Мандала занятие с детьми презентация. Где применима мандалотерапия. Презентация темы по самообразованию

Игнатова Елена Михайловна

Мандалатерапия в работе с дошкольниками

Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним законам.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна. Эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль не позволяют требовать от детей сдержанности непосредственно возникающих чувств.

Важнейшим новообразованием в указанный период является потребность в социальном соответствии. Ребенок в этом возрасте стремится соответствовать предъявленным к нему требованиям, особенно в сфере социальных отношений.

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день, так как является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия - просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

В норме потребность в социальном соответствии дополняется потребностью в социальных знаниях, особых умениях, т. е. в социальной компетентности. Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций. Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

Одним из методов в работе с проблемными детьми является арт-терапия, которая основана на механизме сублимации. Сублимация - это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего - творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандалатерапии :

Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательное разглядывание картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально

Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

Раскрашивание мандал также можно использовать для достижения конкретных целей диагностической и коррекционно-развивающей направленности:

В целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

В целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);

В целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

С целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Правила работы педагога-психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию - спокойная и умиротворяющая музыка.

Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Приложение 1

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием мандалатерапии

Тема: «Волшебный круг»

Цель: повышение эмоционально-личностного благополучия детей, через направленное рисование.

Задачи:

Обучение новым способам снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)

Формирование навыков мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.

Развитие эмоционального интеллекта

Развитие творческих способностей, мышления, восприятия, мелкой моторики.

Снятие эмоционального напряжения

Воспитание дружеских чувств, умения работать в коллективе.

Оборудование: оборудование для мультимедиа и видео, аудиопроигрыватель, презентация для показа, видеозапись «Мир танцующих мандал», аудиозапись спокойной музыки для релаксации, белый круг из картона, 3 обруча, 3 набора строительных кубиков, цветные карандаши по количеству детей, большое количество разнообразных раскрасок с рисунком мандалы.

Ход занятия:

Дети встают полукругом на против экрана.

1 слайд (пустой)

Приветствие «- … (имя) я рад (а) тебя видеть. – Спасибо, я тоже рад (а) тебя видеть» Проходит по кругу.

Педагог-психолог. Садитесь на стульчики

Вводная часть (повторение)

Педагог-психолог. Давайте вспомним основные эмоции, которые испытывает человек.

2слайд – «фото человека испытывающего радость»

Педагог-психолог. Какая это эмоция? (ответы детей)


7 слайд пустой.

Беседа по теме:

Педагог-психолог. Мы знаем, что все чувства делятся на приятные и неприятные. Какие чувства испытывать человеку приятно (ответы детей – радость, удивление). Какие неприятно испытывать (ответы детей – грусть, злость, страх).

Почему эти чувства неприятные? (ответы детей)

А как же избавиться от неприятных чувству? Что для этого нужно сделать? (ответы детей – поиграть, порисовать, погулять, посмотреть мультики и т. п.)

Правильно. Молодцы!

Основная часть

Педагог-психолог. Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций. Этот способ поможет вам успокоиться, не грустить, не злиться, не бояться. Он дарит хорошее настроение. Хотите о нем узнать?

(Показать белый круг)


Что это у меня? (ответы детей)

Какой он? (ответы детей)

Да, кажется, что это обычной белый круг: совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

8 слайд – «мандала»

Педагог-психолог. Посмотрите, какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный. Узоры могут быть разнообразными.

9 слайд – др. мандала.

Педагог-психолог. - Значит, круг с таким необычным узором называется мандала. Повтори, Андрюша, как называется этот круг? (спросить других детей).

10слайд - Индия

Педагог-психолог. Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад.

11 слайд – мандала вселенная

12 слайд – мандала жизни

13 слайд – мандала любви

Педагог-психолог. А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы детей).

Мандалы можно рисовать, раскрашивать, плести из ниток, делать аппликацию, составлять из мазайки, из природного материала. И когда грустный человек рисует, раскрашивает мандалу или даже просто рассматривает ее, он успокаивается, у него улучшается настроение. Злой, что сделает? (ответы – подобреет) , грустный -, испуганный -, скучающий - ….

А сейчас мы с вами немного поиграем. Для этого разделимся на три команды. Я положила обручи, а вы из кубиков выложите в обруче, то есть в нашем волшебном кругу, красивый узор – волшебную мандалу.

(Дети работают)


Посмотрите на ваши мандалы. Какие они? (Ответы детей – красивые, необычные, разные).

А сейчас я вам покажу настоящие мандалы (показать раскраски). Мы с вами будем их раскрашивать цветными карандашами. Работать будем под музыку, недолго. Раскрашивать будем, пока звучит музыка. Если кто-то не успеет раскрасить, не огорчайтесь, доделаете в свободное время после занятия. Хорошо? Ну, и прекрасно, договорились.

Выберите мандалу ту, которая вам понравится (раздать раскраски, проговорить названия мандал. Дети садятся за столы, включить музыку).


Приступаем.

(Пока дети работают, выключить презентацию, подготовить видео).


Музыка больше не звучит, отложите карандаши. Кто не закончил, дорисуете потом, можно будет взять домой.

Понравилось вам раскрашивать мандалы? А что вы чувствовали, когда работали? (ответы детей)


Мы с вами раскрашивали мандалы, волшебные круги, которые помогают нам успокоиться. Подобреть, улучшить свое настроение. А еще, чтобы успокоиться, мандалы можно просто рассматривать. Оставьте свои рисунки на столах, пройдите на коврик и сядьте удобно "по турецки" перед экраном.

(Включить видеозапись «Мир танцующих мандал», просмотр 2 минуты).


Рефлексия.

Педагог-психолог. Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось? (ответы детей).


Итог: мы познакомились с мандалами. Что такое мандала? Волшебный круг. А какими волшебными свойствами он обладает? Помогает успокоиться, улучшить свое настроение, избавиться от злости и страха. Молодцы! Мне понравилось сегодня с вами работать. На этом наше занятие заканчивается. Я желаю всем хорошего дня! Можете взять свои рисунки и пойти в группу.

Приложение2

Совместное практическое занятие для детей 5-6 лет и их родителей "Мандалатерапия для детей и взрослых"

1 часть

Вы знаете, что человек испытывает разные эмоции. Основные чувства – это

1 слайд - радость,

2 слайд - грусть,

3слайд- злость,

4 слайд - страх,

5 слайд - удивление.


Все их можно разделить на приятные и неприятные. Какие приятные чувства? А какие неприятные? Почему эти чувства неприятные? Что же сделать, чтобы успокоиться, избавиться от неприятных переживаний? Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций.

6слайд – белый круг

(Показать белый круг)

Что это у меня?

Какой он? (ответы: белый, плоский)

Да, кажется. Что это обычной белый круг. Совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

7 Слайд мандала


Посмотрите какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный.

8-10 слайды Мандала – это круг с центром. Узоры располагается от центра к окружности и могут быть разнообразными.

11 слайд - Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад. Их появление окутано тайной.

12 Слайд - Тибетские мандалы

Буддийские храмы, мусульманские мечети и христианские соборы включают мандалы в свою архитектуру.

13 слайд Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Затем, то что создавалось так долго, уничтожается в одно мгновение.

14-16 слайд

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. Посмотрите мандалу можно увидеть в цветке или в снежинке.

17слайд

Кстати, наш, Павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая “закорючка”, каждый цветочек имели смысл. Это мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

18 слайд

А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы).

Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы, в его душе поселяется мир и покой.

Создание мандал – это техника называется Мандалатерапия – это метод из области арт-терапии. Вы знаете, что арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

Какие методы арт-терапии вы знаете?

19 слайд изотерапия,

20 слайд танцевальная и игровая терапия,

21 слайд фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия,

22 слайд маникюр, мыловарение, бисероплетение, создание открыток, макияж, прически).


23 слайд Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация - это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего - творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

24 слайд Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

25 слайд Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

26 слайд Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

27 слайд Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

Мандалы можно 28 слайд рисовать,29 слайд рассматривать, 30 слайд создавать из разных материалов, 31,32 слайд раскрашивать.

2 часть

Практическая часть: родители с детьми раскрашивают или рисуют мандалы под красивую музыку для релаксации

33 слайд А сейчас я предлагаю выбрать мандалу, которая больше всего нравиться и раскрасить ее.




3 часть Познакомить с раскрасками «антистресс».

Использование раскрасок для взрослых - это одна из новинок в арт-терапии и отличный способ расслабиться, повысить ясность ума и снять стресс. Раскраски для взрослых появились в книжных магазинах США и Европы в 2010-2011 году. Сейчас популярны в нашей стране. Они с родни мандалатерапии и обладают тем же эффектом, что и мандалы. 34-39 слайд

(можно купить или скачать с интернета) 40-41 слайд

Как я уже говорила мандалы можно не только рисовать, создавать или раскрашивать. Их еще можно рассматривать, что обладает не меньшим эффектом. Рассматривать можно нарисованные мандалы и специально созданное видео.

Включить видео «Мир танцующих мандал».

Показать круг

Что это у меня? Волшебный круг. Какой он? Почему он волшебный? Потому что, процесс работы с ним обладает магичекой силой.

Подарить детям и родителям раскраски мандалы и антистресс.

Татьяна Онуфриенко
Презентация «Мандала. Мандалотерапия»

В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей, детей из неблагополучных семей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Чтобы помочь детям преодолеть свои страхи, научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим, помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения, я использую метод раскрашивания и изготовления мандал ! (одна из разновидностей арт-терапии)

(Слайд2) Слово «мандала » в переводе означает «круг» , это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы . Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности, что созерцание мандалы , ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью.

Где можно встретить?

(Слайд 3) Существуют разные формы : круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Они могут быть как произведениями искусства так и созданными в природе (снежинка, цветок, вид планет с космоса,человеческий глаз)

(Слайд 4) Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба

(Слайд 5) Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания.

Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах.

Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок, икона всевидящее око) .

Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы .

(Слайд 6) Готовая мандала у буддистов существует некоторое время для молитвы, медитаций и созерцания, а потом разрушается теми, кто её создавал.

Буддисты говорят об этом так : "Сумей сотворить и отпустить".

Чем полезны мандалы для детей ?

(Слайд 7) Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы - это нечто большее , чем просто рисунки. Для детей мандала - это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира.

(Слайд 8) Создание мандал сближает , убирает напряжение в отношениях, учит относиться друг к другу бережно, терпеливо, уважать личные границы и пространство друг друга. Кроме того, рассматривая, раскрашивая, придумывая или рисуя мандалу , мы наполняемся позитивом.

Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление.

Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.

Раскрывается творческий потенциал.

Улучшается эмоциональное состояние, снимается напряжение. Ребенок узнает как справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством) .

(Слайд 9) Мандалотерапия включает в себя : раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал

(Слайд10) Цель работы : Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка

(Слайд 12) С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Организационный момент (настрой на работу)

(Слайд 13) Как можно использовать мандалы –раскраски и готовые мандалы

I.Раскрашивание готовых мандал - раскрасок

1. Детям предлагают самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных педагогом, то, что ближе ему по настроению

2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания :

Цветные карандаши;

Фломастеры;

3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, а педагог осуществляет принцип невмешательства в работу детей.

4. Педагог не оценивает работы детей.

Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

На одном занятии можно работать только с одной мандалой .

5. Дети дают название своей выполненной работе.

6. Дети дают описание своей работе, могут рассказать о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

Необходимо использовать музыкальное сопровождение.

Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день , лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник , не обязательно будет верно для вторника.

Слайд 14 благодаря раскрашиванию происходит

Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

Воспитание терпеливости и аккуратности

Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

(Слайд 15) 2 Рисование и создание собственных мандал

Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры) .Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы.

При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

(Слайд 16) дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.

(Слайд 17) При работе с песком, солью идет развитие тактильной чувствительности, воображения

При создании мандалы «Хорошее и плохое» происходит знакомство ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого

Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей. Можно предложить изобразить гнев, злость, радость

(Слайд 18) Мандала - волшебная поляна , на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась (наклей) его. Посмотри : рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама» , «папа» , «сестра» , «брат» и др. Разукрась (наклей) их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

(Слайд 19) На занятиях практикуется работа по созданию мандалы в парах и группах . Для этого нужно выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Можно создавать одну мандалу из индивидуальных кусочков-секторов. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие фантазии, воображения.

(Слайд 20) Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т. к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева, пуговицы

(Слайд 21) .Cоздание обственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки

(Слайд 22,23) Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. При работе с пуговицами детям предлагается ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру. Так же дети выкладывают мандалы : из шишек, камешков, ракушек, листьев, различных круп (пшено, фасоль, горох, манка, рис, мозайки. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе.

Слайд 24 Как я говорила мандалатерапия не имеет ограничений в возрасте. В группе был проведен мастер-класс совместно родители и дети по созданию игрушек на елку из макаронных изделий в технике мандал

Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с мандалой приносит детям радость, развивает внимательность, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развитию воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней, снизить детскую тревожность.

Я использую мандалотерапию в работе с детьми моей группы, дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы , создают свои мандалы из круп , мозайки, песка, пуговиц, природного материалы. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.

Мандала — некогда загадочное слово, манящее в глубь вековой мудрости. Сегодня мандалы и их создание — это большое течение, философия, хобби... Для каждого что-то свое. Безусловно одно — это имеет место быть и мандалотерапия, как одно из , работает и помогает, исцеляет и вдохновляет.

Сегодня мандалы рисуют, раскрашивают, вышивают, плетут, выкладывают, вяжут, клеят, лепят...

Поговорить на эту интереснейшую тему я пригласила специалиста — психолога и сказкотерапевта — Аню Кутявину. Она проводит нас в неповторимый мир создания мандал для детей и взрослых.

Мандалотерапия для детей и взрослых

Что такое мандалотерапия и чем она полезна? Какие упражнения можно делать в домашних условиях? Какие существуют особенности работы с детьми и взрослыми? Об этом – в нашей статье.

По сведениям источников, появились мандалы в Индии, и произошло это очень давно – несколько тысяч лет назад. Они активно применялись как сакральный инструмент для медитаций в индуистской и буддистской традициях. В психотерапии мандалы начали использоваться Карлом Густавом Юнгом как метод изучения бессознательного. В наше время мандалы тоже не теряют своей актуальности и часто применяются в работе с взрослыми и малышами. В чем же секрет мандалы?

Секретный смысл мандалы

В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной.

В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т.д.

В психологии мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей, чувств человека. Все это находится в безопасной форме круга. К.Г. Юнг говорил, что мандала – это универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность души человека.

По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.

Мандалотерапия это большое направление арт-терапии. И она действительно творит чудеса. ?

Что означают цвета в мандалотерапии?

В ознакомительных целях предлагаю вам общие трактовки цветов в мандалотерапии. Но будьте осторожны с прямыми расшифровками! Все мы разные, и один и тот же цвет для одного может означать позитив, а для другого – негатив. И вообще, в последнее время арт-терапевты приходят к тому, что универсальные характеристики цветов не очень хорошо работают. Наиболее важными являются именно чувства, ощущения клиента, связанные с тем или иным цветом. Но иногда полезно и заглянуть вглубь, пропустив через себя общую формулу.

Мандала значение. Что могут означать разные цвета:

— Красный. Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации. Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии.

— Зеленый. Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии.

— Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами.

— Синий. Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации.

— Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели.

— Коричневый. Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться.

— Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии.

Как работает мандалотерапия?

Есть несколько главных вариантов использования мандал в психотерапии. Так, мандалотерапия может быть:

  • активной – клиенту предлагается самостоятельно создать мандалу;
  • смешанного типа – клиент выбирает из предложенных ему готовых раскрасок-мандал;
  • пассивной – человеку предлагается готовая мандала, и он с ней работает.

Процесс создания мандалы в психотерапии

Во время работы с психологом клиент не ограничивается жесткими принципами и правилами. Важно, чтобы создание мандалы происходило легко, незапланированно, спонтанно, в процессе высвобождения переживаний.

Что же такого особенного в мандале? Казалось бы, просто рисуешь круг, в нем какие-то линии и образы. Но все намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Человек чаще всего не в силах прочувствовать и осознать всю многомерность и глубину работы с этим символом. А мандала, словно своеобразная энергетическая матрица, получает информацию напрямую из подсознания, подключая его к источнику энергии. В этом проявляется уникальность мандалотерапии, ее неповторимость.

Материалы для создания мандалы

Чаще всего в современной психотерапии для создания мандалы клиенту предложат следующие материалы: бумагу формата А4 или А3, кисти, краски, карандаши, мелки, фломастеры.

Где применима мандалотерапия

Что касается сферы применения мандалотерапии, то она активно помогает в:

  • Работе с депрессивными состояниями;
  • Работе с нарушенной самооценкой;
  • Коррекции внутреннего дисбаланса;
  • Проработке страхов;
  • Возвращении красок жизни, борьбе с пессимизмом;
  • Коррекции агрессии, раздражительности.

Мандалотерапия работает как в индивидуальном консультировании, так и в детско-родительских отношениях, в семейной терапии.

Очень важные моменты: сюжет мандалы должен выбирать клиент. И рисовать ему можно столько, сколько хочется, до ощущения «достаточно». При этом специалист фиксирует его состояние, наблюдает за невербальными реакциями – жестами, выражением лица, дыханием. Психолог никогда не оценивает работу клиента и не вмешивается в процесс. Ведь главная задача данной работы – чтобы человек нашел контакт со своим внутренним «Я», познакомился с собой настоящим, увидел ответы на вопросы. А все это возможно лишь в ситуации отсутствия жесткого контроля и директивного подхода со стороны специалиста.

Мандалотерапия в работе с детьми

Чем же мандалотерапия может быть полезна детям? Ответ прост. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Мандалотерапию часто используют в садиках, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски, а также создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.

Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.

Главные условия применения мандал в работе с детьми:

  • Показать ребенку в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему;
  • Можно включать фоновую музыку;
  • Не перегружать психику – на одном занятии предлагать ребенку работу лишь с одной мандалой;
  • Инструменты для работы, чем рисовать или выкладывать мандалу, ребенок должен выбрать сам;
  • После создания мандалы нужно обязательно бережно расспросить ребенка о его переживаниях и чувствах.

Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:

«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.

Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.

Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».

Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.

После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные.

Можно предложить ребенку нарисовать в круге семью, детский сад, школу, маму и т.д.

Мандалотерапия в работе с взрослыми

Заниматься мандалотерапией можно не только в кабинете психолога, но и дома. Самый доступный вариант – купить в магазине готовые рисунки мандал, или скачать картинки для раскрашивания в интернете. Но лучше всего нарисовать мандалу «с нуля».

Предлагаем вам простое упражнение, которое можно провести дома. Для этого возьмите тарелку и обведите ее листе А4. Заполните круг. В процессе рисования ориентируйтесь на внутренние ощущения. Позвольте руке самой вести вас к ответам. Затем заполните остальное место фигурами, линиями, образами. В выборе цветов положитесь на интуицию.

Потом придумайте название мандалы, запишите его. Рассмотрите мандалу. Какие ассоциации у вас возникают? Напишите эссе о своей мандале.
Закончив творческую работу, попробуйте расшифровать мандалу.

Как расшифровать мандалу

Можно использовать такие условные ориентиры:

  • Если в работе присутствует четко выраженный центр, это может говорить о зрелости человека;
  • Ассиметричный рисунок может указывать на внутреннее напряжение;
  • По зонам рисунка: сверху вниз – духовное-социальное-физическое; слева направо – прошлое-настоящее-будущее;
  • Если в рисунке осталось много белого пространства, это может говорить об осторожности, о страхе проявлять активность, а также о нехватке информации;
  • Отсутствие связей в эссе может указывать на внутренние противоречия.

Но не спешите привязываться к готовым трактовкам. Позвольте своей душе раскрыться и поведать вам важные моменты. Примите их с любовью и благодарностью. Подумайте, что можно улучшить в нынешней ситуации. Какие действия необходимо предпринять?

Само по себе осознание, без активных действий, увы, не изменит жизнь. Так что после того, как увидите картинку будущего, проживете ее мысленно, сразу же приступайте к реализации задуманного. Запланируйте конкретные шаги, и начните прямо сегодня. У вас непременно все получится. Ведь дорогу осилит идущий, правда? А творчество всегда поможет в пути. Подскажет, направит, расслабит и удивит.

Творите! И пусть в вашей жизни будет много ярких красок и вкусных образов!

Анна Кутявина,

В самом деле, есть в мандалах особое очарование. И встретить их можно всюду... И в витках розы, и в волнах моря, в снежинках, а еще в кружевных салфетках и в узорах калейдоскопа...

Мандала раскраска

В завершении разговора о мандалотерапии, предлагаем вашему внимания несколько шаблонов мандал для раскрашивания. Их можно скачать, распечатать и раскрашивать в свое удовольствие. А можно просто взять за основу и нарисовать свою собственную неповторимую мандалу.





Также предлагаю посмотреть вот этот видеоролик о мандалотерапии:

Я в свое время пробовала раскрашивать готовые рисунки мандал. Мне понравилось. Этот процесс действительно расслабляет и отвлекает, настраивает на творческую умиротворяющую волну...

Скажите, а рисовали ли, или делали из каких-либо материалов мандалы вы сами? Понравился ли вам процесс? Какие вызвал эмоции? Поделитесь в комментариях!

С теплом,

Лариса Ткаченко


Дети их долго рассматривали, восхищались. Одна из моих воспитанниц сказала, что когда она смотрит на этот узор, то ей хочется мечтать. Ребятишки заинтересовались и захотели сами нарисовать какой-либо орнамент. Вот и созрела идея коллективной работы .

Нам понадобился лист ватмана с заранее нарисованным кругом и нанесенным в нем орнаментом. Сделаю небольшое уточнение : для детей среднего возраста орнамент должен быть крупным и простым для закрашивания пальчиком детской руки.


Ребятишки могут наглядно увидеть, как появляется тот или иной орнамент.

Также в работе использовались индивидуальные лоточки с заранее наполненными гуашевыми красками, кисточки. Необходимо также приготовить салфетки и мокрые тряпочки.

Итак, приступим к раскрашиванию.

Дети раскрашивают мандалу , начиная от центра, подушечкой указательного пальца.

Постепенно переходя от фрагмента к фрагменту и используя различные цвета дети закрашивали орнамент.

Теперь дети наносят кисточкой узоры.

На сегодняшнем занятии у нас получилась вот такая мандала .

Публикации по теме:

Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска Методическая разработка.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.

Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАНДАЛ ПРИ РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ Логинова Галина Анатольевна, воспитатель (первая квалификационная категория).

Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.

Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.

Птушкина Галина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Верх-Суетский детский сад "Улей"
Населённый пункт: Алтайский край Суетский район с.Верх-Суетка
Наименование материала: Статья,конспект НОД.
Тема: Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Дата публикации: 06.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в

психокоррекционной работе психолога.

Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Современная система дошкольного позволяет использовать разные программы и педагогических технологии. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Поэтому задача педагогов заключается в том, чтобы ребенок был в комфортных для него психологических условиях. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы. Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Метод мандала использую как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.
Основные цели работы при разукрашивании мандал:
-развитие творческих способностей; -развитие произвольности поведения; -развитие воображения; -снятие внутреннего напряжения, релаксация; -развитие мелкой моторики рук. У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала- терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу (диване) , закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты - хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз, оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили». Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому, когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа пишу фамилию и имя автора, возраст и ставлю дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок. Следующий этап работы - это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спрашиваю его, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Конспект занятия для старших дошкольников

«Я сегодня » (с использованием мандал)

Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию. Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы. Ход: Ребята! Я приглашаю вас посетить полянку эмоций. (Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость). Упражнение 1.«Улыбка» Психолог: Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу). Упражнение 2. «Угадай эмоцию» (можно использовать кубик эмоций) Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство. Упражнение 3. «Мандалы» Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (животные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала». «Слушание мандал» Дети удобно садятся, закрывают глаза. Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов). Обсуждение (рефлексия) занятия
Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил. Мандала с детьми Вопросы к детям: 1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии? 2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу? 3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас? Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.- СПб.: Речь, 2002.-144с. 2. Дошкольный психолог № 2 (13) 3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с. 4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. 5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с. 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.:Теревинф,1997.-341. 7. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19. 8. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31. 9. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95- 182.

ПРИМЕРЫ.
Солнечная мандала. Геометрические мандалы.
С животными



Кадры