Pepsi и Danone предупредили о росте цен на молоко в России. PepsiCo и Danone предупредили о росте цен на молоко в России

Рубрика: Российские новости

В рамках совещания о подготовке к введению системы электронной ветеринарной сертификации А.В. Дворкович поручил:

Минсельхозу России и Россельхознадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить принятие и вступление в силу в установленном порядке нормативных правовых актов, на основе которых будет функционировать ФГИС в области ветеринарии. О результатах до 23 октября 2017 г. доложить в Правительство Российской Федерации.

Минсельхозу России и Россельхознадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с участием отраслевых союзов (ассоциаций) внести до 7 ноября 2017 г. в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект федерального закона, предусматривающий внесение в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. NQ 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения, касающиеся:

продления действующего порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную продукцию (за исключением уловов водных биологических ресурсов и продукции из них) до 1 июля 2018 г.;


установления случаев сопровождения подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции ветеринарными сопроводительными документами в бумажном виде и порядка их оформления в связи с невозможностью технологического оформления таких документов в электронном виде.

Минсельхозу России, Минэкономразвития России, Минюсту России, Россельхознадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с участием отраслевых союзов (ассоциаций) внести до 7 ноября 2017 г. в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект федерального закона, предусматривающий последовательное (поэтапное) введение административной ответственности за невыполнение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде с установлением полугодового моратория на привлечение к ответственности.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации провести проверки в отношении действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в части выполнения ими требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии по внедрению системы электронной ветеринарной сертификации. О результатах проинформировать Правительство Российской Федерации.

Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с участием отраслевых союзов (ассоциаций) проработать вопрос о возможном сочетании информации, указанной в ветеринарных сопроводительных документах, и товаросопроводительной документации, сопровождающей готовую пищевую (переработанную) продукцию, произведенную из сырья животного происхождения, в целях обеспечения прослеживаемости указанной продукции. О результатах до 16 ноября 2017 г. доложить в Правительство Российской Федерации.

Роспотребнадзору, Минсельхозу России, Минпромторгу России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с участием отраслевых союзов (ассоциаций) проработать вопрос о внесении в нормативные правовые акты Евразийского экономического союза и Российской Федерации изменений, предусматривающих установление единых требований к маркировке транспортной упаковки для обеспечения учета готовой Пищевой (переработанной) продукции и ее прослеживаемости. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации.

Заместитель Председателя Правительства выступил на форуме, организованном Ассоциацией компаний розничной торговли, и ответил на вопросы журналистов.

Из стенограммы:

А.Дворкович: Спасибо за приглашение поговорить с вами о торговле. Всем понятно, что в этом году, прошедшем году, за два-три года в целом ситуация была такова, что торговля находилась на некотором плоту, поскольку потребительский спрос снижался в силу общих экономических причин. И это снижение продолжалось разными темпами вплоть до III квартала прошлого года по крайней мере, хотя и в IV квартале, и в I квартале этого года ситуация остаётся шаткой. Явного тренда нет: ни положительного, ни отрицательного, всё находится в некоторой стагнации. Поэтому пока говорить о том, что ситуация управляется, преждевременно. И в этих условиях понятно, что торговые организации стремятся прежде всего к повышению эффективности, к тому, чтобы находить варианты завоевания потребительских предпочтений различными способами. Это происходит на фоне изменений законодательства, прежде всего закона о торговле, к которому необходимо приспосабливаться. Большая часть подзаконных актов, документов уже появилась. Многие торговые сети уже вошли в новый режим. Хотя понятно, что ещё недостаточно предсказуемым является будущее правоприменение. Я думаю, что в этом году будут только постепенно притираться органы контроля, надзора, ФАС к новой законодательной базе, к тому, как торговые сети к ней адаптировались и как адаптировались другие торговые форматы. Так что в целом этот год скорее является переходным, как с макроэкономической точки зрения, так и с точки зрения регулирования.

Конечно, мы в Правительстве рассчитываем, что все будут вести себя спокойно, без каких-либо потрясений мы будем проходить этот период. Надеюсь, что и контролирующие органы это должны понимать, по крайней мере по совещаниям, которые я проводил, мне кажется, все услышали данный сигнал. И если нынешняя практика входит в противоречие с тем, что я сейчас сказал, просьба об этом тоже сегодня сказать, задать на эту тему вопросы.

Понятно, что в нынешней ситуации есть несколько тенденций, которые определяют или могут определить будущие тренды, кроме упомянутого закона о торговле и адаптации к нему торговой системы. Это развитие логистической инфраструктуры в России в целом, повышение эффективности именно логистики продовольственных и непродовольственных товаров. Это важный тренд. Есть серьёзный инвестиционный проект, который направлен на формирование крупных торговых логистических центров, которые позволят изменить ситуацию в системе торговли, ускорить доставку грузов, снизить издержки, улучшить условия хранения товаров, чтобы увеличить их срок хранения по сравнению с тем, какой он был ранее, – это прежде всего плодоовощная продукция. Это действительно будет играть серьёзную роль, иметь большое значение для торговли. Всё это происходит на фоне сохраняющихся санкций, контрсанкций и отдельных ограничений в отношении отдельных стран, прежде всего Турции в данном случае. Часть ограничений была снята недавно, многие ограничения пока ещё остаются, ситуация, скажем так, развивающаяся. Мы находимся постоянно в консультациях с турецкими партнёрами, не всё гладко, но мы стараемся найти общий язык. Также фактором неопределённости является режим перемещения грузов из Республики Белоруссия, транзитом через Белоруссию. Мы также находимся в постоянных консультациях с нашими партнёрами, налаживаем систему раннего оповещения о движении грузов, то есть речь идёт о фиксации в электронных базах того, какие грузы планируется переместить. Таможня уже имеет больше информации, чем раньше. То же касается служб ветеринарного и санитарного контроля. Пока ещё в целом система не работает. Пока это только шаги к формированию такой системы.

Ещё одним фактором является, конечно же, постоянная борьба между большими форматами и малыми форматами. Вообще, это очень сильно зависит от потребительских предпочтений. Надеюсь, именно они будут определять в конечном итоге, как будет складываться структура рынка. Есть примеры городов, в которых крупные торговые комплексы, гипермаркеты не пользуются большой популярностью, потому что люди предпочитают рынки, свежие продукты, ярмарки у них доминируют. Есть другие ситуации, где, наоборот, крупные торговые сети доминируют. Если есть свежие продукты, конечно, лучше идти на рынок и их покупать. Если их нет, то можно всё купить и в супермаркете, гипермаркете. Есть разные города, разные примеры. Думаю, у нас будут постепенно складываться разные ситуации в разных городах в зависимости от структуры потребительских предпочтений и структуры предложений на рынке.

Ещё одна тема, которая будет иметь важнейшее значение, – изменение регулирования электронной торговли. Это касается и алкогольной продукции. Пока идут дискуссии, тем не менее, я думаю, всё равно в будущем будет интернет-торговля алкогольными напитками. Другое дело, как это будет отрегулировано, какое будет правоприменение. Над этим надо ещё работать. Но это будет постепенно менять структуру рынка. То же касается интернет-торговли в целом – доставки товаров внутри городов, интернет-торговли для разных форматов, то есть где покупателями являются сами магазины и торговые сети. Это развивающаяся тема, у нас этот сегмент рынка пока ещё не исчерпал потенциал. И по мере появления разных форматов доставки, я думаю, интернет-торговля будет играть всё большую роль.

Нельзя сбрасывать со счетов ещё одну тему, а именно постепенную, в течение трёх лет, замену кассовых аппаратов на кассовые аппараты, которые будут передавать информацию в онлайн-режиме в налоговую службу. Это изменит ситуацию с налоговым администрированием. Собираемость налогов позволит, скорее всего, постепенно осуществлять налоговый манёвр в целом. Мы пока обсуждаем, какая могла бы быть будущая налоговая система. Ещё рано об этом говорить серьёзно, но я думаю, что её контуры будут целиком зависеть от того, какие налоги можно будет лучше администрировать. И в этом случае можно будет снизить ставки тех налогов, которые хуже администрируются, и немного повышать ставки на те налоги, которые лучше администрируются, но всё это в небольших пределах, никаких революционных изменений не будет, +10%, -10% – не думаю, что можно ставить, но небольшие изменения вполне могут быть. И постепенное формирование этого электронного пространства, изменение системы передачи данных, хранения данных, анализа данных, я думаю, будут ключевыми факторами для развития торговли, развития разных форматов.

Упомяну ещё одну тему, она специфическая и скорее носит индивидуальный характер. Крупнейшая вообще сетевая структура в нашей стране – это «Почта». Как ни странно, если посмотреть, сколько людей работает в самой крупной торговой сети – 270 тыс. человек, то на «Почте» работает около 350 тыс. человек. Естественно: отделений больше. Какое будущее у «Почты», пока неясно. Есть развилки, есть разные варианты, в какую сторону ей идти. Вполне возможно, она станет ещё одной розничной сетью, ещё одной розничной инфраструктурой, а может быть, и нет. Может быть, она станет чем-то другим, например финансовой инфраструктурой, сочетанием финансовой и розничной инфраструктуры, но в любом случае достаточно крупной сетью, которая может изменить структуру розничного рынка в России и повлиять на его развитие. Это, пожалуй, основные вещи. Я готов подробно ответить на вопросы, которые у вас есть. Хотел бы обозначить моменты, которые лично вижу сейчас, для развития торговли.

Ведущий: Почти два года назад Аркадий Владимирович сформулировал четыре главных приоритета для крупной торговли – удерживать рост цен от необоснованных факторов, не допускать снижения качества ниже уровня безопасности, поддерживать отечественного производителя и честно выполнять функции налогового агента и участника внешнеэкономической деятельности. Вот эти четыре приоритета для нас были самыми главными в последние годы.

А.Дворкович: Можно сразу сказать, что первый абсолютно выполняется. Инфляция снизилась до минимальных значений, это не только по макроэкономическим причинам – в силу политики ЦБ, но и в силу поведения торговых сетей, системы торговли.

Что касается качества продуктов, то здесь есть разные точки зрения, но я пытаюсь до сих пор расшифровать ту информацию, которая поступает из Роспотребнадзора, Россельхознадзора относительно качества различных продуктов питания. Что такое фальсификат, насколько велики отклонения от тех стандартов, тех значений, которые установлены законодательством (превышение в разы сотой доли процента и так далее). Такой информации просто нет, как выяснилось. Коллеги просто говорят: не соответствуют или соответствуют. Абсолютно такая бинарная система, но такая информация ничего почти не даёт для реального анализа ситуации, потому что вполне может быть, что в 99% случаев это минимальное отклонение, которое не является каким-нибудь значимым и опасным для здоровья. Вопрос свидетельствует о наличии колебаний в качестве. Конечно, их тоже можно исключать. Если есть стандарт, то он есть. Тем не менее нельзя говорить о какой-то массовой опасности для потребителя.

Что касается третьей вещи, поддержки отечественного производителя, очевидно, что по большинству товарных групп, 99–100%, это уже отечественные продовольственные товары, если говорить именно о продовольствии. У непродовольственных, конечно же, другая структура. Остались только молочные и плодоовощные группы, где 90–95% отечественной продукции, а не 99–100%. Тоже всё идёт в правильном направлении.

И четвёртое, про налоги, я сказал. Здесь процесс постепенный. Конечно же, крупнейшие сети являются более – не хочу сказать добросовестными, но в любом случае собираемость налогов в этой сфере выше во всём мире, чем в небольших магазинах. Есть такие публичные риски, скажем так.

Вопрос: Газета «Деловой Петербург», Наталья. У меня несколько другой вопрос. Аркадий Владимирович, Вы упомянули дистанционную торговлю, торговлю алкоголем. Уже давно ходят слухи о том, что возможны дистанционные продажи ювелирной продукции и лекарств, очень ждут, тут надо уже готовить инфраструктуру. Скажите, что ведётся в этом направлении, когда можно ожидать разрешения на дистанционную торговлю этими или другими видами продукции?

А.Дворкович: Во-первых, всё это продаётся на грани закона. На самом деле есть спор относительно того, законно это или незаконно, есть коллизии в законодательстве, которые до конца разрешить очень сложно, хотя есть определённые, судебные в том числе, решения, которые говорят о том, что нельзя вроде бы. Но понятно, что если хочется что-то купить, то это сделать можно. По каждой группе товаров будет индивидуальный подход, во многом, повторю, ситуация будет зависеть от способности прослеживать происхождение, подтверждать происхождение того или иного товара.

По лекарствам мы сейчас занимаемся введением системы маркировки. В пилотном режиме эта система заработает уже к концу текущего года. В отношении нескольких десятков позиций несколько крупнейших аптек, аптечных сетей будут в этом участвовать, а также дистрибьюторы, отдельные больницы. И в течение примерно полутора лет мы сможем ввести систему в целом в стране. Вообще целевая точка – 1 января 2019 года, в которой все лекарства должны уже быть маркированы, соответственно, полностью будет прослеживаться происхождение, а значит, откроется возможность и интернет-продаж. Но сначала надо будет мониторить, как идёт торговля в традиционных форматах, понять, есть ли какие-то ещё проблемы, и тогда решить уже, стоит ли переходить на дистанционную торговлю.

Что касается ювелирных изделий, не занимался этой темой, не буду сейчас говорить.

По алкоголю, я думаю, что всё можно сделать, в принципе все форматы и правила отработаны, обсуждены. Единственное, я думаю, Госдума не пойдёт на то, чтобы открыть сразу торговлю всеми алкогольными напитками, надо на чём-то попробовать. Наверное, можно попробовать на российском вине или вине в целом, маленький сегмент рынка, чтобы просто посмотреть, как работают правила, нет ли каких-то нюансов, которые мы не учли, можно с этого начать. Такое решение, я думаю, парламенту будет легче принять с политической и психологической точки зрения.

Вот так, шаг за шагом, можно идти по разным товарным группам. Есть табачная продукция, там надо решить, какую систему использовать: такую же, как и по лекарствам, с помощью QR-кодов, или ЕГАИС, как в алкогольной продукции. Я думаю, первый вариант логичнее, потому что проблема на табачном рынке – это не нелегальное производство внутри, а контрафакт из-за рубежа. Это выдвигает иные требования ко всем маркировкам. ЕГАИС направлена практически полностью на предотвращение махинаций внутри страны. Обсуждения пока идут, пока взвешиваются все «за» и «против».

Вопрос: Газета «Коммерсант». Аркадий Владимирович, хотела бы узнать, сформировано ли в Правительстве, может быть, и у Вас, отношение к первым результатам работы закона о торговле. ФАС провела мониторинг, должна была отчитаться. Что Вы думаете?

А.Дворкович: Вообще, я нацеливал коллег на то, чтобы в первом полугодии все в спокойном режиме работали. Я знаю, что в I квартале отдельные торговые сети сами захотели, чтобы ФАС посмотрела, как и что они сделали. Как раз это сейчас и происходит, но, я думаю, по итогам марта будет информация, я ещё не получил пока от ФАС доклада. Но в любом случае в течение первого полугодия постепенно будут идти обследования, проверки. Надеюсь, что никаких потрясений не будет.

Вопрос: Добрый день. Сергей Казаков, город Владимир. Вы говорили о налогах, что будут, возможно, какие-то налоговые манёвры. Я хотел уточнить, до кризиса 2008 года те, кто работал на упрощённой системе, налоги платили в районе 14%. Потом произошло повышение, Вы сказали, на 10% нельзя, тогда до 16, ну постепенно, сейчас они платят 30%.

А.Дворкович: По-разному.

Вопрос: Налоги в фонд оплаты труда мы платим 30%. Плюс 13% подоходный налог.

А.Дворкович: Эффективная ставка 22–23%.

Вопрос: Нет, 30%. В Пенсионный фонд 20 с лишним, 30% общей нагрузки на малый бизнес, который в торговле работает. Никакой шкалы нет. Даже СМИ, мы представляем СМИ, нам сделали льготу, начали с 26, каждый год поднимали по проценту. До 30. Мы сейчас платим 30. Кстати, можно о СМИ? Нам тяжело, многие ушли в серые схемы. Всё-таки будет послабление для малого бизнеса, хотя бы 22, как Вы сказали?

А.Дворкович: Не я говорил, а говорил Минфин прежде всего. Есть разные идеи – 22, 20–21. Просто не хочется сейчас какими-то цифрами жонглировать, потому что расчёты ещё не завершены, обсуждение идёт. Прежде всего нужно понять, как будет в таком случае выстраиваться схема пенсионного, социального, медицинского страхования. Если ставки будут существенно ниже, например 22, то, очевидно, нужно забыть про слово «страхование», потому что при такой ставке не хватает физического, реального страхования денег, тогда придётся из бюджета перечислять в соответствующие фонды деньги от других налогов, которые в этом случае должны быть несколько выше. Вот предлагает Минфин 22% НДС, 22% – максимальная ставка взносов. То есть это не чисто налоговая история, тогда нужно обсуждать всю социальную инфраструктуру, как это будет существовать. И это обсуждение, эта дискуссия сейчас идёт. Мы никуда не торопимся, время есть, потому что здесь очень важно не совершить серьёзную ошибку, потому что это радикальная перестройка, повторяю, прежде всего не налоговой системы, а системы социальной поддержки, социальной политики в целом. Здесь надо действовать очень аккуратно.

Вопрос: Помните, плоскую шкалу ввели и многие думали, что тоже будут падения?

А.Дворкович: При 13% никакого падения быть по определению не могло, потому что эффективная ставка была 12,9 в тот момент. Здесь немного другая ситуация. Если сделать 22% – ниже, чем эффективная ставка… Эффективная ставка сейчас 24–25%, поэтому падение может быть, и его нужно компенсировать повышением других налогов. Нужно ли НДС 22% делать, не знаю, не уверен в этом. Может быть, надо посмотреть на ту же самую ставку – 13%, 14% делать. А может, и не надо. Я ещё раз хочу сказать, что не хочется это обсуждать, у меня нет какой-то законченной позиции на эту тему, и почти ни у кого в Правительстве нет. Нужно очень внимательно посчитать, обсудить в разных кругах – и профессионально, и публично. И мы это скоро начнём делать более активно. Скорее всего, уже через три недели на Красноярском форуме будет достаточно серьёзное обсуждение.

Вопрос: «Интерфакс». Вопрос по поводу идеи ограничения времени работы магазинов крупных сетей, которая вчера в прессе прозвучала. Как Вы к этому относитесь? Как Правительство к этому относится?

А.Дворкович: Я за то, чтобы людям было удобно. Мне, честно говоря, всё равно, удобно магазинам или нет. Нужно ориентироваться на потребительские предпочтения. Если людям удобно, чтобы магазин был открыт круглосуточно, лучше, чтобы он был открыт круглосуточно. Регулировать это, мне кажется, не надо. А так – поддерживать иные формы торговли другими способами, не ограничивая, а расширяя возможности.

Вопрос: Вы анализировали уровень развития мелкой торговли, прежде всего в регионах? Как Вы это оцениваете?

А.Дворкович: Конечно, у меня есть информация, есть данные о том, какие форматы используются, сколько их, о насыщенности. Понятно, что их стало существенно меньше, чем было раньше. Но мне кажется, что это вопрос предпринимательского климата, того, как у нас существует малый бизнес практически в любой сфере. Предпринимателям сложно жить в нашей тяжёлой, бюрократической, не очень прозрачной системе с большим давлением правоохранительных органов, которые иногда, даже следуя строгой букве закона, создают невыносимые условия. При этом это закон. Мы же хотим, чтобы закон соблюдался. Но если это делать слишком буквально, то, как правило, получается ужасно.

Читал книгу, где мой коллега Михаил Абызов говорит на тему охраны труда, что он просит уже три года Роструд проверить его рабочее место на предмет соблюдения правил охраны труда. Они этого не делают, потому что придётся закрыть его кабинет. Невозможно соблюсти все правила, все стандарты, все регламенты охраны труда. И освещение, говорит, не то, и влажность, или экран будет светиться у компьютера не так, или ещё что-то будет не так. Невозможно просто соблюдать.

То же и с малым бизнесом. Я думаю, что если мы сможем постепенно, шаг за шагом в целом улучшать условия для малого бизнеса, то и малых торговых форматов будет гораздо больше. Потому что люди не будут бояться их создавать, не будут бояться их открывать там, где потребителю действительно нужно. Там будут специфические товары, нишевые, интересные людям с такой точки зрения: вышел из дома, взял и съел, прямо сейчас можно, а не на неделю вперёд, здесь и сейчас, не тратить время на что-то ещё. Может быть, совмещённое с кафе, может быть, ещё что-то… Это уже вопрос предпринимательской жилки, идей, которые могут возникать у разных людей, у бизнесменов.

Другое дело ярмарки, о которых я сказал, – здесь может доминировать плодоовощная продукция, свежая рыба, свежее мясо, другие подобные товары. Тут скорее важен контакт, тактильная связь с продавцом, что называется. Он его знает, знает, что именно у него можно купить именно это мясо, именно эти помидоры, фрукты и так далее, и он ему доверяет. А большой магазин – это нечто неизвестное. Это определённый стандарт, это понятное качество, но, может быть, нет той изюминки, которую хочет конкретный покупатель. Ярмарки должны развивать в том числе города с муниципалитетами, городские власти – их поддерживать. Повторю, не ограничивая супермаркеты, а просто создавая условия для развития ярмарочной торговли, для развития рынков.

Вопрос: Тула, «Тульский бизнес-журнал». Насколько готова торговля, вся система торговли, к проведению ряда социальных мер, которые предлагаются по разным министерствам? Напомню: социальные карты ввести для тех, у кого низкие доходы, для детей. У нас 85% населения в городах, и там всё нормально с этими картами. Но 15% сельского населения выпадают? Какова система сейчас и что предполагается?

А.Дворкович: Мне кажется, сама торговля готова. Что касается сельской местности, я имел в виду почту – в связи с тем, что почтовые отделения могут стать точками торговли для малоимущих граждан. Здесь вопрос денег скорее, продовольственной помощи. Система этих карт – для того чтобы люди могли покупать дешевле отечественные товары. Требуются деньги. Физически их нет сейчас. У нас бюджет пока не позволяет начинать масштабные новые программы. Но мы приветствуем, если отдельные регионы, муниципалитеты будут потихоньку делать. По опросам, люди хотят, чтобы существовала такая система. Даже слово «карточки» не пугает – по тем опросам, которые я видел. Хотя можно и по-другому это назвать, чтобы не создавать психологический дискомфорт. Но в целом это полезно всё равно. Если у государства есть возможность помогать людям именно таким образом, то это приносит пользу всем участникам процесса.

Надеюсь, что ситуация в целом в экономике улучшится благодаря нашим общим усилиям и появятся бюджетные ресурсы для реализации этой программы. Можно форматы найти, можно другие придумать, кто хочет: кооперацию, какие-то другие вещи.

Вопрос: Как сейчас обстоит дело с логистическими агроцентрами в России? В достаточном ли они количестве? Хватает ли их для обеспечения продуктами? Какие планы?

А.Дворкович: Центров, оснащённых по последнему слову техники, по последним стандартам, почти нет, это единичные проекты. Но сейчас одновременно в стране реализуется дюжина проектов в разных регионах. Есть проекты в центральной части, есть проекты в Новосибирске, есть проект в Казани, есть проект на юге России. Я думаю, что уже буквально через полтора-два года мы увидим новые центры, которые существенно изменят условия доставки товаров, прежде всего в Центральном регионе, отчасти – в тех местах, которые я назвал. Если эти первые появятся, то дальше инвесторы продолжат инвестировать уже и в другие регионы. У нас пока ещё не охвачен северо-запад. Там есть потенциальные инвесторы, выбранные площадки. На Урале нужен такой крупный центр, в Поволжье нужен ещё один, в районе Волгограда или Астрахани. Есть примерная карта размещения таких центров, она сделана. Есть инициативная группа, которая сформирована, постепенно формирует стандарты для этой деятельности. Есть идея создать организацию в этой сфере, чтобы она определяла стандарты, следила, чтобы они соблюдались. Мне кажется, это вопрос не долгосрочной, а среднесрочной перспективы.

Вопрос: У меня вопрос по продовольственному рынку. Сейчас есть мнение, что экспорт зерна идёт не очень хорошо…

А.Дворкович: Цены на мировом рынке действительно довольно низкие. И эффективность экспорта существенно снизилась. Мы в том числе отменили экспортные пошлины, не собираемся их заново вводить, никаких причин для этого нет. Тем не менее даже без них эффективность экспорта достаточно низкая. «Российские железные дороги» рассматривают возможность предоставления дополнительных скидок для экспорта зерна, чтобы повысить привлекательность таких поставок. Заинтересованность в нашем зерне в отдельных странах есть. У нас сейчас есть некоторые проблемы с Турцией, но, с другой стороны, есть спрос в других регионах: на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, в ряде других стран. Мне кажется, что в целом Россия будет продолжать оставаться ведущим экспортёром зерна. Есть потенциал роста производства и экспорта. Но, повторяю, именно в этом сельскохозяйственном сезоне, начиная где-то с ноября. Думаю, ситуация продлится до апреля-мая, быстрого роста экспорта ожидать не стоит. Я думаю, что этого происходить не будет. В целом экспорт будет точно не выше прошлогодних значений. Значит, у нас сформируются чуть большие запасы, чем в прошлые периоды. И это, здесь очень важно понимать, ещё раз подтверждает важность реализации проектов глубокой переработки зерновых культур, получения продуктов с более высокой добавленной стоимостью из зерна внутри страны. Экспорт уже этих товаров, а не зерна, то есть не сырьевого, по сути, ресурса, а конечных продуктов, – я думаю, это должно быть приоритетом на ближайшие год-два у Минсельхоза, Минпромторга и Правительства в целом. Отдельные проекты уже есть, но их пока очень мало для такой страны, как Россия, с таким огромным зерновым потенциалом.

Вопрос: Аркадий Владимирович, у нас есть как минимум четыре человека, которые задают примерно один вопрос. В какие магазины Вы ходите и каков Ваш средний чек? Средний продовольственный чек.

А.Дворкович: Чаще всего – в «Азбуку вкуса», удобней и привычней. Средний чек очень зависит от того, покупка сразу на неделю или по необходимости, покупка каких-то необходимых товаров, например пакет сока, йогурт. Поэтому средний чек бессмысленно называть. «Азбука вкуса» – это, понятно, довольно высокий ценовой сегмент, я это понимаю. Зарплата мне позволяет. Очень люблю ходить в спортивные магазины, в «Спортмастер» и другие, где продаются такие товары.

Вопрос: Приближается летний период и поставки плодоовощной продукции. В этом направлении из стран ближнего зарубежья будут у нас поставки?

А.Дворкович: У нас есть поставки из стран ближнего зарубежья.

Вопрос: Будут ли какие-то ещё? У нас в Новосибирской области на границе стояли фуры. В частности, в прошлом году у нас были большие проблемы.

А.Дворкович: С Казахстаном?

Реплика: С Узбекистаном.

А.Дворкович: С каждой страной у нас достаточно интенсивные консультации. С Узбекистаном буквально недавно были. На следующей неделе визит Президента Узбекистана. Одной из ключевых тем будет обеспечение стабильных поставок продукции из Узбекистана в Россию. У нас есть тоже интересы в Узбекистане. Поэтому мы надеемся на взаимность. Как всегда, в любых межгосударственных переговорах, будет поиск взаимовыгодных разменов, скажем так, не будет одностороннего движения.

То же самое касается и других стран – Белоруссии, Молдовы, Азербайджана и так далее. У нас со всеми есть связи, свои неиспользуемые возможности. Надеюсь, ситуация постепенно будет меняться. Где-то это вопрос политики. Например, что касается стран Прибалтики, то, конечно, их риторика не способствует формированию хорошего взаимного торгового климата, поэтому сохраняются ограничения.

Вопрос: До Вашего прихода мы говорили про систему «Меркурий». Я хотела бы уточнить: обсуждается ли предметно, рассматривается ли реальная возможность отложения сроков обязательного применения этой системы? Я знаю, что некоторые выступали с такими предложениями.

А.Дворкович: В отношении молока – да. По другим продуктам – скорее нет. По большинству других продуктов считают, что это в плюс. Что касается рыбы, например, нам все говорят, что не заинтересованы в том, чтобы это всё было в электронном виде. По молочным продуктам другая ситуация. Специфика производства молочной продукции такова, что практически невозможно в полной мере использовать эту систему. По молочной продукции мы ещё думаем, обсуждаем. Я не уверен, что она вообще применима в таком виде, в котором это планировалось изначально. Может быть, в каком-то усечённом виде, не знаю. Посмотрим.

В простых товарах, где нет сложной системы переработки, она нормально может работать, там я трудностей больших не вижу. А по другим, типа молочных (наверняка есть ещё примеры – кондитерка, наверное), смысла большого нет, скорее всего.

Проект по строительству газопровода "Северный поток-2" будет реализован, несмотря на санкции США и сомнения ряда европейских стран, так как экономические соображения возьмут верх над политикой, уверен вице-премьер Аркадий Дворкович. О финансировании "Северного потока-2", дискуссии вокруг дивидендов госкомпаний, о судьбе Объединенной зерновой компании, почему банкротства — это нормально, что нужно сделать для скачка инвестиций и своем отношении к криптовалютам Дворкович рассказал в интервью РИА Новости. Беседовала Елена Кудрявцева.

— Недавно США ужесточили санкции в отношении России, основной удар пришелся на ТЭК. Какие меры защиты экспортных газовых проектов может предоставить российское правительство? Обсуждается ли организация дополнительного финансирования "Северного потока-2", если зарубежные партнеры откажутся от предоставления средств?

— Нахождение финансирования — это не самый сложный в этом смысле вопрос, и все это возможно. Партнеры нужны как раз скорее для защиты проекта, потому что это знак, показатель того, что проект является коммерчески эффективным. Наличие зарубежных частных партнеров — сигнал именно об этом, дело не в финансировании как таковом.

Поэтому будем рассчитывать, во-первых, что партнеры сохранятся — они, по крайней мере, говорят, что хотели бы продолжать участвовать в проекте. Если будет жесткий санкционный запрет, будем смотреть, как изменить структуру финансирования, но, повторяю, это не самый большой вопрос. Мы надеемся, что все-таки экономические соображения будут превалировать над политическими.

— Когда может заработать правило о выплате в качестве дивидендов 50% прибыли по МСФО для всех госкомпаний без исключений, в том числе ТЭК?

— Роснефть уже объявила о том, что готова платить. Но, как я и говорил, это зависит от ситуации в каждой конкретной компании.

Не думаю, что возможно установление какого-то общего правила для всех в немедленном режиме, поскольку это вопрос инвестпрограммы компаний, вопрос эффекта выплаты дивидендов на среднесрочную стратегию, и надо очень внимательно смотреть, аккуратно оценивать, к чему может это привести.

Не думаю, что это актуально для Газпрома в ближайшее время. По Транснефти мы анализируем ситуацию, там можно двигаться вперед, до 50% или нет, я не могу сейчас сказать.

Но есть указания президента определиться, как обеспечить выплату на уровне 50%, включая вопрос возможной господдержки отдельных проектов или льгот для компаний. То есть, с одной стороны, 50% дивидендов, с другой стороны — возможно, каким-то иным образом напрямую из бюджета поддерживать инвестпрограмму компаний.

— Вице-президент Роснефти Влада Русакова говорила, что компания работает с правительством и Газпромом по разрешению экспорта газа для поставок BP. Обсуждается ли этот вопрос в правительстве и стоит ли Роснефти разрешить такие поставки и в каком объеме?

— Тема поднималась несколько месяцев назад. Последние месяца четыре я не помню, чтобы было какое-либо обсуждение. У нас нет никакого политического решения менять что-то в системе поставки, кроме отдельных случаев, которые определяются другими механизмами, например, конкретного разрешения по "Ямал СПГ" или по Сахалину — там другая ситуация.

© Фото: "Роснефть" Руководитель газового направления, вице-президент "Роснефти" Влада Русакова


— Есть ли у правительства оценки, какой объем средств может быть выделен в 2018 году на госпрограмму развития АПК? Минсельхоз уже давал свою оценку, она совпадает с мнением правительства?

— Договоренность состоит в том, чтобы сохранить цифру на уровне 2017 года с учетом тех дополнительных объемов, которые были внесены поправками в закон о бюджете — это примерно 243 миллиарда рублей. То есть, минфиновские 196 миллиардов рублей увеличены на 47 миллиардов рублей в последнем проекте закона о бюджете, который будет рассматриваться скоро на правительстве.

Это включает в себя частичную докапитализацию Россельхозбанка, но меньше чем Россельхозбанк запрашивает, и частичную поддержку сельхозмашиностроения, мы тоже пока цифры выверяем.

То есть структура этого объема не до конца еще ясна, но общая цифра остается на фактическом уровне этого года — 243 миллиарда рублей. Любые дополнения к этому — это уже из резервов, которые могут быть потом найдены.

— Механизм консолидированных субсидий в будущем году, программа льготного кредитования по ставке не более 5%, capex — все это будет сохранено?

— Да, это будет сохранено, но, повторяю, в каких объемах — пока не ясно, пока смотрим, как оптимально распределить тот объем, который как общий лимит выделен госпрограммой сельского хозяйства. И по рыбе тоже будет сохранен объем текущего года — около 11 миллиардов рублей.

— В середине августа глава ОЗК сообщил, что осенью функции госагента по проведению интервенций могут быть переданы от ОЗК специальному ФГУП при Минсельхозе. На ваш взгляд, целесообразно ли это делать? Когда может быть принято такое решение?

— Мы обсуждали этот вопрос в контексте возможной продажи государственного пакета акций ОЗК, приняли решение, что такая продажа возможна, только если функции агента передать другой организации.

Передача функций может уже создать возможность для подготовки непосредственно к продаже государственного пакета акций, потому что уже не будет больших причин держаться за этот пакет. Но это должно быть осуществлено рыночным образом, на основе рыночной оценки.

Я знаю о предложении Минсельхоза о передаче функции ФГУПу или бюджетному учреждению, я против этого предложения, против этого решения, считаю, что это должен быть рыночный агент, а не квазибюджетная организация.

ФГУП я вообще не считаю хорошей формой работы на рынке, а бюджетное учреждение не способно будет обеспечивать рыночные сделки, привлекать финансирование, поэтому считаю, что это должно быть, скорее всего, акционерное общество, но какое именно — в системе, например, Россельхозбанка или как-то по-другому — можно еще обсудить.

Но это должна быть госкомпания?

Принято ли решение, сколько в 2018 году составит надбавка к тарифу РЖД?

— Не принято, пока тема обсуждается.

А какой обсуждаете диапазон?

— 1-2% — это те цифры, которые были на столе, что называется. Но сейчас ФАС получила от РЖД все расчеты, анализирует их, должна прийти к какому-то заключению. По крайней мере Игорь Юрьевич (Артемьев, глава ФАС — ред.) говорил, что он доволен взаимодействием с РЖД, доволен тем, как компания начала работать с издержками. Посмотрим, какие будут решения исходя из этого приняты.

— Минэкономразвития РФ на днях представило обновленный макропрогноз, в котором делает ставку на значительный рост инвестактивности и за счет этого на ускорение роста ВВП. Не считаете и вы такие оценки слишком амбициозными, учитывая, что в последние годы инвестиции, мягко говоря, не радовали своими показателями? Видите ли вы предпосылки для всплеска инвестактивности в РФ в ближайшие три года?

— Конечно, это амбициозные цифры и их достижение зависит от наших собственных действий: от того, насколько мы эффективно будем работать, продолжать улучшать бизнес-климат, снимать неэффективные нормы законодательства, насколько быстро будем менять систему контроля и надзора, чтобы она перестала быть бременем для предпринимателей, насколько быстро мы добьемся снижения процентной ставки, поскольку сейчас разрыв между инфляцией и процентной ставкой велик.

В этом сценарии заложено снижение ставки ближе к инфляционным показателям. Все равно разрыв сохранится, и существенный, но сейчас это — если сравнивать базовую ставку и инфляцию — более 5 процентных пунктов, все понимают, что в какой-то момент Центральный банк начнет снижение ставки, и это может действительно внести вклад в повышение инвестактивности.

Показатели этого года по инвестициям пока очень приличные — более 6% за первые несколько месяцев, это хороший знак. Понятно, что рост восстановительный во многом, но, тем не менее, это свидетельство того, что инвесторы готовы вкладывать деньги.

Сможем ли мы поддерживать рост инвестактивности на уровне 4-5% в год, как Минэкономразвития закладывает в прогноз, повторяю, зависит от комбинации наших действий и объективных макроэкономических условий. Но сюда не заложена возможность отмены санкций, я подчеркну это. Если санкции будут отменены, то цифры могут быть еще больше.

— Власти РФ, в частности ЦБ, постоянно направляют огромные ресурсы на поддержку банковской системы и спасение отдельных банков, объясняя это тем, что банковская система — это "кровеносная система" экономики и, стабилизировав ее, мы запустим кредитование промышленности и ее рост. Но пока что этого не происходит. На ваш взгляд, может быть, ресурсы стоит направлять непосредственно на поддержку промышленности, а не на спасение отдельных банков?

— Во-первых, банковская система обслуживает всю экономику, все общество, дело не только в промышленности, и разрушение банковской системы действительно окажет катастрофическое воздействие на экономику в целом, и тут никакая промышленность, даже при прямой поддержке, не выживет.

Банковская система должна функционировать в спокойном, эффективном режиме. Да, Центральный банк очень интенсивно очищает систему от недобросовестных и слабых игроков, от банков с избыточными рисками, при этом не нарушая общую стабильность в банковской системе. Это, конечно, положительный момент.

Что касается роста кредитования и промышленности, в этом году уже очень небольшой, но тем не менее плюс в объемах кредитования. Но мы не ожидали большего, потому что при таком уровне процентных ставок, если нет субсидирования ставок по специальным госпрограммам, брать кредиты для большинства проектов очень тяжело, когда ставка 15% реальная. Где проекты, которые дают такую отдачу, чтобы брать кредиты под 15%?

Повторяю, мы не ожидали чего-то другого. И если ключевая ставка будет приближаться к инфляции, тогда и средние ставки в экономике поползут вниз, и уже будет гораздо больше проектов, под которые можно брать деньги, кредитование будет восстанавливаться.

Мы это видим по ипотеке сейчас, объемы ипотечного кредитования пошли вверх, ставки снизились, это первая ласточка, что называется.

Думаю, что постепенно это будет происходить в промышленности. Пока мы поддерживаем напрямую Фонд развития промышленности, проводим субсидирование ставок, некоторые другие программы.

Вот есть идея фабрики проектного финансирования через Внешэкономбанк, есть механизм поддержки малого и среднего предпринимательства через специально созданную корпорацию и так далее, и так далее. То есть вот эти специальные механизмы напрямую из бюджета уже работают, но они являются дополняющими, а не заменяющими банковскую систему.

Вы видите в этом году или в ближайшей перспективе риск банкротств каких-то промышленных предприятий?

— Во-первых, банкротство — это нормально. Банкротство — это часть рыночной экономики, всегда есть какие-то проекты, которые не летают, что называется.

Другое дело, что когда речь идет о системообразующих компаниях, это создает и социальные, и технологические риски для экономики в целом. Поэтому у нас есть специальный механизм мониторинга ситуации именно системообразующих компаний, самых крупных — несколько десятков, а в общем списке несколько сотен. Эта работа идет в постоянном режиме, но каких либо серьезных проблем сейчас не видим.

Есть всегда отдельные компании в разных секторах, попадающие в сложную ситуацию, будь то промышленность или сельское хозяйство или какой-то другой сектор. Где мы видим, что это может создать серьезные риски — мы оказываем поддержку либо самим предприятиям, как это, например, делалось для АвтоВАЗа или для Центра Хруничева, ОАК, или выделяем средства на переобучение сотрудников, на поддержку занятости, на поддержку рынка труда. В том же Тольятти, кстати, это делается.

Принято ли решение в правительстве в отношении госгарантий для GM-Avtovaz под проект Chevrolet Niva?

— У нас так и нет полного комплекта материалов для того, чтобы перейти к принятию решения. Поэтому мы ждем, пока партнеры это сделают. Они обещали еще в начале лета, но так и нет пока.

— Сейчас правительство обсуждает вопрос регулирования криптовалют. На ваш взгляд, стоит ли ограничивать их использование или инвестирование в них, как предлагает Минфин? Или же, напротив, создание собственной российской криптовалюты может быть перспективным?

— Во-первых, в любом случае современные технологии нужно и отслеживать, и разрабатывать, и участвовать в этом процессе. Все, что связано с использованием технологии блокчейн — будь то для криптовалют или для других применений, — мы изучаем возможности и в госуправлении, и в здравоохранении, и в ряде других секторов. Все это нужно делать обязательно, нельзя быть в стороне от этого процесса.

Что касается криптовалют, то я этим лично не занимаюсь, как человек отношусь к этому настороженно очень. Но, повторяю, есть более квалифицированные эксперты на именно эту тему, которые будут вместе принимать решение, что делать в этой сфере. У меня осторожное отношение.

Сами вы помайнить не хотели бы?

— Не хочу. Повторяю у меня очень осторожное отношение.

Проинформировал правительство о трудностях с внедрением электронной ветеринарной сертификации (ЭВС), которая станет обязательной для продуктов животноводства с 2018 года. Среди вопросов - недостаток финансирования процесса в регионах, отсутствие персонала и проблемы с доступом в интернет. Поспешный ввод системы может вызвать рост цен на продовольствие и остановить работу предприятий, опасаются участники рынка.

Отчет о подготовке к введению ЭВС, которая должна стать обязательной с 1 января 2018 года, Минсельхоз направил в правительство на прошлой неделе. Как сказано в документе (есть у «Ъ»), анализ мнений должностных лиц субъектов РФ показывает, что в нескольких регионах есть «определенные трудности», осложняющие повсеместное использование системы ЭВС в указанный срок. К ним относятся низкое финансирование процессов внедрения ЭВС в регионах, отсутствие доступа к интернету, недостаток персонала для работы государственной информационной системы «Меркурий» (предназначена для электронной сертификации поднадзорных грузов и отслеживания их перемещения) у небольших предприятий. Также в отчете отмечается сложившееся негативное мнение участников рынка, связанное с «техническим несовершенством» «Меркурия», и нежелание финансировать техническое оснащение процесса ЭВС до 2018 года. В 13 регионах, включая Санкт-Петербург, в «Меркурии» сейчас зарегистрировано менее 100 участников, пишет Минсельхоз.

Обязательная ЭВС вводится для товаров животного происхождения, включая молоко, мясо, рыбу. Она должна распространяться как на сырье, так и на готовую продукцию. Оператором «Меркурия» выступает Россельхознадзор . По его данным, в августе 2017 года через систему в добровольном порядке было оформлено 8,29 млн электронных сертификатов. Из них 1,12 млн документов было выдано на мясо и мясные продукты, 1,39 млн - на мясо птицы, 173,7 тыс. - на сырое молоко, 817,7 тыс. - на рыбу и морепродукты, 4,29 млн - на готовую продукцию.

Приведенные Минсельхозом данные показывают, что уровень готовности отрасли для перехода на ЭВС невысок и очевидно, что с 1 января 2018 года система в полном режиме работать не сможет, отмечает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов . По его словам, только для распространения ЭВС на сырое молоко к системе должны подключиться десятки тысяч предприятий и хозяйств, «очевидно, что они не успеют этого сделать». Перенос сроков обязательного перехода на ЭВС в текущей ситуации был бы оправданным, согласен президент ассоциации «Ветбезопасность» (объединяет ветврачей, сотрудников профильных НИИ) Лилия Сургучева. «Сегодня для обеспечения обращения подконтрольных товаров идет оформление документов в бумажном виде, эта система отработана и доказала свою эффективность. При одномоментном переходе на электронную форму любой технический сбой может привести к остановке процесса и, как следствие, к финансовым потерям участников рынка», - объясняет она.

«За три месяца до ввода в эксплуатацию система, по сути, не работает. Ее введение с января 2018 года в любом виде приведет к остановке работы крупнейших пищевых компаний по всей стране», - беспокоится собеседник «Ъ» в крупном производителе продуктов. Он считает, что поспешное внедрение ЭВС на пищевом рынке может привести к сложностям, аналогичным вводу ЕГАИС в алкогольной отрасли в 2006 году, и вызовет рост цен на продукты. Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов ранее признавал, что введение ЭВС может отразиться на себестоимости продукции, но подчеркивал, что речь идет о «сотых или даже тысячных долях процента».

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин , напротив, не считает нужным переносить срок внедрения ЭВС. Он уверен, что от новой системы контроля выиграет весь рынок. «Сегодня до сих пор существуют десятки, если не сотни производителей, особенно в регионах, которые используют небезопасное сырье неизвестного происхождения», - отмечает господин Юшин.

В Минсельхозе заявили, что внедрение ЭВС идет во всех регионах с разной интенсивностью в плановом режиме. Представитель Россельхознадзора говорит, что перенос сроков внедрения ЭВС руководство страны не считает целесообразным. «Процедура длится уже несколько лет, хозяйствующим субъектам было дано достаточно времени для осуществления перехода. Более того, многие уже давно работают в новых условиях», - отмечает он. По словам источника «Ъ» в отрасли, вопрос о внедрении ЭВС будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в следующий понедельник, 18 сентября. Представитель господина Дворковича Алия Самигуллина не стала это комментировать.

В 2018 году розница может столкнуться с перебоями в поставках молока, которое к тому же подорожает из-за новой системы сертификации, утверждают Danone и PepsiCo. Оснований для этого не было и нет, возражает Россельхознадзор

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Система не готова

В следующем году молочная продукция может подорожать примерно на 10%, сообщила РБК директор по связям с госорганами российского офиса Danone Татьяна Ткаченко. Себестоимость молочной продукции возрастет, признает и вице-президент по корпоративным отношениям российского офиса PepsiCo Сергей Глушков. Представители транснациональных компаний, которые, по оценке Союзмолока, вместе занимают не менее 15% рынка товарного ​молока, также предупреждают, что в начале 2018 года торговые сети могут столкнуться с перебоями в поставках молочных продуктов.

Опасения Danone и PepsiCo связаны с новыми требованиями к ветеринарным сертификатам на продукцию животноводства. Сейчас необходимы только бумажные сертификаты на сырье. С 1 января 2018 года, согласно закону «О ветеринарии» и другим нормативно-правовым актам, на сырье и готовую продукцию надо будет получать уже электронные сертификаты.

Россельхознадзор с 2009 года разрабатывал систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», которая, как заявляют в ведомстве, позволит «обелить» продовольственный рынок. По замыслу чиновников, благодаря электронным сертификатам будет невозможно фальсифицировать продукты, подменять их, подмешать в их состав нежелательные, зачастую опасные для здоровья ингредиенты. «Меркурий» позволяет в реальном времени отслеживать весь путь продукта — от поставки сырья до полки в магазине.

Сегодня «Меркурий» готов к полноценному функционированию, уверяет пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано.

В Danone и PepsiCo с этим не согласны. До 70% поставщиков сырого молока по-прежнему не зарегистрированы в системе «Меркурий» и не начали тестировать электронную сертификацию, указывает Ткаченко. Сама же система, как утверждает представитель Danone, ​работает значительно медленнее, чем того требуют реальные логистические операции в пиковые периоды.

Сотрудники одного из заводов Danone, где проводились тесты, столкнулись с большим количеством ошибок в оформленных сертификатах: неправильно указаны дата выработки, название предприятия, принимающего сырье, сроки годности принимаемого сырья, часто отсутствуют отметки о проведении и результатах ветеринарно-санитарной экспертизы, что осложняет приемку скоропортящегося сырья у поставщика.

Все это может привести к недопоставкам молочных продуктов в торговые сети, резюмирует Ткаченко. «Есть риск того, что 30% продукции не доедет до получателя», — уверяет представитель Danone.

Cистема не готова к учету переработанной молочной продукции, уровень готовности всех участников рынка: фермеров, производителей, представителей торговли — критический низкий, утверждает Глушков из PepsiCo, который также прогнозирует перебои с поставками по всей цепочке.

Сами затраты на электронную ветеринарную сертификацию приведут, по оценке Danone, к удорожанию 1 кг продукции примерно на 4,5 руб. — для молока это около 10%.


Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Отложить на полгода

В сентябре на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича обсуждалась готовность «Меркурия» к эксплуатации, и по итогам встречи было принято решение перенести ввод обязательной электронной сертификации для всей продукции животноводства (за исключением рыбы) с 1 января на 1 июля 2018 года. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов в конце сентября, однако пока так и не дошел до первого чтения.

Противники «Меркурия» «ведут суровую борьбу за отказ от электронной ветеринарной сертификации или хотя бы ее перенос на достаточно длительный срок», признает Юлия Мелано. Она настаивает, что ​никаких оснований для остановки торговли или роста цен на самом деле нет и не было.

Против электронной ветеринарной сертификации выступают прежде всего переработчики, а не производители молока, отмечают в Россельхознадзоре. «Ведь при внедрении системы станет невозможно завезти на завод 100 т молока и вывезти 100 т «натурального» сливочного масла. Система просто не позволит скрыто добавить в масло растительные жиры, иными словами, сфальсифицировать продукт», — объясняет Мелано.

За введение электронного документооборота выступают все заводы, использующие при производстве только сырое молоко, против выступают крупнейшие переработчики — Danone и PepsiCo, которые используют и сухое молоко, говорит Дмитрий Матвеев, владелец группы «Кабош» (производит молоко и сыры). По его мнению, если из-за введения электронной сертификации молоко и подорожает, то на доли процента.

Ретейлеры также не видят проблем в введении электронных ветсертификатов. В «Дикси» готовы подключиться к системе в тот срок, который определен законодательством. «Наработки имеются, они основаны на активном внедрении ЕГАИС для алкогольного рынка, — напоминает представитель ретейлера. — Для торговой сети непринципиально, какая категория товаров сертифицируется в рамках электронной системы, так как процесс аналогичен».



Справочники