Методическое пособие по материалам Нечаева М. П., Смирновой И. Э. Изучение мотивационной сферы военнослужащих контрактной службы. Исходя, из полученных данных можно сделать выводы что


Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения и определения профессиональной направленности поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования. Опросник состоит из 4-х блоков: профессиональная напра&тенность, склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.
Опросник может быть исґіользован и для общеобразовательной школы, только в этом случае вопросы, касающиеся профессио-нальной направленности, опускаются и анализируются показатели только по трем блокам: «аддиктивное поведение», «делинквентное поведение» и «суицидальный риск». Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.
Опросник содержит 60 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно», «верно», «пожалуй, так», «нет, это совсем не так».
Инструкция
Сейчас вам будет предъявлено 60 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.
Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку - к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.
Текст опросника «ДАП-ІІ» (для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования)

«За компанию* с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
Главная причина моего поступления в лицей - мне просто некуда больше пойти. v

Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - производственное обучение.

Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
Я всегда стрсмился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
Мне не нравится моя специальность.
Я не собираюсь работать по профессии после окончания лицея.
Я часто испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.

Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб*.

Я не осуждаю людей, которые учатся только ради «корочек», а потом пойдут на более удобную и «чистую» работу.

Я бы остался в школе и получил более престижное образование, но у меня нет такой возможности.


Я не собираюсь работать по специальности.
Вряд ли я захочу всю жизнь работать по выбранной специальности.


Во время обучения профессии я не собираюсь слишком «напрягаться», мне достаточно самых основных навыков и умений.

Я всегда хотел продолжить семейную династию и выбрать именно эту профессию.
Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т. д.
Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс*.

Я совершенно не приспособлен к будущей профессии.
Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными, неинтересными.

" Работа с опросником закончена, отложите бланк.
Текст опросника «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений)
Я хорошо понял инструкцию к данной методике.
Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.
«За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.
Я бываю излишне груб(а) с окружающими.
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.
Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - про-изводственное обучение.
Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.
Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.
В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.
Бывало, что по уграм у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
Я всегда стремился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
В состоянии агрессии я способен(а) на многое.
Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.
Часто я испытыв&т чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
На подрастающее поколение алииеттак много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.
Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.
Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.
Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.
Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб».
Я всегда раз в неделю выпиваю.
Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.
Бывало, что я слышал(а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.
В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.
В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) принимать успокоительные средства.
Я пыталась(лся) освободиться от некоторых пагубных привычек.
Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.
Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.
В последнее время я часто испытывал(а) стресс, поэтому принимал^) успокоительные средства.
Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.
В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.
В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.
У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.
Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.
Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.
Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.
Среди моих близких друзей были такие, которые часто ухо- " дили излома, бродяжничали и т. д.
Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) ал-коголем.
Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Я не осуждаю друзей, которые курят «травку*.
Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.
Работа с опросником закончена, отложите бланк.
Обработка результатов
Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей*, а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:
- Нет, это совсем не так
- Пожалуй, так
- Верно
- Совершенно верно
В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).
Таблица 10
Стены к методике «ДАЛ-П» Наименование
шкал
методики Низкие СТЕНЫ Высокие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Шкала профес-сиональной направленности 23и > 19-22 16-18 15-13 12-11 10-9 8-7 6-5 4-3 2 и 37-31 30-26 25-19 18-13 12-8 7-6 5-4 3-2 1 и 32-27 26-23 22-18 17-15 14-11 10-8 7-5 4-3 2 и 15-13 12-10 9-7 6-5 4 3 2 1 0 Интегральная оценка («Девиантное поведение*) 100 и
> 88-83 82-68 67-54 53-45 44-33 32-26 25-19 15-18 14 и Уровень профессиональной направленности (шкала ПН) оцени-вается по следующим номерам вопросов:
3,6,9, 16, 18, 29, 33, 39,40, 46,49.
Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается последующим номерам вопросов:
4,8, 12, 13, 15,20, 26, 28,31,34, 35, 37,38,41,45,47,48,52, 53, 55, 56, 60.
Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается последующим номерам вопросов:
7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.
Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:
2, 5, 11, 24, 30, 36, 42,44, 54, 59.
При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (табл. 10).

Мужской вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 97 (нет).

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 66 (нет), 80 (да), 86 (да), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 61 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведе-нию: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

Женский вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил: 1 (да),10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да).

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).

8. Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да).

Примечание: пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал .

Литература

  1. Дмитриев М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
  2. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения (структурно-динамический подход) / Е. В. Змановская. - СПб., 2005.
  3. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2005.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: Феномен наркотической зависимости в психологии

Цель: Определить выраженность предполагаемого аддиктивного риска у подростков и молодежи.

Основные понятия: психологическая диагностика аддиктивного поведения, аддиктивная склонность, группа риска, факторы риска.

2.1. Опросник «Аддиктивная склонность» (по В. В. Юсупову)

Опросник «Аддиктивная склонность»позволяет быстро и с большей степенью вероятности определять отношение обследуемого к употреблению наркотиков, алкоголя и других ПАВ .

Инструкция: вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак «да», если нет - знак «нет».

Опросник

  1. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.
  2. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
  3. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение.
  4. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  5. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  6. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
  7. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  8. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  9. Бывали случаи, когда мои родители или другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  10. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.
  11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  12. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  13. Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  14. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  15. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  16. Вредное воздействие алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  17. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  18. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  19. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные, необычные звуки и др.
  20. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
  21. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.
  22. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
  23. Часто я испытывал чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
  24. Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.
  25. Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.
  26. В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден был принимать успокаивающие препараты.
  27. Я пытался избавиться от некоторых пагубных привычек.
  28. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
  29. Мои родители и родственники выказывали опасения в связи с моими выпивками.
  30. У меня были неприятности во время учебы (на работе) в связи с употреблением алкоголя.

Ключ к методике «Аддиктивная склонность»

При каждом совпадении ответа с ключом присваивается один балл. По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Результаты интерпретируются путем сравнения с тестовыми нормами. Если результаты по шкале больше на 1М тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать ярко выраженным, если меньше на 1М - маловыраженным. Кроме того, суммируются значения по всем шкалам и оценивается итоговая сумма баллов.

Шкала «Аддиктивная предрасположенность» - 1, 2, 3, 7, 15, 17, 25, 26.

Шкала «Аддиктивная склонность» - 4, 5, 6, 10, 14, 16, 18, 19, 22.

Шкала «Аддиктивное поведение» - 9, 11, 12, 20,24, 27, 29.

Шкала «Аддиктивное расстройство» - 8, 13, 21, 23, 28, 30.

Тестовые нормы:

– Шкала «Аддиктивная предрасположенность» определяет наследственную отягощенность.

– Шкала «Аддиктивная склонность» определяет отношение к дисгармоничной семье и сверстникам с девиантным поведением (микросоциальный риск).

– Шкала «Аддиктивное поведение» диагностирует злоупотребление и поисковую активность в отношении ПАВ.

– Шкала «Аддиктивное расстройство» направлена на описание клинических критериев сформированной зависимости.

Результаты всех шкал суммируются и выделяются в итоговую шкалу. Это позволяет интерпретировать результаты следующим образом:

до 13 баллов - аддиктивный риск не выражен;

от 14 до 16 баллов - умеренно выраженный аддиктивный риск;

от 17 баллов и более - выраженные признаки аддиктивной склонности.

Экспресс-опросник предназначен для выявления лиц, склонных к аддитивному поведению, и прогнозирования развития аддиктивного поведения.

Регистрационный бланк к методике «Аддиктивная склонность»

Ф. И. О. : Дата:

Методика оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении (Г. В. Латышев).

Методика применяется для исследования наиболее действенных факторов риска употребления наркотических веществ (Приложение 4). Опросник ориентирован на школьников 7–11 классов . Исследование носит анонимный характер. Исследуемые отмечают только свой пол и возраст. В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого учащегося. Также отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.

Для обработки результатов методики оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении выделяют следующие факторы риска и защиты :

– Семейные:

Отношения с родителями (вопросы 36, 74, 75, 76, 77, 78, 79)

Смена места жительства (вопросы 60, 65)

Система контроля в семье (вопросы 67, 70, 71, 72, 73)

Конфликтность в семье (вопрос 69).

– Индивидуальные:

Успешность (вопросы 10, 15)

Отношение к употреблению психоактивных веществ (вопросы 30, 31, 34, 38, 43, 44, 45, 46)

Отношение к насилию (вопросы 26, 27, 37)

Протестные реакции (вопрос 28)

Наличие позитивных жизненных ориентиров (вопросы 32, 33, 40, 41, 42)

Опыт употребления психоактивных веществ (вопросы 47, 48)

Наличие кризисных ситуаций (вопрос 66)

Лозунг жизни (вопрос 82).

– Взаимоотношения со сверстниками:

Влияние среды. Ассоциирование с асоциальным поведением (вопросы 20, 21, 22, 23, 24, 25, 35)

Социально-психологический климат микросреды (вопросы 63, 81).

– Общественные (социальные):

Участие в общественной деятельности (вопрос 29)

Отношение к религии (вопрос 39)

Доступность психоактивных веществ (вопросы 49, 50, 51)

Социальная «близость» с потребителями психоактивных веществ (вопросы 52, 53, 54, 68)

Связь с микросоциумом (вопросы 55, 56, 57, 58, 59, 61)

– Школьные:

Успеваемость (вопросы 6, 16)

Посещаемость (вопрос 7)

Участие в школьном самоуправлении (вопросы 8, 9, 17, 18)

Организация школьного досуга (вопрос 11)

Отношения с учителями (вопросы 12, 80)

Социально-психологический климат (вопрос 13)

Интерес к учебе (вопрос 19)

Смена школы (вопрос 62, 64)

Связь семьи и школы (вопрос 14).

Подсчитывается общий уровень риска . Ответ на каждый вопрос соответствует количеству баллов по уровню риска: высокий риск - 4 балла, средний риск - 3 балла, низкий риск - 2 балла, риска нет - 1 балл. Сумма баллов, полученных за каждый вопрос, и составляет общий уровень риска.

Высокий риск - 249–308 баллов

Средний риск - 191–248 баллов

Низкий риск - 120–190 баллов

Риска нет - от 77–118 баллов

Оценка риска по факторам представлена в таблице

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛДЕНИЯ СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений 14-17 лет )
Инструкция. Сейчас вам будут предъявлены вопросы, касающиеся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.


1. Я хорошо понял инструкцию к данной методике.

2. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отно­шениях, очень часто причиняют мне боль.

3. «За компанию» с товарищами я могу принять большое коли­чество алкоголя.

4. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.

5. Я бываю излишне груб (а) с окружающими.

6. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и ин­тересные видения, слышали странные звуки и др.

7. Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - про­изводственное обучение.

8. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от роди­телей.

9. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.

10. В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.

11. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».

12. Я всегда стремился (лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.

13. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

14. В состоянии агрессии я способен (а) на многое.

15. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сес­тры) были судимые лица.

16. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

17. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказы­ваются бесполезными.

18. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду спо­соб отплатить ему тем же.

19. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.

20. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добро­вольную смерть.

22. Я всегда раз в неделю выпиваю.

23. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.

24. Бывало, что я слышал (а) голоса внутри моей головы, звуча­ние собственных мыслей. 25. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно по­терять. 26. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» пос­ле приема разных веществ.

27. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, кото­рые активно враждуют между собой.

28. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден (а) при­нимать успокоительные средства.

29. Я пыталась (лся) освободиться от некоторых пагубных при­вычек.

30. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.

31. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

32. Мои родители и родственники высказывали опасения в свя­зи с моими выпивками.

33. В последнее время я часто испытывал (а) стресс, поэтому при­нимал (а) успокоительные средства.

34. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.

35. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.

36. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.

37. У меня были неприятности во время учебы в связи с упот­реблением алкоголя.

38. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.

39. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удо­вольствие.

40. Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выпол­нять многие законы, считая их неразумными.

41. Среди моих близких друзей были такие, которые часто ухо­дили из дома, бродяжничали и т. д.

42. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) ал­коголем.

43. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».

44. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

45. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

46. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются ис­пытать на себе некоторые необычные состояния.

47. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).

48. С некоторыми своими привычками я уже не смогу справить­ся, даже если очень захочу.


Работа с опросником закончена, отложите бланк.
Обработка результатов

Обработка результатов обследования производится по каждо­му блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а так­же по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

0 - Нет, это совсем не так

1 - Пожалуй, так

3 - Совершенно верно

В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).

Стены к методике «ДАП-П»


Наименование шкал методики

Низкие

Стены

Высокие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шкала «Аддиктивное поведение»

38 и >

37-31

30-26

25-19

18-13

12-8

7-6

5-4

3-2

1 и

Шкала «Делинквентное поведение»

33 и>

32-27

26-23

22-18

17-15

14-11

10-8

7-5

4-3

2 и

Шкала «Суицидальный риск»

16 и>

15-13

12-10

9-7

6-5

4

3

2

1

0

Интегральная оценка («Девиантное поведение»)

100 и>

88-83

82-68

67-54

53-45

44-33

32-26

25-19

15-18

14 и

Баллы по методике

Примечание. Показатели, соответствующие 1-2 стенам, говорят о высокой склонности к девиантному поведению; показатели, соответствующие 3-7 стенам, - о значительной предрасположенности; показатели, соответствующие 9-10 стенам, - о низкой склонности (или отсутствии) к девиантному поведению.

Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов: 4,8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.

Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов: 7, 10, 14. 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51 ,57, 58.

Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оцени­вается по следующим номерам вопросов: 2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.

При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и услов­ные категории профессиональной пригодности (см. таблицу).


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)

побеги из дома

грубость, сквернословие

употребление алкоголя, пьянство

курение


раннее начало половой жизни

хулиганство

унижение других

воровство

неподчинение, критика взрослых

ношение «вызывающей» одежды

отрицательное отношение к учебе

драки, нанесение телесных повреждений

употребление наркотиков

что- то еще


II. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
III.Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?

не более 1часа

более 8 часов

затрудняюсь ответить
IV.Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?
V. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?

стремление получить сильные впечатления

заболевания ребенка

повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя

неблагополучная ситуация в семье

стремление к самостоятельности и независимости

недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями

отставание в учебе

пренебрежение со стороны сверстников

непонимание взрослыми трудностей детей

недостаточная уверенность ребенка в себе

отрицательная оценка взрослыми способностей детей

стрессовые жизненные ситуации

напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.)

примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации

чрезмерная занятость родителей

конфликты с родителями

что- то другое______________________________________________________


VI.К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?

классному руководителю

школьному психологу

социальному педагогу

психотерапевту

инспектору по делам несовершеннолетних

справились бы самостоятельно

к кому – то еще

затрудняюсь ответить


VII.Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?

затрудняюсь ответить
VIII.Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА (подростковый )
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек - человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик - учитель», «ученик - класс».


Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что многое раздражает тебя?

14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из–за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Ключ

1. Экстраверсия - интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («–») 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («–») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Интерпретация результатов


Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов - результаты теста рассматриваются как недостоверные.

1) Экстраверсия - интроверсия . Типичного экстраверта характеризует общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм - эмоциональная устойчивость . Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз.
Тип № 1 (Э: 0-4; Н: 0-4)

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Пути коррекции

Воспитателей беспокоят мало, а значит, всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе - повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.


Тип № 2 (Э: 20-24; Н: 0-4)

Характерологические проявления

Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну.

Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).

Пути коррекции

Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в экспедициях и т.д.).


Тип № 3 (Э: 20-24; Н: 20-24)

Характерологические проявления

Активный, имеет хорошо развитые берцовые качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию.

Пути коррекции

Основная тактика - подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности проявления организаторских способностей, а также реализации энергетического потенциала (спортивные достижения и т.д.).


Тип № 4 (Э: 0-4; Н: 20-24)

Характерологические проявления

Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет оценки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высоко ранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

Пути коррекции

Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.


Тип № 5 (Э: 0-4; Н: 4-8)

Характерологические проявления

Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Пути коррекции

Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.


Тип № 6 (Э: 0-4; Н: 16-20)

Характерологические проявления

Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в решительности, склонен к фантазиям.

Пути коррекции

Стараться поддержать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и появления (серьезность, воспитанность, чуткость).

Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
Тип № 7 (Э: 0-4; Н: 8-16)

Характерологические проявления

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор.

Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато -морализирует.

Пути коррекции

В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.


Тип № 8 (Э: 4-8; Н: 0-4)

Характерологические проявления

Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.

Пути коррекции

Главная задача - активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.


Тип № 9 (Э: 8-16; Н: 0-4)

Характерологические проявления

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.

Пути коррекции

Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то - поступить в престижный вуз и т.д.). однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.


Тип № 10 (Э: 16-20; Н: 0-4)

Характерологические проявления

Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешан.


Пути коррекции

Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, ноне хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до клоунады.


Тип № 11 (Э: 20-24; Н: 4-8)

Характерологические проявления

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

Пути коррекции

Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.


Тип № 12 (Э: 20-24; Н: 8-16)

Характерологические проявления

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

Пути коррекции

Лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.


Тип № 13 (Э: 20-24; Н: 16-20)

Характерологические проявления

Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремиться достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.

Пути коррекции

Цель старшего - держать подростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетичное воспитание.


Тип № 14 (Э: 16-20; Н: 20-24)

Характерологические проявления

Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремиться к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно - желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.

Пути коррекции

Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно - с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.


Тип № 15 (Э: 8-16; Н: 20-24)

Характерологические проявления

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно - требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражительный. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.


Пути коррекции

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантичные свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.


Тип № 16 (Э: 4-8; Н: 20-24)

Характерологические проявления

Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно - страстный, молчаливый, замкнуто - обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум.

Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто - неуверенность в себе.
Пути коррекции

В подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.


Тип № 17 (Э: 16-20; Н: 4-8)

Характерологические проявления

Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах - неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно - дружеские связи.

Пути коррекции

Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).


Тип № 18 (Э: 4-8; Н: 16-20)

Характерологические проявления

Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, предпочитает интимно - дружеские контакты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.

Пути коррекции

Рекомендуется наладить щадяще - развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно - доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми).


Тип № 19 (Э: 4-8; Н: 4-8)

Характерологические проявления

Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный.

Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.

Пути коррекции

У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка.

Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.
Тип № 20 (Э: 16-20; Н: 16-20)

Характерологические проявления

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

Пути коррекции

Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.


Тип № 21 (Э: 12-16; Н: 8-12)

Характерологические проявления

Очень энергичен, жизнерадостен. «любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, мало утомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Пути коррекции

Требуют доброжелательно - строго отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны - приучит к упорядоченной работе.


Тип № 22 (Э: 8-12; Н: 8-12)

Характерологические проявления

Очень пассивно - безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко - требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен.

Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Мало эстетичен.

Пути коррекции

Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т.д.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т.п.). хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).


Тип № 23 (Э: 16-20; Н: 8-12)

Характерологические проявления

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий; эстетичен, ровно оживлен.

Пути коррекции

Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.


Тип № 24 (Э: 12-16; Н: 4-8)

Характерологические проявления

Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Средне общителен. Привязчив к не многочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решения. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Пути коррекции

Предпочитают спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.


Тип № 25 (Э: 8-12; Н: 4-8)

Характерологические проявления

Активен, иногда взрывчат, иногда беспечно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.

Пути коррекции

Тип № 26 (Э: 4-8; Н: 8-12)

Характерологические проявления

Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив.

Пути коррекции

Любит доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонен к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих силах.


Тип № 27 (Э: 4-8; Н: 12-16)

Характерологические проявления

Уравновешено - меланхоличный. Тонко чувствительный. Привязчивый; ценит доверительно - интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом - оптимист. Иногда паникует; иногда впадает в депрессию. Однако чаще спокойно - задумчив.

Пути коррекции

Создать обстановку активно - спокойной деятельности. Желательно избегать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные занятия.


Тип № 28 (Э: 8-12; Н: 16-20)

Характерологические проявления

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло - тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей.

Не обидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.


Тип № 29 (Э: 12-16; Н: 16-20)

Характерологические проявления

Жестко требователен к окружающим; упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Пути коррекции

Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.


Тип № 30 (Э: 16-20; Н: 12-16)

Характерологические проявления

Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем.

Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Пути коррекции

Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.


Тип № 31 (Э: 8-12; Н: 12-16)

Характерологические проявления

Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора.

Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Пути коррекции

Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т.п.).


Тип № 32 (Э: 12-16; Н: 12-16)

Характерологические проявления

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает.

В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.

Пути коррекции

Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект.

ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ С ОСНОВАМИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ



Открытие бизнеса