Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе
Тема: «В гостях у Старичка - Лесовичка»
Составила и провела: воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка»
Цель : Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы» .
Задачи:
Образовательные:
· Уточнить и расширить представление детей о лесе;
· Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы», « Деревья».
Развивающие:
· Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать
формированию интонационной выразительности речи.
· Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;
· Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения
Воспитательные:
· Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
Словарная работа:
· активизировать и обогащать словарный запас детей
Форма проведения: ОД.
Оборудование и материалы :
· Экран, проектор, макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц», стульчики, иллюстрации с изображением деревьев, паровозик, гостинцы по количеству детей.
Структура занятия:
Вводная часть - 3 минуты
Основная часть - 20 минут
Заключительная часть - 2 минуты
Сюрпризный момент: Старик - Лесовик, Сорока.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гузалия Мухаметкасимовна. Я сегодня у вас проведу занятие. Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, пожелаем нашим гостям здоровья.
(Здравствуйте)
Основная часть.
Воспитатель : Ребята, у меня на столе что - то лежит. Что это?
Дети : Письмо!
Воспитатель : А что это за письмо?
От кого оно узнаете,
Коль загадку отгадаете!
Ходит по лесу лесник,
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома,
Всё давным-давно знакомо,
Он заботливый старик,
А зовётся … (лесовик)
Воспитатель : Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка.(открываю конверт и читаю)
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными жителями будем рады встрече с вами!»
Воспитатель : Старичок- Лесовичок приглашает нас к себе в гости!
А чтобы отправиться в гости, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Что это за правила? Как надо вести себя в лесу?
(Дети рассказывают правила поведения в лесу.)
СЛАЙДЫ 2-7
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не рвать цветы.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.
Воспитатель: Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать прыгать и играть,
Только чур не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь
И очень громко песни петь.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу и можете смело отправляться в путешествие!
Воспитатель :Ну что ребята отправимся в зимний лес в гости к Старичку - Лесовику? А как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?
Дети: Следит за порядком и охраняет лес.
Воспитатель: А путешествовать мы с вами будем на паровозике . Готовы?
Дети : Готовы.
Воспитатель: Тогда поехали. АУДИО №4
СЛАЙД 8 - лес.
(Дети встают друг за другом, берутся за локти, в виде паровоза. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса. На экране картина зимнего леса.)
Воспитатель: Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес. Посмотрите, как удивительно красиво вокруг… (Пение птиц) АУДИО №2
Воспитатель : Здесь нас должен встретить Лесовик. Где же он?
С.Л.: Я здесь и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовик живу в этом лесу:
Знаю лес и лес люблю.
В гости вас к себе зову.
Всё в лесу мне интересно,
Каждый куст и каждый пень.
Много дел у старичка.
Если кто в лесу бывал,
За собою б убирал.
И зверятам, и ребятам
Было бы в лесу приятно.
Сегодня я вам расскажу про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо? Вы знаете, что такое лес?
Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц.
С. Л.: Я живу в лесу не один, со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу - это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?
Дети : Берёза, дуб, сосна, клен, рябина, ель и.т.д.
СЛАЙДЫ 9-14
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам покажу на экране деревья, а вы их назовите.
(На экране выставлены картинки деревьев. Дети называют деревья .)
С. Л.: Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались.
Воспитатель: Лесовик, ты, наверное, устал? Предлагаю отдохнуть, вы ребята тоже садитесь на стульчики.Давайте сыграем в игру «Добавлялки».
Я буду говорить начало, а вы договаривать конец. Второй раз будем проговаривать строчку вместе. Задание понятно?
Дети : Да!
Речевая чистоговорка:
Ра-ра-ра — начинается … (игра)
Са-са-са -в лесу бегает….(лиса)
Усь-усь-усь -на лугу пасется …(гусь),
Жа-жа-жа- есть иголки у…(ежа)
Жу-жу-жу- молока дадим…(ежу)
Су-су-су - было холодно в …(лесу).
Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь предлагаю немножко размяться.
Физминутка.
Как- то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.(Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой - лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой - лисицей крался лисенок,(Идут крадучись)
За мамой- ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой - медведицей шел медвежонок, (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)
За мамою- белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой - зайчихой --- косые зайчата, (Скачут, сделав « ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Руки в стороны и назад, как будто держат за руки).
Все мамы и дети напиться хотят.
Вос-ль: Лесовичок, а мы знаем с кем ты ещё дружишь в лесу, да ребята?
Дети: С животными !
С.Л : Да, у меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).
Воспитатель: Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
(Загадки). Работа с карточками.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем игру « Отгадай и найди». Перед вами лежат карточки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будете угадывать, и находить правильный ответ среди картинок. Только будьте внимательны потому что есть и лишние картинки.
1. Из берлоги слышен храп -
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
2. У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост -
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
3. Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)
4. Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага -
Есть копыта и рога! (Лось)
5. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
6. Под кустами,
под ёлками
Катится клубочек
с иголками. (Ёж)
7. Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Вос-ль: Ребята, поиграем в игру « Семейный паровозик».
(Нужно собрать всех членов семьи в один вагончик)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, чья семья едет в каждом вагончике?
Медвежья
Лисья
Волчья
Лосиная
Беличья
-ёжовая
Заячья
Лесовичок: Какие вы молодцы!
Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.
Нужно птиц помирить и рассказать, кто полетит в тёплые края.
АУДИО №1
(На доске под листом бумаги висит плакат с изображением Сороки)
Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела какая - то птица. Что это за птица?
Дети : Сорока.
Воспитатель : Ребята, а сорока зимует у нас или улетает в теплые края?
Дети: У нас.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?
Дети: (Зимующие).
Воспитатель: Да зимующие птицы- это птицы, которые живут с нами и никуда не улетают). Назовите зимующих птиц.(ответы детей)
Воспитатель : Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?
Дети: Перелётные.
Воспитатель : Назовите перелетных птиц. (ответы детей)
Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на ёлку, а перелётных на пальму.
АУДИО № 5
Воспитатель: Молодцы!
Лесовичок : А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои лесные гостинцы.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что нам пора уже возвращаться домой. Давайте скажем Лесовичку спасибо и попрощаемся.
Дети: Спасибо. До свидания, Лесовик!
Воспитатель: Насмотрелись мы чудес,
Жди нас снова зимний лес.
Воспитатель: Ребята, а теперь садимся в наш поезд и поедем домой, к себе в группу. (под музыку едут) АУДИО № 4
Заключительная часть.
Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте вспомним, что интересного мы видели в лесу?
Дети: (деревья, диких животных, перелетных и зимующих птиц)
Раздаёт гостинцы и благодарит детей. Спасибо ребята за интересное путешествие.
Наталья Никитина
Педагогический проект
тема: «ПИСЬМА ЛЕСОВИЧКА»
(нравственно-экологическое воспитание младших дошкольников в работе с родителями в условиях реализации ФГОС)
Актуальность проекта
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
Физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
Эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
Условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления в том числе в процессе общения с окружающей природой.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Цель проекта:
Повысить уровень нравственно-экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством детско-родительских отношений.
Задачи проекта:
1. Поднять уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме нравственно-экологического воспитания детей.
2. Развитие детско-родительских отношений в ходе реализации проекта посредством специально организованной игровой ситуации.
3. Формирование у детей необходимых знаний о сезонных изменениях в природе, на основе предложенного материала.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня знаний и информированности у родителей по проблеме экологического воспитания детей.
2. Активное участие родителей в экологическом образовании детей.
3. Развитие у детей нравственных мотивов в общении с окружающей природой.
Участники проекта: Родители, дети, воспитатель.
Продолжительность проекта: Два месяца.
В своем проекте я использую, следующие виды детской деятельности, которые соответствуют их возрасту:
Коммуникативная;
Познавательно-исследовательская;
Восприятие художественной литературы;
Конструирование из природного материала;
Изобразительная.
Формы и методы работы с родителями.
1. Консультации и сообщения нравственно-экологической направленности для родительского уголка «Малыш в мире природы». Беседы с родителями о важности данной работы.
2. Домашнее задание (оформление папки «Экологический дневник», участие в выставках).
3. Изготовление папок-передвижек, на предложенные темы, по выбору родителей.
4. Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности.
5. Проведение родительских собраний, совместных экологических мероприятий.
6. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
7. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Этапы проекта
1. Организационный
Цель: вызвать у родителей интерес к проблеме нравственно-экологического воспитания детей.
Родительское собрание на тему «Роль семьи в нравственно-экологическом воспитании детей.
Анкетирование с целью выявления их экологической компетентности.
Выбор семей готовых к участию в педагогическом проекте.
Написание тематического плана по реализации проекта.
Обсуждение плана работы с родителями.
2. Практический
Организованная работа участников проекта в соответствии с представленным планом.
Экологический утренник «В гости к нам спешит Лесовичок»
3. Заключительный (подведение итогов работы)
Продукты проекта
Информационный стенд для родителей
«Малыш в мире природы».
Письма от Лесовичка
Почтовый ящик для писем Лесовичку
Письма детей Лесовичку
Экологические дневники участников проекта
Выставка совместных творческих работ детей и родителей из природного материала «Друзья Лесовичка»
Папки – передвижки
Копилка совместных творческих работ детей и родителей для Лесовичка
Копилка информационного материла экологической направленности в уголок «Малыш в мире природы»
Заключение.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Благодаря тому, что родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в ходе реализации проекта, нам удалось в достаточной степени решить поставленные задачи.
Целевая прогулка
Путешествие по экологической тропинке
по теме «Наши друзья – деревья»
(старшая группа № 6
МДОУ № 12)
Воспитатель: Бартеньева
Галина Анатольевна
Программные задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
- Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
- Сис те ма ти зи ро вать зна ния о не ко то рых осо бен но стях строе ния дерева.
Развивающие:
- Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
- Раз ви вать во об ра же ние и ло ги че ское мыш ле ние.
- Раз ви вать уме ние «вхо дить» в об раз рас те ния (эм па тия).
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
- Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
- Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне
Продуктивная деятельность: «Весенние деревья»
Материалы и оборудование:
Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка
Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.
Семена сосны в коробочке
Воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры
Ход прогулки:
Дети с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель :
Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.
« Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой весенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!
Ваш друг – старичок – Лесовичок.
Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз
«Мы в любое время года ходим тропами природы!»
Где начинается наша экологическая тропинка? (на спортивном участке садика, около большой берёзы)
Пойдемте туда.
(Дети с воспитателем подходят к берёзе, находят послание от старичка – Лесовичка.)
- «Отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает.
(Дерево)
Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.
Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.
(Наступила весна, снег тает, пригревает солнце, веточки на деревьях оживают, деревья просыпаются)
Упал сосулькой март к ногам
И потекли ручьи по склонам
Навстречу солнцу и ветрам
С неумолкающим трезвоном,
Глядится лес в голубизну,
Вершины сосен запрокинув,
И видит, как неся весну,
Косяк стремится журавлиный.
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане.
(Берёза)
Где растет береза на нашей Э.Т.?
Давайте к ней подойдем.
Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
Давайте обнимем её.
Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Очень давно, когда не было ещё ваших прабабушек и прадедушек, вошла в нашу жизнь березка. Любим мы нашу зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
Как в любое время года мы можем узнать берёзу (Белый ствол только у берёзы)
Посмотрите, какая береза? (Большая?)
Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)
Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
Давайте поиграем
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх.
Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе.
БЕРЁЗА
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждёт весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила, -
Время уж к зиме.
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
Какие деревья не изменились с наступлением весны? (Ель, сосна)
Где ель и сосна растут рядом на нашей Э.Т?
Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами - овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Глубокий, нерастаявший мокрый снег. Идём с трудом по глубокому снегу, высоко поднимая ноги.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идём спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).
(Под деревьями стоит корзинка)
Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)
Они одинаковые? (Нет, разные)
Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)
А с каких они деревьев?
Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)
А теперь я предлагаю поиграть с шишками.
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.
А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)
Мальчики, найдите на снегу под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.
По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
А у ели? (Короткие, колючие, темные).
Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?
(Со сна вы ше ели, вет ви на вер ху, ствол пря мой и го лый).
Ствол у ели пря мой, кро на по хо жа на ко нус. Вет ки с гус той хво ей на чи на ют ся у са мой зем ли.
Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.
Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)
Что это? (Семена)
Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)
Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)
Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
Семена сосны так и называются – « крылатки».
Игра – инсценировка:
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.
Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?
Дети читают стихи.
Сосна.
Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего, что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо
Так грустить об этом?
Ты всегда красива
И зимой и летом.
Ели на опушке.
Ели на опушке –
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Появляется старичок – Лесовичок.
Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на Э.Т.
Я хочу с вами поиграть. Вы согласны?
Игра "Я - дерево"
Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)
Ты сбрасываешь листья на зиму?
Какие у тебя листья? (маленькие, большие)
Какого они цвета осенью?
Какого цвета у тебя ствол?
Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
Какие у тебя плоды?
Вы очень много знаете о деревьях.
А какую пользу они приносят? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)
Хотите ещё поиграть?
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Весной с юга прилетают…
Весной на деревьях распускаются…
Весной из своих укрытий вылезают…
Весной снег…
Ребята, почему в народе говорят: В марте день с ночью равняется.
Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…
Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!
Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.
Ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад.
Яна Лукьяненко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Поможем Старичку-Лесовичку»
Цель : Развитие связной речи , обогащение словаря по теме «Зимующие птицы» .
Программные задачи :
Образовательные : Уточнить названия зимующих птиц. Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы-загадки о зимующих птицах; учить давать полные ответы на вопросы.
Развивающие : Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику, координацию речи с движением .
Воспитательные : Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца. Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброту, отзывчивость;
Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие ; Познавательное развитие ; Речевое развитие ;
Оборудование : письмо от Старичка – Лесовичка , картинки плана, снежинки, конверт, разрезные картинки птиц, запись с голосами птиц, картинки зимующих птиц; мнемотаблица, перфокарты «Накорми птиц» , эмблемы с изображением птиц, изображение сороки, письмо от Старичка-Лесовичка , раскраски с птицами, кормушки с кормом.
Предварительная работа : беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов.
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Приветствие.
Воспитатель
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель
Дети : Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель
Дети : Зима.
Воспитатель
Дети : На улице очень холодно (согласна) Дни стали короче
Солнце светит, но не греет. (правильно)
Много снега, скользко (хорошо)
Люди одеты тепло
На речках лед (согласна)
(молодцы)
Воспитатель
2. Мотивационно-ориентировочный
Воспитатель
Дети : Да!
Воспитатель : Это письмо от Старичка Лесовичка .
Читаем письмо Помочь
Воспитатель помочь Старичку Лесовичку ?
Дети : Да, поможем .
3. Проблемно-поисковый этап
Воспитатель :- А как мы это сделаем?
Дети : Найдем птиц и вернем их Старичку Лесовичку .
Воспитатель
Дети : Нам нужно составить план.
Воспитатель
Дети :1. Назвать зимующих птиц.
2. Описать зимующих птиц.
3. Найти их.
4. Покормить птиц.
5. Вернуть их Старичку Лесовичку .
Воспитатель
4. Практический этап
Приветствие.
Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло? Давайте поздороваемся с ними!
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель : А теперь поздороваемся со всем, что нас окружает.
Дети : Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель : Ребята, садитесь на стулья. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?
Дети : Зима.
Воспитатель : Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.
Дети : На улице очень холодно (согласна) Дни стали короче
Солнце светит, но не греет. (правильно)
Много снега, скользко (хорошо)
Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)
На речках лед (согласна)
Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)
Воспитатель : Правильно, ребята, доказали мне, что сейчас зима.
Стук в дверь. Воспитатель идет к двери и обнаруживает письмо.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, письмо. От кого же оно? Хотите узнать?
Дети : Да!
Воспитатель : Это письмо от Старичка Лесовичка .
Читаем письмо : «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Спасите моих птичек, пожалуйста!»
Воспитатель :- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Старичку Лесовичку ?
Дети : Да, поможем .
Воспитатель :- А как мы это сделаем?
Дети : Найдем птиц и вернем их Старичку Лесовичку .
Воспитатель :- Но мы же не знаем каких птиц нужно искать. Зимующих или перелетных? Где их искать? Как они выглядят? Как мы их можем узнать? Что нам нужно сделать?
Дети : Нам нужно составить план.
Воспитатель : Правильно, ребята! Итак, что нам нужно сделать сначала?
Дети :1. Назвать зимующих птиц.
2. Описать зимующих птиц.
3. Найти их.
4. Покормить птиц.
5. Вернуть их Старичку Лесовичку .
Воспитатель : Молодцы, ребята, план мы составили, нужно приступать к его исполнению.
Воспитатель : Итак, первое задание. Ребята, назовите зимующих птиц
Дети : воробьи, вороны, сороки, голуби, синички, снегири, щеглы, поползни, свиристели
Воспитатель : Как мы назовем всех этих птиц одним словом?
Дети : зимующие.
Воспитатель : Почему же их так назвали?
Дети : Потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас
Воспитатель : Но, чтобы нам их найти нам нужно отправится в сказочный зимний лес. Хотите?
Дети : Да
Воспитатель : Все вместе скажем волшебные слова : Вертись, крутись в зимнем лесу окажись.
Воспитатель : Слышите, здесь кто то есть.
Дети : Да, это птицы
Воспитатель : Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.
Воспитатель :Ребята, вы узнали знакомые голоса птиц?
Дети : да
Воспитатель : Скажите, как птица свой голос подает, что делает?
Дети :
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – свистит
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Дети : Их спрятала и заколдовала Баба Яга.
Воспитатель : Пойдем их искать. Посмотрите, здесь, чьи то следы. Наверно, Бабы-Яги, пойдем по ним
Воспитатель : Ой, ребята,посмотрите на нашем пути сугроб. (нарезанные из бумаги снежинки, под которыми спрятан конверт) .
Дыхательное упражнение : «Подуй на снежинки» . (вырабатываем длительный и плавный выдох) - Воспитатель : Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
Воспитатель : Посмотрите, что это за конверт? Хотите посмотреть, что в нём? (В конверте разрезанные на части картинки)
Дети : Да, хотим
Воспитатель Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. Но работать мы будем в парах. Выбирайте себе пару и проходите за столы.
Дидактическая игра : «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
Воспитатель : Ребята, назовите птиц, которых вы собрали?
Дети : Мы с Соней собрали синицу.
Мы с Денисом собрали ворону. И т. д.
Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли освободить птичек . Давайте, пройдем на свои места. Ребята, давайте вспомним, что у нас дальше по плану?
Дети : описать зимующих птиц.
Воспитатель : Я предлагаю вам рассказать о зимующей птице, не называя её, по знакомой для вас схеме. А мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь.
Составление описательного рассказа про птиц по мнемотаблице (5 детей)
Воспитатель : Ребята, кто хочет? Выходи, бери картинку, не показывая ёе нам, и расскажи нам о ней.
Дети : Это маленькая птичка. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Головка, крылья, хвост чёрные, спинка серая, грудка красная. Любит лакомиться рябиной. СНЕГИРЬ
Это крупная птица. Зимующая. У неё большие крылья, длинный хвост, клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У него голова, шея, спина, крылья – чёрные с белыми пятнышками, ещё на голове красные пёрышки. Он питается насекомыми и семенами шишек. ДЯТЕЛ
Эта птица маленькая. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает. ВОРОБЕЙ
Это птичка маленькая. Зимующая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова и хвост чёрные. Спинка зеленая. Грудка жёлтая с чёрной полоской. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало. СИНИЦА
Это птица большая. У неё большой клюв, большие лапы, большие глаза. Она покрыта вся перьями черного цвета. Питается пищевыми отходами. Это всеядная птица. ВОРОНА
Это большая птица. У неё длинный острый клюв, длинный хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока белые, поэтому её называют "белобока". Питается ягодами, семенами, насекомыми. СОРОКА
Воспитатель : Ребята, вы догадались, о какой птице нам рассказала Настя?
Дети : Да, это синица, снегирь и т. д.
Воспитатель :Молодцы, ребята, мы освободили птиц, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами. (Обратить внимание на план)
Дети : Покормить птичек.
Воспитатель : Правильно покормить. Чем можно угостить птиц :
Дети : хлебными крошками, ягодами рябины, боярышника, салом, зернышками, крупой, семечками, орешками, фруктами.
Воспитатель : А теперь возьмите свои стулья, пройдите за столы и на перфокартах соотнесите каждой птичке – свой корм. Но сначала мы разомнем наши пальчики Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички(«Зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб» )
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,
«катая из хлеба макароны» )
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Ребята, а теперь давайте, проверим правильно вы накормили птичек. (Вызвать одного ребенка для проверки) . Молодцы, ребята, справились с заданием. Воспитатель : Накормили птиц, пусть они летят в лес к Старичку Лесовичку . Помашем им, до свиданья птички. ЗАПИСЬ звука УЛЕТАЮЩИХ ПТИЦ.
А мы с вами поиграем. Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь. (раздать эмблемы с изображением разных птиц)
ИГРА «Кормушка»
Воспитатель : Когда вы услышите название своей птицы, выбегаете и садитесь на ковер рядом с кормушкой (читаю стихотворение З. Александровой «Новая столовая)
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Дети рассказывают стих-е
Покормите птиц зимой! (3 реб.)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
5. Рефлексивно- оценочный этап
Воспитатель : Ребята, а давайте посмотрим на наш план. Все ли мы сделали?
Дети : Да
Воспитатель : А что мы делали?
Дети : Помогали Старичку -лесовичку найти заколдованных птиц. Называли зимующих птиц, угадывали их по голосу, искали птиц, собирали разрезные картинки с птицами, описывали птичек, накормили птиц и отпустили в лес.
Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, такое доброе дело сделали. Наше путешествие в зимний лес закончилось, нам пора домой. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.
Стук в дверь : Сорока с письмом от Старичка-лесовичка
Воспитатель (читаю письмо) Дорогие ребята, огромное вам спасибо, что вы помогли мне . Я очень рад, что в вашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Я всем лесным жителям рассказал о вас. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовил вам подарок - раскраски и книгу о птицах. До скорых встреч в моём сказочном лесу. Старичок - лесовичок ».
6. Последующая работа.
Воспитатель : Ребята, а мы с вами развесим кормушки на нашем участке и будет всю зиму подкармливать птиц.
Развлечение на прогулке
«Покормите птиц зимой!»
Цель: обобщить знания детей о зиме, о зимующих птицах. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к птицам. Создавать у детей радостное настроение при участии в играх. Воспитывать интерес и любовь к природе
Ход занятия на прогулке
Воспитатель:
Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами?(зимой) (ответы детей)
Ребенок:
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди как весело
И белым - бело!
Воспитатель: Да, много снега намело зимой, но за это и любит русский народ зимушку - зиму: и на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить… А длинными зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, загадки. Много хороших стихов о зиме написано русскими поэтами. Не меньше придумано о зиме и загадок. Сейчас я буду загадывать такие загадки, а вы отгадывать. Согласны?
Летит- молчит, лежит- молчит
Когда умрет, так заревет (снег)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает по воле, а не птица (вьюга)
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит – слезы льет (зима)
Что вверх корнем растет (сосулька)
Молодцы, ребята хорошо отгадываете
(летит сорока (переодетый взрослый)
Сорока: кар, кар, кар! Что вы тут собрались? У нас в лесу беда, зима наступила, все снегом замела, зверям и птицам холодно!
Воспитатель: Да сорока, зима наступила, она ведь каждый год наступает и звери к зиме заранее готовятся, А мы с ребятами очень рады зимушке- зиме, вот собрались мы все вместе, загадки отгадываем зимние, стихи читаем, в игры собираемся играть.
Сорока: Все понятно с вами! радуются они тут, веселятся! Когда мы там замерзаем!
Ведущий: Что с тобой сорока случилось, что ты все нас ругаешь?
Сорока: Да я ведь непросто к вам прилетела, а по поручению. Меня к вам из лесу прислал старичок – лесовичок. Я вам от него послание принесла, и между прочим своими крыльями очень рисковала, на пути моем много всяких неприятностей случалось, то кошка чуть не съела, то…
Воспитатель: Сорока опять ты тараторишь, и начинаешь придумывать, давай быстрей же письмо от Лесовика, что ты сразу-то нам не сказала нечего? (сорока дает письмо, воспитатель читает)
Письмо от Лесовичка
Дорогие ребята!
Пишет вам ваш давний друг Старичок-Лесовичок. Совсем я старый стал, разболелся. А зима наступила внезапно, холодно стало, морозно. Вы знаете, что зима это самое трудное время для птиц, особенно если она сильно снежная и морозная. Не найти птицам корма под снегом. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжит, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше чем летом. А из- за болезни своей я припасов не успел сделать, знаю я, что вы птицам помогаете, вот и попрошу побыстрее кормите их, не замерзли бы, вся надежда на вас ребятушки, помогите! Еще для забавы и для смекалки прислал я загадки про птиц.
Кто присел на толстый сук
И стучит тук-тук-тук-тук? (дятел)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах
А зовут ее …(ворона)
Грудка ярче, чем заря
У кого?… (снегиря)
Непоседа-невеличка
Желтогруденькая птичка
Ем я сало и пшеничку
А зовут меня…(синичка)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится
Собирает крошки,
По ночам кочует – зернышки ворует (воробей)
До свидания. До новых встреч. Ваш Лесовик!
Воспитатель: А теперь, ребята, будем писать Лесовику ответ (пишет ответ под диктовку детей)
А ты, сорока, ответ неси и не задерживайся.
Сорока: А вот вы загадку мою отгадаете, тогда полечу с ответом к Лесовичку, вот слушайте
Кто так громко все стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (сорока) (ответы детей)
Воспитатель: Сорока, конечно же, это все про тебя, любишь ты пострекотать, и в дело и без дела!
Сорока: А Лесовичок добрый, он меня не заругает, если я с вами немного поиграю и чуть-чуть задержусь, но уж ответ от вас ребята я обязательно доставлю!
Воспитатель: Ну конечно, сорока, пошли с нами играть. Возьмем, ребята, с собой сороку играть? (дети берут сороку в круг и все вместе играют в подвижные игра «Птицелов», «Мы веселые ребята»)
Воспитатель: Ребята, а самое главное нам надо поскорее повесить кормушки и насыпать корм птицам, кормушки у нас уже готовы (дети вешают на деревья кормушки и насыпают корм)
Сорока: А теперь, я спокойно полечу и передам Лесовику ваше письмо и скажу, что вы кормушки уже повесили.
Воспитатель: До свиданья, сорока, прилетай к нам еще, только не шуми (сорока прощается и улетает).
Ребята, послушайте очень доброе стихотворение:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать!
Улететь могли,
А остались зимовать
За одно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! (А. Яшин.)
Ребята, на этом наше развлечение подошло к концу. Ой, посмотрите, сорока что-то оставила, ну растеряша (достает из под лавки мешочек) Да нет же, написано «Ребятам», наверное сорока специально оставила для нас этот мешочек, чтобы сделать сюрприз. Сейчас посмотрим что в нем, ой, сколько конфет с белочкой, значит точно от лесовика и записка тут «Ребятам от Лесовика»
Ну, ребята, разбирайте конфеты (дети берут конфеты). Большое спасибо Лесовичку, он никогда нас не оставляет без сладких подарков!
Подкрепились, теперь можно санки и лыжи разбирать! (дети продолжают прогулку)
Декларация по УСН