Современный взгляд на роль менеджмента. Распорядок дня. Что это нам дает? Стратегия постановки целей

Экспертные экспресс ответы по проекту "Ситуационный менеджмент".

Тема: Помогают ли в повседневной жизни профессиональные знания и опыт менеджмента?

В дискуссии приняли участие:
1) Смирнова Наталья (преподаватель MBS, генеральный директор Social Lab);
2) Захватов Константин (студент MBA-Start, заместитель генерального директора по экономике, компания ООО "Сибтехноген" - горнодобывающее предприятие в Кемеровской области);
3) Дейнекин Тихон (преподаватель MBS по интернет-маркетингу);
4) Левандовский Виктор (преподаватель MBS, владелец и управляющий компаний InternetDevels и "РА Форсаж Продаж").

Смирнова Наталья : Знания и опыт менеджмента предполагают наличие таких важных компетенций как гибкость, умение принимать ситуацию, слышать и слушать, умение делать выбор и брать ответственность, верить в результат и возможности… Такие профессиональные компетенции или, правильнее сказать, человеческие качества, помогают человеку быть успешным не только профессионально, но и в личной жизни. Умение управлять своей жизнью, знать, чего хочешь, ставить цели и добиваться их, заниматься своим делом и "делегировать" рутинные задачи тем, чья это работа (например, передать вещи "на аутсорс" в химчистку, а не пытаться успеть все постирать самому)… тайм-менеджмент - основа планирования своего времени и распределения приоритетов - все это основа гармоничной, успешной жизни… не только руководителя, но человека.

Захватов Константин : Безусловно, профессиональные знания менеджмента помогают в повседневной жизни. Это и планирование личного времени, и организация взаимодействия с другими людьми с точки зрения психологического менеджмента, и управление личными ресурсами, и многое другое. Также профессиональные знания и опыт помогают ставить личные цели и успешно их достигать наиболее удобными способами.

Дейнекин Тихон : Конечно, знания менеджмента могут помочь не только на работе, но и в повседневной жизни. Будь то строительство дачи, покупка машины, выбор новой квартиры - все это требует четкого планирования и управления процессами, а также контроля реализации. Другое дело не всегда и везде в личной жизни стоит применять профессиональные навыки менеджмента: отношения с близкими все же лучше строить иной основе, оставить место отдыху и определенным спонтанным решениям. Это необходимо, чтобы переключаться и получать эмоциональную разгрузку от профессиональной работы, побыть в других ролях, не доводить дела до стрессов и выгорания.

Если сотрудник перестал качественно делать свою работу - я его просто уволю, он мешает эффективному управлению процессом и развитию организации; если же жена своевременно не готовит ужин, или дети шалят, то их на других менять не станешь, так как здесь уже играет роль не эффективность управленческих решений, а личные чувства и отношения. Поэтому знания менеджмента в повседневной жизни где-то действительно могут помочь, а где-то лучше их применять не стоит.

Левандовский Виктор : В повседневной жизни такие знания конечно же помогают, поскольку это все же набор конкурентных преимуществ. А повседневная жизнь - это тоже среда, в которой мы используем эти преимущества для достижения "повседневных" целей. :)

С другой стороны есть одна грань - такие навыки немножко мешают "расслабиться", - слишком много вокруг несовершенства, ты это автоматически замечаешь.... В собственной организации все таки это несовершенство пытаешься решить, в повседневной жизни не все так просто - окружающие не в организационной структуре, и подход нужен другой.

Каждый работающий современный человек проводит на работе почти треть своей взрослой жизни, а многие и более. Время, проведенное на работе, в современной психологии управления рассматривается не как способ зарабатывания денег для своей бытовой, и семейной личной жизни. Это абсолютно самостоятельная и весьма значимая часть нашей жизни. Она обозначается как « профессиональная жизнь» . И эта часть жизни имеет законное право быть интересной, привлекательной для работника, давать возможности для самореализации, приносить удовлетворение.

Право на интересную профессиональную жизнь – неотъемлемое право каждого человека.

Свыше двадцати лет назад (в 1984г.) ирландский профессор Чарльз Хенди издал книгу «Будущее труда». Анализируя тенденции трудовых отношений в ХIХ – ХХ веках, Хенди пришел к неутешительным выводам и мрачным прогнозам. В динамике труда автор отметил падение возможностей самореализации личности. Труд в массе своей не обеспечивает ни ощущения собственного достоинства, ни состояния защищенности, ни достойного материального вознаграждения. Чтобы восполнить указанное, многие участвуют в волонтерском (общественном, неоплачиваемом) труде помимо основной работы.

В динамике структуры общества Хенди указал на рост безработицы и появление «деклассированного» слоя, который не может отнести себя ни к какому классу это менеджеры.

Отмеченные тенденции, оставленные без внимания, по мнению автора, могут взорвать основные устои общества.В качестве «здоровой силы», способной остановить отрицательные социальные тенденции, Хенди видел высший менеджмент. Это топ-мненеджмент и «золотые воротнички» – генералитет управленческой профессии.Хенди назвал эту социальную группу«не-класс не-производителей». Иными словами, это то, что находится за «продуктивизмом». Именно эта группа способна конструктивно преобразовать общество. Эти люди имеют колоссальное, сравнимое с ведущими политиками, влияние на национальные и мировую экономику и, как следствие, на национальные и мировую политику.

Однако огромную роль в обществе играет не только высший менеджмент. Сегодня в мире к профессии менеджера можно отнести около 15% работающих. Эти люди, как правило, сами являются хозяевами своей жизни. Они держат «птицу счастья» в собственных руках. Кроме того, от них в огромной степени зависит благополучие их подчиненных. Исходя из сказанного, можно сформулировать роль современного менеджмента в задачах его субъекта.

Задачи современного менеджера:

    Сделать интересной свою профессиональную жизнь;

    Сделать интересной профессиональную жизнь подчиненного персонала;

    «Сделать деньги», то есть обеспечить эффективность (прибыльность) возглавляемой работы;

    Сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Изложенные задачи предполагают, что менеджер – это человек, который внутренне (психологически) положительно настроен на свою работу. Более того, она приносит ему удовлетворение. Работать менеджером «по-принуждению» не только не следует, но и вредно. Вредно для себя и для общества. Такой человек сам испытывает дискомфорт, а также создает психологическое напряжение для своих подчиненных.

В дальнейшем рейтинге задач менеджер должен на первое место ставить людей – своих подчиненных. Ведь от них, от их душевного состояния зависит, в конечном счете, профессиональный успех фирмы. И, наконец, последняя задача. Современный менеджер – это прежде всего специалист в области человеческих отношений. Именно так. И если это так, то он вполне в состоянии проявить свои управленческие, регулирующе-настраивающие качества и на сферу своих отношений в семье и кругу друзей. В противном случае следует поставить под сомнение его управленческий профессионализм в современном его понимании. А если у самого менеджера нелады в доме и проблемы с друзьями, то он будет не в состоянии решать и те задачи, которые выше обозначены первыми.

До сих пор наш разговор велся без учета пола менеджера. А ведь около четверти менеджеров – женщины. Проблема пола в теории управления называется «гендерной».

Длительное время считалось, что для руководителя важнейшими качествами являются логика, рассудительность, эмоциональное равновесие. А это, в свою очередь, типичные качества того склада ума и характера, который принято называть мужским.

Однако 15-20% женщин вполне обладают перечисленными качествами. Значит, они могут быть успешными руководителями «играя на поле мужчин». Именно такими были политические лидеры Маргарет Тетчер, Индира Ганди, Беназир Бхутто и многие другие.

Но современная теория управления совсем не настраивает женщин-менеджеров «быть мужчинами». Даже наоборот, женщина-менеджер может успешно руководить, используя именно типично «женские» качества. Среди таких качеств – эмоциональное отношение к работе, жизненная практичность, самоотверженность в делах. Современные теория и практика управления обосновали под сказанное даже специальный управленческий стиль – интерактивный.

Интерактивный стиль менеджмента – это вовлечение руководителем подчиненных в эмоциональное единение на базе как заинтересованного отношения к работе, так и внепроизводственным делам друг друга. В этом случае начальник – это «друг-заговорщик».

Таким образом, в современной профессии менеджера совсем не надо менять «половую ориентацию». Женщина вполне может «играть по женским правилам» управления, а мужчина – «по мужским».

Заключая разговор о роли менеджмента в современной жизни, можно еще раз сослаться на трактовку состояния счастья. Наша удовлетворенность своей профессиональной жизнью очень во многом зависит от непосредственного руководителя. Еще одна важнейшая часть – атмосфера в семье. Исходя из сказанного, мы можем глубже понять приведенную в начале главы психологическую формулу счастья.

Акопов В.С.,
Бакштанский В.Л.,
Магазанник В.Д.

О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой, управлять своей собственной жизнью. Существует огромное число изданий, содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода, структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения и разрешения конфликтов, технологией общения и пр. При этом под успехом управления понимается не только максимизация прибыли или создание необходимых условий для этого, не только материальные стороны жизни, но и всестороннее развитие личности, самореализация, адекватность своего бытия образу собственного “я”, идентификацию себя и своего места в обществе.

В связи с таким пониманием мы рассматриваем как объект управления не организацию (компанию, корпорацию, и пр.), а прежде всего саму жизнь человека, причем практически весь ее наиболее активный отрезок, образно названным: “10000 дней”.. Можно сказать, что столь расширенное толкование понятия “менеджмент” предполагает охват процедур и технологий управления своей жизнью и вовлечение в “ближний круг” людей, могущих стать вашими друзьями и коллегами. Иными словами, мы считаем более правильным говорить прежде всего о менеджменте жизни , как о стержне самого понятия “менеджмент”.

Что означает управлять своей жизнью? Прежде всего, это значит что род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры, коллеги и пр. должны наиболее полно отражать и развивать ваш образ собственного “я”. Формирование этого образа в основных чертах происходит в юности, но корректируется в течение жизни. С возрастом образ собственного “я” становится более ригидным, т.е. все в меньшей степени позволяет свою корректировку без опасности утраты личности. Решающее влияние на образ собственного “я” оказывают те люди, на которых человек хотел бы быть похожим. Строительство своего Жизненного пути, как и всякая целенаправленная деятельность, предполагает цепочку промежуточных целей, “точек привязки”, на каждой из которых происходит корректировка очередного отрезка пути, идет процесс самоидентификации сообразно новой промежуточной цели. Принесенные в этом процессе жертвы, т.е. глубина корректировки образа “я” и определяют истинную величину успеха.

Полная или частичная утрата чувства самоидентификации лежит в основе “стресса жизни”, внутренних фрустраций, страхов, неосознаваемых комплексов, всего обилия психогенных заболеваний, снижения иммунитета. Нередко отдаваемое предпочтение экономической стороне жизни и подчинение ей всех других, сопровождается ростом числа лиц, нуждающихся как минимум в психотерапевтической, а как максимум, в психиатрической помощи, распадом семей, тяжелыми конфликтами с детьми, в целом, ростом числа глубоко несчастных людей.

Ключевой же особенностью российской ментальности является, на наш взгляд, чрезвычайная болезненность к самой незначительной корректировке образа “я”. Уникальность образу придало и то, что столь высокий, в среднем, уровень образования россиян довольно часто не был реализован в практических делах. В предшествующем, как минимум двух поколениях, сегодняшнего активного возраста: многие люди не занимались своим прямым делом, поэтому исторический опыт отцов и дедов, приоритеты их времени тоже оставили свой отпечаток на образе собственного “я”. Эта особенность лежит в основе почти массового чувства отчуждения от той деятельности, которую люди вынуждены осуществлять, даже являясь собственниками. Поэтому-то столь важно понимание менеджмента именно как управления своей жизнью, т.е. динамикой образа собственного “я”. Из необходимых для этого внешних условий укажем лишь на многообразие путей самореализации и общественную терпимость к неудачам в каком-то деле.

На наш взгляд, реалии современной России, при всех их негативных сторонах, в широком смысле универсальны. Присущая в целом современному миру переменчивость, неустойчивость, смещение центров влияния, социальные и экономические кризисы, сконцентрировались с максимальной выраженностью именно в России.

Как ни парадоксально, при столь мрачной в целом картине, имеются и положительные стороны создавшейся ситуации. К числу немногих положительных последствий этого можно отнести тот факт, что уцелеть как личность могли только те, кто обладал значительной внутренней устойчивостью и интеллектуальной гибкостью, т.е. необходимым по силе и диапазону набором качеств. Эти люди являются, по существу, “химически чистыми” образцами предельной адекватности социальной и экономической среде. Такие люди образуют “точки роста”, вовлекая в свою орбиту других людей и совершенствуя общество и экономику. В них - наша надежда, что ситуация в стране может еще улучшиться. Анализ их личностных качеств, их деятельности, их субъективно-ценностных установок позволит многим людям изменить себя и свое видение реальности, начав активное преобразование себя и окружающей жизни.

Известно, что развитием общества движут прежде всего разнообразные потребности человека. Крупнейший американский психолог А. Маслоу выделил пять основных групп человеческих потребностей, расположив их в убывающем порядке по степени “первичности”:: 1) физиологические или витальные (от латинского vita - жизнь) потребности; 2) потребности в безопасности и гарантированной работе; 3) потребности в принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребности в уважении себя как личности; 5) потребности в самоутверждении. Сначала человек стремится удовлетворить свои физиологические или витальные потребности, затем удовлетворяет остальные. При этом не сама потребность как таковая движет человеком, а неудовлетворенная потребность.

Поэтому деятельность по выявлению потребностей и эффективному их удовлетворению является, можно сказать, основной деятельностью человечества на протяжении всей его истории. Человек непременно должен удовлетворять свою потребность в самовыражении. Степень этого удовлетворения – есть мерило жизненного успеха. Однако если одни люди посвящают себя какой то одной потребности человека и заняты, собственно, совершенствованием способов ее удовлетворения (врачи, адвокаты, художники, и пр.), то существом деятельности других является именно поиск недостаточно удовлетворенных потребностей. Эти люди именуются предпринимателями. Одно их последних определений, что же такое предпринимательство, дал в 1985 г. Роберт Хизрич: “Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимые время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”. Предпринимательство является самостоятельным видом деятельности, которая предполагает, прежде всего, создание и регулирование развития какой-либо технологии, механизма, обязательно нового, даже если преобразуется старый.

К основным мотивам предпринимательства относятся стремление к личной независимости и нетерпимость к повседневному контролю. Если жизнь протекает под постоянным воздействием того, как оценивают ее окружение, то индивид перестает быть личность, как только позволят другим людям решать достоин ли он их одобрения. Б. Карлоф (1991) считает, что для предпринимателя характерны такие черты как самостоятельность в принятии решений, восприимчивость к новому, открытость для конструктивной критики, жесткая нацеленность на конечный результат деятельности, стремление к быстрому развитию и нововведениям, высокая требовательность к себе и к компаньонам, активность в бизнесе (поэтому они более счастливы в небольших организациях и при расширении бизнеса чувствуют себя как рыба в воде). Предприниматели более доминантны, смелы, радикальны и менее тревожны, чем, скажем, чиновники госучреждений.

Самореализация или воплощение Себя в конкретных делах как постоянная Цель и “двигатель” всей жизни человека, есть и первейшая основа нравственности. Свободная деятельность человека (а предпринимательство в широком смысле именно таковой и является) есть основное средство строительства собственного Жизненного пути. Однако для этого такая деятельность должна обретать личностный оттенок, т.е. способна отражать и воплощать себя через личность. Некоторые исследователи считают, что человек неосознанно ищет занятие, в котором он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а “входя в профессию” будет искать осуществление этого соответствия. Для человека необходимо увидеть Себя в в той маленькой вещи или деле, которое он в данный момент делает. Об этом же писал В. Гете в “Вильгейме Майстере”: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это вне нас тем или иным способом”. Когда отсутствует разрыв между человеком и его делом, это дело поглощает человека. В этом случае человек, по меткому выражению М. Пруста, “раздает себя в разные вещи” и тогда “можно открывать великие истины или великие красоты…”. Человек, который так или иначе не воплотил Себя в конкретных делах, вещах, - никогда не увидит и не познает самого Себя, он ни за что не возьмет ответственности. Такой человек отчужден от своего труда, поэтому глубоко им неудовлетворен.

Резюмируя можно сказать, что наше предложение состоит в трактовке понятия “менеджмент” как прежде всего планирования и управления своей жизнью, выбора и корректировке путей самореализации, воплощения себя в определенных делах. Традиционное понимание менеджмента как искусства (и науки) управления какой-то организацией сохраняется, становясь при этом как бы составной, результирующей частью этого понятия. Таким образом, менеджмент есть прежде всего менеджмент жизни, путеводитель в мире и организатор всех наших побед и поражений. Начни с себя, но непременно воплоти в деле - вот стержень и девиз предлагаемого понимания.

Термин «тайм-менеджмент» давно и прочно вошел в нашу жизнь. Однако область его применения в сознании многих людей по-прежнему ассоциируется с большим бизнесом. И совершенно напрасно. Тайм-менеджмент можно с успехом применять в быту и повседневной жизни.

"Беличье колесо" - порочный круг?

Многим из нас приходилось сокрушаться, что времени не хватает, настоящая жизнь проносится мимо, а мы бежим по замкнутому кругу «дом-работа-дом». И даже выходные и отпуск не дают ощущения внутренней свободы. «Я как белка в колесе – ни присесть, ни отдохнуть». Знакомо? Периодически мы делаем жалкие попытки вырваться из этого круга, организовываем внеплановый выходной, берем отгул. Но отдых заканчивается, а мы начинаем привычный бег. Некоторые люди проживают в таком темпе всю свою жизнь, утешая себя стандартным «отдохну на пенсии». Ситуация становится критической, когда гора нерешенных задач и отложенных дел нарастает, как снежный ком, а сил и энергии на их осуществление остается все меньше. Можно ли вырваться из этого порочного круга и хотя бы замедлить бег? Конечно можно!

Ищем "черные дыры"

Во-первых, нужно остановиться. Ощущение «белки в колесе» появляется тогда, когда совсем не остается времени на полноценный отдых. А короткий беспокойный сон не восстанавливает силы. Усталость накапливается, энергии остается все меньше. Напрашивается вывод: надо найти время больше отдыхать и чаще расслабляться. Но где его искать? Там, где время расходуется впустую.

Предлагаемая нами методика проста и эффективна. Не так давно в сети появился флэш-моб под названием «Один день из моей жизни». Тот, кому принадлежит эта идея, наверняка не подозревал, насколько полезной она может оказаться. Все, что нам нужно: фотоаппарат, мобильный телефон и один день жизни. Желательно, наиболее обыденный. Начинаем с самого утра. Наша задача – фотографировать каждое свое действие и время на экране телефона. Например, «Подъем» – щелк! На экране телефона 7:30. «Гигиенические процедуры» – щелк, 7:35. И так далее. Завтрак – фотографируем. Сборы на работу, поездка в машине или общественном транспорте, подъем и сборы детей – фотографируем все. И не забываем фиксировать время!

Вы спросите: «А почему нельзя просто записать?». Можно. Но практика показывает, что записывать мы забудем, да и картинки получаются нагляднее. Все, отбой, на часах 23:30, последнее фото, день окончен.

Чуть-чуть аналитики

Выбираем время и садимся за компьютер. Разбираем свои фото. Можно сделать тематические коллажи под названием «Утро», «День», «Вечер». Еще во время сортировки и отбора фотографий станет заметно, сколько времени уходит на то или иное действие. Например, для многих из нас вполне привычно, едва открыв глаза, включить ноутбук. А что? Пока принимаешь душ, он загрузит нужные страницы, которые можно просмотреть за чашкой утреннего кофе. Смотрим на фото. Ничего себе! Завтрак у нас длился с 8ми до 9 утра! Целый час! Сколько на самом деле нужно времени, чтобы позавтракать? 10-15 минут, если никуда не спешить. Остальные полчаса – это та черная дыра, которая беспощадно поглотила 30 минут нашего времени.

Следующий пункт – дорога на работу. Сколько времени она занимает? А если выйти на 15 минут раньше? (Особенно теперь, когда на это есть время). Иногда стоит выйти из дома всего на 10-15 минут раньше, чтобы избежать попадания в пробки, и добраться до пункта назначения намного быстрее.

Таким же образом продолжаем разбор своего дня по каждому пункту.

Картинка сложилась? Теперь, как никогда, видны те самые «черные дыры», поглощающие массу нашего времени. Заболталась с сотрудницей перед выходом из офиса, задержалась на 15 минут, попала в пробку, потратила на дорогу на полчаса больше... За ужином заглянули на любимый форум – два часа как не бывало. Уже десять вечера? А дети не выкупаны, спать не уложены, а еще собраться на завтра, приготовить всем одежду, заложить грязную в стиральную машинку. Еще фильм посмотреть хочется... Бег истинной «белки» не заканчивается никогда. Потому что даже во сне продолжают крутиться мысли о том, что нужно не забыть, сделать завтра, сдать-принять, получить, позвонить и т.д.

Распорядок дня. Что это нам дает?

Хорошее слово – распорядок. В его основе лежит ПОРЯДОК. Здорово, правда? Как навести порядок в своей жизни? Скучные режимы дня и жизнь по правилам быстро надоедают. Обычно уже через неделю мы возвращаемся в привычный ритм жизни под названием «белка в колесе». Для того чтобы навести порядок в собственной жизни, предлагаем вам помечтать.

Практика "Мой идеальный день"

Выбираем время, когда никто не дергает и не отвлекает, садимся и начинаем мечтать. Каким я хочу видеть свой день? Как хочется просыпаться? Как хочется засыпать? Правда, хочется по утрам просыпаться, а не воскресать? Хочется иметь время и силы, чтобы уделять внимание близким и себе. Отдыхать, в конце концов. Да, работу никуда не денешь и обязанности тоже. Кто-то должен приносить в дом деньги, продукты, кто-то должен наводить порядок. Но у нас уже есть знание о том, где мы теряем больше всего времени. Если суммировать все «черные дыры», у некоторых людей они составят половину дня. Половину! И часто крадут время полноценного сна и отдыха! Поэтому позволим себе помечтать, и в полном объеме, до мелочей, представить свой идеальный день. С необходимым количеством часов на сон и отдых. Чтобы и с книжкой на диване поваляться, и в ванной расслабиться, и фильм посмотреть не в час ночи.

Исходя из желаемого, корректируем свой день, составляем распорядок с указанием времени совершения того или иного действия. Тут нам очень пригодятся сделанные ранее фото. Особое внимание уделяем общению с компьютером и телефонным разговорам – это главные пожиратели времени после телевизора. Они затягивают, вовлекают, мы утрачиваем контроль. Считаем, сколько времени для общения мы можем потратить безболезненно для себя и окружающих. Полчаса на звонки достаточно? Час в интернете – хватит? Вполне. Первое время стоит установить таймер. Иногда даже на каждое действие, чтобы войти в новый ритм. Потом, когда вы привыкнете к новому образу жизни, таймер можно выключить. На компьютер, телевизор и телефон это правило не распространяется! Готовый распорядок дня должен находиться под рукой, пока не выработаются новые привычки.

Подсчитываем прибыль

Если отнестись ко всему вышеизложенному серьезно и начать полученные знания воплощать в жизнь, результат не заставит себя ждать. По отзывам многих, опробовавших эти методы, через некоторое время куда-то девается хроническая усталость, удивительным образом разгребаются завалы из дел, отложенных на потом. Оказывается, что вполне реально высыпаться и отдыхать среди недели. Хватает времени поиграть с детьми, почитать книгу, посидеть с друзьями. При том, что по сути ничего не поменялось.

Мы все так же встаем утром и идем на работу. Мы все так же выполняем свои обязанности по дому. По-прежнему пользуемся общественным транспортом и иногда даже простаиваем в пробках. Но что-то поменялось. Да что там скромничать – поменялось все. Главное – мы нашли «черные дыры». И перестали сливать понапрасну самый драгоценный ресурс – время. А распорядок дня помогает нам поддерживать порядок в своей жизни.

Этот же рецепт работает и для детей. Они с удовольствием расскажут вам о своем идеальном дне, а вы можете помочь им составить персональный распорядок дня (можно в картинках). Практика показывает: дети, чей день упорядочен и заполнен событиями, более спокойны, меньше подвержены стрессам и значительно реже «мотают нервы» своим родителям.

Рекомендуем такие же методики использовать для рационального планирования своих выходных. А так же каждые полгода повторять практики «Один день моей жизни» и «Мой идеальный день». Как видите, не так уж сложен этот тайм-менеджмент, зато насколько полезен. Успехов вам в наведении порядка в своей жизни!

Есть одна наука, даже навык, без которого в современном мире человеку выжить очень сложно. Это - тайм-менеджмент, или, говоря более простым языком, искусство организовывать свое время и дисциплинировать себя. Когда вы научитесь правильно распоряжаться своим временем, все станет намного проще, вы будете успевать все, что вам нужно, и при этом больше не будет возникать вопрос того, что время утекает от вас, как песок сквозь пальцы. На эту тему написано много научных и публицистических трудов и статей. Я позволю себе обобщить основные принципы, опираясь на собственный многолетний опыт внедрения тайм-менеджмента в работу и обычную жизнь, и надеюсь, что кому-то это станет полезным и изменит его жизнь к лучшему.

1. Ежедневник - твой лучший друг. Это правда. Но также правда и в том, что не все в состоянии его использовать, у некоторых идет какое-то психологическое отторжение. Например, сколько бы я не дарила моей маме ежедневники и не учила ее ими пользоваться, объясняя все преимущества, она все равно не может привыкнуть и бросает через пару дней. Зато у нее всегда есть стопочки небольших листочков все с теми же списками дел. Мой совет таков - конечно, гораздо удобнее вести ежедневный список дел и свое расписание в красивом функциональном ежедневнике, куда также можно вносить контакты нужных лиц, хранить необходимые квитанции, записки и прочие бумажки в специальном отделе и вести дополнительные списки. Но не всем это подходит, поэтому важно определить, какой способ вам ближе - это может быть электронный органайзер в гаджете, обычный блокнот, уже упомянутый ежедневник. В крайнем случае и отдельные листы - но они очень легко теряются, и это уже приводит к беспорядку в вашей жизни, от которого вы так хотите избавиться. Но записывать свои дела на день - обязательно, это поможет вам понять, какие из них выполнять в первую очередь, и в этом вам поможет…

2. …матрица Эйзенхауэра. Это действительно замечательная и простая в использовании схема, которая позволяет разбить ваши дела на четыре категории и определить, к выполнению которых нужно приступить в первую очередь.
1) срочные и важные дела. Это могут быть дела из других категорий, которые вы не выполнили вовремя и которые «загорелись красным светом». Также сюда относится разрешение каких-то кризисов, или просто дедлайн. Например: рабочий проект, который нужно срочно сдать; прорвавшийся водопровод дома; подготовка к экзамену и т. п.;
2) несрочные важные дела. Эти задачи требует большой вдумчивости и внимательного подхода, они важны для вас, но их не обязательно делать сразу и полностью. Более разумным будет разбить эти задачи на более мелкие подзадачи и выполнять их постепенно, не накапливая, не доводя до дедлайна и не допуская, чтобы они перешли в первую категорию. Например: написание диплома; генеральная уборка дома; ремонт и т. д. Сюда же относятся и дела, связанные с межличностными связями - общение с семьей и друзьями, а также - долгосрочное обучение, текущие рабочие вопросы. Очень важно установить для себя (если они не установлены кем-то) сроки выполнения таких задач в целом, и конкретных их отрезков - в этом помогает ежедневник или календарь матричного типа. В крайнем случае - стикер на мониторе или холодильнике с точной датой выполнения задачи;
3) не важные и не срочные дела. Сюда, в первую очередь, входят губители времени: бессмысленные серфинг в интернете, компьютерные игры, телевизор, болтовня по телефону. Это все называется отдыхом и тоже нужно, но стоит правильно расставить приоритеты между этим пунктом и предыдущими двумя. Также сюда можно отнести чтение художественной литературы и хобби;
4) срочные, но не важные дела. Все, что возникает внезапно, но никак не влияет на достижение вами основных жизненных, учебных, хозяйственных, рабочих и прочих целей. Это могут быть телефонные звонки, неинтересные вам, неинтересные письма, на которые не обязательно отвечать, какая-то необязательная работа. Все это можно либо не выполнять, либо перепоручить. Если же все же пришлось это сделать - тратьте на них минимум времени.

3. Итак, разобравшись с матрицей Эйзенхауэра становится понятно, как расставить приоритеты в течении дня. Если вы пользуетесь ежедневником, я рекомендую выделять эти категории маркерами разных цветов (последнюю категорию вообще не стоит вносить в список, лучше такие дела сразу отсеивать), и выполнять в порядке важности и срочности, начиная с первой и заканчивая третьей. Не забывайте, что дела из второй категории не обязательно сразу выполнять в полном объеме, гораздо продуктивнее будет разбить их на этапы. Для себя я также выделяю всегда рутинные обязательные ежедневные дела, чтобы не упустить их при планировании времени: это уход за собой, спорт, проверка почты, ведение ежедневника и тому подобное. Не забывайте о еде! Вы себе нужны здоровыми.

4. Специалисты рекомендуют ставить на каждый день три основных задачи-цели , которые вы хотите достичь в течении дня. Если задачи небольшие по объему и временным затратам, можно выделить пять, но не более. Например, у меня это может выглядеть так:
1) отправить клиенту полный просчет;
2) заплатить за квартиру;
3) написать и отправить на утверждение статью для сайт;
4) стирка постельного белья;
5) занятия французским языком.
После того, как вы выполнили эти задачи, день можно считать проведенным с пользой, и все остальное станет приятным бонусом.

5. Мне очень помогает также планировать заранее , в субботу, будущую неделю, и составлять примерный список задач на каждый месяц. Периодически я сверяюсь с ними и проверяю, все ли идет по плану.

6. Когда вы определились с задачами на день, распределили дела по важности и срочности, определите, сколько времени потребует выполнение каждой из них, и распределите их на день. Не забывайте о перерывах! Их тоже нужно планировать. Например, если вы пишите диплом, то ваше расписание на день может выглядеть примерно так:
6.00-8.00 - ежеутренние дела, завтрак, дорога в институт;
8.00-8.45 - встреча с научным руководителем;
8.45-9.15 - кофе с одногруппниками;
9.15-10.00 - дорога домой, по пути зайти в химчистку и забрать вещи!
10.00-11.00 - второй завтрак, чтение/кино
11.00-13.00 - работа над дипломом
13.00-.14.00 - обед, отдых
14.00-16.00 - работа над дипломом
16.00-17.00 - дорога в спортзал, по пути можно почитать, послушать музыку или аудио курсы по языку
17.00-.18.30 - занятия в зале
18.30-20.30 - встреча с друзьями
21.00-22.00 - чтение материалов для диплом
Конечно, это все примерно. И не обязательно все расписывать по часам, важно иметь такой план в голове и понимать, сколько времени у вас на то или иное дело, и что нужно сделать раньше.



Полезные инструменты