Рыночная экономика.  Обществознание: Экономические системы

Собственность

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики. В повседневной жизни под собственностью чаще всего понимают принадлежность того или иного имущества отдельному человеку. В экономической науке понятие «собственность» является сложным и многомерным. Собственность выступает определяющим признаком в общественных отношениях. - это присвоение благ в определенной форме.

Это то, что присваивается - средства и результаты производства.

Субъекты собственности - это те, кто владеет, распоряжается, присваивает объекты собственности - граждане, коллективы, государство, владеющие ресурсами или средствами производства.

Между субъектами и объектами собственности очевидны определенные отношения. Это отношения присвоения, владения, пользования и распоряжения.

Таким образом, собственность как экономическая категория - это отношения, которые складываются в обществе между субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления объектов собственности.

В процессе хозяйственной деятельности собственность экономически реализуется, т.е. приносит доход. Так, человек, обладая собственностью в виде физических и умственных способностей, образования, вступая в отношения найма, присваивает зарплату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая землю в аренду, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме (в той или иной форме дохода).

Отношения собственности определяют стратегию и тактику развития производства. Управляет производством тот, кто является собственником средств производства.

Выделяют два вида собственности (рис. 6.1
).

Частная собственность - это такая форма присвоения благ, которая характеризуется исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими индивиду благами.

Выделяют два вида частной собственности .

Второй вид собственности - это государственная собственность . Это имущество, которое принадлежит на правах собственности государству или его субъектам. Как разновидность государственной собственности выделяют муниципальную собственность - это имущество, принадлежащее району, городским и сельским поселениям.

Типы экономических систем

В экономической науке принято разделять четыре типа экономических систем :

    1) традиционную;

    2) административно-командную;

    3) рыночную;

    4) систему смешанной экономики.

Рассмотрим каждую из них.

Традиционная экономика - это экономическая система с натуральной формой хозяйствования, где распределение и потребление экономических благ производится, основываясь на традициях и обычаях.

Признаки традиционной системы:

    1) основа экономики - натуральное хозяйство (продукция производится не на продажу, а для собственного потребления);

    2) прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;

    3) внеэкономическое принуждение к труду;

    4) координация экономической деятельности осуществляется на основе традиций;

    5) отсталые технологии и ручной труд;

    6) основой является общинная (общественная) и частная (рабовладельческая, феодальная) собственность на средства производства;

    7) распределение труда, в основном, по половозрастному принципу.

Такой тип экономики был характерен для периодов Древности и Средних веков. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании .

Плановая (административно-командная) экономика - это такая экономическая система, в которой экономическая деятельность всех субъектов жестко регулируется из единого экономического центра в соответствии с народно-хозяйственным планом.

Черты административно-командной системы:

    1) государственная собственность на средства производства;

    2) монополизация (в основном, крупные предприятия) и бюрократизация экономики;

    3) централизованное управление;

    4) контроль государства за производством и потреблением;

    5) отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда;

    6) разветвленная система социальных гарантий;

    7) высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы;

    8) централизованная затратная система цен, которая не позволяет реально оценивать экономическую эффективность.

Классическим примером такой организации хозяйственной жизни являлась экономика Советского Союза. В настоящее время плановая экономика частично сохранилась в Северной Корее и на Кубе .

Рыночная экономика - это экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. Механизмом, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, является рынок. Рыночная экономика основана на товарном производстве. Экономической основой его возникновения явилось общественное разделение труда и экономическое обособление частных производителей.

Черты рыночной системы:

    1) преобладание частной собственности;

    2) наличие свободной конкуренции;

    3) свободное ценообразование - цена складывается в результате свободного взаимодействия спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке;

    4) свобода предпринимательской деятельности.

Рыночная система существовала в чистом виде с периода Нового времени до Второй мировой войны. После войны рыночные отношения стали ограничиваться регулирующим воздействием государства. Поэтому современная экономическая система в промышленно развитых странах мира представляет собой смешанную экономику.

Смешанная экономика - это экономическая система, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в организации хозяйственной жизни общества.

Черты смешанной экономики:

    1) сочетание различных секторов экономики (государственного и частного);

    2) разнообразие форм собственности;

    3) государственное регулирование экономики;

    4) широкие социальные гарантии.

По своей экономической эффективности смешанные экономики некоторых стран могут значительно различаться. Классическими странами со смешанной экономикой являются и .

Роль государства в экономике

Вопрос о роли государства в экономике является одним из старейших в экономической науке. Существуют две основные концепции , касающиеся этого вопроса: классическая и кейнсианская.

Представители классической теории (А. Смит , Д. Рикардо , Ж.Б. Сей ) утверждали, что рыночная система является саморегулирующимся механизмом, и способна эффективно развиваться без вмешательства государства. Рынок автоматически регулирует равновесие спроса и предложения, доходы и расходы. Равенство инвестиций и сбережений устанавливается через денежный рынок. Рынок сам исправляет дисбалансы в масштабе национальной экономики, и никакого вмешательства в экономику со стороны государства не требуется.

Предусматривает активное вмешательство государства в экономику для ее стимулирования, и его задачей является корректировка тех недостатков, которые присущи рыночному механизму.

Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует наименьших издержек при решении основных экономических проблем. Но рынку присущи и негативные черты, так называемые «провалы рынка» . Они проявляются в следующем:

Негативные последствия функционирования рыночной экономики привели к осознанию того, что надежды только на самонастройку рынка его саморегулирующие свойства могут подорвать рыночное хозяйство, и поэтому необходимо государственное участие в регулирование рыночных процессов. Таким образом, кейнсианство легло в основу системы государственного регулирования экономики практически во всех странах запада после Второй мировой войны.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие государства на экономику, направленное на эффективное функционирование национальной экономики. Это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям общественной жизни

Государство с помощью своей экономической политики призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Роль государства в экономике проявляется через его функции.

Функции государства в рыночной экономике:

    1) создание эффективной конкуренции через обеспечение равных условий для соперничества всех предпринимателей;

    2) обеспечение правовой базы для рыночной системы;

    3) ограничение монополии;

    4) контроль уровня инфляции и безработицы;

    5) стимулирование экономического роста;

    6) эмиссия денег;

    7) стабилизация экономических колебаний;

    8) перераспределение доходов и ресурсов (социальные гарантии);

    9) решение общенациональных экономических задач и проблем;

    10) обеспечение экономической безопасности страны.

Основными методами государственного регулирования государством экономической жизни являются:

    правовые - принятие законов, призванных упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры;

    финансово-экономические - установление налогов, пошлин, государственные заказы, кредиты и субсидии и т.д.

Эффективное функционирование экономики может быть только в условиях общего экономического равновесия, достижение которого невозможно без активного вмешательства государства.

Контрольные вопросы

    Что экономисты вкладывают в понятие собственности?

    Какие виды собственности вы знаете?

    Что такое экономическая система?

    Какие элементы включает в себя экономическая система?

    Какие разновидности экономических систем Вы знаете? Дайте им характеристику.

    Какие две концепции, касающиеся государственного регулирования, Вы знаете?

    Какие недостатки присущи рыночной системе?

    Каковы функции государства в рыночной системе?

    Какие методы государственного регулирования Вы знаете?

Разработка урока по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание 8 класс».

Тема: Рыночная экономика.

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи:

Образовательные:

    Научить определять условия функционирования рынка.

    Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.

    Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

    Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции

    Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

    Развивать познавательный интерес.

    Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.

Образовательные ресурсы: рабочие тетради.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : практикум

Ход урока.

    Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

    Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание : Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка

Свободный обмен

Частная собственность

Материальная ответственность за результаты

Условия функционирования рынка

Свободное конкуренция свобода предпринимательской

ценообразование деятельности

Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость.а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

    Размерами индивидуального дохода;

    Потребностями, необходимыми сегодня;

  1. Ценами на товары –заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

Функции цен

Ограничивают потребление

Ресурсов

Мотивация для производства

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

    Закрепление изученного материала.

    Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

    Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

    Платёжеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

    предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте

    Выполните задание в рабочей тетради №5 стр.47.

Домашнее задание : параграф 14, рабочая тетрадь –задание №3,4.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.


ЦЕЛИ УРОКА РЫНОК И УСЛОВИЯ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ. «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА«НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, РЫНОК, КОНКУРЕНЦИЯ, СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ, « НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРИ НАТУРАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ = ЛЮДИ НЕЗАВИСИМО ДРУГ ОТ ДРУГА, НО ПРИ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ СОГЛАСОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ТОВАРОВ И УСЛУГ. СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАДИЦИОННАЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ НА ОСНОВЕ ПЛАНА, УСТАНАВЛИВАЕМОГО ГОСУДАРСТВОМ РЫНОЧНАЯ НА ОСНОВЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕМА УРОКА: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.. ТОГДА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС…? КАКИМ ОБРАЗОМ РЫНОК РЕШАЕТ ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА


ПОВТОРИМ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ НАТУРАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТРАДИЦИОННАЯ. ЭКОНОМ. СИСТЕМА. ОСНОВАННАЯ НА ПЛАНЕ КОМАНДНАЯ. ЭКОНОМ. СИСТЕМА НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНЦИИ РЫНОЧНАЯ СВОЙСТВА СОБСТВЕННОСТИ. ВЛАДЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ. СОБСТВЕННИКАМИ МОГУТ БЫТЬ.. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ.. ЧАСТНАЯ. ОБЩЕСТВЕННАЯ, КОЛЛЕКТИВНАЯ, МУНИЦИПАЛЬНАЯ, КООПЕРАТИВНАЯ КАК ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ СОБСТВЕННИКОМ СТР. 105… МЕРЫ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОСТИ.. ОХРАНА. ЗАКОН. «ГРАЖДАНИН БЕЗ СОБСТВЕННОСТИ НЕ ИМЕЕТ ОТЕЧЕСТВА.. ПОЧЕМУ..?


РЫНОК И УСЛОВИЯ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ПРОДУКТ ПРОИЗВЕДЕННЫЙ – ТОВАР ДЛЯ ОБМЕНА НА ДРУГОЙ ТОВАР – ОСОБЫЙ ТОВАР ПОСРЕДНИК – ДЕНЬГИ ДЕНЬГИ – ЭТО ТОВАР, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ИЗМЕРЯЕТСЯ ЦЕННОСТЬ ДРУГИХ ТОВАРОВ: ЗОЛОТО И СЕРЕБРО, ОСОБЫЕ БАНКОВСКИЕ БУМАГИ ОБМЕН ТОВАРОВ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ ИЛИ ДЕНЬГИ ПРОИСХОДИТ НА РЫНКЕ. РЫНОК ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПОКУПАТЕЛИ НАХОДЯТ ДРУГ ДРУГА


РЫНОК. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ГДЕ ВОПРОС О ТОМ ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОДАВЦЕВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ НАЗЫВАЕТСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ РЫНОК ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕРТЫ: 1. СВОБОДНЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ПРОДАВЦАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ. 2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБМЕНА. 3. КОНКУРЕНЦИЯ КОНКУРЕНЦИЯ- ЭТО СОПЕРНИЧЕСТВО. ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОВЕРШЕНСТВУЮТ ТОВАРЫ, И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ. ХОТЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ РЕШАЕТ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ СВОБОДНО - НЕТ НИКАКОЙ АНАРХИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПОДЧИНЯЕТСЯ ДИКТАТУРЕ ЦЕН СПРОС- ЖЕЛАНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ КУПИТЬ ТОВАР. СПРОС НАХОДИТСЯ В ОБРАТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕНЫ. ЧЕМ ВЫШЕ ЦЕНА, ТЕМ МЕНЬШЕ СПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭТО ЖЕЛАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОДАТЬ ТОВАР. ЧЕМ ВЫШЕ ЦЕНА ТОВАРА, ТЕМ БОЛЬШЕ ТОВАРА ПРОИЗВОДЯТ И ПРОДАЮТ ПРОДАВЦЫ. СИТУАЦИЮ, КОГДА ПРОДАВЕЦ МОЖЕТ ПРОДАТЬ СТОЛЬКО ТОВАРА И ПО ЦЕНЕ, СКОЛЬКО ЗАХОЧЕТ ПОКУПАТЕЛЬ НАЗЫВАЮТ РАВНОВЕСИЕМ. ЦЕНА – РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЩЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРИБЫЛИ


НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА. ПОКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, КРОМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, НЕ ПРИДУМАЛО БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ. ХОТЯ И РЫНОК ИМЕЕТ МАССУ НЕДОСТАТКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 1. ЗАСТАВЛЯЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ИСКАТЬ И НАХОДИТ ПОКУПАТЕЛЯ. 2. РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕСУРСЫ И ПРИМЕНЯТЬ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. НО НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА ИМЕЕТ МАССУ НЕДОСТАТКОВ 1. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НЕ ВЛОЖИТ ДЕНЬГИ В НАУКУ, КОСМОС- ТО ЕСТЬ NT ПРОЕТЫ, ГДЕ ПРИБЫЛЬ БУДЕТ НЕ СРАЗУ. 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭГОИЗМА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ПОГОНЕ ЗА ПРИБЫЛЬЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ.
ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 8. КЛАСС: УЧЕБ. ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Л. Н. БОГОЛЮБОВ И ДРУГ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» М ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 8- 9 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ \ Л.Н. БОГОЛЮБОВ И ДР. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, © С.К. Свечников, svechnikov-

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Образовательные:

  • Научить определять условия функционирования рынка.
  • Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
  • Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  • Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
  • Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес.
  • Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных.

Образовательные ресурсы: рабочие тетради.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практикум

Ход урока

1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

2. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) “Характерные черты рыночной экономики”; 2) Условия функционирования рынка

Задание: прочитайте пункт “Конкуренция” на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

– Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

– Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
  • Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
  • Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
  • Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

– Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями “спрос” и “предложение”.

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость.а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;
  2. Потребностями, необходимыми сегодня;
  3. Модой;
  4. Ценами на товары – заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

3. Закрепление изученного материала.

1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

2. Выполните задание в рабочей тетради № 5 стр.47.

Домашнее задание: параграф 14, рабочая тетрадь – задание № 3, 4.



Енвд