Фипи собеседование по русскому языку. Михаил Васильевич Ломоносов. По русскому языку

Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.

Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018 - демоверсия от ФИПИ

Дополнительные материалы и оборудование

Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть

Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, – 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.

До того, как новая форма экзамена станет обязательной для всех, модель должна пройти апробацию. Осенью 2016 года два варианта устного экзамена (с «живым» собеседником и с компьютерной форме) «обкатали» на 1500 школьниках из Московской области, Татарстана и Чечни. Проанализировав результаты, разработчики решили остановиться на форме собеседования с преподавателем.

В 2017-2018 учебном году пройдет масштабная апробация этой модели: устное собеседование по русскому будут проходить девятиклассники из 19 регионов России. Экзамен пройдет осенью, и его результаты никак не повлияют на допуск или недопуск школьников к сдаче ГИА . Поэтому девятиклассники могут не волноваться - по сути, в этом году испытываются не их знания, а работоспособность модели экзамена.

Сроки, когда итоговое собеседование станет обязательным для всех учеников 9-х классов, пока официально не озвучиваются - это будет зависеть в том числе и от результатов апробации.

Как будет проходить устный экзамен по русскому языку

Предполагается, что собеседование девятиклассники будут проходить в своих школах , однако в качестве экзаменаторов будут выступать «незнакомые» учителя, ранее не преподававшие у этих ребят. Собеседование будет проходить в режиме «один на один» и записываться на аудио или видео. Время, отведенное на каждого ученика - около 15 минут .

Задания будут носить исключительно практический характер - никаких правил, разборов предложений и тому подобное. Задача собеседования - проверить, владеет ли школьник достаточными навыками спонтанной (неподготовленной) устной речи, умеет ли он внятно и относительно грамотно изъясняться по-русски, строить монологические высказывания, вести диалог и так далее.

Собеседование включает четыре задания , и все они относятся к базовому уровню. Это:

  • чтение вслух;
  • пересказ,
  • монолог,
  • диалог с экзаменатором.

Задания по сути своей являются несложными, а для их успешного выполнения не требуется специальная подготовка.

  1. В первом задании собеседования ученик должен прочитать вслух небольшой (150-200 слов) текст об одном из знаменитых представителей нашей страны. На подготовку ему дается две минуты. Читать надо внятно и с выражением, правильно интонируя знаки препинания (ведь только в таком случае текст будет адекватно восприниматься на слух).
  2. На подготовку ко второму заданию - пересказу текста - ученику дается одна минута. Для пересказа предлагается короткий, на один абзац, текст и дополнение к нему - высказывание, которое надо будет органично включить в пересказ. Первое и второе задание могут быть тематически связаны - так, в подготовленной ФИПИ демо-версии для чтения вслух предлагается текст о полете Гагарина на корабле «Восток», для пересказа - информация о создателе корабля Королеве.
  3. Третье задание собеседования по русскому языку - монологическое высказывание . Здесь экзаменующемуся предлагаются три варианта на выбор: он может описать предложенную картинку, рассказать о своем личном опыте или высказать свое мнение о проблеме. Предложенные темы разнонаправлены, что позволяет выбрать наиболее интересный для себя вариант. К каждой из них прилагаются опорные вопросы, что должно облегчить задачу. На обдумывание и подготовку также дается одна минута, а сам монолог должен «уложиться» в три.
  4. Последнее экзаменационное задание - диалог . Здесь ученику предстоит дать развернутые ответы на три вопроса экзаменатора (все они имеют отношение к теме, выбранной для монолога). На заключительную часть собеседования также отводится три минуты.

Критерии оценки итогового собеседования

Итоговые баллы за собеседование складываются из баллов, полученных за каждое из четырех заданий, а также оценки «качества речи» - оно оценивается отдельно по первым двум заданиям и по логическому блоку из монолога и диалога.

За чтение вслух можно получить два балла - один за правильное интонирование знаков препинания, второй - за темп речи (нельзя «частить» или напротив - слишком замедляться, темп должен быть таким, чтобы текст адекватно воспринимался на слух). Пересказ также оценивается в два балла - один можно получить за сохранение микротем исходного текста, второй - за органичность включения в пересказ заданного высказывания (цитировать его можно любым способом).

Если во время выполнения первых двух заданий не было допущено грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, а слова произносились без искажений - за качество речи будет начислено еще два балла (до трех ошибок - один балл). Таким образом, максимум, который можно получить за два первых задания - 6 баллов.

При оценке монологического высказывания основным критерием является степень выполнения коммуникативной задачи (то есть общее качество высказывания). Если экзаменующийся сумел выстроить внятное развернутое высказывание, дав ответы на все опорные вопросы и не допустил фактических ошибок - он получает по этому критерию один балл. Если эта задача не выполнена - баллы за монолог не выставляются. Второй критерий - речевое оформление монолога (цельность, логичность и последовательность изложения). Оно также оценивается в один балл, соответственно максимум за монолог - 2 балла .

В диалоге каждый из трех ответов оценивается отдельно - по баллу на каждый . Оценка «0» выставляется, если учащийся дал односложный ответ или не стал отвечать вообще.

Оценка за грамотность речи, выставляющаяся по итогам выполнения задания 3 и 4 - самая «весомая», здесь можно заработать до трех баллов . Два из них приходятся на грамотность речи (она оценивается так же, как и в первом блоке заданий), еще один балл можно получить за «речевое оформление» (лексический запас, синтаксическое разнообразие, точность и богатство речи).

Таким образом, максимальное число баллов за итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе составляет 14. Итоговая оценка за экзамен - «зачет» или «незачет» . Для того, чтобы собеседование считалось успешно пройденным, а допуск к ГИА был получен, девятикласснику необходимо набрать не менее 8 баллов .

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила выразительного чтения Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

Алгоритм подготовки к выразительному чтению внимательно прочитайте текст; определите тему, основную мысль текста; определите цель чтения (убедить слушателя); внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам; прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки; прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

При выразительном чтении должны учитываться: · Интонация · Логическое ударение · Пауза · Темп · Высота и сила голоса

Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к концу предложения. Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения. Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.

Логическое ударение 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы). 2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. НАПРИМЕР: Маше нравится не петь, а танцевать. Лене нравится, а не тебе. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. НАПРИМЕР: Это крик совы. 5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения. НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении

Запятая Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается (при понижении голоса создается впечатление законченности мысли, то есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл): Чехов создал образы людей,/ жизнь которых пришлась на переломный момент истории. Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова: Еду, еду в чистом поле! Запятые, стоящие перед второй частью сложных союзов, интонационно не выделяются: · Потому, что · Оттого, что · Для того, чтобы · Несмотря на то, что

Точка Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать. В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного: Днем редко увидишь сову. //Всё-таки это ночная птица.//

Двоеточие. Многоточие Двоеточие Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах. Многоточие Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения: Мне послышалось, что он заплакал:// а надо вам сказать,/ что Азамат был преупрямый мальчишка и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь,/ даже когда он был помоложе….

Знак вопроса. Восклицательный знак Знак вопроса При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно. Знак восклицания выражает сильные эмоции: · Восторг · Радость · Удивление · Утверждение · Досаду При передаче этих чувств интонацию следует повысить, силу тона увеличить, а голос повысить (но не переходя в истерику) Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Тире. Точка с запятой Тире Это знак заменяет отсутствие слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса. Чтение/ - вот лучшее учение. Точка с запятой Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение. Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.

Кавычки. Скобки Кавычки В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения. Скобки В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса: Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задание № 2 ПЕРЕСКАЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время подготовки – 1 минута Время ответа – 3 минуты

Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль "Восток-1", доставивший Гагарина на орбиту. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине: Задание № 2 «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. У Вас есть одна минута на подготовку. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Рекомендации Сначала учащиеся должны прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно! Последовательность подготовки к пересказу: самостоятельно прочитать текст и сформулировать его основную мысль; пронумеровать количество абзацев; выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; установить причинно-следственные связи между событиями; пересказать текст, логично и уместно включив приведенное высказывание.

Желателен подробный пересказ (НО в задании не указывается, сжатый или близкий к тексту должен быть пересказ). Во время подготовки учащиеся могут делать записи: план текста, ключевые слова, имена, даты – и во время пересказа пользоваться этими записями. Цитату, которую нужно вставить в текст, заучивать или записывать не надо. Вариант вставки цитаты в текст может быть не один! Цитату нельзя просто «прилепить» к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию. Уместно (но необязательно!) при включении цитаты пользоваться « подводными » словами, например: «Оценивая вклад … (имя героя текста) в … (его дело), … (автор цитаты) говорил… «… (автор цитаты) высоко ценил … (герой текста) и говорил, что …» и. п. А можно просто воспользоваться одним из способов цитирования:

Способы цитирования

Важно! При подготовке к выразительному чтению и пересказу надо наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты). Чтение цитаты - первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) Второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях + обозначение (записывание на черновик) абзацев, имен, дат, ключевых слов Выразительное чтение текста (выполнение задания 1) Повторное чтение цитаты + чтение текста с обозначением места и способа цитирования Последнее чтение текста + сверка с записями Пересказ текста (выполнение задания 2)

№ Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы П 1 Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна микротема или более 0 П 2 Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 П3 Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 П 4 Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4 прослушивание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Монологическое высказывание

ЗАДАНИЕ 3 Монологическое высказывание Выберите одну из тем для беседы Темы для монолога

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Диалог

Задание 4. Диалог В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. Круг возможных вопросов для диалога К теме 1 «Праздник» 1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)? 2) Когда можно сказать, что праздник удался? 3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему? К теме 2 «Поход (экскурсия)» 1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? К теме 3 «Мода» 1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»? 2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 3) Приведите пример отрицательного влияния моды. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 4) Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас? За что можно уважать человека?

Критерии оценивания диалога (Д). Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге. 1 Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. 0 Максимальное количество баллов 1 Выполнение коммуникативной задачи оценивается для всех вопросов. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам. Максимальное количество баллов за диалог – 2.

Спонтанная (неподготовленная) речь Спонтанная речь - разновидность устной речи в диалогической форме, отличающейся тем, что участники диалога не готовятся к акту общения, не обдумывают заранее того, что намереваются высказать. [Антипова А.П.]. Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г.М.]. Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. [Девкин В.Д.]. Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи.

ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ Темы, актуальные для говорящего с сфере его личных интересов и межличностных отношений (человек и его личная жизнь, работа, профессия, образование, воспитание, свободное время, увлечения) Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство) Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека); Темы профессиональной направленности (ученик как субъект учебной деятельности)

Что такое диалог? Целенаправленный характер речевой деятельности, когда человек стремится своими высказываниями воздействовать на собеседника. Мотивированный характер речевой деятельности, так как к нему побуждает что-то личное. Объяснение какого-либо факта, доказательство, умозаключение, вывод, обобщение. Наличие каких-то взаимоотношений с собеседником, образующих ситуацию общения. Развернутые ответы на вопросы по выбранной в 3 задании теме.

Подготовка к диалогу Задача: предъявить информацию и аргументировать ее Внимательно выслушайте вопрос Выделите ключевые слова Избегайте односложных ответов: «да», «нет», «конечно». Используйте СПП: обоснование и тезис связываются союзами потому что, так как, поэтому, таким образом, итак, следовательно Смягчайте: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», «можно с уверенностью сказать», «во-первых», «во-вторых», «наконец» и т. п. Обратите внимание на последний вопрос, так как он требует наиболее развернутого ответа

Ведение диалога Убираем односложные ответы из речи («да», «нет») и повышаем ее качество. Ответы должны быть развернутыми. Развернутый ответ – ответ, в котором повторяются все элементы вопроса, желательно содержание большего количества данных. Развернутый ответ – это суждение, вызванное вопросом. Развернутое высказывание – это последовательное изложение, связное, законченное.

Алгоритм работы Определяю основную мысль вопроса и отвечаю: Так это или иначе? По какой причине? Отчего это происходит? и т.п. Создаю суждение, объясняющее или доказывающее основную мысль. Задаю вопрос к выводу: Что следует из моих рассуждений? Какой отсюда следует вывод? (Следовательно, таким образом, значит)

Работа на уроках 1 . Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы. 2. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии). 3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики - стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику). Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации) ; не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).

1)Нужна ли в школе обязательная форма одежды? Вариант ответа: Да, обязательная форма одежды в школе нужна, потому что строгий стиль создает деловую атмосферу, необходимую для занятий. 2) Есть ли у вас в школе форма? Вариант ответа: Конечно, у нас в школе есть форма, но не все ученики любят ее носить. 3)Есть ли необходимость требовать ношение школьной формы? Вариант ответа: Да, я считаю,есть необходимость требовать ношение школьной формы, так как, во-первых, она помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива, во-вторых, убирает социальные различия между бедными и богатыми. Следовательно, неплохо было бы ввести её в школе как обязательную форму одежды.

Литература ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. М., 2017 Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. - Улан-Удэ, 1974. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012 Материалы сайта http://licey.net Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018

Что обязательно надо помнить ученику выпускник 9 класса вправе готовиться и отвечать 15 минут

Схема оценивания заданий 1, 2 для эксперта (прилагается к демоверсии)

Схема оценивания заданий 3, 4 для эксперта (прилагается к демоверсии)

Листы оценивания

Задание 1 Выразительное чтение текста вслух 2 минут ы на подготовку

Оценка выполнения задания 1 Критерии оценивания чтения вслух Баллы Критерий 1. Интонация чтения Интонация учащегося соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Критерий 2. Темп чтения Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0 прослушивание

Задание 2 Пересказ прочитанного текста (с дополнением его цитатой) 1 минута на подготовку

Оценка выполнения задания 2 Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы Критерий П1 . Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста учащийся сохранил 1 Учащийся упустил или добавил одну или более микротем 0 Критерий П2. Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 Критерий П3. Работа с высказыванием Высказывание учащийся включил в текст во время пересказа уместно, логично 1 Высказывание включил в текст при пересказе неуместно и нелогично, ИЛИ высказывание не включил в текст при пересказе 0 Критерий П4. Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) Максимальное количество баллов- 4 0

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 Критерии оценивания правильности речи в заданиях 1 и 2 Баллы Г Соблюдение грамматических норм -грамматических ошибок нет -допущены грамматические ошибки (1 и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм - орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слова с поставленным ударением) -допущены орфоэпические ошибки (2 и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок Допущены речевые ошибки (4 и более) 1 0 ИСК Искажение слов Искажений слов нет Допущены искажения слов (одно и более) 1 0 Максимальное количество баллов - 4

Общий балл за выполнение заданий 1 и 2

Задание 3 Монологическое высказывание 1 минута на подготовку 3 минуты на монолог

Оценка выполнения задания 3 Критерии оценки монолога Баллы Критерий М1 . Выполнение коммуникативной задачи Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют 1 Предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но привёл менее 10 фраз по теме высказывания, и/или допустил фактические ошибки 0 Критерий М2. Учёт речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Критерий М3. Речевое оформление Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более) 0 3 балла – максимум за монолог прослушивание

0 минут на подготовку 3 минуты на диалог Задание 4 Диалог с экзаменатором-собеседником по выбранной учащимся теме

Оценка выполнения задания 4 Критерии оценивания диалога Баллы Д1 Учащийся справился с коммуникативной задачей. Ответил на вопрос в диалоге 1 Не ответил на вопрос в диалоге или ответ односложный 0 Д2 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации Условия речевой ситуации не учтены 1 0 Максимальное количество баллов – 2 прослушивание

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) баллы Г Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет Допущены грамматические ошибки (1 и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических норм нет, или допущено не более 2 орфоэпических ошибок Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок Допущены речевые ошибки (4 и более) 1 0 РО Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 1 0 Максимальное количество баллов - 4

Общий балл за выполнение заданий 3 и 4

Спасибо за внимание. Успехов в работе!

Итоговое собеседование для девятиклассников было введено в общероссийскую практику относительно недавно. В 2017 году говорение как часть было проведено в тестовом режиме – в эксперименте принимали участие школьники, представляющие Московскую область, Татарстан и Чеченскую Республику. После обработки результатов Ольга Васильева, возглавляющая Министерство образования и науки РФ, сообщила, что данная форма проверки знаний станет обязательной компонентой данного ОГЭ.

Более того, говорение будет предварительным этапом экзаменации, по результатам которого ученик будет допущен или не допущен к сдаче . Со временем планы министерства слегка изменились. Было озвучено, что 19 регионов страны пока что будут проводить собеседование на добровольной основе, без привязки его результатов к ОГЭ по русскому языку.

Однако расслабляться девятиклассникам еще рано. Учитывая, что в России образовательные реформы реализуются довольно быстро, можно предположить, что говорение еще могут сделать допуском к письменной части экзаменации. К тому же, некоторые полагают, что говорение не должно вызывать у девятиклассников никаких неудобств. Все они каждый день общаются со сверстниками и родителями, выражают свои мысли на уроках, смотрят фильмы и передачи на русском языке – а значит, могут свободно поддержать диалог.

Каждодневное общение на русском языке с друзьями и родителями вовсе не значит, что вы легко сдадите собеседование на высокий балл!

Однако собеседование, как и любой другой экзамен, предполагает соблюдение строгих правил и норм. К тому же, далеко не каждый школьник умеет говорить красиво и правильно, используя грамотные интонации и литературные языковые приемы, применяя сложные конструкции и богатый словарный запас. Чтобы без труда пройти это испытание, стоит уделить время подготовке и понять, что будет входить в структуру собеседования по русскому языку в 2018 году.

Демонстрационный вариант устного собеседования

Структурные особенности собеседования

Решение о включении устной части в ОГЭ по русскому языку было принято после того, как российские ведомства презентовали новую концепцию образования. С ее помощью планировалось улучшить преподавание русского языка и литературы для формирования у школьников навыков литературной речи.

Перед тем как ввести собеседование в программу ОГЭ, были опробованы несколько моделей этого испытания. Первая из них предполагала общение школьника с членами экзаменационной комиссии, а вторая – компьютерную форму с записью речи учеников при помощи соответствующего ПО. Тестовый вариант говорения, в котором в 2017 году приняло участие 1500 школьников, показал, что живое общение является предпочтительной формой аттестации.


Зазубривание учебника по русскому языку вам не поможет – на собеседовании важно не только знать правила, но и свободно применять их в устной речи

Во время собеседования комиссия оценит коммуникативные навыки девятиклассников, выявит их способность к ведению диалога на заданную тему, умение осуществлять монологические высказывания, ретранслировать и пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника. Основной акцент сделан на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделят не более минуты.

В общей сложности школьникам предстоит столкнуться с четырьмя видами заданий, в числе которых:

  1. Выразительное чтение текста, написанного в научно-публицистическом стиле. Эта часть собеседования может принести ученику до 2 баллов (14% от всех баллов за КИМ).
  2. Пересказ текста, прочитанного в первом задании. При этом ученик должен не только озвучить основные мысли, изложенные во фрагменте, но и дополнить его своими комментариями и мыслями. Данная часть собеседования оценивается в 2 балла (14%).
  3. Монолог на тему, которую ученик может выбрать из нескольких предлагаемых вариантов. Выбор может быть сделан в пользу одной их трех тем. Обычно к данному заданию прилагается фотографическое изображение и план монолога. Задание также оценивается в 2 балла (еще 14%).
  4. Диалог с членом экзаменационной комиссии. Данный вид задания может обеспечить ученику еще 3 балла (22%).

Дополнительные 2 балла можно будет заработать, соблюдая литературные языковые нормы при выполнении заданий номер 1 и 2. Отдельной оценки заслуживает речевое оформление ответов девятиклассника при ведении диалога и монолога – оно оценивается в 3 балла. Эти баллы являются особенно важными, ведь они составляют 36% от всех экзаменационных «очков».


В течение 15 минут комиссия будет оценивать ваши навыки в говорении

Максимум первичных баллов, которые можно заработать на собеседовании – 14. На говорение каждому ученику отводится не более 15 минут, а все ответы школьника будут зафиксированы на аудионосителях. Оценивание проводится по зачетной системе, то есть «зачет» или «незачет». Говорение будет зачтено лишь тем девятиклассникам, которые смогут набрать хотя бы 8 первичных баллов.

Отдельно стоит упомянуть критерии, на основании которых будет оцениваться речь ученика. Экзаменаторы будут выставлять баллы, учитывая следующие моменты:

  • при чтении текста важным фактором является интонационная составляющая – паузы и акценты должны четко соответствовать пунктуации, встречающейся в тексте. В первом задании также проверяется темп чтения школьника;
  • при работе с заданием номер 2 ученик должен озвучить основную тему фрагмента и его подтемы. Пропущенная мысль или добавление темы, которая не звучала в отрывке, лишит вас нескольких баллов. Все аргументы и мысли ученика должны дополнять текст, логично вписываясь в его канву;
  • во всех типах заданий комиссия уделяет внимание грамматическим, речевым и орфоэпическим ошибкам – слова должны быть произнесены верно, без искажений и неправильных ударений;
  • в монологе ученик должен ответить на все вопросы из плана, продемонстрировать смысловую цельность высказываний, связанную речь, умение последовательно и логично излагать мысли;
  • в диалоге ученикам предстоит показать умение давать развернутый ответ на вопрос экзаменатора. Комиссия также обращает внимание на используемые языковые конструкции, уделяя внимание их разнообразию и богатству словарного запаса.

Подготовка к собеседованию по русскому языку

Важный момент: тексты для чтения и пересказа обычно посвящены личностям, сыгравшим значительную роль в истории России. Это могут быть как деятели прошлых веков (Юрий Гагарин, хирург Николай Пирогов, основоположник космонавтики Константин Циолковский), так и наши современники.


Изучая возможные темы для собеседования, ведите лаконичный и понятный конспект – так вы сможете в нужный момент освежить в памяти информацию

В числе возможных текстов – статьи, посвященные Елизавете Глинка, известной как «Доктор Лиза», врачам, МЧС-никам и полицейским, которые стали героями и спасли жизни людей. В этом кроется один из подводных камней собеседования – многие школьники не следят за новостями и не имеют представления об этих людях. Пролистайте публикации последних лет, посвященные громким событиям из жизни РФ, и ознакомьтесь с интересными фактами.

Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку – усиление коммуникативной направленности в обучении.

В современном обществе предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова, начните показывать картинки, и

класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.

Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.

Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.

На уроке развития речи важен, как мне кажется, момент молчаливого рассматривания картины: произведение искусства, будь то картина известного художника или фотография, сделанная одноклассником, своими яркими образами воздействует на детей, даёт толчок их воображению, развивает мышление учащихся.

Рассматривая же картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображённый на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина даёт возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создаёт оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображённому и формированию как подготовленной, так и спонтанной собственной речи.

Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Сочинение по произведению изобразительного искусства, рисунку и даже фотографии – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся, так как создаёт основу для сознательного овладения словом, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. В процессе передачи содержания картины у школьников возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.

Литература

  1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. – М: Дрофа, 2000.
  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы. – М: Просвещение, 1995.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения. Правила составления текстов. – М: ООО «Астрель. АСТ», 2003.

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Настоящий Регламент включает Порядок действий при подготовке и проведении итогового собеседования (документ.doc 2,12 МБ).

Подготовка к итоговому собеседованию

Внесение изменений в приказ от 20.10.17г.

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (документ.doc 14,9 КБ).

Говорение. 10 вариантов для тренировки (файл pdf 8,96 МБ).

Вариант 1 о докторе Пирогове для собеседования (файл pdf 599 КБ).



Бизнес идеи