Что такое общение в педагогике. Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения. Стили педагогического общения и руководства

Виды деятельности - игровая, познавательная, трудовая, художественная, творческая, спортивная - осуществляются в определенной системе отношений с другими людьми.

Воспитывая творческую личность, мы воспитываем чувство ответственности человека перед своим даром и понимание того, что он живет среди людей. Чем больше душевных сил человек тратит в процессе общения, тем больше получает сам. В процессе педагогического общения формируется умение работать с людьми, понимать их, дружить и любить.

Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда, применял новые методы и способы в своей профессиональной сфере. На уроках искусства воспитываются гуманистическая позиция, способность принимать мир открытой душой, радоваться жизни во всех ее проявлениях, а не искать бесплодных удовольствий, особенно за счет других людей. Таким образом, по ходу воспитания и обучения ученики усваивают культуру чувств и общения.

Общение строится на основе закона, открытого П. П. Кропоткиным: фактором эволюции человеческого общества является не только борьба за существование, но и полярное ей явление - взаимопомощь. Подражание и взаимопомощь, включенные в общение и труд, способствовали превращению стада в первобытную орду и затем в племя.

Другой закон общения перекликается с библейской истиной: «Мерою, которой ты меряешь, будет отмеряно и тебе». Стало быть, в общении получаешь столько, сколько отдаешь сам.

Наконец, третий закон сформулировал А. А. Ухтомский. Он назвал его «законом заслуженного собеседника». Этот закон гласит: каждый имеет таких партнеров по общению, каких он заслуживает. Продолжим эту мысль: каждый педагог имеет таких учеников, каких он заслуживает.

Целью общения во всех случаях является:
Формирование образов другого и понятий о личностных особенностях другого. Педагогическое общение имеет, таким образом, познавательный аспект.
В процессе общения проявляется эмоциональное отношение общающихся. Эмоциональный аспект педагогического общения имеет важное значение. Так возникает особая атмосфера доверия, в которой ученик может раскрыться. В противном случае могут возникнуть зажимы, и тогда способности не получат развития.
Общение предполагает определенный поведенческий комплекс: слова, поступки, дела, стиль общения. В педагогике искусства желательно стремиться к диалогу учителя и ученика, вовлекать ученика в атмосферу совместных поисков, где нет готовых ответов.
Принцип взаимной доброжелательности должен соотноситься с принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога.

Все сказанное требует от педагога постоянного расширения собственных творческих возможностей. Очень трудно преодолевать силу инерции, шаблона, формальностей, искать новые средства воздействия на ученика.
Во-первых, творчество педагога проявляется в способности диагностировать психологическое состояние ученика, уровень его способностей, индивидуальные особенности его личности.
Во-вторых, педагогическое творчество - это способность предвосхищения, предвидения того, кем может стать ученик, в какую сторону разовьются его способности. В связи с этим педагог не имеет права на предвзятость. Он должен диагностировать потенциальные способности и творческие возможности ученика.
В-третьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих способностей не только на уроках, в пределах избранной специальности. Индивидуальное обучение - важная особенность художественного образования. И необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала ученика.
В-четвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход к обучению.
В-пятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из импровизаций - мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ученика.

Наконец, в-шестых, творчество проявляется и в том, чтобы придать уроку выразительную форму - со своей экспозицией, конфликтами, кульминацией и развязкой. Таким образом, урок является как бы маленьким спектаклем, цель которого - увлечь ученика.

Итак, педагогика творчества-это активный, конструктивный диалог с учащимися, общение личности с личностью, в процессе которого совместными усилиями добывается истина. Воспитывать творческую личность может только творческий педагог. Однако в отличие от многих других видов творчества он, как и врач, не имеет права на ошибку.

Рассмотрим содержание педагогического общения.

Напомним, что воспитание формирует потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы, мировоззрение, причем педагог добивается максимального развития каждого ребенка согласно его уникальной природе и его потребностям. Это процесс непрестанного руководства, для того чтобы каждый ребенок стал хорошо приспособленной и счастливой личностью. Вместе с тем это руководство осуществляется максимально незаметно.

Воспитание творческой личности осложняется тем, что, как мы уже знаем, творческому ребенку свойственны частые нарушения дисциплины; способности выше среднего уровня, широкие интересы, большая чувствительность способствуют возникновению конфликтов. Один из основных законов педагогики творчества можно сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у ребенка было удовлетворяющее его творческое дело.

Воспитание протекает параллельно учебному процессу и неотделимо от последнего. Поэтому напомним некоторые принципы творческого обучения: важнейший из них - принцип опережающего развития. Его смысл состоит в том, чтобы давать ученикам задания достаточно трудные, но выполнимые. Это заставляет работать с предельным напряжением и стимулирует развитие имеющихся у ученика потенций.

Другим принципом педагогики творчества является признание способностей ученика и поощрение его творческой деятельности. Важно только помнить, что поощрение, ставшее привычным, демобилизует личность, и его надо вовремя прекратить. Поощрять следует только выполнение более трудных, но посильных заданий.

Важно внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям активности ученика, особенно если это ребенок. Трудность состоит в организации благоприятного психологического климата, где легко «высказывать идеи», но организована дисциплина, а труд осмыслен и целесообразен.

Отсюда принципы, сформулированные в свое время известным театральным педагогом 3. Я. Корогодским:
Педагог, как садовник, - он не должен ждать непосредственных результатов своей деятельности, они могут сказаться в отдаленном будущем. Педагог должен уметь ждать.
Ученик имеет право на ошибку. На ошибках учатся, поэтому всегда лучше пробовать, чем наблюдать, как выполняют задания другие.
Нет глупых вопросов, есть глупые ответы.

Одной из важных задач воспитания является стимуляция высокой самооценки, вытекающей из успехов сделанного дела. Поэтому оценивать результаты учебной деятельности следует не с позиций общего стандарта или предвзятости, а особо отмечать индивидуальные достижения ученика. Оценивать результаты достаточно трудно: оценка должна быть максимально объективной и «включать цель будущего обучения», а форма поощрения - очень гибкой. Если поощрение стало привычным, его надо прекратить. Всегда можно в виде поощрения дать более трудное задание со словами: «Я знаю, ты с этим справишься». Так постепенно формируется мотив достижения, где главное - получить радость от хорошо сделанного дела. При этом фокус самооценки переносится с себя самого на дело, на выполнение поставленной цели (не «я умный, талантливый, удачливый», а «я хорошо, удачно выполнил это задание»).

Мастерство и искусство воспитателя состоят в том, чтобы ученик как можно меньше чувствовал давление и опеку, которая его тяготит и сдерживает творческое развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ученику должны быть максимальны. Поэтому от педагога требуется максимально гибкое отношение к тем, с кем сводит его профессиональная судьба.

Творческий ребенок может быть не понят в своей семье или в среде сверстников. Всегда важно наладить контакт с родителями, стараться дать возможность ребенку, и особенно подростку, помочь разобраться в себе и помочь родителям понять своих детей.

Обобщим сказанное.
1. Мы воспитываем творческую, т. е. общественно активную личность. Как писал В. А. Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, кто переживает эмоциональное благополучие. Поэтому необходимо постоянно помнить, что творческое воображение работает только на положительном эмоциональном фоне.
2. Педагогика творчества - это, прежде всего, педагогика отношений. Диалог личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом климате - атмосфере доверия, совместного поиска истины, восприимчивости к новым проблемам и новым способам их решения.
3. Главная задача воспитателя - формирование способности к труду в избранной области искусства. Для этого необходимо развитие комплекса свойств, необходимых для деятельности, и формирование умений применять на практике эти профессионально важные качества.
4. Обретенный опыт все время обновляется и используется избирательно в соответствии с новыми творческими задачами.

Педагогическое общение это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности . (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).

Стили педагогического общения и руководства

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Стили педагогического руководства:
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

Этапы педагогического общения

1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком

1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Основные правила педагогического общения

Проявлять педагогический такт.
Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогическое общение Выполнил: студент I курса группы ПДЗ заочной формы обучения Хрипкова Наталья Васильевна

Введение 1.Сущность и структура педагогического общения 2.Виды педагогического общения 3.Стили педагогического общения 4. Культура педагогического общения Заключение Литература Содержание

Общение является центральной проблемой педагогики и педагогической психологии. Оно выступает основным средством решения задач обучения, воспитания и личностного развития учащихся и направлено на создание благоприятного психологического климата, оптима­льного состояния учебно-воспитательного процесса и эффек­тивное достижение педагогической цели. Сфера педагогического труда, как известно, относится к так называемому социономическому типу (по классификации Е.А. Климова), или такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Введение

Начало изучению этих вопросов положили несколько направлений исследований, проводившихся и проводимых в стране. Это работы по вопросам социальной перцепции (А.А. Бодалев и его сотрудники), исследования по теории коллектива и межличностных отношений в педагогическом процессе (А.В. Петровский и его сотрудники, Я.Л.Коломинский), цикл трудов по психологии труда учителя (Н.В. Кузьмина и ее сотрудники, А.И. Щербаков и его сотрудники). Эти психологические исследования в известной мере подготовили появление в середине 70-х гг. ряда первых отечественных работ по проблемам педагогического общения (В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Я.Л. Коломинский). В них была предпринята попытка изучить структуру и особенности педагогической коммуникации, выделить ее основные образующие компоненты, изучить их взаимосвязь с содержательными и методическими аспектами как педагогического процесса, так и деятельности самого педагога. Так была выделена и формализована категория педагогического общения, которая в педагогической деятельности выступает как ее социально-психологический стержень.

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. Сущность и структура педагогического общения

Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности. В общении выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Существенно, что все эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная – в регуляции взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная же – в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Функционально педагогическое общение – это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Образующийся в нем специфический синтез всех его основных характеристик выражается в новом качественном содержании взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяемого особенностями той системы отношений или «педагогической системы», в которой они находятся. Выделяют следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: Общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); Система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; Ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Виды педагогического общения (классификация по А.А.Леонтьеву)

1. Социально-ориентированное общение, формами которого являются лекция, доклад, ораторская речь, обращенная к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступает при этом как представитель общества, он побуждает людей к непосредственной социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторой социально значимой идеи, задачи и т.п., обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения. 2 . Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде, в учебе. 3 . Личностно-ориентированное общение представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направленное на решение личностных задач, в том числе и в процессе совместной деятельности. 4 . Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором, по словам А.А. Леонтьева, взаимоотношения “субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные”.

Стили педагогического общения В.А. Кан-Калик выделяет пять различных стилей педагогического общения на основе следующих позиций: Стиль общения преподавателя и учащихся на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Такое об­щение может складываться в процессе совместных исследований, руководства выполнением курсовых и дипломных работ, приглашения выпускника в аспирантуру. Оно характерно для сложившихся научных школ. 2. Стиль общения на основе дружеского расположения. Однако при этом обязательно должна быть соблюдена определенная мера дистантности, которая сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса педагогического взаимодействия.

3 . Стиль общения на основе четко установленной и неукоснительно выдерживаемой дистанции. При этом преподаватель дистанцируется от учащегося, подчеркивая свой опыт и знания, различия в социальном статусе. Но дистанция должна быть основана на авторитете. В противном случае может резко снизиться общий творческий уровень совместной работы обучающего и обучаемого. 4. Стиль общения, основанный на устрашении учащихся. Является крайне негативной формой общения, носит антигуманный характер и чаще всего вскрывает педагогическую не­состоятельность прибегающего к ней преподавателя. 5. Стиль общения на основе заигрывания с учащимися. Этот стиль общения является ложным, обычно преподаватель, прибегающий к нему, имеет целью завоевать у учеников дешевый авторитет.

А. С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Общение-заигрывание возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции при частом их использовании становятся своеобразными штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения и затрудняя достижение целей учебно-воспитательного процесса. В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

С позиций наиболее характерного проявления в классификации стилей педагогического общения выделяются такие его разновидности, как автократический, авторитарный, демократический, свободно-либеральный, либеральный и непоследовательный. Автократический (или самовластный) стиль общения имеет место в тех случаях, когда преподаватель осуществляет единоличное управление учебно-познавательной деятельностью коллектива учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды, не допуская каких-либо критических замечаний. При этом он последовательно предъявляет к учащимся определенную совокупность требований и осуществляет жесткий контроль их исполнения. Авторитарный (или властный) стиль общения допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими принципами, взглядами и установками. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учеников, прививает им культ силы, способствует формированию невротиков, приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам. Основными формами взаимодействия преподавателя при этом стиле является приказ, указание, инструкция, выговор.

Демократический стиль общения предполагает внимание преподавателя к ученикам и учет их мнений, стремление понять их, убедить в своей правоте, а не приказывать. В этом случае преподаватель стремится вести диалогическое общение “на равных”, развивать у учащихся навыки самоуправления, максимально учитывать их индивидуальные особенности. При демократическом стиле общения преподаватель стимулирует обучаемых к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. Основными способами общения при этом выступают просьба, совет, информация, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения отличается проч­ными учебно-научными контактами с учениками и стимулирует их к успешной познавательной деятельности. Свободно-либеральный стиль общения характеризуется фамильярностью, попустительством, анархией. Это наиболее “вредный” для дела и разрушительный стиль. Он дезорганизует нормальную учебно-познавательную деятельность учеников, снижает значение контроля ее результатов, порождает у обучаемых неопределенность, вызывает у них напряженность и тревогу.

Либеральный стиль общения выступает как своего рода анархический, попустительский. Преподаватель, который следует ему, старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. При использовании этого стиля преподаватель лишь формально выполняет свои функциональные обязанности, ограничиваясь только преподаванием как изложением учебного материала. Следствием подобной тактики также является отсутствие должного контроля за результатами деятельности учащихся и динамикой их личностного развития. Непоследовательный, алогичный стиль общения состоит в том, что преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей общения, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учениками, к появлению конфликтных ситуаций.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: монологическому и диалогическому. При монологическом х арактере общения осуществляются субъект-объектные отношения, где субъектом выступает преподаватель, а объектом – ученик. При диалогическом же общении устанавливаются более продуктивные субъект-субъектные отношения, в процессе которых преподаватель взаимодействует с учениками на основе партнерских отношений, в союзе с ними. Здесь в максимальной степени реализуются принципы современной педагогики сотрудничества.

Различные стили общения порождают определенные модели поведения преподавателя при взаимодействии с учениками. Условно их можно обозначить, следуя Л.Д. Столярен­ко, следующим образом: Диктаторская модель соответствует поведению преподавателя, при котором он как бы отстранен от обучаемых. Они для него существуют лишь как некая безликая ма­сса слушателей. У такого преподавателя отсутствует всякое личностное взаимодействие с ними. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствием этой мо­дели поведения выступает отсутствие необходимого психологического контакта, а следовательно, полная безынициативность и пассивность учеников. Неконтактная модель близка по своему психологическому содержанию к первой. Однако отличается от нее тем, что между преподавателем и учащимися существует слабая обратная связь ввиду произвольного или непреднамеренно возведенного барьера, в роли которого могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, поверхностно-сни­сходительное отношение к обучаемым. Отсюда и происходит его слабое взаимодействие с учениками и подчеркнуто равно­душное отношение к нему с их стороны.

Модель дифференцированного внимания основана на из­бирательном отношении преподавателя к учащимся. Преподаватель при этом обычно ориентирован не на весь состав класса, а лишь на некоторую ее часть, преимущественно либо на самых талантливых учеников, либо на самых слабых. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения учеников с фронтальным подходом. В результате нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель – коллектив учащихся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. Гипорефлексная модель заключается в том, что преподаватель в процессе общения с учениками как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична, он слышит только себя и никак не реагирует на слушателей, не интересуется восприятием ими учебного материала. В этом случае отсутствует необходимое взаимодействие между учениками и педагогом, его учебно-воспитательное воздействие оказывается чисто формальным.

Гиперрефлексная модель психологически противоположна предыдущей модели. Преподаватель, избирающий такую модель поведения, озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается учащимися. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая для него доминирующее значение, он постоянно сомневается в действенности и убедительности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, часто принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву. Выбор этой модели поведения не исключает ситуации, в которой бразды правления окажутся в руках учеников, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования состоит в том, что свои взаимоотношения с учениками преподаватель строит по некоторой жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитывается состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и другие особенности. В результате идеально спланированное и методически отработанное занятие не достигает своей цели.

Модель активного взаимодействия является наиболее эффективной. При этом преподаватель постоянно находится в диалоге с учениками, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате класса и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением необходимой ролевой дистанции. Как следствие, все возникающие учебные, организационные и этические проблемы обычно плодотворно и творчески решаются совместными усилиями. Именно поэтому такая модель поведения наиболее продуктивна.

Культура педагогического общения Культура педагогического общения - профессиональное общение педагога с учащимися с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, которое предполагает учет эмоционального состояния, интеллекта, возраста воспитанников и психологического микроклимата в коллективе. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому). Процесс социального восприятия предполагает, прежде всего, наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания. Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться, безусловно, принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит: проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия. Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

Заключение Проблема педагогического общения является в настоящее время одной из наиболее сложных проблем современной школы, поскольку общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями.

Литература 1.Бодалев А. А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО « Модэк », 1996. – 213 с. 2.Золотнякова А. С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 1979. – 323 с. 3.Каган М. С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. – 256 с. 4.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 290 с. 6.Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн.для учителя. М.,1989–249 7.Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. – 367 с. 8.Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 52-67 . 9.Макаренко А. С. Собрание сочинений: т. 4. – М.: Педагогика. – 360 с. 10.Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Якушева С.Д. – Оренбург.: 2004 – 230 с. 11.Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - C. 238-247 . 12.Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. С. Ярошевского. М., 2004. – 560 с. 13.Психология: Учебник для пед. Вузов/Под редакцией Б.А.Сосновского.М., 2008. – 660 14.Интернет - ресурсы: http:// ped - kopilka . ru / .

Спасибо за внимание!


Педагогическое общение

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Роль общения в воспитательном процессе

Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик , Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев , С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Структура общения и функции общения

Структура общения:

  1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения.
  2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
  3. Перцептивный компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв .

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения

Барьеры восприятия в общении

Стиль педагогического общения

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

Виды стилей педагогического общения

  • Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.
  • Неперспективные: общение-устрашение, общение заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция - форма выражения отношения.

С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов , К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий ») и параметры поведения: наступательность - оборонительность; деловитость - позиционность; дружественность - враждебность; сила (уверенность) - слабость (безвольность). Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами » и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы , неизбежно возникающие по ходу урока.

Литература

  • Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
  • Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
  • Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987.
  • Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1988.
  • Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  • Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
  • Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.
  • Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с. Глава 23. с. 458-482.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическое общение" в других словарях:

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - специфич. межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч. воспитат. процессе. Общение неотъемлемый элемент пед. деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения … Российская педагогическая энциклопедия

    Педагогическое общение - система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - формирование сознания, организация деятельности и отношений учащихся; характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные,… … Профессиональное образование. Словарь

    Педагогическое общение Словарь-справочник по педагогической психологии

    Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе … Словарь по педагогической психологии

    Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие - В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и …

    Педагогическое общение: конфликт и его виды - Педагогический конфликт (П. к.) столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения - В зависимости от факторов в поведении конфликтующих различают: 1) конструктивное поведение анализируется и находится причина конфликта, устраняются препятствия, мешающие достижению цели; отыскиваются новые пути достижения цели; 2) защитное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: диалог и его виды - В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями суждениями между 2 и более людьми и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к рого входят цепи переплетающихся и параллельных… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Обухов Алексей Сергеевич. Цель данного учебника – помочь будущим школьным психологам овладеть навыками и компетенциями, благодаря которым они смогут выстраивать продуктивное общение всехучастников образовательного…

Сущность которой заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в котором проявляются культура речи, межличностные отношения, потребности и мотивы поведения, генерируется необходимая информация для коррекции и управления процессом воспитания. Организационные формы (виды общения): 1)Коллективное - предполагает развитие коллективных связей, возможность распределения между собой ролей и ведет к появлению коммуникативного взаимодействия; 2)Общения в группах – разновидность коллективного об., возникают оптимальные условия для изучения воспитанниками друг друга, для непосредственного взаимодействия, для организации общения на дискуссионном и доверительном уровнях; 3) Индивидуальное – организуется в индивидуальном порядке, с учетом индивидуальных качеств и уровнем воспитанности. Эффективность пед деятельности устанавливается путем оптимального сочетания всех форм общения.

Педагогическое общение - это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок - это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие. И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы. Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях - разные. В этом и заключен творческий подход к общению. Он проявляется:

В умении передавать информацию, точно ориентируя ее на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую выразительную речь, жесты, мимику, юмор;

В умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;

В умении организовать взаимоотношения с детьми;

В умении через общение воспитывать детей;

В умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;

Пед. О. - особый вид творчества, к-рое проявляется на всех этапах пед. процесса: в умении понять состояние учащегося, в искусстве выстраивания и развития взаимоотношений учителя и ребенка, воздействия на партнере по О., управления собственными психическими состояниями, преодоления разнообразных психол. барьеров, в вызывании творческого самочувствия и оптимизма. Большое значение при подготовке педагога к осуществлению всей его коммуникативной деятельности придается приемам театральной педагогики. Структура профессионального Пед. О., по Кан-Калику, включает ряд стадий: 1) ориентирование в условиях О. осознание педагогом стиля собственного Пед. О. с аудиторией, восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей О. в данном коллективе, уточнение стиля О. в новых коммуникативных условиях, создание предкоммуникативной атмосферы; 2) привлечение к себе внимания объекта Пед. О. Здесь особо значимы речевые характеристики коммуникативной деятельности; 3) своеобразный поисковый этап: происходит, быстрая корректировка и окончательное уточнение приемов Пед. О.; 4) вербальное Пед. О., изложение учителем учебного мат-ла. Подчеркиваются вербальные способности учителя: выразительная яркая речь, к-рую характеризует точность и умение вызывать яркие образы у слушающих; 5) обратная связь - содержательная и эмоциональная. У начинающего учителя могут возникнуть психол. барьеры: боязнь класса, отсутствие контакта; сужение функций О. (педагог учитывает только информационные задачи Пед. О., упуская из виду социально-перцептивные и эмоционально-коммуникативные функции Пед. О.; негативные установки на класс из прошлого негативного опыта О. с данным классом; боязнь Пед. О.; барьер подражания, когда молодой учитель, подражая чужому стилю О., «накладывает» его на свою педагогическую индивидуальность. Профессиональное Пед. О. различается В. А. КанКаликом по видам: отражения (сложное-простое), отношения (личностное-ролевое), обращения (открытое-закрытое). На основании этих признаков была разработана типология организации процессов Пед. О., к-рая представлена типами: диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, конформный, монологический). Творческая индивидуальность учителя находит свое воплощение в стиле Пед . О., под к-рым понимаются индивидуальнотипологические особенности социально-психол. взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле Пед. О. выражаются: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности пед. коллектива. Самый плодотворный стиль - Пед. О. на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; продуктивным является и стиль О. на основе дружеского расположения, при этом дружественность должна быть педагогически целесообразна. Важна в Пед. О. адекватная дистанция, к-рая выступает показателем профессионализма педагога. Негативный стиль - О.-устрашение. Отрицательно в работе с детьми и О.-заигрывание, к-рое возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных пед. задач; б) отсутствия навыков Пед. О.; в) боязни О. с классом и неумении наладить контакт с учениками. В стиле Пед. О. выражается творческая индивидуальность педагога и такое личностное качество как общительность, к-рая рассматривается как единство 3 компонентов: потребности в О., хорошего эмоционального самочувствия (до, во время и после Пед. О.), коммуникативных навыков и умений.

2.Роль взаимодействия в учебном процессе.

Педагогическое общение – это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивнее их диалог и согласованнее действия, тем устойчивее межличностные контакты и тем менее они подвержены различным деформациям. Одним из важнейших качеств моей работы является умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Конечно, способность к общению с детьми должно основываться на твердом фундаменте любви к ним – на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью личности учителя. по самой природе своей педагогический труд – повседневное общение с детьми – углубляет любовь к человеку, веру в него. Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного взаимодействия «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им прогрессивным общение м.

Диалоги в педагогическом общении .Управление учебной деятельностью предполагает многообразие взаимодействия, помогающего актуализировать личностный опыт каждого ученика. На каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности обучаемого. Управление общением заключается в том, что выбор оптимальных сочетаний форм взаимодействия обеспечивает ученикам со средними и низкими способностями благоприятные условия в восприятии, понимании и осмыслении содержания учебного материала. В процессе обучения как можно чаще создаю речевые ситуации «не учебного» характера, т.е. такие, когда ребенок не чувствует, что я его обучаю, а начинает общаться со мной потому, что ему хочется сообщить мне что-то, поговорить со мной. Подобные ситуации могут возникнуть в условиях игры.
Чем чаще дети участвуют в организованном непринужденном диалоге, слышать обращенную к ним речь, тем успешнее развивается их речь, процесс общения. Ребенок знает, о чем спросить, знает, как ответить, но в то же время сохраняет за собой свободу выбора.
Управляя процессом общения, создаю условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлектировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем, чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия. Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности. Для этого я стараюсь строить общение с учениками как равноправный диалог, где я и мои ученики должны достигнуть одной цели через взаимопонимание и взаимопомощь в реализации задач обучения и воспитания. Именно это закладывает в ученике механизмы самозащиты, самореализации, саморазвития. Управление общением предполагает следующие умения учителя: организовывать процесс обсуждения и его содержание; осознавать отношение участвующих сторон к предмету и ходу обсуждения; выстраивать пространственные взаимодействия; побуждать к высказыванию, слушать не перебивая; фиксировать успехи учащихся в совместной деятельности; помогать участникам, преодолевать возникающие барьеры в совместной работе; сохранять непредвзятость и отстраненность в диалоге учащихся; стимулировать творческий поиск; удерживая детали, помнить об общих задачах обсуждения. Ученик в современной школе может проявить себя как личность, как субъект обучения только в том случае, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога.

Управление учебным процессом будет более эффективным, если: содержание обучения будет соответствовать требованию: оно может быть выявлено и усвоено в деятельности, распределенной между учителем и учеником; учебный процесс будет организован в форме коллективного диалога между учащимися, когда каждый их них имеет право на свою точку зрения, и каждый ответ проверяется как возможный вариант решения задачи; в учебном диалоге учащегося будет участвовать учитель. При этом учитель является участником совместного поиска, а не руководителем. Он может высказывать свои мнения, предлагать решения, открытые для критического анализа и оценки в той же мере, как и действия учащихся. Учитель должен слиться с учащимися в поиске способа решения учебной задачи, быть партнером совместного диалога.

3.Виды пед.общения

1. Социально-ориентированное общение , формами которого являются лекция, доклад, ораторская речь, обращенная к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступает при этом как представитель общества, он побуждает людей к непосредственной социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторой социально значимой идеи, задачи и т.п., обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

2. Групповое предметно-ориентированное общение . Здесь на первом месте стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде, в учебе.

3. Личностно-ориентированное общение представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направленное на решение личностных задач, в том числе и в процессе совместной деятельности.

4. Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором, по словам А.А. Леонтьева, взаимоотношения “субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные”.

4.Коммуникативные задачи в педагогическом процессе.

Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов.

В.А.Леонтьев определяет коммуникативную задачу как результат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой является воздействие на партнеров по общению. Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е. коммуникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором вербального поведения.

Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение имеет такие виды, как приказ, команда, требование, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба.



Отчетность