"ныряющее блюдце" дениза. Жак Ив Кусто — долгое глубокое погружение Самое глубокое водолазное погружения жак ив кусто

20 лет назад умер самый известный исследователь Мирового океана. Жак-Ив Кусто (1910-1997 гг.) – океанолог, путешественник, писатель, морской офицер. Именно благодаря ему люди смогли увидеть подводный мир. А еще великий француз придумал вещи, которые облегчили исследование подводных глубин.

Очки для плавания под водой

Когда Кусто даже не думал о подводных исследованиях, он захотел научиться разным стилям плавания. Но соленая вода попадала в глаза – и это порядком надоело мужчине. Он немного поразмыслил и… изобрел специальные очки для подводного плавания.

Акваланг

Эскиз знаменитого «Подводного легкого» был нарисован на салфетке. Первый акваланг был сделан из мотоциклетной камеры и коробки противогаза, которую наполнили химическим поглотителем. Но во время тестирования аппарата Кусто чуть не погиб, поэтому такой акваланг забраковали. Но в 1943 году изобретатель вместе с инженером Эмилем Ганьяном усовершенствовали «Подводное легкое» и сейчас акваланг (конечно, подвергшись еще большим реновациям) используется во всем мире.

Камера для подводной съемки

Оборудование, которое позволило бы снимать под водой, – тоже изобретение француза. Это и камеры, и подводные лампы, и, конечно, видеокамеры. Кусто создал систему подводного телевидения. Состояла она из подводной и надводной частей, при помощи которых команда могла снимать морское дно на глубине до 7250 м.

«Ныряющее блюдце»

«Ныряющее блюдце «Дениз»» – это небольшой батискаф для двоих людей, который мог погружаться на несколько сотен метров. В случае экстренной ситуации можно было быстро подняться наверх, сбросив балласт. Люди внутри располагались лежа и сквозь иллюминаторы могли наблюдать за морскими обитателями.

Подводные дома

В 1962 году Жак-Ив Кусто сконструировал первый подводный дом в рамках проекта «Преконтинент-1». Такой дом был установлен на глубине 10 м в гавани Марселя. Сделан он был из металлической цистерны, потому получил название «Диоген». Жили там Альбер Фалько и Клод Весли на протяжении недели. Такой эксперимент признали весьма удачным. Такого рода домов было всего три. Но, к сожалению, на дальнейшее развитие такой идеи не хватило финансирования. В рамках проекта «Преконтинент-3» подводный дом располагался уже на 100-метровой глубине.

11 июня 1910 года во Франции родился знаменитый исследователь Мирового океана, автор множества фильмов о море – Жак-Ив Кусто.

Только невыполнимые миссии приносят успех.

— Жак-Ив Кусто

Если бы человек мог жить в воде, то освоение океана, освоение его глубин пошло бы гигантскими шагами.
— Александр Беляев, «Человек-амфибия»

Изобретатель, фотограф, режиссер

«Человек за бортом!» – такой крик может переполошить любого на судне. Он означает, что надо бросить свою работу и срочно спасать гибнущего товарища. Но в случае с Жаком-Ивом Кусто это правило не работало. Этот человек-легенда провёл «за бортом» большую часть своей жизни. Более того: последней командой Кусто, которую словно никто не расслышал, был призыв не просто погружаться в море, а жить в нем.

Молодой Жак-Ив начал нырять в глубокое синее море еще в двадцатые годы прошлого века. Быстро пристрастился к подводной охоте. А в 1943 году вдвоем с гениальным конструктором подводного оборудования Эмилем Ганьяном создал одноступенчатый регулятор подачи воздуха для системы жизнеобеспечения водолаза (по сути это был младший брат современного двухступенчатого). То есть Кусто фактически подарил нам акваланг, каким мы его знаем сейчас – безопасное средство для погружения на большую глубину. (Вариант акваланга, позволявший опускаться до 20 метров с риском для здоровья, был создан еще в конце девятнадцатого века.)

Кроме того, Жак Кусто, фотограф и режиссер, стоял у самых истоков подводных фото- и видеосъемок. Он сконструировал и опробовал на глубине двадцати метров первую 35-мм видеокамеру в водонепроницаемом корпусе для подводных киносъемок. Он разрабатывал специальное осветительное оборудование, позволявшее снимать на глубине (а в то время чувствительность фотопленки достигала лишь 10 единиц ISO), изобрел первую подводную телевизионную систему… И много что еще.

По-настоящему революционной была созданная под его руководством и напоминавшая летающую тарелку мини-субмарина «Ныряющее блюдце» (первая модель – 1957 г.); аппарат оказался самым удачным представителем своего класса. Кусто любил называть себя «океанографическим техником» – что, конечно, лишь отчасти отражает его дарование.

Ну и, конечно же, Жак-Ив создал за свою долгую плодотворную жизнь десятки потрясающих научно-популярных фильмов. Первый же рассчитанный на массового зрителя фильм этого непрофессионального режиссера и океанолога-выскочки (как его называли маститые ученые) – «Мир тишины» (1956) получил «Оскар» и «Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля (это был, кстати, первый научно-популярный фильм, получивший Пальмовую ветвь). Второй фильм («История красной рыбы», 1958) тоже получил «Оскара», доказав, что первый «Оскар» не был случайностью…

В нашей стране исследователь завоевал народную любовь благодаря телесериалу «Подводная одиссея Кусто».

Однако то, что в массовом сознании Кусто остался только как создатель серии популярных фильмов (да изобретатель современного акваланга) – неправильно.

Кем Жак-Ив был на самом деле – так это первопроходцем.

Капитан планеты

Товарищи недаром называли Кусто – за глаза – «актером» и «шоуменом». Он поразительно умел находить спонсоров и всегда получал то, что хотел. Например, свой корабль – Калипсо – он нашел задолго до приобретения, буквально следовал за ним (со своей семьей) несколько лет, куда бы тот ни поплыл… и, наконец, получил судно – практически в дар от ирландского миллионера Гиннесса. Пивной магнат, впечатленный деятельностью Кусто, в 1950 году внес большую часть суммы, необходимой для выкупа вожделенной Калипсо у британских ВМС (это бывший минный тральщик), и сдал Кусто в аренду на неограниченный срок за символический 1 франк в год…

Капитан – так его величают во Франции, а иногда называют – Капитан планеты. А товарищи звали его просто – «король». Он умел привлечь к себе людей, заразить своим интересом и любовью к морским глубинам, организовать и сплотить в команду, вдохновить на поиск, граничащий с подвигом. И потом привести эту команду к победе.

Кусто отнюдь не был героем-одиночкой, он охотно использовал таланты окружавших его людей: инженерный талант Э. Ганьяна и позднее А. Лабана, литературный дар соавтора его знаменитой книги «Мир тишины» Ф. Дюма, опыт профессора Эджертона – изобретателя электронной вспышки – и влияние тестя в компании Air Liquide, производившей подводное оборудование… Кусто говаривал: «За обедом всегда выбирайте лучшую устрицу. Таким образом, до самой последней, все устрицы будут самыми лучшими». В работе он всегда использовал только самое передовое оборудование, а чего не было – изобретал. Это был настоящий Победитель в американском смысле слова.

Его верный товарищ, которого Кусто взял матросом на испытательный срок одну неделю и который потом плавал с ним 20 лет до самого конца – Андре Лабан – сравнивал его с Наполеоном. Потому что команда Кусто любила своего Капитана так, как лишь наполеоновские солдаты могли любить своего кумира. Правда Кусто воевал не за мировое господство – за спонсорскую помощь программам подводных исследований воевал он, за изучение Мирового океана, за расширение границ не только родной Франции, но – всей ойкумены, обитаемой человеком Вселенной.

Работники, матросы Кусто понимали, что они были больше, чем наемными служащими: они были его боевыми товарищами, соратниками. Они были готовы пойти за ним в огонь – и, разумеется под воду, где работали, бывало, не покладая рук сутки напролет, часто за символическую плату. Вся команда Калипсо – любимого и единственного корабля Кусто – понимала, что они – Аргонавты двадцатого века, что они участвуют в историческом и в своем роде даже мифическом плавании, в открытии столетия, в крестовом походе человечества в глубины океана, в победном наступлении в глубины непознанного…

Пророк морских глубин

В молодости Кусто испытал потрясение, которое изменило его жизнь. В 1936 году он служил в морской авиации, увлекался автомобилями и большими скоростями. Последствия этого увлечения были для молодого человека самыми печальными: он попал в серьезную автомобильную аварию на спортивной машине отца, получил смещение позвонков, множество сломанных ребер, пробитое легкое. Руки его были какое-то время парализованы…

Именно там, в больнице, в тяжелейшем состоянии, молодой Кусто испытал своего рода просветление. Как в свое время недопустимость применения «исключительной силы», так и Кусто после неудачного опыта «гонок» — решил притормозить, сбавить обороты и оглядеться по сторонам, взглянуть на очевидные вещи под новым углом. Подняться над суетой и посмотреть на море – впервые! – не в связи со своей военной карьерой, не в рамках одной жизни, а в контексте и масштабе развития всего человечества… Авария поставила большой жирный крест на карьере военного летчика, зато в конечном итоге подарила миру вдохновенного исследователя, даже больше – своеобразного пророка моря.

Исключительная сила воли и жажда жизни позволили Кусто оправиться от тяжелейшей травмы и уже менее чем через год встать на ноги. И с этого момента жизнь Кусто была связана, по большому счету, только с одним – с морем. А в 1938 году он знакомится с Филиппом Тайе, который станет его крестным отцом в свободном погружении (без акваланга). Кусто потом вспоминал, что вся его жизнь перевернулась в тот момент, и он решил всецело посвятить себя подводному миру.

Кусто любил повторять своим друзьям: если хочешь чего-то добиться в жизни, не стоит разбрасываться, двигайся в одном направлении. Не стоит стараться чересчур, лучше прикладывать постоянное, неослабевающее усилие, повторял он снова и снова. И в этом было, пожалуй, кредо его жизни. Он посвятил исследованию глубин моря и мечте о подводном мире все свое время и силы – до грана, до капли, как в знаменитом стихотворении Р. Киплинга «If», поставил все на одну карту – и его усилия стали действительно священными в глазах сторонников.

По свидетельствам современников, он обладал волей пророка и харизмой революционера. Он сиял и слепил своим величием, как знаменитый французский «король-солнце» Людовик XV. Соратники считали своего Капитана не просто человеком – но создателем настоящей «религии дайвинга», мессией подводных исследований, иисусом глубин. Этот мессия, человек не от мира сего, человек за бортом, за гранью , очень редко оглядывался в сторону суши – только когда не хватало средств на очередной проект, и только до тех пор, пока эти средства не появлялись. Ему как будто не хватало места на земле. Капитан планеты вел свой народ – дайверов – в глубины океана.

И хотя Кусто не был ни профессиональным водолазом, ни ученым океанографом, ни дипломированным режиссером, он совершал рекордные, невероятные погружения и открыл новую страницу в исследовании Мирового океана. Потому что, по сути, он был просто – Капитаном с большой буквы, рулевым Перемен, способным отправить человечество в большое плавание.

Расширить человеческое сознание, и, в конечном счете, завоевать для людей новые пространства для обитания. Подводные пространства. Такова была главная его цель (к которой Кусто шел всю жизнь). «Вода занимает семьдесят процентов поверхности нашей планеты, — говорил апостол Андре Лабан, – и там достаточно места для всех людей». На суше же «слишком много законов и правил, свобода растворяется». Понятно, что Лабан, произнося эти слова, озвучивал не просто личную заморочку, а идею всей команды, идею, двигавшую вперед всю команду Кусто.

Именно в таком смысле понимал Кусто перспективы освоения Мирового океана: расширить границы человеческого обитания, построить города под водой. Научная фантастика? Беляев? Профессор Челленджер? Возможно. А может быть, миссия, за которую взялся Кусто, была не такой уж и фантастичной. Ведь его амбициозные проекты по изучению возможности долговременного пребывания под водой (а в конечном итоге полноценной жизни там) увенчались определенным успехом. «Подводные дома», «Преконтинент-1», «Преконтинент-2», «Преконтинент-3», «Гомо акватикус». Опыты проводились на глубинах до 110 метров. Были освоены гелиево-кислородные смеси, отработаны основные принципы жизнеобеспечения и расчета режимов декомпрессии… В общем, создан прецедент.

Стоит отметить, что опыты Кусто не были какой-то сумасшедшей, никому не нужной идеей. Подобные эксперименты проводились и в других странах мира: и в США, и на Кубе, и в Чехословакии, в Болгарии, в Польше, и во многих странах Европы.

Человек-амфибия

Кусто никогда не думал о глубинах меньше 100 метров, его просто не привлекали несравненно легче реализуемые проекты на малых и средних глубинах 10-40 метров, где можно использовать сжатый воздух или азотно-кислородные смеси и на которых как раз выполняется подавляющая часть подводных работ в обычное время. Как будто, пережив Вторую мировую, он ждал мощного глобального катаклизма, готовился к тому, что придется надолго уходить на глубину… Но это только догадки. В то время власти отказались от продолжения исследований, отметив их чрезвычайную дороговизну.

Возможно, их отпугнули некоторые совсем уж «забортовые», «челленджерские» идеи Кусто. Так, он мечтал об изобретении специальных легочно-сердечных автоматов, которые вводили бы человеку кислород прямо в кровь. Вполне современная идея. Вообще, Кусто стоял на стороне оперативного вмешательства в организм человека, с тем, чтобы приспособить его для жизни под водой – то есть хотел в конечном счете создать «сверхчеловека-амфибию» и поселить его в «водный мир»…

Кусто всегда привлекала глубина – не как естествоиспытателя и не как спортсмена, а как пионера новых жизненных горизонтов. В 1960-м он участвовал в подготовке исторического (единственного совершенного людьми!) погружения швейцарского океанолога профессора Жака Пикара и лейтенанта ВМС США Дональда Уолша на батискафе «Триест» в самую глубокую из известных областей океана – «пучину Челленджера» – Марианскую впадину (ее глубина составляет 10.920 метров). Профессор погрузился на рекордную глубину 3200 (sic!) метров – отчасти повторив в реальной жизни приключение самого героя научно-популярной эпопеи Конан Дойля, полусумасшедшего профессора Челленджера из романа «Маракотова бездна» (1929). Кусто в этой экспедиции обеспечивал подводные съемки.

Но следует понимать, что как Пикар и Уолш погружались не ради славы, так и доблестные «аргонавты» Кусто работали не на рекорд, в отличие от некоторых, скажем так, профессионалов. Лабан, например, без обиняков называл таких спортсменов «сумасшедшими». К слову сказать, Лабан, неплохой художник, в конце жизни начал писать свои морские картины… под водой. Не исключено, что «челленджерская» мечта Кусто не дает ему покоя и сегодня.

Экология Кусто

Как известно, «барон славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет». Кусто нырял не чтобы поразвлечься и посмотреть, как рыбки плавают между кораллов, и даже не для того, чтобы снять об этом захватывающее кино. Сам того не ведая, он приохотил массового зрителя (который, понятно, весьма далек от преодоления рубежей изведанного) к тому медийному продукту, который сейчас продается под брендами «National Geographic» и «BBC». Кусто был чужд идеи создания всего лишь красивой двигающейся картинки. Вопреки сформировавшемуся впоследствии мифу (во многом появился он благодаря небесполезной деятельности благотворительных фондов Кусто), аргонавты Кусто вовсе не ставили своей основной целью защиту окружающей среды!

Как признавался Лабан, прежде чем стать большими-большими друзьями подводного мира, живыми идолами природоохранного движения, аргонавты Кусто поначалу сгубили много обитателей глубин. И вообще времена были не те. Снимая кино, команда укокошила немало кашалотов и акул, не говоря уже о «мелкой рыбе», и вообще, никто из команды не был вегетарианцем; в пятидесятые годы просто не было таких идей.. Однажды в ходе съемок акул приманивали «на живца» кашалотом… В наши дни «Гринпис», наверное, оперативно потопил бы судно такого находчивого натуралиста… Но ведь то были бородатые пятидесятые и шестидесятые, когда и существование человеческого вида, благодаря холодной войне, было под большим вопросом. Идея защиты окружающей среды появилась у Кусто сравнительно поздно, была привнесена его другом (доктором Бомаром) и затем уже поднята им на флаг, в семидесятые годы. Только впоследствии она стала ключевой в восприятии Команды.

Как бы в направлении этой легенды работает и современное сообщество памяти Кусто. Нынешнее поколение «аргонавтов» Кусто – люди, словно «утомленные морем». «Общество Кусто» и «Команда Кусто» занимаются, как кажется, в основном сбором членских взносов со своих более чем пятидесяти тысяч членов и изданием журналов Calipso Log («Журнал Калипсо») и Cousteau Kids (для детей). Формально эти благотворительные организации, которыми владеет молодая вторая жена Кусто, Франсин Триплет, занимаются «исследованием экосистем по всему миру» и «повышением качества жизни настоящего и грядущих поколений». Но очевидно, что и тем, и другим сам Жак Кусто занимался гораздо эффективнее.

Одиссея Кусто сегодня

Легендарное судно Жака-Ива, служившее ему верой и правдой, в 1996 году затонуло в гавани Сингапура, случайно столкнувшись с баржей. В этом году в честь столетия со дня рождения Кусто симпатичная Франсин решила сделать своему покойному мужу запоздалый подарок. Она заявила, что в течение года корабль будет восстановлен во всем своем великолепии. В настоящее время судно получает второе рождение, его восстанавливают в доках Консарно (Бретань), причем используя исключительно экологичные материалы (например, корпус будет проконопачен конопляной паклей) – судно, по модному тренду, станет «зеленым»…

Казалось бы, повод порадоваться и пожелать «шесть футов под килем»? Однако эта новость оставляет двоякое чувство: на сайте «Команды Кусто» говорится, что судно будет снова бороздить голубые просторы в качестве посла доброй воли и надзирать за экологическим порядком в семи морях. Но ходят слухи, что на самом деле после восстановления корабля Франсин собирается устроить из Калипсо спонсируемый американцами музей на Карибах. Именно против такого исхода выступал в 1980-м сам Кусто, обозначив свою позицию как всегда четко: «Я бы предпочел затопить его вместо того, чтобы превращать в музей. Я не хочу, чтобы этим легендарным кораблем торговали, чтобы на него приходили люди и устраивали пикники на палубах». Ну что ж, в пикнике участвовать не будем. Достаточно того, что мы помним мечту Кусто, сразу вызывающую волну беспокойства: человек за бортом.

Надежда, как всегда, на новое поколение: а точнее, на сына Жака-Ива, который с детства был везде с отцом, разделял его любовь к морю и подводным приключениям, плавал под водой во всех морях от Аляски до мыса Горн, а когда открыл в себе талант архитектора, стал серьезно подумывать о домах и даже целых городах… под водой! Он даже предпринял ряд шагов в этом направлении. Правда, пока что Жан-Мишель, в бороде которого уже появилась седина – хотя голубые глаза еще горят глубоким, как море, огнем – разочаровался в своем проекте «новой Атлантиды». «Зачем лишать себя добровольно дневного света и усложнять общение людей между собой?» – резюмировал он свою неудавшуюся пока попытку переселить людей под воду.

Сейчас Жан-Мишель, по-своему взявшийся за дело отца, активно занимается экологическими проектами, пытаясь сохранить морские глубины и их обитателей от гибели. А работы ему – невпроворот. В этом году не только исполняется 100 лет со дня рождения Ж.-И. Кусто. Организация объединенных наций объявила 2010 год Международным годом биоразнообразия: по ее данным, на грани исчезновения на планете находятся от 12 до 52% известных науке видов…

Жак Ив Кусто открыл людям «голубой континент», его документальные фильмы об океане получили три «Оскара», сам капитан был ярым защитником моря и природы вообще. Кроме того, Кусто был изобретателем, подарившим нам акваланг и турбопарус, а еще романтиком, мечтавшим о том, что однажды люди начнут жить под водой.

Aqua lung

Любопытство давно тянуло людей под воду. Чего только они ни использовали, пытаясь заглянуть в подводное царство: и герметичные мешки с запасом воздуха, и дыхательные трубки, связывающие ныряльщика с поверхностью. Сколько людей при этом погибло или получило травмы, трудно даже представить.


Рисунок из книги

Луи Фигье Les Merveilles de la science,

том 4, 1870 год

Патент на один из первых прототипов акваланга получили в 1866 году французы Бенуа Рукейроль и Огюст Денейруз. Их аппарат состоял из наполненного сжатым воздухом баллона, связанного с ним металлического колпака, надевавшегося на голову водолазу, а самое главное — регулятора подачи воздуха с мембраной. Регулятор подавал воздух только на вдох и под давлением, равным давлению воды. Однако их устройство не давало автономности: баллон был соединен с поверхностью шлангом, по которому и подавался воздух.

Несколькими годами позже стали появляться и первые дыхательные аппараты замкнутого цикла, или ребризеры. В них при выдохе дыхательная смесь не удаляется полностью в воду, а частично возвращается аквалангисту. Один из первых таких аппаратов в 1878 году создал британец Генри Флюсс. Но из-за того, что в его ребризере водолаз дышал почти чистым кислородом, риск получить кислородное отравление был довольно высоким.

В 1940-х годах во Франции инженер компании «Эйр Ликид» (Air Liquide) Эмиль Ганьян разработал систему подачи газа в двигатели. По счастливой случайности тесть Кусто Анри Мельхиор знакомит его с Ганьяном. Страстный водолаз Кусто предлагает переделать систему для дыхания под водой. И в 1943 году они создают aqua lung (от лат. «вода» и «легкое»), объединив баллоны с воздухом, который содержится под давлением, и двухступенчатый редуктор. Его первая ступень снижает давление подаваемого из баллона воздуха до 6—15 атмосфер, а вторая подает его на вдохе, выравнивая с давлением глубины, на которой находится ныряльщик. Этот аппарат открытого цикла позволил резко увеличить продолжительность погружения. И синие глубины постепенно стали открываться человеку (по крайней мере, верхние их слои). Конечно, теперь акваланг изменился, но принцип работы остался таким же.

«Ныряющее блюдце»


Первый батискаф построил швейцарец Огюст Пиккар в 1953 году. Этот аппарат смог погрузиться на рекордные по тем временам три тысячи метров. Кстати, от подводной лодки батискаф отличается строением. Чтобы погрузиться, подлодка использует воду как балласт, набирая ее в цистерны. А чтобы всплыть, в цистерны подают сжатый воздух, который выталкивает эту воду наружу. Из-за того что с набором глубины увеличивается и давление, чем глубже ныряет подлодка, тем сложнее вытолкнуть «балласт», а значит, и всплыть.

Батискаф тоже набирает воду за бортом, чтоб с ее помощью совершить погружение. Но для того, чтобы всплыть, он просто сбрасывает установленный на нем еще до набора воды балласт. Схематично батискаф можно представить как две важные части: прочная и герметичная кабина для людей и связанный с ней внешний корпус-поплавок. Пространство между кабиной с людьми и внешним корпусом, как правило, разделено на отсеки, часть из которых заполнена воздухом, часть — жидкостью, которая легче воды, например бензином. Получается что-то вроде поплавка или надувного круга.

Кусто с командой инженеров начинает работу над созданием своего батискафа в 1955 году, и спустя четыре года SP-350 Denise (soucoupe plongeante , или с фр. «ныряющее блюдце») успешно проходит испытания. Yellow submarine Кусто (SP-350 и впрямь была пронзительно-желтой), округлыми формами напоминавшая популярные изображения НЛО, вмещала только двух людей и могла погружаться на глубину лишь до 400 метров, но открывала перед исследователями океана огромные возможности: у «подводного блюдца» были большие иллюминаторы, оно было очень маневренным и могло крутиться вокруг своей вертикальной оси, а главное — у него была «рука» — манипулятор, при помощи которого исследователи могли поднимать что-нибудь и подносить к иллюминатору, чтобы лучше рассмотреть.

Кстати, не исключено, что веселый желтый цвет «блюдца» обусловлен тем, что с увеличением глубины первыми в воде перестают различаться теплые цвета: сначала красный, глубже — оранжевый и лишь затем желтый. За ними «исчезает» зеленый, а меньше всего поглощается синий. Понятно, что на глубине даже 100 м — не то что 400 — желтый цвет нельзя будет отличить от синего, но первые метры при погружении и последние при всплытии желтый батискаф смотрится эффектно. А ведь Кусто знал толк в киносъемке.

Меньшими братьями «блюдца» стали созданные Кусто в 1967 году «морские блохи» — подводные аппараты на одного человека. Их длина была менее трех метров, но опускаться они могли на 500 метров глубины.

Город под водой


Конец 50-х — начало 60-х годов, пожалуй, можно назвать временем романтиков и великих первопроходцев. Человек полетел в космос и погрузился в океан. В то время как одни верили, что уже скоро засадят яблонями Марс, другие были убеждены, что будущее человека — под водой. Конечно, среди них был и капитан Кусто. Но первым над концепцией подводных поселений стал работать американский физиолог Джордж Бонд . В 1957 году при поддержке ВМС США он начал проект «Генезис» по изучению влияния повышенного давления различных газов, включая кислород, азот и гелий, на живые организмы. К 1960 году он пришел к выводу, что человек может выдержать длительное воздействие различных газов и повышенное давление окружающей среды. В 1964 году ВМС США установили свой первый «подводный дом» SeaLab (от англ. «морская лаборатория») I недалеко от Бермуд, но к тому моменту их уже опередил Кусто.

В 1962 году, вдохновленный работой Бонда, Кусто вместе с командой инженеров строит первое подводное жилище . Официально оно получило название Conshelf I (в русский язык вошло как «Преконтинент-1»), но все звали его просто «Диоген», потому что, по сути, это была просто бочка длиной 5 м и диаметром 2,5 м, установленная в гавани Марселя на глубине 10 м. В течение недели в ней жили два человека, которые каждый день на пять часов выплывали из «Диогена» в море. Кроме того, за здоровьем водолазов постоянно следили врачи.

За «Преконтинентом-1» последовал «Преконтинент-2» — в 1963 году на глубине около 10 м в Красном море Кусто построил целую «деревню»: там были пятикомнатный дом «Морская звезда», гараж для «Ныряющего блюдца» и склад для инструментов. Чуть поодаль, а точнее вглубь, находился домик «Ракета». В нем на глубине 27,5 м семь дней жили два водолаза. Вместо обычного воздуха они дышали гелиево-воздушной смесью, чтобы изучить влияние гелиевой атмосферы на человека при повышенном давлении. На «Ракете» вообще были тяжелые условия: температура доходила до 30° при почти 100-процентной влажности.

В «Морской звезде» жить было все-таки легче: воздух в нее по шлангам подавался с поверхности и в доме даже была установлена система кондиционирования. Шесть человек прожили в нем почти месяц, параллельно изучая геологию океана и исследуя морских жителей. Кстати, участники проекта коротали время в компании первого подводного попугая.

«Наш попугай удивительно хорошо приспособился к жизни под дополнительным давлением и вместе с нами поднимется на поверхность целым и невредимым. Сидя на руке своего крестного — Клода Уэсли, попугай наблюдает, как перед иллюминатором проплывают рыбы», — писал в своей книге « Мир без солнца » Жак Кусто.

На самом деле птица служила своего рода датчиком качества воздуха. Если бы в нем повысилось содержание углекислого газа, пернатый «водолаз» первым почувствовал бы недомогание.

Третий «Преконтинент» должен был продемонстрировать возможность людей жить и работать на глубине уже 100 м. В 1965 году в Средиземном море между Монако и Ниццей был установлен высокотехнологичный дом с системой контроля атмосферы и криогенными установками, которые удаляли из воздуха вредные примеси. Шесть человек, среди которых был сын Кусто, Филипп, провели в нем три недели.

Несмотря на то что все три «Преконтинента» были успешными, проект не получил дальнейшего финансирования, и Кусто пришлось отказаться от планов по обживанию толщи воды.

Турбопарус и крутящийся мяч


В 2015 году видео со сброшенным с плотины в Тасмании (Австралия) баскетбольным мячом собрало почти 10 миллионов просмотров из-за того, что падающий мяч, словно по волшебству, меняет траекторию.


В 1980-х годах Кусто загорелся идеей создать экологически чистый и в то же время эффективный двигатель для корабля, который бы снизил расходы топлива, но при этом не сильно отразился на скорости. Доработав ротор Флеттнера, Кусто создал турбопарус. Это изобретение выглядит как полая труба, каплеобразная в сечении. Система насосов нагнетает воздух в воздухозаборные решетки, расположенные по бокам турбопаруса. Из-за разницы давления с разных сторон трубы возникает поперечная сила, которая движет судно.

Турбопарус сперва опробовали на катамаране «Ветряная мельница»: в 1981 году Кусто и команда отправились на нем в путешествие из Танжера (Марокко) в Нью-Йорк. Однако неподалеку от американского побережья ветер усилился до 50 узлов (более 25 м/с), и из-за того, что турбопарус был плохо приварен к корпусу, он сломался и утонул.

Но это не остановило Кусто, и в 1985 году на воду было спущено новое судно — «Алсион», на котором красовались два турбопаруса. Конечно, они служили лишь подспорьем дизельным двигателям, но позволяли экономить около 35% топлива. На турбопарусах «Алсион» даже обошел вокруг света. Одно судно до сих пор на ходу. Оно пережило своего создателя, Жака Ива Кусто, уже на 20 лет.


Впрочем, и это не все, что создал Кусто, — к турбопарусу или «ныряющему блюдцу» стоит добавить водонепроницаемые камеры и осветительные приборы для подводной съемки. Но, может быть, еще важнее то, что он активно выступал за защиту Мирового океана: в 1960-х годах он организовал общественную кампанию против захоронения радиоактивных отходов в Средиземном море и был ярым сторонником введения моратория на китобойный промысел.


«Чердак»


Жак-Ив Кусто (фр. Jacques-Yves Cousteau; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция — 25 июня 1997, Париж, Франция) — знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто.
Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Он был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

В жизни, по воспоминаниям современников, Жак-Ив Кусто был чуть ли не тираном. Но это только видимость. На самом деле он был просто бесспорным лидером. И если он говорил: «Мы пойдем туда», то все остальные подчинялись преданно и послушно.

Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во французском регионе Бордо. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Штатах. Переехав обратно во Францию, Жак занялся учебой и после лицея поступил в Высшую национальную военно-морскую школу. В 1933 году молодой лейтенант Кусто получает назначение на крейсер «Примоге», направлявшийся на Ближний Восток. Чуть позже, увлеченный развивающейся техникой и большими скоростями, он перевелся в военно-морскую авиацию. И это увлечение чуть не стоило ему жизни. Последствия автомобильной аварии была ужасны. Множество переломанных ребер, смещение позвонков, пробитое легкое, парализованные руки... Карьера лейтенанта военно-морской авиации была закончена. Но железный характер победил, и менее чем через год он вышел из больницы. А лучшим стимулом для выздоровления была любовь. Симона Мелькиор... Мгновенная свадьба, и молодая пара уезжает на место службы Кусто, в Тулон. В это же время в Тулоне служил морской офицер более высокого звания, чем Жак, поэт, гуманист, большой любитель спорта, влюбленный в море. Все время вне службы он посвящает морю. Большую часть свободного времени он проводит на подводной охоте в водах департамента Вар, на юге Франции. Его зовут Филипп Тайе. Его неразлучного друга по подводной охоте зовут Фредерик Дюма (впоследствии легендарный Диди). Филипп Тайе стал для Кусто крестным отцом в свободном погружении. Снаряжение в то время было самое простое и ограничивалось парой очков, но, тем не менее, Жак-Ив Кусто был потрясен. В тот момент перевернулась вся его жизнь. И отныне она вся посвящена подводному миру. Лишь одно огорчало будущего командора - ограниченность времени свободного плавания на задержке дыхания. Кусто страстно желал передвигаться свободно и оставаться под водой длительное время. «Чтобы пожить в новом мире», как он говорил. Как это сделать, как решить эту головоломку - вот задача, которая занимала ум Кусто и отнимала всё его свободное время. Кусто был твёрдо намерен решить эту проблему, и не сомневался в успехе.

Последовали эксперименты с подводной экипировкой, а в 1943 Кусто и инженер Эмиль Ганьян (компания «Air Liquid»), запатентовали устройство, которое назвали аквалангом - водными лёгкими. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 м. Это изобретение перевернуло их, а впоследствии и наше представление о «мире безмолвия».

Кусто и его друзья в начале 1943 года переселяются на виллу Барри в Бандоле, на побережье Средиземного моря, туда же пришёл долгожданный груз - первый комплектный акваланг, доставленный поездом из Парижа. Вот как описывает Кусто первое погружение:

"Мы поспешили в небольшую защищенную скалами бухту, которая скрыла бы нашу деятельность от любопытных купальщиков и итальянских войск. Я проверил давление воздуха. Баллоны содержали воздух, сжатый до давления, которое превышало атмосферное в 150 раз. Мне было трудно сдержать свое возбуждение и спокойно обсудить план первого погружения. Дюма, лучший легкий водолаз во Франции, должен был остаться на берегу, поддерживая тепло и отдыхая, в готовности к погружению на помощь мне, если это будет необходимо. Симона должна была плавать на поверхности с дыхательной трубкой и наблюдать за мной через свою погруженную в воду маску. Если она просигналит о том, что что-то идет не так, Дюма сможет нырнуть ко мне в считанные секунды. "Диди", как его звали на Ривьере, может погрузиться без скафандра на 60 футов (18 метров).

Мои друзья прикрепили ремнями трехбаллоный блок на моей спине, с регулятором, оседлавшим заднюю часть моей шеи, и шлангами, обвитыми поверх моей головы. Я плюнул внутрь своей маски из ударопрочного стекла и промыл ее в прибое, с тем, чтобы внутри она не запотевала. Я подогнал резиновый ремешок для плотного прилегания маски на лбу и скулах. Небольшой клапан величиной с канцелярскую скрепку должен был обеспечивать под водой циркуляцию воздуха. Шатаясь под тяжестью 50-ти фунтового аппарата (20 кг), я побрел вразвалку в море.

Я экспериментировал со всеми возможными маневрами - петлями, кувырканиями и бочками. Я стоял вниз головой на одном пальце и внезапно начал смеяться резким искаженным смехом. Освобожденный от силы тяжести и плавучести, я парил в пространстве, испытывая чувство эйфории".

Мечта Командора сбылась. В течение лета 1943 года Кусто, Тайе и Дюма, совершили более 500 погружений. На Барри, по сути, начинает работать первый, клуб лёгких водолазов. В ходе погружений к затонувшим судам ведётся киносъёмка. Фильм «Затонувшие суда» в 1944 г. был с большим успехом показан в Париже.

Как только прекратились военные действия, Кусто и Ганьян учредили фирму "La Spirotechnique" (как филиал «Air Liquid») и начали промышленное производство акваланга. Молва о новом аппарате распространилась по всей Франции. Военные водолазы и первые водолазы-спортсмены с нетерпением искали доступа к устройству. Группа предприняла несколько опасных послевоенных операции, включая удаление бесчисленных мин и даже снятие торпед с затонувшей подводной лодки. Они сумели расширить свой флот судов, ориентированных на водолазные работы, и стали участвовать в океанографических исследованиях, плавая по Средиземному морю с различными учеными.

Впоследствии управляющая компания «Aqua Lung International» объединит более 20 разных фирм-производителей и филиалов, она будет производить и продавать по всему миру оборудование для погружений под различными марками, обеспечивая рекордный торговый оборот в сфере товаров и услуг для дайвинга и подводного плавания. Акваланг был признан как инструмент для океанографических исследований, а Генеральный штаб направлял постоянный поток людей для обучения пользованию аквалангом. Интересно отметить, что сначала акваланг не рассматривался как устройство для любителей, а рекламировался в первую очередь для использования в военных, промышленных и личных целях.

Страстное увлечение Кусто созданием фильмов также нашло отражение в программе Группы. Был снят короткометражный документальный фильм о подводных операциях, выполняемых подводной лодкой "Руби" - "Погружение "Руби". Фильм показывал торпеды, выходящие из своих труб, постановку мин и экипаж, покидающий подводную лодку с использованием акваланга.

Продолжается дальнейшее совершенствование водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также Кусто изобретает первую подводную телевизионную систему. В 1950 г. он переоборудовал американский минный тральщик, получивший название «Калипсо», и годом позже приступил к организации подводных экспедиций. К первым достижениям команды «Калипсо» относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубине 7250 м.

Книга Кусто «В мире безмолвия» (1953), написанная в соавторстве с Фредериком Дюма, стала бестселлером. Ее киноверсия в 1956 была удостоена премии Оскара и французской Золотой пальмовой ветви.

Тем временем Голливуд снимает фильм "Водолазы-разведчики", где акваланги играют ключевую роль в подводных сценах (отправку аквалангов в Америку Кусто организовал чуть раньше, после погружения капитана 3 ранга Дугласа Фена, руководителя команды подводных подрывников ВМС США в Каннах), оборудование для съёмок поставлено фирмой U.S.Divers. В качестве единственного на тот момент поставщика аквалангов в США фирма U.S.Divers быстро расцветает. Каталог от июня 1955 г. содержит уже кислородные устройства Пирелли, компрессоры Корнелиуса, французское и итальянское снаряжение, книги о подводном плавании с автономным дыхательным аппаратом открытого типа. В 1955 г. компания Air Liquid выкупает у Рене Бюссо U.S.Divers. К этому времени уже было продано приблизительно 25000 аквалангов. Дайвинг становится массовым и популярным во всём мире. Жак-Ив Кусто занимает пост председателя U.S.Divers Corporation.

Официальное признание достижений Кусто пришло с утверждением его в должности директора Океанографического музея в Монако в 1957. Громкий успех книги помог Кусто осуществить новые проекты: создать первый небольшой автономный аппарат для изучения подводного мира и провести ряд экспериментов по погружению с подводным автономным дыхательным аппаратом (при этом люди длительное время пребывали на подводных станциях на морском дне). Документальный фильм об этих станциях под названием «Мир без солнца» получил премию Оскара в 1965. Многие телекомпании (в том числе США, СССР и России) на протяжении многих лет включают документальные фильмы Кусто в свои программы.

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1973 основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды. В то же время продолжались экспедиции на «Калипсо», причем исследовались такие разные регионы, как Антарктика и река Амазонка. Документальный сериал "Подводная одиссея командора Кусто", хроника путешествий и исследований - пользуется ошеломляющим успехом у телезрителей во всем мире до сих пор.

Кусто считал благом для всего человечества распространение знаний о Мировом Океане и сыграл видную роль в борьбе за его чистоту. Как исследователь и эколог, Кусто обращался к правительствам многих стран и политическим деятелям, выражая свою обеспокоенность загрязнением Океана. Последние десятилетия жизни Капитан Кусто посвятил борьбе за сохранение окружающей среды. За свои исследования и книги Кусто удостоен многочисленных наград, включая Орден Почетного легиона.

Жизненный путь Кусто

1910 год - 11 июня на юго-западе Франции в местечке Сент-Андре-де-Кюбзак (St. Andre-de-Cubzac), севернее города Бордо, родился Жак-Ив Кусто.

1923 год - Жаку - 13 лет. Он покупает кинокамеру и начинает снимать. Чтобы узнать, как камера работает, он разбирает ее на части.

1926 год - В возрасте 16 лет Жак создает собственную “кинокомпанию”, выступая в качестве режиссера, продюсера и актера в семейных мелодрамах. Он получает удовольствие, играя злодеев.

1930 год - В 20 лет будущий капитан поступает во Французскую морскую академию, чтобы стать летчиком морской авиации: “Я выбрал морскую академию из-за любви к водной стихии, желания путешествовать и видеть мир”.

1935 год - Жак попадает в автомобильную катастрофу, которая вынуждает его отказаться от мечты быть летчиком. Ему приходится потратить восемь месяцев на курс интенсивной физиотерапии, чтобы восстановить руки.

1936 год - Впервые Жак-Ив плавает под водой с защитными очками. Изумленный тем, что видит, он решает посвятить свою жизнь подводным исследованиям.

1943 год - Кусто нужно было автоматическое устройство, с помощью которого он мог бы дышать под водой. Он делится своей идеей с инженером Эмилем Ганьяном, и они вместе изобретают Aqua-Lung, который становится прототипом всех дыхательных механизмов, используемых сейчас в мире,- скуба (SCUBA - Self Contained Underwater Breathing Apparatus).Этот замечательный аппарат позволяет человеку плавать с легкостью рыбы и достаточно долго находиться под водой.

1950 год - Капитан Кусто приобретает “Калипсо” - 150-футовый деревянный корабль, бывший минный тральщик, и превращает его в научное океанографическое судно.
“Калипсо”! Одного взгляда на нее было достаточно, чтобы решить, что она будет моим кораблем... Я буду плавать на ней по морю, “Калипсо” будет моим домом, моей вселенной...”

1953 год - Капитан издает свою первую книгу “В мире безмолвия”, в которой знакомит читателей всего мира со своими подводными приключениями.

1956 год - За свой первый полнометражный фильм “В мире безмолвия” Жак-Ив Кусто получает в США Оскара - приз Американской киноакадемии (в номинации “за лучший документальный фильм”) и Пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале во Франции.

1959 год - Капитан Кусто принимает участие в создании и строительстве “ныряющего блюдца” SP350 - первой маленькой подводной лодки для научной работы в океане. Она вмещает двух человек, с ее помощью можно вести наблюдения и киносъемку на глубине 1150 футов (около 370 метров). “Ныряющее блюдце” позволяет ему опускаться еще глубже и проводить исследования под водой еще дольше, чем прежде.

1961 год - Президент США Джон Кеннеди награждает капитана Кусто золотой медалью Национального географического общества. На медали начертаны слова: “Человеку Земли, который дал людям ключ от Мира безмолвия”.

1962-1965 годы - Капитан и его друзья проводят первые эксперименты по изучению возможности проживания под водой. Члены команды работают от одной до четырех недель в сконструированных им подводных домах.

1968 год - В США состоялась премьера новой телевизионной серии “Подводный мир Жака Кусто”, посвященной своеобразной красоте морских глубин. Несколько программ получают премии Emmy.

1973 год - Для того чтобы поддерживать и защищать природные ресурсы Земли, в США было образовано Общество Кусто. В этом же году капитан проводит несколько крупных экспедиций, чтобы запечатлеть суровую красоту Антарктики.

1981 год - В Париже создается Фонд Кусто.
Капитан собирает многонациональную группу ученых для изучения бассейна реки Амазонки.
В США выходит первый номер журнала для детей “Dolphin Log” - “Бортовой журнал Дельфина”.

1985 год - После первого трансатлантического перехода на своем новейшем судне “Алкиона”, которое движется с помощью электроветровой двигательной системы, капитан Кусто прибывает в Нью-Йорк.
Оба его судна отправляются на десять лет в кругосветную экспедицию, а капитан получает от Рональда Рейгана президентскую награду США “Медаль Свободы”.

1990 год - Команда доставляет 6 детей (по одному от каждого континента) на Антарктиду со специальной миссией: привлечь внимание людей всего мира к тому факту, что уникальная природа Антарктики должна быть сохранена для будущих поколений.

1991 год
- Капитан Кусто начинает кампанию сбора подписей под петицией с требованием принять Билль о правах будущих поколений, который должен гарантировать каждому ребенку право наследовать чистую планету.

1994 год - Команда Кусто направляется с научной экспедицией к уникальному народу острова Мадагаскар.

1995 год - Начинает выходить новое европейское издание для детей “Сousteau Junior”.

1996 год - “Калипсо” получила пробоину при столкновении с баржей в порту Сингапура и затонула. Когда корабль подняли со дна, оказалось, что восстановить его для дальнейшей океанографической работы невозможно. Была начата большая кампания по строительству нового судна “Калипсо-2”.
Капитан Кусто представлял его как “корабль для детей Мира”.

1997 год - 25 июня капитан Кусто возвращается в “мир безмолвия”. Он похоронен в своем родном городе Сент-Андре-де-Кюбзак (St.Andre-de-Cubzac) во Франции.

1997 год - Состоялась экспедиция в бассейн реки Хуанхэ. Не только моря и океаны привлекают внимание команды Кусто. Еще на “Калипсо” плавала она по Нилу, Амазонке, Миссисипи, Меконгу, проводила исследования других речных систем.

1998 год - Легендарный корабль “Калипсо” ушел на заслуженный отдых. Его поместили в замечательный морской музей города Ла Рошеля. В соответствии с желанием капитана “Калипсо” стал неотъемлемой частью музея, доказывая, что дело Кусто продолжает жить. Поэтому команда с радостью и благодарностью предоставила для экспонирования снаряжение и другие предметы, связанные с жизнью и работой капитана.
Чтобы защитить наиболее уязвимые водные участки по всему миру, Общество Кусто разработало и осуществляет проект “Вода мира”. По мнению членов Общества Кусто, “моря и океаны, свободные от загрязнения и конфликтов, составляют часть общечеловеческого наследия, за которую мы все несем ответственность и которую должны передать будущим поколениям”. Они надеются, что народы планеты примут активное участие в осуществлении проекта “Вода мира”, и уже через несколько лет на Земле создастся целая сеть “зон Кусто”.

1998 год провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом океана.
Совместно с Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО Общество Кусто работает над несколькими проектами. Один из них - научно-исследовательская экспедиция на Каспийское море, природная уникальность и экологические проблемы которого общеизвестны.
Экспедиция прошла летом при спонсорской поддержке ЮНЕСКО в рамках проекта “Вода мира”.

2003 год - В ноябре 2003 года корабль “Альсиона” вышел из порта Монако и взял курс к берегам Красного моря. Целью экспедиции Общества Кусто, которая продолжалась несколько месяцев, было изучение экологического состояния суданского побережья и мер по его охране. С особым трепетом ее участники посетили места, где в 1955 и 1963 годах Жак-Ив Кусто снимал фильмы “В мире безмолвия” и “Мир без солнца”, принесшие ему мировую известность. По сложившейся традиции все происходящее на борту было заснято на пленку.

Источник: greensalvation.org

Акваланг Кусто

Автономный дыхательный аппарат (акваланг), сконструированный в 1943 году Ж.-И. Кусто и Э. Ганьяном, работает по так называемой открытой схеме дыхания, поскольку использованный воздух выдыхается прямо в воду. В аппарате воздух подается по потребности, при каждом вдохе, а не постоянно.

Он состоит из одного или нескольких баллонов со сжатым воздухом, укрепляемых на спине подводного пловца. При каждом вдохе автомат подает воздух под давлением, равным давлению воды на данной глубине. При выдохе отработанный воздух выходит через клапан выдоха, называемый "утиный нос". Загубник связан с дыхательным автоматом при помощи двух гибких шлангов - один из них предназначен для вдоха, другой - для выдоха.

Автономный аппарат надежен и прост по конструкции, что позволило начать подводные исследования и использовать его в подводном спорте. Изобретение аппарата явилось важной вехой в истории проникновения человека в подводный мир и даже своеобразным этапом в эволюции человеческого общества.

Появление акваланга Кусто - Ганьяна было огромным скачком вперед по сравнению с обычным водолазным снаряжением, когда воздух по шлангу подается в скафандр водолаза с поверхности.

Если за последние двадцать пять лет море для человека стало, по существу, открытой книгой, то лишь благодаря аквалангу, представляющему собой больше инструмент научных исследований, чем спортивное снаряжение. В комплект с аквалангом входят ласты, изобретенные де Корлье; маска и пояс со свинцовым грузом, весящим несколько килограммов, предназначенным для предотвращения непроизвольного всплытия.

Хотя человек и получил возможность беспрепятственно передвигаться в водной среде, не следует забывать о двух опасностях, которые издавна подстерегали водолазов,- это глубинное опьянение, возникающее во время глубоководных погружений, и кессонная болезнь, грозящая подводному пловцу при подъеме на поверхность.

Некоторые чувствуют глубинное опьянение уже на глубине 40 метров, в то время как другие испытывают такое состояние на более значительной глубине, и гораздо позднее, а иногда и чересчур поздно.

Недуг этот, появляющийся при использовании сжатого воздуха, объясняется наличием в воздухе азота, который воздействует на психику аквалангиста. Используя в дыхательной смеси вместо азота более легкий газ, например, гелий, можно значительно, на несколько десятков метров, отодвинуть опасный порог. (Ведутся эксперименты с другими дыхательными смесями, в частности с неоно-кислородной. В 1971 году в США опыт проводился на берегу, без спуска под воду, при этом была показана возможность спусков до 1500 метров. - Прим. ред.)

Декомпрессионные заболевания и кессонная болезнь объясняются тем, что при быстром всплытии с большой глубины растворенный в тканях человека азот освобождается, образуя пузырьки; причем размеры пузырьков увеличиваются пропорционально скорости всплытия, а также глубине и продолжительности пребывания под водой.

Поэтому необходимо замедлить скорость подъема, тем самым препятствуя образованию пузырьков газа, которые могут вызвать закупорку кровеносных сосудов. В особых декомпрессионных таблицах указано, сколько нужно сделать остановок и какой продолжительности в зависимости от глубины и времени погружения.

Если погружение очень кратко, то в организме не успевает скопиться опасное количество газа, и тогда декомпрессионный график нет необходимости соблюдать. И наоборот, с увеличением глубины и продолжительности погружения период декомпрессии увеличивается.

Вот почему производились опыты с "подводными домами". Организм пловца через несколько часов насыщается газом до определенного предела, причем это количество более не увеличивается. Преимущество подводного дома заключается в том, что декомпрессия необходима лишь однажды, спустя несколько дней после поселения в нем, а то и через месяц, как это было во время операции "Преконтинент-III", Таким образом, после длительного пребывания под водой нужно всплывать на поверхность лишь один раз. Это очень важно, поскольку, как говорят водолазы, "за все расплачиваешься при выходе".

При всплытии в декомпрессионной камере подводный пловец будет испытывать то же давление, какому он подвергался на максимальной глубине; оказавшись на поверхности, он проходит декомпрессию по выработанному графику и даже под наблюдением врача. Когда давление в камере станет равным давлению на глубине менее 12 метров, пловцу можно подавать кислород. Именно таким образом использовалась камера Галеацци, которая во время плавания "Калипсо" служила одновременно лабораторией для подводных наблюдений и подводной декомпрессионной камерой.

Автономный скафандр Кусто - Ганьяна, модель "Мистраль" и принадлежности аквалангиста. Обязательное оснащение: 1 - маска, 2 - дыхательный автомат и баллон со сжатым воздухом, 3 - водонепроницаемый гидрокостюм, 4 - пояс с балластом, 5 - ласты. Необходимое оснащение: 6 - глубиномер, 7 - часы, 8 - нож, 9 - надувной жилет, 10 - трубка. Полезное оснащение: 11 - компас, 12 - фонарь и фотоаппарат, 13 - крепления для ласт.

Схема устройства дыхательного автомата Кусто - Ганьяна. 1 - вдыхаемый воздух, 2 - выдыхаемый воздух, 3 - трубка вдоха, 4 - трубка выдоха, 5 - воздух под пониженным давлением, 6 - рычаг, 7 - пружина, 8 - мембрана, 9 - клапан, 10 - фильтр, 11 - запорный вентиль, 12- баллон со сжатым воздухом, 13 - загубник, 14 - "утиный нос".

Новый обтекаемый гидрокостюм с подводным телефоном, встроенным в шлем. В руке пловца "акулья" дубинка.

"Если бы я в нескольких словах захотел выразить смысл моей жизни, я бы написал - я мечтал освободить человека от пут Земли, изобрести средства, позволяющие ему освободиться от границ, установленных природой" - сказал как-то французский океанограф Жак-Ив Кусто, благодаря которому люди увидели на экранах телевизоров загадочный подводный мир и его обитателей. Великий француз не просто мечтал, он изобрел вещи, облегчившие исследование тайн океана.

Очки для плавания

Еще не помышляя о подводных исследованиях, Жак-Ив Кусто решил просто научиться плавать разными стилями. В один прекрасный день ему надоело, что соленая вода постоянно попадает в глаза. Француз немного подумал, помудрил… и изобрел очки для подводного плавания!

Акваланг

Эскиз знаменитого аппарата "Подводное легкое" был сделан на салфетке. Первая модель акваланга состояла из мотоциклетной камеры и коробки противогаза, наполненной химическим поглотителем. Однако он оказался непригодным для использования, и изобретатель едва не погиб во время "тест-драйва". Затем была череда более и менее удачных моделей, но все они браковались во время испытаний.

Тем не менее, Жак-Ив добился своего – на пару с инженером Эмилем Ганьяном в 1943 году он довел до ума "Подводное легкое". Аппарат постоянно совершенствовался в течение многих лет и сегодня не потерял своей актуальности.

Камера для подводной съемки

Оборудование, которое бы позволяло проводить съемки под водой, – тоже заслуга знаменитого француза. В этом перечне - камеры для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры и многое другое.

Жак-Ив Кусто разработал систему подводного телевидения, которая состояла из подводной и надводной частей. В подводной части была телевизионная передающая камера, источник света, блок фотографирования и многожильный кабель. В камере использовались специальные телевизионные подводные трубки, которые могли работать в условиях низкой освещенности.
Надводная часть включала в себя видеоконтрольное устройство, источники электрического питания и пульт управления.

При помощи этого оборудования команда Кусто смогла делать снимки морского дня на глубинах до 7250 м.

"Ныряющее блюдце"

"Ныряюшее блюдце" "Дениз" представляло собой автономный батискаф небольшого размера, рассчитанный на двух человек. Он погружался на глубину несколько сотен метров.

Погружалось оно при помощи балласта, который можно было оперативно сбросить в случае аварийной ситуации. Члены экипажа располагались внутри блюдца лежа, и из такого положения наблюдали за морскими обитателями через иллюминаторы.

Подводные дома

Осенью 1962 года Жак-Ив Кусто создал первый подводный дом в рамках проекта "Преконтинент-1". Его установили в гавани Марселя на глубине 10 м. Дом был изготовлен из обычной металлической цистерны и за сходство с бочкой неофициально прозван "Диоген". Экипажем подводного поселения было два человека - Альбер Фалько и Клод Весли, пробывшие на глубине 10 м одну неделю. Эксперимент был признан успешным. Всего было установлено три дома, но на дальнейшее развитие проекта не нашлось финансирования. Кстати, последнее поселение в рамках проекта "Преконтинент-3" находилось уже на 100-метровой глубине.

СПРАВКА "КП""

Жак Ив Кусто (1910 г. - 1997 г.) - известный французский океанолог и путешественник, зачинатель подводных исследований и киносъемок. Снял множество документальных фильмов о жизни моря, написал немало книг. Морской офицер, герой Сопротивления, он стал "самым знаменитым французом планеты".



Отчетность