Внеплановые проверки в году. Зачем вводился этот закон? Что же в законе написано

Верховная Рада приняла во втором чтении депутатский закон о моратории на проведение государственных плановых проверок малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2017 года.

За принятие законопроекта №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» во втором чтении и в целом проголосовали 235 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, докладывая по законопроекту, отметил, что принятие документа позволит снизить давление на предпринимателей со стороны контролирующих органов.

При этом он подчеркнул, что в период действия моратория могут проходить внеплановые проверки бизнеса, если на это есть весомые причины.

«Это четыре основания: решение суда, по заявлению субъекта хозяйствования при аварии на производстве, при обоснованном обращении физического лица и согласовании компетентного органа Государственной регуляторной службы», - сказал он.

Под действие моратория не подпадают госорганы, работа которых не влияет на малый и средний бизнес. Речь идет, в частности, о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальном банке Украины, Антимонопольном комитете.

Кроме того, под действие закона не подпадают Государственная фискальная служба и Государственная финансовая инспекция, ограничения на проверки которых регламентируются изменениями в Налоговый кодекс от 28 декабря 2014 года (ограничение на проверки предприятий, доход которых за предыдущий год составил менее 20 млн грн).

Как сообщал УНИАН, также сегодня, 3 ноября, Верховная Рада «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора», который предполагает создание единой открытой электронной базы государственных проверок бизнеса и ограничение количества плановых проверок до одной в год.

Закон предполагает формирование списка проверок на год вперед с 1 декабря этого года и запрещает проведение более одной плановой проверки в год.

Также документ вводит материальную ответственность чиновников за внесение недостоверной информации в автоматизированный реестр всех проверок субъектов хозяйствования государственными органами. Кроме того, госорганы будут информировать компании о проверках по электронной почте.

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2019 году

В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2019 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :


В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

  • В чем суть моратория на проверки малого бизнеса.
  • Что делать, если контрольный орган пришел с плановой проверкой в обход моратория.
  • Каковы результаты действующих «надзорных каникул».
  • Продлен ли мораторий на проверки для малого бизнеса до 2022 года.
  • Как получить статус малого или среднего предприятия.
  • Как подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу.

Мораторий – временное ограничение какого-либо правила. В 2016 году такое ограничение было наложено федеральным законом на все государственные проверки малого бизнеса.

Суть моратория на проверку малого бизнеса

На строго ограниченный период времени государство избавило субъекты малого предпринимательства от плановых проверок контролирующими органами.

От проверок не освобождены :

  • юридические лица, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • компании, которые ранее допускали грубые нарушения КоАП РФ, это было установлено по итогам предыдущих проверок, лицо было привлечено к административной ответственности, дисквалифицировано, либо его деятельность была приостановлена, а лицензия аннулирована, с момента такой проверки не прошло трех лет.

Законодатель выделил стратегически важные сферы деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся :

Существуют объекты, чрезмерная лояльность к эксплуатации которых может стоить безопасности и жизни людей, поэтому тщательный государственный контроль и надзор в данных областях необходим. Мораторий касается только плановых проверок. Новые правила не защищают субъекты малого бизнеса от внеплановых проверок, которые в обязательном порядке проводит госорган по обращению заинтересованного лица. Поэтому руководству компаний, на которые распространяется вышеуказанный закон, не стоит пренебрегать требованиями техники безопасности, правами потребителей , санитарными нормами.

Проверки в обход закона

Если ваша компания отнесена к субъектам малого предпринимательства, можно рассчитывать, что, начиная с 2016 года, плановые проверки вам не грозят. Если надзорный орган все же пришел, его представителям будет достаточно показать документы, подтверждающие причастность компании к малому предпринимательству. Если такие документы в наличии и в порядке, то проверка должна быть прекращена немедленно. В случае, если вы обнаружили свою организацию в перечне лиц, в отношении которых планируется проверка, то вправе обратиться с заявлением в надзорный орган и потребовать исключения компании из ежегодного плана проверок. Так или иначе, руководителю организации, в которой была проведена проверка в обход закона о моратории, беспокоиться не о чем, так как ее результаты будут считаться недействительными.

С 1 января 2018 г. законодательством закреплен «риск-ориентированный подход». Этот метод направлен на сокращение издержек, как со стороны проверяющих надзорных органов, так и подконтрольных субъектов. Риск-ориентированный подход заключается в том, что все компании, над которыми ведется контроль, условно делят на группы соответственно классам их опасности и категориям риска. То есть классификация субъектов зависит от степени тяжести негативных последствий, которые вероятно могут наступить при административных нарушениях лица, а также от вероятности совершения таких административных проступков. Например, крупная производственная компания, эксплуатирующая объекты, которые представляют вред для окружающей среды, должна быть отнесена к более высокому классу риска, чем организация, оказывающая бытовые услуги населению.

С перечнем плановых проверок в отношении вашей организации вы можете ознакомиться на сайте ФГИС «Единый реестр проверок», для этого достаточно ввести ОГРН, ИНН или полное наименование организации.

Результаты моратория на 2018 год

Новшество доказало свою эффективность: значительно снижена административная и бюрократическая нагрузка на небольшие компании, открыт путь к развитию для многих отечественных стартапов . В рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности воплощено множество законодательных инициатив: внедрен Единый реестр проверок, активизируется процесс электронного взаимодействия органов власти, введен риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок.

По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», общее количество плановых проверок в 2017 году уменьшилось в среднем на 40 %.

За указанный период выросло число внеплановых проверок. Контролирующие органы сами нарушают законодательство или относятся к его исполнению недобросовестно. Ежегодно прокуратуре приходится отклонять множество предложений контролирующих органов о включении в сводный план проверок, если они составлены некорректно или с нарушением закона. Например, в отношении лиц, которых проверяли в последние три года или которые даже прекратили коммерческую деятельность. Крупные предприятия начали дробиться, регистрируя свои подразделения как отдельные юридические лица и стремясь к получению каждым из них статуса субъекта малого бизнеса. К такой уловке прибегли сетевые магазины, имеющие в своей структуре большое количество обособленных подразделений. Помимо снижения надзорной нагрузки статус малого предприятия дает преимущества в налогообложении, что оптимизирует издержки предприятия. Налоговая служба может расценить подобные манипуляции как способ ухода от налогов, что грозит уголовной ответственностью для руководителя.

Продление моратория до 2022 года

В настоящий момент Правительство РФ планирует продление моратория на проверки бизнеса до конца 2022 года. Это связано со стремлением снизить административную нагрузку на отечественные предприятия. В Государственной Думе идет речь не только о пролонгации моратория, но и о расширении сферы его действия на средний бизнес. По мнению участников рынка, в 2017 году наибольшее количество административных проверок пришлось именно на субъекты среднего предпринимательства.

Новые правила проверок разрабатывались в рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ. А в проект «дорожной карты» по выполнению в 2018–2019 гг. «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», подготовленной Минэкономразвития РФ, внесена инициатива о бессрочном запрете плановых проверок субъектов малого бизнеса.

Инициатива – еще не законопроект, а законопроект – еще далеко не принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом федеральный закон. Государственная политика в отношении административных проверок предпринимателей может неоднократно измениться, однако на сегодняшний день есть все предпосылки говорить о том, что по субъектам малого и среднего бизнеса сохранится тенденция снижения административной нагрузки. В связи с этим у предпринимателей возникает вопрос: как получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства, чтобы легально пользоваться государственной поддержкой и льготами?

Статус субъекта малого бизнеса

Помимо освобождения от плановых проверок, статус субъекта малого бизнеса обеспечивает налоговые льготы, доступ к госзакупкам и иные меры государственной поддержки.

Для подтверждения статуса субъекта малого бизнеса нужно:

  • соответствовать определенным критериям, установленным законом;
  • включить компанию или ИП в реестр субъектов малого предпринимательства.

Закон называет всего 3 фактора для оценки:

  • состав учредителей (оценивается только у компаний, претендующих на положение малого предприятия, если в их числе есть другие организации, помимо физических лиц);
  • количество штатных сотрудников (за предыдущий годовой период не может превышать для малых предприятий – 100 человек, субъектов среднего бизнеса – 250 человек);
  • размер дохода (не должен превышать 800 миллионов рублей за прошлый год, при этом доходная часть суммируется по всем видам деятельности и режимам налогообложения).

Юридическое лицо не может стать субъектом малого предпринимательства, если его учредителями являются:

Компания может попытаться получить статус, если основные ее акционеры-организации, занятые в инновационном секторе экономики, участники проекта «Сколково», либо они сами имеют статус субъектов малого или среднего предпринимательства.


Как подтвердить принадлежность к малому бизнесу

Чтобы подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу (например, при включении в план проверок в обход моратория), руководителю следует получить выписку из Единого реестра малого и среднего предпринимательства.

Ведением такого единого реестра занимается Федеральная налоговая служба РФ. ФНС России вносит сведения обо всех компаниях, которые подходят под критерии малого или среднего предпринимательства, автоматически. Никаких дополнительных действий от руководителя субъекта бизнеса не требуется. Налоговая самостоятельно анализирует сведения о доходах предприятий, среднесписочной численности штата, данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также информацию из других органов.

Чтобы получить выписку из Единого реестра, необходимо зайти на официальный сайт, ввести регистрационные данные юридического лица и распечатать готовый документ. Такая выписка будет иметь полную юридическую силу, так как на ней уже имеется усиленная электронная подпись. Дополнительного заверения этот документ не требует.

По указанию ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554@ местные налоговые инспекции не уполномочены выдавать справки о принадлежности юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.


Если вы полагаете, что ваша компания относится по всем критериям к числу субъектов малого или среднего предпринимательства, но не нашли ее в Едином реестре на сайте ФНС РФ, можно самостоятельно подать заявку. Налоговая инспекция в таком случае проведет анализ предоставленной информации и при положительном решении внесет юридическое лицо в Единый реестр вручную. Также на сайте можно исправить некорректные данные или внести дополнительные сведения о своей компании (сообщить о заключении новых контрактов, участии в программах партнерства, перечислить продукцию и дополнить контактные данные).

Мораторий выполнят ключевые функции, которые на него возложило Правительство РФ при разработке идеи снижения административного давления на малый бизнес. Продление новых правил, а также расширение области их действия на субъекты среднего предпринимательства кажутся вполне обоснованными и закономерными. У надзорных органов остается возможность проведения внеплановых проверок, а также сохраняется особый контроль за стратегически важными сферами деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся. Большим шагом в данном вопросе явилось внедрение риск-ориентированного подхода к проверке предприятий, он позволяет экономить время контролеров, а соответственно и бюджетные средства.

Роспотребнадзор - это федеральный государственный орган, который контролирует соблюдение прав потребителей и санитарно-эпидемиологическое положение в России. Это ведомство может проверить деятельность любого бизнесмена, реализующего товары или оказывающего услуги населению, но чаще всего объектом его контроля становятся предприятия общепита, продуктовые магазины, салоны красоты, аптеки, лечебные и дошкольные учреждения, школы.

Не остаются без внимания Роспотребнадзора нарушения правил складирования отходов и мусора на территориях, прилегающих к различным объектам, превышение допустимого уровня шума от деятельности предприятий и организаций, вредные выбросы в окружающую среду и т.д.

По результатам проверки, кроме наложения , Роспотребнадзор уполномочен приостанавливать деятельность организаций и ИП и дисквалифицировать должностных лиц, что, конечно, скажется на бизнесе очень отрицательно. Вопрос о регулировании количества проверок Роспотребнадзора и другими надзорными органами не раз поднимался предпринимателями, в результате законом утвержден плановый порядок проверок - не чаще одного раза в три года.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года до конца 2018 года запрещены плановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому бизнесу. Запрет не распространяется на бизнесменов, ведущих деятельность в объектах I и II класса пожарной опасности или объектов I и II категории по негативному воздействию на окружающую среду. Кроме того, в план проверок Роспотребнадзора на 2017 год продолжат включать тех , в отношении которых за предыдущие три года были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований и прав потребителей.

План проверок Роспотребнадзора на 2017 год, размещенный на официальном сайте, включает в себя 71 199 субъектов (организаций и ИП). По каждой запланированной проверке указана ее цель, начало и срок проведения, формат проверки (выездная или документальная), орган контроля. Если вы хотите узнать, включены ли вы в этот план, то можете воспользоваться формой поиска по своему ИНН и наименованию.

Плановые проверки на 2017 год Роспотребнадзор согласовывает с прокуратурой, аналогичный план проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры. В Единый реестр входят проверки Роспотребнадзора и других неналоговых госорганов, поэтому в форму поиска надо ввести не только наименование и ИНН интересующего вас субъекта, но и название надзорного органа.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2017 году

Если вы не нашли себя в плане проверок Роспотребнадзора, то успокаиваться не стоит. Визит проверяющих из этого органа может произойти в любой момент - по сигналу потребителя ваших товаров или услуг или сообщению о фактах, что ваша деятельность представляет угрозу здоровью и жизни граждан и окружающей среды. Кроме того, внеплановая проверка Роспотребнадзора проводится после выдачи предписания об устранении нарушений, выявленной предыдущей проверкой, а также в ходе расследования административного или уголовного дела. Инициаторами проверки вне плана могут быть и другие государственные органы.

Чаще всего причиной внепланового визита представителей Роспотребнадзора становятся жалобы потребителей на некачественные и просроченные товары, несоблюдение санитарно-гигиенических требований при оказании услуг общепита и индустрии красоты, мусор на прилегающей к торговым объектам территории, несоблюдение режима тишины в ночное время. Основанием для жалобы может быть нарушение правил торговли, закона о защите прав потребителей, даже отсутствующий уголок покупателя.

На официальном сайте Роспотребнадзора размещена специальная форма подачи жалобы с возможностью прикрепить фотографию или видео с фактом, подтверждающим нарушение прав потребителя или санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, каждый предприниматель, реализующий товары и оказывающий услуги населению, должен быть готов к тому, что его деятельность может оказаться в поле зрения представителей Роспотребнадзора в любое время, а не только раз в три года. Не стоит рассчитывать на то, что так называемые « » позволят до конца 2018 года не соблюдать требования закона в сфере защиты прав потребителей и нормы СанПин.

Что проверяет Роспотребнадзор при проверке?

Проверки Роспотребнадзора могут быть документарными или выездными, поэтому перечень мероприятий зависит от формата проверки. При документарной проверке организация или предприниматель должны в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направить указанные в нем документы. После получения документов орган Роспотребназдора вправе запросить дополнительные пояснения, а если по результатам проверки документов будут выявлены признаки нарушения требований закона, то после документарной проверки может быть назначена выездная проверка.

В ходе выездной проверки Роспотребнадзор проводит инструментальные и лабораторные исследования, берет на анализ пробы продукции и товаров, проверяет соблюдение норм СанПин, осматривает прилегающую территорию и сам объект, вплоть до измерения параметров дверных и оконных проемов и общего метража помещений.

Основной перечень документов, которые запрашивают проверяющие при выездной проверке, включает в себя:

  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО;
  • Документы о постановке на учет ;
  • , если деятельность объекта относится к лицензируемой;
  • Документы на помещение (свидетельство о собственности или договор аренды);
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта нормам СанПин;
  • Программа производственного контроля, утвержденная территориальным органом Роспотребнадзора;
  • Договоры на вывоз мусора и дезинфекцию помещения;
  • Медкнижки работников.

Обязательно проверяют наличие правильно оформленного , единообразных ценников, сертификатов на товары, влияющих на здоровье потребителей, информации о производителях товарах на упаковках.

Проведение плановых и внеплановых проверок Роспотребназдора регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, согласно которому предприниматель должен быть уведомлен (заказным письмом или под подпись) о том, что в отношении его деятельности осуществляется контроль. О проведении плановой проверки сообщают за три рабочих дня, а о внеплановой - за один день до ее проведения. Внеплановая проверка Роспотребназдора, так же, как и плановая проверка, должна быть согласована с прокуратурой.

Только в крайних случаях, когда деятельность организации или ИП причиняет вред здоровью и жизни граждан, окружающей среде, безопасности государства, если в результате нее возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, уведомление о проведении проверки не требуется.

Штрафы Роспотребнадзора в 2017 году

При выявлении нарушений закона о защите прав потребителей и санитарных норм Роспотребнадзор составляет соответствующий акт. Размеры штрафных санкций приводим в таблице.

Нарушение

Нарушение действующих санитарных норм и правил или невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 2 0000 рублей.

Возможно административное приостановление деятельности ИП или организации на срок до 90 суток.

ст. 6.3 КоАП

Обман потребителя (обвешивание, обсчет или любой другой способ обмана)

На ИП и руководителей организаций - от 10 000 до 30 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Нарушение прав потребителя на получение информации о товаре (работе, услуге)

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

ст. 14. 8 КоАП

Введение потребителя в заблуждение о свойствах или качестве товара (работы, услуги) в целях сбыта

На ИП и руководителей организаций - от 12 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Неповиновение законному распоряжению должностного лица надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 2 000 до 4 000 рублей.

ст. 19. 4 КоАП

Невыполнение законного предписания надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 1 000 до 2 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

ст. 19. 5 КоАП

Реализация товаров (выполнение работ оказание населению услуг) ненадлежащего качества или с нарушением требований законодательства РФ

На руководителей организаций - от 3 000 до 10 000 рублей. На ИП - от 10 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.

ст. 14. 4 КоАП

Нарушение санитарных норм, которое повлекло заболевание или отравление потребителей.

Наказание ИП или руководителя организации на сумму 80 000 рублей или в размере заработка за 6 месяцев, а также снятие с должности или ограничение свободы на период до 3 лет. Если нарушение повлекло смерть потребителя, виновный наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

(No Ratings Yet)

Государство контролирует все процессы происходящие внутри него. Не является исключением и бизнес сфера. Любая предпринимательская деятельность подчинена строгим правилам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Периодически, налоговыми органами проводятся различные типы проверок налогоплательщиков. В данном тексте вы узнаете основные правила проведения различных видов проверок, а также самые важные нюансы моратория на налоговые проверки 2017-2018 годов.

Предприниматели, в процессе своей деятельности, неизбежно взаимодействуют с государственными контролирующими органами. Зачастую, это взаимодействие происходит в результате осуществления каких-либо проверок на соответствие деятельности предпринимателя действующим законодательным нормам. Федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять различные проверки предпринимательской деятельности, с целью контроля и надзора за ее законностью и правильностью осуществления. В данной статье вы найдете всю необходимую информацию по налоговым проверкам, а также узнаете нюансы моратория на налоговые проверки в 2017-2019 годах.

Налоговая проверка – что это?

Налоговый орган наделен правом проведения налоговой проверки. Это закреплено п. 2 ст. 31 (далее – НК РФ), а регуляция данного процесса осуществляется 14 главой НК РФ «Налоговый контроль».

Исходя из норм п. 1 ст. 82 НК РФ можно сформировать определение понятия «налоговая проверка» — форма налогового контроля, которая осуществляется должностными лицами уполномоченных органов строго в рамках определенной компетенции, в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, осуществляющих деятельность с применением норм законодательства о налогах и сборах.

Любая налоговая проверка осуществляется с целью контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

Процесс проверки представляет собой сравнение фактических данных предпринимательской деятельности, которые получаются во время осуществления налогового контроля, с данными которые были поданы в виде налоговых деклараций во время сдачи отчетности.

В зависимости от вида налоговой проверки, изменяется объем полномочий должностных лиц налоговых органов во время ее проведения, а также объем ограничений на некоторые процессуальные действия, например: доступ на объекты предприятия, выемка документов, инвентаризация, истребование документов и так далее.

Виды налоговых проверок

В соответствии со ст. 87 НК РФ, существует 2 вида налоговых проверок:

  • Камеральные налоговые проверки;
  • Выездные налоговые проверки.

Статья 88 НК РФ регламентирует проведение камеральной налоговой проверки . Исходя из ее норм, можно дать определение понятию «камеральная налоговая проверка» — проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, используя данные налоговых деклараций и документов, которые были предоставлены налогоплательщиком, а также иных данных о налогоплательщике, имеющихся у налогового органа.

Для проведения проверки такого вида, специальное решение руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с момента предоставления налоговой декларации налогоплательщиком.

Если декларация предоставлена не была, то налоговые органы вправе провести камеральную проверку используя имеющиеся у них данные о налогоплательщике, а также данные о других налогоплательщиках имеющих аналогичные показатели. В этом случае, проверка проводится в течение 3 месяцев с момента истечения срока предоставления декларации. Если камеральная проверка уже началась, но в ее процессе была предоставлена налоговая декларация, то данная проверка прекращается и начинается новая, которая основана на данных предоставленной декларации. Все данные, которые были получены в ходе первичной камеральной проверки, могут быть использованы в новой камеральной проверке.

Обо всех ошибках и противоречиях в данных, которые были выявлены в ходе проверки, сообщается налогоплательщику. В течении 5 дней с момента получения налогоплательщиком сообщения от налоговых органов, он должен предоставить пояснения или сделать соответствующие исправления.

Ст. 89 НК РФ регламентирует проведение выездной налоговой проверки . Для проведения такой проверки необходимо специальное решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная проверка происходит на территории налогоплательщика.

Если налогоплательщик не может предоставить место для проведения проверки, то она осуществляется по месту нахождения налогового органа.

В решении о проведении выездной проверки содержатся следующие сведения:

  • Наименование налогоплательщика (полное и сокращенное, либо ФИО);
  • Налоги, в отношении которых осуществляется проверка правильности исчисления и уплаты (по одному налогоплательщику могут проверяться сразу несколько налогов) – предмет проверки;
  • Периоды деятельности налогоплательщика, за которые будет осуществлена проверка;
  • ФИО и должности сотрудников налогового органа, ответственных за проведение проверки.

Выездная налоговая проверка, может затронуть период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором было издано решение о ее проведении.

По одному и тому же предмету проверки, за один и тот же период, налоговые органы не могут провести более 1 проверки (кроме случаев вынесения решения о проведении повторной выездной проверке). Один налогоплательщик, за один календарный год не может быть проверен более 2 раз посредством выездной проверки. Исключением является вынесение специально уполномоченным органом, решения о проведении дополнительных проверок. Для этого нужны веские основания.

Такой вид проверки не может длиться более 2-х месяцев, но может быть продлен в определенных случаях от 4 до 6 месяцев. Срок проверки исчисляется с момента вынесения соответствующего решения и заканчивается днем составления справки о проверке.

13 июля 2016 года был принят закон, который направлен на значительное упрощение деятельности некоторых предпринимателей и юридических лиц, путем освобождения их от проведения плановых проверок на период с 2016 до 2019 года.

Мораторий на проверки 2017-2019

Судя по заявлениям официальных лиц государства, решение о введении данного моратория было принято для снижения давления на определенные предпринимательские сферы и их стимуляцию в условиях геополитического и экономического кризиса.

От 13.07.2015 года были внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №294-ФЗ (далее – закон 294 ФЗ).

В частности, в закон 294 ФЗ была добавлена статья 26.1, которая определяет, что на протяжении 3-х лет (2017, 2018 и 2019 годы) от плановых проверок освобождаются ИП и юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Кроме ИП и юридических лиц, занимающихся видами деятельности, которые указаны в ч. 9 ст. 9 закона 294 ФЗ (деятельность в сферах: образования, здравоохранения, теплоснабжения, социальной, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности), а также лиц указанных в ч. 6 ст. 26.1 закона 294 ФЗ.

ИП и юридические лица, попадающие под действие моратория, могут быть включены в план проверок в следующих случаях:

  • Если, ранее, для них было вынесено постановление, предусматривающее административное наказание за грубое нарушение законодательства РФ, и оно вступило в силу, либо административное наказание предусматривающее дисквалификацию или приостановление деятельности;
  • Если в их отношении было принято решение об аннулировании или приостановлении лицензии на основании результатов проверки, с окончания которой прошло менее 3-х лет.

К «арсеналу» методов оценки налоговыми органами налогоплательщиков был добавлен риск-ориентированный подход, который начнет применяться с 1 января 2018 года. Однако Правительство РФ может устанавливать отдельные виды контроля, в которых уже заложен нововведенный подход и до 1 января 2018 года.

Риск-ориентированный подход предполагает определение зависимости между частотой проведения мероприятий контроля (проверок и т.д.) и законодательных нарушений в деятельности ИП и юридических лиц, а также потенциальной возможности совершения нарушений и несоблюдение обязательных требований.

Чем выше будет установленный уровень риска для того или иного налогоплательщика – тем чаще он будет подвергаться проверкам. Соответственно, чем ниже уровень риска – тем реже будут проверки и контрольные мероприятия. Отсюда следует вывод – любой налогоплательщик должен стремиться к минимизации уровней риска.

Несмотря на явный положительный акцент внесенных изменений, некоторые эксперты опасаются, что органы осуществляющие определение уровня риска, могут использовать это право в собственных интересах, таким образом, ущемляя права «избранных» налогоплательщиков. Что будет на самом деле, покажет время, и результаты интеграции системы риск-ориентированного подхода.



Открытие бизнеса