Письмо как вид речевой деятельности является средством. Письмо как вид речевой деятельности. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой, А. А. Леонтьева и др. (50, 153, 155, 254). В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов чтения и письма, составляющих письменную форму реализации речевой деятельности, представлен в работах Р. И. Лалаевой (146 и др.).

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью. Таковой она является «по своему происхождению», хотя в «новейшей истории» человеческого общества достаточно широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме (в первую очередь благодаря такому уникальному средству массовой коммуникации, как «Интернет» - общение посредством компьютерной связи).

История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла она из примитивных мнемонических знаков.

В какой-то период истории человечества люди начали записывать информацию, свои мысли некоторым постоянным способом. Способы менялись, а цель - сохранение («фиксация») информации, сообщение ее другим людям (в условиях, когда речевая коммуникация посредством «живого» речевого общения невозможна) - оставалась неизменной. В этом плане и завязывание узелков на память можно считать «прообразом» письменной речи. Начало развития письма упирается во вспомогательные средства. Так, в древнеиндейском государстве Майя для ведения летописей, для сохранения сведений из жизни государства и другой информации были широко развиты «узелковые записи», так называемые «квипу».

Развитие письменной деятельности в истории человечества проходило через ряд «этапных» периодов.

Сначала для «письменного» общения использовались рисунки-символы («пиктограммы»), впоследствии путем упрощения и обобщения превратившиеся в идеограммы, которые и являются собственно первыми письменными знаками. Впервые такое письмо было создано ассирийцами. Этот способ письма наглядно символизировал общую мысль речи, поскольку каждый использовавшийся в нем знак (идеограмма) «обозначал» целое словосочетание или отдельное речевое высказывание. Позднее идеограммы «трансформировались» в иероглифы, которые обозначали целое слово. С течением времени на их основе были созданы знаки, представлявшие собой комбинацию знаков-букв; этот вид письма - силлабическое (слоговое) письмо - возникло в Египте и Малой Азии (Древняя Финикия). И только спустя несколько столетий на основе обобщения опыта письменной записи мыслей, идей и другой информации появляется алфабетическое (от греческих букв а и р - «альфа» и «бета») письмо, в котором один буквенный знак обозначает один звук; это письмо было создано в Древней Греции.


Таким образом, развитие письма шло в направлении удаления от образности и приближения к звучащей речи. Сначала письмо исторически развивалось как бы независимо от устной речи, и только позднее стало опосредоваться ею.

Современная письменная речь носит алфабетический характер; в ней звуки устной речи обозначаются определенными буквами. (Правда, такое соотношение - «звук-буква» - имеет место не во всех современных языках). Например, в английском, греческом или в турецком языке устная «модальность речи» весьма отличается от письменной. Уже этот факт говорит о сложных взаимоотношениях письма и устной речи: они теснейшим образом связаны между собой, но это их «речевое единство» включает и существенные различия. Многоаспектные отношения письменной и устной речи являлись предметом исследования многих отечественных ученых - А. Р. Лу-рии, Б. Г. Ананьева, Л. С. Цветкова, Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой и др. (119, 155, 254 и др.)

Несмотря на то, что письменная речь возникла и развивалась как специфическая форма отображения содержания устной речи (при помощи специально созданных для этого графических знаков), на современном этапе общественно-исторического развития она превратилась в самостоятельный и во многом «самодостаточный» вид речевой деятельности человека.

Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи (98, 153, 155).

Во-первых, письменная монологическая речь - это речь без собеседника, ее мотив и замысел (в типичном варианте) полностью определяются субъектом речевой деятельности. Если мотивом письменной речи является контакт («-такт») или желание, требование («-манд»), то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит, прежде всего, в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах интеллектуальной деятельности самого пишущего, без коррекции письма или чтения со стороны адресата. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия («-цепт»), она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы перевести «в речевую форму» свой замысел, развернуть его без какого-либо мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение (332, 342).

Наиболее ярко различия устной и письменной речи проявляются в психологическом содержании этих процессов. С. Л. Рубинштейн (197), сравнивая эти два вида речи, писал, что устная речь - это прежде всего речь ситуативная (во многом определяемая ситуацией речевого общения). Эта «ситуативность» речи определяется рядом факторов: во-первых, в разговорной речи она обусловлена наличием общей ситуации, которая создает контекст, внутри которого передача и прием информации существенно упрощаются. Во-вторых, устная речь имеет ряд эмоционально-выразительных средств, облегчающих процесс коммуникации, делающих более точной и экономной передачу и прием информации; невербальные знаки речевой деятельности - жесты, мимика, паузирование, голосовое интонирование - также создают ситуативность устной речи. В-третьих, в устной речи есть целый ряд средств, которые зависят от мотивационной сферы и прямо или косвенно представляют собой проявление общей психической и речевой активности.

«Письменная речь, - как указывал А. Р. Лурия, - не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения» (155, с. 270). По своему строению письменная речь всегда есть речь в отсутствии собеседника. Те средства кодирования мысли в речевом высказывании, которые протекают в устной речи без осознания, являются здесь предметом сознательного действия. Поскольку письменная речь не имеет никаких внеязыковых средств (жесты, мимика, интонация), она должна обладать достаточной грамматической полнотой, и только эта грамматическая полнота позволяет сделать письменное сообщение достаточно понятным.

Письменная речь не предполагает ни обязательного знания предмета речи (отображаемой ситуации) адресатом, ни «симпрактического» (в рамках совместной деятельности) контакта «отправителя» и «адресата», она не располагает паралингвистическими средствами в виде жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических (смысловых) маркеров» в монологической устной речи. В качестве частичного замещения этих последних могут выступать приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка (116, 155, 254).

Отсюда письменная речь должна быть максимально синсемантична (контекстуально «семантически наполнена»), а языковые (лексические и грамматические) средства, которые она использует, должны быть адекватными для выражения содержания передаваемого сообщения. При этом пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу, основной идее излагаемого текста (155, 226).

Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что почти невозможно при понимании устной речи. (Исключение составляет вариант ее полной /тождественной оригиналу/ записи с помощью различных «технических средств».)

Еще одно существенное отличие психологического строения письменной речи от устной связано с фактом совершенно различного «происхождения» обоих видов речи в ходе онтогенеза. Л. С. Выготский писал, что письменная речь, имея тесную связь с устной речью, тем не менее, в самых существенных чертах своего развития нисколько не повторяет историю развития устной речи. «Письменная речь не есть также простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» (50, с. 236).

Как указывает А. Р. Лурия, устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое раньше было «симпрактическим»* и лишь потом становится особой, самостоятельной формой устного речевого общения. «Однако в ней... всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой. Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру» (155, с. 271). Если устная речь возникает у ребенка на 2-м году жизни, то письмо формируется только на 6-7-м году. В то время как устная речь возникает непосредственно в процессе общения со взрослыми, письменная речь формируется только в процессе регулярного осознанного обучения (138, 142, 278).

Мотивация к письменной речи также возникает у ребенка позже, чем мотивы устной речи. Из педагогической практики хорошо известно, что создать мотивы для письма у ребенка старшего дошкольного возраста достаточно трудно, поскольку он прекрасно без него обходится (148, 254).

Письменная речь появляется только в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами выражения мысли в письменной форме. На ранних ступенях формирования письменной речи ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной, диалогической или монологической речи. На первом этапе овладения письменной речью основным предметом внимания и интеллектуального анализа являются технические операции письма и чтения; у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма и навыков «прослеживающего» взора при чтении. «Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей» (155, с. 271).

Такие «вспомогательные», промежуточные операции процесса речепорождения, как операция выделения фонем из звукового потока, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда полностью не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательных действий ребенка. Лишь, после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и др.) занимают в устной речи (117, 254).

Таким образом, сознательный анализ средств письменного выражения мысли становится одной из существенных психологических характеристик письменной речи.

Исходя из сказанного выше становится очевидным, что письменная речь для своего развития требует абстракции. По сравнению с устной речью она вдвойне абстрактна: во-первых, ребенок должен абстрагироваться от чувственной, звучащей и произносимой речи, во-вторых, он должен перейти к отвлеченной речи, которая пользуется не словами, а «представлениями слов». То, что письменная речь (во внутреннем плане) «мыслится, а не произносится, представляет одну из главных отличительных особенностей этих двух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи» (254, с. 153).

Такая характеристика письменной деятельности дает возможность рассматривать устную и письменную речь как два уровня в рамках языковой (лингвистической) и психологической структуры речевой деятельности человека. X. Джексон, английский невролог XIX века, рассматривал письмо и понимание написанного как манипулирование «символами символов». Использование устной речи, по Л. С. Выготскому, требует первичных символов, а письмо - вторичных, в связи с чем он определял письменную деятельность как символическую деятельность второго уровня, деятельность, которая использует «символы символов» (50, 254).

В связи с этим письменная речь включает в свой состав ряд уровней или фаз, которые отсутствуют в устной речи. Так, письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня - поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим «лексическим альтернативам» (вариантам словесного обозначения объекта). Кроме того, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, «который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев» (155, с. 272). В своей письменной деятельности человек имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не используются невербальные знаки устной речи (жесты, мимика и др.), интонация только частично «закодирована» в соответствующих письменных знаках, в самой же письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы), определяет существенные особенности ее строения.

Таким образом, письменная речь кардинально отличается от устной речи тем, что она может осуществляться только по правилам «развернутой (эксплицитной) грамматики», необходимой для того, чтобы сделать содержание письменной речи понятным при отсутствии сопровождающих речевое высказывание жестов и интонаций. Существенную роль играет также отсутствие знания адресатом предмета речи. Это проявляется, в частности, в том, что те эллипсы и грамматическая неполнота, которые возможны, а нередко и оправданы в устной речи, становятся совершенно неприменимы в письменной речи (50, 155, 282 и др.).

Письменная монологическая речь по своей языковой форме выражения «представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи» (155, с. 273). Поэтому длина фразы в письменной речи, как правило, значительно превышает длину фразы в устной речи. В развернутой письменной речи используются сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи.

Таким образом, письменная речь - это особый речевой процесс, это речь - монолог, осознанный и произвольный, «контекстный» по своему содержанию и избирательно «языковой» по средствам его реализации.

Письменная речь является универсальным средством осуществления мыслительной аналитико-синтетической деятельности человека. Включая в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает совсем в ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь. С другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и полноценный интеллектуальный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы создавать его на основе уточнения, «обработки», «шлифовки» передаваемого в речи мысленного содержания. Речевая практика многократно подтверждает тот факт, что более точному, ясному и логически аргументированному выражению мысли (как предмета речи) всемерно способствуют упражнения в ее выражении в письменной форме. Процесс уяснения и уточнения речевого сообщения, его «кристаллизации» отчетливо проявляется в таком виде творческой интеллектуальной деятельности, как составление доклада, лекции и т. п. Исходя из этого, письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение для формирования мышления (155, с. 274).

На основе всестороннего психологического анализа письменной речи Л. С. Цветкова (254 и др.) выделяет ряд ее отличительных особенностей:

§ Письменная речь (ПР), в целом, гораздо произвольнее устной. Уже звуковая форма, которая в устной речи автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа и синтеза. Синтаксис фразы в письменной речи так же произволен, как и ее фонетика.

§ ПР - это сознательная деятельность, которая теснейшим образом связана с осознанным намерением. Знаки языка и употребление их в письменной речи усваиваются ребенком сознательно и намеренно в отличие от «бессознательного» (недостаточно осознаваемого) употребления и усвоения их в устной речи.

§ Письменная речь - это своего рода «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности» .

В функциях письменной и устной речи (если говорить об общих функциях речи) также имеются существенные различия (50, 155, 277 и др.).

§ Устная речь обычно выполняет функцию разговорной речи в ситуации беседы, а письменная речь - в большей степени деловая речь, научная и т. д., она служит для передачи содержания отсутствующему собеседнику.

§ По сравнению с устной речью письмо как средство общения не является полностью самостоятельным, по отношению к устной речи оно выступает как вспомогательное средство.

§ Функции письменной речи хотя и весьма широки, но, тем не менее, уже, чем функции устной речи. Основные функции письменной речи - это обеспечение передачи информации на любые расстояния, обеспечение возможности закрепления содержания устной речи и информации во времени. Эти свойства письменной речи бесконечно раздвигают пределы развития человеческого общества.

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

На этой лекции вы узнаете:

· Что такое письмо

· О письме как процессе

· О письме как продукте

* В процессе разработки

** В процессе разработки

Что такое письмо?

В лингвистике под письмом

Цели обучения письму

целью,

Образовательные стандарты

ДОЛЖНЫ :

· овладеть техникой письма;

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования ДОЛЖНЫ:

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения полного общего образования ДОЛЖНЫ : ???

На профильном

Уровень выживания европейского стандарта

Письмо как процесс

Важным является понимание письма как процесса

речедвигательный зрительный – в результате чтения, моторно-графический

Письмо как продукт

Письмо как продукт

Подходы к обучению письму

  • диктант;

На начальном этапе, впрочем, как и на последующих, обучение письму идет в тесной связи с обучением чтению. Устанавливаются фонемно-графемные связи. В современных учебных программах принят полупечатный, полупрописной шрифт. Поэтому прописям сегодня не учат. Чему тогда учить на начальном этапе?

· Узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать.

· Правильно писать буквы.

· Правильно соединять буквы в слова.

Трудности в обучении письму вызывают как буквы, схожие по написанию на ИЯ и РЯ (в русском и английском языках это буквы Мм – Mm; Тт – Tt; Pp –Rr - Pp), так и буквы, схожие внутри самого ИЯ (английские буквы b-d; p-q; i-e; q-k; c-s и т.д.

Обучение графике

Алгоритм действий состоит в следующем:

1) учитель знакомит учащихся с буквой, какие звуки она может передавать, в каких словах;

2) учащиеся знакомятся с написанием буквы;

3) затем пишут заглавную и строчную буквы, сначала обводя контуры по точкам, потом свободно.

Упражнения:

1. Определить: какие буквы можно перепутать на РЯ и ИЯ и почему; какие буквы пишутся одинаково на РЯ и ИЯ; каких букв нет в РЯ и т.д.

2. Написать буквы под диктовку: строчную и прописную; только строчную или только прописную; писать первую букву перечисляемых слов и т.д.

3. Узнать буквы, написанные в воздухе рукой. Игра «Отгадай-ка».

4. Закончить написание буквы, начатой учителем.

5. Контрольное списывание букв с доски.

6. Самодиктанты. Списывание с доски или учебника, проверка себя и выставление себе оценки.

Обучение орфографии

Главная трудность в английском языке состоит в том, что формы написания многих слов соответствуют историческим произносительным нормам. Поэтому обучение орфографии в английском языке базируется на правилах чтения по типам слогов и буквосочетаний.

Упражнения:

1. Рифмовка слов:

2. Группировка слов на основе фонемных соответствий. В списке слов найдите слова, которые имеют фонемы… и впишите их в соответствующие группы.

3. Группировка слов по графемным соответствиям. Среди данных слов найдите те, в которых будут следующие буквосочетания: ou, oo, aw, ow, etc.

4. Вставить пропущенные буквы.

5. Закончить начатые слова.

6. Найти ошибки в данных словах.

7. Списать слова.

8. Зрительный диктант/самодиктант.

9. Словарный диктант/контрольный диктант.

Обучение письменной речи

Как писать личный дневник?

Учащимся предлагается список тем, из которых они могут выбрать любую. Каждая запись в дневнике предваряется датой, записи ведутся ежедневно на заданную тему.

Список тем: «Вещи, которые меня радуют (сердят, делают счастливым)», «Домашние животные», «Подслушанные разговоры», «Звуки природы» и т.п..

На следующем этапе можно предложить темы посложнее: написать рассказ, стихотворение, статью.

Как описать объект?

Например, фрукты, дерево, стул и т.п. Описание можно сделать в трех вариантах:

1. Опишите один из объектов. Пусть ваши товарищи догадаются по описанию, что это.

2. Сделайте описание объекта для своей научной статьи.

3. Напишите рассказ о приключениях вашего объекта.

Как написать резюме?

Резюме – это конспект лекции, книги и т.п. Это – выделение главных мыслей, и хорошее резюме дает представление о том, о чем была лекция, книга и т.п.

Алгоритм резюмирования состоит в следующем:

4. Внимательно прочитайте задание. Вам надо только резюмировать текст или также интерпретировать его? Уточните, краткое это резюме или просто резюме. Обычное резюме составляет ¼ часть от текста оригинала.

5. Бегло прочитайте текст с охватом общего содержания (первое прочтение).

6. Прочитайте текст во второй раз. Попытайтесь понять главную цель автора: проинформировать, убедить, доказать, развлечь и т.п. Подчеркните основные мысли. Сделайте карандашом пометки на полях, чтобы подытожить главные мысли абзаца в нескольких словах.

7. Обратите внимание, сколько места выделяет автор тому или иному вопросу. Если одному вопросу выделяется 2 страницы, а другому – 2 абзаца, это значит, что автор придает большее значение первому вопросу. Это следует учитывать при составлении резюме.

8. Напишите черновик своего резюме, назвав автора и его книгу или статью, а также издание, в котором она опубликована. Если говорится о книге, следует сказать несколько слов и об авторе.

9. Основное содержание резюме включает главные пункты статьи или книги, и если позволяет пространство, также некоторые примеры и факты, доказывающие эти идеи. Заключение статьи должно совпадать с заключением вашего резюме.

10. Опустите второстепенные детали.

11. Если вы хотите передать дух статьи или книги, включите цитату: полную или сокращенную.

12. Все резюме пишется в одном времени. В английском языке времена группы Present обычно используются для резюмирования произведения литературы, группы Past - для описания биографических или исторических событий.

13. Резюме можно еще больше сократить, но не в ущерб логике изложения и ясности языка.

Как написать аннотацию?

Аннотация – это краткая характеристика работы, содержащая перечень основных вопросов. Аннотации могут быть по объему от 50 до 400 слов в зависимости от сложности материала и требований конкретного издания. В структуру аннотации входят: актуальность, постановка проблемы, пути решения, результаты и выводы.

Как написать рецензию?

Рецензия – это письменный анализ статьи ли книги. Алгоритм рецензирования состоит в следующем:

  1. Прочитайте текст с охватом общего содержания.
  2. Прочитайте еще раз и выделите главные идеи, которые вы хотели бы проанализировать.
  3. Выделите свой главный тезис, который согласуется или не согласуется с главной идеей автора. (Тезис это логическое суждение, которое требует доказательств).
  4. Аргументируйте свой тезис. (Аргумент – это мысль, предназначенная для доказательства тезиса).
  5. Демонстрация, в отличие от тезиса, не является ни отдельным суждением, ни их суммой). Это – логическая связь суждений, приводящая к определенным выводам.
  6. Каждый абзац может содержать свою главную идею (предложение), которое вы отстаиваете. В качестве аргументов можно использовать факты, примеры из собственной жизни, ссылки на авторитеты.
  7. В каждом абзаце вы соглашаетесь или не соглашаетесь с автором.
  8. Заключительный абзац – это демонстрация ваших собственных выводов

Как написать сочинение?

Методы организации состоят в следующем:

1. Текст четко структурируется на абзацы.

2. В вводном абзаце дается главный тезис, который необходимо доказать.

3. Абзацы основного содержания развивают главный тезис.

4. Заключение подтверждает или опровергает тезис, заявленный в начале, но другими словами и коротко.

5. Между абзацами часто используются слова-связки.

6. В главном предложении абзаца высказывается главная мысль.

7. Главное предложение абзаца может находиться в любой его части.

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

На этой лекции вы узнаете:

· Что такое письмо

· О письме как цели и средстве обучения

· Каковы требования в области письма примерной программы нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ИЯ начального общего образования, среднего общего образования, полного общего образования* и профильного образования**, а также требования Европейского стандарта

· О письме как виде речевой деятельности и его особенностях

· О письме как умении. Навыки групп А и Б. Запись

· О письме как процессе

· О письме как продукте

· О подходах к обучению письму

· О письме как средстве контроля знаний, умений и навыков

· О специфике обучения письму на профильном уровне

* В процессе разработки

** В процессе разработки

Что такое письмо?

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В языкознании – это система знаков, присущих тому или иному языку с целью кодирования информации для осуществления общения. В методике под письмом понимается овладение графической и орфографической системами ИЯ для фиксации языкового и речевого материал в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в устной речи и общении.

На протяжении всей истории роль письма как отдельного вида речевой деятельности не признавалась. В автономии письму отказывали такие известные ученые как Бодуэн де Куртэнэ и Фердинанд де Соссюр. Г.В. Беляев (1965) даже назвал письменную речь не чем иным как «фиксированную особым образом устную речь». М.В. Ляховицкий и А.А. Миролюбов (1982) указывали, что письмо и письменная речь в силу их меньшей распространенности должны выступать лишь средством обучения ИЯ. За все это Е.И. Пассов назвал письмо «Золушкой методики», и в настоящее время все больше методистов считают, что письменная речь должна занять более достойное место в процессе обучения ИЯ.

Цели обучения письму

Современные методисты, однако, считают, что обучение письменной речи нельзя считать задачей в условиях школы, но, главным образом, средством обучения чтению и говорению . Что касается письма как цели, то единственной целью, с точки зрения коммуникативного подхода, является развитие умения фиксировать собственную речь в коммуникативных целях.

Образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения начального общего образования в области чтения выпускники начальной школы ДОЛЖНЫ :

· овладеть техникой письма;

· писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования (5-9 классы) в области письма выпускники основной школы ДОЛЖНЫ:

· заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения полного общего образования (10-11 классы) в области письма выпускники основной школы ДОЛЖНЫ : ???

По новым ФГОС – в процессе разработки

На профильном уровне это также умение «писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/ прослушанного/просмотренного/, использовать письменную речь на ИЯ в ходе проектно-исследовательской работы», в том числе в русле выбранного профиля. Это также развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода.

По новым ФГОС - в процессе разработки

Уровень выживания европейского стандарта А1 – это умение написать короткую почтовую открытку и заполнить формуляр в гостинице, уровень совершенства С3 – это умение писать сложные письма, отчеты, статьи; письменное изложение содержания и критики профессиональных или художественных литературных произведений.

Письмо как вид речевой деятельности

Письмо как вид речевой деятельности основано на умении писать. В него входят 4 группы навыков:

1) навыки начертания знаков письма (т.к. каллиграфия);

2) навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные графические знаки речи (т.е. орфография);

3) навыки построения письменного высказывания (т.е. композиция);

4) лексические и грамматические навыки письма.

Навыки первой и второй групп называются техникой письма (навыки группы А), а навыки третьей и четвертой групп – это продуктивная письменная речь с присущими ей особенностями: полнота, логическая развернутость, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность.

Оба уровня можно использовать в качестве цели и средства обучения.

Между уровнями А и Б нет четкой границы, разделение носит методический характер с целью ответа на вопрос: чему учить?

Между ними промежуточное положение занимает запись . Это - подготовительный этап перед обучением письменной речи, и на этом этапе запись выступает как цель и средство обучения. Это – этап последовательного развития умений делать записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений - сочинений и т.п.

Письмо как процесс

Важным является понимание письма как процесса , потому что от этого, в свою очередь, зависит понимание того, чему, как и когда учить. Длительное время в школе начинали обучение, следуя принципу устной основы. При этом при переходе к письму учащиеся испытывали серьезные затруднения.

Л.С. Выготский считал, что если «внешняя речь стоит в развитии перед внутренней, то письменная речь, то письменная речь стоит после внутренней, предполагая ее наличие».

Внешняя речь состоит из четырех компонентов: слухового, речедвигательного, зрительного и моторно-графического. Зависимость внутренней речи от внешней такова: речедвигательный компонент появляется в результате говорения, зрительный – в результате чтения, моторно-графический – в результате работы руки. Все компоненты тесно между собой связаны, и выпадение хотя бы одного из них сказывается на качестве внешней речи, а значит и внутренней. Поэтому учить надо параллельно всем четырем видам речевой деятельности.

Письмо как продукт

Письмо как продукт – это графическая система (графика и орфография) и сам процесс и результат выражения мыслей в графической форме: личное и деловое письмо, биография, резюме, эссе и т.п..

Подходы к обучению письму

1. Директивный (формально-языковой подход). В ходе овладения языком письмо служит средством формирования навыков и контроля достижения в других видах речевой деятельности.

Цель обучения в основном направлена на достижение языковой корректности написанного, содержательная часть письма - на втором месте. Типичные упражнения носят рецептивно-репродуктивный характер:

  • спишите текст, вставляя буквы (слова), раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания;
  • выпишите из текста слова (предложения);
  • составьте и запишите предложения со словами;
  • диктант;
  • составьте из двух простых предложений одно сложное с помощью союзов.

Данный подход эффективен: на начальном этапе обучения ИЯ, при обучении младших школьников, которые только начинают овладевать навыками и умениями в письменной речи; параллельно с другими подходами.

Возможны следующие формы проверки письменных работ на уроках ИЯ:

· преподаватель подчеркивает ошибки и просит учеников самостоятельно их исправить;

· преподаватель пишет количество ошибок, а ученики сами их находят, классифицируют (грамматические, лексические, орфографические) и вспоминают правила;

· с помощью «ключа» ученики сами исправляют ошибки, классифицируют их и вспоминают правила.

Например, в диктанте, работа оценивается на «удовлетворительно», если правильно выполнены 60% заданий, на «отлично», если 100% заданий.

В состав современных УМК входят рабочие тетради, которые позволяют использовать письмо как средство контроля и самоконтроля за процессом обучения.

2. Лингвистический (формально-структурный) подход. Основной признак: жесткое управление с помощью большого количества рецептивно-репродуктивных упражнений.

Целью обучения является продукция текстов на основе образцов. Через анализ изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные.

Такие тексты оцениваются по следующим критериям:

2) формальная сторона: соблюдение норм грамматики, орфографии, пунктуации.

Основным критерием при оценке письменных работ на ИЯ является решение коммуникативных задач. За каждую из коммуникативных задач (высказать свое мнение, согласиться и т.п.) ставится 2 балла. За правильное, соответствующее нормам данной культуры – 1 балл, за стилистическое оформление текста: вариативность и соответствие используемых лексических единиц и синтаксических структур – 1 балл.

Баллы за языковую корректность оцениваются и вычитаются из общей суммы набранных баллов. Например, за каждую грамматическую и лексическую ошибку - 0,5 балла; за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку – 0, 25 балла. Расчет ведется от максимально возможного количества баллов.

Критерии оценки и количество баллов – результат договора между учителем и учениками.

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой, А. А. Леонтьева и др. (50, 153, 155, 254). В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов чтения и письма, составляющих письменную форму реализации речевой деятельности, представлен в работах Р. И. Лалаевой (146 и др.).

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью. Таковой она является «по своему происхождению», хотя в «новейшей истории» человеческого общества достаточно широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме (в первую очередь благодаря такому уникальному средству массовой коммуникации, как «Интернет» - общение посредством компьютерной связи).

История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла она из примитивных мнемонических знаков.

В какой-то период истории человечества люди начали записывать информацию, свои мысли некоторым постоянным способом. Способы менялись, а цель - сохранение («фиксация») информации, сообщение ее другим людям (в условиях, когда речевая коммуникация посредством «живого» речевого общения невозможна) - оставалась неизменной. В этом плане и завязывание узелков на память можно считать «прообразом» письменной речи. Начало развития письма упирается во вспомогательные средства. Так, в древнеиндейском государстве Майя для ведения летописей, для сохранения сведений из жизни государства и другой информации были широко развиты «узелковые записи», так называемые «квипу».

Развитие письменной деятельности в истории человечества проходило через ряд «этапных» периодов.

Письмо как особый вид речевой деятельности
Письмо представляет собой особую сложную форму речевой деятельности и включает в себя большое количество операций. Овладение навыком письма - это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций (мышления, восприятия, внимания, памяти). Этот процесс осуществляется при тесном взаимодействии различных анализаторных систем, отвечающих за психофизиологическую основу письма: речеслуховой, речедвигательной, зрительной, кинестетической, кинетической, проприоцептивной, акустической, пространственной. Кроме того, в формировании письма участвуют такие психологические составляющие как эмоционально-волевые процессы, мотивы и поведение человека.

Письмо существенно отличается от устной речи по ряду параметров. Если устная речь формируется на ранних этапах развития ребенка в процессе непосредственного общения, то письмо возникает значительно позже и является результатом специального обучения (его механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения). Новые сложные условнорефлекторные связи присоединяются к уже сформированным связям II сигнальной системы (устная речь) и развивают её. Письмо, в отличие от устной речи, протекающей обычно автоматизированно, представляет собой произвольно организованную деятельность.

Все эти особенности письма дают основание предполагать, что оно будет нарушатся грубее, поскольку это более сложная и поздняя функция. И обучение ей в школе будет также непростым еще и потому, что к началу обучения ребенка письму не все основные высшие психические функции, составляющие его основу, еще закончили, а некоторые из них даже еще и не начали своего развития, и обучение письму опирается на незрелые психические процессы.

В психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, недостаточность которых ведет к различным нарушениям письма или к трудностям его формирования у детей.

Первой предпосылкой является сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности. Вторая предпосылка - формирование или сохранность разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, “правого” и “левого”. Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, т.е. различных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. Четвертая предпосылка - формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения - регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Л.С. Выготский, указывая на существенные различия между устной и письменной речью, писал: “Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма”.

Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.). В методике преподавания ИЯ различают понятия письмо и письменная речь. Письмо – это процесс овладения графикой и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала. Для реализации письменной речи необходимы соответствующие речевые умения.

Письмо как и говорение имеет трехчастную структуру:

- мотивационно-побудительная часть (появляется мотив, желание передать информацию письменно). На этом этапе возникает замысел высказывания.

- аналитико-синтетическая часть (формируется само высказывание, происходит отбор необходимых слов, определение смысловой части высказывания);

- исполнительная часть – фиксация письменной речи с помощью графических средств языка.

Как известно из психологии, в процессе письма осуществляется опора на все виды ощущений с использованием акустического, речедвигательного, зрительного и рукодвигательного анализаторов.

Письмо тесно связано с другими видами речевой деятельности:

а) связь письма и чтения : в основе обоих видов речевой деятельности лежит одна графическая система языка. При письме и чтении устанавливаются графемно-фонемные соответствия, но с разной направленностью – при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. При письме информация кодируется, при чтении декодируется.

б) связь письма с говорением : в обоих видах речевой деятельности лежат одинаковые механизмы порождения высказывания (замысел, т.е. что сказать; отбор необходимых языковых средств (слова и их сочетание); реализация замысла – в говорении в устной форме, а на письме в письменной).

в) связь письма с аудированием : прежде, чем быть выраженной в письменной форме, мысль проговаривается на ИЯ во внутренней речи, а следовательно активизируется работа слухового анализатора.

Психофизиологические механизмы письменной речи:

Внутреннее программирование будущего высказывания;

Внутреннее проговаривание;

Выбор лексических единиц и грамматических структур;

Установление графемно-фонемных соответствий;

Моторное программирование компонентов высказывания (синтагм);

Осмысление, сличение.

Письменное кодирование нформации на любом языке представляет собой достаточно сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения, а также из перевода звукового кода в графический. Первый момент представляет собой разнообразную и сложную деятельность – программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания (синтагм), выбор звуков, выход. Эта деятельность при выражении иыслей на письме дополняется ассоциированием элементов звукового сообщения и тех или иных графем, и двигательной деятельностью, сопровождаемой проговариванием во внутренней речи. В тех случаях, когда идет списывание с текста или записывание воспринятого на слух, первым элементом будет не кодирование собственного сообщения, а декодирование речевого произведения, воспринятого на слух или зрительно. Таким образом, во всех случаях пользования письменной речью имеют место два этапа пользования кодом данного языка: 1) кодирование или декодирование, в результате чего создается упражнение в звуковом коде; 2) кодирование с помощью графического кода. Письменная речь носит вторично кодовый характер.

Письмо не является в отличие от других видов речевой деятельности целью обучения ИЯ в школьном курсе. Письмо является средством обучения лексико-грамматическому материалу и средством совершенствования навыков чтения и устной речи.

Задачи обучения письму :

Обучение графике букв и орфографии;

Обучение письменной речи как средству общения.

а) лингвистический компонент (обучение графической и орфографической системам иностранного языка);

б) психологический компонент (формирование графических и орфографических навыков, реализуемых при выполнении письменных заданий);

в) методологический компонент (овладение приемами выполнения письменных заданий, способствующих усвоению графики и орфографии ИЯ и помогающие овладению лексико-грамматическим материалом и формированию навыков и умений чтения и устной речи.

Программа по ИЯ предусматривает разные задачи обучения письму на разных этапах обучения:

а) на начальном этапе идет овладение графикой букв, формируются каллиграфические умения и навыки;

б) на среднем этапе главное внимание уделяется орфографии и формируются навыки письменного оформления высказывания (ответы на вопросы, описания, небольшие рассказы и т.д.);

в) на старшем этапе обучение письменной речи направлено на совершенствование навыков устной речи (сочинение, письмо, деловые бумаги и др.).

Обучение письму и письменной речи начинается с обучения технике письма. Техника письма – это совокупность основных начертательных средств (буквы, буквосочетания) для изображения на письме звуков и звукосочетаний.

Германские языки пользуются латинской графикой. Графика существует в двух вариантах – печатном и рукописном, каждый из которых имеет прописные и строчные буквы.

В УМК по немецкому языку принят рукописный шрифт (связанное письмо); в УМК по английскому языку полупечатный шрифт (print script), облегчающий усвоение графикой.

Сравнение алфавитов родного и иностранного языков позволяет выделить три основные группы букв:

1) сходные буквы – A a, O o, P p, B b, K, M, E e, C c, m, U u, g, y, n, z, I i

2) частично совпадающие по написанию – k, T, X x, H, Q, Y

3) начертания которых абсолютно новы для учащихся – W w, q, R r, t, Z, S s, D d, F f, G, h, J j, L l, V v, N, ß .

Основные ошибки учащихся при овладении техникой письма:

Внутриязыковая интерференция оказывает влияние на неразличение сходных букв в самом ИЯ (k - h, v - w, I - J, Z - L, H - N);

Межъязыковая интерференция препятствует различению сходных букв ИЯ и родного языка (p, b, m, c, g, y, n, z);

Неумение различать в буквах направления сходных элементов (f - t - l;

Трудности в усвоении графемно-фонемных соответствий (ch - sch, sch - tsch, ch - ck, ei - ie).

В обучении графике следует придерживаться дифференцированного подхода: сосредоточить усилия учащихся на овладении написанием новых для них букв и буквосочетаний, а относительно одинаковых и сходных по написанию использовать явление трансференции – т.е. положительного переноса навыков из родного языка в иностранный.


Похожая информация.




Доверенности