Что такое социальные факторы. Социальный фактор. Частное предпринимательство, безработица

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика - это системa жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие» в литературе, посвященной экономике, широко используются словосочетания «социально-экономические процессы», «социально-экономическое развитие», «социально-экономические проблемы».

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

Социальная экономика тесно связана с формами и отношениями собственности, по крайней мере, в той части, где проявляются собственнические интересы людей. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным переделом, относятся к социальным.

Так как человек в своей жизни теснейшим образом связан с природой, то экологическая экономика, характеризующая воздействие окружающей среды на жизнеспособность и качество жизни людей, должна быть также отнесена к социальной экономике.

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. На социальные нужды работает промышленность - и не только пищевая и легкая, но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально ориентированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одеждой и обувью, пищевая - продуктами питания, машиностроение - бытовой техникой, деревообрабатывающая - мебелью, энергетическая - теплом и электроэнергией. Сельское хозяйство - основной источник продовольствия. Строительство обеспечивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодорожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Телефонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в коммутациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание - кормить людей не только дома, но и на работе в пути, во время отдыха.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и коммунальное хозяйства, поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строительство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать социальными отраслями народного хозяйства.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле ние, очистку окружающей среды, по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чувствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость исключительно велика.

Отрасль культуры - это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концертные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования - это школы и дошкольные детские учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследовательские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой - осуществлять подготовку и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет воспитательная функция образования.

Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья людей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать потерянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры, институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к непроизводственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный результат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли - производителями этого продукта.

Расходы на социальные цели призваны смягчить дифференциацию материального положения социальных групп неизбежно свойственных рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства квалифицированной и здоровой рабочей силой, отражается на невидимом национальном богатстве страны.

Наряду с решением социальных задач эти расходы в бюджете оказывают существенное воздействие на размеры и структуру спроса.

Во-первых, получатели социальных пособий, помощи, стипендий обеспечивают часть платежеспособного спроса населения на потребительские товары, лекарства, услуги. Во-вторых, социальные расходы частично направляются на строительство объектов здравоохранения, образования, закупку товаров и услуг.

Особое воздействие на состояние экономики оказывают государственные дотации на жилищное строительство. Жилищное строительство не только увеличивает спрос на земельные участки, строительные материалы, но и служит емким рынком для некоторых подотраслей промышленности: производства подъемно-транспортного, телевизионного, электробытового оборудования, труб, сантехники, паркета. Жилищное строительство служит генератором спроса на мебель, кухонное оборудование, приборы длительного пользования, особенно холодильники, стиральные и посудомоечные машины, печи СВЧ, грили и пылесосы, теле-, видео- и радиоаппаратуру.

Среди расходов на социальные цели особо выделены субсидии местным бюджетам. Это не цели, а каналы социальных расходов, так как значительная их часть проходит через местные бюджеты. Расходы на социальные цели наиболее уязвимы в государственном бюджете. При образовании дефицита или необходимости срочно изыскать средства на какие-либо чрезвычайные цели в жертву обычно в первую очередь приносятся социальные расходы. Более того, внебюджетные социальные фонды часто служат источниками заимствования для покрытия государственных расходов.

Говоря о социальном факторе, как о факторе развития национальной экономики, нельзя не отметить следующее обстоятельство.

Как известно социальные потребности являются побудительным мотивом к экономической деятельности. В то же время в современных условиях отличается постоянно растущее стремление людей к потребительству. Рост потребностей отдельных людей и общества в целом, стремление удовлетворять их более на высоком уровне вызывает потенциальную необходимость увеличения объемов производства, повышения эффективности использования экономических ресурсов, повышения качества производимой продукции и т. п.

Таким образом, можно говорить о существенной стимулирующей роли социального фактора в развитии национальной экономики.

Все мы живем в обществе. Его влияние на наше здоровье и развитие неоднозначно. Главную роль в формировании здоровья играют социальные факторы. Что такое социальный фактор? Это любая составляющая в окружении человека, которая значительно влияет на его поведение, здоровье, самочувствие. Это доказывается различиями в уровнях здоровья общества в зависимости от социально-экономического развития государства. Как показывает практика, чем уровень экономического развития страны выше, тем лучше показатели здоровья граждан по отдельности и общественного здоровья, и напротив.

Ярким примером сильного влияния социальных условий на здоровье могут служить кризис и падение экономики в России.

Результатом этого стало падение уровня здоровья населения, а демографическую ситуацию можно смело назвать кризисной.

Опираясь на сказанное, мы можем говорить, что влияние социальных факторов на человека имеет прямую зависимость на состояние его здоровья. Это значит, что социальные факторы через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения в целом формируют индивидуальное, общественное и групповое здоровье.

Человек - существо социальное, и не удивительно, что ведущее значение имеют факторы социального влияния, оказывающие регулярное воздействие на развитие и здоровье человека.

Социальные факторы зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений между коллегами на работе, социальных внутрисемейных установок. Большинство из этих факторов входит в общее понятие "образ жизни". Его влияние на развитие и здоровье человека составляет свыше 50% среди всех факторов.

Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

Социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

Правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

Социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

Социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

Экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

Социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

Личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

Группы социальных факторов, влияющих на здоровье и развитие групп людей

Социально-медицинские. Это качество медицинских услуг, их доступность всем слоям населения

Правовые. Это состояние правовой базы в среде охраны здоровья.

Социально-экономические. Сюда входит квалификация, условия труда, размер дохода (если таковой имеется), уровень образованности и организация досуга, формирование прослойки среднего класса.

Социально-биологические. К ним относятся возраст, пол, наследственность.

Экологические. Это состояние почвы, воды, воздуха; особенности климатической зоны.

Социокультурные. Сюда можно отнести гигиеническое обучение и воспитание, уровень образования.

Личностные. К ним относятся уровень общей культуры населения и ответственность за личное здоровье.

Теперь рассмотрим эти группы более подробно с точки зрения вреда или пользы для человека.

1. Социально-медицинские .

Безусловно, здоровье населения находится в прямой параллели от качества оказываемых медицинских услуг. Ни для кого не секрет, что платная медицина более приближена к заботе о конкретном человеке и народу в целом. Это видно сразу. Не нужно часами сидеть в очереди к врачу, терпеть подчас хамское к себе отношение. Уровень лабораторного обследования, возможность сложных анализов напрямую зависит от возможности приобретения дорогих реактивов… Соответственно, точнее результат обследования, выше результат лечения. Однако и дороже… Ведь в поликлинику чаще всего обращаются пенсионеры, им физически тяжело.

Для разрешения этой ситуации нужно стремиться сделать медицинские услуги доступнее всем слоям населения.

2. Правовые .

Человек должен быть уверен, что в случае неоказания ему квалифицированной медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, ему есть куда обратиться с жалобой. Он должен знать, что на его обращение отреагируют и помощь от врачей от получит.

Это придает уверенность в следующем дне и стабильность. Несомненно, это несет пользу людям.

3. Социально-экономические .

От условий труда зависит самочувствие и настроение работника. Так, в темном, холодном подвальном помещении с минимальными бытовыми условиями людям будет нанесен вред. Напротив, в светлой, теплой, пусть даже небольшой комнате работники будут чувствовать себя лучше и производительность труда, соответственно, увеличится.

От размера дохода зависит организация отдыха. Маленькая зарплата - несбалансированное питание, некачественная одежда, отсутствие возможности выехать к морю. Следовательно, здоровью человека причиняется ущерб. И наоборот.

Больше зарплата – меньше курящих, больше времени уделяется работе. Забота о своем здоровье прямо пропорциональна размеру оплаты труда. Нет перекуров – нет отлыниваний от работы достигающих 2-4 часов в день!

4. Экологические .

Состояние почвы, воды и воздуха сильно влияют на самочувствие людей.

Тем, у кого слабенькое здоровье, нужно подумать о переезде в сельскую местность. Там чище, чем в мегаполисе воздух, незагрязненная почва и вода, которую не нужно фильтровать.

5. Социокультурные .

Уровень образования также оказывает влияние на развитие человека. Так, с высшим образованием больше шансов найти престижную, высокооплачиваемую работу, а следовательно, обеспечить себе высокий уровень жизни. Также повышаются шансы на быстрое переучивание и обучение по ходу работы.

6. Личностные .

Ответственность за личное здоровье оказывает мощное влияние на самочувствие человека. За своим здоровьем надо начинать смотреть как можно раньше, поскольку многие заболевания протекают бессимптомно, и нужна диагностика. Люди это осознают. Работаешь – получаешь зарплату, не подводишь другие цепи производства. Берешь больничный – подводишь. Выпиваешь – тоже подводишь, так как качество в большинстве случаев страдает. А это убытки. Для человека со временем – потеря работы со всеми вытекающими последствиями. Понимание этого мотивирует осознавать, что каждый виновен в неудаче производства, ухудшении своего здоровья.

7. Социально-биологические .

Возраст, пол и наследственность оказывают влияние на отдельного индивидуума, малую группу людей, но не оказывают существенного влияния на развитие и здоровье всего общества.

Таким образом, мы убедились в том, что влияния социальных факторов на развитие и здоровье общества и человека, в частности, есть. И в наших силах ослабить или усилить это действие.

Cтраница 1


Социальный фактор - это наиболее общий тип социальных отношений, определяемый интересами и потребностями человека и коллектива. Существует иерархия социальных отношений, а следовательно, и иерархия показателей и индикаторов этих отношений. Если социальный фактор характеризуется высокой степенью развития, то это означает совпадение реальных социальных отношений с интересами человека. Другими словами, необходимо привести в соответствие представления человека о том, как должно быть, как ему хочется, чтобы было, с реальными социальными отношениями.  

Социальные факторы связаны с изменением социальных ожиданий, отношений и нравственности в данной группы факторов сложно и весьма противоречиво в переживаемый страной переходный пер экономике отражается на сознании людей, социальной сфере.  

Социальные факторы включают в свой состав малые группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.  

Социальные факторы: на покупки индивидуальных потребителей влияет множество социальных аспектов. Например, вкусы человека формирует его социальный класс и культура.  

Социальные факторы также имеют критическое значение при любом планировании, предусматривающем время, затрачиваемое на дорогу до места проживания семьи. Даже при наличии медицинских и физиологических причин для оптимального периода адаптации в 14 дней нежелание рабочих оставлять свои семьи на срок более семи или десяти дней может послужить причиной отмены оптимального графика. Опыт показывает, что график пребывания семи дней в высотных условиях и семи дней на уровне моря или десяти дней в высотных условиях и такого же срока на уровне моря наиболее приемлем.  

Социальные факторы отражают три важнейшие характеристики: качественный уровень персонала, отношение работников к труду, социальные условия труда. Профессионально-квалификационный уровень работников прямо влияет на производственно-хозяйственые показатели работы предприятия, в том числе на производительность (эффективность) труда работающего персонала.  

Социальные факторы связаны с социальными ценностями, образом жизни и демографическими тенденциями. Они могут находиться в тесной взаимосвязи с политическими.  

Социальные факторы существенно влияют на производственную деятельность при перебазировке.  

Макроскопические социальные факторы обычно не находятся под контролем системотехника, который должен принимать их такими, какими они существуют. Эти факторы могут влиять на различные показатели систем, такие, как длины и поперечные сечения телефонных кабелей и водопроводных труб, размеры и размещение телефонных станций или скорость наружных ремонтных работ.  

Социальным факторам развития в коренной перестройке управления предприятием придается особое значение. Улучшение условий труда, повышение квалификации, уровня жизни трудящихся, укрепление их здоровья являются важнейшими факторами обеспечения стабильности трудовых коллективов, активного участия трудящихся в повышении эффективности производства на каждом рабочем месте, развитии изобретательства и рационализации.  

Социальными факторами являются повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе.  

Социальными факторами являются повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы-в коллективе.  

Основными социальными факторами являются материальное положение, социально-психологический климат в коллективе, социально-политическая деятельность, перспективы роста, уровень удовлетворенности работой, социально-бытовое обслуживание, профессионализация, социализация личности, информированность, дисциплинированность и др. Для определения степени развитости данных факторов необходима идеальная, или нормативная, модель, под которой понимается уровень социального развития организации, который возможен в настоящее время и удовлетворяет людей.  

Важным социальным фактором является сведение к минимуму текучести кадров (особенно в ведущих технологических цехах производств шин и РТИ), охрана труда и техника безопасности, повышение культуры производства.  

Важным социальным фактором, формирующим привычную двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.  

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Социализация

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью. "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:

а) каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестны ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е. соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;

б) восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;

в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обижен реально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины. Эта дезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобно мистическому Хаосу, которого боялись даже боги. Этот разрыв между тем, каким я должен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется; обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами, становится гневливым и агрессивным, что еще мучительней и потому, что идет от любящего.

Не наказывая, а лишь обижаясь. В семьях, основанных на любви, детьми управляют, вызывая периодически чувство вины. Если в этом преуспеть, то возникает глубокий невроз, основанный на вине. Механизмы защиты приобретают причудливый характер, создавая такие симптомы невроза, как, например, навязчивую заботу, демонстрацию любовных действий, насыщенных страхом и даже агрессией, а иногда мазохизм.

Чувство вины может возникать в различных ситуациях и отношениях. Мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, перед женой или мужем, перед друзьями, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас. Однако сколь бы многообразным ни было чувство вины, эмоция, лежащая в его основе, одна -- это вина, порождаемая рассогласованием того, каковы я и мое поведение, положение и облик, с тем, каким я должен был бы быть в соответствии с ожиданиями значимого, любимого другого или других.

Познание своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я-концепции, о которых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит, существует рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей Я-концепции. Если я в состоянии сделать объектом интроспекции свое состояние, то нетрудно установить признаки, с которыми я вступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты в глубине бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, через которую он познает себя. Если вам вдруг стало стыдно, вы испытали какое-то неприятное чувство и стали раздражаться, вспомнив, что не ответили на письмо школьного товарища, которого не видели двадцать лет и не собираетесь с ним общаться, то это свидетельствует о том, что вы являетесь человеком, преданным старым друзьям и обязательным притом, хотя в вопроснике на вопрос о преданности друзьям ответили «нет». Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепции считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе.

Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде -- один из надежных путей самопознания не того, каким мне хочется казаться, а того, каков я есть.

Стыд также состоит из трех элементов:

а) то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;

б) каков я здесь и теперь;

в) рассогласование и его осознание.

Как видим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Если мне стыдно безотносительно к тому, чтобы кто-либо оценивал мое поведение или состояние, чтобы кто-то видел или слышал о стыдном поступке, то это -- чистый стыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывались лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением ко мне значимых людей, то энергия стыда возрастает при возбуждении представлений о том, что кто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или состоянию. Однако это -- не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный другими людьми, поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, с чувством того, что я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

Развитие эмоции стыда является необходимым условием нормального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции -- и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно в этом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив» Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991. С 65.

англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фактор социальный

движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф. с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф. с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества. Кроме того, роль Ф. с. выполняют различные материальные и духовные образования: производство, социальные институты, организации, вещная среда, потребности, интересы, ценности, мнения, ориентации, установки людей и т. д. В качестве Ф. с. выступает также взаимодействие сфер жизни общества, когда одна из них оказывает определяющее влияние на другие. Например, экономическая сфера в значительной степени определяет развитие социальной, политической и духовной сфер, она фактор для них, а эти последние, в свою очередь воздействуя на нее, тоже выступают ее факторами, хотя и не определяющими. Поэтому в совокупности Ф. с. следует различать те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или в явлениях и процессах. Следует также распознавать Ф. с., постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредствованно влияющие на объект. Так, к общим Ф. с. относят социально-экономические и другие условия функционирования социальной жизни общества: например, отношения собственности, уровень общественного разделения труда, социальные институты и организации и т. д. Они являются также и постоянно действующими причинами. К специфическим Ф. с. можно отнести определенные особенности тех или иных объектов, от которых зависят такие же характеристики других объектов. Действие прямых Ф. с. может непосредственно фиксироваться и подвергаться контролю в процессе исследования, влияние же косвенных Ф. с. на изучаемый объект прямому контролю не поддается. Его надо специально устанавливать. Познание Ф. с. в социологии связано с разработкой содержательных теорий для объяснения изменений, происходящих в обществе и отдельных его подсистемах, с позиции действия определенных причин. Социологические исследования всегда опираются на определенные методологические и методические подходы к изучению обусловленности одних процессов социальной действительности другими. Цель этих исследований определять и прогнозировать следствия из действия тех или иных факторов на основе предварительного эмпирического анализа взаимоотношения между ними (т. е. действия фактора и следствия). Как известно, проявление причинно-следственных связей в социальных процессах многофакторно и многомерно. Однако в зависимости от целей исследования задача может сводиться к выявлению влияния одного или совокупности факторов, вызывающих соответствующие изменения в социальных объектах. За совокупным действием различных факторов, в том числе и случайного характера, исследование вскрывает нечто устойчивое, необходимое и повторяющееся. И все же, поскольку социальное изменение многофакторное, то прогнозы и выводы из полученных данных носят вероятностный характер. Установление меры проявления причинных связей в социологии осуществляется посредством методов многомерного статистического анализа корреляционного, регрессионного, факторного и др.



Отчетность за сотрудников