В каком году погибла подводная лодка комсомолец. Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец. АПЛ «Комсомолец» в культуре

Лишь одна субмарина в мире опустилась под воду на 1000 метров

Запомните эту дату: 4 августа 1984 года. Именно в этот день атомная подводная лодка К-278, ставшая через пять лет печально известной как «Комсомолец», совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение - стрелки ее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потом пересекли ее. Ни одна из боевых подводных лодок мира не могла укрываться на такой глубине - ее раздавило бы всмятку. Но экипаж К-278 находился под защитой сверхпрочного титанового панциря.

О том, что это был за корабль, рассказывает бывший начальник Технического управления Северного флота контр-адмирал-инженер Николай Мормуль:

В 1983 году в состав ВМФ СССР вступила атомная подводная лодка К-278. Об этом корабле, единственном в серии, складывались потом мифы. Так, в западной прессе писали, что это самая большая подводная лодка в мире: длина - 122 метра, ширина - 11,5 метра, водоизмещение - 9700 тонн. Ее считали самой быстроходной. Ни то ни другое не соответствовало действительности. И тем не менее корабль был настоящим чудом. Его сверхпрочный титановый корпус позволял погружение на глубину, которой не достигала ни одна лодка в мире, - 1000 метров.

Кстати сказать, только 15 августа 1936 года человечество смогло достичь глубины в один километр. Это достижение принадлежит французскому гидронавту - профессору Бибу и его коллеге Бартону. Они погрузились в Атлантике близ Бермудских островов в батисфере, на каждый иллюминатор которой давила сила в 19 тонн... Но то был научный эксперимент. Мы же строили боевую лодку, которая должна была стать родоначальницей серии сверхглубоководных атомарин, нового подкласса подводных кораблей...

Строилась лодка долго. Корпус был изготовлен из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде. Однако когда лодка прошла глубоководные испытания на столь ошеломляющей глубине, все усилия оказались оправданными.

Уникальный титановый корабль сравнивался с орбитальной космической станцией. Его основное назначение состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Он был одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного флота - более скоростного, чем надводные торговые и пассажирские корабли, более надежного, чем авиация, ибо эксплуатация подводных лодок не зависит от времени года и погоды.

На борту К-278 были одна ядерная установка и вооружение: ракеты и торпеды, две из которых имели ядерные головки. Однако лодка не предназначалась для нанесения ядерных ударов по берегу: ее боевая задача заключалась в защите от подводных ракетоносцев противника - «убийц городов».

Итак, 4 августа 1984 года «Комсомолец» вышел в точку погружения, которая находилась в одной из глубоководных котловин Норвежского моря. Кораблем командовал капитан 1-го ранга Юрий Зеленский, старшим на борту был Герой Советского Союза контр-адмирал Евгений Чернов, командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок, он же председатель Государственной приемной комиссии. В отсеках находились и главные конструкторы уникального корабля - Юрий Кормилицын и Дмитрий Романов.

Перед погружением были тщательно проверены все системы, имеющие забортное сообщение, торпедные аппараты, оружие... - рассказывает о том памятном дне Евгений Дмитриевич Чернов. - Понимали, с такой глубины можно и не всплыть.

Уходили в пучину медленно - по невидимым стометровым ступеням, задерживаясь на каждой из них для осмотра отсеков. Программа испытаний была обширной. Проверяли не только герметичность прочного корпуса, но и возможности стрельбы с большой глубины торпедами, систему аварийного всплытия «Иридий», которая позволяла продувать балластные цистерны газами сгоревших пороховых шашек.

Погружение на километр заняло несколько томительнейших часов. Любая минута могла быть последней в жизни экипажа. Одно дело - когда летчик-испытатель рискует собой и только собой, имея к тому же парашют, другое - когда ты ведешь на смертный риск почти сотню людей и никаких парашютов за спиной...

Рассказывает старшина команды штурманских электриков К-278 мичман запаса Вениамин Матвеев:

В тот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале секретности ради цифры предельной глубины. Мы ахнули: 900, 1000, 1100 метров... Это же вдвое больше, чем может погружаться обычная атомная подлодка!

Мы сидим с Матвеевым на главной улице Воронежа напротив кафе «Капитан Немо». Над входом поблескивает морской бронзой макет фантастического «Наутилуса», придуманного Жюлем Верном. Рядом со мной - реальный человек из фантастического действа: хождения за тысячу метров, за три предельных глубины для обычных атомарин. И рассказывает он об этом как об обычном флотском деле. Вернее, пытается так рассказывать, нет-нет да срываясь на восторженную скороговорку, хотя и прошло более четверти века. Такое не забывается.

Когда на глубине 800 метров объявили торпедную стрельбу, - вспоминает Вениамин Матвеев, - мне позвонил из торпедного отсека мой приятель - мичман Соломин, торпедный техник: «Веня, приходи к нам. Если что, так мы сразу вместе...»

Пришел в носовой отсек. Командир минно-торпедной боевой части старший лейтенант Трушин находился в центральном посту.

Встал рядом с другом...

Когда открыли передние крышки торпедных аппаратов, увидели, как дрогнули от напора глубины задние. Дрогнули, но чудовищное забортное давление удержали. Торпеда вышла нормально... А давление нарастало. Гребные валы вдруг изогнулись, потом снова приняли свою форму. Дейдвудные сальники кувалдами подбивали. Линолеум на палубах вспучивался.

Штурман К-278 капитан 3-го ранга Александр Бородин:

Гидроакустик, который обеспечивал наше погружение с надводного корабля, качал потом головой: «Я из-за вас чуть не поседел. Такой скрип стоял, такой скрежет...» Но наш прочный корпус выдержал. Обжатие его было таким, что мою железную койку выгнуло, как лук...

На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил:

Глубина - тысяча метров! Крен - ноль, дифферент - ноль.

Стрелка глубиномера остановилась у четырехзначной цифры - 1000. Есть глубина в один километр!

Контр-адмирал Чернов вышел на связь с отсеками по боевой линии и, глядя на глубиномер, дрогнувшим голосом произнес в микрофон внутрилодочной связи бессмертную фразу: «Остановись, мгновенье!». Потом поздравил всех, и по отсекам пронесли флаг корабля. Чернов достал бутылку коньяка и разлил на десять стопок, все чокнулись с главными конструкторами. Выпили, обнялись.

Всплывать не торопились.
- Успех надо закрепить, - сказал Чернов и обратился к главным конструкторам лодки, которые находились в центральном посту, - Юрию Кормилицыну и Дмитрию Романову:

Если еще на двадцать метров погрузимся, на возможный провал - выдержим?

Должны выдержать, - ответили творцы титанового рекордсмена. Главный строитель корабля Михаил Чувакин тоже кивнул - не раздавит.

И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок.

По злой прихоти судьбы через пять лет подводный рекордсмен навсегда уйдет именно в эту котловину на дне Норвежского моря. Но тогда они были на вершине победы...

Минуты сверхглубинного плавания тянулись невыносимо. Будто чудовищное давление не только обжало прочный корпус, но и спрессовало в нем само время. Добрый час можно было прожить в такую минуту... А из отсеков поступали тревожные доклады - там потек фланец, там треснула от резкого уменьшения диаметра корпуса деревянная панель...

Чернов медлил с командой на всплытие. Надо было испытать все до конца. Потом, как пули, стали отлетать срезанные немыслимым обжатием титановые болты. Но в целом все механизмы работали без замечаний, корабль прекрасно управлялся как по глубине, так и по горизонту. А самое главное - он мог стрелять из этой бездны, оставаясь неуязвимым для глубинных бомб и торпед противника, которые были бы раздавлены на полпути к цели.

Я не выдержал и крепко обнял корабелов по очереди, - вспоминает Чернов. - Спасибо, ребята... Подумать только, они замыслили это титановое чудо еще 25 лет назад! В 1969 году... И будто по заказу мы погрузились как раз в день рождения «Плавника». (Это заводское имя К-278, и не надо было его менять в угоду нашим политикам.) Честно говоря, не хотелось уходить с такой глубины. Кто и когда на нее пришел бы еще? Никто больше и не пришел...

На рулях глубины в тот исторический день сидел боцман атомарины мичман Вадим Полухин. Это, подчиняясь его рукам, уходила атомарина на рекордную глубину. Он сидел в каске, чтобы, не дай бог, какой-нибудь срезанный давлением болт не угодил в голову.

Проверяли на том погружении все, что можно было проверить. В том числе и систему порохового продувания балластных цистерн. С такой глубины никаким сжатым воздухом не продуешься - только силой пороховых газов. Всплыли, точнее, вознеслись с глубины 800 метров за 30 секунд.

Контр-адмирал Чернов поднял перископ и чертыхнулся - все вокруг серое, непроглядное.

Штурман, что у тебя с перископом? Поднять зенитный!

Подняли зенитный перископ - все то же, кромешная мгла.

Отдраили верхний рубочный люк - зачихали. Все в пороховом дыму. Лодка всплыла в облаке дыма. Но всплыла! С немыслимой до сей поры глубины. С помощью новейшей системы всплытия. Все подтвердилось, все оправдалось.

О выполнении важнейшего испытания было доложено главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза Сергею Горшкову и членам правительства. О том небывалом и до сих пор непревзойденном рекорде не трубили в газетах. О нем узнали лишь тогда, когда атомная подводная лодка К-278 навсегда скрылась в пучине Норвежского моря, быть может, в том самом месте, где и был поставлен главный мировой рекорд подводного судостроения в XX веке.

Ну ладно - секретность... Но то, что экипаж не наградили за такое свершение, - вот это в голове не укладывается. Почему?

Мичман запаса Вениамин Матвеев:

Перед погружением адмирал Чернов сказал: либо всех наградят, либо никого. Так оно и вышло - никого. А дело в том, что мы в Норвежском море получили радио - вернуться в базу и принять на борт московских адмиралов. Чернов возвращаться не захотел, записал в вахтенный журнал: «Управление подводной лодкой беру на себя» - и велел погружаться. «Наездников нам не надо», - сказал он.

Правда, позднее командир наш - капитан 1-го ранга Зеленский получил орден Красной Звезды, а Чернов - Октябрьской Революции. Но это было на степень ниже того, на что представляли. Командир-то шел на Героя...

Полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины», высказался на этот счет более определенно:

Вернувшийся с испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам.

Наградные листы на членов экипажа были оформлены и переданы командующему флотом. Однако награждение героев-подводников не состоялось. Возразило политуправление флота, которое не увидело заслуги экипажа в покорении боевой подводной лодкой тысячеметровой глубины. Не увидело, возможно, потому, что кроме политработника В. Кондрюкова (штатного замполита К-278. - Н. Ч.) в списке представленных к наградам не было ни одного политотдельца. Не поняли работники политуправления, что рождался качественно новый подкласс подводных кораблей...

А потом и вовсе никто не захотел говорить о наградах - «Комсомолец» навсегда ушел в ту бездну, в которой и поставил некогда свой мировой рекорд...

Увы, о том уникальнейшем достижении ТАСС не сообщил. И фамилия командира, совершившего это немыслимое погружение, не стала достоянием широкой гласности. Назову ее как архивное открытие в надежде, что однажды она войдет во все учебники морской истории и монографии - капитан 1-го ранга Юрий Зеленский.

К стыду своему, при нашей первой с ним встрече я не смог сказать ему слова, достойные его подвига. Мы спорили... Это было в первые дни после гибели «Комсомольца». В полном отчаянии от такой потери (там, в Норвежском море, погиб и мой добрый сотоварищ - капитан 1-го ранга Талант Буркулаков) подводники и инженеры, журналисты и спасатели сходились стенка на стенку. Спорили обо всем - виноват ли экипаж Ванина, надежно ли была спроектирована и построена лодка, вовремя ли пришли рыбаки, почему не сработала как надо спасательная служба ВМФ... Ломали копья точно так же, как спустя десять лет придется ломать их в дни трагедии «Курска». Копья ли? Скорее старые грабли, наступать на которые уж до бешенства больно и обидно... На такой вот ноте мы и расстались. «Безлошадный» Зеленский отбыл вскоре в Северодвинск, на его карьере был поставлен крест, поскольку он стал перечить выводам Правительственной комиссии и посмел не только иметь свое особое мнение, но и публично его высказывать.

Тихо и безрадостно закончил он свою флотскую службу капитаном-диспетчером заводской гавани в Северодвинске...

А имя его должно быть в Пантеоне подводного флота России. Национальный герой, увы, непризнанный и никому не известный, как и большинство героев нашего флота. Их постигла судьба героев Первой мировой войны. Тогда грянул октябрьский переворот и начался новый отсчет времени, новый счет заслугам и подвигам. Нечто подобное произошло и после августа 1991-го. До того - режим секретности, после того - режим ненужности...

И все-таки капитан 1-го ранга Юрий Зеленский был первым в мире подводником, который увел свой корабль за километровую отметку глубины. Запомним это навсегда.

По счастью, мне довелось снова встретиться с Юрием Зеленским. На сей раз не второпях, основательно - в петербургском клубе моряков-подводников. Это было в 2005 году. В кают-компании клуба собрался весь цвет подводного флота России: боевые адмиралы и командиры подводных лодок. Они аплодировали пожилому скромному человеку в гражданском пиджаке. Это было очень похоже на то, как встречали когда-то в Кронштадте Александра Маринеско, вышедшего из глубокой житейской тени к своим боевым собратьям.

27 лет провел Зеленский в Северодвинске. В оные годы на такой срок ссылали в эти края за тяжкие преступления. А его - за подвиг. Впрочем, свою северодвинскую службу Зеленский наказанием не считал: он принимал и испытывал там новейшие атомные подводные лодки - целых восемь «корпусов», как говорят корабелы. С его легкой и опытной руки пошли бороздить они океанские глубины.

Вместо послесловия к этой истории приведу слова Героя Советского Союза вице-адмирала Евгения Чернова: «По поводу ситуации, сложившейся с оценкой службы основного экипажа глубоководной подводной лодки К-278 Северного флота и его командира капитана 1-го ранга Ю. А. Зеленского, при испытаниях подводной лодки погружением и плаванием на предельной глубине 1000 метров.

Экипаж атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») был сформирован в 1981 году из лучших профессионалов - добровольцев 1-й флотилии атомных подводных лодок СФ, прошел обучение по специально разработанной программе, принимал активное участие в достройке подводной лодки, ее швартовных, заводских и государственных испытаниях.

На 1-й флотилии СФ экипаж К-278 был введен в первую линию кораблей постоянной боевой готовности, полностью выполнил «Программу опытной эксплуатации» и был подготовлен к испытанию погружением и плаванием на предельной глубине погружения.

4 августа 1984 года впервые в истории мирового подводного плавания боевая и боеготовая атомная подводная лодка К-278 водоизмещением 8500 тонн погрузилась на глубину 1020 метров в Норвежском море для испытания ее на этой глубине и проверки работы энергетической установки, технических средств, систем, устройств и оружия корабля. На борту глубоководного атомохода находились 80 человек. Это был коллективный подвиг и мировой рекорд.

Лодкой управлял штатный экипаж - 57 человек. Результаты испытаний фиксировали представители конструкторских бюро и судостроители. Впервые подводной лодкой была достигнута ось океанского глубоководного звукового канала, испытана новая система аварийного всплытия с глубины 800 метров, на этой же глубине были проверены по назначению торпедные аппараты.

Командующий Северным флотом адмирал И. М. Капитанец приказал подготовить наградные документы на всех членов экипажа, что и было сделано немедленно...

Подводная лодка со штатным экипажем продолжала интенсивное плавание... Вопрос о награждении командира и экипажа глубоководной подводной лодки «за отвагу и мужество при испытаниях и освоении нового глубоководного корабля» был отложен. Главкома Чернавина сменили главнокомандующие Громов, затем Куроедов. Последний хотел найти наградные документы: «Найду - представлю», но не успел - погиб «Курск».

В конце 80-х годов капитан 1-го ранга Зеленский был назначен на тупиковую должность в Северодвинск и там же уволен в запас. Его взял на работу диспетчером по части буксиров генеральный директор СМП Д. Г. Пашаев. Зеленский «виноват» в том, что не дал в обиду свой корабль при установлении причин его катастрофы. Главком Куроедов выделил ему квартиру во Всеволожском районе Ленинградской области...»

АПЛ ПРОЕКТА 685 «ПЛАВНИК»

ТТЗ на проектирование опытной боевой подводной лодки с повышенной глубиной погружения с целью изучения условий ее эксплуатации было выдано в августе 1966 года. Опыт, полученный при создании этой ПЛ, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. Процесс проектирования занял почти восемь лет и технический проект был утвержден только в 1974 году. Повышенная глубина погружения обусловила выбор титановых сплавов в качестве материала прочного корпуса.

Для экстренного (в течение 20-30 с.) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули выдвижные. Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру). Все это позволило свести к минимуму число отверстий в прочном корпусе.

Лодка имела шесть носовых 533-мм ТА с устройством быстрого заряжения. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

Боекомплект состоял из 22 единиц (торпеды и ракетоторпеды). Типовой вариант загрузки ТА был следующий: 2 торпеды САЭТ-60М, 2 ракетоторпеды РК-55, 2 реактивные торпеды ВА-111 «Шквал». На стеллажах находились шесть ракетоторпед и десять торпед. Выдачу целеуказания для применения ракетоторпедного вооружения осуществлял ГАК «Скат».

Лодка получила тактический номер К-278. Строилась на СМП (заводской номер 510). Закладка состоялась 22 апреля 1978 года. 9 мая 1983-го она была спущена на воду и после завершения госиспытаний 20 октября того же года вошла в состав Северного флота. В октябре 1988-го была переименована в «Комсомолец». Этот уникальный корабль, гордость отечественного подводного кораблестроения, погиб 7 апреля 1989 года в 17 часов 8 минут в Норвежском море.

Гибель атомного подводного крейсера К-278 стоит рядом с Чернобыльской аварией. Немного времени разделяет эти события. Да и по загрязнению радиоактивными отходами, они тоже схожи. Давно все известно и разобрано, где, когда и по какой причине он погиб, но, тем не менее, нас продолжает терзать вопрос некоторой недосказанности. Что произошло в холодных водах Норвежского моря? Случайность, последствия некомпетентности экипажа или вызванная влиянием внешних факторов ситуация. О той аварии сегодня известно много, но, о её завязке практически ничего.

Памятники и памятные стенды в память о ней установлены по всей России: памятник в Северодвинске, на музее-подводной лодке Б-396 «Новосибирский комсомолец» есть экспозиция посвящённая подвигу моряков с АПЛ К-278. Помнят об этом и в городе Обнинске. Эта трагедия упомянута во многих книгах, в том числе и «жёлтая подводная лодка комсомолец Мордовии».

История

В 1966 году, по заказу Министерства обороны СССР, многочисленные КБ союза начали работать над различными технологиями, связанными с титаном и глубоководными погружениями. Это были как технологии сварки титана, так и расчёт подводного корабля который мог работать на глубинах до 1000 метров.

Почему именно титан? Этот металл обладает очень высокой прочностью, и способен противостоять давлению воды даже на значительной глубине.

Основные работы над атомным подводным крейсером по теме «Плавник» проводились в ЦКБ-18. Под темой «Плавник» скрывались проектирование и разработка материалов глубоководного атомного крейсера-охотника. В дальнейшем при оформлении темы использовался порядковый номер проекта – 685.
Помыслы военных были понятны, им требовалась лодка-невидимка. На глубине 800-1000 метров она практически неуязвима и невидима.

Имевшиеся в то время средства обнаружения не работали так глубоко. Этому мешала плотность воды, давление и термоклин, сбивающий работу акустики.

Проектирование крейсера шло довольно долго. Его заложили лишь 22 апреля 1978 года. 3 июня 1983, первая АПЛ этого проекта была спущена на воду. 28 декабря этого же года был подписан акт приемки АПКр, заводской №501. В январе 1984 корабль зачислен в состав КСФ. Туда где служили и другие “комсомольцы”, дизельная подводная лодка Б-4 “Челябинский комсомолец” и «Ульяновский комсомолец» например.

Много субмарин КСФ носили посвящённые комсомолу имена. Города зачастую брали шефство над кораблями флота, так ДПЛ пр. 613 «Псковский комсомолец» был подшефным кораблём организации ВЛКСМ города Псков.

В период с 1984 по 1987 год корабль числился экспериментальным, на нем нарабатывали опыт глубокого погружения, проводили учебные торпедные стрельбы с больших глубин. Летом 1984 года крейсер под командованием Ю.А. Зеленского достиг рекордной глубины для боевого корабля – 1027 метров.

Имя собственное «Комсомолец» – подводная лодка получила в октябре 1988 года. Но уже 7 апреля 1989 АПКр не вернулся из третьего боевого выхода.

Описание конструкции АПЛ проекта 685

АПКр 1 ранга проекта «Плавник» планировалось использовать на глубинах до 1000 метров. Это наложило свой отпечаток, как на конструкцию, так и на материалы. Корпус АПЛ имел классическую конструкцию: сварной прочный корпус, в виде восьмиметрового цилиндра. С обоих концов цилиндр заканчивался коническими участками, узкая часть которых закрывалась сферическими переборками.

Цистерны и магистрали главного балласта находились внутри прочного корпуса, что впоследствии сыграло свою роль в быстрой гибели.

Корпус был разделён на 7 отсеков, имеющих герметичные переборки. В порядке очерёдности с носовой переборки:

  • 1 отсек, торпедный;
  • 2 отсек, жилой. Входил в «зону спасения»;
  • 3 отсек, центральный пост. Со стороны кормы прочная переборка, сверху выход на палубу через спасательную капсулу;
  • 4 отсек, реакторный;
  • 5 отсек, вспомогательных механизмов;
  • 6 отсек, турбинный;
  • 7 отсек, кормовой.

Рубки и торпедопогрузочного люка не было, так как посчитали, что ослаблять корпус нельзя. Выходы торпедных аппаратов, горизонтальное оперение и шпигаты имели сдвижные крышки-щитки.

Отдельно нужно отметить включение в спасательные средства так называемой «зоны спасения», в виде двух отсеков ограждённых от остальных более прочными переборками и включение в состав средств аварийной глубоководной капсулы.


Интерес представляет и система пиротехнического продувания цистерн балласта, так как классическое продувание воздухом на глубинах свыше 600 метров работало крайне неэффективно.

Технические характеристики

По своим техническим характеристикам АПЛ пр. 685 не сильно выделялась среди остальных лодок КСФ, если конечно не учитывать возможность боевой работы на сверхнизких глубинах. Длина АПКр составляла 118,5 м, ширина по миделю – 11 метров, осадка – 7,5 м. При полном водоизмещении 8500 м3.

Глубина погружения: рабочая до 1000 м, предельная 1250 метров. Скорость под водой 30 узлов, надводная 14 узлов.

Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. В период службы на АПКр числилось два экипажа, основной, первый под командованием Ю.А. Зеленского и второй, под командой Ванина. Именно с ним экипаж пошёл в свой последний поход.

Вооружение

Ракетно-торпедное вооружение находилось в 1 отсеке. Туда входило 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм. Управление автоматизировано, тип управления комбинированный, пневмогидравлический.

Автономный запас вооружения составлял 22 единицы, в стандартный комплект входило:

  • 2 крылатые ракеты с запуском из ТА С-10 «Гранат»;
  • 8 ракето-торпед ;
  • 12 торпед САЭТ-60М.

Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установки более совершенных систем в середине 80-х не увенчалась успехом из-за дефицита внутреннего пространства.

Так предложенная смена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена из-за невозможности высвобождения 30 м3 объёма. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали избыточными для многоцелевой субмарины, коим являлась К-278.


Такая же история произошла и с комплексами гидроакустики и связи, монтаж модернизированных систем требовал наличия свободного объёма, а его не было.

Причины гибели

28 февраля 1989 года АПКр вышел в очередной поход, с целью выполнения плановых оперативно-тактических задач. 7 апреля крейсер возвращался на базу. Утро, глубина погружения 457 м, скорость хода экономическая – 8 узлов.

Пожар на глубине

В 11 часов возникло локальное возгорание в корме. Причина возгорания до настоящего времени не установлена. Включена лодочная объёмная химическая система пожаротушения. Но полностью погасить пламя не удалось.

В 11:12 АПКр начал всплытие ходом, но достигнув рубежа 150-160 метров остановился, потеряв ход. Огонь в это время повредил электрические сети, отвечающие за работу паротурбинной установки, и автоматика отключила их.

Винты замерли, лодка повисла в толще воды. До сих пор не ясно, что это было, просчет конструкторов или неправильные действия моряков, но боевой корабль обладал достаточно низкой живучестью.


Несколько непонятна низкая эффективность системы пожаротушения, даже по выработке всего запаса хладагента огонь погасить не удалось.

Командир АПЛ принял решение всплывать продув главные балластные цистерны. В этом случае из-за вытеснения воды в ЦБГ, плавучесть приобретает положительное значение и лодка всплывает.

Но именно это решение и привело к повреждению прочного корпуса. Пиротехнические заряды, вытесняя воду, повредили систему трубопроводов. Но, тогда об этом ещё никто не догадывался.

Борьба за живучесть

11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, распространяясь в сторону носа. Из-за проблем с электросетями вспыхнули системы управления, появилось пламя в рубке гидроакустика, полыхнули скопившиеся газы в 5 отсеке. В отсеках сильное задымление.

Моряки боролись за живучесть. Возник крен на левый борт, сегодня понятно, что через повреждённую магистраль в кормовом отсеке раскалённый воздух попал в бортовые уравнительные цистерны.


Компенсировать крен попытались продув балластные цистерны другого борта, но это вызвало лишь поступление кислорода в очаг пожара, что ещё больше осложнило ситуацию.

Магистраль дыхательных аппаратов также была повреждена пожаром, после чего часть экипажа, которая боролась за выживание на борту, получила отравления. Пострадавших вынесли на палубу. Команда получила приказ использовать индивидуальные дыхательные аппараты.

В 11:54 после получения сигнала от К-278 объявлена тревога по кораблям и авиации Северного флота. К месту происшествия вылетели самолёты берегового базирования, и на помощь вышла плавбаза «Алексей Хлобыстов». В 14:40 с АПКр установлена связь самолётом аварийно-спасательной службы.

В это время начинается течь воды в 7 отсеке. Ликвидировать течь невозможно из-за полыхающего вокруг огня. Горело все, смазка, изоляция трубопроводов, металл. Пламя подпитывал поступающий по магистралям балластных цистерн воздух.

Экипажи самолётов докладывают, что вода вокруг кормовой части лодки вспенена, крейсер имеет бортовой крен.

В 16:40 командир отдал приказ покинуть корабль. Начали спуск надувных плотов, но спустить успели лишь два, ещё несколько комплектов было сброшено с самолётов.

В 17:08 нос поднялся над водой и «Комсомолец» стремительно опустился на дно.


На поверхности моря осталось 59 человек из 69 вышедших в поход. 5 осталось в капсуле и в отсеках инженер-механик Испенков, до последнего момента обеспечивавший живучесть лодки. Из пяти человек в спасательной капсуле в живых остался лишь один.

Более подробно о трагедии АПЛ можно прочитать в книге написанной Дмитрием Романовым «Трагедия подводной лодки Комсомолец». Но в тоже время в ней не совсем корректно рассматриваются действия экипажа АПЛ во время аварии. Мнения уже тогда разделились. Конструкторы винили в аварии моряков, в то время как моряки говорили о несовершенстве техники.

Выживший в бездне

После приказа об эвакуации, экипаж собрался на палубе мостика субмарины. Командир решил проверить, не остался ли кто внизу и спустился в центральный пост.

На тот момент в отсеках лодки оставалось еще пятеро:

  1. капитан 3 ранга Юдин;
  2. капитан 3 ранга Испенков;
  3. мичман Слюсаренко;
  4. мичман Черников;
  5. мичман Краснобаев.

Инженер Испенков видимо из-за шума на борту не услышал приказа об эвакуации и остался у дизель-генератора. Реактор был аварийно заглушен, поэтому для питания электросетей использовали его. Остальные, с командиром поднялись в аварийную капсулу для выхода на мостик.

В этот момент палуба встала почти вертикально, дифферент на корму около 80 градусов и в таком положении корабль пошёл на дно. В камере на этот момент было 5 человек, включая командира лодки.

Закрыв люк, с трудом отстыковав камеру от рубки и включившись в ИДА, они начали всплытие.

Но неудачный расчёт конструкторов привёл к тому что, при всплытии с большой глубины в капсуле произошёл скачок давления, которым вышибло люк, при этом мичмана Черникова выбросило наружу, разбив его голову о край люка. Ванин, Юдин и Краснобаев задохнулись из-за неудачной конструкции масок ИДА. Выжил только мичман Слюсаренко.

Заключение

Подошедшая на место аварии плавбаза «Алексей Хлобыстов» сумела спасти часть экипажа, и подняли из воды 16 тел.

Но воды Норвежского моря имеют очень низкую температуру в этот период года, около +6 по Цельсию, человек без специального снаряжения может жить в таких условиях, максимум минут 15.

Из экипажа в 69 человек выжили всего 27 человек.

Часть осталась на борту АПКр, не успев эвакуироваться, часть утонула до подхода спасателей, оставаясь в воде, трое осталось в аварийной капсуле, которая тоже затонула.

Атомный реактор подлодки был надежно заглушен и не представляет опасности окружающей среде, но на лодке, лежащей на глубине 1600 метров, были ракеты с ядерными боеголовками, в результате неминуемой коррозии радиоактивный плутоний может принести немало бед.

К большому сожалению, каждый виток технического прогресса несет в себе не только блага, но и вероятность техногенных катастроф. Безусловно, из этой трагедии были сделаны соответствующие выводы и в новых конструкциях АПЛ, таких происшествий уж точно не будет.

Видео

7 апреля 1989 года в Норвежском море гибнет советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». После пожара, и последовавшей за ним драматичной борьбы со стихией из 69 подводников в живых остаются лишь 27 моряков.

Подводная лодка К-278 «Комсомолец» являлась уникальной и единственной лодкой типа «Плавник», титановый корпус которой, позволял достигать небывалых глубин.

Вступившая в строй в 1983 г.,она уже в августе 1985 г. устанавливает актуальный и сегодня рекорд погружения - 1020 м.

Подобная глубина погружения позволяла рассматривать «Комсомолец» как возможный командный пункт управления всеми советскими подлодками в случае войны.

28 февраля 1989 г. от причала базы Западная Лица лодка выходит в свой третий боевой поход. Целью похода "К-278" было скрытное слежение за авианосцем «Америка». Кроме того, в задачи «Комсомольца» входило обнаружение иностранных подлодок.

7 апреля 1989 г., на 37 сутки плавания, в 11:03 в 7 отсеке по неустановленной причине вспыхивает пожар, от которого сразу же погибает вахтенный матрос. Постепенно пожар и едкий дым распространяются по отсекам подлодки, увеличивая количество жертв.

Вскоре командир Евгений Ванин принимает решение об аварийном всплытии. Воздух, подаваемый в балласты для всплытия, попадает и в горящие отсеки усиливая пожар, однако лодке всё же удаётся всплыть на поверхность и подать повреждёнными антеннами сигнал бедствия. В это время, терпящую бедствие лодку, обнаруживают норвежцы, однако от их помощи отказываются. В 11:54 по тревоге поднята авиация Северного флота.

Прибывшие самолёты замечают крен на лодке, стоящей в ледяной воде. Глубина Норвежского моря в этом месте превышает 1,5 км, а до советского берега 900 км. Постепенно лодка погружается под воду. Последнее сообщение с "Комсомольца" было отправлено за 16 мин. до полного затопления подлодки и выглядело следующим образом: "Дифферент резко нарастает. Весь личный состав находится наверху".

Оценив обстановку, командир Ванин принимает решение эвакуировать экипаж с подлодки на спасательные плоты, однако мест на них не хватает. На плоты стараются в первую очередь загрузить пострадавших при пожаре. Остальные подводники оказываются в ледяной апрельской воде Норвежского моря. Немыслимо, но в воде с температурой +4°С, подводники, хватаясь за скользкие плоты, вместе поют из последних сил песню "Варяг", тем самым поддерживая друг друга. Позже этот факт ляжет в основу песни , посвященной гибели "Комсомольца".

В 17 ч. 8 мин. лодка К-278 (тактический номер АПЛ "Комсомольц") идёт ко дну. Однако, и внутри тонущей подлодки находятся моряки, которые всё предыдущее время поддерживали лодку на плаву. Ужас ощущений подводников, находящихся на лодке, камнем падающей на полуторакилометровую глубину, передаёт рассказ мичмана Слюсаренко, сумевшего воспользоваться спасательной капсулой и буквально вырваться из рук смерти. "Лодка погружалась и слышно было, как трескались переборки. Глубинометр показывал 400 м. и стрелку зашкаливало. Я спросил: "Какова глубина моря?" Кто-то ответил 1500 метров. А командир сказал, что если достигнем дна, то камеру раздавит"1 .

В 18:20 к месту гибели подлодки прибывает корабль "Алексей Хлобыстов", который забирает на свой борт, находящихся на поверхности моряков. Всего на борту "К-278" находилось 69 подводников, из которых 42 погибло . Выжившие моряки провели в ледяной воде полтора часа, в то время как по расчётам врачей предельное нахождение в такой воде равно приблизительно 20 минутам. Гибель "Комсомольца" произошла уже в эпоху гласности и поэтому активно обсуждалась в советских СМИ. ("Правда") Причём помятуя о недавнем Чернобыле, газеты старались подчеркнуть отсутствие радиационного загрязнения на месте аварии.

В мае 1989 был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки "Комсомолец" . А с 1995 года День гибели АПЛ "Комсомолец" - 7 апреля, станет в России Днём памяти всех погибших когда-либо подводников. Сегодня в Санкт-Петербурге существует общество памяти атомной подводной лодки "Комсомолец".

17 апреля 1989 г. Президентом Академии наук СССР Г.И.Марчуком было принято решение направить в район гибели лодки НИС "Академик Мстислав Келдыш" с глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту.

Это решение было связано с обращением главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Чернавина к Президенту АН СССР

В числе основных задач первой экспедиции были: обследование технического состояния лодки, её местоположения, выявление возможных утечек радиации из реактора и ядерных боеголовок торпед.

В целом с 1989 по 1995 г. в район гибели АПЛ "Комсомолец" было направлено 6 экспедиций

Информация по теме:

Маркова Р.А. Воспоминание. Памяти моряков, погибших в апреле 1989 года на АПЛ "К-278" - "Комсомолец".

Книга, даёт биографии всех 42 погибших членов экипажа АПЛ "Комсомолец". Описания составлены на основе воспоминаний родственников, друзей, присутствуют и фотографии из личных архивов семей погибших подводников.

Романов Д.А. Трагедия подводной лодки "Комсомолец". Автор - заместитель главного конструктора АПЛ "Комсомолец". Книга исследует возможные причины гибели подлодки с различных аспектов: комплектование экипажа, технические характеристики субмарины и т.д.

В книге можно найти выдержки из документов (вахтенный журнал, заключения), чертежи устройств. По сути, благодаря выпискам из вахтенного журнала можно восстановить хронологию трагедии посекундно.

Океанологические исследования и подводно-технические работы на месте гибели атомной подводной лодки "Комсомолец".

Книга довольно подробно описывает работы по исследованию затонувшей лодки, представляя собой, по сути фундаментальное исследование вопроса. Причём в книге рассматриваются не только вопросы, связанные с непосредственно осмотром корпуса затонувшей субмарины.

В фокусе внимания авторов такие аспекты как: гидрологический режим бассейна Норвежского моря, характеристика климата в районе исследований, океанографические условия в районе гибели АПЛ "Комсомолец" и т.д. Поэтому характеризуя данную книгу, можно сказать, что она даёт именно комплексный взгляд на проблему.

Документальный фильм "АПЛ К-278 Комсомолец. Остаться в живых." Фильм производства Первого канала. Довольно драматичен, интересен, в принципе держит зрителя в напряжении. Присутствуют интервью участников событий.

Выпуск программы "Служу Советскому Союзу" 1989 г., посвящённый "Комсомольцу". В передаче присутствуют уникальные кадры интервью с подводниками спустя ТРИ дня после полуторачасового пребывания в ледяной воде. Перешагнувшие пределы человеческого организма моряки, отчаянно ругают имевшиеся у них на тот момент средства спасения, но обстановкагласности всё же даёт материал в эфир.

1 Мормуль Н.Г. Катастрофы под водой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010 с.203

О которой написано очень много. Субмарина имела большое количество технических нововведений по сравнению с аналогами. К примеру, ее конструкторы решили отказаться от огромного погрузочного люка, который снижал прочность судна. Кроме этого, здесь была установлена система продува цистерн за счёт газогенераторов, что существенно ускоряло подъём с большой глубины. «Комсомолец» - подводная лодка, установившая мировой рекорд по погружению, который составил 1032 метра и не превзойден до наших дней. С целью обеспечения безопасности экипажа субмарина была оборудована спасательной камерой, которая могла всплыть с глубины до полутора километра и вместить весь персонал. Более того, все семь отсеков получили средства пожаротушения, а во втором и третьем организованы спасательные зоны.

Несмотря на столь серьёзные меры, которые были предприняты строителями, 7 апреля 1989 года произошла гибель подводной лодки «Комсомолец». Случилось это в на расстоянии примерно 180 км от В результате этой трагедии удалось спасти 27 членов экипажа из 69. Все остальные погибли. Для расследования создали правительственную группу, которая должна была пролить свет на причины случившегося. Однако результатом этой работы стал вывод, что советский рекордсмен утонул в связи с банальным загоранием электропроводки, которое привело к пожару в кормовом отсеке. Сейчас судно лежит в том же месте, на глубине около 1600 метров.

Вместе с этим многие учёные до сих пор стараются понять, отчего всё-таки утонула подводная лодка «Комсомолец». Тайна гибели субмарины и сейчас вызывает активную полемику во всём мире. Лётчики, участвовавшие в спасательных работах, говорят, что изначально они увидели два плота, которые плавали рядом с местом катастрофы. Морякам была сброшена надувная шлюпка, которую они не обнаружили уже при следующем заходе. Более того, перевернулся также и один из плотов, а в 17.08 судно полностью ушло под воду. Примерно через полчаса после этого плавучей рыболовной базой была поднята первая часть экипажа. Остальных извлекли из холодной воды поодиночке.

«Комсомолец» - подводная лодка, гибель которой вызвала настоящую информационную войну между представителями военной и промышленной отраслей. Существует ряд документов, согласно которым моряки обнаружили серьёзные недостатки уже при первом погружении. К примеру, водным напором оторвало спасательную камеру, которую потом необходимо было найти на дне и переделать. По мнению строителей, к этому привели только действия экипажа подлодки, которые были неправильными.

С 1989 по 1998 год в районе гибели субмарины было проведено семь экспедиций, использующих для погружения обитаемые аппараты «Мир». Целью этих работ являлась герметизация некоторых отсеков, в которых располагались торпеды с ядерными головками, а также установка измерительной аппаратуры. Во время последнего погружения записывающие и измерительные приборы обнаружены не были. От них остались лишь якоря со следами аккуратных срезов. Есть основания предполагать, что их сняли за счёт роботов. И, скорее всего, это дело рук западных спецслужб. Как бы там ни было, «Комсомолец» - подводная лодка, дата гибели которой в России стала Днём памяти погибших моряков-подводников.

7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула лучшая на тот момент атомная подводная лодка страны К-278 «Комсомолец». В результате катастрофы погибли 42 члена экипажа, среди которых были ленинградцы.

В феврале 1989 года «Комсомолец» отправился в своё последнее автономное плавание.

SPB.AIF.RU вспоминает, как развивались события в тот роковой день и из-за чего произошла страшная трагедия.

Пожар в седьмом отсеке

Атомная подводная лодка «Комсомолец» шла в подводном положении в Норвежском море, когда внезапно взревела аварийная тревога. Матрос 7-го отсека успел доложить, что на борту вспыхнул пожар. Основной версией возникновения огня считается возгорание электрооборудования. Субмарина находилась на глубине более 350 метров. За несколько секунд температура в кормовом отсеке подскочила с 70 до 1000 градусов по Цельсию. По внутренним коммуникациям огонь быстро перекинулся в 6-й отсек, необходимо было немедленное всплытие. Командир «Комсомольца», ленинградец Евгений Ванин, попытался поднять корабль на поверхность.

На глубине в 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений и аварийной защиты реактора лодка потеряла ход, дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. Огонь захватывал отсек за отсеком, система химического пожаротушения не справлялась. Вслед за 6-м загорелся 5-й отсек, а в 4-м находился ядерный реактор.

Среди экипажа насчитывались серьёзные потери, многие были обожжены и отравлены ядовитым дымом. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов.

Ко всем несчастьям на лодке заклинило вертикальные рули, что серьёзно затруднило всплытие. Из 7-го отсека уже не отвечали, матрос, который находился там, сгорел заживо. В соседнем отсеке два подводника получили смертельную дозу отравления.

К месту аварии был отправлен спасательный самолёт и плавбаза «Алексей Хлобыстов». «Комсомолец» всплыл, казалось, - самое страшное позади. Над районом в Норвежском море кружили самолёты, корабли шли на подмогу. Экипаж подлодки хоть и не потушил пожар, но сумел его локализовать. После всплытия большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Моряки, выбравшиеся из задымленных отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца».

Борьба за выживание

Однако в результате пожара была нарушена герметичность корпуса подлодки, началось стремительное погружение. Матросы без индивидуальных спасательных средств стали эвакуироваться на спасательные плоты. В ледяной воде Норвежского моря оказался практически весь экипаж корабля. Люди, отравленные угарным газом, обожжённые, без спасжилетов, боролись за свою жизнь.

В быстро погружающейся лодке остались несколько человек, включая командира корабля. Все они попытались спастись, используя всплывающую спасательную камеру. Но трое членов экипажа погибли от угарного газа, действие которого усиливается в условиях возрастающего давления. Глубина моря в том месте достигала почти полутора километров. Лишь достигнув дна, спасательная капсула отсоединилась и была выброшена на поверхность. Верхнюю крышку люка вырвало, в проём выбросило двоих. Один погиб, ударившись головой, уцелел лишь мичман Виктор Слюсаренко. Через некоторое время его из ледяной воды достали спасатели.

Во время нахождения в ледяной воде большинство членов экипажа утонули или погибли от переохлаждения. Команду разбросало волнами, добраться до единственного уцелевшего плота удалось немногим, да и рассчитан он был всего лишь на двадцать человек. В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. Вскоре Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного Знамени.

Ленинградцы, погибшие на АПЛ «Комсомолец», покоятся на Серафимовском кладбище.

Подлодка-невидимка

«Комсомолец» был необычной лодкой. На разработку этого уникального корабля проекта «Плавник» в ЦКБ «Рубин» ушло без малого 8 лет. В то время это была одна из самых больших и быстроходных подлодок в мире. «Комсомолец» имел титановый корпус, что делало его беззвучным, невидимкой на радарах противника. Кроме того, эта АПЛ умела нырять так глубоко, как никакая другая в мире: намного глубже, чем аналогичные американские субмарины. Во время испытаний подлодка установила абсолютный рекорд - свыше 1 тысячи метров!

Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году.

Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами. Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой.


«Комсомолец» имел титановый корпус, что делало его беззвучным, невидимкой на радарах противника.

В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц субмарина отправилась в своё последнее автономное плавание. На этот раз управлял кораблем сменный экипаж, который возглавил капитан 1-го ранга Евгений Ванин.

Гибель «Комсомольца» - одна из самых загадочных страниц в истории отечественного подводного флота. Причины возникновения пожара на атомоходе не установлены до сих пор. Члены комиссии, которая расследовала причины аварии, пришли к выводу, что лодку погубили ошибки при проектировании:

«Пожар, возникший в седьмом отсеке из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привёл к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трёх минут температура в отсеке достигла почти тысячи градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии».

Сегодня АПЛ «Комсомолец» покоится на дне Норвежского моря на глубине более полутора километров. В конце XX века к нему было организовано 7 экспедиций с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Установлено, что реактор заглушен надёжно, и она не представляет угрозы для окружающей среды.



Отчетность