Художественные ремесла древнего китая. История развития ремесла китайцев. Плетение и изготовление бумажных изделий. Китай: ближайшие туры

Почему Китай был объединен только с наступлением железного века?

Древнекитайская цивилизация возникла в долинах рек Янцзы и Хуанхэ, где было много густых лесов. И только с началом железного века, люди начали отвоевывать у лесов землю под пашни и пастбища. Также огромное количество племен проживало на огромной территории, они постоянно вели изнуряющие войны друг с другом. С началом железного века орудия труда, оружие усовершенствовались, возросла численность населения, окрепла государственная власть и армия. Более сильные и крупные государства стали покорять и присоединять более мелкие.

Как вы думаете, чем учение Конфуция привлекало людей?

Тем, что в период войн, он призывал к терпимости, человечности, уважать старших. Каждый человек, согласно Конфуцию, имеет свои обязанности, которые он должен исполнять наилучшим образом, именно тогда и воцарится порядок. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын – сыном».

Какие преобразования в стране провел Цинь Шихуан? Какие меры принял Цинь Шихуан для укрепления своей власти?

Он убрал границы между прежними царствами и поделил страну на 36 областей. Во главе каждой области были наместники. Ввел единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы, одинаковое написание иероглифов. Вместо старой знати, он возвышал чиновников, которые полностью зависели от его власти, а знать с семьями, переселил в новую столицу Саньян, несогласных – казнил.

С какой целью строилась Великая Китайская стена?

К северу от Китая обитали воинственные племена кочевников хунну, которые постоянно нападали на границы Китая. Для защиты о хунну и начали строить стену.

Как вы думаете, почему государство Цинь так быстро погибло?

Потому что все реформы, содержание армии, невиданное по размаху строительство требовали больших денежных затрат. Поэтому налоги и повинности возросли в разы. Не уплативших налоги, обращали в рабство. Это все не устраивало народ.

Какими открытиями древних китайцев мы пользуемся и в наши дни?

Китайцы изобрели бумагу, сделали массу открытий в области медицины, научились изготовлять шелк, изобрели компас, фарфор, порох. Также, первыми в мире начали выращивать чай.

Как вы думаете, что помогло объединению Китая в 3 веке до н.э.

Объединению Китая помогло то, что приграничные территории стали страдать от набегов кочевников, начался железный век. Это привело к совершенствованию оружия и созданию сильных армий. На западной окраине Китая возвышается государство Цинь, правители которого создали сильную армию, вооруженную железным оружием. Именно они и смогли объединить Китай под своей властью, на что ушло около 17 лет непрерывных войн.

Каковы итоги правления Цинь Шихуана? Что в его деятельности вы оцениваете положительно, а что – нет?

Он убрал границы между прежними царствами и поделил страну на 36 областей. Во главе каждой области были наместники. Ввел единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы, одинаковое написание иероглифов. Вместо старой знати, он возвышал чиновников, которые полностью зависели от его власти, а знать с семьями, переселил в новую столицу Саньян, несогласных – казнил. Положительно оцениваю его реформы. Негативным можно считать рост налогов и повинностей, из-за масштабного строительства, а также казни несогласных с его властью.

Как вы думаете, почему учение Конфуция до сих пор популярно в Китае и за его пределами?

Потому что учение Конфуция нацелено на отношения между людьми, между государством и обществом. В период войн, он призывал к терпимости, человечности, уважать старших. Каждый человек, согласно Конфуцию, имеет свои обязанности, которые он должен исполнять наилучшим образом, именно тогда и воцарится порядок. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын – сыном». Также, особое значение он придавал образованию. Его учение содержит правила этикета, хорошего отца и подданного.

«Соберите караван» из уникальных китайских изделий и «проведите» его по Великому шелковому пути в страны Западной Азии. Расскажите о мастерстве китайских ремесленников, чтобы привлечь покупателей.

В караван я возьму шелк, который был очень тонким и прочным, секрет изготовления которого,был известен только китайцам. Также фарфор, который был очень сложен в изготовлении и являлся отражением мастерства китайских ремесленников. И бумагу, которые были диковинками на Западе. Еще можно взять чай, который китайцы начали выращивать первыми.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ И КИТАЯ

Чень Мэйна

АлтГТУ, Факультет иностранных студентов, гр. П-2

Научный руководитель

В разных странах есть своё искусство. Искусство выражается в разных областях. И связывает прошедшее с настоящим и будущим. Например, искусство народных промыслов. В России очень популярные народные промыслы. Например, Гжель, дымковская игрушка, Жостовские подносы, расписные платки, хохломская посуда. В Китае тоже существует много народных промыслов. Цзиндэчжэнь, глиняная скульптура, расписная керамика, и разные головные украшения.

Сначала давайте познакомимся с известным фарфором в России и в Китае: Гжель и керамика Изиндэчжэньи.

Сравнивая с китайскими разнообразными формами, тонкой работой в керамике России можно отметить то, что они отличаются простой, цветом, а сама керамика проникнута глубоким народным духом.

В Гжеле нельзя найти одинаковую работу по форме, орнаменту и оттенку. Керамика Изиндэчжэньи имеет четыре отличия:она белая, как нефрит; светлая, как зеркало; тонкая, как бумага и звучная как qing(磬). Поэтому эти изделия отличаются друг от друга, но у них одинаковый характерный принцип декорирования(装饰. И Гжель, и керамика Цзиндэчжэни занимают особые места в культуре наших народов.

Рассмотрим Дымковскую игрушку и Глиняную скульптуру Чжэнь. У каждой из них интересная история.

Возникновение Дымковской игрушки связывают с весенним праздником <Свистунья>, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Глиняная скульптура张---это прозвище человека, который умел лепить разные формы, разные фигуры, и он часто помагал другим, а люди любили его и его работы. Его работы постепенно становились популярными во всех районах Китая. В производстве китайских и русских глиняных изделиях используется одинаковая технология. Для производства китайской глиняной игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, затем отдельные детали собирают и соединяют, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности. Фигурки обычно высотой 15-25см. После полной просушки в течение 2-24 дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя.

Во время путешествия по России туристы обычно покупают посуду с Хохломской росписью и Жостовские подносы. Они очень популярны во всём мире.

Что касается цветов, то в хохломской росписи сочетаются красный и чёрный цвета с золотым фоном, а подносы Жостова обычно имеют чёрный фон. Подносы украшает изображение ярких очень красивых цветов, собранных в виде букета, а цветы немного пышнее, чем в саду.

У нас в Китае есть расписная керамика. В китайской расписной керамике цвет единый. Обычно он тёмно-красный, чёрный на желтовато-красном фоне. В Китае даже есть такие стихи об изготовлении расписной керамики:切且磋兮,剖土为泥,凿且鹿兮,抟为青泥 。

В России с незапамятных времён женщины носят платки. Платок ---это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный женский костюм. Замужние женщины надевали платки на голову. В Китае немного по-другому. В старину было много головных украшений, что касается платков, то их носят только женщины национальности Хуэй. Почему женщины Хуэй носят платки? Этот вопрос связан с национальной книгой Коран, которая является основой всех действий в мире национальности Хуэй. Формы платков бывают разные: круглые, овальные, квадратные.

В России есть загадка: восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте как зовут? Конечно это матрёшка.

Матрёшке чуть больше ста лет. Есть много предположений о том, как появилась матрёшка, но точно известно, что её прообразом явилось раскрашенное пасхальное яйцо. Обычно делают матрёшек из берёзы и липы. В Загорске матрёшку расписывают гуашью, иногда рисунок выжигают, в других районах России используют другую технику росписи. Матрёшек делают почти в каждом районе России, но у каждой матрёшки есть своя особенность. Выражение лица у каждой матрёшки разное: есть куклы грустные, задумчивые, строгие, а есть весёлые, улыбчивые.

В Китае нет традиции изготовления матрешек, но китайцы любят украшать деревяную и металлическую посуду. Расписные китайские термоса знают и любят во всем мире. Традиции украшения предметов быта уходят в далекое прошлое, но и сейчас они не утратили своего эстетического значения.

Список литературы

1. Подмосковные художественные промыслы. Альбом М.: «Московский рабочий»,1982, 180 с.

Электронный ресурс. Режим доступа http://baike. /view/16399.htm)

3. (http://ru. wikipedia. org/wiki/%CC%E0%F2%F0%B8%F8%EA%E8)

Сергеева К.А.

Студент группы МО-07-2

Читинский Государственный Университет

Декоративно-прикладное искусство и ремесла Китая

Значительное место в художественной культуре Китая минского периода занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора. Чистота и белизна фарфоровой массы, благородство форм и блеск глазури выдвинули китайский фарфор на первое место в мире. С 15 века для украшения фарфоровых изделий стала применяться подглазурная роспись синим кобальтом, которая позднее стала сочетаться с многокрасочной росписью надглазурными красками, что позволило создавать богатые и сложные композиции на изделиях из фарфора. В провинции Фуцзянь стали изготавливать изделия из молочно-белого фарфора, среди которых особой изысканностью формы отличались небольшие статуэтки и полупрозрачные чаши, таким произведением искусства является и статуэтка буддийского божества Гуаньинь.

Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перегородчатых и расписных эмалей, сложная техника производства которых требовала от мастеров больших знаний и опыта. Сосуды из перегородчатой расписной эмали служили курильницами, вазами для цветов, чашами и т. п. Изделия 15-17 вв., покрытые художественной эмалью, украшали императорские дворцы и жилища феодальной знати, позднее их начали вывозить в Западную Европу, где они пользовались большой популярностью. Широкое применение в быту в этот период получают изделия из красного резного лака. Нанесенный послойно на предмет из дерева, металла или бумажной массы сок лакового дерева представлял собой идеальную поверхность для резьбы. Мебель, коробки для сладостей и украшений, подносы украшались сложными многофигурными, рельефными композициями или тонкими рисунками орнаментального характера. В вышивках минского периода, как и в других видах народного творчества, наряду с высоким мастерством всегда можно увидеть живое, оптимистическое начало. Даже в изображении буддийского святого (архата), вышитого цветной гладью, замечательно передан образ старика, который, хитро улыбаясь, нашивает заплату на свой старый плащ.

Китайские лаки

Декоративно-прикладное искусство Китая представлено множеством различных ремесел, локальных промыслов и техник. Однако наиболее представительными его разновидностями справедливо считают лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство.

Лак является одним из древнейших производств Китая: фрагменты изделий с лаковой поверхностью обнаружены среди неолитических археологических материалов. Разного типа предметы – посуда, похоронные принадлежности (гробы) – изготавливались в иньскую эпоху, причем в различных техниках.

Лак – вещество органического происхождения, получаемое из сока специфической китайской разновидности деревьев семейства анакардиевых (сумак, или шмак). Эти деревья растут в горах на высоте от 900 до 2000 м над уровнем моря и на территории большей части Китая. На сегодняшний день в КНР насчитывается 161 лакодобывающий и лаковоспроизводящий центр. Тем не менее, в древности лаковое производство развивалось преимущественно на Юге, в первую очередь в царстве Чу.

Технология приготовления лака включает в себя сбор сока «лакового дерева» (осуществляется почти точно так же, как сбор каучука на плантациях каучуковых деревьев), его обработку и добавление в него красителей, получаемых из минеральных веществ – киновари, кальция, марганца, железа, мышьяка (для желто-золотистого цвета). Лак обладает уникальными природными свойствами: покрытые им изделия долговечны, тверды, прочны, не боятся кислот и щелочей, выдерживают температуру до 200-250 градусов и водонепроницаемы. Лак может наноситься на самые разные основы: металлическую, деревянную, шелковую и бумажную и использоваться для покрытия различных типов и категорий изделий – от кухонной утвари до боевого снаряжения (щиты, ножны для мечей, колчаны для стрел). Он также широко используется в интерьере и архитектуре (покрытие внешних архитектурных деталей – карнизов, дверных створок, колонн).

По технологии производства и особенностям декорирования лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный. Расписной лак – это роспись, выполненная лаковыми красками и покрытая бесцветным лаком. Резной лак – резьба по лаку, точнее по его слоям, которые один за другим наносятся на основу в количестве от 38 до 200. Резной лак обычно бывает красного цвета, однако и он допускает изготовление полихромных изделий: на основу наносятся слои разного цвета, а затем резьба ведется с учетом открывающихся слоев.

Инкрустированный лак изготовляется почти точно так же, как и резной, т.е. путем резьбы по лаковым слоям. В технике инкрустированного лака могут изготовляться различные типы и категории изделий. Особенно широко она применялась в мебельном деле.

Шелкоткацкое производство

Шелководство и шелкоткачество, изобретение которых приписывается традицией божественным персонажам, тоже были уже известны, судя по археологическим материалам. Особой масштабности и технологического совершенства шелкоткачество достигло в ханьскую эпоху. Многие типы китайских шелков, например, атлас и парча, появились именно в 7-8 вв.

Наибольшего технико-художественного совершенства и разнообразия видов продукции китайское шелковое производство достигло в 15-18 вв. Тогда же окончательно сложились наиболее авторитетные его центры: главным центром изготовления парчовых шелковых тканей традиционно считается Нанкин, газовых тканей – Сучжоу, а основным центром всего местного шелкоткацкого производства – Ханчжоу, где изготавливаются лучшие, с точки зрения китайцев, шелка.

Фарфор

Слово «фарфор» - персидского происхождения и означает «императорский». В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий. В самом же Китае фарфор является не более как одной из разновидностей местной керамики: его оригинальное терминологическое обозначение – «глазированная каолиновая глина».

Производство фарфора включает в себя следующие технологические операции: 1. приготовление теста: глина промывается, «фарфоровый камень» мелко дробится, после чего они смешиваются в специальной пропорции. Из этих же компонентов приготавливается и глазурь; 2. формирование черепка (т.е.самого изделия); 3.сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при температуре в 600 градусов; 4. глазурирование и роспись.

Из фарфора изготавливались посуда, декоративные предметы, предметы мебели (китайские бочкообразные табуретки), спальные принадлежности, и даже архитектурные детали.

Декоративно-прикладное искусство вобрало в себя весь художественный опыт Китая: роспись на фарфоре, узоры на тканях, резьба по лаку, - все они воспроизводят собою универсальные для культуры китайской цивилизации образно-символические ряды. Поэтому каждое изделие декоративно-прикладного искусства выступает полноценным представителем национального культурного богатства.

Список литературы

    Г.В. Гриненко, Хрестоматия по истории мировой культуры: 3-е изд. – М.:высшее образование, 2005. – 940 с.

    К.Н. Гоголев, Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. – М.: - Издательский центр АЗ, 1997. – 312 с.

    Н.А. Виноградова, Искусство Китая, Издательство «Изобразительное искусство», 1988 г.

    История культуры Китая. 3- изд., издательство «Лань», 2003. – 416 с.

Сергеева К.А. Декоративно-прикладное искусство и ремесла Китая // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
URL: (дата обращения: 29.03.2019).

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ - 8

Кузьмина Мария Дмитриевна

В даннной работе полностью раскрыта тема доклада,представленны интересные данные о искусстве и ремеслах Китая,сформулированы выводы.Автор смог грамотно, последвательно и доступно изложить информацию.

Сапунова Полина

Мне в работе Сергеевой К.А. больше всего понравилось то, что материал изложен довольно таки кратко, но информативность от этого совершенно не страдает. Ведь такую емкую тему, как "декоративно-прикладное искусство Китая" сложно изложить на нескольких страницах, однако у автора это очень хорошо получилось. Эта работа - хороший пример иллюстрации русской поговорки "краткость - сестра таланта".

Чупина Татьяна

Чупина Татьяна

Прочитав статью, я открыла для себя много нового о Китайском фарфоре, шелкоткатцком производстве, об исскустве украшения коробок, мебели. Статья изложена граммотно, последовательно, и что немало важно очень интересная.


Работая в нашей компании Вы получаете:

Соблюдение трудового кодекса
- Полный соцпакет, оплачиваемый отпуск, больничный, санаторий.
- Каждый наш сотрудник на дому гарантированно получает высокий доход. руб. в день.
- Гарантированные стабильные выплаты заработанных денег.
- Выплаты происходят ежедневно на банковские карты или электронные кошельки.

Пройдите регистрацию на нашем сайте. > airline.zarplatt.ru
Без вложений, опыт и профессиональные навыки не требуются!

Благородными искусствами в Китае всегда считалась каллиграфия, рисование, поэзия и музыка, тогда как прикладное искусство рассматривалось просто как достойное уважения ремесло. Тем не менее, искусные изделия китайских ремесленников издавна вызывали на Западе восхищение. И так как уж сложилось, что когда думают о Китае, то всегда вспоминают шелк, нефрит и фарфор.

Начало разведению шелковичного червя было положено, как полагают, в ІІІ в. до н.э. О возникновении искусства возделывать шелк в Китае существует красивая легенда. Согласно ей жена Великого Желтого Императора Ши Хуан-Ди - Лэй Цзу сидела под тенистой кроной тутовника, наслаждаясь отваром из трав. Неожиданно в ароматный напиток упал кокон шелкопряда. Раздосадованная императрица извлекла кокон из чаши и обнаружила, что он начал разматываться, нить все тянулась и тянулась… В тот миг прекрасная Лэй Цзу догадалась, что из этой нити можно получить чудесное волокно для пряжи… С тех пор императрицу нарекли «Божеством Шелка». По праздникам в ее честь на алтари храмов возлагали подношения в виде коконов шелкопряда.

История же гласит, что первые коконы тутового шелкопряда и их удивительные свойства были обнаружены китайцами почти пять тысяч лет назад. При раскопках в разных районах Китая коконы тутового шелкопряда были обнаружены в культурных слоях, относящихся к III тысячелетию до н. э. На черепашьих панцирях и костях были обнаружены надписи и содержали иероглифы, обозначающие понятия «шелкопряд», «тутовник», «шелк» и «шелковая материя».

Долгое время шелк играл роль денег. Гражданским и военным чиновникам, как и послам иностранных держав, часто платили (или одаривали) рулонами шелка. Драгоценный материал, следуя «шелковым путем», попадал на Средний Восток и в Римскую империю.

Но, несмотря на развитие торговли, китайцы еще в течение нескольких веков строго хранили секрет производства шелка - любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца за границу каралась смертной казнью. Китайцы удерживали монополию на изготовление шелковых тканей примерно до 200 г. до н.э., пока секрет его производства не стал известен в Корее и Японии. На западе (в частности, в Византийской империи) эти сведения стали известны лишь в VI в. н.э.

Попыток объяснить происхождение шелка было очень много. Знатные европейские вельможи, любуясь матовым блеском чудо-ткани, никак не могли взять в толк, из чего она сделана. Римский поэт Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, греческий историк Дионисий думал, что его получают из цветов.

Также европейцы верили, что блестящие мягкие нити «произрастают» на особых деревьях или что шелк как паутину производят гигантские жуки. Другие уверяли, что шелк - это пух особых птиц. А Аммианус Марцеплинус, римский историк IV века, даже заявил: «Шелковые ткани производятся из земли! В Китае земля мягкая, как шерсть, - утверждал он - После поливки и особой культивации ее можно использовать для формирования шелковых нитей!»

Фарфор

Фарфор был изобретен в Китае в VII в., т.е. за тысячу лет до того, как это было сделано в Европе. История же изготовления художественной керамики восходит к временам неолита. В долинах рек Хуанхэ (желтая река) и Янцзы (Чанцзян) были найдены керамические сосуды, возраст которых VII - VIII тыс. лет. Они сделаны из красной и черной глины, с рисунком в виде скребницы и веревки. Культуры Яншао и Луншань, относящиеся к периоду V-II-го тысячелетий до н.э., включают находки керамических сосудов - с разнообразными рисунками красной, черной или коричневой расцветки. Позднее появились типичные для периода Хань легкие серые изделия, покрытые глазурью зеленого цвета, получившие известность как посуда Юэ (по названию города Юэчжоу, где находились печи для их обжога).

Наиболее распространённым древней китайской фарфоровидной керамики является селадон. Смесь железа с глазурью при обжоге придает изделию характерный зеленоватый оттенок. Керамика саньцай, т.е. керамика с трехцветной глазурью периода династии Тан, получила мировую известность. Цвет глазури был преимущественно темно-зеленым, желтым и коричневым. Предметы, относящиеся к керамике саньцай были обнаружены в захоронениях танского периода в виде фигурок животных или людей.

Еще в юанский период для подглазурной окраски изделий в синий цвет - кобальт (эти изделия известны под названием «минская керамика») - использовались технические приемы, завезенные из Персии. Начиная с ХІV в. крупным центром фарфорового производства для нужд двора и для вывоза становится город Цзиндэчжень. В наши дни сравнительно недорогой фарфор можно приобрести в Китае везде. Однако, найти образец древнего фарфора трудно, поскольку продажа фарфоровых изделий, изготовленных в период до «опиумных» войн, запрещена правительством Китая.

Жадеит и нефрит относятся к минералам, которые благодаря их мягкому блеску и богатейшей гамме окраски очень высоко ценятся в Китае. С глубокой древности под общим названием «жад» они почитались как священные камни.

Издревле нефрит сравнивают с чистейшим первоначалом ян, с семенем небесного дракона, с совершенством. Нефрит — это ценность духовная, а золото материальная — считают китайцы. По этому поводу у них есть высказывание: «Золото имеет цену, а нефрит это — ценность без цены»

Этот загадочный минерал, является выражением небесной чистоты, отраженной в земной материи и ему приписывают самые высшие достоинства. Неспроста небесный владыка носит имя Юй Ди (Нефритовый Император).

Неспешно рождаясь в священных горах Куньлунь, камень впитывает в себя силу времен, передавая ее затем тому, кто соприкасается с ним. Через призму нефрита, вглядываясь в глубокую вечность, улавливаешь там свое отражение, как частицы незыблемого бытия. С помощью него разговариваешь с древностью.

Другой особенностью нефрита является проводимость и концентрация чистейших потоков небесной силы Ци, он устраняет отрицательные воздействия, выравнивая их, из-за чего рекомендуется постоянно носить нефрит при себе.

Нефрит завоевал особенно большую популярность среди китайцев в ХVIII в. В течение ХVIII в. нефрит в громадных объемах добывался из карьеров в горах Куньлунь. Для него характерны разные оттенки зеленого цвета (но без светящейся и искрящейся зелени жадеита). Встречается также белый, желтый и почти черный нефрит. Самые ранние находки изделий из нефрита относятся к культуре «хемаду» эпохи неолита (около пятого тысячелетия до н.э.). Эти изделия, по всей вероятности, имели ритуальное значение. Спустя столетия тела умерших высокопоставленных чиновников заворачивали в плащ, сделанные из двух тысяч тончайших пластинок нефрита, скрепленных золотой проволокой. Начиная с ХІ в. в религии даосизма распространяется поклонение «нефритовому» императору как высшему божеству. Круглый диск, символизирующий небесный свод, до сих пор носят в Китае как талисман, а браслеты из нефрита, как полагают, защищают от ревматизма.

В современном Китае в мастерских по обработке нефрита используется до 30 его разновидностей. Особенно славятся мастерские в Цинтяне (провинция Чжэцзян), Шоушане (провинция Фуцзянь) и Лояне (провинция Хунань).

Время — это безграничная гладь бытия, безупречное зеркало вечности. Мирская суета, создавая рябь на его поверхности, искажает наше отражение в нем. Нефрит же, возвращает нас к вечным первоистокам, к истинным корням.

Изделия из лака

Лаковые изделия не только привлекательны для глаза, но и приятны на ощупь, никакой другой материал так не хочется потрогать руками. Кора лакового дерева, произрастающего в Центральном и Южном Китае, выделяет через надрезы млечный сок, который загустевает во влажном воздухе, высыхает и приобретает коричневый цвет. Сухой слой такого лака непроницаем для влаги, кислоты, устойчив к удару и царапинам, а потом служит идеальной защитой для многих материалов - дерева, бамбука и даже папье-маше.

Нелегким был труд мастеров, изготовлявших изделия из лака. Ядовитые испарения этой жидкости вредно действовали на глаза. Работать приходилось в сырых помещениях. Этого требовали свойства лака, который в сухом воздухе покрывался трещинами. Нужно было соблюдать строжайшую чистоту: малейшая соринка могла испортить гладкую поверхность вещи.

Китайцы изготовляли лак трех видов: резной, расписной и инкрустированный.

Очень сложной была техника изготовления резного лака. Сначала на деревянную основу вещи мастер наносил первый слой лака. Несколько часов или дней приходилось ждать, пока высохнет первый слой. Затем изделие покрывали лаком во второй раз. И опять мастер ждал. Так, слой за слоем, изделие покрывали лаком.

На лаковую поверхность краской наносился рисунок. Затем мастер острым резцом вырезал по нему птиц, фантастических животных, а иногда и пейзажи, и жанровые сцены. Из красного резного лака делали мебель, блюда, вазы, коробки для драгоценностей.

Расписным лаком славился город Фучжоу. Мастера выезжали в открытое море, где воздух был влажен и свободен от пыли, и там работали в лодках.

Сначала мастер действовал так же, как при изготовлении резных лаковых вещей. Но рисунок не вырезали — его наносили цветными лаками. А когда роспись высыхала, все изделие покрывали бесцветным лаком и тщательно полировали.

Очень красивы вещи из инкрустированного лака. На лаковой поверхности вырезали узор и заполняли его лаком другого цвета, кусочками перламутра, слоновой кости, а иногда и нефрита. А в XVIII веке стали создавать декоративные вещи, используя и красный резной лак, и инкрустацию: шкатулки, украшенные и резьбой и нефритом; экраны, одну сторону которых украшал пейзаж, составленный из кусочков слоновой кости, другую — цветущая ветка из нефрита, а рама экрана была изготовлена из резного лака и т. д.

Слоновая кость

Китайская традиция резьбы по кости известна с каменного века, когда на равнине реки Хуанхэ, покрытой субтропическими лесами, водились слоны. К середине 1-го тыс. до н.э. слоны были истреблены, и с тех пор слоновьи бивни завозили из стран Южных морей. Древние китайские резчики работали также с моржовыми клыками, прозванными «рыбной костью», и с рогом носорога. Из слоновой кости вырезали веера, скипетры, заколки, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши, декоративные решетки, украшения мебели и т.д. Из нее делали также статуэтки божеств, святых подвижников и других персонажей.

Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Тогда же расширился ассортимент изделий: из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т.п. Готовые изделия полировали, покрывали лаком и раскрашивали или сохраняли матовую белизну природного материала. Особенно славились своим виртуозным мастерством резчики из Гуанчжоу, вырезавшие из одного куска кости до двадцати вложенных друг в друга вращающихся шаров. При этом мастера обходились самым простым, не изменившимся с древности набором инструментов: пилкой, резцом, абразивной пылью и протирочной тканью .

В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.

Редактор: Nevadyaasha

сайт
Полное или частичное использование материала без указания копирайта и разрешения администрации сайта запрещено.

Издавна славились искусства и ремесла Китая. Произ­водство многих ремесел было массовым. Бронза, яшма, шелк, фарфор, лак - предметы роскоши, являющиеся главным экспортным товаром. Купцы не пользовались уважением, так как, ничего не производя, они перепрода­вали готовую продукцию. Ремесленники пользовались уважением. Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, потом ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для земле­владельцев, оружие для солдат.

Китай известен прекрасной высококачественной керами­кой. Это объясняется богатыми запасами каолина и гончар­ной глины. Китайские мастера веками совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий.

В Китае налаженная государственная промышленность занималась производством шелка. По Великому шелково­му пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди пер­выми научились получать нить и ткать шелк. Вышитые ткани появилисьдве тысячи лет назад. Ремесленники про­изводили ткани в огромных количествах и разнообразных расцветок. Такую ткань первоначально использовали им­ператоры, чиновники, ученые.

Китайцы разводили гусениц бабочки-шелкопряда, ко­торые плели каноны из тончайших шелковых нитей. Да­лее нити окрашивали разными цветами и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения.

Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах.

Важнейшими изобретениями китайцев были бумага и печатное дело. Китайская письменность - письменность не звуков, а понятий. Китайцы научились делать бумагу из коры и конопли.

Из бронзы делали ритуальные сосуды и оружие. Позже китайцы освоили железное литье.

В Китае музыка считалась важной частью цивилизован­ного общества. Считалось, что определенные мелодии мо­гут провоцировать на грубость. Такая музыка осуждалась, как развратная. Китайцы принимали великую музыку из нежных звуков. В музыкальных оркестрах были и дамы. Фигурки музыкантов укладывали даже в могилы, дабы со­провождать усопшего в загробной жизни.

В Китае был изобретен первый компас, представлявший собой кусок магнитной породы в форме ложки. На лист от­полированной бронзы клали этот магнит. Ложка-магнит вращалась, пока ее ручка не указывала на Северный полюс.

Театр - это древнее искусство танца и мимики. Первые артисты были кочевыми. Мальчика в возрасте 7 лет отда­вали в труппу, где до совершеннолетия ему выступать не разрешалось, но за это время он должен был освоить акро­батические номера и выучить 50 пьес. Артистами были только мужчины. Первоначально, так как читать не уме­ли, содержание пьес передавалось из уст в уста. Грим играл важную роль. Цвета грима были символичны, например: голубой - символ чистоты, розовый - невинности, чер­ный - зла и т. д.

В Китае существовал принцип, что искусство не дол­жно украшать. Почти все вещи в доме были наделены символами. Шелковая ширма предполагала увеличение углов в доме, тем самым увеличивался объем стен. Чем больше зеркал в интерьере, тем дом чище (от злых ду­хов).

Художниками становились, проходя следующие ис­пытания: уходили в горы, молились, постились и только потом, освободившись от грехов, чистыми приступали к творчеству.

Когда китайцы уходили далеко от дома, то брали с собой туески и в целях экономии места они выполнялись один меньше другого, и поэтому закладывались одна в другую - принцип матрешек, так что сама идея заимствована в Ки­тае, а на Руси поменяли форму и добавили роспись.

На протяжении многих веков костюм почти не изме­нялся.

Простейшие формы костюма связаны с сырьевыми воз­можностями, климатическими условиями, основными за­нятиями китайцев.

Головные уборы были только у мужчин.

Аристократическая одежда отличалась:

1) качеством материала;

2) количеством ткани;

3) цветом;

Нижняя одежда. Крестьяне носили просторные куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой. Они

надевали длинные, довольно широкие штаны, подкатывая их во время работы.

Верхняя одежда. Халат - основа китайского костюма, с широкими рукавами - верхняя одежда крестьян. Во вре­мя работы рукава подворачивались и кренились специаль­ной лентой на груди. В холодное время года надевали сразу несколько халатов. Халат опоясывался. В дождь поверх одежды набрасывали плащ.

Цвета. Одежды крестьян были скромными и строгими.

Ткани. В своей одежде крестьяне использовали грубые ткани, дерюгу, ткани, получаемые из волокон растений. Позже, с появлением хлопка, они носят хлопковые одежды.

Плащ сплетали из соломы или травы, накидку из пле­теных листьев и соломы, защищавших от дождя и солнца.

Головной убор. Мужчины носили соломенные шляпы.

Обувь. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами.

ОДЕЖДА АРИСТОКРАТИИ

Нижняя одежда. Члены императорской фамилии, выс­шие чиновники и ученые надевали халаты. Халат - рас­пашная одежда с цельнокроеными рукавами и длиной по щиколотку. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава - различны. В парадных халатах присутствовали рукава, свисающие до пола. Культура ношения халата оп­ределяла воспитанность человека.

В нижней одежде были штаны, скрытые длинными ха­латами, так как у аристократов они считались неприлич­ной частью костюма. Их носили навыпуск, иногда подвя­зывали под коленями или заправляли в сапоги.

В каждом парадном придворном халате были и другие эле­менты - декоративные рукава, свисающие до самого пола.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Халаты подпоясывались. Пояс - знак отличия арис­тократов и чиновников.

Различали несколько видов халатов:

1. Рей - халат для всех сословий, характер орнамента иероглифический или растительный.

2. Куань-ин - одежда только для знати. Спереди на ха­лате располагался отличительный знак, иногда и со сторо­ны спины. Этот знак у гражданских лиц - птица; у воен­ных - изображение барса, льва, тигра.

3. Мань - парадная придворная одежда с застежкой вдоль всего бока под правой рукой. Мань надевался по­верх кунь-ин. Мань украшался навечно утвержденной и строго регламентированной вышивкой дракона в раз­личных вариациях в зависимости от сословной принад­лежности.

Верхняя одежда. Зимой надевали халат на подкладке или стеганный на вате. Иногда носили и меховые шубы.

Цвета. Согласно чинам, цвета костюма были строго рег­ламентированы: желтый - цвет императорской фамилии; воинов - красный, белый; молодых воинов - голубой; сановников - коричневый.

Ткани. Шелковые халаты - роскошь, предмет одежды привилегированных групп. Даже богатые купцы при неко­торых династиях, торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулирова­лись поставки тканей для одежды.

Позже в Китае появляется хлопок, но шелк так и остал­ся привилегией богачей.

Плащ знати шился из шерстяной ткани или из птичье­го пуха.

Штаны шили из шелка.

Головной убор. Мужчины носили черную шелковую или фетровую шапочку. Как защиту от солнца - соломенную.

Прическа. По японскому обычаю, мужчины носили косу, а впереди волосы выбривались, причем с XVII в. у маньчжур это считалось обязательным. К началу XX в. обычай сохранился частично только в низших классах.

Лица гладко выбривались.

Косметика. Мужчины в Древнем Китае белились и ру­мянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти под­черкивали и приспособленность к труду.

Украшения. Костюм для китайцев никогда не был толь­ко делом вкуса. Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определя­лось по драгоценностям.

Важнейшим элеметдом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки - главное украшение китайского мужского ко­стюма. В древности их делали из бронзы, инкрустирова­ли серебром, золотом, полудрагоценными камнями.

Позже мужские драгоценности стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовле­ния этих драгоценностей четко регулировался законом.

Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягива­ли специальные весомые предметы. Эти предметы были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Гру­зики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выпол­няли из бронзы с позолотой.

Красивый золотой наперсток служил для защиты длин­ного ногтя на мизинце.

Широко использовались нагрудные цепочки и серьги.

Мужчины носили шейное ожерелье, чаще золотое, ук­рашенное благоположительной символикой.

Ткани богато орнаментировались. Орнаментация тоже имела символический характер: дракон - выражение сли­яния земли и неба, повелитель дождя; огонь - внутренняя сущность; вода - его внешняя среда… В Китае самое зна­чимое место отводилось изображению персика. Персик - символ долголетия, орхидеи - символ учености.

Вышивка наносилась не только на одежду, но и на обувь.

Дополнения. Халат иногда выполнялся с воротниками и шарфами. Мужчины пользовались веерами для обма­хивания.

Обувь. Богатые мужчины носили туфли из ткани или кожи. Толстая подошва обуви изготавливалась из несколь­ких слоев проклеенной ткани или кожи. Мужчины также носили кожаные и тканевые сапоги.



Декларация по УСН