Материалы по фотосъемке и другим темам. Как фотографировать насекомых – раскрываем секреты. в нее некоторые дополнения


Победитель и призер конкурсов «The Best of Russia», «Золотая черепаха», «В объективе семья», «Искусство науки»; финалист конкурса «Лучший фотограф». Участник выставок «Ассорти», «Макрофотомир» и других; в Зоологическом музее МГУ прошла персональная выставка Ильи.

Зеленый кузнечик (Tettigonia viridissima).
Кузнечики - очень активные насекомые, особенно в теплую погоду. Для того чтобы сделать этот кадр, пришлось использовать вспышку, выставленную на минимум, вследствие чего ее работа практически незаметна. А чтобы не допустить провалов в черный на фоне, выдержка была сделана минимальной для съемки с рук.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 9, 1/125 sec, ISO 320.

Бумажные осы (Polistes sp.).
Съемка проводилась в абсолютной темноте в небольшом сарае, где с трудом помещался штатив. Над головой летали грозно жужжащие осы. Благодаря длинной выдержке удалось запечатлеть движение насекомого.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Manfrotto 190XPROB, подсветка мобильным телефоном. F 14, 30 sec, ISO 320.

Макросъемкой, как и фотографией дикой природы, совсем недавно занимались единицы увлеченных людей и ученых. Однако с появлением цифровых технологий этот жанр становится все популярнее и популярнее. Люди стремятся познать окружающий мир, обращаясь к фотографии. Ведь фотоохота - это не только процесс фотографирования, но и еще способ общения с природой, ее познания.

Общие вопросы
Пауки, многоножки и насекомые издавна привлекали своей таинственностью. На большинство людей они наводили ужас. Про них придумано множество легенд и мифов. Это действительно очень -интересные существа со своим уникальным поведением и строением, благодаря которым они существуют миллионы лет и в наши дни занимают господствующее положение на планете.
Макросъемка - один из самых сложных жанров в фотографии. В нем нельзя договориться с моделью, размеры которой едва дотягивают до сантиметра, часто невозможно использовать студийное освещение, а самой студией порой становится болото или заснеженный лес. Удачная фотография в этом жанре - счастливый случай, но для того чтобы она появилась, необходимо провести громадную работу.
Итак, с чего же начать? Фотосъемка животных или растений бессмысленна, если не изучить их образ жизни, поведение, а иногда и строение.

Олеандровый бражник (Daphnis nerii).
Для съемки портретов насекомых или очень маленьких животных могут пригодиться макрокольца или макронасадки, помогающие достичь большего масштаба. Но стоит учитывать, что ГРИП при сильных увеличениях очень мала.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 32, 1/160 sec, ISO 200. Масштаб съемки 1:1.

Икра остромордых лягушек (Rana arvalis).
Период размножения лягушек длится около двух недель, после чего водоемы наполняются икрой, из которой через 3-5 дней выведутся головастики.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 8, 1/160 sec, ISO 320.

Фотограф должен знать объект не хуже биолога. На его изучение приходится половина всей работы. В век Интернета получить информацию о предмете съемки несложно, но не стоит пренебрегать и помощью специалистов, общение с которыми может происходить дистанционно.

Выбор техники
После изучения объекта необходимо подобрать соответствующее оборудование. Тема его выбора достойна отдельной статьи, но я остановлюсь на некоторых вопросах, которые чаще всего интересуют новичков.
Как ни странно, камера в макросъемке имеет второстепенное значение - множество великолепных фотографий сделано на цифрокомпакты. Если же у вас зеркалка, то стоит позаботиться о приобретении специального объектива. Представленные на рынке макрообъективы имеют очень хорошее качество - как сборки, так и -отдельных элементов. Большинство из них дает увеличение 1:1, но если вы хотите получить больший масштаб, то придется приобрести дополнительные макронасадки, которые накручиваются на переднюю часть объектива подобно фильтру, или удлинительные кольца, устанавливающиеся между объективом и фотоаппаратом. Однако во время съемки не стоит гнаться за большим увеличением, громадной глубиной резкости, бестеневым изображением: такие кадры, как правило, оказываются малоинтересными. Снимок получится гораздо красивее, если показать гармонию или взаимодействие между окружающим миром и объектом, а резкими сделать сюжетно важные детали. Если в кадре нет теней, то он кажется плоским, что ухудшает восприятие работы. Выбор объектива зависит от объекта съемки и поставленных задач.

Если вы не хотите снимать со штативом, то лучше выбрать короткофокусные объективы (до 100 мм). При таком фокусном расстоянии в качестве источника дополнительного света можно использовать встроенную вспышку. Объективы с большим фокусным расстоянием накладывают свой отпечаток на технику работы: чаще всего это неспешная съемка со штатива в утренние или вечерние часы, когда насекомые малоподвижны. Такие объективы очень сильно размывают задний фон, что полезно для определенных задач. Если же вы хотите снимать ими с рук, то вам понадобится дополнительное освещение - это может быть как макровспышка, так и обычные внешние вспышки. На них необходимо сделать или купить рассеиватели. Среди материалов для их изготовления весьма популярен изолон (подстилка под ламинат). Я пользуюсь рассеивателем LumiQuest Big Bounce и очень доволен, хотя у него есть один недостаток - большой вес, который головка вспышки не всегда выдерживает.
Однако не стоит все внимание акцентировать на выборе техники, так как только от фотографа зависит, будет ли кадр интересен зрителю.

Закатное солнце создало очень приятное оранжево-коричневое освещение, а открытая диафрагма помогла размыть травинки на заднем плане, придав глубину кадру.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR. F 5.6, 1/640 sec, ISO 320.

Углокрыльница С-белое (Polygonia c-album).
Контровый солнечный свет осветил крылья бабочки, сделав их похожими на языки пламени, а передний план был подсвечен отраженным от белого листа бумаги светом.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR. F 6,3, 1/640 sec, ISO 400.

В какое время суток снимать? Самое интересное для съемки время- это первые часы после восхода солнца и пара часов до его захода. Утром насекомые малоподвижны, поэтому можно поставить штатив и снимать с большими выдержками. Животные и растения часто покрыты росой, что создает интересные сюжеты. Я сам снимаю утром очень редко, отдавая предпочтение вечерним часам. В это время активность насекомых также спадает, а заходящее солнце накрывает природу очень красивым красновато-коричневым светом, который создает магическую атмосферу в кадре. Вероятность найти интересные сюжеты охоты и взаимодействия между объектами гораздо выше именно вечером.
У внимательного читателя непременно появится вопрос: неужели нельзя снимать днем? Ведь света вдоволь, следовательно, можно и диафрагму зажать, и выдержку сделать покороче. Дело в том, что солнце дает очень жесткий свет, часто появляются блики и провалы в тенях. Управлять таким светом невозможно, и это создает большие трудности при съемке. Впрочем, повторюсь: все зависит от поставленных задач; иногда и при дневном свете можно сделать очень интересные кадры.
Отдельно хочется поговорить об этике природного фотографа. В 2010 году в Москве в рамках мероприятия «День природной фотографии» прозвучал доклад известного фотографа И. Шпиленка, который рассказал о международных правилах поведения и этических нормах фотографов-натуралистов. В России, к сожалению, таковые пока отсутствуют, но нескольких основополагающих правил придерживаться стоит.

Фотограф-натуралист должен быть честен по отношению к зрителю. Никогда нельзя выдавать желаемое за действительное. Не стоит говорить, что кадр -сделан на природе, если он снят в студии, или снимать мертвых насекомых, выдавая их за живых. А самое главное - нельзя вредить окружающей природе. Ни один кадр, даже самый редкий и уникальный, не стоит жизни живого существа.
Общение с коллегами является немаловажной частью жизни фотографа. Оно может происходить в различных интернет-сообществах и клубах. Например, существующий уже более пяти лет «Макроклуб» объединяет русскоязычных макрофотографов со всего мира. На сайте сообщества можно показать свои фотографии, получить ответы на вопросы, выслушать критические замечания. Такие клубы часто устраивают встречи, выездные мероприятия, к участию в которых приглашаются все желающие. Это отличная возможность поучиться у признанных мастеров своего дела. В заключение хочу сказать: снимайте как можно больше, экспериментируйте и не стесняйтесь спрашивать. Порой самые неожиданные решения позволяют создать шедевр.

Илья Гомыранов - победитель и призер конкурсов «The Best of Russia», «Золотая черепаха», «В объективе семья», «Искусство науки»; финалист конкурса «Лучший фотограф». В этой статье он подскажет Вам, какую технику выбрать для макро съемки и что нужно сделать для того, чтобы получить качественные снимки.

Однажды, фотографируя насекомых, я вдруг осознал, что они живут в совершенно другом мире. Они живут рядом с нами, вокруг нас, - но их мир абсолютно иной. Там другие пропорции, ритмы, течение времени, свет и цвет. Там все выглядит совсем иначе. При погружении в тот мир меняется дыхание, ритм сердца, ощущение перспективы пространства. Краски вдруг обретают небывалые цвета, глубину и насыщенность. Солнечный свет становится текучим и начинает струиться, перетекая от капли к капле, наполняя особым сиянием все вокруг. Похоже, что даже сила тяжести там меняет свое качество, и насекомые чувствуют себя вполне комфортно в любом положении относительно горизонта. Там нет отдельно стоящих предметов или частиц, а есть единый поток жизни, где все неразрывно связано, где каждый находится на своем месте - и свет, и насекомые, и цветы, и люди…

Ощущая нити взаимосвязей, насекомые двигаются, создавая некий магический узор, сплетенный из света, тени, росы и… моего внимания. В какой-то момент я сам себя начинаю ощущать частью и одновременно неким центром этого узора, он отражается в зеркале моего фотоаппарата… Щелчок - и мир, сворачиваясь, летит в холодную космическую черноту, оставляя непроявленный рисунок на фотографической пленке, и я тоже растворяюсь в этой черноте без остатка. Еще щелчки… и только смена пленки указывает на то, что время не застыло на месте. Вдох - и я снова ощущаю себя парящим в этом особом мире. Движение - и я чувствую затекшие суставы, озираюсь по сторонам и начинаю осознавать, в каком нелепом положении простоял так долго…

Каждый раз после такой фотосессии, словно после полного погружения в океан света и тени, я уношу с собой ощущение сказки и несколько заветных коробочек с фотопленкой - независимым свидетелем чуда.

После проявки пленки и печати снимков начинается другой, не менее важный, но очень болезненный этап. Я, словно хирург со скальпелем в руках, безжалостно обрезаю все лишнее. То, что недостаточно точно и корректно отражает чудо, свидетелем которому я был и которое поселилось в моем сердце. Я сравниваю две картинки - лежащую на столе и пульсирующую в моем сердце. Как правило, сравнение оказывается не в пользу тех, что на столе, и тогда удаляется вся пленка. Из огромного количества материала остаются лишь меленькие крупицы, но в них угадывается ощущение чуда, а значит, усилия потрачены не напрасно.

За несколько лет опыта таких погружений я понял, что невозможно адекватно отразить суть без хорошей фототехники, правильного внутреннего настроя и кропотливой работы над собой. И всему этому надо уделять особое внимание.

Как мастер меча не сможет раскрыться в полную мощь, держа в руках плохую железку, так и фотограф не сможет раскрыться на сто процентов, используя плохую фотокамеру. Фотоаппарат должен стать продолжением тела, новым органом восприятия. Если произошло слияние человека и техники, то аппаратура становится чутким, тонким и надежным помощником в этом путешествии - путешествии по особым мирам, мирам света и тени.

Правильный внутренний настрой позволяет точно улавливать малейшие нюансы и вовремя реагировать на мгновенные изменения ситуации. Внутренняя честность позволяет более точно и адекватно оценивать степень своего мастерства в передаче тончайших нюансов и оттенков. Все вместе позволяет оттачивать восприятие и двигаться дальше, вглубь самого себя.

Тут возникает вопрос: какая же камера может стать тем самым инструментом? На него нет однозначного ответа. У каждого фотографа есть свои предпочтения. Единственный критерий выбора - это ощущение «своей» камеры. Если взять такую вещь в руки, сразу возникает ощущение: оно . Но и этого ощущения недостаточно. Для макросъемки должна иметься соответствующая оптика, позволяющая снимать макро- и микроуровни. И, конечно, необходим штатив.

Хороший штатив - это одно из непременных условий достижения хорошего результата. Дело даже не в том, что он позволяет увеличить выдержку без появления эффекта «шевеленки» и свободно менять глубину резкости. Штатив является точкой опоры не только для фотоаппарата, но и для восприятия фотографа. О чем это я? Во время фотосессии при погружении в макромир в сознании происходит некое раздвоение. Одна часть внимания фотографа полностью захвачена происходящим, а другая контролирует процесс фотосъемки. В этом случае штатив позволяет держать оптимальную дистанцию съемки, контролировать композиционный рисунок и уделить больше внимания происходящему в кадре. Тем самым штатив увеличивает предсказуемость результата фотосъемки, позволяя экономить силы и энергию. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда будет гораздо труднее добиться стабильных результатов. А стабильность - признак мастерства.

Совсем не зря столько лет люди совершенствуют, казалось бы, уже давно совершенную аппаратуру. Каждый год выходят все новые и новые камеры с новыми, порой уникальными возможностями. И вот наступил век цифровой техники. Что он нам дает? Новые возможности творчества для тех, кто движется вглубь, и старые, скучно-мыльные картинки для тех, кто так ничего и не понял.

Мир вокруг нас все так же наполнен тайной и сказкой, и все так же трудно и легко проникнуть в нее. Ведь секрет не в технике, а в нас с вами, - он внутри нас.

По большому счету не важно, цифровая или пленочная камера в руках. Суть не в том, на какую камеру снимать, а в том, как это делать, с каким настроем. Умение погружаться в бездну и возвращаться с непустыми руками - это и есть искусство, искусство восприятия, искусство фотографии.

Тот, кто овладел им, - по-настоящему счастлив.

© Николай Кузнецов

Эти фотографии я рассматривала долго. Насекомые похожи на спящих красавиц, украшенные росой, как алмазами. Туман над рекой… Капли на траве… От снимков идет энергетика утренней чистой радости, спокойствия, они приносят свет в душу. Автор – Павел Нагин, фотограф-любитель, делающий профессиональные снимки. Мне захотелось пообщаться с этим фотографом-натуралистом. И у нас получился вот такой диалог, в котором Павел без утаек поделился секретами, как фотографировать росу, туман и насекомых в росе.


В.А. Павел, добрый день! Как началось ваше увлечение фотографией? Я не профессиональный фотограф. Фотографирую для души, особенно нравится туманным утром. Раньше увлекался рыбалкой. Попробуйте хоть один раз встать до рассвета, пойти на природу с фотоаппаратом и потом за уши никто не оттянет от утренней фото-охоты:)))

В.А. Когда лучше всего фотографировать росу и туман?

Большинство пейзажистов (я тоже отношусь к их числу), предпочитают раннее утро или закаты, когда солнце стоит низко над горизонтом. Так как зенитное солнце из-за прямых лучей дает весьма плоскую картину. Мне больше нравиться снимать ясным, ранним, туманным утром. Роса сверкает миллиардами бликов, солнечные лучи пронизывают кроны деревьев, при этом туман служит естественным рассеивателем, и создаётся та удивительная и неповторимая атмосфера, которую я пытаюсь запечатлеть на фото.

Люблю густые туманы, когда можно рассмотреть солнечный диск, при этом создаётся очень приятная, нежная палитра. При съёмке в тумане необходимо протирать объектив, так как он постоянно запотевает.

Мне нравится фотографировать в контровом свете, который создаёт длинные тени, подчеркивает силуэты деревьев и светящиеся ореолы вокруг них. Так же нравиться красочная палитра закатов и восходов, возможность передать игру света и тени. В.А. То есть главный секрет красивых фотографий – надо раньше вставать. Как вы организуете ваши выходы? Перед съёмкой, ещё вечером, всё подготавливаю, для того, чтобы не просыпаться очень рано. Просыпаюсь обычно с учётом времени, которое потребуется на дорогу, а так же ориентируюсь на время восхода Солнца. Ведь на месте съёмки надо быть до восхода, чтоб не упустить драгоценные минуты:) Хорошо, если есть возможность заранее ознакомиться с местом и выбрать наиболее выгодные точки предстоящей съёмки. Одежда должна быть комфортной и защищать от кровососущих насекомых (особенно клещей, в последнее время их много развелось). Стоит использовать репелленты от назойливых комаров и мошек. Так же необходима лёгкая резиновая обувь.

В.А. Как фотографировать насекомых в каплях росы?

Когда солнце поднимается выше и туман рассеивается, представляется удивительная возможность для макросъёмки, ведь в траве множество насекомых, улиток и д.р. к тому же роса ещё не высохла, а это большой плюс. В это время освещение уже достаточно хорошее для съёмки на коротких выдержках. Мне нравиться фотографировать капли росы, паутинку, насекомых в росе.
В.А. Нужна ли для таких съемок специальная фототехника? Моя техника оставляет желать лучшего:))) У меня Canon 500 D- зеркальный фотоаппарат любительского класса (задумываюсь над приобретением более серьёзного Canon 5D). Объективы тоже бюджетные (EF-S 18-135 is , EF 50 1/8) и естественно штатив. Для макросъёмки использую макрокольца, они позволяют фокусироваться на близком расстоянии. В макросъёмке стараюсь использовать естественное освещение. В.А. Поделитесь, пожалуйста, техническими секретами съемки. Люблю снимать на больших выдержках и малой (закрытой) диафрагме, что важно в пейзажной съёмке т.к. необходима большая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Исходя из этого в основном использую полуавтоматический режим А(приоритет диафрагмы), иногда М — ручной и конечно же штатив. В.А. Как вы обрабатываете фотографии после съемки? Я часто использую панорамную съёмку из 2-3 кадров, а потом для сшивки кадров использую программу Autopano Giga. Пробовал несколько других программ, но по качеству сшивки больше всего понравилась эта. Для дальнейшей обработки использую довольно простую программу ACDSee Pro 5.

Обязательно наберитесь терпения и станьте внимательным наблюдателем. Возможно, чтобы получить желаемый кадр, придется сделать предварительно 10, 20, а может, даже 40 снимков. И наоборот, может случиться так, что придется долгое время "просидеть в засаде", прежде чем сделать хотя бы один кадр. Не торопитесь и не нервничайте: если насекомое повернуто спиной, просто подождите, пока оно развернется к вам "лицом". Старайтесь не двигаться возле объекта съемки либо делайте это очень медленно и аккуратно.

Минимальные настройки

Для начала переведите фотоаппарат в режим съемки "макро ". Помните, что вы будете снимать очень маленькие объекты. К тому же обязательно отключите вспышку – она может не только напугать насекомое, но и испортить кадр. Отличные снимки получатся, если сумеете сыграть на контрасте цветов : темных насекомых лучше фотографировать на светлом фоне, а светлых – на темном.

Если насекомое взмывает в воздух, не теряйтесь, а жмите спуск на фотоаппарате. Возможно, так вы получите яркий и живой кадр. Но не расстраивайтесь, если не получилось. Подобные снимки не всегда получаются даже у профессионалов.

Особенности насекомых – учитываем обязательно

Готовьтесь к съемке заранее. Продумайте, кого вы хотите сфотографировать. Для создания качественных снимков стоит узнать о повадках конкретных насекомых, их любимых растениях, фазах развития. Не стоит торопиться, пытаясь снять и бабочку, и кузнечика, и муху. Лучше остановите свой выбор на ком-то одном.

Помните, что красивой моделью для вас может стать даже самая обыкновенная муха . Режим "макро" позволяет разглядеть в ней много нового и интересного, того, что не видно невооруженному глазу.

Бабочки стремятся к свету, а потому в темное время суток, включив на даче лампу или светильник, можно привлечь легкокрылых существ и сделать отличные снимки.

Кузнечиков лучше искать в теплые и солнечные дни в густых зарослях. Лучшие же кадры со стрекозами получаются ранним утром у прудов, в зарослях озер и болот.

Прекрасные кадры могут получиться после дождя . Ведь в таком случае на ваших снимках будут изображены не только удивительные насекомые, но и, например, капли дождя на траве и цветках.

Отличным местом для первых съемок насекомых может стать ваш сад или дачный участок. Конечно, разнообразие насекомых там значительно меньше, чем, например, в чистом поле, но на первое время этого будет достаточно. Снимайте ранним утром там, куда попадают первые солнечные лучи. Делайте приманки, раскладывая кусочки спелых и ароматных фруктов.

Даже этих несложных правил хватит для того, чтобы сделать хорошие фотографии насекомых. Следуйте им и совершенствуйте свое мастерство.

Даже на самый поверхностный взгляд, сообщество фотографов неоднородно. Кто-то специализируется на человеческой фактуре или на архитектуре, кому-то милее пейзажи или заводские трубы, а кто-то предпочитает более скрытое от обыденного глаза. Это одна из самых созерцательных и редких каст охотников с фоторужьём наперевес. Кто ещё, скажите, будет полдня ползать в пыли, кусаемый муравьями и комарами, только ради того, чтобы снять бабочку, на мгновение севшую на стебелёк василька, Или божью коровку, ползущую по виноградной лозе. Или... вариантов бескрайнее множество.

Макросъёмка, как ничто другое, требует от фотографа самоотверженности, наблюдательности и изобретательности. Фотоохота и медитация в одном бокале. Человек, впервые открывший для себя прелесть такого рода съёмки, подобен Колумбу, невольно открывшему Америку. Это искусство в чистом виде, спроса на него на рынке услуг, в отличие от тех же съёмок свадеб, нет. Вопрос - что считать макро? Даже в специализированных журналах мнения по этому поводу расходятся. Главный критерий - масштаб, то есть соотношение размера реального объекта и его изображения на приёмнике (плёнка, экран). Как всегда, истина где-то посередине.

Макрофотографией можно считать масштабы съёмки в диапазоне от 1:5 до 5:1, от 10:1 и выше - микрофотография. Фото, снятое крупным планом (часто путают с макро) колеблется от 1:10 до 1:20. Всё остальное лежит в области так называемой “серой зоны”, то есть, в зависимости от жанра и сюжета может относиться к той или иной категории.

Доступными средствами...

Итак, вы решили заняться макросъемкой. Сейчас любая “мыльница” оснащена режимом “макро”. Переключаемся на него. Отключаем оптическое увеличение, настраиваем светочувствительность (”ISO”) на наиболее низкий уровень, включаем фокусировку по центру. При определённом терпении и старании можно будет добиться неплохих результатов. В касту макрофотографов таким путём не попасть, но для того чтобы порадовать близких и друзей - вполне достаточно.

Переходный этап, при наличии зеркальной фотокамеры, - это китовый, то есть базовый объектив, прилагающийся ко всем (или почти ко всем) профессиональным и полупрофессиональным фотоаппаратам.

Он же - самый дешёвый. “Киты” на максимальном телеположении (то есть в максимально сложенном состоянии) позволяют достичь масштаба 1:3, этого вполне достаточно для почти профессиональной съёмки цветочков или бабочек, но оценить нюансы переливов капли росы на спине улитки вряд ли получится.

В ход идёт тяжелая артиллерия

Когда вы перерастёте любительский уровень, встанет вопрос о профессиональном оборудовании. Оно дороже стоит, да и в погоне за бабочками вы убедитесь, насколько оно тяжелее, чем компактная “мыльница”. Но результат компенсирует всё, хотя для него и недостаточно будет просто нажать кнопку. Поговорим вкратце об оптике (начав с самых доступных вариантов).

    Насадочные линзы. Одно из самых простых средств уменьшения дальности фокусировки. Их плюс - не снижают фотосилу. Минус - снижают резкость и искажают картинку.

    Можно перевернуть объектив. Таким способом увеличивается масштаб без потери качества. Минус - сказывается на управлении фотоаппаратом не лучшим образом.

    Удлинительные кольца. Доступный способ увеличить фокусное расстояние. Минус - снижение светосилы и, опять же, из-за установленных колец, может не работать часть электроники.

  • Объектив для макросъёмки. Самый лучший вариант, главный минус - цена. Однако, заплатив, вы получите повышенную четкость и контрастность, качество на малых дальностях, возможность использовать насадки и удлинительные кольца.


  • Отдельно - о штативе для макросъёмки. При макросъёмке со вспышкой он особо не нужен, может даже помешать “охотиться” за объектом.

Но для более точной фокусировки и кадрирования он вам пригодится. Да и работать с фонами и вспышками несказанно легче, когда руки свободны. Лучше всего подойдёт штатив без центральной штанги либо если она съёмная. Можно взять небольшой штатив (настольный) и раздвижной упор. Если снимать на малой высоте - удобнее всего использовать мешочек с песком. Главное, что надо помнить, что выбор штатива - не вопрос “религии” бренда (Nikon или Canon), нужно, чтобы это была удобная и надёжная вещь.

Простор открыт!

На поверхности лежащий, но часто игнорируемый вопрос. Что считать объектами макросъёмки, помимо бабочек и цветов? А вот что:

  • Мелких животных (лягушек, ящериц и т.д.);

  • Плоды, ягоды, лишайники, грибы;

  • Воду в разных её агрегатных состояниях: капли, струи, лёд, снежинки, пар (существует даже специальная номинация на конкурсах);


  • Монеты, ювелирные предметы.

По видам макро различают: репортажное (прийти, заприметить, снять), контролируемое (долго изучать объект, продумать ракурсы, найти локацию, определиться со временем суток, с приманкой (если нужна), наблюдать за объектом, провести предварительные съёмки, провести разбор полётов, сделать выводы и перейти к решающей съёмке), постановочное (подразумевает большее вмешательство фотографа в естественную среду).

Советы: как работать при макросъёмке насекомых.

    Лучше всего начинать съёмки пораньше, когда насекомые не так пугливы.

    Развивать зоркость, наблюдательность и терпение.

    Маскироваться (одеваясь в камуфляж), передвигаться медленно, не стоять во весь рост, а пригибаться.

    Примечать любимые места посадки насекомых (особенно это касается стрекоз).

    Всё необходимое закреплять на поясе и на куртке, а не носить в сумке.

    Носить с собой варенье в шприце, чтобы иметь возможность оперативно “подкормить” бабочку.

  • Не помешает хорошо изучить особенности активности насекомых в той местности, где снимаете. Бывает такое, что нужных жуков приходится ждать год.

Особенности съёмки

При макросъёмке особенно актуален вопрос резкости. Ветер, колебание растений, шевеление насекомых, всё это приводит к смазыванию кадра. Можно использовать защитный экран и специальные фиксаторы для растений или переждать “бурю”.

Естественное освещение, то есть - солнце. Его минус в том, что при отсутствии дымки, оно даёт блики и жёсткие тени. Можно снимать при рассеянном свете (утром), а можно запастись отражателями и рассеивателями. Поляризованный фильтр также поможет избавиться от бликов.

В любом случае - без искусственного освещения, то есть - вспышки, не обойтись. При использовании одной вспышки, возможен провал фона. Поэтому - хорошо иметь дополнительную для подсветки.

Большинство нюансов усваивается на личном опыте. У каждого опытного фотографа тысяча и одна собственная наработка. Поэтому по одному и тому же вопросу можно найти большое количество противоположных соображений. Главное - начать и на собственных ошибках выработать индивидуальную манеру съёмки. Простор открыт.



Закрытие ИП