А файоль биография. Теория административного управления А. Файоля. Список использованной литературы

Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29 июля 1841 - 19 ноября 1925) - французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.

Биография

Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Gnrale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.

Управленческая концепция

Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.

Управлять по Файолю означает:

  1. Планировать (prvoir)
  2. Организовывать (organiser)
  3. Отдавать распоряжения (commander)
  4. Координировать (coordonner)
  5. Контролировать (contrler)

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления . Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи - сформулированы впервые.

Принципы управления по Файолю:

  1. Разделение труда - перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Власть и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Иерархия - организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок - определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте.
  11. Справедливость - уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание благожелательности и правосудия.
  12. Стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух - сплочённость работников, единство силы.

По образованию и практической деятельности, вошел в историю мировой экономической науки как основоположник классической школы Знаменитые принципы Файоля на сегодняшний день стали основополагающим ориентиром в планировании и практической организации управления любой компании, работающей в условиях рыночной экономики. Будучи директором горнорудной компании, он в 1916 году опубликовал работу, в которой и раскрыл свои 14 принципов Файоля, получившие его имя в знак признательности за вклад в развитие теории менеджмента.

В этом труде А.Файоль обобщил те практические методы управления, которые сам применял, будучи на различных руководящих постах в горнодобывающих предприятиях. Их логическая обработка, классификация и систематизация, в конечном итоге сложились в стройную которая сегодня признана во всем мире.

Исходным пунктом теории Файоля, является выделение как совершенно специфического, особого вида деятельности. Эти функции трактуются Файолем как автономные направления управленческого процесса, в ходе которого происходит качественное изменение бизнес-процесса. Управленческая доктрина Файоля включает следующие направления (функции): планирование, координация, мотивация, контроль и организация. Безусловно, некоторые из этих положений были известны и до Файоля, но его заслуга состоит в том, что он не только их систематизировал и обосновал для принципиально нового для своего времени вида экономической деятельности, но вывел из них принципы управления экономическими процессами и привел все это к стройной системной концепции.

Функции, которые назвал Файоль, принципы управления, сформулированные им, служат руководством в работе по построению эффективной системы управления. Для повышения эффективности персонала компании, Файоль сформулировал 14 принципов управления, каждый из которых вносит свой конкретный вклад в повышение качества менеджмента.

Разделение труда, как управленческой иерархии, обеспечивает увеличение скорости производства работ на всех ее участках за счет аккумулировании усилий на решении самой важной на данный момент задачи. При этом Файоль принципы управления в отношении окончательного решения формулирует таким образом, что его всегда следует принимать единолично руководителю.

Полномочия и ответственность - принцип, который подчеркивает необходимость строгой иерархизации управления компанией, так как иерархия обеспечивает распределение полномочий, четкое разделение труда и ответственности.

Дисциплина способствует наилучшей организации управления. Как указывает Файоль, сама логика процесса, выступает наиболее важным компонентом управления.

Единоначалие обеспечивает оперативность в принятии решений и способствует повышению ответственности любого руководителя среднего уровня.

Единство направления в чем-то компенсирует и сдерживает проявление единоначалия в управлении, оно предполагает учет мнений всех участников выполнения задачи на этапе поиска оптимальных решений, как утверждал Файоль.

Принципы управления, несмотря на то, что они нацелены, прежде всего, на менеджмент, предполагают, что большая доля работы должна быть направлена на персонал. Именно такой работе и посвящены такие принципы, как преобладание корпоративных интересов над личными, стабильность рабочего места и порядок, инициатива и корпоративный дух. Важнейшими принципами, связывающими работу менеджера и работу с персоналом, выступают такие, как справедливость и вознаграждение. Стабильность всей системы управления обеспечивается соблюдением принципов централизации и необходимости создания на предприятии скалярной цепи, то есть такого положения, когда возможна безболезненная замена выбывающего звена в системе прохождения управленческого действия.

Как подчеркивал сам Файоль, принципы управления имеют практически универсальный характер, но при их реализации все равно необходимо учитывать конкретную ситуацию, чтобы применять гибко.

Файоль сформулировал 14 принципов управления :

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.) Полномочия и ответственность. Полномочия - право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть напрвлены на выполнение интересов всего предприятия.

7.) Вознаграждение персонала , т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9.) Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место - для всего, все на своем месте».

11.) Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».

14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Особенности школы человеческих отношений . Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930-1950) внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда . Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности , которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе .

Развитие поведенческих отношений. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

Разработал теорию научного управления – общий подход к администрированию деловых процессов, ныне известный, как "файолизм". Считается одним из основоположников современного менеджмента.


Родился Файоль в пригороде Стамбула, Турция (Istanbul, Turkey); там его отец – также инженер – контролировал работы по строительству моста через бухту Золотой Рог (Golden Horn). Во Францию Файоль вернулись лишь через шесть лет, в 1847-м; вскоре Анри устроился в горную школу в городе Сен-Этьен (Saint-Étienne).

Уже в 19 лет Анри сумел устроиться инженером в горнодобывающую компанию "Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville" в Комментри (Commentry). В 1888-м он уже был директором – к тому времени в компании трудилось более тысячи человек. Занимал руководящий пост Файоль тридцать с лишним лет – до 1918-го; под его руководством компания стала одним из главных поставщиков железа и стали на национальном уровне.

В 1916-м Анри подытожил свой руководящий опыт в книге "Общее и промышленное управление" ("Administration Industrielle et Générale"); вышла она в свет за несколько лет до публикации теории научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора (Frederick Winslow Taylor).

Согласно трудам Файоля, в разумно построенной компании на руководящий состав должно быть возложено шесть обязанностей – предсказание, планирование, организация, командование, координация и контроль. Особое внимание Анри уделил последнему пункту – по его мнению наличие качественной обратной связи, позволяющей оперативно отслеживать результативность тех или иных мероприятий, является одним из важнейших признаков действительно грамотной организации труда.

Помимо шести обязанностей, Файоль выделил и целый ряд важных принципов управления. Анри отметил большую важность разделения труда – во многом повторив идеи Адама Смита (Adam Smith) по данному поводу; отметил он также важность умения грамотно – и в меру жестко – распоряжаться имеющейся властью. Сотрудники по Файолю должны подчиняться своему руководству – и уважать правила, по которым функционирует компания. Разумеется, по-настоящему крепкая дисциплина просто невозможна без грамотных действий лидеров – лишь полное взаимопонимание между сотрудниками и руководством гарантирует высочайшее качество работы.

Не менее важным Файоль назвал и принципы единства руководства и единства направления. У каждого сотрудника должен быть лишь один руководитель; все подразделения компании должны преследовать единую цель. Внутренняя конкуренция, хотя и ведет к повышению личностной мотивации, изрядно вредит компании в целом. Личные интересы каждого конкретного сотрудника – или даже целого отдела – ни в коем случае не могут встать превыше интересов компании. Тем не менее, важно следить, чтоб труд рабочих вознаграждался по достоинству – необходимо обеспечить служащим достойную заработную плату и приличные условия труда. Попытка выжать из каждого работника максимум возможного, разумеется, даст определенный прирост производительности; в перспективе, однако, разумнее не нагружать исполнителей больше положенного.

Труды Файоля прошли испытание времени и даже сейчас считаются вполне достойным примером подхода к управлению серьезными организациями. Многие современные учебники по теории управления включают в себя слегка модифицированный перечень функций руководящего состава – из шести изначальных пунктов в него включены лишь четыре.

Французский горный инженер, руководитель горнодобывающей компании и автор труда "Общее и промышленное управление" (L"administration industrielle et générale), благодаря которому Файоль считается одним из пионеров в теории управления бизнесом. Основатель классической школы управления, он внес один из самых значительных вкладов в современную концепцию менеджмента.


Файоль появился на свет 29 июля 1841 года в одном из пригородов Стамбула, столицы Османской империи (Istanbul, Ottoman Empire), где его отец, тоже инженер, возглавлял строительство первого Галатского моста (Galata Bridge) через бухту Золотой Рог (Golden Horn). В 1847 году семья вернулась во Францию (France), а в 1860 Анри окончил горную школу "École Nationale Supérieure des Mines" в Сент-Этьене (Saint-Étienne).

Девятнадцатилетний инженер начал свою карьеру в горнодобывающей компании "Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville" в коммуне Коммантри (Commentry) в самом сердце страны. К 1900 году компания, где вот уже сорок лет работал Файоль, считалась одним из крупнейших производителей стали и чугуна во Франции, жизненно важным для процветания всей отрасли. В 1888 Файоль стал управляющим директором компании, в которой трудилось 10 000 человек, и которая находилась тогда в бедственном положении, и занимал эту должность на протяжении тридцати лет - до 1918 года, пока в возрасте 77 лет не вышел в отставку. Он скончался в Париже (Paris) 19 ноября 1925 года.

Отличный горный инженер, он разработал способы борьбы с пожарами, которые уничтожали запасы его угольных шахт. Хороший геолог, он выдвинул теорию о том, как происходит процесс превращения древесины в углерод в озерах. Эта геологическая теория известна как "дельта Гилберта" в честь американского геолога Гроува Карла Гилберат (Grove Karl Gilbert), который изложи

л свою теорию в 1885 году – в то время как Файоль представил свою теорию во французской Академии наук (Academy of Sciences) уже в 1881 году, с опытами и комментариями.

Работа Файоля приобрела широкую известность в 1949 году, когда была переведена на английский язык и опубликована под названием "General and industrial administration". В этом труде Файоль представил свою теорию управления, известную как файолизм. До нее имя Файоля, кстати говоря, тоже было известно в профессиональных кругах – он, начиная с 70-х годов 19-го века, публиковал, на французском языке, разумеется, статьи по проблемам горнодобывающей промышленности и кое-какие статьи по методам управления, которые позже и оформились в стройную теорию административного управления. Свои первые статьи Файоль публиковал в бюллетене "Bulletin de la Société de l"Industrie minérale" и с начала 1880-х в "Comptes rendus de l"Académie des sciences".

Теория Файоля прошла проверку временем и остается уместной и целесообразной и в рамках современной концепции менеджмента.



Открытие бизнеса