Горный хрусталь. Хрустальная история

История хрусталя

Греческим словом «krystallos» («кристалл») назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Долгое время в сознании большинства россиян понятие «хрусталь» ассоциировалось с Чехией. И это не случайно. Именно Чехия издавна славилась своим хрусталем. А ремесленные секреты и традиции «стекольного» дела дожили до наших дней почти без изменений.

Производство стекла относится к одному из самых древних и значительных изобретений человечества. Известно, что «возраст» самой старинной стеклянной археологической находки составляет порядка 5 тысяч лет. Первые стекольные мастерские на территории нынешней Чехии и соседней с ней Моравии появились в кельтских поселениях уже в I веке до н. э.

Села и города стеклоделов обычно строились в живописных местах у подножий лесистых гор. Рецептуры изготовления стекла хранились мастерами в тайне, и за выдачу секрета их могли подвергнуть даже смертной казни.

Готовые изделия отправлялись во все концы света. Очень часто торговцы стеклом одними из первых проникали в далекие края, устанавливая экономические, общественные и политические контакты с новыми странами. При этом их путешествия нередко были связаны с опасностью: торговые повозки представляли собой заманчивый объект для наживы разного рода разбойников.

В Средние века Чехия уже славилась своими стекольными изделиями, их оригинальными формами, орнаментами и цветом. Начиная с XVI века, чешские мастера стали уделять особенное внимание производству абсолютно прозрачного стекла.

На рубеже XVI - XVII вв., в период, когда Прага являлась центром европейской науки и искусства, в Чехии впервые украшают стеклянные предметы способом гравировки. И в конце XVII - начале XVIII века чешские стеклоделы уже были вне конкуренции на рынках Европы.

Оригинальное искусство гранения хрусталя зародилось в Чехии в эпоху барокко. Развитие этой техники способствовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия здесь был построен первый завод, специализирующийся на производстве граненых люстр и люстр-подвесок.

С момента своего появления на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили дворцы в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи - турецкий султан Осман III и русская императрица Елизавета.

Именно в Чехии была открыта первая профессиональная школа стекольного дела, ставшая вскоре известной практически во всем мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошлых поколений и передавать их «новобранцам» ремесленников.

Двадцатый век внес существенные изменения в индустрию стекла: стекольная промышленность разделилась на два направления - трудоемкое ремесленное и серийное машинное.

Конечно, хрустальная продукция (в том числе, светильники и люстры), которая выставлена в торговых залах современных магазинов, в большинстве своем, относится ко второму направлению - более доступному, но не менее интересному.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь - стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Свойства хрусталя

От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.

В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.

Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. «алмазная грань»), шлифовкой.

После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика - наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40 - 50 градусов.

После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют, и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Уже около трех веков хрусталь продолжает быть одним из самых излюбленных материалов для художников. И все из-за уникальных оптических качеств хрусталя. Совсем не так легко работать с этим камнем, как может показаться на первый взгляд. Стеклодув получает драгоценный опыт, дающий ему возможность творить настоящие шедевры, произведения искусства, только через многие годы кропотливой работы. И не каждому дано стать таким мастером. Для этого необходимо обладать талантом художника и способностью ощущать хрусталь.

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

Источники информации:

  • gus-hrustal.ru - все о хрустале;
  • crystalno.ru - как делают хрустальные изделия;
  • riocatalog.ru - хрустальная история, история хрусталя.

Между хрусталём и стеклом существуют различия, меняющиеся в соответствии с принимаемыми правовыми предписаниями (относящиеся к подразделению стекла на отдельные категории) отдельных стран. Для большинства стран мира слово хрусталь означает присутствие в стекле свинца.

В соответствии с правилами Европейского сообщества, стеклянные продукты, содержащие менее 4 % окиси свинца обозначаются словом «стекло», продукты из стекла, содержащие более 10 % свинца обозначаются словом «хрусталь», а стекло, содержащее более 30 % свинца называют «высоко свинцовый хрусталь».

Хрустальная история:

Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» - известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции - так появился хрусталь. Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Греческим словом "krystallos " ("кристалл") назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Долгое время в сознании большинства россиян понятие "хрусталь" ассоциировалось с Чехией. И это не случайно. Именно Чехия издавна славилась своим хрусталём. А ремесленные секреты и традиции "стекольного" дела дожили до наших дней почти без изменений.

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.


French Crystal and Bronze Centerpiece


Музей-галерея Баккара в Лотарингии (Франция)





Оригинальное искусство гранения чешского хрусталя зародилось в Чехии в эпоху барокко. Развитие этой техники способствовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия здесь был построен первый завод, специализирующийся на производстве гранёных люстр и люстр-подвесок.

С момента своего появления на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили дворцы в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи - турецкий султан Осман III и русская императрица Елизавета.

Именно в Чехии была открыта первая профессиональная школа стекольного дела, ставшая вскоре известной практически во всем мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошлых поколений и передавать их "новобранцам" ремесленников.


Bohemia Crystal - Богемский хрусталь Bohemian

Двадцатый век внёс существенные изменения в индустрию стекла: стекольная промышленность разделилась на два направления - трудоёмкое ремесленное и серийное машинное.

Магазин хрусталя в Праге



Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Итальянская бронзовая люстра


Хрустальные бокалы для коньяка "Дрезден", Arnstadt Kristall, Германия

Румынский хрусталь ручной работы


К сведению:

По случаю коронации чешской королевы императрицы Марии Терезы в 40-х гг. XVIII столетия чешскими мастерами бала создана новая форма люстры без несущего центрального шеста. Этот тип люстры получил название "терезианский". Он сразу "прижился" в европейской дворянской среде.

Сегодня различные вариации этой дизайнерской находки чешских стеклоделов пользуются популярностью во всем мире.

Baccarat

Хрустальные секреты:

В состав хрусталя в значительных количествах входит окись свинца (или бария). Пропорции этого вещества и определяют качество стекла: его прозрачность, сияние, способность преломлять свет, а также чистоту звона.

В чешской классификации хрусталь подразделяют на три класса: traditional (низкое содержание окиси свинца), standard (до 30 % окиси свинца) и premium (от 33% окиси свинца). При этом изделия категории traditional и standard главным образом рассчитаны на потребителей среднего класса, а premium-предметы - это элитные, эксклюзивные изделия для состоятельных заказчиков.

Интересно, что одна и та же модель чешской люстры может быть выполнена в трёх вариантах, соответствующих трём стандартам. Таким образом, производители стремятся удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.

Современные изделия из хрусталя, как правило, украшают с помощью гравировки, резьбы, огранки и шлифовки. Кстати, именно огранка и шлифовка в конечном итоге определяет внешний вид изделия. Дело в том, что только качественная машинная огранка и полировка могут обеспечить совершенную геометрию граней подвесок и их остроту, а значит и способность изделия отражать и преломлять свет, играя множеством цветных огоньков и лучей. Поэтому сегодня для обработки хрустальных люстр производители используют высокоточное электронное оборудование.


Арматуру люстры в настоящее время изготавливают в основном из латуни, которую покрывают слоем защитного лака, препятствующего образованию коррозии. Иногда для того, чтобы сделать "скелет" светильника серебристого цвета, на латунь наносят слой хрома или никеля. Для дорогих "классических" изделий арматуру очень часто делают из бронзы.


Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ:

ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ,

А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя


1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал:

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом ;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца - именуется малосвинцовым хрусталём ;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца - считается дорогим свинцовым хрусталём ;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём .

2. Согласно европейской классификации, материал:

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, - это кристалин ;
  • от 16 до 23% - хрусталь ;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь .
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.

Ни одно торжество не обходится без красивой сервировки стола элегантными бокалами . Если в советские времена посуда из хрусталя и стекла считалась дефицитом, то сейчас ее могут позволить все. Однако сегодня хрусталь не так популярен как раньше и на его место пришла более прочная и легкая утварь. С чем это связано? И все ли мы знает о благородном хрустале?

Хрусталь — это

Хрусталь является одной из разновидности стекла. Хрусталем можно назвать также и чистое качественное стекло. Современному стеклоделию более чем 5 тысяч лет, а технология производства осталась все такая же и не претерпела особых изменений. Любой алкогольный напиток — вино или шампанское — приобретает совсем иное «звучание», когда им наполняется хрустальный бокал.

История возникновения хрусталя начинается с XVII века в Англии. Здесь в состав стекла стали добавлять свинец, который придавал хрусталю прочность и блеск. Стенки сосуда обладали большим коэффициентом преломления света, а потому можно было наблюдать все цвета радуги. Благодаря своей прочности хрусталь легко поддается огранке. Обычно все сырьевые компоненты варятся при температуре 1500 градусов по Цельсию. После жидкую форму стекла обрабатывают вручную или при помощи специальных машин.

Обычное же стекло получают путем соединения окиси разных металлов с кварцем. Главный составной элемент — это двуокись кремния, которую получают из кварцевого песка. Раньше также добавляли либо мел, либо известь, чтобы стекло было тонким и имело лучший блеск. Сейчас данная технология не применяется или в редких случаях.

Традиционно хрустать обрабатывают алмазной гранью, так как материал более мягкий и лучше поддается изменениям. Применяют и метод украшения — гравировку, а полученный при этом рисунок нельзя полировать. Любой нанесенный узор никак не отражается на вкусе алкоголя .


Виды хрусталя

  1. Свинцовый. В составе присутствует окись свинца до 36%. Этот тип хрусталя появился около 350 лет назад в Лондоне. Имеет неоспоримые преимущества: невозможно разрушить кислыми жидкостями или содержащими в составе щелочь или спирт, абсолютно безопасен для здоровья и не выделяет вредных веществ. Варится он при температуре 1500 градусов.
  2. Горный. Самый природный кварц, который нашли высоко в горах и принимали по началу за окаменевший лед. Горный хрусталь отличается своим блеском, прочностью, прозрачностью и привлекательным внешним видом. Не зря сейчас этот вид благородного камня применяется для изготовления линз, ювелирных изделий и дорогой утвари. Существует и так называемый Дымчатый хрусталь или Раухтопаз, имеющий серо-коричневые оттенки. Морион интереснейший вид черного хрусталя.
  3. Бариевый. По своему составу и качествам напоминает свинцовый, только здесь вместо свинца — барий.
  4. Богемский. Хрусталь, не содержащий свинец, и являющийся калиево-кальциевым стеклом.


Что придает цвет?

Хрусталь может быть как прозрачным, так и цветным. Свою оттеночную окраску он получает с помощью специальных добавок в свой состав. Например, синий получается благодаря добавлению кобальта, красный — кадмия или золота, если добавить кремний, то получится розовый хрусталь, если железо — желтый или голубовато-зеленый, окись меди и оксилы марганца дают фиолетовый и зеленый оттенки. При добавлении чистого марганца получим ярко-желтый цвет, травянисто-зеленый — при хроме, желто-зеленый — при уране.

Для украшения хрусталя применяют некоторые виды декорирования. Это в первую очередь украшение с помощью золота (самый распространенный). Берется фольга и вплавляется внутрь стекла или покрывается снаружи. Более простой способ и бюджетный — роспись окисью золота. Вторым способом декорирования является травление (сатинирование). Травлению подвергают или всю поверхность, или только рисунок. В основе техники — обработка плавиковой кислотой, которая делает стекло более блестящим. Для любителей матовой поверхности применяют технику матирования с помощью острозернистого песка.


Уход и меры предосторожности

Как и любая хрупкая посуда, бокалы из хрусталя требуют уход. Чтобы не потерять блеск и цвет всегда оставался таким ярким необходимо следовать некоторым советам:

  • При небольших загрязнениях подойдет обычное средство для посуды и мягкая безворсовая ткань.
  • Если в воду добавить пару капель уксуса или спирта и протереть этим раствором хрусталь, то он снова засверкает как новый. Протирать рекомендуется тканью из вельвета или бархата. Они не оставят разводов.
  • Хрусталь, который долго не вынимался из серванта и покрылся толстым слоем пыли нужно положить в воду, где ранее варился картофель. После насухо вытереть.
  • Мутные разводы поможет убрать раствор из соли и уксуса. Это касается в первую очередь хрустальных ваз, где стояли цветы.
  • Запомните! Чтобы хрусталь не помутнел — не мойте его в горячей воде.
  • Налет от вина можно убрать, если в графин налить немного теплой мыльной воды. Добавить чуть соды и дать настояться. После хорошенько встряхнуть и ополоснуть.
  • Во избежание подтеков на посуде, ее не оставляют сушиться, а тщательно протирают салфеткой или полотенцем.

История хрусталя

Греческим словом «krystallos» («кристалл») окрестили вид стекла, отличающийся особенной прозрачностью и высочайшим качеством производства. Длительное время в сознании большинства россиян понятие «хрусталь» ассоциировалось с Чехией. И это не случаем. Конкретно Чехия давно славилась своим хрусталем. А ремесленные секреты и традиции «стекольного» дела дожили до наших дней практически в отсутствие конфигураций.

Создание стекла относится к одному из самых древних и значимых изобретений населения земли. Понятно, что «возраст» самой древней стеклянной археологической находки составляет порядка 5 тыщ лет. 1-ые стекольные мастерские на местности сегодняшней Чехии и примыкающей с ней Моравии появились в кельтских поселениях уже в I веке до н. э.

Села и города стеклоделов обычно строились в красочных местах у подножий лесистых гор. Рецептуры производства стекла хранились мастерами в тайне, и за выдачу секрета их имели возможность подвергнуть даже смертной экзекуции.

Готовые изделия отчаливали во все концы света. Очень нередко торговцы стеклом одними из первых проникали в дальние края, устанавливая экономические, публичные и политические контакты с новыми странами. При всем этом их путешествия часто были связаны с угрозой: торговые повозки представляли собой заманчивый объект для наживы различного рода разбойников.

В Средние века Чехия уже славилась своими стекольными изделиями, их уникальными формами, орнаментами и цветом. Начиная с XVI века, чешские мастера стали уделять повышенное внимание производству полностью прозрачного стекла.

На рубеже XVI - XVII вв., в период, когда Прага являлась центром европейской науки и искусства, в Чехии в первый раз декорируют стеклянные предметы методом гравировки. И в конце XVII - начале XVIII века чешские стеклоделы уже были вне конкуренции на рынках Европы.

Оригинальное искусство гранения хрусталя зародилось в Чехии в эру барокко. Развитие этой техники содействовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия тут был возведен 1-ый завод, специализирующийся на производстве граненых люстр и люстр-подвесок.

С момента собственного возникновения на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили замки в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи - турецкий султан Осман III и российская императрица Елизавета.

Конкретно в Чехии была открыта 1-ая проф школа стекольного дела, ставшая скоро известной фактически в мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошедших поколений и передавать их «новобранцам» ремесленников.

Двадцатый век занес значительные конфигурации в промышленность стекла: стекольная индустрия разделилась на два направления - трудоемкое ремесленное и серийное машинное.

Естественно, хрустальная продукция (в том числе, осветительные приборы и люстры), которая выставлена в торговых залах современных магазинов, в большинстве собственном, относится ко второму направлению - более доступному, однако более увлекательному.

Виды хрусталя

Выделяют последующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь - стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь - хрусталь, в каком заместо свинца употребляет барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в каком заместо свинца и бария употребляется калиево-кальциевое стекло.
  • Характеристики хрусталя

    От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» возможности хрусталя, его прозрачность, крепкость, вес, сияние и другие характеристики.

    Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует замечательным оптическим свойствам и высочайшей плотности. Благодаря этому мы можем следить разноцветную игру света в гранях, сияние поверхностей и слышать расчудесный мелодичный гул.

    Совершенствуясь, разработка производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, не считая окиси свинца, к тому же борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

    Для сотворения цветного хрусталя употребляются разные добавки: кобальт присваивает незапятнанные голубые тона, для красноватого цвета - добавляют кадмий либо соединения золота, для розового - кремний. Зеленоватым хрусталь делает окись меди, а неповторимый фиолетовый цвет присваивают окислы марганца.

    В королевские периоды на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также при помощи коллоидного золота и окислов урана.

    Это были довольно дорогие, да и самые прекрасные художественные изделия.

    Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый набросок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубочайшие борозды, при скрещении которых появляется сетка (т. н. «алмазная грань»), шлифовкой.

    После шлифовки грани получают особенный сияние. Граненый хрусталь, преломляя свет, делает калоритные радужные блики.

    Создание хрусталя

    Чтоб получить хрусталь, необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от обычного стекла.

    Начальное сырье плавится в печах при большой температуре выше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень стремительно остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сходу немного человек.

    У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены особыми трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и при помощи резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика - наборная трубка. С её помощью он набирает из печи нужное количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

    После того, как изделие выдувается и ему придается нужная форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в направление 1.5 часов температура понижается с 700 градусов до 40 - 50 градусов.

    После чего изделие проходит 1-ый контроль свойства: нет ли огромных пузырей, камешков, кривизны ножки; создают измерение толщины слоя стекла.

    Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на сборочный поток и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с наибольшего абразивного круга, а завершается на самых малеханьких. Чтоб стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

    После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтоб получить прозрачную грань, изделие подвергают хим полировке в консистенции плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Дальше изделие кропотливо моют, и, в том случае нужно, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В окончание изделие опять подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

    Прошедшее, истинное и будущее хрусталя

    Уже около 3-х веков хрусталь продолжает быть одним из самых любимых материалов для живописцев. И все из-за уникальных оптических свойств хрусталя. Совершенно не так просто работать с этим камнем, как может показаться на 1-ый взор. Стеклодув получает драгоценный опыт, дающий ему возможность творить истинные шедевры, произведения искусства, только через многие годы тщательной работы. И не каждому дано стать подобным мастером. Для этого нужно владеть талантом художника и способностью чувствовать хрусталь.

    Хрусталь в Рф всегда ценили и обожали. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень прибыльным вложением средств. Хрусталь вправду никогда не теряет ни в популярности, ни в стоимости.

    Первоисточники:

  • gus-hrustal.ru - все о хрустале;
  • crystalno.ru - как делают хрустальные изделия;
  • riocatalog.ru - хрустальная история, история хрусталя.
  • Горный хрусталь – это чистый оксид кремния или, как его еще называют, модификация кремнезема.

    Разновидностей у горного хрусталя огромное множество, что связано с самыми разнообразными примесями. Многие из них высоко ценятся в ювелирном деле.

    Аметист – это разновидность горного хрусталя, синий, фиолетовый и фиолетово-красный цвета, которого зависят от содержания ионов железа.

    Удивительной красотой обладает камень цитрин. Его желтая окраска связана с примесями ионов железа и комплексных соединений алюминия и лития.

    Раухтопаз, как ни странно, не имеет абсолютно никакого отношения к топазам, а является разновидностью кварца. Более известен этот минерал как дымчатый хрусталь. Действительно, неравномерное окрашивание прозрачных кристаллов в бурые и коричневые оттенки придаю эффект дыма, заключенного внутри камня.

    Морин – разновидность, которая обладает глубоким черным цветом. На Урале геологи шутливо называли этот камень «цыганом» или «смоляком» именно из-за его характерного цвета.

    Интересным зрительным эффектом обладает камень с не менее интересным названием – волосатик. Длинные нити рутила и актинолита, расположенные по всей массе хрусталя придают минералу золотистое мерцание. Имя же дала камню схожесть структуры со светлыми локонами.

    Горный хрусталь высокой чистоты и правильной, с точки зрения ювелиров минерологов, формы называется мармарошким диамантом. Встречаются они крайне редко, но могут использоваться в ювелирном деле без огранки именно благодаря своей форме.

    В природе кристаллы горного хрусталя находят не только в виде крупных и не очень сростков. Встречается минерал также и как одиночный кристалл. Сростки минерала называют щетками, внешне они напоминают зубцы гребешка на одной матрице. Крайне редко в водоемах близь месторождений можно встретить шлифованную гальку.

    В разрезе природный хрусталь имеет форму шестигранника, а на самом кристалле можно различить поперечные полосы, которые остаются в процессе роста. Идеальные шестигранники с заостренными верхушками в природе практически не встречаются.

    Размер добываемых кристаллов колеблется от 2 до 4 см по диагонали в поперечном разрезе.

    По шкале Мооса минерал обладает твердостью 7,0.

    Несмотря на то, что внешне горный хрусталь очень похож на стекло, отличить подделку не составит большого труда. Стекло, в отличие от хрусталя, УФ лучи отражает.

    Еще с античных времен хрусталь был знаменит, как сырье для изготовления сосудов и посуды. Помимо этого часто из него делали печати и украшения.

    Интересное применение было у круглых хрустальных шаров, которыми знатные римляне охлаждали руки в жаркую погоду. Кристаллы также использовались и в ритуальных обрядах. Например, как носители для огня, которым разжигали костры для жертвоприношений.

    В странах Азии часто при археологических раскопках находят практически идеальные хрустальные шары.

    Кремлевские цари также высоко почитали хрусталь. До сегодня сохранилось множество хрустальной посуды Петра I, но самым знаменитым считают хрустальный самовар из цельного кристалла.

    В России до 19 века из хрусталя делали множество мелочей, а именно табакерки, печатки, предметы церковного обихода и даже пуговицы.

    В естественной среде минерал встречается зачастую в горных массивах.

    Добывают как одиночные кристаллы, так и сростки добывают в Крыму, Карпатах, Альпах, на Урале. Славится хрусталем и остров Мадагаскар. Значительные месторождения находятся на территории Бразилии и Китая. Одни из самых чистых сростков добывают в Якутии.

    Несмотря на естественный блеск, ювелиры полируют камень, чтобы подчеркнуть и усилить стеклянный блеск.

    Зачастую украшают хрусталем подвески, кулоны, серьги, а вот в кольца вставляю этот минерал значительно реже.

    Астрологи считают хрусталь универсальным камнем. Именно это делает его отличным подарком.

    Но все же горный хрусталь считается идеальным талисманом для Близнецов, Дев и Водолеев.

    В греческой мифологии считается, что если человек посетит храм, то бог-покровитель храма не сможет отказать посетителю в его просьбе.

    В Европе хрусталь был известен как «арабский» или «богемский алмаз».

    Японцы считали, что кристаллы хрусталя – это застывшее дыхание дракона

    Одна из самых древних религий мира – зороастризм – рассматривала горный хрусталь как составляющую часть неба.

    В современном мире хрусталь ассоциируется со скромностью, чистотой и невинностью.

    Хрусталь достаточно химически инертен. Структура и чистота не может быть нарушена действием солнечных лучей или химических реагентов.

    При потребности почистить изделие с хрусталем можно мягкой щеткой в растворах любых порошков и мыл. Главное тщательно смыть мыльные остатки, которые могут образовывать на поверхности камня разводы.

    Единственное правило: берегите камень от высоких температур, которые могут вызвать трещины не только на поверхности, но и внутри минерала.



    Открытие бизнеса