис. 2 годограф является плоской спиралевидной фигурой, условно отображающую траекторию профессионального развития в виде вложенных триад. Нам представляется что полюс О (на рис. 1 и рис. 2), а также полюсы О 1 ‘ , а также О 2 ‘ и др. «собственные» полюсы (на рис. 2), вокруг которых разворачиваются вложенные триады, связаны с ценностно-смысловой сферой специалиста.

Цикличность процесса профессионализации мы связываем с разрешением человеком внутренних противоречий, вызванных диалектическим отрицанием сформированного у него ранее отношения к деятельности при переходе субъекта на новый, более высокий уровень. А отношение человека к выполняемой им деятельности, к своей профессиональной роли зависит от его профессиональной «Я-концепции», от его уровня самосознания.

Рассмотренный подход дает возможность для анализа того, на каком этапе профессиональной компетенции находится данный человек, какие точки по «указанному маршруту» уже пройдены субъектом профессиональной деятельности, деятельности и что можно прогнозировать в будущем.

Нам представляется, что рассмотренный диалектический подход к анализу профессионального развития (как перехода от одной стадии профессиональной компетентности – к другой на основе осознания своего профессионального подуровня) может быть использован и при анализе развития внутренней (психической) концептуальной модели деятельности в процессе становления профессионализма. Концептуальная модель профессиональной деятельности (КМПД) рассматривается как важнейшее внутреннее средство деятельности человека. Было показано, что КМПД содержит три основные составляющие, находящиеся во взаимодействии: 1) образную; 2) понятийно-смысловую; 3) действенную. В процессе профессионализации человека, формировании его профессионализма, происходит изменение (развитие) его индивидуальной КМПД .

Есть основания предполагать, что развитие КМПД также может быть представлено в качестве спиралевидной кривой, включающей ряд вложенных триад, характеризующих циклическое движении от неосознаваемых образов – к понятийно-смысловым схемам – последующей их осмысленной реализации; затем – переходу на новый, более высокий уровень, следующему циклу «двойного отрицания» и т.д. Естественно, что при этом следует учитывать и два других диалектических закона – «единства и борьбы противоположностей» и «перехода количественных изменений в качественные».

  • Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
  • Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие человека как стратегическая задача непрерывного образования // XI международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». СПб.: Нестор-История, 2015. С. 17-24.
  • Дружилов С.А. Критерии и уровни индивидуального профессионализма // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 282. URL: http://www.science-education.ru/101-5446
  • Дружилов С.А., Абкин А.И. О формах связи триад в диалектическом законе двойного отрицания («отрицания отрицания») // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8(48). С. 163-168. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12416
  • Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  • Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  • Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 4. С. 299-318. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/4r.pdf
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм.

    Читайте также:
    1. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
    2. III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
    3. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
    4. Абсорберы, применяемые для очистки выбросов. Их характеристика и область применения.
    5. Адреномиметические средства прямого действия. Классификация. Механизм действия. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Применение.

    А.К. Марковой были выделены уровни становления профессионализма:

    Допрофессионализм . Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время.

    Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный труд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала.

    Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах. Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.



    Непрофессионализ м (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем, искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это, так или иначе, характеризует отсутствие профессионализма.



    Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей. Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.

    Страница 31 из 33


    Уровни и этапы профессионализма

    Человек становится профессионалом не сразу, он проходит на этом пути много этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого человека возможны повторы и возвращения на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Путь к профессионализму у людей неодинаков. Разные люди в разноевремя достигают вершин профессионализма.

    Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе условно проходит каждый человек в течение профессиональной жизни. Можно выделить следующие уровни профессионализма.

    1. Допрофессионализм. На этом этапе человек занимается определенными видами деятельности, не имея высокого уровня профессионального мастерства. Иными словами, человек работает как новичок, не овладев нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Через этот этап проходит каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные) люди могут задержаться на этом этапе на длительное время.

    2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни активной части населения. На этом этапе человек последовательно овладевает качествами профессионала, усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции, затем приобретает специальность, квалификацию и трудится квалифицированно. Далее, по мере развития мотивационной сферы человек все более сознательно выбирает цели в труде, превращая свою работу в свободный, самостоятельный труд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается в специалиста, в субъект труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке проходят долго и постепенно.

    3. Суперпрофессионализм. Этот этап характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, высоких достижениях и творческих успехах. Здесь человек из субъекта труда превращается в творца, новатора, суперпрофессионала. Главной особенностью этого уровня является “выход человека за пределы профессии”. Люди такого уровня профессионализма опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.

    4. Послепрофессионализм. Через этот этап проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста. На этом уровне человек может оказаться “профессионалом в прошлом”, а может стать консультантом, экспертом, делящимся своим профессиональным опытом.

    Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательный переход от одного этапа к другому. Например, внутри уровня профессионализма можно выделить следующие этапы:

    Этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, психологии, необходимых приемов, техники, технологии профессии; этот этап может продолжаться 1-2 года с начала трудовой деятельности;

    Этап самоактуализации человека в профессии: осознание им своих профессиональных возможностей, начало саморазвития посредством профессии, осознание человеком своих возможностей во время профессиональной деятельности, осознанное улучшение позитивных качеств, сглаживание негативных моментов, укрепление индивидуального стиля работы, максимальная самореализация;

    Этап свободного владения человеком профессией, это проявляется в форме мастерства, гармонии человека с профессией; происходит усвоение высокихстандартов, воспроизведение на хорошем уровне ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

    Внутри уровня суперпрофессионализма можно выделить следующие этапы:

    Этап свободного владения профессией в творческой форме: обогащение специалистом своей профессии за счет личного творческого вклада, усовершенствований. Для суперпрофессионала характерно преобразование профессиональной среды или проектирование новой профессиональной среды, иногда создание человеком новой профессии.

    Этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода от одной к другой;

    Этап творческого самопроектирования профессионала, то есть формирование человеком ранее отсутствовавших психологических и профессиональных качеств;

    Переход на новый уровень профессионализма может оцениваться как самим человеком, так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы переход на каждый новый профессиональный этап сопровождался моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и стимулируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень.

    «Чтение — это искусство»

    Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

    Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

    мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

    Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

    К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

    Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

    Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

    Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

    Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

    Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

    Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

    Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

    Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

    В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

    Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

    Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

    И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

    20. Понятие профессионализма в психологии. Уровни профессионализма.

    Профессии - исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой ЗНУ, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

    Профессия (с тчк. зр. конкр. чел.)- это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию и средство личностной самореализации.

    Специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных, промежуточных результатов.(инж.-иссл., инж.-преподават., инж.- констр.)

    Профессионализм - внутренняя характеристика личности, обладающей необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ей осуществлять деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов.

    Компетентность - знания, умения и опыт руководителя в той или иной области жизнедеятельности.

    Уровни профессионализма

    Допрофессионал

    Человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами проф. деятельности, не достигая высок. и творч. результатов в труде.

    Профессионал

    Чел. усвоил нормы, правила проф. Д., сознательно выбирает свои цели в труде, превращая работу в свободный труд, превращаясь из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала.

    1 этап адаптации чел. к профессии - первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологии профессии.

    2 этап самоактуализации в профессии - осознание своих возможностей, начало саморазвития ср-ми профессии, максимальн. самореализация в Д

    3 этап свободного владения профессией, в форме мастерства, гармонизация человека с профессией, усвоение высоких стандартов, воспроизведение на выс. ур-не ранее созданных разработок, методик.

    Супер-профессионал

    Расцвет, высокие достижения и творческие успехи. Человек превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, профессионала-универсала, проявляется творческое обогащение профессии своим личным вкладом.

    1 этап свободного владения профессией в форме творчества, обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, авторский вклад в Д., достижение вершин (акме).

    2 этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой

    3 этап творческого самопроектирования как личности профессионала, т.е. формирование у себя ранее отсутствующих псих. и проф. качеств, самостроительство, самосозидание, достижение вершин в развитии своей личности.

    Пост-профессионал

    По причине пенсионного возраста человек может стать экс-профессионалом, консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок

    Профессионал это специалист, овладевший высокими уровнями проф. деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой инд. творческий вклад в проф. деятельность, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей Д. и повышающий престиж своей профессии в обществе.

    Стороны и критерии профессионализма

    При анализе проф. стороны жиз­ни человека необходимо преодоление технологических и тех­нократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, разл. “ноу-хау”, и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма чел. большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутр. ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что “техника” есть, а духовности (святости”) в труде нет.

    СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

    Мотивационная сфера проф. Д (какие мотивы побуждают чел., какой смысл имеет в его жизни проф. Д, какие цели он лично стремится достичь, насколь­ко он удовлетворен трудом и т.д.)

    Операциональная сфера проф. деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

    21. Понятие профессионально важных качеств (ПВК).

    Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

    Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть °пределенные качества, и при освоении профессий происходит Их перестройка в соответствии с особенностями данной профес-сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки Деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с проф-ной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального си деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.


    Проблема проживания в снимаемой квартире (комнате). Для многих студентов во всем мире это нормальное явление. Главное здесь - сохранение чувства собственного достоинства, а в основе такого чувства - увлеченность своим любимым делом, увлеченность психологией вообще и какой-то более близкой для студента психологической проблемой в частности. Увлеченный человек всегда вызывает уважение даже у людей, ...

    Клинической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. 6. Каковы особенности отношений личности (к окружа­ющему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе) Работник в об­ласти клинической психологии должен иметь выраженный инте­рес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особен­ностям межлюдских отношений, профес­сионально положительное отношение к людям...

    И трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и следовательно, в той или иной мере отра­жающее, моделирующее истину), то круг возможных источ­ников истории психологии труда становится весьма широким, разнообразным, и сводится к следующему: · высказывания, предметом которых является психологичес­кий аспект труда отдельного человека или группы людей, включая характеристики и самого...

    Результат в протокол. Метод научного наблюдения достаточно сложен, и ведению его надо специально обучаться. Схема 1. Общая схема основных методов психологии труда. Метод непосредственного наблюдения широко применяется во всех трех планах использования методов: для психологического анализа профессий, для конкретных...



    Открытие бизнеса