Перевозка транспортом общего пользования. Перевозки в прямом смешанном сообщении. Договор перевозки транспортом общего пользования

Наталья Дмитриева

Журналист, копирайтер, мать двоих детей, что вынуждает постоянно жить в режиме многозадачности.

Хотите ли вы успевать больше? «Что за странный вопрос? - подумали вы, - Конечно, хочу!». Не торопитесь с ответом.

Что часто происходит с людьми, которые пытаются найти три дополнительных часа в сутки и стать более продуктивными? Они отказывают себе в удовольствиях, жертвуют сном и отдыхом, а самое главное - делами, которые для них по-настоящему важны. Наращивая темп и гоняясь за повышением личной эффективности, можно легко растратить силы и здоровье.

И всё же, что делать, если вы ничего не успеваете? Как перестать хвататься за кучу дел одновременно, оставлять их все незавершёнными и ложиться спать с ощущением напрасно прожитого дня? Упрощайте.

Эти пять лёгких способов помогут вам сконцентрировать внимание и энергию только там, где это действительно нужно.

1. Запишите конкретные цели

«Вы не можете попасть в цель, которую не видите», - сказал Робин Шарма, известный писатель и специалист по развитию личности. Поэтому пусть ваши цели всегда будут перед глазами. Чем конкретнее они сформулированы, тем лучше.

«Стать богатым и знаменитым» - весьма абстрактная цель. Куда точнее звучит «Заработать миллион долларов и получить минимум 100 тысяч подписчиков в Facebook к декабрю 2017 года». Можно распределить цели по группам: «Здоровье», «Финансы», «Дети», «Отношения», «Саморазвитие» и так далее. Главное - записать их точные формулировки и всегда держать в поле зрения.

2. Выделите 2–3 приоритетных направления

Что для вас важнее всего здесь и сейчас? Выучить или найти новую работу? Может быть, вылечить язву желудка или помочь сыну поступить в институт? Определите не более трёх задач, которые вы хотите решить в первую очередь.

Это не значит, что остальные цели стоит забыть. Можно вернуться к ним через несколько месяцев. Или выделить полчаса в неделю на шаги к их достижению. А пока - сконцентрируйтесь на главном.

3. Планируйте не больше трёх дел на день

Да, современный мир требует от людей многозадачности. Но многих ли атлетов вы знаете, которые стали олимпийскими чемпионами в нескольких видах спорта? Неудивительно, ведь чем меньше приоритетов, тем выше результат.

Поэтому запланируйте три главных дела на день, причём именно тех, которые приближают вас к поставленной цели. Хотите работу в Великобритании? Внесите в список дел такой пункт: «Найти 10 мероприятий, где можно познакомиться с британскими работодателями».

Что делать, если вы справились со всеми тремя пунктами задолго до окончания дня? Тогда запишите новые три пункта и приступайте к их поочерёдному выполнению. Это поможет вам всегда фокусироваться на главном, а не хвататься за голову при виде повестки дня из тридцати пунктов.

4. Научитесь отказывать

В течение дня вы неизменно сталкиваетесь с тем, что вас отвлекает: будь то новое сообщение в мессенджере или назойливый коллега, которому не терпится обсудить вчерашний финал по хоккею.

Что касается гаджетов, которые отнимают время, то отключите на них оповещения хотя бы на пару часов. Можно установить любые другие правила самодисциплины: например, не заглядывать в смартфон до тех пор, пока не выполните минимум одну задачу из намеченных на день.

Люди, требующие вашего внимания, также могут выбить вас из колеи и нарушить планы. Означает ли это, что придётся жертвовать человеческими отношениями и жёстко отбривать всех подряд? Совсем необязательно. Наберите в любом поисковике «10 способов сказать „нет“». Вы найдёте массу вариантов мягко человеку, не обижая его. Выберите из них наиболее комфортные для вас и применяйте.

5. Работайте с телом

Наверняка вы слышали, что для лучшей концентрации внимания полезны духовные практики. Многие специалисты в этой области утверждают, что усмирить беспокойный ум помогает медитация. Это хороший рецепт, однако его вряд ли можно назвать универсальным.

Если человек не может сидеть с прямой спиной, ему крайне сложно медитировать на закат. Поэтому духовное развитие лучше начинать с работы с телом.

Юлианна Соколовская, преподаватель йоги с 10-летним стажем

Найдите тот вид физической активности, который доставляет вам удовольствие. Пусть это будут , йога, бассейн или просто 10 приседаний в свободное время. Это подарит вам энергию и те самые гормоны счастья, без которых тяжело двигаться к намеченным целям.

Попробуйте применять эти пять способов хотя бы в течение одного дня. А потом ответьте на вопрос: отличался ли этот день от всей предыдущей недели? Скорее всего, он будет отличаться. Причём в лучшую сторону.

Новая редакция Ст. 789 ГК РФ

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к Ст. 789 ГК РФ

Перечень организаций, являющихся транспортом общего пользования, до настоящего времени не опубликован. Существо такого вида транспортных услуг обусловливает равные условия для любого обратившегося, единый подход к определению размера провозной платы и т.д. Междугородние рейсовые перевозки железнодорожным, авиационным, автомобильным и другим транспортом, по общему правилу, являются перевозками транспортом общего пользования.

Судебная практика.

Публичность договора в определенной степени юридически уравнивает перевозчика (как правило, экономически более сильной стороны) и грузоотправителя или пассажира. При этом суд исходил из того, что в силу ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, а в силу ст. 426 ГК РФ договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором. Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (Определение ВС РФ от 27.07.2005 N 35-г05-7).

Другой комментарий к Ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным. Это означает, что перевозчик обязан заключить его с любым обратившимся на равных условиях (ст. 426 ГК РФ).

На стороне перевозчика при перевозке транспортом общего пользования может выступать коммерческая организация, внесенная в перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки по обращению любого лица. Деятельность по перевозке транспортом общего пользования фиксируется также в уставе организации. К примеру, согласно пп. 4 п. 11 Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 (СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766), одной из целей ОАО "РЖД" является перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования.

Поскольку на гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, распространяются правила о юридических лицах (ст. 23 ГК РФ), перевозчиком при перевозке транспортом общего пользования может быть и индивидуальный предприниматель.

2. Перевозка отдельными видами транспорта (морским, железнодорожным, речным) предполагает наличие определенной инфраструктуры общего пользования - портов, причалов, железнодорожных путей, складов и т.д.

На речном транспорте действует правило, согласно которому порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (ст. 3 КВВТ).

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к статье 789 Гражданского Кодекса РФ

1. Понятие транспорта общего пользования было введено ст. 100 Основ ГЗ и получило дальнейшее развитие и уточнение в ст. 789. Главные его особенности - наличие обязанности осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки на транспорте общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК).

2. Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе, в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК, обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.

3. Предусматривая обязательную публикацию перечня организаций, являющихся транспортом общего пользования, абзац второй п. 1 ст. 789 ГК не определяет порядок публикации этого перечня. До определения такого порядка в транспортных уставах и кодексах или специальном акте и начала его практического применения перевозчиками общего пользования следует считать железные дороги, входящие в общую сеть железных дорог РФ и открытых для общего пользования (ст. 4 УЖД), автотранспортные предприятия, названные в ст. 4 УАТ, а также водных и воздушных перевозчиков общего пользования. Ограничения в этом отношении могут вытекать из выданной перевозчику лицензии, о чем должно быть объявлено. Информация клиентуры по данному вопросу должна публиковаться в сборниках правил перевозок (тарифах) и объявляться во всех пунктах отправления.

Другой комментарий к статье 789 ГК РФ

1. В коммент. ст. указывается ряд основных правовых особенностей договора перевозки транспортом общего пользования. По этому договору любое лицо вправе заказать перевозку грузов, пассажиров и багажа (в последнем случае - это один из видов договора пассажирской перевозки). Данный договор обладает особым:

Субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель (последний может быть стороной этого договора в силу п. 3 ст. 23 ГК), а контрагентом перевозчика может быть любое физическое или юридическое лицо;

Содержанием в силу того, что договор признан публичным (п. 2 ст. 789 ГК): а) перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; б) все условия этого договора, в том числе и цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми (п. 2 ст. 426 ГК). Однако законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Эти льготы, как видно, не носят индивидуального характера, они могут быть предоставлены лишь группам (категориям) потребителей.

Кроме того, для договора перевозки транспортом общего пользования характерен особый порядок заключения: перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному пассажиру (грузоотправителю) перед другим в отношении заключения этого договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается также отказ перевозчика от заключения договора перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования при наличии возможности предоставить потребителю услуги по перевозке (п. 1 и 3 ст. 426 ГК).

В тех случаях, когда заказчиком транспортной услуги по указанному договору является гражданин, к отношениям по перевозке транспортом общего пользования применяется законодательство о защите прав потребителей.

2. Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования имеет свои разновидности, выделяемые в зависимости от видов транспорта и условий перевозки. Так, на автомобильном транспорте регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 УАТ). В свою очередь, такие перевозки на данном транспорте подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Главная особенность перевозки транспортом общего пользования - наличие обязанности осуществить перевозку по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК). В качестве перевозчика в этом договоре может выступать только юридическое лицо - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ст. 2 УЖТ).

Оказание услуг по перевозке транспортом общего пользования "на равных условиях" отнюдь не означает, что законодательством не могут устанавливаться определенные льготы и преимущества отдельным пользователям. Так, льготы предоставляются ряду категорий пассажиров (например, при поездках в летний период в пригородном сообщении). Льготные тарифы устанавливают компетентные органы при перевозке некоторых видов грузов.

Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК обратиться в суд о понуждении к заключению договора и возмещении причиненных убытков.

На железнодорожном транспорте к организациям транспорта общего пользования относятся ОАО РЖД, а также любое иное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), принявшее на себя обязанность доставлять транспортом общего пользования пассажиров, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать их получателю. На воздушном транспорте к этому виду транспорта следует отнести авиационные предприятия, имеющие основной целью своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок (п. 1 ст. 61 ВК). Указом Президента РФ от 21.07.95 N 747 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2907) Министерству транспорта РФ поручено учреждение государственного реестра для авиации общего назначения России. На внутреннем водном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов (п. 2 ст. 66 КВВТ).

К транспорту общего пользования следует относить на автомобильном транспорте общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус); такси, метрополитен. Отнесение предприятий, осуществляющих грузовые автоперевозки, к транспорту общего пользования может вытекать из выданных им лицензий.

Признание договора публичным не означает, что перевозчик обязан осуществить перевозку между пунктами отправления и назначения, руководствуясь исключительно выбором грузоотправителя или пассажира. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или только некоторых операций, и перевозчики осуществляют перевозки между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций (ст. 4 УЖТ). Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта России. Перечень публикуется в соответствующем тарифном руководстве. Поэтому клиент может сдать груз к перевозке, например, в контейнере или мелкой отправкой при условии, что станции отправления и назначения открыты для выполнения таких операций.

Пассажир вправе потребовать продажи билета до названной им станции назначения при условии, что эта станция открыта для выполнения соответствующей пассажирской операции (ст. 83 УЖТ).

Публичность договора в определенной степени юридически уравнивает перевозчика (как правило, экономически более сильной стороны) и грузоотправителя или пассажира. При этом суд исходил из того, что в силу ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, а в силу ст. 426 ГК РФ договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором. Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (Определение ВС РФ от 27.07.2005 N 35-г05-7).

В Гражданском кодексе РФ обеспечивается специальное регулирование таких видов договора перевозки, как: договор перевозки пассажира; договор перевозки груза; договор фрахтования; соглашение транспортных организаций о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; договоры об организации перевозок; договоры, заключаемые между транспортными организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

Обычный (рейсовый) чартер - это договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Тайм-чартер – это договор фрахтования судна с экипажем на время. По договору тайм-чартера судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей. Димайз-чартер – это договор фрахтования судна на время без обслуживающего экипажа.

Сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Договор перевозки пассажира является консенсуальным (договор перевозки багажа – реальным), двусторонним, возмездным.

Форма договора – простая письменная. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Право на провоз багажа имеет только лицо, уже заключившее с перевозчиком договор перевозки пассажира. При перевозке пассажира городским транспортом договор заключается совершением пассажиром конклюдентных действий (посадка в трамвай и т.п.).

Пассажир имеет следующие основные права:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

Транспортное законодательство содержит перечень и других прав пассажиров. Помимо этого, пассажир, выступая потребителем транспортных услуг, подпадает под действие Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

договор фрахтования (чартера) (голл. vracht, англ. charter). По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования является консенсуальным, двусторонним, возмездным договором.

Договор фрахтования обычно применяется при морских и воздушных перевозках.

договор смешанной перевозки. Перевозка грузов, пассажиров и багажа, осуществляемая двумя и более видами транспорта, именуется смешанной перевозкой.

Смешанная перевозка грузов осуществляется или обеспечивается экспедитором по договору транспортной экспедиции – оператором такой перевозки (см. вопрос 6).

Смешанная перевозка грузов, пассажиров и багажа по единому транспортному документу является прямой смешанной перевозкой. Взаимоотношения перевозчиков в различных видах транспорта, а также порядок организации прямой смешанной перевозки определяются транспортным законодательством.

5. договор перевозки транспортом общего пользования. Перевозка, осуществляемая перевозчиком, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из законодательства или выданного этому перевозчику разрешения (лицензии) вытекает, что этот перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.



Документы