Оао климов. Оао "климов"

Разработка и производство газотурбинных двигателей.

Контактные лица

Александр Иванович Ватагин - Исполнительный директор
Алексей Владимирович Григорьев - Генеральный конструктор
Денис Михайлович Ванеев - Директор по персоналу

Историческая справка:

Предприятие основано в 1914 году как акционерное общество "Русский Рено". Усилиями выдающихся отечественных конструкторов В.Я. Климова и С.П. Изотова создана уникальная конструкторская школа газотурбинного двигателестроения. Компания является разработчиком первого отечественного турбореактивного двигателя ВК-1, турбореактивного двигателя РД-33 для всемирно известного истребителя МиГ-29, турбовальных двигателей ТВ3-117/ВК-2500 и главных редукторов, установленных на 95% отечественных вертолетов. Специалистами предприятия созданы двигатель ГТД-1250 для знаменитого танка Т-80, энергоустановки, системы автоматического регулирования (САУ). В активе компании разработка и производство эстафетных факелов Московской Олимпиады 1980 года.

Прочее:

АО "Климов" входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации – 100% дочерней структуры ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами.

Участие в объединениях

Корпорация "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная промышленно-инвестиционная группа в области машиностроении и высоких технологий. Входит в состав государственной корпорации "Ростехнологии" (Ростех). Корпорация основана в 2002 г. Продукция: вертолеты, авиационные двигатели, газоперекачивающие станции, комплексы ПВО.

Предприятий в группе: 19

Предприятий в группе: 9

Международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" - добровольный союз изготовителей и потребителей высокотехничной продукции. В нее входят практически все крупнейшие фирмы мира по авиационным моторам, имеющие большой авторитет и владеющие высочайшим искусством создания, производства и эксплуатации сложнейших технических устройств, каким является авиадвигатель. Ассоциация является оптимальной структурой, координирующей выполнение требований, предъявляемых к авиадвигателям в течение всего жизненного цикла. АССАД - создана в феврале по инициативе 58 предприятий и организаций и зарегистрирована 31 мая 1991 года (свидетельство Московской регистрационной палаты 003.076). В рамках АССАД с нами работают 91 фирма различного профиля, представляющие Россию, Украину, Беларусь, США, Англию, Францию, Германию, Канаду и Швейцарию - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, серийные, ремонтные государственные, акционерные и частные фирмы, занятые созданием, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, вспомогательных силовых установок, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, утилизацией авиационных двигателей, а также большой номенклатурой товаров широкого спроса (двигателей для автомобилей, лодочных моторов, снегоходов, мотоблоков и мотокультиваторов и многих других товаров). Ассоциация тесно взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством, Министерством науки, промышленности и технологий РФ, МО (ВВС) РФ, Авиарегистром Межгосударственного авиационного Комитета.

ОАО «Завод Климова» более 100 лет специализируется на ремонте, а позже - на изготовлении двигателей различного назначения. Сегодня предприятие в мире известно как ведущий разработчик газотурбинных силовых агрегатов для вертолетной техники отечественных компаний «Камов» и «Миль». Является структурным подразделением госкорпорации «Ростех».

Историческая справка

Завод «Климов» в Санкт-Петербурге образовался в 1927 году путем слияния предприятий «Красный Октябрь» и «Русский Рено». Его деятельность связана с гениальным русским авиастроителем В. Я. Климовым, учеником не менее гениального авиаконструктора Н. Е. Жуковского.

В 30-х годах климовчане занимались обслуживанием и выпуском отдельных узлов к двигателям тракторов, собирали мотоциклы серии Л и С, изготавливали узлы для танков, снаряды. Перед войной завод освоил производство поршневых авиамоторов М-100, являвшихся лицензионной копией французской модели 12Ybrs.

В 40-х годах на предприятии создано КБ под началом Яковлевича. Его моторы РД-10 устанавливались на первенцах советской реактивной авиации - самолетах Як-15. Следующее поколение турбодвигателей серии ВК широко применялось в истребительной авиации, ими оснащались разведывательные аппараты и бомбардировщики СССР.

Производство силовых агрегатов для нового класса летательной техники - вертолетов - началось в 1962 году. До 70-х годов разрабатывались модели серий ГДТ и ТВ. В 1971 Завод Климова участвовал в проектировании (при широкой кооперации с другими КБ и НИИ) двигателя РД-33, ставшего сердцем маневренного МиГ-29. Кстати, данный мотор в различных модификациях использовался впоследствии в зарубежных истребителях «Супер-7» и «Мираж».

В 90-е предприятие диверсифицировало свою деятельность за счет создания энергоустановок на основе авиа- и вертолетных двигателей. Возрождение вертолетостроения в 2000 годах потребовало конструирования современных более экономичных силовых агрегатов. В 2001 был представлен мотор ВК-2500, призванный поднимать в воздух аппараты «Ми» и «Ка» среднего класса.

Производство

Завод Климова осуществляет полный комплекс работ по конструированию, изготовлению и испытанию:

Проектная деятельность

Обладая богатейшим опытом в сфере разработок авиадвигателей, Завод Климова помогает другим предприятиям (в том числе зарубежным) конструировать отдельные элементы, узлы и агрегаты различных силовых установок. Специалисты предприятия осуществляют:

  • Проектирование, разработку и защиту программных продуктов, систем передачи информации, компьютерных технологий в области авиастроения.
  • Разработку конструкторской документации по газотурбинным двигателям различного назначения и отдельным их узлам,
  • Разработку руководств по капремонту силовых установок, надзор за авторскими правами при изготовлении на других производствах.

Услуги

Кроме выпуска готовых силовых агрегатов и авиаоборудования Завод Климова осуществляет:

  • Ремонт авиатехники.
  • Ремонт котлов, паросилового хозяйства, газораспределительных устройств, паропроводов, компрессоров и воздуховодов, баллонов, водо- и газопроводов и т. д.
  • Калибровочные работы.
  • Металлографические исследования аварийных деталей и металлических сплавов. Химико-спектральные, физико-химические анализы, испытания свойств материалов
  • Услуги по обеспечению полного «жизненного цикла» силовых установок, модернизация двигателей серийного производства, обеспечение комплектующими, запчастями, агрегатами и узлами, помощь эксплуатирующим структурам.
  • Техническую подготовку кадров.

Сегодня предприятие динамично развивается. Работа на заводе Климова ведется на трех научно-производственных площадках, расположенных на улицах Кантемировская, А. Харитона и Белоостровская. Научно-конструкторская школа под руководством А. И. Ватагина позволяет создавать передовую продукцию 5 поколения, опережающую конкурентов на ряде направлений.


  • tehnoomsk.ru
  • В нашей стране осуществляется программа по локализации регионального 2-моторного самолета L-410 (см. наш материал http://tehnoomsk.ru/node/2978 ), также осуществляются работы по отечественному двигателю ВК-800С (см. http://tehnoomsk.ru/node/3363 ). Минпромторг РФ опубликовал новые данные о состоянии работ по самолетам региональной авиации.

    По информации заместителя министра промышленности Олега Бочарова, сейчас работы по переносу производства L-410 в Россию находятся в следующем состоянии:

    Видео с youtube.com

    О том, каким будет двигатель будущего для российских вертолетов, нужен ли транспортнику Ил-112 мотор большей мощности, и о перспективах Ми-38 в интервью «Звезде» рассказал исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

    Каким Вы видите вертолетный двигатель будущего?

    Требования к двигателю для скоростного вертолета определяет разработчик платформы. И каков будет его облик, зависит от того, каким образом конструктор предлагает разгонять вертолет до нужных скоростей: либо только за счет работы винта, либо за счет использования реактивной тяги. Мы готовы к тому, что с двигателя будет сниматься мощность на редуктор и винт, а также его реактивная мощность. Мы над этим работаем. Кроме того, мы понимаем, что двигатель будущего не может быть создан по классической схеме. Он должен быть композитным, при его создании будут применяться другие материалы, которые позволят получить лучшие характеристики по массе, он должен быть «электрический», то есть вопрос генерации электричества должен решаться совершенно по-иному. Мы стремимся к тому, чтобы двигатель был «сухим», применялись газодинамические подшипники. Очень много есть наработок, которые в перспективе хотелось бы применить.

    Видео с youtube.com

    О том, каким будет двигатель ТВ7-117СТ, дигатель скоростного вертолета ВК-2500ТМ и «младшего брата» Су-57 — легкого истребителя пятого поколения, об импортозамещении украинских комплектующих и новых возможностях Ми-28НМ «Ночной охотник», о конкуренции с американскими двигателем PW-127 в интервью «Звезде» рассказал исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

    Александр Ватагин родился 28 января 1957 года в деревне Осетище Шумячского района Смоленской области. С 1985 по 1995 год работал в 40 ГНИИ Министерства обороны. В 1995 году был одним из руководителей первого в России длительного научного эксперимента — двухнедельного гипербарического погружения на глубину 500 метров. Приказом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1991 года за успешное выполнение специального задания командования и проявленные при этом мужество и героизм Ватагину присвоено звание Героя Советского Союза. С 2004 года он становится генеральным директором ФГУП «Завод им. В. Я. Климова», а после его акционирования в 2009 году — исполнительным директором ОАО «Климов» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации.


  • ria.ru
  • Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) завершила разработку нового двигателя для ударного вертолета Ми-28НМ. Силовая установка ВК-2500П и ее «цифровая начинка» существенно повышают летные характеристики «Ночного охотника» и делают его одним из лучших в мире в своем классе.

    Разработку двигателя ВК-2500П — новейшей модификации турбовального ВК-2500 — вела входящая в «Ростех» «Объединенная двигателестроительная корпорация». В настоящий момент разработчик силовой установки — предприятие ОДК-Климов — приступает к началу серийного производства.


  • www.zhukvesti.ru
  • Очередной этап испытаний ТВ7-117СТ начался 9 июня. Турбовинтовой двигатель (ТВД) ТВ7-117СТ установлен на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (бортовой № 76492) вместо одного штатного двигателя. Первый этап летных испытаний стартовал в ЛИИ им. М.М.Громова 12 сентября 2017 г. На первом этапе испытаний было выполнено десять полетов. На втором этапе испытаний намечено осуществить шесть полетов.


  • img-fotki.yandex.ru
  • Санкт-петербургское АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорацию Ростех) и АО «ЮТэйр-Инжиниринг» в рамках заключенного в феврале 2018 г. Генерального соглашения о сотрудничестве создали первый совместный центр среднего (восстановительного) ремонта вертолетных турбовальных двигателей ТВ3-117ВМ/ВМА разработки ОДК-Климов, предназначенных для большинства вертолетов типа «Ми» и «Ка», в том числе, семейства Ми-8/Ми-17.

    Базой первого подобного совместного центра стал собственный производственный участок «ЮТэйр-Инжиниринг» на территории аэропорта Плеханово (г. Тюмень). «ЮТэйр-Инжиниринг» обеспечивает полную логистическую составляющую проекта, предоставляет полностью оснащённую базу и технический персонал для проведения контрольных испытаний двигателей после ремонта. Ремонт, а также оформление технической документации обеспечивается ОДК-Климов.

    Первым этапом взаимодействия компаний является проведение среднего ремонта двигателей на производственных мощностях технической базы в Тюмени, собственных линейных станциях технического обслуживания «ЮТэйр-Инжиниринг» в России и за рубежом, а также на базах сторонних операторов вертолетов типа Ми-8/Ми-17.

    В рамках второго и третьего этапов реализации соглашения будет организовано сопровождение в эксплуатации двигателей ВК-2500ПС-03 (дальнейшее развитие семейства ТВ3-117/ВК-2500) в составе новейших российских вертолетов Ми-171А2, а также расширена география совместных центров среднего ремонта двигателей, в том числе — на территории других государств.

    Гражданское авиадвигателестроение было представлено силовой установкой SaM146, которой оснащаются в небо авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). Двигатель SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации. Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 г. превысила 830 000 летных часов


  • img-fotki.yandex.ru
  • Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/Yo79ckJNycA

    Моторы российской армии, флота и гражданской авиации. Международный форум двигателестроения открылся в Москве.

    В одном из павильонов ВДНХ ведущие отечественные и зарубежные конструкторы показали новейшие разработки. Одним из ключевых участников стала петербургская Объединенная двигателестроительная корпорация «Климов».

    До 20 процентов представленной на выставке продукции сделано в Петербурге, на предприятии «Климов». Например, двигатель для новой модификации самолетов Ил-114. Он незаменим для полетов гражданской авиации на малые расстояния. Но можно применять и в военных самолетах. Другая разработка «Климова» — двигатель для истребителей МиГ. И еще много перспективных решений.


  • aviation21.ru
  • АО «ОДК-Климов», в рамках IX Международной конференции среднемагистральной и региональной авиации России, представило новый турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ. Об этом сообщает пресс-служба «ОДК-Климов». Международная конференция «Среднемагистральная и региональная авиация России — 2017» - важный инструмент, направленный на деловое обсуждение и синхронизацию межотраслевых задач производства, модернизации и эксплуатации воздушных судов российского и зарубежного производства, для обеспечения гармоничного развития среднемагистральных и региональных авиаперевозок.


  • На территории АО «ОДК-Климов» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию ГК «Ростех») открыт памятник первому генеральному конструктору предприятия Владимиру Яковлевичу Климову.

    Мероприятие приурочено к 103-й годовщине со дня основания КБ, 10-летию Объединённой двигателестроительной корпорации и 125-летию со дня рождения В. Я. Климова. 125 гвоздик у основания памятника стали символом этого важного для всего российского авиастроения юбилея. Памятник открыли председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин и исполнительный директор «ОДК-Климов» Александр Ватагин. Об этом сообщается в пресс-релизе АО «ОДК-Климов».


  • Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ под крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (регистрация 76454, серийный номер 0073469074) в экспозиции авиасалона МАКС-2017

  • Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) поставила на воронежское ПАО «ВАСО» (входит в ОАК) две опытные силовые установки ТВ7-117СТ для оснащения находящегося в процессе сборки первого опытного образца российского легкого военно-транспортного самолета Ил-112 В. Двигатели были поставлены в срок и в соответствии с обязательствами по контракту АО «ОДК» с ОАО «Ил».

    Двигатели ТВ7-117СТ собраны полностью из российских деталей, узлов и комплектующих.

  • Как сообщает в своем пресс-релизе Объединенная двигателестроительная корпорация, АО «ММП имени В.В. Чернышева» получило займ от Фонда развития промышленности (ФРП) на приобретение высокоточных станков в целях обеспечения требуемых стандартов качества и надежности нового турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ.Создание двигателя ТВ7-117СТ, предназначенного для перспективного российского легкого военно-транспортного самолета Ил-112 В, является одной из приоритетных программ ОДК. АО «ММП имени В.В. Чернышева» участвует в проводимой ОДК опытно-конструкторской работе по ТВ7-117СТ. Двигатель будет серийно изготавливаться в расширенной кооперации ОДК, ключевыми предприятиями которой являются АО «Климов» (разработчик), АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» и АО «ММП им. В.В. Чернышева». На АО «ММП имени В.В. Чернышева» производятся узлы турбокомпрессора и свободной турбины — одна из наиболее технически сложных частей двигателя.

    Макет турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ на АО «Климов», сентябрь 2016 года bmpd

  • Специалисты Томского государственного университета (ТГУ) создали первый в России 3D-принтер для монолитной керамики. В 2017 году по заказу «Климова» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) они намерены напечатать образцы деталей вертолетных двигателей нового поколения.


  • АО «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) завершило производство и поставку более 100 авиационных турбореактивных двигателей РД-33МК для Военно-морских сил Индии.

    Поставки осуществлялись в рамках заключенного ранее контракта между АО «РСК «МиГ» и Министерством обороны Индии.

  • На ОАО «Климов» был замечен ТРДД РД-33МК собран для отправке заказчику- РСК «МиГ». На двигателе видно сопло с управляемым вектором тяги. Можно предположить что именно этот двигатель предназначен для самолёта Миг-35.

  • Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) создаст 16 турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ до 2019 года, сообщил в четверг гендиректор ОДК (входит в госкорпорацию «Ростех») Александр Артюхов.

    «Долгосрочный контракт был заключен в этом году и должен быть исполнен до 2019 года. В рамках ОКР (опытно-конструкторских работ) предусмотрена поставка 16 двигателей, первые два двигателя должны быть переданы в феврале 2017 года».

  • Как простой деревенский мужик себе царский дворец сделалБрянский мастер создал в деревенском доме дворцовые интерьеры и обсуждает идею своего мини-эрмитажа с Пиотровским.

    В самом дальнем от Брянска райцентре Климово, затерявшемся в сосновой глубинке области, где прильнула друг к дружке крылами славянская троица — Россия, Украина, Белоруссия, — любой покажет приезжему знаменитый акуловский дом. Он издалека манит небесно-голубым колером, весь в резных узорах, со скачущими по фронтону оленями, с всадником, сражающимся на воротах со змеем горынычем, что означает: всему недоброму сюда нет хода. Хозяин Владимир Филиппович Акулов, наверное, привык к нежданному появлению незнакомых людей и, ничего не спрашивая, приглашает в дом.

    Вчера в Москве открылась 9-я международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2016, которая является знаковым событием для вертолетной индустрии. Здесь подводят итоги года для всех отраслевых компаний. HeliRussia уникальна тем, что демонстрирует продукцию как гражданского, так и военного назначения.

    Выставка разместилась в двух павильонах, вход для зрителей с предварительной регистрацией стоит 500 р. В этом году HeliRussia собрала 219 компаний, в том числе 45 зарубежных, из 16 стран: России, Белорусии, Литвы, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Австрии, Бельгии, Норвегии, Канады, Швейцарии, ЮАР и Чехии.

    Машиностроительный завод им. Климова известен в России и в мире как ведущий разработчик авиационных газотурбинных силовых установок. Является структурным подразделением ОДК (Объединенной двигателестроительной корпорации). Основная специализация компании - конструирование, сопровождение и обслуживание вертолетных моторов для большинства моделей и модификаций геликоптеров марок «Ми» и «Ка ».

    Создание предприятия

    В начале 1910-х автомобильный бум вслед за Парижем, Лондоном и Берлином докатился до Северной столицы. Каждый месяц в Петербург прибывали десятки новых машин, большей частью марки «Рено». Их приобретали как частные лица, так и государственные службы. Пять авто оказалось и в царском гараже.

    В какой-то момент настала острая необходимость в их ремонте. В 1912 году группа предпринимателей зарегистрировала Общество автолюбителей «Рено», целью которого было налаживание ремонта и ТО. В 1914-м императором Николаем II было выдано Высочайшее разрешение на запуск завода Климова.

    Первые годы

    Не успело предприятие начать работу, как началась 1-я мировая война. Обществу поступили заказы на военную продукцию. Прежде всего военное ведомство интересовали тяговитые моторы, которые можно было бы устанавливать на транспортные средства, бронетехнику и даже аэропланы. Завод Климова начал собирать и ремонтировать силовые установки серии Renault 12F.

    К 1916 году это было уже крупное предприятие с производственными мощностями в Петербурге и Рыбинске. В Северной столице работало порядка 10 000 человек, многие из которых имели высокую квалификацию. Кстати, авиамоторы «Рено», производимые в России, использовались как на аэропланах французской конструкции, так и на отечественных моделях. В частности, они устанавливались на тяжелом аэроплане Слесарева и самолете-гиганте «Илья Муромец» конструкции Сикорского.

    Революция

    По иронии судьбы, на одном из самых богатых предприятий С.-Петербурга действовала мощная ячейка революционеров. Отряд заводчан даже принимал участие в штурме Зимнего дворца, предпринятом большевиками в 1917 году.

    После прихода новой власти завод Климова был национализирован. Так как производственные связи с Францией были потеряны, предприятие искало новые ниши для развития. Важным достижением стал запуск в серию самолета М 24 класса «летающая лодка» с двигателями от ЗиК . В 1925 году начался выпуск мотоциклов моделей «Л » и «С». Одновременно совершенствовалось производство моторов. В частности, здесь собирались силовые установки М 5 для легких танков серии Т -26, Т -28.

    Предвоенные годы

    В конце 1920-х началась государственная программа по механизации сельского хозяйства. Развитие тракторостроения требовало большого количества узлов и агрегатов. В 1929 году на заводе начали производство запасных частей к двигателям иностранных и отечественных тракторов «Интернационал», «Форзон-Путиловец », «Джон Рид», «Катерпиллер ».

    В 1931 военные разместили долгосрочный заказ на выпуск боеприпасов, главным образом бронебойных 37-мм снарядов. С 1932 года велись работы по адаптации мощных авиамоторов М 25 для новых танков БТ -5 и БТ-2.

    Война

    До того как Ленинград попал в блокаду, основные мощности моторного завода успели эвакуировать в Уфу. Здесь был освоен выпуск силовой установки М 105 конструкции В. Я. Климова. Данные моторы устанавливали на истребители и штурмовики Як -1, Як-2, Пе -2, ЛаГГи . Позже агрегат был модифицирован с увеличением мощности до 1650 л. с.

    На промплощадке в осажденном Ленинграде также производили военную продукцию. В частности, детали для катюш. В 1947 году Климов был направлен директором и генеральным конструктором на возрожденное предприятие.

    Дальнейшее развитие

    С 1948 года на заводе Климова возобновлен выпуск авиадвигателей. Их устанавливали на самолеты серий «МиГ », «Ту», «Ил». В 1960-х освоено производство реактивных двигателей для ракетной техники, в том числе стратегического назначения.

    В это же время (с заметным запозданием) начата разработка принципиально новых летательных аппаратов - вертолетов . Предприятию поручили конструирование и испытания моторов для геликоптеров. На заводе им. Климова с успехом выполнили непростую задачу, став ведущими разработчиками вертолетных двигателей.

    В 1971 был разработан инновационный для своего времени авиадвигатель РД -33 для массового истребителя легкого класса «МиГ -29». Надежный , с высокими эксплуатационными характеристиками, он стал одним из самых массовых изделий завода. За его создание коллектив удостоен Госпремии СССР.

    В 1990-х заводчане совершили очередной технологический прорыв. Ими были созданы уникальные реактивные регулируемые сверхзвуковые сопла с отклоняемым вектором тяги. С 2006 года предприятие занято в проектах по разработке авионики пятого поколения.

    Продукция

    Сегодня ассортимент силовых установок для вертолетов компании «Климов» насчитывает 6 основных моделей, не считая многочисленных модификаций. Это:

    • ТВ2 - 117 (относятся к классу мощности 1500 л. с.).
    • ТВ3 - 117 (2000- 2400 л. с.).
    • ТВ7 - 117В (2500- 3000 л. с.).
    • ВК -800В (500- 800 л. с.).
    • ВК-2500 (2500 л. с.).
    • ВК-2500П (ПС) (2500- 2800 л. с.).

    Также предприятие выпускает 5 моделей авиационных моторов:

    • РД-33 и модификации (класс тяги 8000- 9000 кгс ).
    • РД-33МК .
    • СМР -95 (8300 кгс ).
    • ТВ7 - 117С и модификации (2500- 3000 л. с.).
    • ВСУ (турбостартер).

    Самым массовым является РД-33. Он устанавливается на фронтовые легкие истребители «МиГ -29» и его модификации.



    Кадры