Как фотографировать луну ночью. Определение правильных настроек камеры. Как лучше фотографировать Луну

В этой статье я расскажу как фотографировать луну. И даже не просто луну, а пейзаж с луной. Скажу сразу, что задача непростая. Но результат может быть очень и очень интересным. Ради него стоит потрудиться. Для начала определимся когда лучше всего снимать. Конечно все видели различные фазы луны. Такие серпики, с различной шириной освещенной части.С каждым днем серпики становятся все шире и шире, пока наконец не наступает полнолуние.

О, эти дни полнолуния! Поэтическое время! Хочется читать стихи, влюбляться, делать комплименты девушкам. Но в этот раз мы ничем этим заниматься не станем. Потому что отправимся снимать пейзаж с луной. Хотя и девушку можете взять с собой. Она не только будет вдохновлять вас, но и послужит нам деталью в кадре, элементом переднего плана.

Полнолуние для нас важно еще вот по какой причине. Дело в том что снимать пейзаж с луной нужно во время лунного восхода. Т.е. когда луна только появляется над горизонтом.

Во первых в это время яркость лунного диска относительно невелика. Она вполне сравнима с яркостью переднего плана, с деталями нашего будущего пейзажа. Иными словами все элементы нашего снимка отобразятся адекватно и не потребуют какой то особой постобработки в фотошопе.

Во вторых, пока луна находится невысоко над горизонтом, она легко компонуется в пейзаже, иными словами адекватно сочетается с наземными деталями переднего плана нашего будущего снимка.

Но учтите- луна очень быстро поднимается над горизонтом. Поэтому время съемки очень ограничено. Около 30 минут. Но не спешите отправлять девушку- модель на исходную позицию. Еще немного астрономии.

Важно знать что время восхода луны –величина непостоянная. Каждый последующий лунный восход сдвигается по времени на 20- 40 минут вперед. Вот понаблюдайте за ней. И вы увидите что луна в течении своего месяца может всходить и утром и днем и ночью.

В дни полнолуния время ее восхода очень близко к времени захода солнца. Выражаясь поэтически- дни полнолуния, это время когда солнце как бы встречается с луной. Словно всматриваются друг в друга. Ну а потом солнышко спешит за горизонт на покой. А луна остается главной на небосклоне.

Вот еще одна очень важная астрономическая тонкость. За два дня до полнолуния наше ночное светило восходит перед заходом солнца. С разницей в несколько минут. Через два дня ее восход будет уже после захода солнца, в конце сумерек, практически в темноте.

Поэтому, нам с вами как фотографам очень важны вот эти два дня перед полнолунием.Они- идеальное время для съемки пейзажа с луной.

Представим себе лунный месяц как череду дней характеризующих какую то определенную фазу. При этом день полнолуния будет 15 днем лунного месяца. А оптимальное время для съемки нашего пейзажа будут 13 и 14 дни лунного месяца. Правда в эти дни освещенность лунного диска не совсем полная, где то около 98-99%, но визуально это почти незаметно.

Запишите эти даты в своем ежедневнике, ибо отправившись снимать закат в 13 и 14 лунные дни, вы сможете поснимать не только привычный закат, но и восход луны. Достаточно будет только развернуться с фотоаппаратом в противоположную сторону.

Еще одна важная особенность. Луна восходит над горизонтом там же где утром восходит солнце- на востоке. Летом место восхода смещается несколько к югу, а зимой к северу.

Поэтому будет крайне полезно, если вы заранее определитесь где будете снимать. Выберете место будущей съемки заблаговременно.

Идеальное место там где есть открытый горизонт в восточном и юго — восточном направлении. Хорошо если будет большое водное пространство, тогда есть шанс включить в кадр и красивую лунную дорожку.

Нет открытого горизонта? Тогда поищите в городе красивые кованные решетки, купола, другие архитектурные формы для переднего плана. Возможно просто обычные жилые дома, в которых уже зажигаются огни. Хорошо бы при этом забраться на этаж эдак девятый. Тогда сразу появится горизонт, если его не было до этого.

А еще можно попробовать поснимать луну над заводскими трубами, или терриконами, если у вас есть что- то такое в городе. Или например горы, это вообще идеальное место для такой съемки.

Ну а если вы решите все таки снимать восход луны в поле, то очень советую найти точку съемки около какого –либо холма(возвышенности), или на самом холме. Для того что бы по мере подъема луны над горизонтом менять и точку съемки с верхней на более низкую.

Теперь остается уточнить, когда же наступают эти самые благоприятные для съемки 13 и 14 лунные дни. Здесь все очень просто В сети достаточно ресурсов где есть эти данные.

Например сайт РП 5 , где кроме прогноза погоды, имеются данные о времени восхода и захода солнца и луны, а так же информация в какой фазе находится луна в в тот или иной день.

Или наберите в поисковике фразу « лунный календарь» и тоже сможете узнать текущий лунный день. А есть еще специализированные ресурсы, где кроме времени восхода и захода есть данные о точном направлении восхода для конкретного места.

Теперь о технике съемки. Очень желателен длиннофокусный объектив на вашей зеркальной камере. Чем длиннее, тем лучше. Для того что бы передать луну как можно крупнее.

Светосила объектива в этом случае не столь важна. Потому что нам все равно придется несколько прикрывать диафрагму. Насколько именно будет зависеть от наличия переднего плана в кадре.

Уже при фокусном расстоянии 200 мм для камеры с кропнутой матрицей лунный диск передается достаточно крупно. Но с объективами с фокусным расстоянием 300 или 500 мм результат может быть еще интереснее.

Если у вас нет такого объектива, то снимайте тем что есть, и особо не переживайте из за этого. Ибо ваша фантазия и ваша настойчивость смогут преодолеть любые технические нестыковки или отставания.Да и вовсе не обязательно вписывать луну на весь кадр.

Вспомните например картину Куинджи « Лунная ночь на Днепре». Тут может быть масса вариантов компоновки будущего снимка. Штатив для подобной съемки очень и очень желателен, а в ряде случаев просто необходим.

Очень важно не переэкспонировать лунный диск, что бы не потерялся характерный рисунок и рельеф ее поверхности. Поэтому фотографируя в одном из полуавтоматических режимов, в настройках камеры обязательно выставляем отрицательную экспокоррекцию, например -0,7 или – 1,0. Этим самым мы предотвратим возможную потерю деталей в светах.

Рассмотрим вариант съемки лунного пейзажа на примере одного из моих снимков. День съемки был выбран по календарю. Это был 14 лунный день, т.е за один день до полнолуния. Луна всходила одновременно с заходом солнца.

Ночь – не самое лучшее время для занятия фотографией. Но даже ночью можно найти интересный объект для съемки. Есть такое понятие – астрофотография , что означает съемку небесных объектов. Хороший вариант для , это Луна.

Итак, нам понадобится: фотоаппарат (лучше зеркальный, со сменными объективами), чистое звездное небо, объектив с максимально возможным расстоянием фокусировки, очень жестко зафиксированный штатив, ну и конечно сам объект съемки:-)
Снимать Луну лучше поздним вечером, но не ночью. Если удастся подловить то время, когда небо еще голубое, то кадр получится с насыщенным синим цветом неба. Если съемка ведется из открытого окна, а на улице достаточно прохладно, то кадр может не получиться. Восходящие потоки воздуха будут очень сильно снижать резкость, поэтому все же лучше выйти на улицу.

Настройка фотоаппарата для фотографирования луны:

Техника съемки достаточно проста. Устанавливаем фотоаппарат на штативе. Так как разрешение объективов к центру лучше, чем по краям, размещаем луну в центре кадра. Включаем точечный размер экспозиции по самой Луне.

Небесные объекты лучше снимать в формате RAW, баланс белого позже можно выставить в конвертере. С выдержкой нужно быть осторожнее, луна достаточно быстро перемещается по небу. Чтобы она не была слишком коротка, необходимо выставить ISO в районе 400 единиц и диафрагму примерно F8. А выдержку камера подберет сама.

Существует такая проблема: при съемке объектов с большим фокусным расстоянием, любые даже малейшие вибрации на камере очень заметно отразятся на полученном кадре. Поэтому рекомендуется в таких случаях использовать спусковой тросик, либо пульт дистанционного управления. Если камера не предполагает наличия таких функций, то можно просто использовать задержку спуска затвора. Стабилизатор при съемке луны, если камера стоит на штативе, лучше отключить, потому что он может только навредить.

При съемке с большим зуммированием и большим фокусным расстоянием, разрешение картинки может получиться не слишком высоким. Не стоит расстраиваться, если качество картинки непригодно для распечатывания, оно может вполне сгодиться для публикации на блоге в интернете или для печати в журнале. Съемка луны позволит приобрести бесценный опыт съемки со штатива разных объектов при невысокой освещенности. Специфика съемки предметов находящихся на земле, в условиях слабой освещенности точно такая же.

Ну а теперь предлагаю вашему вниманию идеи для фотосессии с луной - лунные фокусы:)

лунные фокусы

лунные фокусы

лунные фокусы

Луна всегда притягивала к себе внимание людей. Таинственная далекая планета всегда была окружена облаками мифов, слухов и тайн. Порой лунные пейзажи бывают настолько красивы и выразительны, что даже начинающие фотографы расчехляют свои простенькие мыльницы (или мобильные телефоны) в надежде запечатлеть это чудо. К сожалению, результаты таких спонтанных съемок зачастую бывают более чем удручающими. В этой статье мы учимся фотографировать Луну .

Когда лучше фотографировать Луну

Ни для кого не секрет, что Луну можно видеть даже днем. Иногда на ясном безоблачном небе вдруг появляется узкий серп, иногда чуть больше. Но никогда днем мы не увидим полной Луны. почему?

Все очень просто. Чтобы видеть полную Луну мы должны иметь Солнце на противоположной стороне, то есть за горизонтом. Следовательно, у нас должна быть ночь или по крайней мере вечер. Днем фотографировать Луну не очень интересно. Она блеклая, тусклая и невыразительная.

Темной ночью луну фотографировать проще всего. Она яркая, четкая. Поскольку небо вокруг нее почти черное, то можно не заботиться о том, чтобы как-то передать его цвет.

Самыми интереными, но в то же время сложными для исполнения, являются съемки Луны на восходе или на закате в сумерки. Обычно, это самые живописные картины. Представьте себе тихий летний вечер, все работы в огороде уже закончены, Вы поднимаете глаза от грядки вверх и вдруг видите над горизонтом большую полную Луну, яркую и желтую, как начищенная медная монета.

Если в душе вы больше фотограф, чем огородник, то вы немедленно отмываете руки от жирного чернозема, хватаете свою фотокамеру и мчитесь за деревню, чтобы снять этот волшебный пейзаж на фоне леса, речки или чего-то другого, достаточно красивого.

Действительно, если знать, как правильно фотографировать такие пейзажи, они получаются просто превосходными.


Мой брат известный фотограф Артем Кашканов показывает,
как правильно фотографировать Луну

Как правильно фотографировать лунные пейзажи

При съемке в сумерках у всех начинающих фотографов возникает одна и та же проблема. Я уж не говорю о том, что некоторые снимают такие пейзажи в авторежиме со вспышкой:)

Речь идет о том, что Луна на вечернем небе - достаточно яркий объект. Если вы настраиваете свой фотоаппарат так, чтобы хорошо получился сам вечерний пейзаж, то вместо такой яркой и красивой луны на фотографии получается просто белое пятно. Если укоротить выдержку, то сама Луна получится очень хорошо, но пейзаж будет очень темным, едва различимым.

Более того, если фотограф видит перед собой реальный пейзаж с крупной и красивой Луной, которую так и хочется фотографировать без остановки, то на фотографии она как правило получается просто яркой маленькой точкой.

Что же делать?

Как лучше фотографировать Луну?

Увы, я был бы последним негодяем, если бы сказал, что красивый лунный пейзаж можно получить даже используя камеру мобильного телефона. На каком-то этапе развития техники это, наверное, будет возможно, однако сейчас нам потребуется что-то посерьезнее.

Для съемки Луны лучше использовать пленочный фотоаппарат с телеобъективом. Почему именно пленочный? Все очень просто. Динамический диапазон у фотопленки заметно шире, чем аналогичный параметр даже у профессиональных цифровиков. Таки образом, чтобы получить красивую фотографию Луны на фоне вечернего пейзажа доставайте свой старенький "Зенит", топайте в магазин за фотопленкой (чувствительность не более ISO 100) и добывайте где-то телеобъектив. Естественно все это надо было сделать заранее, а не метаться по вечернему городу в поисках открытого фотомагазина, где продают пленку.

Однако, и на цифровую зеркалку Луну снять вполне можно, если знать как.

Далее привожу несколько фотоснимков, которые я сделал с балкона собственной квартиры. На примере этих фотографий вы сможете понять, какие параметры надо устанавливать при съемке лунных пейзажей. Фото даны без какой-либо компьютерной обработки.

Фото 1. Время 7:59. ISO 320, выдержка 1/50, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.


Не смотря на то, что небо было уже светлое, пришлось сделать его темнее за счет более короткой выдержки. В противном случае вместо Луны получилось бы светлое пятно.

Фото 2. Время 8:09. ISO 100, выдержка 1/30, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

Надеюсь, вы помните правило: чем меньше чувствительность, тем меньше шумит матрица, тем качественнее фото. Для того, чтобы получился город, увеличена выдержка. Результат налицо - рисунок на Луне не читается.

Фото 3. Время 8:27. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

По мере того, как небо становится все светлее и светлее, появляется возможность передать не только изображение на поверхности Луны, но и пейзаж под ней. Если немного доработать "землю" в фотошопе, получится вполне сносная картинка.

Фото 4. Время 8:28. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Этот снимок сделан практически сразу после предыдущего. Единственное, что было изменено из настроек - фокусное расстояние и, соответственно, диафрагма. Обратите внимание на то, что по мере приближении к горизонту очертания деталей на поверхности Луны становятся все более размытыми, а края более рваными. Это объясняется эффектом "дрожания" атмосферы.

Фото 5. Время 8:40. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Чем ближе к горизонту, тем Луна кажется больше. Однако, тем менее четкой она получается. Мы смотрим на Луну через толстый слой воздуха, который, к сожалению, не настолько прозрачный, как нам хотелось бы. На этой и следующей фотографии немного "подрезаны" небо и земля.

Фото 6. Время 8:44. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

И в заключении вот такая фантастическая картина. Если бы я не видел весь процесс, а случайно бросил свой взгляд в ту сторону, я был бы немало удивлен и долго бы гадал, что это за купол появился на горизонте. Ведь деталей на поверхности Луны теперь совсем не различить.

Чем ближе Луна к горизонту, тем стремительнее становится ее "падение". Это момент, когда фотограф должен быть очень внимательным и снимать самые интересные моменты. Например, проход Луны за столбом и т.д.

Солнце и Луна в кадре одновременно!

Эта фотография сделана обычной, а вовсе не профессиональной цифровой зеркалкой Canon EOS 300D с самым простейшим китовым объективом. Однако, давайте на секунду забудем о технических недостатках съемки и удивимся: в кадре одновременно присутствует и Солнце и Луна:

Если бы я заметил эту ситуацию ранее, когда солнце еще не совсем зашло, картинка была бы еще интереснее. Теоретически - нет ничего невозможного и для Вас сделать такую фотографию. Надо только как следует рассчитать дату, когда такая комбинация будет возможна, подгадать, чтобы была хорошая погода и - вперед.

Как фотографировать лунное затмение

Если Вам стало известно о том, что вскоре состоится частное, а еще лучше, полное затмение луны , это отличный повод провести ночь на природе, подышать свежим воздухом и, заодно, сделать отличные снимки. Фотосъемка Луны во время затмения тоже имеет целый ряд секретов и особенностей.

Конечно, вы понимаете, что надо вооружиться длиннофокусным объективом и треногой. Самое главное, не пропустить момент начала затмения. В отличие от солнечного, лунное затмение - процесс длительный и, соответственно, начинается он очень плавно.

Затем стоит снять все фазы затмения в том числе тот момент, когда от Луны остается один узенький серп.

Кстати, даже во время полного лунного затмения вы все равно сможете увидеть темную часть Луны. Она видна из-за солнечного света, проходящего через земную атмосферу и частично рассеянного ей. Особенно хорошо это увидит ваш фотоаппарат, если немного удлинить выдержку:

Здесь стоит снова обратить внимание на то, что использование качественной оптики и матрицы может значительно повлиять на результат. Например, взгляните на это фото:

Тогда, в 2004 году мне казалось, что эта фотография достаточно четкая и качественная. Однако теперь я уже так не думаю.

Луна всегда притягивала к себе внимание людей. Таинственная далекая планета всегда была окружена облаками мифов, слухов и тайн. Порой лунные пейзажи бывают настолько красивы и выразительны, что даже начинающие фотографы расчехляют свои простенькие мыльницы (или мобильные телефоны) в надежде запечатлеть это чудо. К сожалению, результаты таких спонтанных съемок зачастую бывают более чем удручающими. В этой статье мы учимся фотографировать Луну .

Когда лучше фотографировать Луну

Ни для кого не секрет, что Луну можно видеть даже днем. Иногда на ясном безоблачном небе вдруг появляется узкий серп, иногда чуть больше. Но никогда днем мы не увидим полной Луны. почему?

Все очень просто. Чтобы видеть полную Луну мы должны иметь Солнце на противоположной стороне, то есть за горизонтом. Следовательно, у нас должна быть ночь или по крайней мере вечер. Днем фотографировать Луну не очень интересно. Она блеклая, тусклая и невыразительная.

Темной ночью луну фотографировать проще всего. Она яркая, четкая. Поскольку небо вокруг нее почти черное, то можно не заботиться о том, чтобы как-то передать его цвет.

Самыми интереными, но в то же время сложными для исполнения, являются съемки Луны на восходе или на закате в сумерки. Обычно, это самые живописные картины. Представьте себе тихий летний вечер, все работы в огороде уже закончены, Вы поднимаете глаза от грядки вверх и вдруг видите над горизонтом большую полную Луну, яркую и желтую, как начищенная медная монета.

Если в душе вы больше фотограф, чем огородник, то вы немедленно отмываете руки от жирного чернозема, хватаете свою фотокамеру и мчитесь за деревню, чтобы снять этот волшебный пейзаж на фоне леса, речки или чего-то другого, достаточно красивого.

Действительно, если знать, как правильно фотографировать такие пейзажи, они получаются просто превосходными.


Мой брат известный фотограф Артем Кашканов показывает,
как правильно фотографировать Луну

Как правильно фотографировать лунные пейзажи

При съемке в сумерках у всех начинающих фотографов возникает одна и та же проблема. Я уж не говорю о том, что некоторые снимают такие пейзажи в авторежиме со вспышкой:)

Речь идет о том, что Луна на вечернем небе - достаточно яркий объект. Если вы настраиваете свой фотоаппарат так, чтобы хорошо получился сам вечерний пейзаж, то вместо такой яркой и красивой луны на фотографии получается просто белое пятно. Если укоротить выдержку, то сама Луна получится очень хорошо, но пейзаж будет очень темным, едва различимым.

Более того, если фотограф видит перед собой реальный пейзаж с крупной и красивой Луной, которую так и хочется фотографировать без остановки, то на фотографии она как правило получается просто яркой маленькой точкой.

Что же делать?

Как лучше фотографировать Луну?

Увы, я был бы последним негодяем, если бы сказал, что красивый лунный пейзаж можно получить даже используя камеру мобильного телефона. На каком-то этапе развития техники это, наверное, будет возможно, однако сейчас нам потребуется что-то посерьезнее.

Для съемки Луны лучше использовать пленочный фотоаппарат с телеобъективом. Почему именно пленочный? Все очень просто. Динамический диапазон у фотопленки заметно шире, чем аналогичный параметр даже у профессиональных цифровиков. Таки образом, чтобы получить красивую фотографию Луны на фоне вечернего пейзажа доставайте свой старенький "Зенит", топайте в магазин за фотопленкой (чувствительность не более ISO 100) и добывайте где-то телеобъектив. Естественно все это надо было сделать заранее, а не метаться по вечернему городу в поисках открытого фотомагазина, где продают пленку.

Однако, и на цифровую зеркалку Луну снять вполне можно, если знать как.

Далее привожу несколько фотоснимков, которые я сделал с балкона собственной квартиры. На примере этих фотографий вы сможете понять, какие параметры надо устанавливать при съемке лунных пейзажей. Фото даны без какой-либо компьютерной обработки.

Фото 1. Время 7:59. ISO 320, выдержка 1/50, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.


Не смотря на то, что небо было уже светлое, пришлось сделать его темнее за счет более короткой выдержки. В противном случае вместо Луны получилось бы светлое пятно.

Фото 2. Время 8:09. ISO 100, выдержка 1/30, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

Надеюсь, вы помните правило: чем меньше чувствительность, тем меньше шумит матрица, тем качественнее фото. Для того, чтобы получился город, увеличена выдержка. Результат налицо - рисунок на Луне не читается.

Фото 3. Время 8:27. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

По мере того, как небо становится все светлее и светлее, появляется возможность передать не только изображение на поверхности Луны, но и пейзаж под ней. Если немного доработать "землю" в фотошопе, получится вполне сносная картинка.

Фото 4. Время 8:28. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Этот снимок сделан практически сразу после предыдущего. Единственное, что было изменено из настроек - фокусное расстояние и, соответственно, диафрагма. Обратите внимание на то, что по мере приближении к горизонту очертания деталей на поверхности Луны становятся все более размытыми, а края более рваными. Это объясняется эффектом "дрожания" атмосферы.

Фото 5. Время 8:40. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Чем ближе к горизонту, тем Луна кажется больше. Однако, тем менее четкой она получается. Мы смотрим на Луну через толстый слой воздуха, который, к сожалению, не настолько прозрачный, как нам хотелось бы. На этой и следующей фотографии немного "подрезаны" небо и земля.

Фото 6. Время 8:44. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

И в заключении вот такая фантастическая картина. Если бы я не видел весь процесс, а случайно бросил свой взгляд в ту сторону, я был бы немало удивлен и долго бы гадал, что это за купол появился на горизонте. Ведь деталей на поверхности Луны теперь совсем не различить.

Чем ближе Луна к горизонту, тем стремительнее становится ее "падение". Это момент, когда фотограф должен быть очень внимательным и снимать самые интересные моменты. Например, проход Луны за столбом и т.д.

Солнце и Луна в кадре одновременно!

Эта фотография сделана обычной, а вовсе не профессиональной цифровой зеркалкой Canon EOS 300D с самым простейшим китовым объективом. Однако, давайте на секунду забудем о технических недостатках съемки и удивимся: в кадре одновременно присутствует и Солнце и Луна:

Если бы я заметил эту ситуацию ранее, когда солнце еще не совсем зашло, картинка была бы еще интереснее. Теоретически - нет ничего невозможного и для Вас сделать такую фотографию. Надо только как следует рассчитать дату, когда такая комбинация будет возможна, подгадать, чтобы была хорошая погода и - вперед.

Как фотографировать лунное затмение

Если Вам стало известно о том, что вскоре состоится частное, а еще лучше, полное затмение луны , это отличный повод провести ночь на природе, подышать свежим воздухом и, заодно, сделать отличные снимки. Фотосъемка Луны во время затмения тоже имеет целый ряд секретов и особенностей.

Конечно, вы понимаете, что надо вооружиться длиннофокусным объективом и треногой. Самое главное, не пропустить момент начала затмения. В отличие от солнечного, лунное затмение - процесс длительный и, соответственно, начинается он очень плавно.

Затем стоит снять все фазы затмения в том числе тот момент, когда от Луны остается один узенький серп.

Кстати, даже во время полного лунного затмения вы все равно сможете увидеть темную часть Луны. Она видна из-за солнечного света, проходящего через земную атмосферу и частично рассеянного ей. Особенно хорошо это увидит ваш фотоаппарат, если немного удлинить выдержку:

Здесь стоит снова обратить внимание на то, что использование качественной оптики и матрицы может значительно повлиять на результат. Например, взгляните на это фото:

Тогда, в 2004 году мне казалось, что эта фотография достаточно четкая и качественная. Однако теперь я уже так не думаю.

С тех пор, как приобрел свою камеру. Когда я ее впервые купил, около 5 лет назад, думал что получить стоящие снимки с помощью недорогого оборудования, которое у меня тогда было, будет маловероятно. Только после того, как привык снимать в мануальном режиме осознал, что ночная съемка абсолютно реальна.

Ночная фотосъемка сводится к технике длительного экспонирования фотографии. Простыми словами это означает, что вы открываете затвор и позволяете свету попадать на матрицу в течение длительного периода времени, вместо стандартного времени открытия-закрытия затвора, как это происходит в режиме «Авто».

Единственное, что необходимо для длительного экспонирования - это понимание основной концепции мануального режима. Это означает - понимать как соотносятся между собой такие понятия как выдержка, диафрагма и ИСО, чтобы получить лучшее изображение.

Цель этой статьи - вдохновить вас выйти на улицу и сделать самим несколько кадров. Предупреждаю вас - это затягивает.

Фотографирование Луны

Начнем с одного из самых простых объектов, которые можно найти на ночном небе - это Луна. Она не требует дополнительного оборудования, кроме цифровой зеркалки и объектива с длинным фокусным расстоянием (или зумом). Если вы хотите сфотографировать лунное затмение, или снимать панорамные ночные пейзажи, то это уже более сложные задачи, и я буду вдаваться в них чуть позже.

Оборудование

Зеркальная камера и объектив

В идеале, вы являетесь владельцем цифровой зеркальной камеры или имеете к ней доступ. Если нет, можете купить б/у цифро-зеркалку по доступной цене. Я быстро нашел Canon Rebel T2i/T3is за $300-$400. Или можете купить новую камеру за 500-1000 долларов (и дороже).

Если говорить об объективе, то для того, чтобы снять такие крупные планы Луны, я бы рекомендовал объектив с как минимум 200 мм (это называется телеобъектив). Вы всегда можете купить и подержанный объектив, но их сложнее найти. Я читал хорошие отзывы о Canon AF 70–300mm, новым его можно купить за 380 долларов. Дешевле не найдете!

Штатив

Поскольку Луна довольно яркая, штатив не обязателен, но с ним работать очень удобно, если нужно получить гарантированно четкий снимок. Если например, вы снимаете лунное затмение - тогда вам точно понадобится штатив, так как яркость Луны будет намного меньше чем обычно. Подойдет любой штатив. Уже несколько лет я использую штатив за 40 баксов. Вы можете найти такой в любом фотомагазине.

Дистанционное управление затвором

Оно требуется только при съемке лунного затмения или при фотографировании широкоугольной панорамы. При съемке с длинной выдержкой, стандартно нажав спуск затвора вы можете пошевелить камеру, что приведет к размытому изображению на фото.

Этого можно избежать также и с помощью пульта управления. Они обычно супер дешевые, если покупать на eBay или Amazon. Я бы посоветовал приобрести интервалометр, они всего на пару баксов дороже пультов, а функционал шире (подсказка: тайм-лапсы!). Если не хотите использовать дистанционное управление, можете обойтись просто таймером камеры.

Моя фототехника

Со временем я обновляю свое оборудование, которое использую. Поэтому часто покупаю более современную технику. Первой у меня была зеркалка Canon Rebel T2i (EOS 550D) с объективом 50 мм и штативом за 40 баксов. А сегодня я использую для лунной съемки следующее:

  • Фотоаппарат Canon 6D;
  • объектив Canon EF 100–400mm f/4.5–5.6L USM;
  • штатив Manfrotto 190XPROB с панорамной наклонной головкой 804RC2.

Также с момента, когда появился iPhone со встроеным wi-fi, я использую его для дистанционного управления своей Canon 6D.

Подготовительная работа

Положение и фаза луны

Если вы не опытный астроном, понадобится определенная помощь, чтобы определить, когда и где именно будет луна на ночном небе, в том числе, какой будет ее фаза. Вы можете выйти на улицу и сами все увидеть, или использовать для этого приложение iPhone, к примеру SkyView - это виртуальное небо у вас в кармане. Что я делаю - так это ввожу в поиск “Луна” и программа показывает, в какой она позиции на небе и в какой фазе.

Я могу проследить ее изменения во времени, нажав на нижнюю часть экрана, чтобы появилось меню настроек времени. Здесь можно видеть местоположение Луны, и каким оно будет в определенный день и время.

Помимо того, что приложение невероятно интересно даже просто, чтобы поиграться, оно позволит вам спланировать выходы на улицу, чтобы сфотографировать то, что вы хотите.

Основной экран приложения (слева). При нажатии на лупу входим в поиск (справа).

Погода

Следующее, что нужно проверять - это погода. Самая большая неприятность во время съемок чего-либо на небе - это облачность. Лучший метод от этого предостеречься - выйти на улицу и посмотреть, какие там тучи. Если все нормально, начинайте снимать свои кадры.

Тем не менее, если вы надеетесь сделать особенный кадр, например суперлуние или лунное затмение, важно знать, какие будут погодные условия. Если будет облачность, то может и нет смысла вставать ночью с постели и ехать куда-то далеко.

Когда дело доходит до погоды, тут будет незаменимым сайт Clear Dark Sky . Он обеспечивает простые диаграммы астрономических прогнозов, можете использовать их для фотографирования ночного неба.

На этих графиках есть много деталей, но те, которые больше будут вам актуальны, если собираетесь снимать Луну - в верхнем ряду - Cloud Cover. Если здесь, рядом со временем, в котором собираетесь делать съемку, все заполнено белыми квадратами, скорее всего, вам не повезло. Если же квадраты темно-синего цвета - вероятно это хорошие условия. В примере ниже, после обеднее небо среды выглядит полностью облачным, но под вечер к 22:00 оно красиво проясняется.

Композиция

В целом, композиция не играет большой роли, если вы хотите просто запечатлеть Луну. Обычно я центрирую ее в кадре и делаю снимок. Вы можете сделать кадр интереснее, добавив что-то на передний план, например дерево или сарай. Это придаст изображению глубину, но такие сюжеты в реальности можно снять только с очень длинным телеобъективом.

Для фото вы можете использовать и объектив с более коротким фокусным расстоянием, и потом кадрировать композицию, но в результате может получится изображение с недостаточной детализацией, и будут заметны шумы/зернистость.

Мне нравится запечатлевать Луну, находящуюся за облаками. Это добавляет мистицизма. На первой фотографии облака используются для окружения, а дерево на переднем плане для обрамления. Во втором снимке используется только облачность.

Не стоит всегда делать только крупные планы. Переход к широкоугольному кадру, включающему в себя землю - это не менее круто.

Снимок ниже требует больше способностей, так как нужно держать затвор открытым в течение примерно 15 секунд, и нужно установить диафрагму и ISO, чтобы гарантированно получить в результате красивую композицию. На фотографии Луна восходит над фермерским полем.

Съемка

Как только вы пришли на место съемки с камерой, зафиксированной на штативе, существует несколько вещей, которые нужно проверить дважды.

Во-первых убедитесь в том, что камера настроена делать фотографии в RAW, а не JPEG. Это даст вам возможность быть более гибким при работе со светом, который можно улучшить при постобработке (подробнее об этом ниже).

Во-вторых, фокусировка может быть немного сложнее в ночное время, так как свету, попадающему в камеру недостает контраста. В большинстве случаев при съемке Луны, чтобы не было никаких проблем на фото, отключите автофокус. В условиях низкой освещенности автофокус может вообще не работать. В таких обстоятельствах я использую мануальную фокусировку.

Для того, чтобы получить четкий фокус, я перехожу в режим live view и использую цифровой зум - это увеличительное стекло в вашей камере.

Попробуйте разобраться со своим фотоаппаратом, чтобы понять, как с ним работать. Вот кнопки для Canon 6D:

Нажмите кнопку live view (сверху), а затем воспользуйтесь зумом (ниже) для цифрового увеличения вашего объекта

После того, как зуммированием вы сделали нужную композицию в кадре, наведите фокус вручную, используя для этого кольцо фокусировки на объективе. Используйте дисплей live view, чтобы навести резкость на Луну. После этого, старайтесь не прикасаться к объективу снова.

И последний момент, который нужно учитывать - Луна двигается очень быстро. Вы должны будете захватывать композицию и снимать фотографии сравнительно быстро, и вручную следить за Луной, корректируя положение камеры штативом. В добавок к этому, при зуммировании Луны, выдержка должна быть менее 2 секунд, иначе Луна будет размываться движением.

Теперь вы готовы к съемке! Ниже несколько начальных параметров съемки, которые я использую в разных условиях:

Естественная яркая Луна:

  • Диафрагма f/11.
  • ISO 100.
  • Выдержка 1/20 - 1/50 секунды.
  • Фокусное расстояние 400 мм.

Я обычно начинаю с указанными выше настройками и корректирую их в зависимости от получившегося результата, который вижу на пробном снимке. Один момент, о котором нужно постоянно помнить - чем сильнее прикрыта диафрагма, тем резче будет ваше изображение. Тем не менее, ее нельзя закрывать слишком сильно, иначе дифракция съест вашу резкость.

Воспользуйтесь калькулятором, чтобы увидеть, как влияние значения диафрагмы может повлиять и ухудшить фотографию.

Зная все это, если ваше изображение слишком светлое, прикройте диафрагму до f/11 или f/16 и не трогайте остальные настройки. Ниже пример очень яркой Луны, которая выглядит действительно резко и красиво.

Выдержка 1/50s, f/22, ISO 200. Фокусное расстояние 400мм

Изображение, которое у вас получится снять, не будет выглядеть таким же как на этой фотографии. Она была сильно кадрирована и слегка подкрашена. Не расстраивайтесь. Вот то, что вы примерно сможете увидеть на своей камере:

Кадр прямо с камеры, без кропа или пост-обработки

В случае, если вы хотите снять темную луну, это немного меняет ситуацию. Так как света уже мало, нужно изменить настройки камеры, чтобы то, что есть на небе могло дойти до ее сенсора. Необходимо полностью открыть диафрагму. Это позволит пройти максимальному количеству света, которое способен пропустить объектив. Затем вам нужно увеличить выдержку, чтобы на сенсор прошло еще больше света.

И, наконец, вам вероятно потребуется увеличить ISO, чтобы сделать вашу камеру более чувствительной. Отсутствие баланса в этих изменениях приведет к ухудшению резкости, и увеличению шумов. Правило, которого я придерживаюсь - поднимать ISO в последнюю очередь.

Вот настройки, которые я использовал для прошлого лунного затмения:

  • диафрагма f/6.3.
  • Фокусное расстояние 400 мм.
  • Выдержка 1,3 секунды.
  • ISO 400.

Широкий угол обзора

Основное различие между съемкой лунного затмения крупным планом и панорамно в том, что телеобъектив сменяется широкоугольным объективом; например 18-55 мм, который поставляется с большинством зеркалок начального уровня.

Еще одна большая разница в том, что нужно пропустить больше света к сенсору камеры, чтобы и ночной пейзаж и звезды смогли вместится в изображение. Из-за этого Луну прийдется немного передержать (переэкспонировать), но результат будет выглядеть красиво.

Подбирайте настройки так, чтобы найти правильный баланс. При съемке пейзажей, я использую минимальное фокусное расстояние, которое только возможно.

Если у вас китовый объектив, используйте расстояние 18 мм (или другой самый широкий угол). Нужно также максимально открыть диафрагму. Что касается выдержки, затвор нужно оставить открытым на много дольше, чем ранее.

В большинстве случаев, вы не получите хороший кадр со звездами, при выдержке короче 10-20 секунд. Почему тогда не увеличить ее до 30 секунд? Причина кроется в Земле, она вращается, и если оставлять затвор открытым слишком долго, начнут появляться полоски. Это может быть и желаемым эффектом, но в данном случае мы хотим избежать появления .

В конце концов, в большинстве случаев, нужно будет увеличить ISO, совсем немного; начните с 800, перейдите на 1600 или 3200, если ваша экспозиция совсем плохая.

Фото восходящей Луны на фоне звезд (показано выше) было снято с такими настройками:

  • диафрагма f/4.
  • Выдержка 16 секунд.
  • ISO 3200.
  • Фокусное расстояние 24мм.

Постобработка

После того, как вы сняли фотографии, нужно просмотреть, как они выглядят на компьютере. Сначала я даже и не думал, что снимки нужно обрабатывать. Когда я начал заниматься ночной фотографией, то осознал, что в большинстве случаев хочется улучшить то, что было сделано камерой.

Основная причина заключается в том, что при длительной экспозиции очень сложно угадать идеальное количество света. позволяет свести к минимуму лишний свет, и увеличить полезный.

Постобработка - это ключевой момент при создании красивых фотографий, и полностью зависит от способностей фотографа применить ее правильно. Некоторые применяют кардинальные меры при постобработке. Но лично мне не нравятся фотографии, которые выглядят неестественно, я хочу усилить естественные элементы на фотографии. Тем не менее, нет правильных и неправильных методов обработки. Это дело фотохудожника, выбирать, как будут выглядеть его изображения.

Для постобработки большинство фотографов используют Adobe Photoshop и Adobe Lightroom. Лично я полностью использую Lightroom для организации и коррекции изображений. Загружаю Photoshop только когда нужно сделать более сложную коррекцию.

Также Photoshop очень дорого стоит и вы можете приобрести его только как часть Adobe Creative Cloud, так что за это платить придется постоянно. Рекомендую остановиться на Lightroom 5, пока Lightroom еще не оказался вовлеченным в облако. Для этого нужно заплатить $80 один раз, это абсолюная необходимость для любого фотографа.

Мой быстрый и грубый процесс обработки выглядит следующим образом:

  • Включить коррекцию искажений объектива, чтобы исправить и .
  • Подстроить до желаемой яркости/интенсивности.
  • Увеличить резкость.
  • Уменьшить шум (варьируется в зависимости от того, насколько шумным является изображение).
  • Слегка обесцветить изображение.
  • Подстроить тональность или насыщенность тех цветов, которые должны сиять.


Бизнес идеи