Какие органы осуществляющие лицензионный контроль. Лицензионный контроль

Функционирование общества есть его постоянное само-воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, устанавливающих качественную определенность социальной системы. Для обозначения самовоспроизводства социальной системы используется термин "аутопойезис" (от греч. auto – сам, poiesis – создание, производство), предложенный чилийским биологом Умберто Матураной (р. 1928).

Аутопойетические системы обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность, что, однако, не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей и связей, переструктурирования нормативного порядка.

Процессы воспроизводства, самопорождения хорошо видны на следующем примере. Американский ученый Джордж Каир (р. 1932) в своей книге "Системология. Автоматизация решения системных задач" (М., 1990) пишет: "Клетка – это сложнейшая система, состоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизительно 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную независимость. Она воспроизводит мириады компонентов, но все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и целостности, в то время как сами компоненты непрерывно или периодически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведением".

Социальные системы также обладают способностью "воспроизводить мириады компонентов", что позволяет воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию процессов возобновления.

Главный "возмутитель спокойствия" социальной системы – человек, способный своими действиями разрушить сложившиеся инструментальные связи, сделать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-системы является подчинение его логике действий человека. Любым изменениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях значительной части населения. Разрушение общества есть утрата им способности воспроизводить себя, потеря своей качественной определенности.

Распад Австро-Венгрии и Советского Союзареальные примеры разрушения обществ. В обоих случаях ими была утрачена способность воспроизводства структурного единства социальных отношений на своей территории.

Нарушение социального порядка часто связано с аномией (букв. – безнормность), т.е. с дезорганизацией социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль. Сущность аномии состоит в нарушении ценностно-нормативной регуляции жизни. Для аномии характерны:

  • 1) ценностно-нормативный "вакуум" (отсутствие необходимых норм);
  • 2) низкая степень воздействия социальных норм на индивида;
  • 3) неустойчивость, расплывчатость существующих нормативных предписаний;
  • 4) противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения.

Понятие аномии введено в социологию Эмилем Дюркгеймом. По Дюркгейму, в это время "никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все". Согласно Дюркгейму, в коммерческом и промышленном мире аномия является хронической.

С точки зрения Роберта Мертона, аномия представляет собой структурный разлад, дисбаланс между культурными ценностями и социально одобряемыми средствами. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь одобряемых обществом целей "нормальными", дозволенными средствами. Например, хотя сегодня в нашей стране широко пропагандируется тезис о том, что все желающие могут быть предпринимателями, мировой опыт показывает, что реально ими могут стать не более 7–8%.

Развитию аномии в обществе способствует ряд факторов.

1. Прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно принятым нормам поведения. Предпосылками возникновения такой ситуации служат природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, когда значительные массы людей оказываются не в состоянии поддерживать свой жизненный уровень привычным способом. Главной проблемой для них становится физическое выживание, что подавляет все ранее выработанные социальные установки на исполнение ролевых стандартов.

В последние десятилетия в России неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствовали расширению поля девиантного поведения. Так, например, в исследованиях, проведенных в конце 1990-х гг., только 34% молодых респондентов отвечали, что согласны выполнять закон при любых обстоятельствах (будь он несправедливым или устаревшим), 52% имели установку на неисполнение закона.

2. Размывание исходных ценностных основ нормативного порядка, обеспечивающих интегративность, целостность общества; критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые еще недавно казались им жизненно важными, необходимыми.

Сегодня в России подверглись коррозии такие ценности, как долг, скромность, бескорыстие, самоотверженность, дисциплина, и напротив, приобрели значимость свобода (от авторитетов), автономия (отдельного человека), личная неприкосновенность. По данным исследований, для студентов старших курсов и выпускников вузов восприятие равенства как одинаковых возможностей снизилось cl 1 до 7%, что отражает социальную дифференциацию студенчества, угрожает ростом социальной напряженности и конфликтности в молодежной среде.

В такой ситуации происходит объединение индивидов в группы, корпоративные организации, ориентированные на выражение и защиту узкогрупповых интересов. В результате институциональный уровень социальной системы утрачивает универсальный характер, распадается на ряд сегментов (групп, организаций, корпораций), в каждом из которых устанавливаются собственные нормы и правила взаимодействия.

Итак, аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. В таких условиях общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ранее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и поэтому перестают воссоздавать структурные элементы социума.

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, ее мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, сосредоточивается на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не повторяются сущностные, некогда устойчивые связи и отношения. К счастью, аномические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, они затрагивают, как правило, лишь отдельные виды взаимодействий. Чем глубже аномия проникает в деятельность и общение людей, тем труднее добиться восстановления социального порядка в обществе.

В современной России аномия связана с социальнопсихологическим состоянием населения, которое характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, иногда чувством безысходности, обесценением стимулов созидательной деятельности, повсеместным доминированием установки жить одним днем.

Причины и основные виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение и формы его проявления

Основные элементы социального контроля

Сущность социального контроля

Тема 10. Социальный контроль и девиантное поведение

1. Раскрывая сущность социального контроля важно понять, что наличие в обществе тех или иных культурных установлений и требований, социальных ожиданий само по себе не гарантирует их выполнение всеми социальными субъектами. Большинство людей и групп без внешнего давления добросовестно и постоянно соблюдают общественный порядок, нормы и правила труда и общежития. Однако это происходит, прежде всего, благодаря их успешной социализации и осуществляемому через неё социальному регулированию, а также потому, что люди осознают, что общество государство следят за их поведением и в случае его серьёзного отклонения от нормативных предписаний готовы дать этому соответствующую оценку и применить адекватные санкции.

Ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Социальный контроль – это система способов воздействия общества на личность или группы с целью регуляции их поведения и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или ощущении со стороны официальных органов власти и администрации, а неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе людей он неэффективен.

Внутренний контроль называется самоконтролем. В данном случае индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывал его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются на столько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Социальный контроль приблизительно на 70% осуществляется за счёт самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю и наоборот, чем слабее самоконтроль, чем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль часто тормозит развитие самосознания, приглушает внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает диктатура. Обратите внимание на то, что вероятность установления демократии в обществе высока лишь при развитом самоконтроле, а при неразвитом – высока вероятность установления диктатуры.

Рассматривая понятие социального контроля, необходимо обратить внимание на ряд принципиальных моментов.



Социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Её специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения.

Проблема социального контроля – это определённый срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы (общности) и общества в целом. Проанализируйте различные способы реализации социального контроля и через социализацию личности с первичной социальной группой, её культурой (групповой контроль) и через взаимодействие группы с обществом в целом (социальный контроль через принуждение).

Социальный контроль предполагает постоянное и активное социальное взаимодействие, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера.

Направленность, содержание и характер социального контроля определяются характером, природой и типом данной социальной системы. Определите, чем отличается социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом, а также в простых, примитивных обществах в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах. Используйте в последнем случае критерий формализованности контроля.

2. Социальный контроль включает два основных элемента – социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры, направленные на укрепление стабильности и целостности общества.

Повторяемость, устойчивость и регулярность определённых социальных взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих правил, норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соответствующих ситуациях. Благодаря этому субъекты социального взаимодействия получают возможность предвидеть поведение других участников общественных отношений и в соответствии с этим строить собственное поведение, а общество - контролировать и оценивать поведение каждого.

По масштабам применения социальные нормы различаются на следующие типы:

1) Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных, дружеских компаниях, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

2) Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами».

К «общим правилам» относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет (светский этикет, манеры поведения молодёжи и т.д.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Если расположить все меры в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то строже всего караются табу и юридические законы, затем следуют нравы, традиции и обычаи, а за ними привычки (индивидуальные и групповые).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Это так называемые неформальные групповые нормы. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах и механизм, контролирующий соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Обратите внимание на то, что социальные нормы классифицируются по различным основаниям, но особенно важным для ценностно-нормативной регуляции жизни общества является их деление на правовые и моральные. Правовые нормы проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта, содержат чёткие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Их выполнение обеспечивается силой государственного принуждения или угрозой его применения. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности.

Соблюдение норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Социальные санкцииэто оперативноесредство социального контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения социальных норм.

Социальные нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая её санкция, то она перестаёт регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестаёт быть элементом социального контроля.

Анализируя характер социальных санкций, следует иметь в виду, что они, могут быть правовыми, моральными, религиозными, политическими, экономическими, духовно-идеологическими и др.; по содержанию – позитивными (положительными, поощрительными) и негативными (отрицательными, осуждающими, наказывающими); по форме закрепления – формальными, т.е. закреплёнными, например, в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международными и внутригосударственными. Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением; моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или социальной группы; религиозных – авторитетом религиозных догматов и церковной деятельностью. Различные виды социальных санкций и самих норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Так, если юридический закон или иной правовой акт, содержащиеся в нём юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного увеличивается.

В заключении, подводя итоги, определите, в чём состоит роль и значение социального контроля. Обратите внимание на то, что он:

1) вносит серьёзный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры;

2) играет важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы в упрочении социального порядка;

3) направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определённых ситуациях, не вызывающие возражения социальной группы или всего общества;

4) призван гарантировать соответствие поведения человека ценностям и нормам данного общества или социальной группы.

3. Даже в высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удаётся достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и неукоснительно следовали утвердившимся в нём нормам и правилам. В результате происходят более или менее серьёзные нарушения этих норм и правил. Такие социальные отклонения называют девиантным поведением.

Девиация (девиантное поведение) (от лат. deviatio -уклонение) – это отклоняющееся от общепринятых норм социальные действия (поведение) людей или их групп, вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы.

В широком смысле понятие «девиантное поведение» охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, самопожертвование и др.), так и отрицательные (преступления, нарушения норм морали, традиций, алкоголизм, наркомания, бюрократизм и т.д.). Однако чаще всего это понятие используется в более узком смысле, как негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм. Это связано с тем, что именно отрицательная девиация угрожает подрывом социальной стабильности, и поэтому социологи и психологи именно ей уделяют особое внимание.

Существуют различные формы проявления девиации:

Скрытая, латентная (например, бюрократизм, карьеризм и т.д.) и открытая, явная (например, хулиганство, преступления и т.д.).

Индивидуальная , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, и групповая, рассматриваемая как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Первичная , когда отклонения незначительны и терпимы, и вторичная, т.е. отклонение от существующих в группе норм, которые социально определяется как девиантное.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения, выделяют его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К деструктивному типу относят отклонения причиняющие вред самой личности (алкоголизм, суицид, мазохизм и др.) к асоциальному типу относят повеление, которое приносит вред первичным группам и общностям (нарушение трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Противоправный тип отклоняющегося поведения связан с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм и приводит к серьезным негативным последствиям для общества (грабежи, убийства, терроризм и т.п.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что границы девиаций подвижны, а сами они способны так или иначе, модернизироваться и адаптироваться к переменам в социальных условиях и даже воспроизводиться в новых поколениях. Оценка девиантного поведения происходит с позиций культуры, принятой в данном обществе.

4. Рассматривая основные виды отклоняющегося поведения, необходимо подчеркнуть, что причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Относительно определения и изучения основных причин отклонений существует три вида теорий:

1) Теория физических типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон), согласно которой люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов;

2) Психоаналитическая теория (З. Фрейд), исходя из которой девиацию вызывают внутриличностные конфликты, нарушения в структуре человеческого Я. Но диагностика подобных нарушений крайне затруднена и к тому же далеко не каждый человек, переживающий внутренний конфликт становится девиантом;

3) Социологические теории (Э. Дюргейм, Р. Мертон и др.), которые анализируют социальные и культурные факторы, являющиеся причиной девиации. Так, Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р. Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения.

Важно отметить, что большинство исследователей исходят из того, что появление и существование девиантного поведения вызывается обычно не какой-либо одной причиной, а многообразной совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания и суицид. Проанализируйте социальные факторы, способствующие возникновению и развитию подобных девиаций, и определите, в чем заключается опасность их проявление для личности, группы и общества в целом.

5. Развитие и распространение девиаций, социальные потрясения ведут общество к аномальному состоянию – социальной аномии, а она в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Т. Парсонс определил аномию как «состояние, при котором значительноечисло индивидов находится в положении, характеризующемся серьёзным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадёжность поведения».

Социальная аномия(от франц. anomie - беззаконие, неорганизованность) – это кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть её субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределённости.

Это понятие ввел в социологию известный французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе «органической солидарности». Аномия, по Э. Дюркгейму, - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Разработку концепции аномии продолжил американский социолог Р. Мертон. Он рассматривал аномию как такое состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными институционализированными путями и средствами, что ведёт к росту отклоняющегося поведения. Р. Мертон использовал это понятие для характеристики соответствующего состояния не только общества,но и личности, когда она дезорганизована, переживает чувства тревоги и отчуждённости от общества. Р. Мертон разработал типологию поведения личностей в их отношении к целям и средствам и выделил следующие основные типы поведения:

1. Конформизм (когда личностью принимаются как нормативные цели, так и нормативные средства);

2. Инновация (когда имеет место положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств);

3. Ритуализм (при котором отрицаются цели и главный акцент переносится на средства);

4. Ретризм (когда отрицаются любые цели и средства);

5. Мятеж (отказ от нормативных целей и средств сопровождается одновременной заменой их новыми целями и средствами).

Важно знать, что сегодня понятие социальной аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчуждённость личности от общества, разочарованность в жизни, преступность и другие негативные явления. Современное российское общество обладает следующими чертами социальной аномии:

1. многие старые ценности, нормы и идеалы потерпели крушение, а новые ещё не определились и не утвердились,

2. серьёзно расшатаны представления о дозволенном и недозволенном,

3. происходит резкий всплеск социальной напряжённости и социальных конфликтов,

4. рост теневого и преступного бизнеса, преступности, наркомании, коррупции, проституции и многих других разновидностей девиантного поведения.

Термин «аномия» получил широкое распространение в научных кругах, в частности в психологии, социологии и смежных с ней дисциплин, а также в медицине. Дословно его можно описать как тотальное беззаконие, игнорирование людьми определенных норм и порядков, что приводит к деструктивным настроениям в обществе и негативным идеям в сознании человека.

Аномия в узких медицинских рамках понимается как патологическое «выпадение» из памяти названий предметов и имен (an – отрицательная частица, onyma – имя). Но какими детальными характеристиками, отличительными чертами обладает понятие аномия с точки зрения различных наук?

Свое распространение понятие аномии получило еще в античные времена, однако прочно закрепилось в научной сфере на рубеже XIX-XX веков. Данным термином на протяжении всего времени пользовались философы и социологи, историки и теологи, экономисты и психологи, медики. На основе этого видно, что термин аномия распространен действительно широко, особенно в рамках социально-общественных. Однако особый интерес к нему проявляют психологи. Что такое аномия с психологической точки зрения?

Обоснование термина

В психологическом направлении аномия тесно связана с именем американского социального психолога Лео Сроула, который первым настоял на введении термина в данную научную отрасль. Идея понятия в рамках психологи и базируется на социальной концепции аномии, однако рассматривается с позиции личного сознания человека, а не в формате общественных настроений и группового проявления.

Что такое аномия в психологическом понимании термина? В основе лежит негативная идея, зарождающаяся в сознании человека, об отсутствии социальной сплоченности с другими людьми. Тяга к контакту с обществом представляется или минимальной, критически ослабленной, или отсутствует у индивида полностью.

Но человек – «существо» социальное, нуждающееся в межличностных связях. Когда такое отсутствует и не наблюдается внутреннего стремления к этому, на первый план выходят обреченность, безысходность, тоска, апатичность, отчужденность, возникает тяжелое состояние непреодолимого одиночества. Побочно фигурируют предпосылки к , в частности алкоголизму, преступной деятельности, самоубийству. Идея о саморазрушении в контексте психологической аномии доминирует и способна привести к негативным последствиям для человека.

На основе проведенных исследований латвийскими психологами дополнительно охарактеризовать аномию можно в рамках индивидуального переживания протекающих изменений в обществе. Каждый человек, находясь в ситуации не всегда благоприятных перемен в государстве, по-своему переживает «критическую ситуацию». Однако, по мнению ученых из Латвии, можно выделить три основных момента психологических реакций:

  • безнорменность, когда в сознании индивида закрепляется идея о невозможности доверять обществу и возрастает склонность к нарушению порядка, так как новые правила не дают возможности для адаптации;
  • бессмысленность, ранее сформированные цели и представления перестают быть актуальными, на смену им не приходят новые из-за отсутствия адаптации к изменившимся условиям; это порождает состояние апатии, скуки, ощущение бессмысленности и бесполезности не только в действиях, но и в жизни в целом;
  • социальная изоляция, отшельничество, нарастающее одиночество, осознание оторванности от людей и невозможность наладить межличностные связи, чувство пустоты или ненужности.

С психологической точки зрения следует, что аномия способна отразиться на любом человеке, вне его пола, возраста и профессии. Особенно тяжело протекать подобное состояние может у людей «негибких», которые не умеют и не стремятся научиться адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.


Данный момент приводит не только к вышеупомянутым проявлениям и негативным идеям, но и способен оказать сильное стрессовое воздействие, сказаться на уровне тревожности, спровоцировать развитие невротических состояний и депрессии.

Раскрытие понятия в рамках психиатрии и нейропсихологии

Термин аномия в медицинских дисциплинах рассматривается немного с иной точки зрения, нежели в психологии. Особенное распространение аномия как определение получила в формате нейропсихологии, нейрофизиологии и психиатрии, в том числе и судебной.

Что обозначает понятие аномия в подобном контексте? Аномия – это патологическое состояние, при котором пациент ввиду различных оснований не способен запоминать и давать конкретные названия, имена отдельно взятым предметам, явлениям. При этом речь человека остается сохранной и вполне адекватной. Он может правильно складывать слова в предложения, в определенной степени ясно мыслить. И в психиатрии, и в нейропсихологии рассматривается аномия в контексте номинальной афазии, а также может фигурировать в формате отдельно взятых амнестических синдромов. Иными словами, в медицинских кругах понимается феномен аномии как состояние патологической забывчивости. Но чем отличается восприятие термина в зависимости от конкретной дисциплины?

Феномен в рамках психиатрии

Аномия в психиатрическом ключе рассматривается тогда, когда речь идет о деменции (старческое слабоумие), эпилепсии, психозах, в том числе и на фоне алкогольного запоя. Понимается аномия не только как патологическая забывчивость, но и в форме нарушения речи. При этом феномен выступает как дополнительный симптом, наряду с которым могут фигурировать иные проявления, а само общее состояние больного постепенно ухудшаться.

Дополнительно к симптоматике, которую демонстрирует аномия, можно отнести:

Если рассматривается подобный термин узко в рамках судебного рода психиатрии, то его принято использовать наряду с такими понятиями как отчуждение, идентичность и идентификация.

Бенджамин Раш считал, феномен должен пониматься как «врожденный дефект, когда нет моральных ценностей в сознании индивида». С иной стороны, понятие обозначает отсутствие согласования внутренних чувств и переживаний, которые воспринимаются больным как чужеродные, беспочвенные или ненормальные.

Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

Основная суть состояния, при котором отмечается аномия, в ситуации нейропсихологии или нейрофизиологии не отличается от идеи, заложенной в психиатрии. В данном варианте рассматривается возникновение феномена ввиду поражений отдельных частей головного мозга (теменно-затылочной, теменно-височной частей коры). Они могут возникать из-за гипоксии, черепно-мозговой травмы, инсульта, интоксикаций и так далее. Но также причиной для развития состояния являются и психические расстройства.

Для точного установления диагноза необходимо проведение определенных исследований, в частности МРТ, патопсихологического и нейропсихологического исследований. Коррекция осуществляется благодаря приему ноотропных препаратов, терапии основного заболевания, а также необходима работа психологического типа.

Разбор понятия в социологии и смежных дисциплинах

Рассматривая аномию в формате социологического понятия, акцент необходимо делать на два основных варианта трактовки.

Идея Эмиля Дюркгейма

Первое описание аномии в формате социологического термина было представлено Эмилем Дюркгеймом в 1897 году в его научной работе «Самоубийство». Он позиционировал аномию как феномен, накладывающий отпечаток на общество в целом и на каждого индивида в отдельности. Внутри данного понятия социолог рассматривал такие моменты как апатия, суицидальное поведение, деструктивные настроения, базирующиеся на разных формах агрессии.

Благодаря чему, по мнению Дюркгейма, внутри общества происходит развитие аномии («беззакония»)? В рамках теории аномии лежит столкновение органической (естественной) и механической (индустриализованной) солидарности, как бы одновременно существующих внутри общества.

В процессе формирования нового общества возникает конфликт между привычными порядками и новыми правилами. На основе столкновения возникает раскол внутри одного, ранее целого общества. У отдельных групп людей складывается негативное (депрессивное) представление о жизни, возникают предпосылки к нарушению закона. Опираясь на подобные рассуждения, Дюркгейм вывел обоснование большому количеству самоубийств (аномический суицид по причине убежденности человека в крушении общества).

Вторая социальная теория и представление о феномене в смежных науках

Термин аномия также тесно связан с другим именем в научных кругах. Развитием теории аномии активно занимался Роберт Мертон, взяв за основу невозможность достижения желанной цели законными путями ввиду имеющихся общественных ограничений либо кризиса (реформы, война и так далее). Ученый выделял следующие варианты приспосабливаемости к складывающимся обстоятельствам:

  • инновация (асоциальные поступки);
  • мятеж (попытки трансформировать сложившуюся систему);
  • ретреатизм (выбор действий в зависимости от контекста);
  • ритуализм (одобряемые законом действия, которые априори не приведут к нужному результату).

Рассмотрением идеи об аномии в обществе также занимались: Ллойд Оулин, Джекоб Гвост, Лембрейд, Гюйо и другие ученые. При этом, термин в рамках смежных с социологией наук может фигурировать как понятие «общественного хаоса»; в теологии под аномией понимается безбожие. В политологии и истории понятие часто отмечается в ситуации распада государств, военных действий.

Несмотря на то, что подобный термин широко распространен в различных дисциплинах, необходимо четко понимать его расшифровку в зависимости от общего контекста.

отсутствие норм поведения, когда для человека ничего не свято и не обязательно (Э. Ю. Соловьев). Подобная ситуация была характерна, например, для Франции периода религиозных войн. Дикие военные банды разоряли безжалостно страну. Земледелие было заброшено во многих местах. Мануфактура шелка и сукна, заводы художественной индустрии, стекла и фаянса пришли в упадок. Лучшие типографии Франции закрылись, знаменитая фирма Этьенов, которые сами были выдающимися гуманистами, вынуждена была из-за религиозных преследований перейти в Женеву. Подобная ситуация была характерна не только для 70-х годов XVI века, но и для 90-х. «Масса земли была заброшена; города, деревни и фермы лежали в развалинах; население частью разбежалось; всюду составились разбойничьи шайки, в которых участвовали солдаты, оставшиеся без дела после прекращения войны» (Виппер P.). При этом следует отметить, что в религиозных войнах участвовали, как правило, наемники, продающие свою шпагу тому, кто больше заплатит. Так, войска Филиппа II, безжалостно уничтожавшие протестантов во Фландрии, включали большое количество немецких ландскнехтов, лютеранин по своему вероисповеданию. Образец такой аномии представлен в «Трех мушкетерах» Дюма. Слуга Портоса Мушкетон рассказывает о своем отце, который при встрече на «большой дороге» с протестантом оказывался католиком, а с католиком - протестантом. В обоих случаях кошелек путника переходил в карман отца Мушкетона. Недаром Монтень, характеризуя ситуацию своего времени, писал о том, что хуже всего в этих распрях оказывается невозможность различить врага; все смешано, все нормы смещены и в зависимости от утилитарного расчета, принимаются те или иные ориентиры в поведении. Известна история епископа Труаского, который ухитрился.послужить в кавалерии гугенотов, а во время осады Орлеана в 1563 году перебежал на сторону противника. Самое интересное, что этот поступок не вызвал во враждующих армиях осуждения. Подобная аномия возникла уже в период Возрождения. Об этом писал А. Ф. Лосев как о явлении «оборотной стороны титанизма». Интересно свидетельство Ф. Саккетти, рассказывающего в своих новеллах о жизни итальянцев того времени. В 52 Новелле он рассказывает о проделке Сандро Торнабелли. Сандро был пожилым человеком, очень богатым и известным во Флоренции. В свое время он был видным гражданином и занимал различные общественные должности во Флоренции. Однажды Сандро узнал) что некий молодой человек хочет посадить его в тюрьму за старое обязательство, по которому уже давно было уплачено отцу, о чем молодой человек не знал, тогда как у Сандро хранилась расписка в получении денег. Сандро сговаривается с приставом и предлагает ему посадить себя в тюрьму, разделив взятку от молодого человека. После обычной судебной процедуры Сандро дожидается, когда пристав получает обещанную взятку и предъявляет расписку. При этом он добивается от молодого человека дополнительных денег за то, что потерпел ущерб, сидя в тюрьме. Столь откровенная беспринципность богатого и уважаемого гражданина говорит о том, что общепринятые нормы поведения и отношения между людьми оказались дезинтегрированными и в социуме возникает культурный хаос, где соображения сиюминутной выгоды оказываются выше культурных ценностей и норм. Возникновение аномии в условиях социокультурного кризиса ведет к «варваризации» общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Енвд