Игра - соревнование "загадки старичка - лесовичка". Методы и приёмы

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Тема: «В гостях у Старичка - Лесовичка»

Составила и провела: воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка»

Цель : Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы» .

Задачи:

Образовательные:

· Уточнить и расширить представление детей о лесе;

· Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы», « Деревья».

Развивающие:

· Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать

формированию интонационной выразительности речи.

· Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

· Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения

Воспитательные:

· Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

Словарная работа:

· активизировать и обогащать словарный запас детей

Форма проведения: ОД.

Оборудование и материалы :

· Экран, проектор, макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц», стульчики, иллюстрации с изображением деревьев, паровозик, гостинцы по количеству детей.

Структура занятия:

Вводная часть - 3 минуты

Основная часть - 20 минут

Заключительная часть - 2 минуты

Сюрпризный момент: Старик - Лесовик, Сорока.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гузалия Мухаметкасимовна. Я сегодня у вас проведу занятие. Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, пожелаем нашим гостям здоровья.

(Здравствуйте)

Основная часть.

Воспитатель : Ребята, у меня на столе что - то лежит. Что это?

Дети : Письмо!

Воспитатель : А что это за письмо?

От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным-давно знакомо,

Он заботливый старик,

А зовётся … (лесовик)

Воспитатель : Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка.(открываю конверт и читаю)

«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными жителями будем рады встрече с вами!»

Воспитатель : Старичок- Лесовичок приглашает нас к себе в гости!

А чтобы отправиться в гости, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Что это за правила? Как надо вести себя в лесу?

(Дети рассказывают правила поведения в лесу.) СЛАЙДЫ 2-7
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не рвать цветы.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.

Воспитатель: Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать прыгать и играть,

Только чур не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь

И очень громко песни петь.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу и можете смело отправляться в путешествие!

Воспитатель :Ну что ребята отправимся в зимний лес в гости к Старичку - Лесовику? А как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?

Дети: Следит за порядком и охраняет лес.

Воспитатель: А путешествовать мы с вами будем на паровозике . Готовы?

Дети : Готовы.

Воспитатель: Тогда поехали. АУДИО №4

СЛАЙД 8 - лес.

(Дети встают друг за другом, берутся за локти, в виде паровоза. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса. На экране картина зимнего леса.)

Воспитатель: Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес. Посмотрите, как удивительно красиво вокруг… (Пение птиц) АУДИО №2

Воспитатель : Здесь нас должен встретить Лесовик. Где же он?

С.Л.: Я здесь и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовик живу в этом лесу:

Знаю лес и лес люблю.

В гости вас к себе зову.

Всё в лесу мне интересно,

Каждый куст и каждый пень.

Много дел у старичка.

Если кто в лесу бывал,

За собою б убирал.

И зверятам, и ребятам

Было бы в лесу приятно.

Сегодня я вам расскажу про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо? Вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц.

С. Л.: Я живу в лесу не один, со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу - это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?

Дети : Берёза, дуб, сосна, клен, рябина, ель и.т.д.

СЛАЙДЫ 9-14

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам покажу на экране деревья, а вы их назовите.

(На экране выставлены картинки деревьев. Дети называют деревья .)

С. Л.: Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались.

Воспитатель: Лесовик, ты, наверное, устал? Предлагаю отдохнуть, вы ребята тоже садитесь на стульчики.Давайте сыграем в игру «Добавлялки».

Я буду говорить начало, а вы договаривать конец. Второй раз будем проговаривать строчку вместе. Задание понятно?

Дети : Да!

Речевая чистоговорка:

Ра-ра-ра — начинается … (игра)

Са-са-са -в лесу бегает….(лиса)

Усь-усь-усь -на лугу пасется …(гусь),

Жа-жа-жа- есть иголки у…(ежа)

Жу-жу-жу- молока дадим…(ежу)

Су-су-су - было холодно в …(лесу).

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь предлагаю немножко размяться.

Физминутка.

Как- то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой - лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой - лисицей крался лисенок,(Идут крадучись)

За мамой- ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой - медведицей шел медвежонок, (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)

За мамою- белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой - зайчихой --- косые зайчата, (Скачут, сделав « ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Руки в стороны и назад, как будто держат за руки).

Все мамы и дети напиться хотят.

Вос-ль: Лесовичок, а мы знаем с кем ты ещё дружишь в лесу, да ребята?

Дети: С животными !

С.Л : Да, у меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).

Воспитатель: Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

(Загадки). Работа с карточками.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем игру « Отгадай и найди». Перед вами лежат карточки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будете угадывать, и находить правильный ответ среди картинок. Только будьте внимательны потому что есть и лишние картинки.

1. Из берлоги слышен храп -

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

2. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

3. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)

4. Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

5. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

6. Под кустами,

под ёлками

Катится клубочек

с иголками. (Ёж)

7. Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

Вос-ль: Ребята, поиграем в игру « Семейный паровозик».

(Нужно собрать всех членов семьи в один вагончик)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, чья семья едет в каждом вагончике?

Медвежья

Лисья

Волчья

Лосиная

Беличья

-ёжовая

Заячья

Лесовичок: Какие вы молодцы!

Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.

Нужно птиц помирить и рассказать, кто полетит в тёплые края.

АУДИО №1

(На доске под листом бумаги висит плакат с изображением Сороки)

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела какая - то птица. Что это за птица?

Дети : Сорока.

Воспитатель : Ребята, а сорока зимует у нас или улетает в теплые края?

Дети: У нас.

Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?

Дети: (Зимующие).

Воспитатель: Да зимующие птицы- это птицы, которые живут с нами и никуда не улетают). Назовите зимующих птиц.(ответы детей)

Воспитатель : Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети: Перелётные.

Воспитатель : Назовите перелетных птиц. (ответы детей)

Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на ёлку, а перелётных на пальму.

АУДИО № 5

Воспитатель: Молодцы!

Лесовичок : А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои лесные гостинцы.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что нам пора уже возвращаться домой. Давайте скажем Лесовичку спасибо и попрощаемся.

Дети: Спасибо. До свидания, Лесовик!

Воспитатель: Насмотрелись мы чудес,

Жди нас снова зимний лес.

Воспитатель: Ребята, а теперь садимся в наш поезд и поедем домой, к себе в группу. (под музыку едут) АУДИО № 4

Заключительная часть.

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте вспомним, что интересного мы видели в лесу?

Дети: (деревья, диких животных, перелетных и зимующих птиц)

Раздаёт гостинцы и благодарит детей. Спасибо ребята за интересное путешествие.

Наталья Никитина

Педагогический проект

тема: «ПИСЬМА ЛЕСОВИЧКА»

(нравственно-экологическое воспитание младших дошкольников в работе с родителями в условиях реализации ФГОС)

Актуальность проекта

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

Физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

Эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

Условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления в том числе в процессе общения с окружающей природой.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель проекта:

Повысить уровень нравственно-экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

1. Поднять уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

2. Развитие детско-родительских отношений в ходе реализации проекта посредством специально организованной игровой ситуации.

3. Формирование у детей необходимых знаний о сезонных изменениях в природе, на основе предложенного материала.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня знаний и информированности у родителей по проблеме экологического воспитания детей.

2. Активное участие родителей в экологическом образовании детей.

3. Развитие у детей нравственных мотивов в общении с окружающей природой.

Участники проекта: Родители, дети, воспитатель.

Продолжительность проекта: Два месяца.

В своем проекте я использую, следующие виды детской деятельности, которые соответствуют их возрасту:

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Восприятие художественной литературы;

Конструирование из природного материала;

Изобразительная.

Формы и методы работы с родителями.

1. Консультации и сообщения нравственно-экологической направленности для родительского уголка «Малыш в мире природы». Беседы с родителями о важности данной работы.

2. Домашнее задание (оформление папки «Экологический дневник», участие в выставках).

3. Изготовление папок-передвижек, на предложенные темы, по выбору родителей.

4. Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности.

5. Проведение родительских собраний, совместных экологических мероприятий.

6. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

7. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Этапы проекта

1. Организационный

Цель: вызвать у родителей интерес к проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

Родительское собрание на тему «Роль семьи в нравственно-экологическом воспитании детей.

Анкетирование с целью выявления их экологической компетентности.

Выбор семей готовых к участию в педагогическом проекте.

Написание тематического плана по реализации проекта.

Обсуждение плана работы с родителями.

2. Практический

Организованная работа участников проекта в соответствии с представленным планом.

Экологический утренник «В гости к нам спешит Лесовичок»

3. Заключительный (подведение итогов работы)

Продукты проекта

Информационный стенд для родителей

«Малыш в мире природы».

Письма от Лесовичка

Почтовый ящик для писем Лесовичку

Письма детей Лесовичку


Экологические дневники участников проекта


Выставка совместных творческих работ детей и родителей из природного материала «Друзья Лесовичка»

Папки – передвижки


Копилка совместных творческих работ детей и родителей для Лесовичка

Копилка информационного материла экологической направленности в уголок «Малыш в мире природы»

Заключение.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Благодаря тому, что родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в ходе реализации проекта, нам удалось в достаточной степени решить поставленные задачи.

Целевая прогулка

Путешествие по экологической тропинке

по теме «Наши друзья – деревья»

(старшая группа № 6

МДОУ № 12)

Воспитатель: Бартеньева

Галина Анатольевна

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
  2. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
  3. Сис те ма ти зи ро вать зна ния о не ко то рых осо бен но стях строе ния дерева.

Развивающие:

  1. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
  2. Раз ви вать во об ра же ние и ло ги че ское мыш ле ние.
  3. Раз ви вать уме ние «вхо дить» в об раз рас те ния (эм па тия).

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
  2. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
  3. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне

Продуктивная деятельность: «Весенние деревья»

Материалы и оборудование:

Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка

Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.

Семена сосны в коробочке

Воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры

Ход прогулки:

Дети с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель :

Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.

« Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой весенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!

Ваш друг – старичок – Лесовичок.

Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)

А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз

«Мы в любое время года ходим тропами природы!»

Где начинается наша экологическая тропинка? (на спортивном участке садика, около большой берёзы)

Пойдемте туда.

(Дети с воспитателем подходят к берёзе, находят послание от старичка – Лесовичка.)

- «Отгадайте загадку:

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает.

(Дерево)

Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.

Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.

(Наступила весна, снег тает, пригревает солнце, веточки на деревьях оживают, деревья просыпаются)

Упал сосулькой март к ногам

И потекли ручьи по склонам

Навстречу солнцу и ветрам

С неумолкающим трезвоном,

Глядится лес в голубизну,

Вершины сосен запрокинув,

И видит, как неся весну,

Косяк стремится журавлиный.

Русская красавица

Стоит на поляне

В желтой кофточке

В белом сарафане.

(Берёза)

Где растет береза на нашей Э.Т.?

Давайте к ней подойдем.

Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

Давайте обнимем её.

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Очень давно, когда не было ещё ваших прабабушек и прадедушек, вошла в нашу жизнь березка. Любим мы нашу зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу (Белый ствол только у берёзы)

Посмотрите, какая береза? (Большая?)

Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)

Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

Давайте поиграем

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх.

Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе.

БЕРЁЗА

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Тянет ветки к солнцу,

Ждёт весной тепла.

Летом нарядилась

В платье шелестя,

В сережках распустилась,

Как невеста вся!

Осень подарила,

Золото листве,

Грустно говорила, -

Время уж к зиме.

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Спит зимой, ей снится,

Что опять весна.

Какие деревья не изменились с наступлением весны? (Ель, сосна)

Где ель и сосна растут рядом на нашей Э.Т?

Добраться до них нам будет нелегко.

Игра «Тропинка»

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

3) Снова идем спокойно. Перед нами - овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Глубокий, нерастаявший мокрый снег. Идём с трудом по глубокому снегу, высоко поднимая ноги.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

6) Идём спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).

(Под деревьями стоит корзинка)

Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)

Они одинаковые? (Нет, разные)

Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)

А с каких они деревьев?

Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.

Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)

А теперь я предлагаю поиграть с шишками.

Игра «Кто быстрее передаст шишку»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.

Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.

А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)

Мальчики, найдите на снегу под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.

Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).

А у ели? (Короткие, колючие, темные).

Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).

Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?

(Со сна вы ше ели, вет ви на вер ху, ствол пря мой и го лый).

Ствол у ели пря мой, кро на по хо жа на ко нус. Вет ки с гус той хво ей на чи на ют ся у са мой зем ли.

Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.

Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)

Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?

(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)

Что это? (Семена)

Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)

Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)

Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.

Семена сосны так и называются – « крылатки».

Игра – инсценировка:

Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

Дети читают стихи.

Сосна.

Что грустишь ты, сосенка,

На высоком склоне?

Что иголки сыплешь

Прямо мне в ладони?

Ничего, что лето быстро пролетело,

Золотая осень свою песню спела.

Улыбнись, не надо

Так грустить об этом?

Ты всегда красива

И зимой и летом.

Ели на опушке.

Ели на опушке –

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Появляется старичок – Лесовичок.

Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на Э.Т.

Я хочу с вами поиграть. Вы согласны?

Игра "Я - дерево"

Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)

Ты сбрасываешь листья на зиму?

Какие у тебя листья? (маленькие, большие)

Какого они цвета осенью?

Какого цвета у тебя ствол?

Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)

Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?

Какие у тебя плоды?

Вы очень много знаете о деревьях.

А какую пользу они приносят? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)

Хотите ещё поиграть?

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Весной с юга прилетают…

Весной на деревьях распускаются…

Весной из своих укрытий вылезают…

Весной снег…

Ребята, почему в народе говорят: В марте день с ночью равняется.

Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…

Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!

Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.

Ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад.


Яна Лукьяненко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Поможем Старичку-Лесовичку»

Цель : Развитие связной речи , обогащение словаря по теме «Зимующие птицы» .

Программные задачи :

Образовательные : Уточнить названия зимующих птиц. Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы-загадки о зимующих птицах; учить давать полные ответы на вопросы.

Развивающие : Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику, координацию речи с движением .

Воспитательные : Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца. Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброту, отзывчивость;

Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие ; Познавательное развитие ; Речевое развитие ;

Оборудование : письмо от Старичка – Лесовичка , картинки плана, снежинки, конверт, разрезные картинки птиц, запись с голосами птиц, картинки зимующих птиц; мнемотаблица, перфокарты «Накорми птиц» , эмблемы с изображением птиц, изображение сороки, письмо от Старичка-Лесовичка , раскраски с птицами, кормушки с кормом.

Предварительная работа : беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Приветствие.

Воспитатель

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель

Дети : Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)

Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)

Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

Воспитатель

Дети : Зима.

Воспитатель

Дети : На улице очень холодно (согласна) Дни стали короче

Солнце светит, но не греет. (правильно)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло

На речках лед (согласна)

(молодцы)

Воспитатель

2. Мотивационно-ориентировочный

Воспитатель

Дети : Да!

Воспитатель : Это письмо от Старичка Лесовичка .

Читаем письмо Помочь

Воспитатель помочь Старичку Лесовичку ?

Дети : Да, поможем .

3. Проблемно-поисковый этап

Воспитатель :- А как мы это сделаем?

Дети : Найдем птиц и вернем их Старичку Лесовичку .

Воспитатель

Дети : Нам нужно составить план.

Воспитатель

Дети :1. Назвать зимующих птиц.

2. Описать зимующих птиц.

3. Найти их.

4. Покормить птиц.

5. Вернуть их Старичку Лесовичку .

Воспитатель

4. Практический этап

Приветствие.

Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло? Давайте поздороваемся с ними!

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : А теперь поздороваемся со всем, что нас окружает.

Дети : Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)

Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)

Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

Воспитатель : Ребята, садитесь на стулья. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Дети : Зима.

Воспитатель : Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

Дети : На улице очень холодно (согласна) Дни стали короче

Солнце светит, но не греет. (правильно)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

На речках лед (согласна)

Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

Воспитатель : Правильно, ребята, доказали мне, что сейчас зима.

Стук в дверь. Воспитатель идет к двери и обнаруживает письмо.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, письмо. От кого же оно? Хотите узнать?

Дети : Да!

Воспитатель : Это письмо от Старичка Лесовичка .

Читаем письмо : «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Спасите моих птичек, пожалуйста!»

Воспитатель :- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Старичку Лесовичку ?

Дети : Да, поможем .

Воспитатель :- А как мы это сделаем?

Дети : Найдем птиц и вернем их Старичку Лесовичку .

Воспитатель :- Но мы же не знаем каких птиц нужно искать. Зимующих или перелетных? Где их искать? Как они выглядят? Как мы их можем узнать? Что нам нужно сделать?

Дети : Нам нужно составить план.

Воспитатель : Правильно, ребята! Итак, что нам нужно сделать сначала?

Дети :1. Назвать зимующих птиц.

2. Описать зимующих птиц.

3. Найти их.

4. Покормить птиц.

5. Вернуть их Старичку Лесовичку .

Воспитатель : Молодцы, ребята, план мы составили, нужно приступать к его исполнению.

Воспитатель : Итак, первое задание. Ребята, назовите зимующих птиц

Дети : воробьи, вороны, сороки, голуби, синички, снегири, щеглы, поползни, свиристели

Воспитатель : Как мы назовем всех этих птиц одним словом?

Дети : зимующие.

Воспитатель : Почему же их так назвали?

Дети : Потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас

Воспитатель : Но, чтобы нам их найти нам нужно отправится в сказочный зимний лес. Хотите?

Дети : Да

Воспитатель : Все вместе скажем волшебные слова : Вертись, крутись в зимнем лесу окажись.

Воспитатель : Слышите, здесь кто то есть.

Дети : Да, это птицы

Воспитатель : Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.

Воспитатель :Ребята, вы узнали знакомые голоса птиц?

Дети : да

Воспитатель : Скажите, как птица свой голос подает, что делает?

Дети :

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Синица – свистит

Снегирь – посвистывает

Дятел – трещит

Сова – ухает

Дети : Их спрятала и заколдовала Баба Яга.

Воспитатель : Пойдем их искать. Посмотрите, здесь, чьи то следы. Наверно, Бабы-Яги, пойдем по ним

Воспитатель : Ой, ребята,посмотрите на нашем пути сугроб. (нарезанные из бумаги снежинки, под которыми спрятан конверт) .

Дыхательное упражнение : «Подуй на снежинки» . (вырабатываем длительный и плавный выдох) - Воспитатель : Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

Воспитатель : Посмотрите, что это за конверт? Хотите посмотреть, что в нём? (В конверте разрезанные на части картинки)

Дети : Да, хотим

Воспитатель Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. Но работать мы будем в парах. Выбирайте себе пару и проходите за столы.

Дидактическая игра : «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

Воспитатель : Ребята, назовите птиц, которых вы собрали?

Дети : Мы с Соней собрали синицу.

Мы с Денисом собрали ворону. И т. д.

Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли освободить птичек . Давайте, пройдем на свои места. Ребята, давайте вспомним, что у нас дальше по плану?

Дети : описать зимующих птиц.

Воспитатель : Я предлагаю вам рассказать о зимующей птице, не называя её, по знакомой для вас схеме. А мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь.

Составление описательного рассказа про птиц по мнемотаблице (5 детей)

Воспитатель : Ребята, кто хочет? Выходи, бери картинку, не показывая ёе нам, и расскажи нам о ней.

Дети : Это маленькая птичка. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Головка, крылья, хвост чёрные, спинка серая, грудка красная. Любит лакомиться рябиной. СНЕГИРЬ

Это крупная птица. Зимующая. У неё большие крылья, длинный хвост, клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У него голова, шея, спина, крылья – чёрные с белыми пятнышками, ещё на голове красные пёрышки. Он питается насекомыми и семенами шишек. ДЯТЕЛ

Эта птица маленькая. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает. ВОРОБЕЙ

Это птичка маленькая. Зимующая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова и хвост чёрные. Спинка зеленая. Грудка жёлтая с чёрной полоской. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало. СИНИЦА

Это птица большая. У неё большой клюв, большие лапы, большие глаза. Она покрыта вся перьями черного цвета. Питается пищевыми отходами. Это всеядная птица. ВОРОНА

Это большая птица. У неё длинный острый клюв, длинный хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока белые, поэтому её называют "белобока". Питается ягодами, семенами, насекомыми. СОРОКА

Воспитатель : Ребята, вы догадались, о какой птице нам рассказала Настя?

Дети : Да, это синица, снегирь и т. д.

Воспитатель :Молодцы, ребята, мы освободили птиц, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами. (Обратить внимание на план)

Дети : Покормить птичек.

Воспитатель : Правильно покормить. Чем можно угостить птиц :

Дети : хлебными крошками, ягодами рябины, боярышника, салом, зернышками, крупой, семечками, орешками, фруктами.

Воспитатель : А теперь возьмите свои стулья, пройдите за столы и на перфокартах соотнесите каждой птичке – свой корм. Но сначала мы разомнем наши пальчики Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички(«Зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб» )

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)

Галки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны» )

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте, проверим правильно вы накормили птичек. (Вызвать одного ребенка для проверки) . Молодцы, ребята, справились с заданием. Воспитатель : Накормили птиц, пусть они летят в лес к Старичку Лесовичку . Помашем им, до свиданья птички. ЗАПИСЬ звука УЛЕТАЮЩИХ ПТИЦ.

А мы с вами поиграем. Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь. (раздать эмблемы с изображением разных птиц)

ИГРА «Кормушка»

Воспитатель : Когда вы услышите название своей птицы, выбегаете и садитесь на ковер рядом с кормушкой (читаю стихотворение З. Александровой «Новая столовая)

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь–сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

Дети рассказывают стих-е

Покормите птиц зимой! (3 реб.)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

5. Рефлексивно- оценочный этап

Воспитатель : Ребята, а давайте посмотрим на наш план. Все ли мы сделали?

Дети : Да

Воспитатель : А что мы делали?

Дети : Помогали Старичку -лесовичку найти заколдованных птиц. Называли зимующих птиц, угадывали их по голосу, искали птиц, собирали разрезные картинки с птицами, описывали птичек, накормили птиц и отпустили в лес.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, такое доброе дело сделали. Наше путешествие в зимний лес закончилось, нам пора домой. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Стук в дверь : Сорока с письмом от Старичка-лесовичка

Воспитатель (читаю письмо) Дорогие ребята, огромное вам спасибо, что вы помогли мне . Я очень рад, что в вашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Я всем лесным жителям рассказал о вас. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовил вам подарок - раскраски и книгу о птицах. До скорых встреч в моём сказочном лесу. Старичок - лесовичок ».

6. Последующая работа.

Воспитатель : Ребята, а мы с вами развесим кормушки на нашем участке и будет всю зиму подкармливать птиц.

Развлечение на прогулке

«Покормите птиц зимой!»

Цель: обобщить знания детей о зиме, о зимующих птицах. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к птицам. Создавать у детей радостное настроение при участии в играх. Воспитывать интерес и любовь к природе

Ход занятия на прогулке

Воспитатель:

Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами?(зимой) (ответы детей)

Ребенок:

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди как весело

И белым - бело!

Воспитатель: Да, много снега намело зимой, но за это и любит русский народ зимушку - зиму: и на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить… А длинными зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, загадки. Много хороших стихов о зиме написано русскими поэтами. Не меньше придумано о зиме и загадок. Сейчас я буду загадывать такие загадки, а вы отгадывать. Согласны?

Летит- молчит, лежит- молчит

Когда умрет, так заревет (снег)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает по воле, а не птица (вьюга)

Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет (зима)

Что вверх корнем растет (сосулька)

Молодцы, ребята хорошо отгадываете

(летит сорока (переодетый взрослый)

Сорока: кар, кар, кар! Что вы тут собрались? У нас в лесу беда, зима наступила, все снегом замела, зверям и птицам холодно!

Воспитатель: Да сорока, зима наступила, она ведь каждый год наступает и звери к зиме заранее готовятся, А мы с ребятами очень рады зимушке- зиме, вот собрались мы все вместе, загадки отгадываем зимние, стихи читаем, в игры собираемся играть.

Сорока: Все понятно с вами! радуются они тут, веселятся! Когда мы там замерзаем!

Ведущий: Что с тобой сорока случилось, что ты все нас ругаешь?

Сорока: Да я ведь непросто к вам прилетела, а по поручению. Меня к вам из лесу прислал старичок – лесовичок. Я вам от него послание принесла, и между прочим своими крыльями очень рисковала, на пути моем много всяких неприятностей случалось, то кошка чуть не съела, то…

Воспитатель: Сорока опять ты тараторишь, и начинаешь придумывать, давай быстрей же письмо от Лесовика, что ты сразу-то нам не сказала нечего? (сорока дает письмо, воспитатель читает)

Письмо от Лесовичка

Дорогие ребята!

Пишет вам ваш давний друг Старичок-Лесовичок. Совсем я старый стал, разболелся. А зима наступила внезапно, холодно стало, морозно. Вы знаете, что зима это самое трудное время для птиц, особенно если она сильно снежная и морозная. Не найти птицам корма под снегом. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжит, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше чем летом. А из- за болезни своей я припасов не успел сделать, знаю я, что вы птицам помогаете, вот и попрошу побыстрее кормите их, не замерзли бы, вся надежда на вас ребятушки, помогите! Еще для забавы и для смекалки прислал я загадки про птиц.

Кто присел на толстый сук

И стучит тук-тук-тук-тук? (дятел)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах

А зовут ее …(ворона)

Грудка ярче, чем заря

У кого?… (снегиря)

Непоседа-невеличка

Желтогруденькая птичка

Ем я сало и пшеничку

А зовут меня…(синичка)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится

Собирает крошки,

По ночам кочует – зернышки ворует (воробей)

До свидания. До новых встреч. Ваш Лесовик!

Воспитатель: А теперь, ребята, будем писать Лесовику ответ (пишет ответ под диктовку детей)

А ты, сорока, ответ неси и не задерживайся.

Сорока: А вот вы загадку мою отгадаете, тогда полечу с ответом к Лесовичку, вот слушайте

Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (сорока) (ответы детей)

Воспитатель: Сорока, конечно же, это все про тебя, любишь ты пострекотать, и в дело и без дела!

Сорока: А Лесовичок добрый, он меня не заругает, если я с вами немного поиграю и чуть-чуть задержусь, но уж ответ от вас ребята я обязательно доставлю!

Воспитатель: Ну конечно, сорока, пошли с нами играть. Возьмем, ребята, с собой сороку играть? (дети берут сороку в круг и все вместе играют в подвижные игра «Птицелов», «Мы веселые ребята»)

Воспитатель: Ребята, а самое главное нам надо поскорее повесить кормушки и насыпать корм птицам, кормушки у нас уже готовы (дети вешают на деревья кормушки и насыпают корм)

Сорока: А теперь, я спокойно полечу и передам Лесовику ваше письмо и скажу, что вы кормушки уже повесили.

Воспитатель: До свиданья, сорока, прилетай к нам еще, только не шуми (сорока прощается и улетает).

Ребята, послушайте очень доброе стихотворение:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

За одно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну! (А. Яшин.)

Ребята, на этом наше развлечение подошло к концу. Ой, посмотрите, сорока что-то оставила, ну растеряша (достает из под лавки мешочек) Да нет же, написано «Ребятам», наверное сорока специально оставила для нас этот мешочек, чтобы сделать сюрприз. Сейчас посмотрим что в нем, ой, сколько конфет с белочкой, значит точно от лесовика и записка тут «Ребятам от Лесовика»

Ну, ребята, разбирайте конфеты (дети берут конфеты). Большое спасибо Лесовичку, он никогда нас не оставляет без сладких подарков!

Подкрепились, теперь можно санки и лыжи разбирать! (дети продолжают прогулку)



Декларация по УСН