Социальные последствия промышленной революции. Социальные последствия промышленного переворота

1. Укажите социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. Какие внутренние и внешние факторы способствовали развитию экономики?

Предпосылки:

В результате колониальной торговли были накоплены значительные капиталы, причём именно у предпринимателей;

Знать Великобритании также не считала зазорным заниматься предпринимательством;

Разбогатевшие предприниматели в Великобритании относительно легко могли войти в число дворян;

Колониальная империя стала обширным рынком сбыта товаров;

Достигло высокого уровня разделение производства сложных изделий на мелкие операции;

В условиях продолжающейся политики огораживания массы безземельных крестьян представляли подходящий рынок рабочей силы.

Таким образом, главным внешним фактором начала промышленной революции была колониальная империя Великобритании. К внутренним относится политика огораживания и особая идеология британского общества, в котором не было чёткого противопоставления дворянства и предпринимательства.

2. Какие изменения в социальной структуре и общественных отношениях происходили в английском обществе в эпоху колониальных захватов? Объясните, почему положение английских «низов» было крайне тяжелым.

Постепенно вырабатывалась особая культура правящего слоя Великобритании, для которого землевладение и предпринимательство считалось одинаково почётным делом. Человека принимали в зависимости от того, какой у него капитал, при этом не важно, каким способом этот капитал нажит (за исключением незаконных способов).

При этом продолжался процесс обезземеливания крестьян в результате политики огораживания. Лишившиеся земли люди приходили в города, где попадали в работные дома за попрошайничество. Именно из таких обездоленных людей вышли не только колонисты, но и новый для Европы того времени класс – рабочий. Однако жизнь этого беднейшего класса была незавидной. Не только тяжёлый, но и монотонный труд портил здоровье, тем более что продолжительность рабочего дня законом не ограничивалась; зато законом ограничивалось повышение зарплаты.

3. Охарактеризуйте политику правящих кругов Англии, расскажите о её политическом развитии.

После реставрации монархии в обществе наступила относительная стабильность. Король и парламент боролись порой жёстко, но только в виде политических дебатов. Ситуация изменилась со смертью не оставившего законных наследников Карла II. В правление второго сына Карла I Якова II правительство не скрывало своих прокатолических симпатий. Они стали главной причиной Славной революции, заменившей Якова II на мужа его сестры Марии – Вильгельма II Оранского. С этого времени неотъемлемой частью политики правящих кругов стало неуклонное англиканство. Католикам законодательно было запрещено занимать престол и места в палате лордов.

В результате Славной революции полномочия парламента начали во многом напоминать нынешние. Частью политической жизни стало равновесие отдельных ветвей власти, включая парламент и королевское правительство. Но сам парламент формировался не всем населением. Палата общин избиралась от определённых городов. При этом для избирателей действовал высокий имущественный ценз. В итоге парламент представлял интересы только высшего слоя общества, включая предпринимателей. В этом парламенте на весь XVIII век сохранилось политическое противоборство между вигами (представлявшими больше предпринимателей), на основе которых развились либералы и тори (представлявшими земельную аристократию), которые позже также стали называться консерваторами.

4. Назовите технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота.

Изобретения:

Прядильный станок с «летучим челноком» Д. Кея 1733 года;

Новый способ выплавки чугуна с использованием каменного угля 1735 года;

Механическая прялка «Дженни» Д. Харгривса 1765 года;

Фабрика Аркрайта возле Дерби 1771 года, где механизмы приводились в движение водяным колесом;

Усовершенствованная паровая машина Дж. Уатта 1781 года.

5. Укажите последствия промышленного переворота. Какие противоречия в обществе он породил? В каких формах выражался протест рабочих против их угнетенного положения?

С одной стороны промышленный переворот увеличил мощь экономики страны и благосостояние население в целом. С другой из-за него росло число неимущих, потому что теперь уже из-за конкуренции с фабриками и заводами разорялись ремесленники, кустарные производства и даже мануфактуры. Кроме того, машинный труд требовал меньше физических усилий, потому предпринимателям выгоднее было нанимать женщин и детей, чей труд стоил дешевле. В концу XVIII века в Англии лишь от 10% до 25% рабочих составляли мужчины старше 18 лет. Последние в основной своей массе оставались безработными и оказывались социально опасным элементом.

Протест рабочих выражался в разных формах. Самой простой было разрушение станков и других промышленных машин, названный луддизмом. Другой формой стало проведение забастовок. Они требовали уже большей организации, потому проводились специально создававшимися рабочими союзами.

6. Какое значение имели промышленный переворот и модернизация общества?

Промышленный переворот не просто перестроил экономическую сферу. Кардинальные изменения начались в структуре общества. Кроме того, он серьёзно укрепил господство Европы в мире. Потому можно сказать, что промышленный переворот и модернизации сыграли ключевую роль в мировой истории.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Ещё сто лет назад было отмечено, что именно уровень науки и образования обеспечивает успешность ведения войн. Поэтому в наше неспокойное время предлагаю поговорить о соотнесенности образования уровню технологического развития.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Скажем так, образование определяется интересами технологического развития. Но в России оно понималось несколько иначе: как полноценное развитие личности, интеллектуальное, нравственное и духовное. А сейчас мы говорим об образовании ради подготовки кадров, что отсылает нас к идеям третьей или даже четвертой промышленной революции.

Это интересно, потому что феномен новой промышленной революции основан на роботизации и автоматизации производства, что вытесняет человека. Мы говорили ранее о трансгуманизме как о следствии изменений в самом человеке, в его сознании из-за современных когнитивных технологий и о том, почему это понятие внедряется в мировоззренческие системы разных стран. Термин «четвертая промышленная революция», актуализировавшийся после Давосского форума, насколько мне известно, впервые стал употребляться немецкими экономистами. Вообще это, скорее, просто одна область третьей промышленной революции, затрагивающая цифровую экономику и компьютерные технологии и говорящая о создании «виртуального человека».

В отличие от обычной, виртуальная реальность не имеет границ и рамок, поэтому и с виртуальным человеком, и с виртуальной вещью можно сделать что угодно. От производственного процесса приходится абстрагироваться, ведь феномен появления 3D-печати изменил взгляд на промышленность вообще. Хотя, на мой взгляд, имеет место и «наукообразное словоблудие», которое как инструмент влияния на общество оправдывает серьезные изменения и в социальной сфере, и в политике, и в сознании человека, ведь если ученый захочет разобраться в процессах третьей промышленной революции, то у него просто не хватит времени и творческой энергии, чтобы понять главное: к каким последствиям она привела.

Поэтому оперирование такими категориями выглядит похожим на попытку загнать сознание человека в рамки догм, как это было с марксистско-ленинским учением, чтобы прикрыть суть структурных изменений от этой революции. Среди таких изменений выделим два – в социальных отношениях между людьми и в личности человека. Промышленная революция, получается, влияет на этику, эстетику и многие другие компоненты личности человека. Более того, биологи, специализирующиеся на работе мозга, раньше социологов стали обращать внимание на явление «цифрового слабоумия». «Эффект Маугли» - в том случае, если образование ребенка происходит при компьютеризации, некоторые области его мозга не развиваются.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. В момент общения люди анализируют одновременно до семи параметров: интонацию, жесты и многое другое, и за каждый параметр отвечает определенный участок мозга. Если же дети с раннего возраста привыкают общаться «пальцем», через экран телефона, к примеру, то активно развивается только одна область мозга, а остальные начинают деградировать. Наш мозг – явление удивительное: внутривидовая разница в мозгах у людей может быть больше, чем межвидовая у животных.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Каждый человек может развиться в духовно и интеллектуально богатую личность, если создать условия для внутреннего, самостоятельного развития мозга. Как педагог могу сказать, что раньше социальные условия влияли на образование очень сильно: одни могли, скажем, платить за обучение, другие нет. Сегодня же сознательно создается человек с атрофированным мозгом, но об этом не говорят ни подросткам, ни родителям: если до 7-10 лет у ребенка не начинают работать различные области, то последствия необратимы. Это не некое следствие объективных законов развития техники, как нам пытаются представить, а сознательное влияние на человека, ведь он так или иначе остается в центре.

При капитализме стоимость товара складывается из основного капитала (сами средства), переменного капитала (траты на заработную плату) и прибыли. В послевоенные годы основная часть стоимости определялась именно переменным капиталом и было выгодно тратить огромные средства на содержание рабочей силы. Но норма прибыли имеет тенденцию к понижению, и, когда это произошло, возник интерес максимально сократить издержки: денационализация капитала, приватизация ресурсов и, самое главное, исключение из общей формулы стоимости содержание трудовых ресурсов, иными словами – человека из формулы надо убрать. Не только из производственного процесса, но и из сферы услуг, которая активно роботизируется. Он становится киборгом с минимальными потребностями, которые он и будет реализовывать в виртуальной реальности. У большинства развитых стран рынок базовых потребностей заполнен, а потому производитель начинает диктовать новые, искусственные, которые не свойственны нормальному человеку.

По разным подсчетам, через 40 лет от 50 до 70% работников из производства будут убраны и заменены роботами. Сейчас производится исключительно роботами 10% всех товаров, к 2025 году прогноз говорит о 40%. В зоне риска находятся не только «синие», но и «белые воротнички»: пострадают управленцы, водители автомобилей, фармацевты, страховые агенты, продавцы, коллекторы. Вне этой зоны – психологи, детективы, артисты, фотографы, социальные работники, священники. Вот почему шоу-бизнес так активно развивается – туда «размещают» вытесненных из производства и сферы услуг людей. И требования у таких людей минимальны, и духовное развитие их не интересует (лишь бы телефон был моднее), и управлять ими очень легко.

Британский ученый Гай Стэндинг, заимствовав термин у французских коллег, построил интересную концепцию о социальных изменениях. Он говорит о появлении нового класса – прекариата, основа которого – неустойчивость, нестабильность, ненадежность. За элитой, людьми с социальными гарантиями и старым пролетариатом (численность последних двух слоев общества сокращается) следует прекариат, куда входят работающие по временным договорам люди, мигранты, квалифицированная молодежь, которая не может найти работу из-за того, что полученная ими специальность не успевает подстроиться под быстро меняющиеся технологические условия. Это обеспечивает легкость радикализации прекариата: для мигрантов это исламистские или псевдо-исламистские группировки, для молодежи (особенно в Европе) – рост популярности праворадикальных движений и партий. И вместо попытки борьбы с элитой ТНК, затеявшей такой разлом в обществе, эти люди начинают решать проблемы между собой, будучи просто стравленными.

Что же происходит с человеком? Еще в 60-е годы был введен термин «человеческий капитал» - сколько средств нужно вложить в человека, чтобы он начал приносить прибыль. Сперва экономисты вкладывали в это понятие образование, воспитание и развитие профессиональных качеств, а затем расширили, добавив туда элементы потребления (питание, развлечения и т.п.) И это осталось неизменным –я говорю об отношении к человеку только как к инструменту получения прибыли при капитализме. Термин «человеческий капитал» даже употребляется во всех образовательных программах, в концепции образования нашей страны – то же отношение. Духовное развитие и прочее личностное в человеке становится ненужным, потому как увеличивает издержки в той самой формуле стоимости товара. Увы, но в этих условиях нельзя иметь другого образования кроме того, которое работает на технологичный бизнес. И это объективно, а громкие слова о патриотизме – пустой звук. Просто мы не можем говорить ученикам и студентам: «Вы будете встраиваться в общество, а потому нужны нам лишь как функция, управляемый биообъект» Для сегодняшнего студента вообще мало возможностей обсуждать какие-то темы, которые были актуальны для образования прежних времен.

Интересно высказывание Илона Маска, основателя компаний Space X и Tesla Motors, вошедшего в декабре 2016 в состав Форума по стратегии политики при Дональде Трампе. Он считает, что внедрением новых технологий нужно умело управлять, чтобы не было тяжелых последствий. Для этого, по его мнению, надо добиться слияния биологического мозга с цифровым. Основная проблема – пропускная способность, скорость соединения реального мозга с цифровым. По поводу социальных вопросов: «Слияние человека с машиной – это будущее, а ближайший эффект от технологий – это автономные машины. Они могут заменить водителей. Такой процесс может занять до 20 лет, будет быстрым и разрушительным. 12-15 % всех работающих людей останутся без работы, поэтому им нужно найти новые роли» В конце он планирует прийти к идее универсального базового дохода. «За автоматизацией последует лавина дешевых товаров и услуг, но нужно понять, что делать с предназначением человека и какое этот человек будет иметь значение, если оно для многих неразрывно связано с работой. Если твоя работа не нужна – какой в тебе смысл? Поэтому будущее для нас представляется серьезным испытанием»

Под минимальным базовым доходом он имеет в виду некую сумму денег, которую государство будет выплачивать всем независимо от роли человека в обществе и того, работает он или нет. На самом же деле – это попытка оправдать тотальный слом социальной политики (зачем она нужна, если и так платят?), за которой последует и упразднение этого дохода, ведь сопротивляться будет некому.

Если говорить об образовании и тех изменениях, что произошли за этот год: процессы, названные выше, только усилились, а смена руководства оказалась декоративной. Незаметно был принят и так же незаметно прошел проект «Научно-технологическая инициатива» Заговорили активно о нем в 2013 году, когда решался вопрос о том, чем мы должны ответить на санкции.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Интересно, что попытка свести человека к «функции» или «компетенции» приводит к деградации личности, ведь для того, чтобы открыть или создать что-то новое, у человека должен быть уровень базовых знаний об окружающем мире во всех сферах, и тогда, возможно, на стыке наук, произойдет открытие. Выходит, не так уж и развивает капиталистическая система.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Проект «Научно-технологическая инициатива» должен был создавать новые рынки экспорта высокотехнологичных товаров. В связи с этим были разработаны следующие направления: беспилотные летательные аппараты, сеть управления автотранспортом без водителя, распределенная система энергетики и финансов, система производства и доставки еды и воды, продление жизни и индивидуальная медицина, индивидуальная транспортная система, картографирование головного мозга и создание нового поколения «всемирной паутины». Это исключает индустриализацию и возрождение промышленности для импортозамещения.

Сегодня фактически создается новая система влияния технологических центров. Первое, что нужно выделить, говоря об этих изменениях, это появление внутри групп развитых и развивающихся стран двух подгрупп: зона технологических суперкластеров у первых и зона управляемой нестабильности у вторых. Из зоны суперкластеров выходит продукт технологии, а что берется из других? - талант, который сегодня становится основным продуктом.

На открытии «Научно-технологической инициативы» было сказано о том, что Россия должна стать генератором смыслов и культурных кодов. Также прозвучала мысль, что необходимо капитализировать таланты с детства, превращая группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения. Урегулировать поведение людей предлагалось с помощью игр (на примере «Покемонов»). Экспортировать, по мнению выступавших, можно и новые методы коллективного мышления.

Кадровым резервом будущего являются нынешние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Говоря об этом, на открытии программы открыто говорилось, что талантливых детей на данный момент – только 10%. Это считается «группой прорыва», а остальным «нужны психотехники»

Высшие учебные заведения тоже должны перестраиваться по определенной программе, в которой огромное внимание уделяется знанию английского языка и возможности интегрировать знания в мировой опыт.

Зимой из информационных агентств стало известно, что министр образования обратилась к Правительству с просьбой сократить финансирование небазовых вузов на 20 миллиардов. Ректоры этих вузов отнеслись к этому спокойно и не потому, что есть другие источники, а потому, что это заставило их подумать о том, как зарабатывать самим и делать прорывы в рейтингах. Это чисто американская позиция, при которой коммерческий вуз по сути является венчурной компанией, производящей и продающей. На мой взгляд, об этом проекте известно не очень хорошо, надо выводить его на обсуждение широкой общественности.

Развитие английской промышленности способствовало росту экспорта. В 1782 г. вывоз английских товаров оценивался в 13 млн фунтов стерлингов, 1792 г. - уже в 25 млн, в 1800 г. - около 35 млн, в 1815 г. - около 60 млн, т.е. вырос за 33 года почти в 5 раз. В связи с ростом доходов увеличился прирост населения: с 3 % за десятилетие первой половины XVIII в. до 11 % к концу XVIII в., до 14 % за период 1801 - 1811 гг. и до 21 % в течение 1811 - 1821 гг. Городское население значительно возросло за счет сельского. В 60-х гг. XVIII в. в городах Англии население составляло только 1/3, земледелием занималась половина жителей. В 1810 г. городские жители составили уже половину населения и только 1/3 занималась земледелием.

В сельском хозяйстве Англии большие доходы, получаемые от овцеводства, привели к тому, что крупные землевладельцы перестали заниматься земледелием и растениеводством. Фермеры были изгнаны с земли, мелкие землевладельцы (иомены) распродали свои участки. Крестьяне уходили искать работу в города. Внедрение в сельском хозяйстве усовершенствований и новых культур - брюквы в Англии и картофеля во Франции - позволили обеспечить население городов дешевым питанием.

Промышленное производство успешно развивалось не только в Великобритании. Во Франции крупные предприятия создавались и развивались с помощью государства: завод «Ле Крезо» был основан в 1769 г., заводы в Сент-Этьене, угольные шахты в Анзене, Кармо, Але и районе Па-де-Кале, знаменитая ситцевая фабрика в Жуй, основанная Оберкампфом.

Собственно промышленная революция с ее бурным, взрывным характером проходила в период с 1785 по 1825г. Великобритания первой осуществила быстрое развитие своей промышленности, хотя этому мешала континентальная блокада Англии во время Французской революции и наполеоновских войн. Она опередила Францию, разоренную войнами периода Великой революции и Наполеона, и Германию.

Франция и другие страны Западной Европы начали промышлен­ное развитие со времени континентальной блокады, защищенные в этот период от конкуренции английских товаров.

В Англии в XVIII - XIX вв. население за 110 лет выросло более чем в 3 раза, промышленное производство за 60 лет (1810 - 1870 гг.) более чем в 6 раз, экспорт за 90 лет (1780 -1870 гг.) более чем в 14 раз. Импорт рос значительно медленнее, чем экспорт: за 70 лет (1800 - 1870 гг.) примерно в 8,5 раз. Производство отдельных видов продукции росло особенно быстро: за 70 лет (с 1800 по 1870 гг.) добыча каменного угля выросла более чем в 10 раз, производство чугуна более чем в 30 раз, потребление хлопка (производство хлопчатобумажных тканей) более чем в 20 раз. Производство предметов потребления росло значительно быстрее населения: за 60 лет (с 1810 по 1870 г.) - более чем в 4 раза, производство средств производства (за этот же период) - примерно в 9 раз. Но заметно замедление темпов экономического роста в Англии в середине XIX в. Если с 1810 по 1840 г., т.е. за 30 лет, индекс промышленного производства вырос почти в 3 раза, то за следующие 30 лет (с 1840 по 1870 г.) - менее чем в два раза. Причиной этого, по-видимому, стало ужесточение протекционистской политики во Франции, Германии и, особенно в США в середине XIX в., о чем будет сказано далее.


Территория США быстро росла за счет военных захватов у соседей (Мексики) и индейских племен, и покупки у других стран (Франции, России и т.п.) Население быстро увеличивается с 4 млн. в 1790 г. до 9 млн. в 1820 г., до 23 млн. в 1850 г. и до 63 млн. в 1890 г. Значительная часть прироста населения была вызвана иммиграцией из Западной Европы. Число иммигрантов составило в 1870 г. 387,2 тыс. человек, в 1890 г. - 455,3 тыс., и в 1913 г. - 1198 тыс. человек. Иммигранты заселяли пустующие земли и превращались в фермеров, пополняли число рабочих на растущих фабриках и заводах. Для устройства переселенцев еще в 1790 г. было создано особое бюро (land-ofice), которое межевало земли и продавало по цене 1 - 2 дол. за акр. Закон 1862 г. о гомстедах установил отвод участков за плату в 10 дол. (за участок в 65 га) и даже бесплатный отвод земельных участков в 80 - 160 акров при условии их обработки и заселения.

В целях стимулирования развития промышленности в США в 1824 г. был издан покровительственный таможенный тариф со средним размером пошлин в 25 - 50 % стоимости ввозимых товаров. В 1828 г. эти ставки еще более повысили. Сторонники свободы торговли добились некоторого снижения тарифа в 1833 г. и либерального тарифа в 1857 г. Но сторонники протекционизма добились принятия в 1861 г. закона Морриля, по которому ставки таможенного тарифа были резко повышены. Это вызвало восстание южных штатов, не желавших подчиняться таможенному тарифу с высокими ставками. Гражданская война между Севером и Югом закончилась победой Севера и отменой рабства в южных штатах. Впоследствии в 1890 г. было введено особо высокое таможенное обложение при президенте Мак-Кинли. Ставки тарифов были дифференцированы: на продукцию развитых отраслей ставки тарифа были понижены (например, сталелитейной), на продукцию слабых или неразвитых отраслей повышены. Президент получил право запрещать импорт товаров тех стран, которые ограничивают импорт американских товаров. В целом на протяжении XIX в. в США проводилась довольно жесткая протекционистская политика (ставки таможенного тарифа составляли в среднем 60 % от стоимости ввозимых товаров), что способствовало ускоренному развитию экономики США.

Промышленная революция являлась стремительным развитием технологий в Новое время и переходом от ручного труда к машинному. Вследствие технологических инноваций значительным преобразованиям подвергались социальная, политическая, экономическая конъюнктуры Европы и всего мира. Вместе с тем промышленная революция - это вовсе не одномоментный процесс. Ее длительность традиционно

растягивают от второй половины XIII века до начала XX. А ряд ученых придерживается и вовсе точки зрения, что этот процесс не заканчивается и по сей день, свидетельством чего является все ускоряющийся темп развития технологий в наше время, когда многие новинки устаревают в течение нескольких лет.

Промышленная революция в Англии

Традиционно именно эту страну называют родоначальником технологического переворота в Новое время. Уже в 1760-80-х годах здесь были достигнуты революционные изменения в ряде важнейших областей тяжелой и легкой промышленности. Например, изобретение прядильного станка и распространение его по всему острову привели к тому, что Англия стала крупнейшим поставщиком тканей для европейских и американских рынков. Создание парового двигателя дало возможность строительства кораблей нового типа - более быстрых и более эргономичных, что утвердило господство англичан на море. Эпохальные

изменения произошли и в наземном транспорте. Так, появившиеся железные дороги опутали сетью все государство уже к середине XIX века и стали новым словом в возможности сообщения между отдаленными регионами страны - была облегчена и ускорена перевозка товаров, людей, животных. Открыты совершенно новые возможности! Важные изменения претерпела и тяжелая промышленность. Так, появление фрезерного станка и ряда других подобных изобретений существенно стимулировало развитие машиностроения. Значительно улучшилось качество самого металла за счет того, что теперь при его выплавке использовался не каменный уголь в качестве топливного материала, а кокс. Это позволило Англии отказаться от экспортного металла, покрыв свои возрастающие нужды, а освободившиеся средства направить в другие отрасли.

Промышленная революция в Европе

Вскоре бурные темпы технологического развития перекинулись и на континент, дав Германии, Франции, Нидерландам, России собственные заводы тяжелой и легкой промышленности. Вместе с тем этот процесс в разных странах не происходил одновременно. Например, во Франции и Бельгии промышленный переворот начался сразу же вслед за Англией, уже в конце XIII века, а вот в Германию и Россию он добрался лишь в 1830-1840-е годы. Впрочем, это не означало обязательное аутсайдерство. Германия, будучи еще в середине века отстающей страной, к 1900 году смогла значительно нарастить свой технологический и военный потенциал, а в начале XX века с запозданием включиться в перераздел сфер влияния в других частях света (тот факт, что на колонии были разделены уже фактически все мировые территории и привел к силовому решению вопроса - Первой мировой войне).

Влияние на общество

Промышленная революция не ограничилась изменениями только в технологической части. Она неизбежно влекла за собой социальные, политические и экономические последствия, порождая новые классы общества (рабочих, буржуазию), ускоряя рост городов (урбанизацию). Усложнение общественных процессов вело к рождению новых политических и социально-экономических доктрин и движений, которые вскоре произвели взрыв в настроениях народных масс.

Результате революции сформировался политический строй новой Англии. Промышленная революция, в свою очередь, способствовала формированию новой экономики и общественной структуры. В экономике главную роль стала играть фабрично-заводская промышленность. Продукция, изготовленная на фабриках и заводах, благодаря использованию машин была дешевой; это повлекло постепенное вытеснение с рынка изделий ремесленников и мануфактур. Менялся и характер английской торговли: до страны завозили все больше необходимого сырья, а за пределы Англии вывозили дешевые фабричные товары.

Огромные изменения произошли в социальной структуре общества. Результате промышленной революции старые социальные слои (феодалы и крестьяне) уступили место предпринимателям и наемным работникам.

Количество предпринимателей постоянно росло и превысило численность старых землевладельцев. Новые предприниматели, или буржуазия, олицетворяли новую промышленную Англию. Они владели фабриками и заводами, знали рынки и умело приспосабливались к меняющегося спроса потребителей. Для подавляющего большинства предпринимателей главным мерилом успешной деятельности становился выгоду. Без этого, конечно, ни одно производство развиваться не могло. Только при наличии прибыли они могли развивать свое производство. Поэтому с появлением в обществе предпринимателей и наемных рабочих началась борьба, вызванная конфликтом интересов: или интересы предпринимателя и развития производства, либо интересы наемного работника и увеличение оплаты его труда, социальные гарантии. Первые выступления рабочих были направленные против машин, так как их считали виновными в ухудшении условий труда, сокращении работающих и заработной платы. "Борцов с машинами" назвали луддитов.

В период промышленной революции главными слоями английского общества стали предприниматели и наемные работники, что свидетельствовало о формировании индустриального общества в Англии. Существовали и другие традиционные слои, но они уже не играли решающей роли в обществе и постепенно исчезали.

Каковы были сущность и последствия промышленного переворота в Англии?

В результате победы революции ХVII в. в Англии стал быстро развиваться капиталистический уклад в сельском хозяйстве, начался переворот в промышленном производстве.

В стране получили развитие идеи республиканского устройства, народоправия, равенства всех перед законом. Провозглашенные политические принципы и новый экономический порядок легли в основу новой индустриальной цивилизации.

В ХVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные поселки. Крупное землевладение создало условия для увеличения производства зерна, что вело к снижению цен на него. Рост городского населения поддерживал спрос на сельскохозяйственную продукцию. Подъем сельского хозяйства влиял на развитие промышленности.

Промышленный переворот начался в легкой промышленности. Здесь замена ручного труда на машины требовала меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. Резко расширило производственные возможности изобретение паровой машины, другой новой техники. Поток усовершенствований, накопление огромных средств потребовало иной организации производства. На смену мануфактуре шла фабрика – крупное машинное производство, рассчитанное на получение прибыли.

Промышленный переворот имел не только техническую, но и социальную сторону. В ходе преобразований формировались два основных класса индустриального общества: промышленная буржуазия и наемные рабочие. Этим двум новым социальным группам предстояло найти свое место в старой социальной структуре и выработать правила взаимоотношений между собой. Этот процесс был непростым, растянулся на многие десятилетия, его динамика определяла основные параметры развития общества.

Промышленный переворот изменил облик Англии. Возникли крупные промышленные центры (Манчестер, Бирмингем, Шеффилд). К концу ХVIII в. уже четверть населения жила в городах. Бурно развивалась транспортная инфраструктура: по всей стране строилась сеть каналов, сооружались дороги с твердым покрытием. Завершилось складывание внутреннего рынка, который опирался на солидную промышленную базу. Именно в промышленном секторе создавалась теперь основная часть национального богатства.

Уклад жизни и условия труда, складывающиеся во время промышленной революции, устраивали не всех в стране. Отношения между владельцами промышленных предприятий и работавшими там наемными рабочими были достаточно сложными. В тот период степень эксплуатации рабочих была высокой. Эта ситуация рождала стихийный протест.

Во время промышленного переворота возникло первое массовое движение рабочих – движение разрушителей машин. Наибольший размах это движение приобрело в 1811–1813 гг. Участники его называли себя луддитами по имени рабочего Нэда Лудда, который как будто бы первым разбил свой станок.

Движение луддитов быстро расширялось. В нем власти усматривали угрозу существующему правопорядку. Уже в 1769 г. парламент принял закон о смертной казни за порчу машин.

Преследование луддитов не решало проблем – положение рабочих оставалось крайне тяжелым. Следовательно, сохранялось стремление его изменить. Нежелание предпринимателей идти навстречу требованиям рабочих подпитывало конфликт, дестабилизирующий общество. Убедившись в неэффективности луддизма, рабочие стали искать иные способы борьбы за свои права. Так родилась идея создания тред-юнионов (профсоюзов), которые постепенно заняли свою нишу в структуре общества и превратились в основную форму организации трудящихся.

Промышленный переворот, начавшийся в Англии, невозможно было удержать в национальных границах. В сферу промышленного переворота включались все новые и новые страны. В каждой из них он шел разными темпами, имел свою специфику. Однако конечный результат был один: промышленный переворот радикально подрывал устои феодальных порядков, создавал фундамент нового «индустриального» общества в Европе.

В ХVIII в. в Новом Свете также зарождается модификация европейской цивилизации. Так в рамках западной единой цивилизации сформировались различные формы буржуазного прогресса.



Справочники