Элементы культуры предпринимательства. Основные формы духовной культуры. Культура предпринимательских организаций

Профессия - это совокупность таких теоретических знаний и практиче­ских навыков, которые помогают выполнить данную работу, отражаются на вашем образе жизни, складе мышления и поведении. Профессии - круп­ные группировки, которые разбиваются на множество специальностей: на­пример столяр (краснодеревщик или др.), инженер (специализации в зави­симости от отрасли, в которой он трудится, его уровня и т.д.). Наличие ква­лификации и специальной подготовки полагается обязательным и всеобщим признаком профессии. В теории М. Вебера 15 понятие профессии соотносит­ся не столько с экономической и социальной структурой общества, сколь­ко с поведением индивида, его жизненным миром и системой ценностей. Понятие «призвание» у Вебера не случайно сопрягается с понятием «про­фессия» (по-немецки оба понятия обозначаются одним термином Beruf). Проблема профессионального призвания красной нитью проходит через его работы. В Оксфордском словаре социологии (1994) в признаки профессии включаются стандарты выполнения работы, код поведения, расширение знаний и мастерство.

В принципе профессиональной культурой должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно в общественном или частном секто­ре. Профессиональная культура включает совокупность специальных тео­ретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом

Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Tubingen, 1980.

труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квали­фикации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формаль­ную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттес­тат, зачетная книжка, удостоверение) об окончании определенных курсов повышения квалификации, школы, колледжа, университета или другого учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной профессии, включающей совокуп­ность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт, удосто­веряемый либо не удостоверяемый ка­ким-либо документом. Навыки пред­ставляют собой умения, созданные упражнениями и закрепленные при­вычкой. Они характеризуются высо­кой степенью освоения.

В современном обществе насчиты­вается от 40 до 50 тыс. профессий (на Западе их называют более точно - виды занятий), которые делятся на специ­альности, а специальности - на специ­ализации. Удостоверение о получении профессии выдают после освоения необходимого курса знаний и прохож­дения профессионального отбора. Профессиональный отбор - это система практических испытаний, при которых проверяется степень соответствия унаследованных и приобретенных навыков (способностей) требованиям конкретного рабочего места, вида труда или профессии. Исходным момен­том при отборе людей на данный вид занятий служат требования рабочего места. Они объективны и задаются характером и содержанием труда на дан­ном рабочем месте. Профессиональные качества включают в себя дисцип­линированность, ответственность, предприимчивость, инициативность.



Специалисты пришли к общему выводу о том, что профессиональная культура - органический сплав квалификации и нравственности, функцио­нирующей на основе трудовой морали. Они формируются в процессе про­фессиональной социализации. Под ней подразумевают воспитание професси­ональной культуры у будущего специалиста через усвоение им культурных норм, моделей поведения и ролевого репертуара, соответствующих ожида­ниям того профессионального сообщества, куда человек вольется с началом трудовой карьеры, будь то производственный коллектив, научное сообще­ство или артистическая среда. Прежде чем он будет принят взрослыми профессионалами как равный, юноша или девушка обязаны овладеть необ­ходимым набором трудовых норм, знаний, умений, навыков, ценностей и позитивным отношением к избранному роду деятельности, которые обес­печат эффективное выполнение должностных обязанностей.

Основой профессиональной культуры служит трудовая этика. Она про­является в повседневном отношении людей к труду, в том, на какое место в системе жизненных приоритетов ставится работа. В разных странах и куль­турах принята разная система трудовых ценностей. Она существенно разли­чается на Востоке и Западе. К примеру, в Таиланде работа и игра тесно пе­реплетены как внутри, так и вне офиса. Здесь считается, что любая деятель-

ность должна доставлять удовольствие или она недостойна того, чтобы ею занимались. «Таиландцы, как и русские, склонны работать рывками в зави­симости отчасти от степени близости начальства, отчасти от расположения духа. Корейцы, пребывающие в вечной сутолоке по сравнению с методич­ными японцами, любят делать вид, что заняты весь день, и больше всех ази­атов походят на американцев своим стремлением к состязанию» 16 .

Профессиональная культура - это знание, умение и желание наиболее рационально подготовиться к продуктивному труду

В основе профессиональной культуры лежит культура труда, вопросами которой в 1920-е гг. активно занимался А.К. Гастев. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры - рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической куль­туре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоот­ношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанно­му в течение всего дня, темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывает­ся при работе операционной и труднее - при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом. На тяжелой, неритмичной работе, счита­ет Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной испол­нительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служеб­ные обязанности независимо оттого, приятно ему или нет. Искусство кол­лективной работы по Гастеву основывается на умении приспосабливать

16 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., 1999. С. 126.

личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно вы­полнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» явля­ется обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом прин­ципе и строится у Гастева новая наука - «педагогика тренировки». Ее ме­тоды и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа» 17 . Если гимнастика выступает в качестве «чис­той техники движения», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.

Трудовое обучение, как способ воспитания нового человека, у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры. ловкости и экономии движений. Метод - бытовая и производственная гим­настика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, - наблюдательности, изворотливости, воли, упор­ства, дисциплинированности и организованности - проходит по трем ли­ниям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не за­думывается над техническими моментами своей работы, высвобождая вре­мя на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязатель­ной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура - в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, со­гласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условно­сти», которая смягчает наше общежитие. Проявлять тактичность в отноше­ниях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», - обязанность и право каждого человека. Эти ка­чества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчиняться об­щей задаче (иначе - исполнительством), энтузиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется соци­альными установками, составляющими «искусство коллективной работы» 1 *.

Культура труда, полагал родоначальник отечественного НОТа (научной организации труда), имеет помимо всего прочего также экономическое из­мерение: при правильном расположении инструментов работник выигры­вает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой».

Профессиональная культура имеет четко выраженные рыночные пара­метры. Первый - количество лет, потраченных на ее приобретение и совер­шенствование. Он включает время обучения в средней школе, колледже или техникуме, вузе и поствузовское образование, а также время приобретения практического опыта (трудовой стаж). Второй параметр - соотношение зарплаты после получения образования и квалификации. Она должна быть достаточно высокой, чтобы покрыть затраты на получение образования. Как правило, зарплата высококвалифицированного работника намного, иног­да в разы, превышает зарплату неквалифицированного работника. Тем са-

17 Гастев А.К. Как надо работать. М, 1972. С. 55.

18 Там же. С. 103-104.

мым общество показывает, что оно очень высоко ценит квалифицирован­ный, а в его рамках умственный, труд по сравнению с малоквалифицирован­ным. Третий параметр связан с трудоустройством и безработицей. Тысячи безработных, зарегистрированные на биржах труда, представляют собой неквалифицированную массу. Они не идут в счет, потому что в них не нуж­дается современное наукоемкое производство.

Огромное влияние на формирование профессиональной культуры оказы­вают родители. В традиционном обществе именно они занимались обучени­ем детей профессиональным навыкам, профессиональной социализацией и

передачей профессии по наследству. Один из вариантов - прямое насле­дование профессии: сын или дочь при­нимает дело родителей. Отец-плотник учит сына, когда берет его с собой на ра­боту или просит друга взять сына в уче­ники. Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возрас­та, целенаправленно предлагая им иг­ровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Не­ сомненно, воздействует и общая атмос­фера, профессиональные семейные традиции. Профессиональный футболист, как правило, хочет, чтобы его сын с раннего детства занимался футболом. Исследования показывают, что при­мерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адво­катов выбирают юридическую карьеру 19 .

Семейная преемственность лишь в недавнее время заинтересовала социо­логов, причем ее изучают только у лиц, занятых умственным трудом. Так, киевские социологи отмечают устойчивый рост доли выходцев из семей слу­жащих среди лиц, занятых умственным трудом, требующим высшего образо­вания 20 . В другой работе отмечается, что по итогам социологического опроса с каждым новым поколением растет число выходцев из служащих и среди художественной интеллигенции 21 . Известно также исследование эстонских авторов, проследивших профессиональную ориентацию 50,9% выпускников эстоноязычных школ в 1966 г. сразу после окончания, и в 1979 г. Связь между социальным положением, образованием родителей и образованием, соци­альным положением респондента - явная 22 . Еще в одной работе, посвящен­ной сельской местности Эстонии, отмечается, что выпускники из «села» чаще поступают в сельскохозяйственный вуз, а из центров хозяйств и поселений городского типа - «поселков» учатся в основном в Тартуском университете 23 .

19 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 522-536.

20 Семья и воспроизводство структуры трудовой занятости / Под ред. В.Ф. Черноволенко. Киев, 1984.

21 Семашко А.Н. Социальные источники пополнения художественной интеллигенции // Региональ­
ные особенности социальных перемещений в развитом социалистическом обществе. М., 1983.

22 Кирх А., Саар Э. Модель межпоколенной социальной мобильности (Опыт генетического исследо­
вания молодежи в Эстонской ССР в 1976-1979 гг.) // Город как среда жизнедеятельности челове­
ка: Мат-лы 2-й науч. конф. социологов Прибалтики (г. Бирштонас, 1981 г.) Т. 2. Вильнюс, 1981.

21 Шевцов В.И. Некоторые проблемы системы сельского расселения в социологическом исследова­нии // Прикладные социально-географические исследования. Тарту, 1984.

Передача своего ремесла как определенная социальная практика известна с древнейших времен и встречается у ремесленников Древнего Египта ц Греции. И в Древней Руси наблюдалась передача своего ремесла от отца « сыну. Из писцовых книг Тотьмы, Великого Устюга и Соль-Вычегодска на­чала XVII в. известно, что у чернорабочих профессия не передавалась. Д у квалифицированных рабочих дети часто трудились в той же сфере, что и отцы. Так, у носовщиков (иначе лоцманов), относившихся к квалифициро­ванной части работников водного транспорта, а по социально-экономичес­кому положению к разряду «середних» посадских людей, обычно профес­сия отца переходит к сыну и долго держится в семье. В то же самое время ярыжные (обычные бурлаки), зачислявшиеся в разряд «худых и самых ху­дых посадских, маломочных людей», передавали по наследству свое ремес­ло: если отец «ходит в судовых ярыжных», сын просто ярыжный, который «питается у винокурни», или бродит «меж дворы по миру», или «кормится всякой черной работой» 24 .

Более творческий, ответственный и оплачиваемый труд носовщиков позволял гордиться своей профессией, был притягательным для молодежи и нелегок в овладении. Хорошо знать водный фарватер и всевозможные мели, уметь безошибочно проводить суда по сложному морскому лабирин­ту мог далеко не каждый. Только с годами накапливался нужный профес­сиональный опыт, который затем передавался по наследству. Напротив, работа ярыжных относилась к неквалифицированному ручному труду, для занятия которым требовалась огромная физическая сила, но не знания. В эту категорию часто нанимали людей случайных, например, беглых или бродяг. Они получали в 4 раза меньше носовщиков.

47. Культурология в России в 20 веке

Первая мировая война и революция в России сразу же нашли глубокое отражение в культурологической мысли. Наиболее ярким и вместе с тем оптимистическим осмыс- лением наступившей новой эпохи исторического развития культуры стали идеи так называемых «евразийцев». Крупнейшими фигурами среди них были: философ и богослов Г. В. Флоровский, историк Г. В. Вернадский, лингвист и культурологи. С. Трубецкой, географ и политолог П. Н. Савицкий, публицист П. П. Сувчинский, в середине 20-х гг. - юрист и философ Л. П. Карсавин. «Революция всех застала врасплох, и тех, кто ее ждал и готовил, и тех, кто ее боялся», - утверждал Флоровский. Но евразийцы имели смелость сказать, справедливо отмечает В. Кожинов, «изгнанным из России соотечественникам, что революция - не абсурд, не конец русской истории, но ее полная трагедийности новая страница». Нетрудно понять, что ответом на такие слова были обвинения в пособничестве большевикам и даже в сотрудничестве с ОГПУ.
Однако мы имеем дело с идейным движением, находившемся в связи со славянофильством, почвенничеством и особенно с пушкинской традицией в русской общественной мысли, представленной именами Гоголя, Тютчева, Достоевского, Толстого, Леонтьева, Розанова, с идейным движением, готовившим обновленный взгляд на Россию, ее историю и культуру. Переосмысливалась, прежде всего, выработанная в философии истории формула «Восток - Запад - Россия». Исходя из того, что Евразия представляет собою ту наделенную естественными границами географическую область, которую в стихийном историческом процессе суждено было, в конечном счете, освоить русскому народу - наследнику скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар, камских болгар, монголов, Г. В. Вернадский заключал: «История распространения русского государства есть в значительной степени история приспособления русского народа к своему месторазвитию - Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа». П. Н. Савицкий вкладывал в понятия «Европы», «Азии» и «Евразии» культурно-историческое содержание. И хотя он фиксировал культурное влияние на Россию Юга (Византия), Востока (культура степных кочевников Азии) и Запада (западноевропейская культура), основная его идея заключалась в отрицании существования универсального «прогресса» культуры, в утверждении мысли о том, что русская культура не лучше и не хуже, не выше и не ниже других культур, что она (как и они) просто другая, обладающая своеобразием.
Отошедший от евразийского движения Г. В. Флоровский утверждал: «Судьба евразийства - история духовной неудачи... Вместо пути проложен тупик. Он никуда не ведет. Нужно вернуться к исходной точке». Воля и вкус к совершившейся революции, любовь и вера в стихию, в органические законы естественного роста, представление об истории как мощном силовом процессе закрывают перед евразийцами тот факт, что история есть творчество и подвиг и принимать случившееся и свершившееся нужно лишь «как знамение и суд Божий», как «грозный призыв к человеческой свободе».
Тема свободы - основная в творчестве Николая Александровича Бердяева (1874 - 1948), наиболее известного на Западе представителя русской философской и культурологической мысли. «Всю мою жизнь я был бунтарем», - записал Бердяев в своей «Автобиографии». И если либерализм - в самом общем определении - является идеологией свободы, то можно утверждать, что творчество и мировоззрение этого русского мыслителя, по крайней мере начиная с его «Философии свободы» (1911 г.), явственно приобретает христианско-либеральную окраску. От марксизма (с увлечения которым он начал свой творческий путь) в его мировоззрении сохранилась вера в прогресс и так и не преодоленная европоцентристская ориентация. Присутствует в его культурологических построениях и мощный гегелевский пласт.
Если, по Гегелю, движение всемирной истории осуществляется силами отдельных народов, утверждающих в своей духовной культуре (в принципе и идее) различные стороны или моменты мирового духа и абсолютной идеи, то и Бердяев, критикуя концепцию «интернациональной цивилизации», полагал: «Есть только один исторический путь к достижению высшей Бесчеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития, национального творчества». Всечеловечество не существует само по себе, оно раскрывается лишь в образах отдельных национальностей. При этом национальность, культура народа мыслится не как «механическая бесформенная масса», но как целостный духовный «организм». Политический аспект культурно-исторической жизни народов раскрывается Бердяевым формулой «один - многие - все», в которой гегелевские деспотия, республика и монархия заменены самодержавным, либеральным и социалистическим государствами. От Чичерина Бердяев заимствовал идею «органических» и « критических» эпох в развитии культуры.
«Умопостигаемый образ» России, к которому стремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенное выражение в «Русской идее» (1946). Русский народ характеризуется в ней как «в высшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность «русской души» (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира. Она есть «огромный Востоко-Запад». В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже катастрофичности. Русская культура уже оставила за собой пять самостоятельных периодов-образов (киевский, татарский, московский, петровский и советский) и, возможно, - полагал мыслитель, - «будет еще новая Россия».
В работе Георгия Петровича Федотова (1886-1952) «Россия и свобода», созданной одновременно с «Русской идеей» Бердяева, обсуждается вопрос о судьбе свободы в России, поставленный в культурологическом контексте. Ответ на него может быть получен, по мысли автора, лишь после уяснения того, «принадлежит ли Россия к кругу народов западной культуры» или к Востоку (причем, если к Востоку, то в каком смысле)? Ученый считал, что Россия знала Восток в двух обличиях: «поганом» (языческом) и православной (христианском). Вместе с тем русская культура создавалась «на периферии двух культурных миров: Востока и Запада». Взаимоотношения с ними в тысячелетней культурно-исторической традиции России приняли четыре основные формы.
Россия Киевская свободно воспринимала культурные воздействия Византии, Запада и Востока. Время монгольского ига - время искусственной изоляции российской культуры, время мучительного выбора между Западом (Литва) и Востоком (Орда). Русская культура в эпоху Московского царства существенно связана с общественно-политическими отношениями восточного типа (хотя уже с XVII в. заметно явное сближение России с Западом). Новая эпоха вступает в свои права на историческом отрезке от Петра I до революции. Она представляет собой торжество западной цивилизации на русской почве. Однако антагонизм между дворянством и народом, разрыв между ними в области культуры предопределили, считает Федотов, неудачу европеизации и освободительного движения. Уже в 60-е гг. XIX в., когда был сделан решающий шаг социального и духовного раскрепощения России, самая энергичная часть западнического, освободительного движения пошла по «антилиберальному руслу». Вследствие этого все новейшее социальное и культурное развитие России предстало «опасным бегом на скорость»: что упредит - освободительная европеизация или московский бунт, который затопит и смоет молодую свободу волной народного гнева?». Ответ известен.
К середине XX в. русская философская классика (включая и культурологическую мысль), сложившаяся в контексте споров между западниками и славянофилами и под влиянием творческого импульса Вл. Соловьева, подошла к своему завершению. Особое место на этом последнем отрезке классической русской мысли занимает Иван Александрович Ильин (1882-1954). Несмотря на огромное и глубокое духовное наследие, Ильин - наименее известный и изученный ученый классического периода. В интересующем нас отношении наиболее значима его метафизическая и историческая трактовка русской идеи.
Ильин полагал, что ни один народ не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. Русское задание, нашедшее всестороннее выражение в жизни и мысли, в истории и культуре, определяется мыслителем следующим образом: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова». Общий смысл этой идеи заключается в том, что Россия исторически восприняла от христианства. А именно: в вере в то, что «Бог есть любовь». Вместе с тем русская духовная культура - порождение и первичных сил народа (сердце, созерцание, свобода, совесть), и выращенных на их основе вторичных сил, выражающих волю, мысль, форму и организацию в культуре и в общественной жизни. В религиозной, художественной, научной и правовой сферах Ильин обнаруживает свободно и предметно созерцающее русское сердце, т. е. русскую идею.
Общий взгляд на русский культурно-исторический процесс развития определялся у Ильина его пониманием русской идеи как идеи православного христианства. Русский народ как субъект исторической жизнедеятельности предстает в его описаниях (касающихся и первоначальной, пред-исторической эпохи, и процессов государственного строительства), в характеристике, достаточно близкой к славянофильской. Он живет в условиях родового и общинного быта (с вечевым строем и властью князей). Он - носитель и центростремительных, и центробежных тенденций, в его активности проявляется созидательное, но порой и разрушительное начало. На всех этапах культурно-исторического развития Ильина интересует вызревание и утверждение монархического начала власти. Высоко оценивается после-петровская эпоха, давшая новый синтез православия и светской цивилизации, сильную сверхсословную власть и великие реформы 60-х гг. XIX в. Несмотря на установление советского строя, Ильин верил в возрождение России.

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка СИ. Ожегова. Далее в словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
В других научных источниках под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В переводе с латинского культура понимается как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, в общечеловеческом понимании культура - многостороннее, комплексное понятие, характеризующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений (групп), общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.
Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников - обладателей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявлений всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии с Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством предусмотрены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. По этому поводу очень четко сформулировал последствия нечестного ведения дела американский ученый К. Рэндолл в книге «Кредо свободного предпринимательства», он считает, что цивилизованному предпринимателю нужно обладать сильным характером и честностью, которые нельзя заменить ничем. «Обладать характером - значит чувствовать и понимать моральные проблемы, иметь смелость правильно действовать при любых обстоятельствах, складывающихся в жизни. Человек, наделенный сильным характером, но нечестный в душе, может когда-нибудь навлечь на компанию катастрофу. Предприниматель, не обладающий таким качеством, как честность, ничего не стоит». Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, обществом, потребителями, сотрудниками, партнерами, конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, - а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях, в противном случае они будут «баронами удачи», о чем свидетельствует история развития предпринимательства.
Так, М. Вебер считал, что становление цивилизованного предпринимательства связано с новой, протестантской, аскетической духовной традицией, что предпринимателю, взращенному этой традицией, «чужда показная роскошь и расточительство,., упоение властью. Предпринимателю такого типа богатство ничего не дает, разве что ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания». К сожалению, история современного российского предпринимательства свидетельствует об ином.Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда; общественный и государственный менталитет; реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды; конечно, сам предприниматель и корпоративная культура.

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Слово «культура» обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре .

Специалисты выделяют различные виды элементов культуры.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности:

терминальные (ценности цели)

инструментальные (ценности средства)

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различают следующие виды норм:

формализованные правила (все, что официально записано)

правила морали (связаны с представлениями людей)

Специалисты Интернет-сайта «Энциклопедия замечательных людей и идей» указываю, что культура включает в себя три вида элементов :

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом.

Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры.

В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

Культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

Культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

Культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

Религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

Политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

Педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

Интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.

Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав художественной культуры:

Прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов: кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику, освещение и т.д.);

«чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф).

Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Состав физической культуры:

Культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта);

Рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);

Сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.

В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, является культурным наследием. Наследие – важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.

Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, свойства, присущие всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии отличаются сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов. Большинство культурных универсалий порождено схожими биологическими и социальными потребностями людей, что вытекает из единства их физических и психических характеристик

Американские антропологи выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур, среди них: возрастная градация, календарь, приготовление пищи, этика, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, число, личное имя, религиозные ритуалы и др. Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных культурах.

Как уже отмечалось, культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Культурная динамика рассматривает распространение культуры во времени, в ее периодизации, внутренние системные изменения, модели взаимодействия культур. Она включает в себя изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.

В процессе своей «актуализации», ускорения в определенной социокультурной системе каждый культурный феномен проходит четыре основных уровня:

Инновация – принципиально новое, ранее не известное явление культуры;

Культурный образец – широко известное, но мало распространенное в обществе культурное явление;

Культурная норма – широко распространенное в обществе культурное явление, представляющее собой стандарт культурной деятельности и поведения человека, которое для своего существования нуждается в постоянной общественной санкции (т.е. культурной норме следуют осознанно);

Традиция – наиболее устойчивые во времени социокультурные явления, которым большинство людей следует безотчетно; является механизмом аккумуляции и трансляции культурного опыта, формирует культурное наследие.

В реальном культурном бытии очень немногие феномены преодолевают уровень инноваций и еще меньше достигают положения традиции.

Наиболее распространенными понятиями, с помощью которых фиксируются основные направления культурной динамики и качественные особенности культурного развития являются понятия прогресса и регресса. Они впервые появляются в философской мысли эпохи Просвещения (XVIII век).

Во второй половине XIX в. в культуре декаданса понятие прогресса было подвергнуто острой критике. Было показано, что качественные оценки развития культуры неприменимы к явлениям художественной и, от части, духовной культуры. Например, последовательность из произведений трех известных художников: Фидия, Рафаэля и Пабло Пикассо принципиально невозможно представить ни как прогрессивный, ни как регрессивный ряд. Их мировосприятие и творческие методы являются настолько различными, что не могут быть сопоставлены.

Помимо соотношения статики и динамики культуру классифицируют по принципу ее распространения. Здесь выделяют доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы - элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
примитивизацией отношений между людьми;

Развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

Натуралистическим смакованием насилия и секса;

Культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

Культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.

Как один из вариантов, можно было бы предложить следующий перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:

а) функция приспособления к среде (адаптивная),

б) познавательная,

в) ценностная или аксиологическая,

г) информационно-коммуникативная,

д) нормативная или регулятивная,

е) семиотическая.

Наиболее общей и универсальной функцией культуры является адаптивная – приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению – благодаря духовной и художественной культуре.

Базовая адаптивная функция культуры конкретизуется в целом ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них являются:

Познавательная функция (гносеологическая), в рамках которой культура обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным или социальным условиям;

Ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы поведения в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения между людьми;

Информационно-коммуникативная функция осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества;

Нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей; в сфере труда, быта, межличностных отношений культура регулирует поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;

Знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры без изучения соответствующих знаков.



Налоги и платежи