Что делать если отличница получила 3. Не научится правильно расставлять приоритеты. Обо всех модных трендах ты почему-то узнаёшь последний. Если вообще узнаёшь

Как вы чувствовали себя, когда получали четверку в школе? Если вам было настолько больно, грустно и обидно, что оценка доводила вас до слез, велика вероятность, что в школьные годы вы получили не только массу не очень пригодившихся в реальной жизни знаний, но и «синдром отличника», который мешает куда больше, чем знание того, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом.

Откуда появляется синдром отличника?

Чаще всего его взращивают у ребенка сами родители, предъявляя завышенные требования. «Почему у тебя по математике четверка? Должна быть пятерка!», «единственная возможная оценка - это пять», - все подобные фразы транслируются школьником как «я хороший, только если получаю отличную оценку». И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл - а то, мол, совсем расслабится.

Иногда пятерка и успешная учеба - это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает.

Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром?
Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.

Чем вреден этот синдром?

Синдром отличника у детей ведет к негативным переживаниям, невротическим расстройствам, бессоннице, физической и моральной истощенности, но самая большая проблема заключается в том, что на всю жизнь закрепляется паттерн поведения «будь лучшим - только тогда тебя будут любить/хвалить/ценить/уважать».

Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения.

Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют.

Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке».

Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск? Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю!

Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается.

Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец.

Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс?

Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание. Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать.

Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех - «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» - старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл. «Ты такая старательная, я видела, как ты вчера три часа учила стихотворение, здорово, что учитель литературы тоже это оценил!» - хвалите самого ребенка, его трудолюбие, старание и усердие, а не цифру в дневнике.

Ваша задача - дать ребенку понять, что оценки - это не главное в жизни.

«А как же быть с поступлением в институт?» - тут же возражают родители. - «Он сейчас двоек нахватает, а мне потом расхлебывай, в платный ВУЗ его проталкивай!» То, что, стоит ослабить контроль - и ребенок пойдет вразнос, начнет прогуливать уроки, не делать «домашку», списывать на контрольных и опустится «ниже плинтуса», - это распространенный миф. На самом же деле, если школьник чувствует, что родители ему доверяют и не стремятся брать на себя ответственность за исполнение им домашнего задания, он берет ее на себя сам. Возможно, его «естественного» уровня притязаний не хватит на дневник, полный пятерок, зато он вырастет в гармоничную, уверенную в себе и в своих силах личность. Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни.

Оглядитесь по сторонам - все ли среди тех, кто занимает важные посты, получает хорошую зарплату, добивается успеха в карьере и личной жизни - золотые медалисты и обладатели красных дипломов? Как показывает практика, в реальной жизни куда успешнее становятся как раз-таки троечники, которые не живут ради получения одобрения откуда-то извне, а прекрасно умеют поощрять и мотивировать себя сами.

И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике.

Что делать со своим синдромом отличника?

Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание». Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки (или, хуже, даже четверки) в дневнике своего ребенка. И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно.

В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное?» Заботливый родитель при этом не иронизирует, он искренне сопереживает близкому человеку, который и сам-то вон как расстроился, что почти плачет. Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто.

Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.

Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу?»

Победить перфекционизм, который часто «вылупляется» из синдрома отличника, можно только тренировкой. Сделайте что-то не идеально, вот увидите - никто не станет из-за этого меньше вас любить.

Как предотвратить появление синдрома отличника?

Любите своего ребенка (а также своих близких и себя самого) не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.

Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу?» Альберт Эйнштейн еле-еле окончил высшее техническое училище в Цюрихе. А Билл Гейтс был отчислен из Гарварда за неуспеваемость и прогулы, потому что адвокатура его привлекала сильно меньше, чем микросхемы и техника. Задумайтесь, каким бы был современный мир, если бы у всех этих людей был «синдром отличника»?

Фото - фотобанк Лори

Что делать, если... Я отличница, и со мной в классе никто из-за этого не дружит. Отличница - это же хорошо!

  1. Это обыкновенная зависть, Люди всегда завидуют более удачливому, более талантливому, более умному, успешному, более богатому и редко задумываются, откуда это взялось, А ведь дело часто бывает в большем нежели у других усердии, терпении, усидчивости и настойчивости, Не обижайся на одноклассников, они просто недалекие серые мыши, но все-таки не веди себя надменно, наоборот, предложи кому-нибудь помочь с уроками
  2. конечно, хорошо. . мой сын был всегда отличником, ни одной 4,зато в классе никто не знал, что он так учится.. ну, конечно, знали что умный, но увидев аттестат, были просто в шоке.... так что и тебе надо сильно не отличаться от ребят. отличница-это не диагноз... в себе надо менять что то... тут не только вина одноклассников, что то и с тобой происходит.
  3. давай скатывать
  4. списывать давай
  5. а ты в каком классе?)
  6. будь отличницей... не будь задротом и ботаником. . Понимай шутки..давай скатывать))) ПРосто не будь занудой)
  7. Придтся не обращать на это внимания, учитесь-как прежде, отлично. С годами-когда ваши одноклассники поумнеют, будете дружить. Главное-не задавайтесь, помогайте слабым в учбе. И списать давайте. Это-детство. прекрасная пора.
  8. а ты не жадничай - дай иногда списывать, а сама не забрасывай учебу, учись на отлично
  9. Отличница это хорошо но не перегибай палку с умом, я бы проголосовал за ответ Лены Петровой но не знаю как, прислушайся к е советам.
  10. Так часто бывает. Найди себе друзей в интернете, тех, кто будет ценить твой ум.
  11. Дружат не с отличницей, а с Человеком.
  12. Я тоже отличница, но со мной дружит весь класс) Не буду зазанаваться, но я правда душа компании) Не надо полностью погружаться в учебу, надо давать себе отдых, проводить время с друзьями))
  13. С отличницей хорошо дружить только двоечникам, и то, если вы задаваться не будете.
  14. Это хорошо, но будь дружелюбна другим, не отказывай в помощи, дай лишней раз переписаить. И ты увидешь как они к тебе изменят свое отношение.
  15. Они завидуют тебе. Если они не хотят изза этого с тобой общаться это их дело, тебе лучше тоже не дружить с ними (уж поверь ни к чему хорошему это не приведет) . Если есть один -два лучших друга (подруги) общайся с ними. А если нет.. . хммм даже незнаю...
  16. Подумай, причина в другом.
    Постарайся по-больше помогать однокласникам.
  17. попробуй подружится со сверстниками из другой школы, улицы, кружка; когда твои увидят, что тебя не задевает их отношение к тебе, они сами прекратят издеваться...
  18. это ты думаешь, что это хорошо.
  19. Отличница-это хорошо, но, похоже, ты-занудная отличница. У меня сын отличник, но у него полно друзей и в школе и во дворе...
  20. Заведи себе любовника!

Тяжелая депрессия. Синдром отличника

Спрашивает: Анна

Пол: Женский

Возраст: 19

Хронические заболевания: не указаны

Здравствуйте, сложно коротко описать свою проблему. В общем, я студентка мед института 3 курса. Всегда очень ответственно подхожу к делу, хочу все доводить до идеала - а это соот-но не всегда получается. Я всегда расстраивалась из-за ошибок, но сейчас все дошло до маразма. Все это время я сдавала на отлично экзамены, и это возложило на меня большую ответственность доказать, что я не тупая, что эти оценки получаются заслуженно, и что мои любимые не зря в меня верят. Я плачу, можно сказать вою как получаю 4 за контрольную, как у меня что-то не получается, я постоянно учу, читаю по 5 учебников, пыхчу, а многим просто везет и они сдают лучше меня. Я не злюсь на них, я начинаю ненавидеть себя, что всем ничего с минимум усилий, а я трачу нервы, здоровье, время. Моя самооценка упала ниже 0. Полное отвращение к себе, я стала постоянно плакать, появились соматические проблемы (запоры, диарея, крапивница, тремор, боли в спине нелокализованные), пью валерианку - не могу успокоится. Я только успокаиваюсь, пока сдаю на отлично, потом опять плохая оценка, или других хвалят, а меня нет и все. Я опять начинаю рыдать и ухожу в себя. Больше не вижу своего будущего вообще, кажется, что ни на что не способна вообще. Есть большая любящая семья, о которой я хочу заботиться, но они далеко, есть заботливый парень (что терпит мои истерики в такие моменты), есть друзья. Родители никогда не давили на меня по поводу оценок. Я сама, с 5 лет училась в гимназии, в детский сад не ходила. Пошла сразу во второй класс. В 7 классе получила 3 за четверть и желание стараться по всем предметам отбило, занималась лишь тем, что нравилось. В итоге поступила в институт куда хотела, в Питер, в институте и не рассчитывала учиться на отлично, не считаю себя настолько умной, и до сих пор, просто можно сказать везло с билетами. Из моих 26 человек в группе я одна осталась круглая отличница, и эта еще отв-ть, все как будто и ждут, что я споткнусь. У всех богатые род-ли перспективное будущее, я она простушка, как белая ворона. Может я слишком много о себе возомнила. Постоянно сравниваю себя с другими, со всеми. Кроме учебы я ничего не умею. Прошла тест по Беку - 42 балла- тяжелая депрессия. До этого наверное плакала раз в год. Мечты и целей больше нет. Вокруг меня все хорошо, я осознаю, что сама уничтожаю себя. Как получаю ненужный рез-т, то сразу ничтожество. Но не могу ничего поделать. Как замкнутый круг, раньше я падала, и вставала, но я устала, смысл вставать - если я опять упаду вниз. Не могу выйти из этого состояния. Посоветуйте пож-та что делать, я просто опустошена. Заранее благодарю

1 ответ

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса .
Также не забывайте благодарить врачей.

Лучше всего поработать с психологом по вопросам адекватной самооценки, постановки реальных целей, философии безоценочного отношения к себе, а также умения замечать малейший позитив. Также важно уметь в негативных событиях вычленять позитивные моменты и брать их в будущее, опираясь на них в развитии. Уверен, у вас все получится - вы имеете нужные ресурсы. Общие рекомендации о преодолении кризиса в моей статье: "Как пережить кризис: советы психолога": http://psycholog-help.blogspot.com/p/blog-page.html

Поиск по сайту

Если вы не нашли нужной информации среди ответов на этот вопрос , или же ваша проблема немного отличается от представленной, попробуйте задать дополнительный вопрос врачу на этой же странице, если он будет по теме основного вопроса. Вы также можете задать новый вопрос , и через некоторое время наши врачи на него ответят. Это бесплатно. Также можете поискать нужную информацию в похожих вопросах на этой странице или через страницу поиска по сайту . Мы будем очень благодарны, если Вы порекомендуете нас своим друзьям в социальных сетях .

Медпортал сайт осуществляет медконсультации в режиме переписки с врачами на сайте. Здесь вы получаете ответы от реальных практикующих специалистов в своей области. В настоящий момент на сайте можно получить консультацию по 45 направлениям: аллерголога , венеролога , гастроэнтеролога , гематолога , генетика , гинеколога , гомеопата , дерматолога , детского гинеколога , детского невролога , детского хирурга , детского эндокринолога , диетолога , иммунолога , инфекциониста , кардиолога , косметолога , логопеда , лора , маммолога , медицинского юриста , нарколога , невропатолога , нейрохирурга , нефролога , онколога , онкоуролога , ортопеда-травматолога , офтальмолога , педиатра , пластического хирурга , проктолога , психиатра , психолога , пульмонолога , ревматолога , сексолога-андролога , стоматолога , уролога , фармацевта , фитотерапевта , флеболога , хирурга , эндокринолога .

Мы отвечаем на 95.63% вопросов .

Оставайтесь с нами и будьте здоровы!

    Я в школе круглая отличница, сейчас в

    5-ом классе. Отучилась 2 четверти. 3-я пока что не очень даётся, я как ни странно, хочу стать хорошисткой, все одноклассники говорят типа: «Ты что?! Вот я если бы могла, с тобой поменялась!». Я в такие моменты чуть не плачу, потому что я серьезно хочу поменяться. Дело в том, что в 3-4 классе очень сильно нужна была золотая медаль, сейчас смотрю на своих родителей и понимаю, что они не получили этой золотой медали и живут счастливо, значит и мне она не нужна (если только для понтов). Уже выработалась в школе репутация отличницы у учителей. Получу тройку или двойку — сразу косые взгляды одноклассников и учителей. Давно бы уже начала учиться на 4-5, но из родных меня понимает только бабушка. Родители говорят, что раз я начала учиться на 5, значит и должна продолжать в том же духе. А я хочу нормальной жизни, не париться из-за того что в четверти 4. И жить с этим спокойно. Я боюсь, что когда у меня появится первая четвёрка, меня никто кроме бабушки не поймет, а косые взгляды я чувствовать не хочу. Помогите объяснить родителям, что я всё равно рано или поздно получу эту четвёрку. А то сама не могу

    Ответить

    6 ответов

    • Каааак же это жизненно, серьезно. До 5 класса я тоже была самой-правильной-и-умной девочкой среди параллели. И меня это не парило, т. к. учиться мне было очень легко. Но с класса 7-го все пошло под откос, меня не заботили оценки (которые к тому времени стали не такие уж и хорошие), родители не понимали, что случилось (хотя я просто устала от этого постоянного напряжения). В общем, под конец года я не выдержала и ушла с поста старосты, которой неизменно была с самого начала. И стало легче. Одноклассники перестали общаться со мной, как с учителем.
      Поэтому я решила наверстать упущенное, улучшить свои оценки. Это было не трудно, все снова вернулось в привычное русло. Только косые взгляды остались до сих пор. Если я получу оценку ниже 8 (я из Беларуси, тут 10-балльная система), сразу все начинают шептаться. Но я привыкла. От обсуждения никуда не денешься, потому что ты уже зарекомендовала себя отличницей, а первое впечатление не изменить. Нужно просто абстрагироваться от окружающих в такие моменты. Все равно потом все об этом забудут, а ты еще долго будешь винить себя за взгляды со стороны.
      Итог: не обращай внимания, уже вряд ли что-то изменишь. А про золотую медаль — немного глупо считать, что она не нужна. Лишней уже точно не будет) И становиться хорошисткой не вижу смысла, если только реально тяжело учеба дается — тогда да. А так оставайся отличницей хотя бы пока, класса с 9 такая жесть начнется, что твой статус отличницы будут боготворить)

      Ответить

      Ребенок, не переживай сейчас по поводу оценок, т. к. для золотой медали учитываются ТОЛЬКО итоговые оценки за 9, 10 и 11 класс. Сама была сначала отличница, к седьмому классу подрасслабилась, были даже тройки в четвертях. В итоге к концу девятого класса опять подтянулась до всех пятерок. В 10 классе было 4 по математике, поэтому получила серебряную медаль, хотя в аттестате все пятерки.

      Ответить

      Жизненно. Родители и учителя тяннут за уши. Бесит быть зависимой от оценок. Но я обычно не сильно напрягаюсь и старвюсь с легкостью к этому относится.

      Ответить

      Скажи что от четвёрок ничего не измениться, ты по-прежнему будешь хорошо учиться, только будут появляться четвёрки. К тому же это твоя жизнь ты сама должна решать, как тебе лучше учиться.

      Ответить

      Я тебя очень понимаю. Я отличница учусь в 7 классе. Получила 2 тройки. С непривычки расплакалась. Весь класс меня утешал. Я зопомнила на всегда, как меня поругала мама в первом классе из-за того, что не поняла тему. Сейчас боюсь сказать маме,3 тройка за год. Она меня тоже пугала за 4. Но сейчас старается сдерживать себя. Потому что поняла, что я неидеальна.

      Ответить

    • А у меня наоборот:-(
      Я учусь в шестом классе(уже конец года) и все шесть лет я была круглой отличницей(кроме первого класса, там по труду ТОЛЬКО в первой четверти 4), а сейчас до конца учебного года осталось немного и мне по биологии 4. Я узнала это через дневник. ру. Все потому, что средний балл 4,4. Завтра последний урок биологии и я не знаю смогу ли исправить оценку(одну пятерку за пересказ, другую за растение) тогда средний балл будет 4,57. А если не получится я не знаю что сделаю. Быть отличницей- главная моя цель и я всегда этого добивалас, а сейчас у меня ничего не осталось, это было единственное, что меня радовало… Как с этим смириться я не знаю…

      Ответить

      Добавить ответ

Которую я абсолютно не понимаю. Шутка из категории тех, которые должны быть понятны тем, кто в теме. Друг вешает ссылку Mr. Vain с комментарием: «Ну как же, школьные дискотеки! Ты что, не помнишь?». Где-то глубоко в груди кольнуло. Нет, я не помню.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я не ходила на школьные дискотеки. Мне на них не с кем было общаться. В школе я была ботаном. И если бы я могла всё отмотать назад, я бы выбрала жизнь троечника. На самом деле причин несколько, и они все понятны.

1. Одиночество на переменах и в столовой

Если ты отличник, то ты в меньшинстве. Вас в классе максимум пять-шесть человек и между вами высокая конкуренция. Вы друг друга недолюбливаете, так что с отличниками ты не общаешься. А ещё ты не общаешься ни с кем другим, потому что им с тобой не интересно. Они бывают к тебе милыми, но лишь потому, что тебя можно использовать. Ты нужен, когда можно списать, подсказать, узнать домашнее задание, а то и сделать за них вариант контрольной. Прозвенел звонок и все те, кто наклонялся к тебе с соседних парт, разбежались с друзьями.

Я оставалась в классе почти одна. За соседними партами сидели ещё пять-шесть отличников или детей с задержкой развития, с которыми тоже никто не общался. На перемене я усиленно делала вид, что заканчиваю что-то писать в тетради или перекладываю вещи в рюкзаке. Я просто не знала, куда себя деть на переменах.

Если для всех перемена - это счастье, то для отличника перемена - самые сложные 5-10 минут школьного дня

Если на переменах ещё можно остаться в классе, то в столовых отличники просто не знают, с кем сесть во время обеда. Конечно, есть какой-то свой круг друзей, но даже с ними ты всё равно чувствуешь себя аутсайдером. В обществе, в котором принадлежность к группе значит очень много, быть аутсайдером - сильное психологическое давление.

2. Отличникам приходится подлизываться к учителям

Если ты отличник, тебе важна каждая оценка. Ты стараешься нравиться учителям, потому что знаешь, что в какой-то момент можешь что-то забыть, и тогда выезжать нужно будет на отношении. Если ты им нравишься, они сделают тебе скидку. Ты пытаешься вызвать к себе ответную симпатию: например, спрашиваешь про их здоровье - в общем, подхалимничаешь. И ненавидишь себя за это.

3. Контрольные для отличника - это чистилище

Когда вся твоя жизнь завязана на оценках, контрольные становятся дамокловым мечом. Ты должен ещё раз доказать семье, что ты хороший человек, или придётся выслушать кучу всего в свой адрес. «Не важно, что у всех четвёрки. У тебя должно быть пять». «Я тебе говорил, что надо учиться, а не телевизор смотреть». «Больше никуда не пойдёшь, будешь вечерами сидеть и учиться», «Мне всё равно, что там все. Моя дочь - не все».

4. Обо всех модных трендах ты почему-то узнаёшь последний. Если вообще узнаёшь

Если все ходят в свитшотах, то ты скорее ходишь в пиджаке или блузке. Если все в кедах, то ты в какой-то непонятной обуви, которую вы купили вместе с родителями. Ты просто не знаешь подростковые тренды. Ты пропустил их вместе со школьными дискотеками, пока учился. Но даже если ты посмотришь по сторонам и увидишь, что все ходят в свитшотах и джинсах, у тебя не хватит храбрости прийти в них на следующий день в школу. Будет страшно обратить на себя внимание и услышать «Ой, смотри, кто это нарядился».

5. Отличник - разведчик из лагеря учителей. Его опасно звать с собой

Все самые интересные вещи происходят не на уроках. В подвалах, под лестницами, за школой - именно там расцветает школьная жизнь. Там делятся секретами, создают коалиции, играют в бутылочку, начинают встречаться и планируют революции. Тебе туда прийти не с кем. Если кто-то из одноклассников проявит храбрость и позовёт тебя с собой, то, скорее всего, разговоры при тебе прекратятся. При отличниках нельзя много болтать. Мало ли.

Я поняла, что не умею делать то, что умеют большинство, - я не умею общаться и элементарно поддержать разговор со сверстниками. Я слушала другую музыку, по-другому одевалась и читала книги вместо дворовых посиделок. А в компании одноклассников выглядела лазутчиком из лагеря учителей, который в какой-то момент может всех сдать.

6. На школьных дискотеках примерно так же, как на переменах и в столовой

Пока все дети радуются и ждут школьную дискотеку, ты стрессуешь. В ночь перед школьной дискотекой лежишь в кровати и представляешь какое-то магическое действие. Завтра вечером ты зайдёшь под фанфары. Неожиданно окажется, что Петров и Иванов в тебя влюблены, но стеснялись об этом сказать. Катя и Таня, которые уже давно, в отличие от тебя, красят губы и уж точно целовались с мальчиками в подъезде, резко хотят стать твоими подругами.

На первую в своей жизни дискотеку ты всё-таки придёшь, преодолев стеснения по поводу внешнего вида. Но будешь сидеть в углу, возможно, с такими же отличниками, как ты. Единственное, что вам остаётся делать, - притворяться, что все вокруг идиоты. А вы пришли только ради того, чтобы над всеми посмеяться.

7. Отличников не принято звать на дни рождения и тусовки

Одна из самых болезненных частей школьной жизни - домашние тусовки и дни рождения. Отличников не зовут. На тусовках происходит всё самое интересное: кто-то с кем-то начинает встречаться, а ты не в курсе. На следующий день по классу проносится шёпот, люди обсуждают, что было вчера. А ты опять обводишь в тетради заглавные буквы первых строчек домашнего задания. После школы все разбегаются по подъездам и по квартирам, а ты идёшь домой. Смотришь на спины одноклассников, их жизнь только в этот момент начинается, а ты перебираешь в голове, сколько уроков тебе сегодня нужно сделать.

В 10 классе после очередного такого дня в школе я решила, что нужно что-то менять. Троечники казались гораздо счастливее меня, да и учителя почему-то любят их не меньше (а может, и больше) отличников. Мне тоже хотелось сбежать с урока, но я так ни разу это не сделала за все 11 лет. Нас всех пугали перспективой продавать пирожки. Но я чувствовала, что Петров и Иванов, которые сидели на последней парте, точно не будут продавать пирожки.

В институт я поступила с чётким пониманием, что оценки вообще не важны. Золотая медаль, которая досталась таким сложным путём, валялась в ящике комода. «Ну что? На красный диплом?» - спросила меня мама. Я улыбнулась и подумала, что никакого красного диплома у меня точно не будет. Я больше не хочу быть лучшей, а просто хочу жить.

Удивительно, но как только я расслабилась и перестала ставить себе высокие цели, пропала неприятная тревога. Я продолжила учиться хорошо: четвёрки, пятёрки, изредка тройки, ни одной пересдачи за все пять лет учёбы. Да, я не получила красный диплом, но окончила институт без троек. И самое главное, я научилась общаться, понимать чувства других и доносить свою мысль. И при этом не чувствовать себя неудачницей.

Иллюстрации: iStocphoto (TopVectors)



Справочники