Лица официально являющиеся вынужденными переселенцами. Правовой статус вынужденных переселенцев

Международное право не знает понятия «вынужденный переселенец». Его появление в законодательстве РФ связано с внутренними военными и межнациональными конфликтами на терр. РФ, вспыхнувшими после распада СССР. С целью оказания помощи лицам, вынужденным покинуть места своего постоянного проживание, в РФ был принят ФЗ «О вынужденных переселенцах» в 1993 году.

В целом, вторая страна предлагает вновь прибывшему беженцу безопасное место, питание и жилье. Беженцы защищены целым рядом четко определенных международных законов и конвенций. Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев совместно с другими гуманитарными организациями работает в рамках этой правовой базы, чтобы помочь беженцам возобновить свою жизнь в новой стране или, в конечном итоге, вернуться в свою страну происхождения. Внутренне перемещенные лица часто сталкиваются с гораздо более неопределенным будущим и могут быть вовлечены во внутренний конфликт, не имея безопасного места для проживания.

Вынужденный переселенец – это прежде всего гражданин РФ, покинувший место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к опред. соц. группе или политических убеждений. Это может быть: 1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. иностр. государства и прибывший на терр. РФ; 2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. одного субъекта РФ и прибывший на терр. другого субъекта РФ.

Национальные правительства, которые могли бы видеть искорененных людей как «врагов государства», сохраняют окончательный контроль над своей судьбой. Нет конкретных международных документов для защиты лиц, перемещенных внутри страны, а общие соглашения, такие как Женевские конвенции, имеют свои внутренние трудности в их осуществлении. На сегодняшний день доноры неохотно вмешиваются во внутренние конфликты и помогают этой группе. Что такое внутренне перемещенное население?

Центр мониторинга внутреннего перемещения предоставляет оценку тысяч человек. В последнее время международное внимание переключилось на кризис внутриперемещенных лиц. Почему? Сразу после Второй мировой войны международное сообщество сосредоточилось главным образом на жертвах, наиболее пострадавших от конфликта. Как только холодная война закончилась, характер конфликтов начал меняться, от противостояния властей до незначительной внутренней борьбы. Эти войны способствовали появлению очень большого числа жертв внутреннего перемещения.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: а) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ; б) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; в) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии, ЧС природного и техногенного характера.

Как международное сообщество отреагировало? Ответ: В прошлом международное сообщество предоставляло ограниченную помощь. Международный комитет Красного Креста, как хранитель Женевских конвенций, в течение многих десятилетий активно работает в этой области. Специальный представитель Организации Объединенных Наций подготовил информационный бюллетень «Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны», в котором содержится 30 предложений для правительств и гуманитарных организаций по оказанию помощи перемещенным лицам.

Процедура признания лица вынужденным переселенцем : 1) обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем в уполномоченные органы; 2) рассмотрение ходатайства; 3) принятие решение по нему. Итогом принятия положительного решения является выдача удостоверения сроком на 5 лет.

Данные лица обладают правами и обязанностями наравне с гражданами РФ. Приобретение этого статуса дает лицу дополнительные права (это получение: 1) направление на проживание в центре временного размещения ЦВР; 2) питания и пользование коммунальными услугами в ЦВР; 3) единовременного денежного пособия; 4) содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания) и дополнительные обязанности (1) соблюдать установленный порядок и санитарно-гигиенические нормы в ЦВР; 2) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в органе ФМС и встать на учет по новому месту жительства; 3) проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы; 4) сообщать в территориальный орган ФМС сведений об изменении Ф.И.О., состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или другого государства.

Как это повлияло на ситуацию? Руководящие принципы не являются юридически обязательными, но Специальный представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций г-н Фрэнсис Денг отметил, что рекомендации, которые определяют, кто квалифицируется как внутренне перемещенное лицо, описывают широкий существующий орган международного права для защиты основополагающие права лиц и наметить ответственность государств, которые все чаще принимаются самими государствами.

Организация принимала участие в операциях по прямому запросу Генерального секретаря или другого органа Организации Объединенных Наций и с согласия соответствующих стран. Организация взяла на себя обязательство возложить большую ответственность на внутренне перемещенных лиц и рассмотрит просьбу об участии, когда потребности перемещенных внутри страны лиц будут аналогичны потребностям беженцев.

Совершенно очевидно, что проблема беженства и миграции на сегодняшний день стоит очень остро не только в России, но и во всем мире. Решение ее заключается только в приложении общих усилий, направленных на стабилизацию ситуации в мировой экономике и политике, что позволит ликвидировать причины возникновения такого явления, как поиск убежища. Для начала необходимо четко понимать, что вынужденный переселенец – это человек, который перемещается в рамках своего государства и по определенным причинам не может находиться в своем родном регионе. Какими правами он обладает и на что может рассчитывать?

Организация будет пропагандировать и мобилизовывать поддержку внутренне перемещенных лиц, укреплять свой собственный потенциал для удовлетворения их потребностей и проявлять инициативу по оказанию им помощи и защите в конкретных обстоятельствах. Эти мероприятия направлены на то, чтобы обеспечить внутренне перемещенным лицам всестороннюю защиту и, в конечном итоге, долговременное решение их критической ситуации.

Кто решает, где и когда возникают такие ситуации? В тех случаях, когда их опыт защиты особенно важен или когда их участие с внутренне перемещенными лицами тесно связано с добровольной репатриацией и реинтеграцией беженцев. Действительно, разве не верно, что во многих случаях критические условия беженцев и ВПЛ совпадают и становятся неотделимыми?

В отличие от беженца, которому еще только предстоит пройти процесс легализации в РФ, переселенец уже российским статусом обладает. Это значит, что к данной категории граждан можно отнести всех тех, кто по какой-то причине вынужден покинуть свой дом, но тем не менее защиты ищет в рамках своей страны и может пользоваться всеми законными правами ее гражданина.

Беженцы иногда представляют собой меньший компонент в других обстоятельствах массового внутреннего перемещения. Эффективная реинтеграция репатриированных беженцев также может потребовать помощи, которая также распространяется на внутренне перемещенных лиц в том же регионе, что и в Мозамбике, Сьерра-Леоне, Афганистане и Гватемале.

В то же время могут быть трудности с оказанием помощи беженцам и внутренне перемещенным лицам. Программы были разработаны, чтобы помочь людям на месте. Внутренне перемещенные лица по самой своей природе могут усложнять процедуры предоставления убежища. Например, во время конфликта в Косово Македония утверждала, что нет необходимости разрешать перемещенным внутри страны лицам пересекать границу в поисках убежища, поскольку они уже получили помощь в своей собственной стране.

Вынужденным переселенец становится в силу каких-то обстоятельств, большинство из которых связаны с каким-нибудь видом насилия или преследования.

При этом касаться это может как его самого, так и членов его семьи. Получить этот статус могут как жители Российского государства, так и лица, которые еще находятся на том или ином этапе интеграции в российское общество, то есть обладатели ВНЖ или РВП. Обе категории граждан, беженцы и вынужденные переселенцы, могут получить помощь ООН, которая выделяется независимо от финансовой поддержки самого государства.

Являются ли термины «беженцы» и «мигранты» взаимозаменяемыми? Хотя в средствах массовой информации и публичных дебатах все чаще встречается мнение, что термины «беженец» и «мигрант» используются взаимозаменяемо, существует принципиальная правовая разница между ними. Их смущение может привести к проблемам беженцев и просителей убежища, а также к неправильным толкованиям в дебатах о предоставлении убежища и миграции.

Что является исключительным в отношении беженцев? Беженцы защищены и определяются конкретно международным правом. Беженцы - это люди, которые выехали из своей страны происхождения из-за страха перед преследованием, конфликтами, насилием или другими обстоятельствами, которые серьезно нарушают общественный порядок и которые поэтому требуют «международной защиты». Они так точно признаны, потому что им слишком опасно возвращаться к месту своего происхождения и, следовательно, нуждаться в убежище в другом месте.

Причины переселения

Итак, что же может вынудить законных граждан Российской Федерации искать приют вдали от своего основного места жительства? Причин тому может быть много. Назовем основные:

  • преследование на почве расизма;
  • религиозное преследование;
  • гендерная дискриминация;
  • притеснения на почве национальной и языковой принадлежности;
  • участие в определенной общественной группе;
  • преследование на основании политических убеждений.

Важно отметить, что ФЗ «О вынужденных переселенцах» (№ 4530-1, последняя редакция от 30.12.2015) в этом случае говорит то же, что и о беженцах: и те и другие вынуждены бежать от каких-либо обстоятельств, которые несут угрозу их здоровью и жизни.

Для этих людей отказ в предоставлении убежища имеет потенциально фатальные последствия. Как беженцы защищены в международном праве? Конкретная правовая система, защищающая права беженцев, известна как «международная защита беженцев». Необходимость этой системы заключается в том, что беженцы - это люди, которые находятся в конкретной ситуации, требующей дополнительных гарантий. Просители убежища и беженцы не имеют защиты своих собственных стран.

Статья 14 Всеобщей декларации прав человека устанавливает право каждого человека искать убежища и пользоваться им. Они устанавливают универсальное определение беженца и включают основные обязательства и права беженцев. Его важнейшее положение, принцип невыдворения в статье 33, является основой системы. В соответствии с этим принципом беженцы не должны быть высланы или возвращены в ситуации, когда их жизнь или свобода находятся под угрозой. Государства несут основную ответственность за эту защиту.

А вот еще одно отличие от беженцев можно сформулировать так: переселенцы могут получить свой статус в силу массовых беспорядков, включая военные действия, на той территории, которую они вынуждены покинуть. Верным такое утверждение можно считать и по отношению к беженцам, но они, к сожалению, вынуждены бежать за пределы своего государства.

Он наглядно продемонстрировал свою способность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, он признан судами как живой инструмент, способный предлагать защиту беженцам в меняющейся среде. Реальная потребность заключается в том, чтобы найти более эффективные способы воплощения его в жизнь в духе международного сотрудничества и совместной ответственности.

Можно ли использовать термин «мигрант» как общий термин, который охватывает также беженцев? Единого юридического определения термина «мигрант» на международном уровне не существует. Например, в глобальной статистике международной миграции часто используется определение «международная миграция», которое может включать многочисленные перемещения лиц, ищущих убежище, и беженцев. Однако в публичных дебатах эта практика может легко привести к путанице и может также иметь серьезные последствия для жизни и безопасности беженцев.

Какими правами обладают переселенцы

Вообще правовой статус вынужденных переселенцев, равно как и беженцев, регулируется Женевской конвенцией, которую Российская Федерация подписала вместе с другими странами. Кроме того, российское законодательство в этом вопросе все время изменяется и совершенствуется, что выражается в упрощении процедуры легализации беженцев и всяческом содействии гражданам, вынужденным покинуть свою территорию.

Часто понимается, что «миграция» предполагает добровольный процесс, например, тот, кто пересекает границу в поисках лучших экономических возможностей. Это не относится к беженцам, которые не могут безопасно вернуться к месту своего происхождения и, следовательно, являются обладателями конкретных мер защиты в соответствии с международным правом.

Чтобы размыть термины «беженцы» и «мигранты» игнорируют конкретные юридические меры защиты, требуемые беженцами, такие как защита от репатриации и декриминализации несанкционированного пересечения границы для обеспечения безопасности. Поиск убежища не означает ничего незаконного - напротив, это универсальное право человека. Смущение терминов «беженцы» и «мигранты» может подорвать общественную поддержку беженцев и учреждения убежища в то время, когда беженцы нуждаются в защите больше, чем когда-либо.

Учитывая тот факт, что обозначенные лица уже являются гражданами РФ, они имеют право пользоваться всеми благами общества в другом регионе, и так же выполнять свои обязанности перед государством независимо от места их проживания.

Стоит отметить, что лица, которые покинули свой дом вынужденно, не могут быть в принудительном порядке возвращены на первоначальное место своего проживания. Точно так же они не могут быть насильно переселены в другой населенный пункт. Кроме того, все эти граждане получают возможность компенсации расходов, связанных с переселением, а также выплату пособия для обустройства на новом месте.

Мы должны относиться ко всем людям с уважением и достоинством. Мы должны обеспечить уважение прав человека мигрантов. В то же время мы должны также обеспечить адекватные юридические и оперативные меры реагирования для беженцев в силу их особой ситуации и избегать ослабления ответственности государств перед ними.

Все мигранты всегда «выбирают» для миграции? Факторы, побуждающие людей передвигаться, могут быть сложными. Часто причины многогранны. Мигранты могут двигаться, чтобы улучшить свою жизнь, ищу работу или, в некоторых случаях, образование, воссоединение семьи или другие причины. Они также могут быть перемещены для смягчения значительных трудностей, связанных с стихийными бедствиями, голодом или крайней нищетой. Люди, которые покидают свои страны по этим причинам, обычно не считаются беженцами по международному праву.

Разница же двух категорий граждан очень хорошо прослеживается на примере права получения жилья. В случае с переселенцами государство имеет возможность включить их в список претендентов на жилой фонд государства. А вот беженцы могут стать обладателями жилья на тех же правах, что и все другие иностранцы.

В процессе учебы переселенцы могут рассчитывать на получение стипендии, а вот о беженцах на этот счет в законе ничего не говорится.

Не стоит ли защищать и мигрантов? Причины, по которым мигрант покидает свою страну, часто насущны, и важно найти способы удовлетворения их потребностей и защитить свои права человека. Мигранты защищены международным правом прав человека. Эта защита проистекает из их фундаментального достоинства как человека. Для некоторых несоблюдение защиты прав человека может иметь серьезные последствия. Это может привести к нарушениям прав человека, таким как серьезная дискриминация; произвольные задержания или задержания; принудительного труда, подневольного состояния или жестокой эксплуатации труда.

Процедура получения переселенческого статуса

Удостоверение вынужденного переселенца выдается только в результате прохождения определенной процедуры:

  1. Подача прошения в уполномоченный орган.
  2. Прохождение проверки.
  3. Ожидание принятия решения.

Решение о признании заявителя переселенцем принимается на основании проведенной проверки обстоятельств, которые стали причиной его выезда из своего дома.

Кроме того, некоторые мигранты, такие как жертвы торговли людьми или несопровождаемые или разлученные дети-мигранты, могут иметь особые потребности в защите и помощи и иметь право на удовлетворение таких потребностей. Являются ли беженцы вынужденными переселенцами?

Термин «принудительная миграция» иногда используется социологами и другими специалистами как общий, неопределенный термин, охватывающий многие виды перемещений или недобровольного перемещения как по международным границам, так и внутри одной страны. Например, этот термин используется для обозначения людей, которые были перемещены в результате экологических бедствий, конфликтов, голода или крупномасштабных проектов развития.

Кроме этого, кандидатам предстоит процедура идентификации личности, которая включает в себя дактилоскопию и проверку всех имеющихся документов.

При этом решение принимается относительно каждого члена семьи, которая ищет убежище. Если же в отношении хотя бы одного из них никаких обстоятельств, вынуждающих покинуть дом, не найдено, он все равно получит статус на основании принципа восстановления семьи.

Подается прошение лично претендентом на статус. Решение о регистрации ходатайства принимается в трехдневный период. С этого момента становится возможным получить одноразовую выплату, а также пособие вынужденным переселенцам. Кроме того, им предоставляется.



Доверенности