Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм. Основные принципы конкурентной стратегии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Экономический факультет (ОДО)

Заочная форма обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Мировая экономика

тема: Свобода торговли и протекционизм

(Вариант №5)

Кемерово 2009

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Свобода торговли и протекционизм как формы

внешнеторговой политики государства 4

Глава 2. Инструменты торговой политики 6

Глава 3. Аргументы за и против протекционизма 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

ВВЕДЕНИЕ

Споры о том, что лучше -- протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, -- предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли.

С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция -- страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой -- это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися -- это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой -- это товары традиционного экспорта.

Поэтому основными задачами написания данной контрольной работы являются:

1) Раскрытие понятий «свобода торговли» и «протекционизм» как форм внешнеторговой политики государства;

2) Изучение инструментов свободы торговли и протекционизма;

3) Определить аргументы за и против протекционизма и свободы торговли.

ГЛАВА 1. Свобода торговли и протекционизм как формы внешнеторговой политики государства

Внешнеторговая политика - это совокупность государственных средств и методов в сфере внешней торговли, направлена на регулирование экспорта и импорта. Реализация внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях, в целом и по отдельным странам, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеторговую деятельность, к ее сфере относится международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Основной целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, к которым относятся:

· изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

· изменение объема экспорта и импорта;

· изменение структуры внешней торговли;

· обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

1) Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультации с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политической напряженности между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот).

2) Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересы другой, страны могут согласовывать технические требования по маркировке, упаковке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и пр.

3) Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашение о сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС).

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

1) Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии.

2) Свобода торговли (free trade) -- политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. К основным методам свободной торговли относят: демпинг (продажа товаров по искусственно заниженным ценам); нетарифные методы регулирования (рецензирование и стандартизование).

Политика протекционизма, как и политика либерализма в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

Ш селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;

Ш отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

Ш коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Ш скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

И протекционизм, и свобода торговли отражают, прежде всего, реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. Как правило, в своей внешнеэкономической политике государства используют оба инструмента регулирования в зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Это может быть установление минимально гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, прямые субсидии производителям, льготные условия приобретения средств производства, квотирование объемов производства, установление ограничений на импорт с целью защиты национальных фермеров и пр.

ГЛАВА 2. Инструменты торговой политики

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты, отвечающие в наибольшей мере уровню развития производительных сил конкретной социально-экономической ситуации.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Инструмент торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

Нетарифные

количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольные ограничения»

Государственные закупки

Требования о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии

Кредитование

Рисунок 1. Классификация инструментов торговой политики

1) Тарифные инструменты.

а) Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используют для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.

Функции таможенной пошлины:

· фискальная - пошлины являются одной из статей доходной части бюджета;

· протекционистская (защитная) - относится к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· балансировочная - относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

б) Тарифная квота - разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

2) Нетарифные инструменты.

а) Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

К инструментам количественного ограничения относят квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения».

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. В эту категорию входят контингенты «глобальные», действующие в отношении отдельных стран и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

б) Виды скрытого протекционизма.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. К ним относятся:

а) Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и др.

б) Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке

в) Требования о содержании местных компонентов - скрытые методы торговой политики, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

3) Финансовые методы торговой политики

а) Субсидии - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

б) Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

в) Демпинг - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

ГЛАВА 3. Аргументы за и против протекционизма

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они используются практически всеми странами мира. Это объяс-няется с одной стороны, наличием эффекта перераспределения до-ходов, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для -которых политика протекционизма выгодна.

1) Стимулирование производства и увеличение занятости.

Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта позволяет:

а) поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность;

б) увеличить совокупный спрос в стране, что приведет к росту производства и занятости

В тоже время политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, может привести к тому, что отечественное производство перестанет развиваться. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость связную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции.

2) Защита молодых отраслей.

Сторонники протекционизма приводят такой аргумент что, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться.

Противники протекционизма считают, что:

а) достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны;

б) протекционизм в отношении молодых отраслей может значительно снизить стимулы к повышению их эффективности.

3) Увеличение доходов государственного бюджета.

Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при недостаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия:

1) Обострение государственных противоречий. Следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли, скорее всего, станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые могут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.

2) Сокращение экспорта и ухудшение торгового баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) Основными формами внешнеторговой политики государства являются свобода торговли и протекционизм. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в определенных пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

2) Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

3) В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. 1. Международная макроэкономика; движение товаров и факторов производства. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2006.

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА_М, 2007. -640 с.

3. Курс экономической теории учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н./ - 6-е, исправле6нное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2007.

4. Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Издательство НОРМА, 2003.

Подобные документы

    Внешнеторговый протекционизм, его виды, методы. "Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ). Преимущества и недостатки протекционизма. Внешнеторговая политика России: свобода торговли или протекционизм? Возможные пути улучшения внешнеторговой политики.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Сущность и значение международной торговли. Крупнейшие страны по внешнеторговому обороту за 2009 год. Понятие и основные виды протекционизма. Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей.

    реферат , добавлен 25.03.2011

    Цели внешнеторговой политики. Противоположные виды внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Таможенные тарифы, ставка пошлины. Направление действия пошлин, нетарифные барьеры. Тенденции развития внешнеторговой политики России.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Обеспечение экономического развития страны. Развитие внешней торговли. Основные понятия протекционизма. Государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Аргументы "за" и "против" протекционизма, формы протекционизма.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Основные методы регулирования внешнеторговой политики. Протекционизм и фритредерство. Специфика товарной структуры импорта, экспорта России. Участие страны во Всемирной Торговой Организации. Изменение внешнеторгового оборота в результате вступления в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Основные теории международной торговли. Сущность и роль внешней торговли в экономике страны. Внешнеторговая политика России. Возможность развития внешнеторговой политики страны в условиях глобализации мировой торговли. Инструменты торговой политики.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2015

    Сущность политики фритредерства и политики протекционизма. Методы влияния государства на внешнеэкономические отношения. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики, демпинг. Понятие и виды таможенных тарифов, тарифы на экспорт и импорт.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2010

    Сущность внешнеэкономической политики Республики Беларусь. Развитие методов протекционизма и свободной торговли. Динамика внешней торговли РБ. Развитие торгово-экономических отношений со странами Содружества Независимых Государств и Европейского Союза.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2013

    Рассмотрение понятия и основных видов протекционизма - политики покровительства отечественному товаропроизводителю. Ознакомление с типами дискриминационных мер, принятыми на антикризисном саммите и направленными на либерализацию международной торговли.

    реферат , добавлен 27.02.2012

    Сущность и основные теории международной торговли. Понятие, цели и направления внешнеторговой политики. Характеристика инструментов международной политики. Сравнительная характеристика внешнеторговой политики и отношений Китая и Российской Федерации.

В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.

Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка.

Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возводились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.

По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.

По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

Эти объективные потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории «свободы торговли» классиков английской политической экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы.

Суть взглядов сторонников «свободной торговли» прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.

В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в «чистом виде» они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: «протекционизм или свобода торговли?».

Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.

До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело к серьезным изменениям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекционизма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, не-конкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также название наступательного, или агрессивного, сверхпротекционизма.

Во внешнеэкономической политике переплетаются интересы различных монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала.

Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий.

Следует отметить особое направление внешнеэкономической политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике монополии внешней торговли, которая подразумевала исключительное право государства на осуществление внешнеэкономических связей страны.

Введение монополии внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.

Итогом этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

2. ВЫВОЗ КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ

Вывоз капитала – экспорт капитала в другие страны частными фирмами, государством для получения дополнительной прибыли. Вывоз капитала производится в виде предпринимательского и ссудного капитала. Вывоз капитала в предпринимательской форме производится для организации производства, приобретения акций компаний другого государства (прямые инвестиции). В.к. в ссудной форме — в виде предоставления другому государству или банку займов, кредитов, размещения денег в иностранных банках.

Вывоз капитала из страны – явление отнюдь не обязательно криминальное, отток капитала может происходить вполне легально. Капитал очень текучий материал, и эффективных административных мер по предотвращению его оттока не существует. «Убедить» остаться его можно только с помощью экономических мер. Как часто можно услышать: «капитал течет туда, где ему хорошо». Поскольку к нам он не течет, по всей видимости, ему здесь плохо.

Основным индикатором экономических отношений любой страны с остальным миром является структура платежного баланса, состоящая из двух частей: текущего баланса и баланса движения капитала. Текущий баланс является разницей между экспортом и импортом товаров, услуг, работ, доходов от оплаты труда и инвестиционных доходов – всех видов благ, поставка и оплата которых происходит в один и тот же период. На счете движения капитала учитываются вложения, отдача от которых (обратное движение) ожидается как минимум в следующем периоде.

Рассмотрим два случая. В первом случае текущий баланс имеет положительное сальдо, тогда баланс движения капитала должен иметь отрицательное сальдо, и наоборот, поскольку в сумме сальдо платежного баланса равно нулю (обычно так не получается из-за неточности статистических данных, поэтому в платежном балансе присутствует дополнительная статья – «Чистые ошибки и пропуски», о ней чуть позже). Если экспорт больше импорта (положительный текущий баланс), то положительная разница между доходами от экспорта и затратами на импорт должна куда-то уходить – либо за границу, либо оседать в золотовалютных резервах. Золотовалютные резервы не могут пополняться слишком быстро, что связано с особенностями валютного регулирования. Поэтому часть денег в таком случае все равно уходит за границу. Во втором случае импорт превышает экспорт, тогда большие по сравнению с доходами от экспорта затраты на импорт должны за счет чего-то финансироваться. Источником финансирования является приток капитала в страну.

Ситуация в России относится к первой из вышеописанных.

Таблица 1 – Основные показатели платежного баланса РФ в 1997– 2001 гг., млрд. долл.

Показатель платежного баланса

1997

1998

1999

2000

2001

Счет текущих операций

2.06

0.69

24.73

46.29

34.2

Товары и услуги

11.11

12.81

31.85

52.96

49.5

Экспорт

103.09

87.26

84.73

115.25

102.7

Импорт

91.98

74.44

52.89

62.29

53.1

Оплата труда

0.34

0.16

0.22

0.27

Доходы от инвестиций

8.35

11.63

7.94

7.00

Текущие трансферты

0.36

0.34

0.60

0.07

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

2.79

8.40

17.70

37.05

17.5

Счет операций с капиталом

0.80

0.38

0.33

10.96

10.4

Капитальные трансферты

0.80

0.38

0.33

10.96

Финансовый счет

3.59

8.78

17.37

48.01

Резервные активы

1.94

5.31

1.78

16.01

Поправка к резервным активам

0.02

0.05

0.18

0.02

Чистые ошибки и пропуски

4.85

9.08

7.04

9.24

Источник: ЦБ РФ

Положительная величина текущего баланса (счет текущих операций) для России очень значительна по отношению к ВВП (около 11,0%). Соответственно, столько же капитала из России ежегодно уходит, а по классификации платежного баланса, отток капитала составляет только 17,5 млрд. долл. Чтобы дополнить картину, стоит взглянуть на статью «Чистые ошибки и пропуски», составляющую 8,5 млрд. долл. – почти 25% от счета текущих операций. Понятно, что статистическая ошибка такой большой быть не может. Львиная доля этой величины приходится на нелегальный вывоз капитала. Таким образом, в 2001 г. из России утекло около 25 млрд. долл., из которых примерно одна треть была вывезена нелегально.

Перейдем к причинам, по которым российский капитал вынужден искать место приложения за рубежом на протяжении последних десяти лет. Во-первых, это политическая нестабильность – вспомним президентские выборы 1996 г., потом – чехарду с премьер-министрами, финансовый и экономический кризис 1998 г., приход Путина, «проверка на прочность» старых олигархов (лето 2000 г.: «Норильский никель», «Лукойл», «Сибнефть»). И все же, для большого капитала политическая стабильность является необходимым, но далеко не достаточным условием. Вторым фактором является экономическая стабильность (особо отметим: не столько рост, сколько стабильность!). То, что мы наблюдали в 1999 – 2001 гг. экономической стабильностью назвать нельзя по следующим причинам:

– экономический рост был исключительно конъюнктурным (сначала за счет импортозамещения, потом – за счет цен на нефть);

– Состояние экономики РФ зависело от цен на энергоресурсы, а не от внутреннего спроса и инвестиций;

– Рост в промышленности был по большей части точечным, а не фронтальным.

Третий фактор утечки капитала, пожалуй, наиболее важный с точки зрения макроэкономической теории – реальный курс национальной валюты (а также объем золотовалютных резервов, уровень цен, процентных ставок и т.д.). После девальвации рубля в 1998 – 1999 гг. его стабильность стала сомнительной. И сомнения остаются, несмотря на явные улучшения в валютной сфере:

объем золотовалютных резервов вырос после кризиса 1998 г. в три раза (текущее значение составляет 36.7 млрд. долл. против 12.0 млрд. долл. на начало 2000 г.);

реальные процентные ставки, даже с учетом девальвации национальной валюты, в России выше, чем на рынках США (иными словами, рублевые вклады в России сегодня выгоднее валютных).

Реальный курс рубля постепенно укрепляется. Сейчас он лишь ненамного ниже докризисного уровня. И таким курс и сохранился в течение 2002-2005 гг.

Что может сделать государство для того, чтобы остановить отток капитала из страны? Административные меры ни в коей мере проблему не решают, поэтому нужно экономическое стимулирование. Именно этим государство сейчас занимается: в 2001 г. был снижен норматив обязательной продажи валютной выручки с 75% до 50%, ослабляются препятствия для прихода в Россию иностранных банков, снижается налоговая нагрузка (налог на доходы физических лиц – 13%, налог на прибыль – 24%), создан Кодекс корпоративного поведения, проводится целенаправленная политика на снижение бюрократических барьеров, реструктуризация естественных монополий и т.п. Одним словом, государство пытается улучшить инвестиционный климат.

Но пока эти меры помогают слабо. По самым оптимистичным оценкам, в 2001 г. отток капитала достиг цифры в 20 млрд. долл., что правда, меньше, чем в 2000 г. (около 22 млрд. долл). Если политическую стабильность в 2000-2001 гг. власть обеспечить сумела (повышение суверенных рейтингов РФ было основано прежде всего на этом), то до законодательного совершенства России пока далеко (хотя в 2001 г. принят Земельный кодекс, новые главы Налогового кодекса, основное законодательство по пенсионной реформе, закон об инвестиционных фондах). Не хватает и экономической стабильности: 2002 г. должен показать, сумеет ли российская экономика сохранить рост без высоких цен на нефть.

Чистый вывоз капитала частного сектора из России в I полугодии 2005 года составил $5.7 млрд. против $10.4 млрд. за аналогичный период прошлого года.

За I квартал этот показатель составил $200 млн. руб. по сравнению с $4.2 млрд. за I квартал 2004 года, что на $700 млн. меньше, чем прогнозировал ЦБ (согласно предварительной оценке платежного баланса, чистый вывоз капитала частного сектора из РФ в I квартале равнялся $900 млн.).

Чистый ввоз капитала банками за полугодие вырос по сравнению с январем-июнем 2004 года до $6.6 млрд. с $6.5 млрд. За I квартал этот показатель составил $2.6 млрд. по сравнению с $3.2 млрд. на аналогичный период прошлого года. По сравнению с предварительным данным, ЦБ снизил показатель вывоза капитала банками с $2.9 млрд.

За первое полугодие 2005 года чистый ввоз капитала нефинансовыми предприятиями и домашними хозяйствами составил $1 млрд. по сравнению с вывезенными $3.9 млрд. за аналогичный период прошлого года. При этом в I квартале ввезено $2.5 млрд. против вывоза $1 млрд. в I квартале прошлого года.

По данным ЦБ РФ, в 2005 году был отмечен ввоз частного капитала в размере 0,3 млрд. долл. против вывоза в 2004 году в сумме 8 млрд. долл. Чистый ввоз капитала банковским сектором в целом за прошлый год составил 5,3 млрд. долл., а чистый вывоз капитала сектором нефинансовых предприятий и домашних хозяйств – 4,9 млрд. долл., передает РБК.

С принятием Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в 2004 г. нормы законодательства Российской Федерации приводятся в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала. Это обеспечивает дальнейшую либерализацию российской экономики, улучшение инвестиционного климата в стране.

Вступивший в силу в 2005 году закон о валютном регулировании и валютном контроле снял большинство ограничений на перемещение валютных средств через границы. Но при этом до 1 января 2007 года за Банком России оставлено право вводить обременения по валютным операциям капитального характера. Россия с 1 июля 2006г. сняла ограничения на ввоз и вывоз капитала, действовавшие после дефолта 1998г.

3. ЭССЕ «КАК ВЛИЯЕТ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИЯ НА УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК СТРАН БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 г. 21 декабря 1991 г. в соответствии с Протоколом к Соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли еще восемь стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдавия, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Республика Грузия.

На первом этапе, в 1992 и в начале 1993 г. наряду с завершением «цивилизованного развода» бывших союзных республик началась работа, связанная с созданием основ отношений, которые все в большей мере становились межгосударственными.

Именно в это короткое время сформировалась организационная структура сотрудничества - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993 г. в Минске действует Исполнительный секретариат - своего рода штаб-квартира Содружества. Созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, а также органы отраслевого сотрудничества - Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу, межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики.

За несколько лет были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений, определяющих принципы и направления взаимного экономического сотрудничества государств Содружества в экономической, социальной, оборонной и других сферах.

Качественно важным моментом во взаимоотношениях государств СНГ, ознаменовавшим начало их поступательного движения по пути экономической интеграции, стало подписание в 1993 г. Договора о создании Экономического союза, определившего долгосрочные цели интеграции - поэтапное создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Движение к такому рынку его участники видели через последовательное образование зоны свободной торговли, таможенного и платежного, а в дальнейшем и валютного союзов. Рабочим коллективным органом, нацеленным на создание условий для решения этих задач, стал Межгосударственный экономический комитет Экономического союза.

Однако на деле, вопреки воле народов стран СНГ, экономическая интеграция существует лишь «на бумаге». Пока Содружество сыграло лишь роль «бракоразводного органа» между бывшими республиками. Структуры СНГ так и не получили никаких серьезных полномочий.

Следует отметить, что реально существующая и объективная заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства определяется сложившейся в предыдущие десятилетия глубокой взаимозависимостью республик бывшего СССР.

Хотелось напомнить, что для экономических связей в бывшем СССР была характерна высокая степень интенсивности. В межреспубликанский обмен было вовлечено более 20% валового национального продукта. Согласно данным межотраслевого баланса, составленного по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию 102 отраслей, а вывозила - 104. За счет поставок из бывших республик Россия удовлетворяла свои потребности в продукции машиностроения на 23%, в том числе для нефтегазового комплекса до 80%, черной и цветной металлургии более чем на треть, химической и легкой промышленности - примерно на одну четверть. На 100% за счет ввоза обеспечивались потребности России в электровозах постоянного тока, вагонов электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнов, хлопке, многих видах другой продукции и комплектующих изделий, производимых предприятиями-монополистами из ближнего зарубежья.

На наш взгляд, необходимость сохранения присутствия России на рынках стран ближнего зарубежья диктуется не только обстоятельствами, вытекающими из общего союзного прошлого, но и факторами, определяющими будущее российской экономики.

Так, с распадом СССР за пределами России оказались месторождения многих цветных и редких металлов, на 50-100% обеспечивавших соответствующие потребности российской экономики, источники других важнейших сырьевых и энергетических ресурсов, значительная часть предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также большинство пограничных переходов, портов, трубопроводов и других коммуникаций.

Подчеркнем, что заинтересованность российских производителей в емком, исторически освоенном рынке сбыта их готовой продукции обусловлена ее недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке, а также дефицитом инвестиционных ресурсов.

Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленной (около 26 млн чел.) русскоязычной диаспоры. Большинство русскоязычного населения занято на ориентированных на Россию предприятиях бывшего общесоюзного значения, в наибольшей степени пострадавших от разрыва хозяйственных связей.

Следует также учитывать то, что в настоящее время развиваются динамичные новые субрегиональные интеграционные процессы по границам России, происходит налаживание альтернативных хозяйственных связей стран СНГ с третьими странами; освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными корпорациями (особенно в области разработки полезных ископаемых). При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из России.

Как следствие этого, перспективы и результаты экономических преобразований в России, ее место в мировой экономике в большой степени определяются тем, насколько успешными будут усилия по сохранению и упрочению позиций на рынках ближнего зарубежья, превращению связей с ними из дополнительного фактора риска в одну из движущих сил выхода из кризисной ситуации. Острота проблемы обусловлена тем, что процессы замещения импорта и переориентации национальных экономик на третьи страны в самое ближайшее время могут приобрести необратимый характер.

Вместе с тем для новых независимых государств – бывших республик СССР - емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов. Данные о внешнеторговых отношениях государств Содружества свидетельствуют о том, что, несмотря на тенденцию более быстрого роста товарооборота с третьими странами, роль взаимных связей стран СНГ остается значительной (см. табл. 10.9). Так, в 2002 г. для Беларуси удельный вес России в общем объеме ее экспорта составил 66,8%, для Молдовы этот показатель был равен 53%, для Украины - 24%. В общем объеме импорта Беларуси в 2002 г. удельный вес России составил 54%. Для Украины этот показатель составил 42%, для Молдовы - 22%. В то же время на государства Содружества в общем объеме внешней торговли России приходится немногим более 18%.

Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости. Россия, Украина, Беларусь, в определенной мере Казахстан имеют достаточно развитые национальные хозяйства с высокой долей обрабатывающей, в том числе машиностроительной, промышленности, диверсифицированную отраслевую структуру производства. Другие государства Содружества можно, скорее, отнести к развивающимся странам. Они характеризуются преимущественно аграрно-сырьевой структурой экономики с высокой долей добывающих отраслей и первичной переработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты, о чем свидетельствуют, например, сложные переговоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.

Оценивая уровень взаимных экономических связей на пространстве Содружества, можно сделать вывод, что наряду с интеграционными факторами здесь сильны дезинтеграционные механизмы. Хозяйственное взаимодействие стран СНГ сталкивается с объективными проблемами и трудностями. Прежде всего отметим, что государства Содружества переживают системный социально-экономический кризис, в них осуществляется процесс реформирования экономических и общественных отношений, становления демократических основ управления. Значительные различия в уровне социально-экономического развития, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, во внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не обеспечивают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в Содружестве, в том числе для создания зоны свободной торговли.

На наш взгляд, в основе сложившейся в сфере сотрудничества России со странами СНГ неоднозначной ситуации видятся и другие причины.

Во-первых, старый стереотип взаимоотношений с Россией, привычка решать свои проблемы за ее счет. Для преодоления этого, как представляется, необходима твердость и последовательность российской стороны в построении новой системы межгосударственных отношений.

Во-вторых, сказывается отсутствие глубокого технологического интереса партнеров друг к другу. Ими преимущественно движет стремление выжить сегодня, в то время как проблема технологического прорыва остается вне сферы взаимного сотрудничества. Отсюда вытекает стратегическое значение налаживания научно-технического сотрудничества в системе форм взаимодействия России со странами СНГ.

В-третьих, неудовлетворительный ход формирования новой системы сотрудничества во многом объясняется очевидной аморфностью СНГ как межгосударственного образования.

В основе регионализации постсоветского пространства лежат глубокие изменения воспроизводственного процесса в государствах Содружества по сравнению с 1990 г. Кроме того, появление региональных организаций свидетельствует о невозможности достижения интеграционных целей отдельными группами государств в формате СНГ, несовпадении национальных интересов, в частности в связи с разными темпами и масштабами, а также направленностью проводимых реформ.

В течение 1994-2003 гг. государства СНГ образовали несколько региональных объединений различного типа, результаты функционирования которых свидетельствуют об ослаблении целостности постсоветского экономического пространства.

Региональная фрагментация интеграционных начинаний, как представляется, пока оказывает на Содружество противоречивое воздействие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия между странами, наиболее подготовленными к этому, способно принести им определенные экономические выгоды. С другой стороны, «дробление» экономического пространства СНГ ставит под вопрос его перспективы как межгосударственной организации. Стоит в этой связи заметить, что формирование субрегиональных образований, помимо всего прочего, является отражением резко возросших транспортных издержек при перемещении товаров и людей по постсоветскому пространству. Они связаны как с большими расстояниями (между Минском и Душанбе 5200 км), так и с упоминавшимися выше крупными затратами на преодоление границ и транзит. Ясно, что при таких условиях экономические связи будут более интенсивно развиваться между соседними государствами.

Было бы ошибочно считать, что провал совместного «реинтеграционного» проекта обусловлен исключительно недостатком политической воли руководящих структур новых независимых государств. В сложившихся условиях отношение стран-участниц к СНГ и другим объединениям может быть сведено к следующему девизу: «максимум экономических выгод в двусторонних отношениях при минимуме или полном игнорировании обязательств, официально согласованных на многосторонней основе». Правда, в данном случае рациональность их поведения по отношению друг к другу носит скорее вынужденный характер.

В то же время движение в рассматриваемом направлении должно оцениваться как одна из составляющих выхода из кризиса, порожденного распадом Союза.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дергачев В.А. Международные экономические отношения.–М.: М.: Финансы и кредит, 2005.
  2. Кудров В.М. Место России в мировой экономике в начале ХХI века // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2000. № 5.
  3. Львов Д.С. Третий путь для России.–М.: Торгово-промышленная палата РФ, ОЭ РАН, 2001.
  4. Международные экономические отношения / Под ред. ЕН.Н. Ливенцева. –М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  5. Мировая экономика и международные экономические отношения: часть 1 / Под ред. Хасбулатова Р.И. –М.: Гардарики, 2006.
  6. Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 13 декабря 1999 г.
  7. Семенов К.А. Международные экономические отношения. –М.: Юнити-Дана, 2003. Основные теории внешней торговли и эффективность внешней торговли для национальных экономик Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства Сущность международной торговли и ее особенности на современном этапе 2013-12-29

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю.

Одна из важнейших задач государства – это определение разумного уровня защиты внутреннего рынка. Рассмотрим аргументы за и против протекционизма, которые активно используются в современных экономических условиях.

Аргументы против протекционизма:

1. Протекционизм не позволяет стране получить выгоды от использования сравнительных преимуществ.

2. Тариф снижает экономический рост, поскольку при более высоких ценах сокращается внутреннее потребление товаров.

3. Импортный тариф косвенно снижает экспорт, поскольку экспортируемые товары могут содержать импортируемые компоненты.

4. Введение тарифа приводит к росту цен, что увеличивает налоговое бремя на потребителей. Именно они расплачиваются за введение тарифа. Потребители оплачивают издержки неэффективно работающих отечественных предприятий.

Эксперты Всемирного банка оценивают прямые издержки протекционизма, связанные со снижением уровня благосостояния потребителей, в размере 1-2% ВВП. Косвенные издержки протекционизма (потери от контрабанды, затрата ресурсов на лоббирование, потери, вызванные уклонением от уплаты тарифов) оцениваются в размере 4-6% ВВП.

Указанные аргументы нуждаются в критическом комментарии.

Рассмотрим первый аргумент в защиту свободы торговли.

Пример. Пусть страна А имеет относительное преимущество по сырью, а страна Б – по высокотехнологичной продукции (табл. 7.3).


Таблица 7.3

Издержки на производство единицы товаров

В соответствии с теориями Д. Рикардо и Хекшера-Олина страна А должна производить исключительно сырье, обменивая его на высокотехнологичную продукцию, выпускаемую в стране Б. В краткосрочной перспективе обе страны от взаимной торговли выиграют, но выигрыш страны Б будет несопоставимо больше, чем страны А. В долгосрочной перспективе специализация страны А на сырье закрепляет ее экономическую отсталость. Тем самым свобода торговли в долгосрочной перспективе оказывается выгодной высокоразвитым странам.

Второй аргумент основан на подмене экономических понятий, поскольку экономический рост в стране будет наблюдаться лишь при увеличении производства собственных товаров.

Третий аргумент не направлен против протекционизма, а говорит лишь о необходимости разумного подхода к установлению тарифов.

В краткосрочной перспективе либерализация внешней торговли действительно выгодна большому количеству потребителей, которые получат возможность приобретать импортные товары по более низким ценам. Она не выгодна небольшому количеству предприятий – производителей, которых высокий тариф защищает от иностранной конкуренции. Однако деятельность этих предприятий создает новые рабочие места.



Кроме того, следует иметь в виду, что свобода торговли выгодна странам с более развитой экономикой, имеющей меньшие издержки производства. Но на начальном этапе своего развития эти страны (Англия – в XVII-XVIIIвв., США – в XIX и начале XX вв.) активно использовали протекционизм.

Аргументы в пользу протекционизма:

1. Защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно развиты в других, нуждаются в защите. Недостаток – сложно определить необходимые отрасли.

2. Необходимость поддержания отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность или национальную независимость страны. Недостаток – неэкономический аргумент.

3. Проведение стратегической внешнеторговой политики. Она имеет смысл в условиях олигополистической конкуренции, когда небольшое количество предприятий отрасли получают сверхприбыли. В этом случае вмешательство государства создает отечественным производителям условия для получения большей доли прибыли.

Все эти аргументы справедливы, но они могут быть использованы лоббистами для отстаивания собственных экономических интересов.

  • Вопрос 8. Основные изменения и тенденции развития в международной торговле на современном этапе.
  • Вопрос 9. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
  • Вопрос 10. Протекционизм и свободная торговля: сущность, основные достоинства и недостатки.
  • Вопрос 12. Что представляют собой прямые и портфельные зарубежные инвестиции.
  • Вопрос 13. Что такое тнк, их роль в мировой экономике.
  • Вопрос 14. Причины экспорта капитала?
  • Вопрос 15. Что представляет собой мэи (международная экономическая интеграция). Европейский союз и его состав. Назвать примеры международных интеграционных обьединений.
  • Вопрос 16.Что такое валютный курс. Как влияет на курс национальной денежной единицы страны состояние ее торгового баланса страны?
  • Вопрос 17. Механизм влияния понижения курса валюты на ее экспорт и импорт?
  • Вопрос 18. Механизм влияния повышения курса национальной валюты на ее экспорт и импорт. Как изменяется конкурентоспособность импортируемых и экспортируемых товаров.
  • Вопрос 19. Что такое нтр, ее черты?
  • Вопрос 20. Что такое апк?
  • Вопрос 21. Как сказывается на внедрении достижений нтр в стране наличие в ней дорогой и дешевой рабочей силы
  • Вопрос 22. Первичный, вторичный и третичный сектора экономики. Перечислите отрасли, которые входят в них.
  • Вопрос 23. Последствия нтр для мирового хозяйства.
  • Вопрос 24. Какие страны выступают в мировом хозяйстве в качестве поставщиков и потребителей энергетических ресурсов.
  • Вопрос 25. Назовите главные регионы в мире, выступающие крупнейшими производителями продукции машиностроения.
  • Вопрос 26. Чем отличается сельское хозяйство в промышленно развитых странах от сельского хозяйства в развивающихся странах?
  • Вопрос 27. Основные тенденции в развитии транспорта в современном мире.
  • Вопрос 28. Перечислите основные тенденции в развитии мирового хозяйства на рубеже 20 и 21 вв.
  • I. Постиндустриализация.
  • II. Преодоление разрыва в экономическом развитии между странами
  • III. Изменение позиций отдельных стран в мировой экономике
  • IV. Глобализация.
  • V. Интеграция и регионализация.
  • VI. Либерализация и дерегулирование.
  • Вопрос 29. Понятие постиндустриализации и ее основные черты.
  • Вопрос 30. Что представляет собой вто/цели, принципы, численный состав.
  • Основные принципы:
  • Членство.
  • Вопрос 31. «За» и «против» присоединения России к вто.
  • Вопрос 32. Что представляют собой мвф и Всемирный банк.
  • Вопрос 33. Перечислите основные направления влияния нтр на мировое хозяйство.
  • Вопрос 34. Как изменились позиции в мировом хозяйстве к концу 20 в. Отдельных групп стран (прс,рс, стан с переходной экономикой)?
  • Вопрос 35. Причины экономической отсталости развивающихся стран.
  • Вопрос 36. Что такое глобализация и каковы ее последствия.
  • Вопрос 37. Что такое глобальные проблемы человечества? Перечислите их.
  • Вопрос 38. Как можно классифицировать отрасли хозяйства России в зависимости от их конкурентоспособности на международном рынке?Лена
  • Вопрос 39. Почему России необходимо интегрироваться в мировую экономику. Какие проблемы у нее возникают в этой связи?Лена
  • Вопрос 40. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Лена
  • Вопрос 40. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Я
  • Вопрос 10. Протекционизм и свободная торговля: сущность, основные достоинства и недостатки.

    Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

    Протекционизм:

    Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.

    Плюсы:

    Защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);+развитие производства; +защита молодых отраслей национальной экономики; +стимулирует рост собственного производства;

    Уравновешивание внешнеторгового баланса.

    Минусы:

    Ослабление конкуренции в экономике; стимулы совершенствования производства;

    Сужаются возможности выбора для потребителей;

    Лишение возможности использования международного разделения труда;

    Подрывает возможности для экспорта товаров.

    Свободная торговля:

    Открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров между странами без торговых барьеров.

    Плюсы:

    Стимуляция конкуренции; +производители вынуждены вводить новшества, повышают качество продукции и снижают ее себестоимость и цену; +расширение предложения товаров, больший выбор; +более эффективное размещение ресурсов в мировой торговле.

    Минусы:

    Лишает защиты национальную экономику от иностранного бизнеса;

    Наводнение отечественного рынка иностранными товарами;

    Навязывание потребителю чуждых вкусов.

    Освобождение мировой торговли от ограничений (либерализм).

    Вопрос 11. Основные теории внешней торговли: теория абсолютных и сравнительных преимуществ, теория Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теория жизненного цикла товара, теория конкурентных преимуществ М. Портера .

    Теория абсолютных преимуществ А.Смита.

    Адам Смит доказал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного золота, сколько от способности производить ими те или иные товары или услуги.

    Согласно теории абсолютных преимуществ А.Смита страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортирует те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).

    Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшим издержками, чем их партнер, т.е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.

    Рассмотрим следующий пример:

    Допустим, что страны А и Bпроизводят только два товара:CиD. В стране А для производства одной единицы товара С требует 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товараD–6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товараD– 4 единицы.

    Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара С, поскольку для производства одной единицы требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в стране В. производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара D, поскольку всего 4 единицы затрат идет на производство одной единицы товараDпо сравнению с 6 в стране А.

    Товар/страна

    Предположим, что производителям товара С в стране А надо купить товар D, а производителям товараDв стране В – товар С. Существет два варианта: купить этот товар у себя в стране либо купить его за границей.

    Производитель товара С страны А при покупке товара Dу себя в стране сможет обменять одну единицу товара С на 2/6=1/3 единицы товараD. Если же он покупает этот товар в стране В, от он сможет получить уже 2/4=1/2 единицы товараD.

    Производитель товара Dстраны В, покупая товар С в стране В, получит одну единицу своего товара 4/12=1/3 единицы товара С. В случае импорта товара С из страны А он получает значительно больше – 4/2=2 единицы товара С.

    Поэтому, производителям товара С страны А выгоднее купить товар Dв стране В, а производителям товараDстраны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.

    Преимущество теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже на международном уровне.

    Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос – почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.

    Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

    Давид Рикардо развил теорию Адама Смита и объяснил, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров.

    Теория сравнительных преимуществ использует понятия альтернативной цены - рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.

    Теория сравнительных (относительных) преимуществ заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

    Рассмотрим следующий пример:

    Допустим, что страны А и В производят только два товара С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товараD– 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требует 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товараD–10единиц.

    Страна А имеет абсолютное преимущество при производстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А должна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только импортировать – для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А будет приходиться 1/6 единиц товараDи 1/2 единиц товара С. В стране же В на единицу затрат будет приходится 1/10 единиц товараDи 1/12 единицы товара С.

    Товар/страна

    Относительная цена единицы товара Dв стране А, выраженная через стоимость единицы товара С, составляет 6/2 =3 единицы товара С, а в стране В меньше – 10/12 единицы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А покупать товарDна внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товараDон будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В – только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3-10/12=26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товарDиз страны В, поскольку это относительно дешевле.

    Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10=6/5 единицы товараD, а в стране А меньше – 2/6=1/3 единицы товараD. Это означает, что производителю товараDстраны В покупать товар С на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара С он будет долен отдать 6/5 единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товараD. Выигрыш составит: 6/5-1/3=13/158 единиц товараD. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.

    Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

    Условия внешней торговли – это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.

    Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров, используются индексы экспортных и импортных цен.

      Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны: р х =х i p i

    где,x i – доляi

    p i i -го товара в базовом году.

      Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны: P m =m i p i

    где m i – доляi -го товара в суммарном экспорте в базовом году;

    p i – отношение текущей цены на данный товар к ценеi -го товара в базовом году.

      Условия внешней торговли: T=P x /P m

    Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.

    Теория сравнительной обеспеченности факторами Э. Хекшера-Б. Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс В.Леонтьева»

    Последователи основателей классической школы – экономисты- неоклассики – стали объяснять международную торговлю через теорию факторов производства.

    Каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой- трудовых ресурсов, в третьей – земель.

    Суть теории Хекшера-Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает.

    Избыток ресурса всегда означает дешевизну.

    Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочей силы- страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.

    Свое развитие теория Хекшера-Олина получила в теореме Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.

    «Парадокс В.Леонтьева»

    В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследовании доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.

    В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.

    Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США – импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США – экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.

    Появился новый фактор – наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснило тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников в других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности – высокотехнологичные товары.

    Парадокс Леонтьева – трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.

    Теория конкурентных преимуществ М.Портера

    Конкурентное преимущество – системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.

    Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:

    1)Произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;2)Произошли изменения в технологиях; 3)Появились новые индустриальные страны;4)Произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

    Во главу угла Майкл Портер ставит фирму, а не страну. По его мнению, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное имущество, что бы уяснить роль страны в этом процессе.

    Основные принципы конкурентной стратегии.

    Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли.

    Выбор конкурентной стратегии определяют два главных момента.

    Первый – структура отрасли, в которой действует фирма. Второй –позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.

    Структурный анализ отраслей

    Конкурентная стратегия должна основывать на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения.

    Суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг –заменителей; 3) способностью поставщиков торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

    Естественно, что значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли т.е. ее основными экономическими и технологическими характеристиками.

    М. Портер выделяет следующие причины, исходя их которых структура отрасли важна для международной конкуренции:

    Учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнять разные требования;

    Зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру; уровень жизни в немалой степени зависит от способности фирм страны успешно внедриться в отрасли с выгодной структурой;

    Изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.

    Создание конкурентного преимущества.

    Фирмы добиваются конкурентного преимущества с помощью нововведений.

    Согласно теории М. Портера, существуют несколько типичных причин новаций, дающих конкурентное преимущество:

    1)новые технологии;2) новые или изменившиеся запросы покупателей;3) появление нового сегмента отрасли;4) изменение стоимости или наличия компонентов производства;5) изменение государственного регулирования.

    Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

    Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю.

    Одна из важнейших задач государства – это определение разумного уровня защиты внутреннего рынка. Рассмотрим аргументы за и против протекционизма, которые активно используются в современных экономических условиях.

    Аргументы против протекционизма:

    1. Протекционизм не позволяет стране получить выгоды от использования сравнительных преимуществ.

    2. Тариф снижает экономический рост, поскольку при более высоких ценах сокращается внутреннее потребление товаров.

    3. Импортный тариф косвенно снижает экспорт, поскольку экспортируемые товары могут содержать импортируемые компоненты.

    4. Введение тарифа приводит к росту цен, что увеличивает налоговое бремя на потребителей. Именно они расплачиваются за введение тарифа. Потребители оплачивают издержки неэффективно работающих отечественных предприятий.

    Эксперты Всемирного банка оценивают прямые издержки протекционизма, связанные со снижением уровня благосостояния потребителей, в размере 1-2% ВВП. Косвенные издержки протекционизма (потери от контрабанды, затрата ресурсов на лоббирование, потери, вызванные уклонением от уплаты тарифов) оцениваются в размере 4-6% ВВП.

    Указанные аргументы нуждаются в критическом комментарии.

    Рассмотрим первый аргумент в защиту свободы торговли.

    Пример. Пусть страна А имеет относительное преимущество по сырью, а страна Б – по высокотехнологичной продукции (табл. 7.3).


    Таблица 7.3

    Издержки на производство единицы товаров

    В соответствии с теориями Д. Рикардо и Хекшера-Олина страна А должна производить исключительно сырье, обменивая его на высокотехнологичную продукцию, выпускаемую в стране Б. В краткосрочной перспективе обе страны от взаимной торговли выиграют, но выигрыш страны Б будет несопоставимо больше, чем страны А. В долгосрочной перспективе специализация страны А на сырье закрепляет ее экономическую отсталость. Тем самым свобода торговли в долгосрочной перспективе оказывается выгодной высокоразвитым странам.

    Второй аргумент основан на подмене экономических понятий, поскольку экономический рост в стране будет наблюдаться лишь при увеличении производства собственных товаров.

    Третий аргумент не направлен против протекционизма, а говорит лишь о необходимости разумного подхода к установлению тарифов.



    В краткосрочной перспективе либерализация внешней торговли действительно выгодна большому количеству потребителей, которые получат возможность приобретать импортные товары по более низким ценам. Она не выгодна небольшому количеству предприятий – производителей, которых высокий тариф защищает от иностранной конкуренции. Однако деятельность этих предприятий создает новые рабочие места.

    Кроме того, следует иметь в виду, что свобода торговли выгодна странам с более развитой экономикой, имеющей меньшие издержки производства. Но на начальном этапе своего развития эти страны (Англия – в XVII-XVIIIвв., США – в XIX и начале XX вв.) активно использовали протекционизм.

    Аргументы в пользу протекционизма:

    1. Защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно развиты в других, нуждаются в защите. Недостаток – сложно определить необходимые отрасли.

    2. Необходимость поддержания отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность или национальную независимость страны. Недостаток – неэкономический аргумент.

    3. Проведение стратегической внешнеторговой политики. Она имеет смысл в условиях олигополистической конкуренции, когда небольшое количество предприятий отрасли получают сверхприбыли. В этом случае вмешательство государства создает отечественным производителям условия для получения большей доли прибыли.

    Все эти аргументы справедливы, но они могут быть использованы лоббистами для отстаивания собственных экономических интересов.



    Енвд