Основные формы трудовой деятельности человека. Физиология труда. Основные формы трудовой деятельности. Физиолого-гигиеническая оценка условий труда

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

- формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;

- механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

- групповые формы труда - конвейер . Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесс а на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

- формы труда, связанные с дистанционным управлением . При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;



- формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

1.2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДEЯТЕЛЬНОСТИ

Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процесс ах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без кислорода "(анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кдж энергии. Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека

Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ . Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12….16 ч после приема пищи в положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5 ... 10 % уровень основного обмена, в положе стоя - на 10 .. .15, при вынужденной неудобной позе - на 40 .. .50 %.

Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4 ... 125, при легкой физической работе - 408 ... 583, при тяжелой физической работе - 583 ... 875 Вт.

При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15 ... 20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных - на 60 .. .100 %.

Суточные энергозатраты зависят от деятельности человека:

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам

I-й класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;

2-й класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

3-й класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1. - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

3.2 - приводящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;

3.3 - приводящие к развитию профессиональн6й патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4 - приводящие к возникновению выраженныx форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-й класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие нa протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы:

Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две: lа, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и lб, при которой энергозатраты составляют 140-174 Вт. К категории lа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории lб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: Па, при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт, и Пб, при которой энергозатраты составляют 233-290 Вт. К категории Па относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующих определенных физических усилий. К категории Пб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

1.4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10..12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15 ... 20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5 ... 10-минутные перерывы.

Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы, перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального ритма работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 .. .10 % рабочего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17 часы). У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время - с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2,3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) - «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп».

Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более

целесообразен пассивный в хорошо проветриваемом помещении.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению·настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако Функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановлением работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки."

Труд: физический и умственный. В настоящее время физический труд на производстве не играет существенной роли, однако общепризнанной признается физическая классификация трудовой деятельности, согласно которой труд подразделяется на:

  • требующие значительной мышечной активности;
  • групповые формы труда (конвейер);
  • механизированные формы труда;
  • формы интеллектуального труда;

ФТ требующие значительной мышечной активности. Характеризуется большими энергетическими затратами (более 250 Ккал). Преимущества: развитие мышечной системы, стимулирование обменных процессов. Недостатки: социальная неэффективность (низкая производительность), необходимость высокого напряжения физических сил и потребность в длительном отдыхе (50/50).

Групповые ФТ. Человек выполняет одну и те же определённую операцию. Особенностью данной ФТ является дробление трудового процесса на операции с заданным ритмом, строгой последовательностью операций и автоматической подачей объекта труда к рабочему месту. Недостатком является монотонность рабочего процесса, что приводит к преждевременной усталости, быстрому нервному истощению, снижением возбудимости анализаторов.

Механизированные ФТ. Энергетические затраты незначительны (150-200 Ккал.). Особенностью является изменение мышечных нагрузок, изменения программы действия.

Полуавтоматический труд – человек выключается из процесса непосредственной обработки объекта труда. (подает материал, пускает механизм, достает готовую продукцию). Недостатком является монотонность, повышенный темп и утрата творческого начала.

Автоматический труд – недостатком является такое функциональное состояние как оперативное ожидание. Человек ничего не делает, а только наблюдает. Недостатком является срочность необходимого действия, ответственность предстоящей работы.

Интеллектуальная (умственная) ФТ. Этот труд представлен как профессиями относящимися к сфере материального производства так и вне его. Характеризуется необходимостью переработки большого объема информации, мобилизации памяти и внимания, частой стрессовой ситуации. Энергозатраты небольшие менее 150 Ккал. Для данной ФТ характерна гипокинезия - значительное снижение двигательной активности человека приводящей к снижению двигательной активности и повышению эмоционального напряжения, что приводит к сердечной патологии у лиц умственного труда. Формы умственного труда подразделяются на:

  • операторский;
  • управленческий;
  • творческий;
  • мед. работников и преподавателей;
  • учащихся и студентов.

Операторский труд. В условиях современного механизированного производства основные становятся функции контроля за машиной технологического процесса. Недостатками являются большая ответственность лица и большое эмоциональное напряжение.

Управленческий труд. Недостатками являются чрезмерный рост объема информации, возрастание дефицита времени для её переработки, повышение личной ответственности за принятое решение и возникновение конфликтных ситуаций.

Творческий труд. Наиболее сложная форма трудовой деятельности требующая значительного объема памяти, внимания, что увеличивает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и мед. работников отличается постоянным контактом с людьми, частым дефицитом времени и информации для принятия правильного решения.

Труд студентов и учащихся. Недостатками являются напряжение основных психических функций и наличие стрессовых ситуаций.

Работоспособность.

1,4 фазы – врабатываемость (в зависимости от профессии от нескольких минут (физ. труд) до 2-2.5 часов (умств. труд))

2,5 фазы – фазы высокой работоспособности.

7 фаза – конечный порыв.

Билет 1. 2. Надзор за состоянием ОТ.

В настоящее время сущ-т 2 вида надзора: предупредительный и текущий. Предупред. – это надзор за тем, чтобы соблюдение треб-й по по ОТ, относящие к устр-ву и борудование предпр-й, установку машин или произ-му процессу, оно обеспечено еще до начала эксплуатации новой машины, до внедрения нов-го технологического процесса. Этот надзор связан с провед-м экспертизы пока комиссия не убедится в безопасности машины для окружающих людей и окруж-й среды, данные машина допущена не будет. текущий надзор - это надзор ежедневный, систематический, за соблюд-м БТ в период жизнедеятельности предприятия в целом. Билет 1. 3. Основные мероприятия по борьбе с пылью на производстве следующие:

Совершенствование технологического процесса, полностью устраняющего образование пыли;

Полная герметизация аппаратуры, оборудования, элеваторов, транспортёров;

Механизация ручных процессов дробления, размола, просева, фасовки, погрузки и др.;

Замена технологических процессов с применением сухих материалов процессами с применением увлажненных материалов (например мокрая шлифовка взамен сухой);

Устройство специальной пылеудаляющей вентиляции от мест образования пыли;

Изоляция особо пылящих устройств от участков других работ;

Тщательная, систематическая уборка помещения влажным способом или с применением пылесосов;

Обеспечение рабочих противопылевой спецодеждой, респираторами, шлемами, очками;

Создание на предприятиях и стройках условий для выполнения работающими мероприятий личной гигиены (устройство гардеробной, умывален, душевых, помещений для обеспыливания спецодежды, респираторных, комнат гигиены и др.);

Профессиональный отбор лиц для работы в цехах, где имеет место запыления воздуха, предварительный и периодический их медицинский осмотр;

Установление особого режима работы и отдыха (периодические перерывы, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и др.).

Формы организации труда - это такие ее разновидности, которые решают вопросы, относящиеся к определенным направлениям упорядочения рабочей деятельности в различных сферах. Их определяют соответствующие систематизирующие признаки и критерии.

Основные моменты

Исходя из способа установки плановых задач и учета проделанной работы, формы организации труда делятся на:

  • Индивидуальные. Они предполагают персонифицированный подход при распределении производственных заданий, учете выполненной работы или начислении заработной платы (например, репетиторство, парикмахерские услуги).
  • Коллективные. Характеризуются групповым подходом при организации рабочего процесса (например, на фабриках, заводах).

Классификация форм

По различным признакам разделяют несколько типов групповых форм. Данная классификация зависит от способов разделения рабочего процесса. Коллективные формы организации труда бывают:

  • С полным разделением трудовой деятельности. Предполагается занятость, которая соответствует образовательно-квалификационному уровню сотрудников на своем рабочем месте (например, разные отделения в поликлинике, соответствующие специализации врачей).
  • С выборочной взаимозаменяемостью. Выполняемые работы совмещаются (например, в учебном заведении, в котором одни преподаватели заменяют других).
  • С полной взаимозаменяемостью. Возможен обмен рабочими местами согласно разработанной схеме или использование трудовой деятельности на всех рабочих местах в подразделении (например, магазин одежды, в котором продавцы отделов легко заменяют друг друга).

В зависимости от степени самостоятельности выделяют такие коллективные формы организации труда:

  • С полным самоуправлением. Определение подразделению производственных задач, решение остальных вопросов осуществляется коллективом подразделения.
  • С частичным самоуправлением. Некоторые функции централизованы, другие - делегированы коллективам подразделения.
  • Без самоуправления. Все функции управления подразделениями централизованы.

Способ формирования средств на осуществление производственной деятельности создает отдельную классификацию. Формы организации труда на предприятии в зависимости от размера коллектива:

  • индивидуальная трудовая деятельность (бытовое обслуживание населения, ремесло);
  • подрядный и арендный коллектив (сельское хозяйство);
  • кооператив (розничная торговля, система здравоохранения);
  • малые предприятия (легкая промышленность).

В зависимости от способа оплаты также различают несколько типов. Формы организации труда рабочих, исходя из метода выдачи заработной платы, делятся на несколько видов. К ним относятся:

  • индивидуальная оплата;
  • коллективная оплата на тарифной основе;
  • коллективная оплата на тарифной основе с применением коэффициентов, которые распределяют заработок (трудового участия, трудового вклада и другие);
  • бестарифная оплата труда;
  • комиссионная оплата труда.

Исходя из способа взаимодействия с руководством существуют формы организации труда, основанные на:

  • прямом подчинении руководству (промышленные предприятия);
  • договоре подряда (строительные компании);
  • контрактной основе (научно-производственные организации);
  • арендном договоре (международные организации).

Основные формы организации труда являются главной составляющей при работе с живой силой. Процесс совместной работы подразумевает несколько видов деятельности или операций, дополняющих друг друга. Таким образом, один или несколько работников выполняют определенный объем от общего количества плана. Труд человека ценится на каждом успешном и благополучном предприятии, поощряясь материально. Формы организации труда на предприятии - это детализация операций для лучшей производительности.

Разделение трудовой деятельности

Разделением труда называются процессы расчленения разных видов деятельности, специализации сотрудников. Отдельные лица отвечают за выполнение определенной работы или операций, дополняющих друг друга.

Научные исследователи выделяют общественное и техническое разделение труда. Оба этих типа являются неотъемлемой частью рыночных отношений.

Разделение рассматривается в качестве специализации трудовой деятельности. Это приводит к тому, что формируется определенное количество видов.

Общественное разделение

Дифференциацией социальных функций, которые выполняет определенная группа людей, является данный тип. При общественном разделении трудовой деятельности выделяются различные сферы общества, которые подразделяются на мелкие отрасли. Этот тип является основой при формировании и развитии рыночных отношений.

Техническое разделение

Дифференциация видов трудовой деятельности, которая происходит между подотраслями и работниками организации, называется техническим разделением труда. Также происходит дробление рабочего процесса на несколько частичных операций или функций по специализации сотрудников в процессе экономической деятельности.

Существуют основные виды разделения труда на самом предприятии:

  • технологическое, которое подразумевает разделение производственного процесса на виды, фазы и циклы;
  • пооперационное - закрепляет за работниками отдельные операции в целях уменьшения производственных циклов;
  • функциональное - происходит между разными категориями сотрудников, которые входят в состав персонала;
  • профессиональное - затрагивает группы лиц, которые выполняют однотипный вид работ, владеют одинаковым инструментом или технологией производства;
  • квалификационное - характеризируется разной степенью уровня работ и заключается в разделении между сложной работой и простой, учитывая сложность изготовления продукции, а также функции по осуществлению трудового процесса; сюда относится и контролирование качества выпускаемой продукции.

Основные и вспомогательные рабочие

Основные работники принимают участие в изменениях форм и состояния предмета трудовой деятельности, они отвечают за выполнение технологических операций по производству основных товаров.

Вспомогательные работники призваны создавать условия для бесперебойного и эффективного труда основных рабочих.

Разделение труда - это процесс, который неразрывно связан с кооперированием. Это означает, что достижением рациональных пропорций предусматривается введение социальных, а также трудовых взаимоотношений между участниками рабочего процесса.

Кооперация труда

Кооперацией труда называется организационное производственное взаимодействие между отдельными лицами, коллективами, бригадами, участками, цехами, службами, которое происходит в процессе деятельности и направлено на достижение производственных целей. Обеспечение правильного использования рабочей силы обеспечивает эффективность кооперации.

Формами кооперации труда являются:

  • Образования, находящиеся внутри одного общества. В этом случае происходит обмен продуктами труда в некоторых отраслях экономической деятельности.
  • Находящиеся внутри того вида деятельности, которым предусмотрен обмен продукцией или коллективное участие целого ряда организаций в изготовлении определенного вида товаров.
  • Находящиеся внутри организации. В этом случае осуществляется обмен между цехами, отделами или отдельными исполнителями, исходя из конкретных условий (например, тип производства или особенности технологий).

Бригадная форма организации труда

Среди коллективных форм кооперации трудовой деятельности главное место достается производственным бригадам. Самой распространенной выступает бригадная, групповая или коллективная форма организации труда. Такой пример зачастую встречается на заводах и фабриках.

Бригадой называется организационно-технологическое объединение сотрудников предприятия, которые имеют одинаковые или различные профессии, основывающиеся на базе соответственного производства, оборудования, инструментов, сырья, материалов для выполнения задач по выпуску качественной продукции. Благодаря коллективной материальной (финансовой) заинтересованности и высокой ответственности, затрачивается небольшое количество материальных и трудовых ресурсов.

Работа бригад способствует наиболее полному использованию времени, также сокращает численность рабочих. Следовательно, снижается трудоемкость продукции, происходит более эффективная загрузка оборудования и уход за ним.

Бригадная форма организации труда делится на два основных вида:

  • Специализированная - создаются бригады из работников преимущественно одной профессии.
  • Комплексная - подразумевает привлечение работников разных профессий.

Организация труда

Так называется система расстановки средств производства продукции и рабочей силы. Она является основой и фундаментом организации производства материальных благ. Любая сторона планирования деятельности, которая связана с привлечением живой силы, имеет отношение к организации труда.

На любом предприятии она должна быть грамотной и рациональной, в максимальной степени учитывать инновационные технологии, научные достижения, передовой опыт, эффективно и в полной мере использовать рабочую силу. Основная цель НОТ - использование всех ресурсов для достижения лучшего экономического результата во всех отраслях и на всех уровнях производства.

Принципы организации труда

Для того чтобы построить успешную корпорацию, необходимо грамотно использовать формы организации труда. Практика показывает, что необходимы такие составляющие:

  • стабильный кадровый состав;
  • денежное стимулирование по конечным результатам трудовой деятельности;
  • материальная ответственность за невыполнение плана, порчу оборудования и имущества;
  • выполнение полного комплекса работ, которые связаны с производством товаров трудовым коллективом.

Главными аспектами рациональной организации труда выступают:

  • нормирование рабочего времени;
  • высокооплачиваемый труд человека;
  • грамотная организация рабочего пространства;
  • совершенствование организации и обслуживания мест работы, а также улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
  • разделение по отраслям и кооперациям.

Существующая форма организации труда, виды которой были описаны в этой статье - это неотъемлемая часть больших предприятия и корпораций.

Трудовая деятельность во всех своих проявлениях играет основную роль в жизни любого человека. Труд не только позволяет получать материальные блага, но и является основополагающим определением статуса индивида для общества. Характер, интенсивность и формы трудовой деятельности человека оказывают большое влияние как на его физическое, так и на психологическое состояние.

Классификация форм деятельности

Функциональное состояние человеческого организма постоянно подвергается влиянию трудовой деятельности самого человека. Чаще всего применяется подразделение форм деятельности на труд физический и умственный.

Отличительной чертой физической формы трудовой деятельности является высокая нагрузка на опорно-двигательную систему. С одной стороны, физические нагрузки на мышечную систему стимулируют обмен веществ. С другой стороны, имеются и отрицательные следствия физического труда:

  • малая эффективность;
  • постоянное физическое напряжение;
  • необходимость длительного отдыха для восстановления сил.

Работы, связанные с переработкой информации, выделяют как формы умственной трудовой деятельности. В процессе работы напряжению подвергаются сенсорный аппарат, память, внимание, эмоциональная сфера, активизируются мыслительные процессы. В то же время, данная форма трудовой деятельности связана с подавлением двигательной активности (гипокинезия), что приводит к снижению реактивности и росту эмоциональной составляющей напряжения.

Именно гипокинезия признана одним из основных факторов, провоцирующих образование сердечнососудистых патологий, кроме того, продолжительное умственное напряжение угнетающе воздействует на психику человека – снижаются показатели функции внимания и памяти, притупляется восприятие.

Формы физической деятельности

Физиологическая классификация труда различает несколько форм.

Формы, требующие существенной мышечной нагрузки

Это трудовая деятельность, которая осуществляется без применения механизированных средств и сопровождается высокими энергозатратами – от 4000 Ккал/сутки и более.

Тяжелый физический труд способствует развитию мышечной системы человека и активизирует обменные процессы, однако он сопряжен и с рядом серьезных недостатков. Самое главное – это слабая эффективность, так как производительность этой формы деятельности является крайне низкой. А восстановление затраченных сил потребует перерывов, которые могут занимать до 50% от времени.

Формы трудовой деятельности с привлечением механизмов

Использование механизмов в трудовой деятельности меняет характеристики физических нагрузок и, кроме того, усложняет алгоритм действий. Профессии, связанные с привлечением механизмов, зачастую требуют специальных навыков и знаний. Вместе с тем наблюдается понижение энергозатрат в процессе трудовой деятельности: они располагаются в интервале от 3000 до 4000 Ккал/сутки.

С привлечением механизмов изменяется мышечная нагрузка: общий объем мышечной деятельности значительно снижается, а в работу вовлекаются мышцы рук и пальцев. Это позволяет достичь долее высокой скорости и увеличить точность движений – факторы, необходимые для работы с механизмами.

Минусом данной формы труда является его монотонность, как следствие однообразных несложных действий и небольшого объема информации, поступающего в мозг в результате работы.

Формы трудовой деятельности с частичной автоматизацией процессов

Полная или частичная автоматизация процессов производства не подразумевает участие человека в производстве. Его задача сводится к обслуживанию автоматических линий. Данный вид деятельности сопряжен с высоким ритмом работы, при этом удручающе однообразной и постоянным нервным напряжением – ведь работник постоянно поддерживает в себе состояние готовности к оперативному реагированию для устранения возможных проблем.

Функционально «состояние ожидания» неравноценно по давлению на психику – оно зависимо от множества факторов, таких как отношение сотрудника к своей работе, степень срочности действия, значимость работы и т.п.

Групповые формы труда. Конвейер

Специфичность групповой формы состоит в дроблении цельного процесса на мелкие операции и выполнение их в строжайшей последовательности при определенном лимите времени.

Данная форма трудовой деятельности требует слаженных действий от всех участников процесса. Чем меньшее время требуется работнику на выполнение операции, тем проще эта операция и однообразней сама работа.

Существенным минусом работы на конвейере является возникновение монотонии, которая проявляется как хроническая усталость и истощение нервной системы. Физиологически явление связано с доминирующим процессом торможения в коре головного мозга, что является следствием выполнения монотонных повторяющихся действий. При этом наблюдается существенное понижение скорости реакции и рассеивание внимания, что неизбежно приводит к быстрому переутомлению.

Формы интеллектуальной трудовой деятельности

Умственная трудовая деятельность используется как при производстве материальных объектов (конструкторы, операторы, диспетчеры, инженеры), так и в других отраслях (ученые, педагоги, врачи, артисты).

Суть умственного труда состоит в переработке больших информационных потоков. Прямым следствием является активизация функций памяти и внимания, при этом достаточно часто происходят стрессовые ситуации. Нагрузки на мышечную систему незначительны, и суточные затраты энергии находятся в пределах 2000-2400 Ккал/сутки.

Характерной чертой умственного труда является гипокинезия – значительное снижение подвижности человека, что, в свою очередь, снижает реактивность и увеличивает эмоциональное напряжение. Именно она приводит к заболеваниям, в первую очередь – сердечно-сосудистой системы.

С техническим прогрессом роль творческого элемента возрастает во всех отраслях человеческой деятельности. Интеллектуальные виды трудовой деятельности различаются по организации труда, распределении нагрузки и степени напряжения эмоциональной сферы человека.

Основные формы интеллектуального труда:

Специфические особенности различных форм умственного труда

  1. Операторский умственный труд. Примером может служить работа диспетчера на оптовой базе или администратора крупного супермаркета. Труд связан с переработкой и анализом больших массивов информации и с последующим принятием ответственного решения – как следствие, высокая нервная и эмоциональная напряженность.
  2. Управленческий умственный труд. Примером является работа руководителей различных учреждений или предприятий. Данная форма трудовой деятельности связана с постоянным ростом информационного потока, необходимостью экспресс-анализа и выработки решения, кроме того, сопряжена с высокой ответственностью и необходимостью урегулировать возникающие достаточно регулярно различные конфликты.
  3. Творческая трудовая деятельность. Примером служит труд дизайнеров, писателей, научных работников, художников, артистов, композиторов. Является самой сложной формой трудовой деятельности, требует использования значительных объемов памяти, напряженного внимания и способности глубоко сосредоточиться. Труд связан с высоким напряжением как нервной, так и эмоционально систем.
  4. Трудовая деятельность работников медицины, преподавателей, торговых работников и работников сферы услуг – отличительной чертой является постоянный контакт с большим количеством людей, высокой ответственностью, зачастую нехваткой времени и информации для проведения анализа по вопросу, требующему срочного решения. Работа связана с крайне высокой степенью нагрузки на нервную систему.
  5. Трудовая деятельность обучающихся – постоянное напряжение функций психики, таких, как внимание, память, способность к восприятию, стрессовые ситуации выражены в виде различных видов проверки знаний (экзамен, зачет).

Все основные формы трудовой деятельности могут характеризоваться с позиции степени тяжести и уровня напряженности труда. Основным критерием является степень функциональной напряженности человека.

Напряжение может зависеть от степени мощности выполняемой работы в случае физического труда – тогда оно является энергетическим. Либо при умственном труде, в случае высокой нагрузки при усвоении больших объемов информации – это эмоциональная нагрузка.

Грамотное ведение трудовой деятельности должно учитывать не только режим работы, но и условия внутренней среды трудового процесса, что позволит повысить качество производимой продукции и производительность труда.

    Безопасность полетов. – М.,1989.

    Крохин З.Т., Скрипник Ф.И., Шестаков В.З. Инженерно-организационные основы обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации. – М., 1987.

    Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. – М., 1991.

    Совершенствование ПВР по предупреждению нарушений режима предполетного отдыха летным составом транспортной авиации и авиации ПАНХ: Методические указания к изучению темы. – Л., ОЛАГА, 1988.

    Совершенствование ПВР руководителей первичных авиаколлективов транспортной авиации по формированию высоких морально-политических, деловых качеств и укреплению дисциплины подчиненных: Методические указания к изучению темы. – Л.: ОЛАГА, 1988.

    Хроника пикирующей авиации // Новые Известия. 2002. № 39.

    Надзор и контроль – средство повышения эффективности работы отрасли// Гражданская авиация, 2004, №10.С.2-6.

    Новая транспортная стратегия России// Гражданская авиация, 2004, №2.С.2-5.

    Авиации как воздух нужны законы// Гражданская авиация, 2005, №1.С.2-3.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Приметой времени является переосмысление роли человека на производстве, осознание того, что в современных условиях основным элементом материального производства, главной производительной силой являются люди. Это объясняется тем, что успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем, а не средства производства, технологии или деньги. И действительно: какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала невозможно добиться высокой трудовой активности и успешно решать стоящие перед предприятием цели.

Опыт, накопленный в ведущих индустриально развитых странах Запада и Востока, свидетельствует, что наибольший успех имеет тот, кто проблеме активизации человеческого фактора уделяет приоритетное внимание. Это – общее правило, которое лежит в основе организации деятельности всех преуспевающих компаний мира.

Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.

Возрастание роли человеческого фактора в современных условиях обусловлено многими факторами и, прежде всего, ростом конкуренции, прогрессом технологий, изменениями в структуре рабочей силы, изменением отношения к работникам на производстве. Основу концепции управления персоналом на предприятии сегодня составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

К сожалению, в России сегодня, как и прежде, недооценивается роль человека в производственном процессе. В недалеком прошлом советский работник рассматривался в управленческих структурах потребительски, в качестве безликой производительной силы, предназначенной для утилитарного использования, манипуляции и достижения абстрактных целей, не всегда согласующийся с логикой здравого смысла. Такой подход не изжит и до сих пор: работник лишен возможности проявить себя, свой интеллектуальный и трудовой потенциал, поставлен в унизительные условия борьбы за физическое выживание, не заинтересован в достижении высокой производительности и качества труда.

В тяжелом положении находится и большинство предприятий и подразделений гражданской авиации. Они работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за рынок авиационных услуг, падения объемов перевозок, устаревания и износа самолето-вертолетного парка, необходимости перманетного сокращения высококвалифицированных авиаспециалистов.

А между тем персонал (кадры) – это стратегический фактор, определяющий будущее предприятия, ведь именно авиаспециалисты осуществляют разнообразную работу по эксплуатации, ремонту и обслуживанию авиационной техники, перевозке пассажиров, грузов, подают идеи и позволяют предприятию выжить в рыночной нестабильной среде. Они ограничивают или увеличивают силу и слабость авиапредприятия (авиакомпании).

Глубокие экономические и политические преобразования, проводимые в последние десятилетия в нашей стране, не приносят ощутимых перемен потому, что не создан механизм тесной увязки производственных и социальных вопросов, интересов государства, коллектива и личности, гибкой системы экономической и социальной мотивации производительного труда специалистов всех отраслей материального производства, в том числе и гражданской авиации. Об этом, в частности, свидетельствуют социологические исследования проведенные преподавателями кафедры истории и управления персоналом, в 2002 году в коллективе Ноябрьского филиала ГУДП «Аэронавигация Севера Сибири». Исследованиями было охвачено более 70% личного состава. Важнейшим мотивом своего трудового поведения авиаспециалисты назвали высокое материальное вознаграждение (4,75 балла из 5). Как следует из анализа ответов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены?» перечисленными в анкете 12 факторами непосредственной социальной среды на первое место был поставлен неудовлетворительный размер зарплаты (2,8 балла), несколько большую удовлетворенность авиаспециалисты выразили распределением премий (3,38 балла). Правда, из ответов на вопрос об аспектах работы, состояние которых улучшилось за последний год, видно, что персонал филиала в целом понимает причины сложившейся ситуации и достаточно высоко ценит заботу руководства о повышении материального уровня личного состава. Эти и другие данные позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на понимание руководством важности материального стимулирования, проблема мотивации авиационного персонала требует от него более внимательного отношения и научного подхода.

Особое место в структуре авиационного производства принадлежит его человеческой составляющей стороне (человеческому или личностному фактору *). Это вызвано тем, что в гражданской авиации, являющейся видом транспорта повышенной опасности, профессиональное мастерство, ответственность, самообладание, организованность, взаимопомощь, другие индивидуальные и социально-психологические качества авиационного персонала влияют не только на производственно-экономические показатели деятельности коллективов эксплуатационных предприятий, но и на качество и безопасность полетов.

Анализ результатов расследования авиационных происшествий /АП/ и предпосылок к ним /ПАП/ за последние три десятилетия свидетельствуют о том, что из-за ошибочных действий авиаспециалистовв процессе выполнения производственных функций случалось от 70 до 85% всех АП и ПАП, остальные происходили либо из-за отказов авиатехники, либо вследствие неблагоприятного воздействия на людей окружающей среды.

В последние годы положение в сфере обеспечения безопасности полетов в России значительно ухудшилось. По мнению специалистов Межгосударственного авиационного комитета, 80% аварий и авиационных катастроф в России происходят по вине людей (пилотов, инженеров, техников и других авиаспециалистов). Сюда входят и ошибки в пилотировании, и нарушения стандартных летных процедур, и самая элементарная безответственность и безалаберность. Последние проявляются, в частности, в превышении нормы загрузки самолетов, что было совершенно немыслимо в предшествующие десятилетия. Так, например, в Верхневилюйске самолет АН-12, перегруженный на 12 тонн, при посадке выкатился за пределы ВВП и сильно пострадал. В аэропорту Рас-эль-Хайма на

взлете самолет Ил-76 столкнулся с водной поверхностью, так как был перегружен на 20 тонн. В июле 2001 г. В подмосковном

* В широком смысле слова человеческий фактор - это работники предприятий (организаций), объединенные для совместной деятельности. В структурном плане – это в первую очередь личность, трудовой коллектив. Под человеческим (личностным) фактором применительно к специфике гражданской авиации понимается совокупность деловых, психофизиологических, психологических, социальных, физических и других профессиональных качеств авиаспециалистов, которые проявляются в процессе эксплуатации и обслуживания авиационной техники, организации авиационного производства.

аэропорту Чкаловском ИЛ-76 разбился на взлете из-за перегруза на 14 тонн. К тому же, как установила комиссия по расследованию авиапроисшествия, технический формуляр самолета был поддельным, что не позволило установить фактический срок эксплуатации воздушного судна и его двигателей. По вине личного состава, а также причинам, связанным со старением самолето-вертолетного парка и участившимся отказами авиатехники, количество катастроф возросло вдвое по сравнению с началом 1990-х гг. Если в начале 80-90-х гг. на миллион часов налета приходилось 2-3 катастрофы, то сегодня – 5-6. При этом важно подчеркнуть, что интенсивность полетов за эти годы уменьшилась примерно в 4,5 раза /11/.

Ошибочные действия авиаперсонала, как известно, приводят к возникновению неблагоприятных (особых) ситуаций, которые при определенном стечении обстоятельств заканчиваются авариями и катастрофами воздушных судов. В то же время любое авиационное происшествие свидетельствует о диспропорциях, сложившихся в отдельных структурных элементах авиационно-транпортной системы /АТС/, а в целом о неудовлетворительном состоянии работы в авиапредприятии по предупреждению происшествий и предпосылок к ним.

Обеспечение безаварийной, надежной работы авиапредприятий – сложная комплексная проблема, для решения которой необходим системный подход . Суть его заключается в выявлении и учете всего многообразия взаимосвязей, взаимоотношений и факторов, имеющих место в авиационно-транспортной системе, достижении оптимального сочетания этих взаимосвязей и взаимоотношений с целью преодоления негативного воздействия неблагоприятных факторов на авиаперсонал.

Особое место в обеспечении качества и безопасности полетов принадлежит социальным факторам.*

* К социальным факторам следует относить те, которые формируют у каждого авиаспециалиста возможность (трудо и работоспособность), умение (образование, квалификация) и желание (отношение к труду). К основным факторам непосредственной социальной среды предприятия относятся: потенциал авиапредприятия, его социальная инфраструктура; условия работы и охрана труда; социальная защищенность работников; социально-психологический климат коллектива; материальное вознаграждение и семейные бюджеты; внерабочее время и использование досуга/ 5. С.399/.

В отличие от технических и психофизиологических факторов, которые чаще всего выступают в качестве главных или сопутствующих причин АП и ПАП, они обычно непосредственно не отражаются на исходе полетов. Видимо поэтому социальные факторы, как правило, и не учитываются при анализе происшествий и инцидентов, расследовании причин, обусловивших их возникновение. Этим, очевидно, объясняется и явно недостаточное освещение роли социальных факторов в решении рассматриваемой проблемы на страницах специальной литературы, посвященной безопасности полетов.

В то же время игнорирование или умаление значения социальных аспектов обеспечения безопасности полетов препятствует выработке и осуществлению на практике системного подхода в организации авиационного производства, заметно сужает возможности руководящих кадров гражданской авиации вести целенаправленную и эффективную профилактическую работу по предупреждению летных происшествий и инцидентов.

Специфика воздействия на авиаперсонал социальных факторов заключается в том, что они оказывают чаще всего не прямое, а опосредованное воздействие на сознание и поведение авиаспециалистов, создавая предпосылки для возникновения особых ситуаций. Так, например, плохая организация труда, рабочего места, ненормальный социально-психологический климат в первичном авиаколлективе /экипаже, смене, бригаде/ вызывает у авиаспециалистов неудовлетворенность своей работой и снижает чувство ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей. По мере нарастания чувства общей неудовлетворенности образуется неблагоприятный эмоциональный и нравственно –психологический фон, который отрицательно сказывается на мотивационной стороне деятельности авиаперсонала, провоцирует проявление у отдельных авиаспециалистов негативных индивидуальных качеств.

Вместе с тем надо иметь в виду и то, что недостатки и противоречия социальной среды /негативные или мешающие социальные факторы/ могут быть не только предпосылками, но и причинами авиационных происшествий. Об этом свидетельствуют, в частности, события, связанные с тяжелой катастрофой самолета ТУ-154, происшедшей в 1984 году в Омском аэропорту. Как было установлено, одним из главных виновников происшествия стал авиадиспетчер, уснувший во время смены за пультом УВД. Накануне смены он не сумел как следует отдохнуть из-за неудовлетворительных жилищно-бытовых условий. В последние годы количество аварий и катастроф, обусловленных социальными факторами, резко возросло. Известен случай, когда при возвращении в аэропорт г.Иваново экипаж воздушного судна нарушил схему посадки из-за боязни опоздать на последний автобус, развозящий авиаспециалистов по домам. Вышеупомянутые аварии и катастрофы вызванные перегрузом самолетов также были обусловлены желанием клиентов и перевозчиков получить высокую прибыль.

Говоря о значении социальных факторов в обеспечении безопасности полетов, нельзя вместе с тем его и абсолютизировать. Формирование личности авиаспециалиста, как и труженика любой другой сферы производства, происходит под совокупным воздействием множества технико-экономических, административно-организационных, социальных и других факторов. Недооценка любой из перечисленных групп факторов отрицательно отражается на жизненной позиции, установках, чувствах, настроениях, ориентациях авиаработника, а, в конечном счете, сказывается на его отношении к выполнению служебных обязанностей, производственной и социальной активности. Следовательно, можно сделать вывод, что создание необходимых материальных и духовных предпосылок для развития инициативы и активности, интереса у авиаперсонала в высококачественном исполнении своих профессиональных обязанностей – задача комплексная, требующая системного подхода в управлении авиаколлективами, учитывающем все технические, экономические, правовые, социальные, психологические и другие аспекты организации авиационного производства. При этом следует подчеркнуть, что учет данных аспектов вовсе не означает простого механического дополнения традиционных организационно-распорядительных /командных/ методов руководства персоналом экономическими, социологическими, социально-психологическими или иными методами воздействия на подчиненных. Речь должна идти об изменении традиционной схемы регулирования человеческого поведения, отказе от избитых стереотипов и пережитков, свойственных прежнему авторитарному /командно-бюрократическому/ стилю управления коллективами.

До сих пор многие руководящие кадры авиапредприятий в своей управленческой деятельности предпочитают формальную, командно-административную сторону организации работы коллективов и явно недооценивают социально-психологический и индивидуально-психологический уровни управления личностным фактором.Это связано сотсутствием у современных руководителей профессиональной компетенции, и в частности знаний и навыков по управлению персоналом.. Как показали социологические исследования, проведенные в 1995 г. среди руководителей отечественных промышленных предприятий по вопросам значимости работы с персоналом, последние места были отведены формированию общей стратегии в области управления персоналом, привлечения работников к управлению, создание условий для повышения квалификации и развития, своевременное информирование персонала о состоянии дел на предприятии, качества внутрифирменного общения. Подавляющее большинство (90 %) руководителей, в противоположность другим формам власти и влияния, отдали предпочтение силовому нажиму, объясняют такой выбор состоянием дисциплины на предприятии . Подобное отношение к работе с персоналом характерно и для предприятий гражданской авиации, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных преподавателями кафедры истории и управления персоналом Академии гражданской авиации. Согласно данным анкетного опроса, проведенного в 2002 году в одном из филиалов ГУДП «Аэронавигация Севера Сибири», выяснилось, что среди факторов вызывающих наибольшую неудовлетворенность авиаспециалистов были названы отношение администрации к нуждам работников (3,1 из 5 баллов), возможность влиять на дела коллектива (3,28), перспективы роста (3,3).

В современной, социально-ориентированной модели управления производством главное внимание руководителя должно быть обращено на индивидуальные качества и мотивационные силы авиаспециалистов, что открывает возможность высвобождения их внутренних ресурсов, развития творческой инициативы и активности, полного раскрытия всех способностей и возможностей личности пилота, авиадиспетчера, инженера и т.д. Наряду с этим необходимо изучать и использовать в управлении персоналом массовидные, социально-психологические особенности авиаколлективов / общественное мнение, традиции, нравственные и другие духовные ценности, словом все то, что сегодня принято называть организационной или корпоративной культурой/. Все это даст возможность руководителю лучше сплачивать коллектив, оптимизировать межличностные отношения в нем, аккумулировать творческий потенциал авиаспециалистов и направлять его на обеспечение надежной, высококачественной деятельности своего предприятия, подразделения или службы.

Таким образом, обеспечение безопасности полетов в решающей степени обусловлено человеческим фактором, под которым понимается деятельность персонала и руководящих кадров по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники, совершенствованию авиационного производства. Успешное решение задач производственной деятельности, повышение качества и безопасности полетов во многом зависит от учета руководящими кадрами степени и характера влияния на авиаспециалистов технических, хозяйственно-организационных, социальных, психофизиологических и иных факторов, настойчивого и последовательного устранения негативного воздействия тех из них, которые препятствуют развитию творческой инициативы и активности авиаперсонала.

Контрольные вопросы:

    Какова роль человеческого фактора в обеспечении безопасности полетов?

    В чем состоит сущность системного подхода в управлении производством?

    Какова специфика воздействия социальных факторов на сознание и поведение авиаспециалистов?

    Чем обусловлена необходимость овладения руководящими кадрами авиапредприятий социологическими и психологическими методами управления персоналом?



Полезные инструменты