Внеклассное занятие для начальной школы "в мире птиц". Открытое занятие для родителей и учащихся начальных классов «Поговорим о птицах. Появляется взъерошенный воробей

Викторина "Всё о птицах" для школьников 1-4 классов


Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.

ВИКТОРИНА - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой.

Происхождение слова. Понятие «викторина» появилось в 20-х годах XX века. Авторство принадлежит довольно известному в то время советскому журналисту и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе всякие вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причём подбирал все материалы в этот раздел газеты один из её сотрудников - Виктор. Вот от его имени и появилось слово «викторина».
Уже потом нашлась вторая связь, со словом «победа». Потому что Виктор в переводе с латыни - это победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.

Предлагаю викторину о птицах, адресованную школьникам начальных классов. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам при подготовке и проведении Дня птиц, Дня Земли, внеклассных часов, экологических недель и тематических мероприятий о природе, а также для воспитателей летних лагерных смен.

Цель: Активизация знаний детей о птицах.

Задачи:
Обучающие . Пополнить знания детей о разновидностях птиц и их особенностях.
Развивающие . Развивать мышление, умение концентрировать внимание для поиска ответа.
Воспитательные . Воспитывать бережное отношение к пернатым. 1. Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).
2. Какая лесная птица делает гнездо на земле? (Пеночка).
3. Кто днём спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин, сова).
4. Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты)
5. Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых, ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам).
6. Каких птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
7. Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)
8. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)
9. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
10. Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
11. Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины)
12. У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов)
13. Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки)
14. Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей)
15. У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов)
16. Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
17. Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)
18. Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка)
19. Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой)
20. В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)
21. Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин)
22. Кого называют царём птиц? (Орла)
23. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
24. Какая самая маленькая птица? (Колибри)
25. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
26. Какая птица летает выше всех? (Орёл)
27. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королёк)
28. Какие птицы имеют длинный хвост? (Павлин, сорока)
29. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
30. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
31. Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)
32. Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова)
33. Какая птица живёт в гнезде-корзинке? (Иволга)
34. Какая жёлтая птичка с чёрным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуёк)
35. Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж)
36. Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди)
37. Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос, шилонос и др.)
38. Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби)
39. Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги)
40. Где строит своё гнездо пеночка? (В траве, её гнездо похоже на шалаш.)
41. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
42. Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб)
43. Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан)
44. Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя)
45. На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и на серп, отсюда и названия птиц - шилонос и кроншнеп-серпонос.)
******************************************************************************

Дети любят викторины! Предоставьте им возможность показать свои знания!

******************************************************************************


______________________________________________________________________________

Цели занятия:

  • углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
  • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
  • учить отличать птиц от других животных;
  • познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;
  • карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
  • кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов» .

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие, оседлые.

Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?

Дети:

Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?

Дети:

Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети:

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети:

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети:

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц.

Конспект занятия к Международному Дню птиц для учащихся начальных классов (1-4 классы).

Автор Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска.
Описание . Данный материал можно использовать в младших классах на уроках окружающего мира и для занятий в объединениях биолого-экологического направления учреждений дополнительного образования.

Цели : познакомить обучающихся с информацией о ежегодном празднике «День птиц», необходимости его проведения, формировать знания о разнообразии птиц.

Задачи : закрепить представление детей о характерных особенностях птиц, воспитывать бережное отношение к ним.

Ход занятия.

1. День птиц.
2. Птица года.
3. Многообразие пернатых.
4. Инсценировка «Случай».
5. Физкультминутка.
6. Викторина.
7. Правила общения с птицами.

Ребята, ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. Как вы думаете, для чего проходит эта акция? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей.
Людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнёзд.
В 2015 году Птицей года стала Горихвостка. Длина её тела 14–15 см. Окраска – сочетание рыжего, чёрного, бурого и белого цветов. Рыжий хвост постоянно находится в движении, то приподнимаясь вверх, то опускаясь вниз. Спинка серая, белый лоб, бока головы и горло чёрные, крылья бурые. Брюшко, как и хвост, рыжего цвета. Самцы окрашены ярче самок – самки буровато-серые, со светлым горлом и брюшком. Своё имя эта птица получила за похожий на язычок пламени, постоянно подрагивающий яркий рыжий хвостик.
Обитают горихвостки в лесах, садах, зарослях кустарника, по берегам рек; селятся и у жилья человека. Гнёзда устраивают в дуплах, расселинах скал, на земле под кустами. Снаружи гнездо всегда прикрыто или спрятано. Кладку из 5–7 бледно-голубых яиц насиживает самка.
Питаются горихвостки в основном насекомыми, ягодами и плодами. Это певчие птицы, распространены в Европе, Центральной Азии и некоторых районах Африки. Осенний отлет горихвостки-чернушки на Северном Кавказе происходит в сентябре – октябре. Зимует в Африке, Азии, Индии.
Обыкновенная горихвостка была самой обычной птицей садов и парков центра европейской России, но в последние десятилетия численность этого вида заметно снизилась.
На Земле примерно 9000 видов птиц, в нашей стране более 700. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Птицы – единственные животные с перьями. За это их называют пернатыми. Птицы вьют гнёзда, выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Назовите нелетающих птиц. Не летают киви, пингвины и страусы.
Птицы очень различаются по внешнему виду, размеру, раскраске. Самая крупная из современных птицафриканский страус, его рост 2,7 м., а вес 70 - 90 кг. А самая маленькая птица – колибри, её размер не больше шмеля.
Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.
Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания – куры, утки, гуси, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.
На первый взгляд, жизнь птиц беззаботна. Но это не так. Что делают все перелетные птицы в первую очередь, когда возвращаются домой? Строят гнёзда. Какие птицы селятся в гнёздах, которые для них делает человек? Скворцы. Как называются их домики? Скворечники. Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи. А как это бывает? Сейчас мы узнаем. (Приглашаются трое детей, которые заранее выучили слова, можно просто читать по ролям. Слова автора я читаю сама.).

Инсценировка «Случай».
Этот случай был в апреле, с юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья выгоняют из жилья.
– Убирайся вон, задира, – просвистел ему скворец.
– Ни за что, моя квартира, я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз терпеливо перенес.
А сейчас, под этой кровлей для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей! – прочирикал воробей.
– Не упрямься! Мне в наследство этот дом достался с детства.
Вылетай. Мой клюв остер. А не то…- Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел, быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал и приветливо сказал:
– Я, друзья, сердечно рад, охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой, воробейка удалой
В новый дом переселился и с соседом помирился.

А сейчас вы все изобразите птичек.
Физкультминутка.
В небе высоком птички летают,
В гнёздышке в теплом они отдыхают:
Крылья сложили, глазки сомкнули.
За день налетавшись, тут же уснули.
Солнышко встало. Тепло улыбнулось:
«Доброе утро!» Птички проснулись.

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды, и мы проведём викторину. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Викторина.

1-й тур. Найдите ошибки.
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки. Не лягушки, а утки, гуси.
Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха. Не петуха, а корову.
Спят ночами утки
В конуре иль будке. Не утки, а собаки.
В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд. Не цыплята, а утята.

2-й тур. Четвёртый лишний.
1. Три из перечисленных птиц – зимующие, а одна перелётная. Найдите её. Синица, снегирь, дятел, грач.
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Соловей, удод, пеночка, сова .

3-й тур. Почтовый ящик.
Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.
1. « У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья, хвост тёмные, а грудка ярко-желтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» Синица.
2. «Меня называют смотрителем леса. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? Полозень.

4-й тур. Посчитайте.
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
Да пара снегирей. (8).

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых – 5,
Кто успел их сосчитать? (14).
Сколько пар лебедей? (7).

Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее,
Да смотри, не ошибись.
3 весёлых воробья, 3 вороны,
3 сороки – белобоки,
3 стрижа и дятлов – 3,
Сколько всех их? Назови! (15).

Много деток у тебя, трясогузка-умница?
2 спать легли, 2 в поле пошли,
2 – в лес по дрова, 2 – там, 2 – тут
Да 2 сзади идут. (12).

Правила общения с птицами.
А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать? Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши. А если нет, то будете сидеть тихо.

1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

l. Историческая справка
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию “Птица года”, цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.

ll. Конкурс “Разминка” (загадки о птицах)

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит. (дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)

lll. Викторина (15сек.)
Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;
Б) кому-то что-то сообщает; (+)
В) музыкой увлекается.
(сигнал служит приглашением для самки)

Зачем страус голову в песок прячет?

Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;
Б) гагара;
В) пингвин. (+)
(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;
Б) сильный птенец убивает слабого; (+)
В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом).

lV. Конкурс “Живые синонимы”

Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Могучий как … (орёл)
Вольный как птица … (птица)
Вороватый как … (сорока)
Важный как … (гусь)
Взгляд хищный как … (у ястреба)
Зоркий как … (сокол)
Болтать как … (сорока)

V. Музыкальный конкурс

Спеть песню, где встречается какая-либо птица; включить фонограмму пения различных птиц.

Vl. Конкурс “Узнай птицу по портрету”

Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.

Сегодня по портрету будем узнавать птиц.

Vll. Конкурс “Веришь – не веришь”
Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)
Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)

Vlll. Конкурс “Актёрского мастерства”

Изобразить:

пение кукушки
крик петуха

Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Роберта Рождественского “Просьба”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат V вида г.Городца»

Открытое занятие

« Птицы – наши друзья!»

для учащихся 4 класса

Провела: воспитатель 1 категории

Мосякина Н.А.

Апрель 2016 год

Цель: экологическое воспитание обучающихся

Задачи:

Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

Развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

Развивать наблюдательность детей, познавательную активность, творческие и коммуникативные способности, речь учащихся;

Расширить представление детей о птицах.

Закрепить знания о птицах, обитающих в наших краях;

Закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;

Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

Формировать умение видеть красоту родной природы;

Формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Ход занятия:

Прозвенел звонок и смолк,
Это начался урок! Здравствуйте!

Спины, плечи распрямили?

Правильно за парты сели

На меня все посмотрели,
Все работать захотели?

1. Вступительное слово (этический настрой) .
- Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами. Вижу, у Вас у всех горят глазки, все в ожидании чего – то необычного.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много разных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- ЗАПОМНИТЕ! Говорить надо четко, внятно, так, чтобы было всем понятно. (На экран проецируется слайд №2)
2. Артикуляционная гимнастика.

Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.
- Чтобы наша речь была выразительной, выполним специальную гимнастику.
Приготовим свои руки

Упражнение на дыхание:

1. -Вдох нос, выдох рот. -3 раза

2. «Улыбка – трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнёмся мы гостям

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

3. «Часики»

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

4. «Качели»

Вверх- вниз, вверх – вниз

На качелях удержись.

5. На улыбке выполняем упражнение «Лошадки», остановили.

6. «Грибок» (считаю 1, 2, 3)

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу!

Проговаривание чистоговорки

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо,

Громко, чётко говорим,

Потому что не спешим.

Молодцы, ребята! А теперь начнём наше занятие. Тема нашего занятия спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится

Угадали - Это… (птица).

Да, сегодня у нас речь пойдет о птицах. Тема нашего занятия - «Птицы – наши друзья» . Оно посвящено Международному дню птиц , который традиционно во всём мире отмечают 1 апреля . Именно в это время прилетают первые птицы с зимовок, что в свою очередь означает пробуждение природы от зимнего сна и приход весны.
Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. Что такое
конвенция , мы знаем из курса природоведения. (Ответы детей: конвенция – это договор, соглашение между государствами, чтобы сообща бороться за охрану исчезающих видов птиц). В России День птиц появился в 1926 году. Чтобы узнать больше о птицах, я предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? «Орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение. Орнитология - это наука, которая изучает птиц.
Сегодня мы выясним, что вы знаете о наших пернатых друзьях, выявим знатоков птичьего мира. А поможет нам в этом одна из его представительниц – сова, ведь недаром она со времён древней Греции является символом мудрости.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.

А сейчас мы проверим ваши знания о птицах. Учёная сова приготовила для вас загадки.

Отгадайте, о какой птице идёт речь?

Дети получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать птицу. Дети прикрепляют свою картинку на доску.

1.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый …. (воробей)

2.По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел )

3.Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (Ворона.)

4.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

5. Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)

6. У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной
. (Сова)

Молодцы, ребята, всех птиц угадали. У кого остались карточки с птицами, о которых не было загадано, мы оставим для следующего конкурса.
Ребята, посмотрите на карточки с птицами, которые мы видим на доске. Что общего между ними, когда мы встречаем этих птиц? Давайте назовём этих птиц одним словом. Какие это птицы? (Ответы детей - зимующие).
- Воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. Эти птицы не боятся морозов.

Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни.

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? (Ответы детей)
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Ответы детей: изготовление кормушек).

Вы постарались и изготовили кормушки, подкармливали птиц, прилетающих в наш сад. Рисовали и распространяли листовки на тему: «Покормите птиц зимой».
- А чем кормить птиц зимой? (Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, несоленое сало, ягоды рябины, семечки тыквы, крупа.)
- Да, ребята, правильно.
Правила подкормки птиц

Ребята, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой?
Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени.

Давайте послушаем стихи "Как птице перезимовать?" (Стихотворение читают ученики)

Чистяков Андрей
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Круглова Вика

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Утенков Кирилл
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Полозов Дима
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

Исаев Степан
Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

Бульдов Максим

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • птица – птичка, пичужка
  • синица – синичка
  • воробей – воробышек – воробьишко
  • снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
  • голубь – голубка, голубок
  • галка – галочка

- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

- Наши птицы пережили зиму и благодарны своим друзьям детям за заботу. А теперь настала весенняя пора, когда после долгой зимы летят к себе на родину наши пернатые друзья.

Берестень Гена

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?!

Что скворечник ждет их новый.

Что проснулись луг и сад...

Всех гостей встречать готовы,

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели -

На ольхе сидит скворец.

Прилетели...

Прилетели!

Прилетели наконец!

Какие птицы прилетают к нам весной из тёплых стран?

Давайте вновь отгадываем загадки мудрой совы

1.Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

2.Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей).

3.Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (Кукушка)

4.Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

5.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

6.Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

7.Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. Как называются эти птицы? Ответы детей: они называются перелётными.

Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

А мы продолжаем весёлое путешествие по птичьему царству.

Люди долго наблюдали за птицами, и на основе этих наблюдений появились приметы. Например, когда весной прилетали птицы, смотрели, с какой стороны птица гнездо завивает. Давайте узнаем что это означает.

  • Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева - лето будет холодным.
  • Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде.
  • Воробьи купаются в пыли – к дождю.
  • Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.
  • Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

Теперь, ребята, вы сможете по некоторым приметам узнать, какая будет погода или предстоящее лето.

Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Я сейчас предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, чтобы послушать пение птиц.

Физ. Минутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Упражнение для глаз. –

Давайте проследим за полётом птиц на слайде. (Грамзапись «Голоса птиц»)

-Мудрая сова предлагает следующую загадку.

Часто человека, его внешность, манеру поведения, характер сравнивают с птицами. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят:

Длинноногий, как (журавль).
Мудрый, как (сова).
Надутый, как (индюк).
Большеглазый, как (филин).
Каркает, как (ворона).
Болтливый, как (сорока).
Зоркий, как (орёл)

- Дети, зимой мы с вами делали кормушки для птиц, подкармливали птиц. Сейчас весна. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам. Пора готовить птичьи домики - скворечники. Проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело.

Для повышения численности птиц ученики нашей школы создают благоприятные условия для их гнездования.

Вместе с родителями наш одноклассник Кирилл Годованов подготовил новое жилище для скворцов.

(Кирилл читает стихотворение на фоне видеоряда)

Мы строим скворечник. У нас есть чертеж,

Чтоб домик наш был На скворечник похож.

Знаешь, где лежит пила? Доски есть. И все дела!

Помогу и подскажу Как и что по чертежу.

Взял пилу, топор, рубанок, доски, гвозди, молоток,

и пилил я и строгал, нашей школе помогал.

Поработал лишь часок, выпилил я семь досок,

их гвоздями сколотил, лаз для птичек просверлил.

Щели уплотнил замазкой, доски все покрасил краской –

свежей, нежной, голубой стал красив скворечник мой.

Всем ребятам говорю: - Я скворцам его дарю!

Прилетят весной скворцы, Скажут: « Ай, да молодцы!»

Будет радость и веселье, Птицы справят новоселье,

Натаскают пух, солому. К своему привыкнут дому.

Будем с Вами наблюдать, Как птенцы начнут летать.

- Отдохнув после долгого перелета, птицы приступают к самому важному периоду жизни - начинают строить гнезда и выводить птенцов.

Выполним следующее задание мудрой совы «У кого как называются птенцы»? Я буду называть птичью маму, а вы будете отвечать, как называется её птенец.

У кукушки-кукушонок

У вороны-воронёнок

У совы-совёнок

У журавля-журавлёнок

У аиста-аистёнок

У орла – орлёнок

Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Но вот за весной приходит лето, птенцы уже немного подросли, и наступает еще один важный период в их жизни - родители учат их летать. Оказывается, у птиц тоже есть своя птичья школа. Я предлагаю послушать с каким юмором Борис Заходер написал про эту необычную птичью школу.

Чистяков Андрей

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия - с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь -
Птенцы!

Таланов Миша

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель - Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
- Итак, друзья, начнем урок!

У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. -
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки...

Второй урок - родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».

К доске пойдет, допустим, Чиж...
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
- «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл...

Бульдов Максим

Но тут звонок раздался.
- Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!

Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!

Ребята, а в каком недавно прочитанном произведении птицы учили осиротевших птенцов летать? (Ответы детей: «Стрижонок Стрип» Виктора Астафьева)

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Вашему вниманию предлагается музыкальная фраза «Лебедь» из сюиты Сен - Санса «Карнавал животных».

На фоне музыки:

Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Пение птиц привлекает композиторов чаще всего и служит основой для изображения картин природы. Важное значение имеет, конечно, и образ самой птицы. В этом отношении наибольшую дань от композиторов получил лебедь, голос которого крайне редко приходится слышать. И, тем не менее, музыкальные фразы, посвященные лебедю, и у Чайковского («Лебединое озеро»), и у Грига («Лебедь»), и у Сен-Санса («Лебедь» из сюиты «Карнавал животных») настолько выразительны, что, будучи однажды услышанными, неотразимо ассоциируются именно с лебедем.

У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  • Кто снёс яичко не простое, а золотое?

(Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

  • С какими птицами летала лягушка-путешественница?

дикими утками; Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница»).

(Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

  • В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена?

диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

  • Какую птицу спасла Дюймовочка?
  • (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  • У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?

(У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

  • Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

Молодцы, ребята. Много книг о птицах можно найти в нашей библиотеке и прочитать их. Если вы прочитаете книгу Виталия Бианки "Наши птицы", то узнаете, кто самый лучший певец, самый искусный строитель, лучший пловец и ныряльщик, лучший летун, бегун, какие птицы самые дружные, самые большие и сильные, самые маленькие, самые яркие, самые пушистые и самые смешные. Познакомьтесь с выставкой книг и запомните, в каких ещё книгах вы можете узнать о жизни птиц.

- В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

(На птицу любуются, когда она красива. Человека ценят за то, что он что-то умеет делать хорошо).

На чужой сторонушке рад своей воронушке .

Когда тоскуешь по родине (семье, дому), находясь далеко от нее, рад любому напоминанию о ней.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Рано радоваться, еще неизвестно, чем кончится дело, событие или действие.

Глупа та птица, которой своё гнездо немило.

Разговор в ней идёт вовсе и о птице, а о человеке. Все люди где-то родились, где-то росли и выросли, где-то живут в настоящий момент, какое-то гнездо считается их Родиной, большой или малой. И когда кто-то внезапно начинает говорить, что он никак не может угнездиться в этом месте, потому что место это отвратительное, - человек поступает глупо. Та сторона, которая досталась или выбрана, должна быть милее других сторон.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе . (Синица в руках является символом чего-то уже имеющегося. Тогда как журавль в небе - он, конечно, больше по размеру, красивее и интереснее, чем маленькая синичка, но все же находится высоко и кажется недосягаемым. Эта известная пословица учит человека радоваться и быть благодарным уже тому, что он имеет, вместо того, чтобы гнаться за неведомым и неизвестным в попытке найти добычу покрупнее.)

Цыплят по осени считают.

(Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.)

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

(Смысл : сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно)

Ребята, почему люди так заботятся о птицах? (Ответы детей: приносят человеку пользу).

А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

(Ответы детей)

1. Птицы уничтожают насекомых-вредителей, губящих посевы, леса и сады.

За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров и тлей.

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

2.Хищные птицы, такие как совы и филины, ястребы и соколы – поедают грызунов, которые разносят различные болезни.

Например, сова уничтожает за год 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год один килограмм зерна, то, значит, сова спасает в год тонну хлеба. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.

3.Питаясь плодами растений, птицы способствуют их распространению в новой местности.

Молодцы, ребята, вы правильно ответили

Что может сделать любой человек, каждый из нас, чтобы помочь сохранить живущих рядом с нами птиц? В первую очередь - не тревожить их и не вмешиваться без необходимости в их жизнь. Для этого есть очень простые правила поведения в природе.

Давайте прочитаем эти правила:

Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Нельзя трогать руками птичьи яйца в гнездах – некоторые птицы-родители после этого могут их бросить .

Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Особенно часто дети приносят домой или в класс уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.

Природа - это "дом" животных; находясь на природе, нужно всегда помнить об этом и вести себя как воспитанные гости.

Стихотворение (читает ученик Таланов Миша)

Не трогай ласточку! Она

издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами земли

Летают стаи голубей.

Итог занятия:

- Чем запомнилось вам, ребята, наше занятие? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
- Ребята! Будьте друзьями птиц! Охраняйте их гнезда, устраивайте кормушки! Пусть птицы своим пением украшают наши поля, леса! Ведь не зря именно птица является символом счастливой прекрасной мирной жизни!
- Надеюсь, ребята, что это занятие не только прибавило вам знаний о наших пернатых друзьях, но и напомнило о бережном и заботливом к ним отношении.

А ещё одним итогом нашего занятия станет изготовление лебедя в технике «Оригами».

На занятии я говорила, что эти птицы величественно красивы, нежны, а ещё они очень преданны друг другу. Подарите своего лебедя самому дорогому Вашему человеку, а чтобы лебедь не грустил один, можно дома сделать ему пару. Всем спасибо.




Отчетность