Авиация россии. Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова. Почему импорт оказался так важен

Рассказ о тяжёлом многоцелевом истребителе поколения "4++", предназначенном исключительно для ВКС России, нужно начать с 80-х годов прошлого столетия, когда командование войск ПВО страны пришло к мнению, что необходимо иметь специальную боевую машину, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27.

Необходимость такой машины диктовалась географическим положением и размерами территории СССР, большой протяженностью воздушных границ, многочисленными малоосвоенными районами практически по всему периметру сухопутной границы с достаточно редкой сетью аэродромов. К тому же лётчики частей ПВО, освоившие Су-27, очень хорошо отзывались о двухместном учебно-боевом варианте этого самолёта, поскольку он сохранял все боевые возможности одноместной машины, а наличие на борту второго члена экипажа в условиях длительных полётов во время боевого дежурства в воздухе имело большие психологические преимущества.

Помимо этого, современные на то время бортовые радиолокационные и электронные комплексы имели столь широкие возможности, что одному пилоту в манёвренном воздушном бою практически невозможно было реализовать их в полной мере, а необходимость маневрирования, управления различным вооружением, мгновенного реагирования и принятия решений в сложной быстротечной тактической обстановке, создавали слишком высокие нагрузки на лётчика и не позволяли полностью использовать и его профессиональные возможности, и возможности истребителя.

Таким образом, вставала необходимость наличия второго члена экипажа, в кабине которого были бы продублированы элементы управления самолётом. Тогда первый пилот мог бы вести ближний бой, управлять самолётом и комплексом вооружения, а второй - решать задачи дальнего боя, наблюдать за воздушной обстановкой, выполнять функции воздушного командного пункта - руководить групповыми боевыми действиями. Наличие второго члена экипажа также должно было способствовать улучшению боевых возможностей машины и снизить отрицательные психологические факторы, влияющих на экипаж в длительном полёте.

В СССР не было машины, которая в комплексе могла бы быть использована и для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, и обеспечения боевых действий других родов авиации, и прикрытия наземных войск и объектов, и уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей перечисленными возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов. Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения, а для обеспечения длительного барражирования вдали от аэродромов новый самолёт, получивший обозначение Су-27ПУ (Т-10ПУ), было решено оснастить системой дозаправки топливом в полёте. Отработка дозаправки проводилась в 1987 г. на опытной машине Т-10У-2. Летом 1988 г. на ИАПО (Иркутский авиазавод), выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого и местных специалистов, такой системой была оборудована одна из первых серийных учебно-боевых машин - Т-10У-5 (Су-27УБ № 01-02). Она и стала прототипом Су-30, получив новое обозначение Т-10ПУ-5. В следующем году к ней присоединился второй опытный самолёт Т-10ПУ-6, доработанный из Су-27УБ № 02-03 (Т-10У-6).

Оба самолёта были окрашены в стандартный голубой цвет, первая из них имела бортовой номер "05 синий", а вторая - "06 синий". Работы по модернизации шли быстро, и уже осенью того же 88-го года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих прототипов.

Для управления групповыми действиями перехватчиков в состав БРЭО включили специальную аппаратуру связи и наведения, при этом командир группы должен был располагаться в задней кабине самолёта, оснащенной широкоформатным телевизионным индикатором тактической обстановки, на который стекалась бы вся необходимая информация о координатах и характеристиках движения целей и положении в воздухе самолётов группы. Одновременно на Су-27ПУ модернизировали навигационный комплекс и систему дистанционного управления.

По аэродинамической компоновке новый истребитель практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал почти все его лётно-технические характеристики и высокую надёжность в эксплуатации. По результатам лётных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развёртывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30. В 1991 г. в Иркутске начался серийный выпуск двухместных самолётов Су-30. Головная машина была поднята в первый полёт летчиками-испытателями Г.Е. Булановым и В.Б. Максименковым 14 апреля 1992 г.

Экономические трудности и распад СССР оказали большое отрицательное воздействие на программу Су-30. Серийное производство велось очень медленно, самолёты выпускались и поступали в части авиации ПВО России совсем в небольшом количестве.

В условиях развала экономики и практически отсутствия закупок самолётов со стороны оборонного ведомства России, ОКБ Сухого обратило своё внимание на возможность экспортных поставок Су-30. Для этих целей был разработан модернизированный коммерческий вариант Су-30МК - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок зарубежным заказчикам. Первый полёт был выполнен в 1993 году. У истребителя расширилась номенклатура вооружения, была увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка выросла с 4 до 8 т, ресурс планера увеличили с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

В апреле 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации, на котором рассматривалась возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. Переговоры продолжались в течение 2-х лет, и 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолётов Су-30МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолёта.

В начале нулевых состоялся переход на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ, буква "И" показывает, что данная модификация сделана специально для Индии. Этот истребитель оснащён передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволяют существенно улучшить манёвренные характеристики на малых скоростях полёта. Самолёт оснащён совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он способен уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Первый полёт прототипа был выполнен в 1997 году.

Таким образом, Су-30МКИ Flanker-H - это многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО совместного производства по международной кооперации России, Франции, Израиля и Индии, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В июле 1998 года 12 пилотов 148 Центра Боевой Подготовки и Переподготовки Летного Состава авиации ПВО на двух истребителях-перехватчиках МиГ-31Б и четырёх серийных Су-30 совершили совместный лётный эксперимент с целью исследовать возможность боевого применения самолётов МиГ-31Б и Су-30 при полёте на продолжительность 10 часов с дозаправкой топливом в воздухе, выполнением боевых стрельб на полигоне Ашулук и имитацией перехвата самолётов "условного противника" на севере России.Кроме перехватчиков в эксперименте участвовали один самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и два самолёта-заправщика Ил-78. А-50 патрулировали в специально отведённой зоне, следили за воздушной обстановкой на большом пространстве и сводили все истребители в единую группу. Пара МиГ-31Б, взлетевшая с аэродрома в Правдинске, севернее Нижнего Новгорода, шла в передовом эшелоне, обнаруживая своими уникальными локаторами цели на расстоянии до 200 км и передавая информацию о них пилотам самолётов Су-30. Скоростные и высокоманёвренные Су-30, следуя в 60 км за МиГ-31Б, были готовы немедленно атаковать противника. Маршрут полёта протяжённостью 8500 км был проложен по европейской части России. В течение 10 часов экипажи выполнили три дозаправки топливом. Информационная поддержка исследовательского полёта осуществлялась с борта А-50. Поставленные перед экипажами задачи отрабатывались в разных боевых порядках.

Этим и другими последующими экспериментальными полётами были подтверждены цели, которые ставились для нового боевого самолёта: выполнение широкого спектра задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, управление групповыми действиями авиации, воздушная разведка, ведение боевых действий как над сушей, так и над морем.

В марте 2012 года был заключён контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку 30 Су-30СМ в период до 2015 года. Как сказал при подписании контракта бывший в то время министром обороны Анатолий Сердюков, "Предстоящее поступление в Вооруженные силы современных сверхманёвренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолёта позволят достичь более высокого уровня подготовки лётчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объёма закупок боевой авиационной техники нового поколения".

21 сентября того же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт построенного по заказу российских ВВС истребителя Су-30СМ. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель «ОКБ Сухого» Сергей Костин (командир экипажа) и штурман Павел Маловечко. Полёт продолжался два часа и прошел без замечаний.

Второй серийный самолёт взлетел четырьмя днями позже - 25 сентября. И 22 ноября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» передала два первых многоцелевых истребителя Су-30СМ в ВВС России. 5 декабря два новеньких истребителя совершили самостоятельный перелёт в Государственный летно-испытательный центр, расположенный в Ахтубинске Астраханской области. С этой даты начались поставки Су-30СМ заказчику - Министерству обороны РФ.

Су-30СМ - брат-близнец индийской модификации самолёта, который является базовой платформой тяжёлого многоцелевого истребителя предназначенного для ВКС России. Су-30МКИ выделяется среди своих собратьев и конкурентов универсальностью, реализованной в технологии "открытая архитектура борта", которая позволяет вводить в состав радиоэлектронного оборудования истребителя новые системы и применять управляемое вооружение даже иностранного производства.

Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Какие-же задачи способен решать Су-30СМ? Это уничтожение современных и перспективных истребителей в операциях по завоеванию господства в воздухе, отражение массированных налётов разнородных сил противника, в том числе, крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха. Боевая машина обеспечивает сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника, способна уничтожать наземные подвижные и стационарные цели в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника. Также Су-30СМ может работать по надводным кораблям на океанских и морских театрах военных действий, противодействовать системам радиоэлектронной борьбы. Уникальная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой обеспечивает дальнее обнаружение целей, а развитая система связи и второй член экипажа позволяют истребителю осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Наличие второго пилота и дублирование органов управления самолётом дают возможность подготовки лётного состава с применением всей номенклатуры авиационного вооружения.

Су-30СМ - первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме "триплан, неустойчивый в продольном канале". Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.

Ещё одна "изюминка" - силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ-31ФП, оси которых расположены под углом 32 o друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 o в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.

Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.

Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.

Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полёт по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

Боевая нагрузка Су-30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.

Су-30 – российский двухместный истребитель поколения «4+». Отличается сверхвысокой маневренностью и предназначен для контроля воздушного пространства. Способен выполнять задачи в любых метеорологических условиях против воздушных, морских и наземных целей, может управлять групповыми действиями других самолетов.

Фото Су-30СМ в полёте.

История создания

Основой для разработки послужил истребитель Су-27 . Разработка прототипа началась в 1986 году. Перед конструкторами стояла задача увеличить время нахождения самолета в воздухе и дальность полета, для чего машину оснастили возможностью дозаправки в воздухе, а кабину пилотов модернизировали. Кроме того, разрабатывалась новая система управления вооружением.

Опытные полеты первых прототипов, с целью тестирования новых систем, проводились с 1987 по 1989 год. Полет серийного Су-30 состоялся в 1992 году, после чего новый двухместный истребитель приняли на вооружение ВВС России.


Фото: пара Су-30СМ в полёте.

Красивое фото полёта Су-30.

Особенности

Характерная черта самолета – наличие двух членов экипажа. При этом летчик пилотирует машину и контролирует оружие ближнего боя, а оператор осуществляет общую навигацию полета и контроль за обстановкой в районе действия истребителя. Также оператор управляет системой РЛО самолета и имеет возможность руководить действиями других машин, действующих в группе с Су-30.

Для выполнения возложенных на истребитель задач, он оснащен следующими системами:

  • система дозаправки топливом в воздухе, расположенная впереди пилотской кабины;
  • специальная система жизнеобеспечения пилотов;
  • индикатор тактической обстановки, позволяющий управлять действиями самолетов в группе;
  • система дальней навигации.

Система дистанционного управления позволяет контролировать двигательный вектор тяги, что, вместе с общей аэродинамической схемой истребителя, дает ему уникальную маневренность.

Су-30 способен развивать скорость до 1350 км/ч вблизи земли, а на высотах до 2125 км/ч. Дальность полета 3500 км (без учета дозаправки в воздухе), а потолок 17,3 км.

Су-30 ВМФ России.

Су-30СМ.

Фотография Су-30.
Истребитель Су-30: качественное фото.

Су-30: фото сверху крупным планом.

Су-30: фото крупным планом.

Су-30: фото с нижнего ракурса.

Вооружение

Су-30 имеет 12 точек подвеса ракетного вооружения и может нести до 10 тонн боевой нагрузки. Для боя на ближней дистанции имеются 6 ракет малой дальности Р-73 с тепловыми самонаводящимися головками и авиационная 30 мм пушка. Для поражения целей на средних дистанциях Су-30 располагает 6-ю ракетами «воздух-воздух» (управляемыми). Кроме того, самолет может нести 500-т и 250-ти килограммовые бомбы (по 8 и 28 штук соответственно).

Су-30 тормозит парашютами.


Фото: истребитель Су-30 взлетает.

Пара Су-30 и пара Су-27 в полёте.

Модификации

  • Су-30К – базовая модификация.
  • Су-30МК – экспортный вариант самолета, в котором были увеличены масса боевой нагрузки, ресурсы двигателя и планера.
  • Су-30МКИ – вариант для ВВС Индии.
  • Су-30КН – модернизированы и улучшены возможности РЛС индикаторов тактической обстановки.
  • Су30-МКК – вариант для ВВС Китая. Улучшено вооружение для работы по наземным целям.
  • Су30-СМ – новейшая модификация для ВВС России, созданная в 2012 году.

Существует еще ряд модификаций самолета для поставок в Алжир, Вьетнам, Малайзию и Венесуэлу.

В серии показательных боев, проведенных истребителями Су-30 вооруженных сил Индии, самолет показал абсолютное превосходство над F-15 и F-16 в 2005 году (смотрите фото F-15 и фото F-16), а также над европейским истребителем «Тайфун» в 2015 году.

По кодификации НАТО: Flanker-C

Советский/российский двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, спроектированный на базе Су-27УБ.

Описание

Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ (Т-10У) путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 может выполнять боевые задачи, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30 оборудована система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была модернизирована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Модификации

Современные модификации Су-30 производства КНААПО Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.

Современные модификации Су-30 производства «Иркут» Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ

-Су-30К (коммерческий)

Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на оснорве Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт состоялся в 1993 году. Двигатели - АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оборудован катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30 град.. По своим боевым характеристикам Су-30К способен дополнительно использовать по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно использовать высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.

-Су-30МК (модернизированный, коммерческий)

Двухместный ударный самолёт, предназначенный для продажи другим странам. Первый полёт произошёл в 1993 году. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

-Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H)

Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

-Су-30КН (коммерческий, новый)

Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.

-Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G)

Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.

-Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира)

Версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт - 2007 год. БРЛС Н011М.

-Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский)

Версия Су-30МК для Малайзии. Базируется на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.

-Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский)

Версия для Вьетнама.

-Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)

Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена - около $50 млн.

-Су-30МК2-V

Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.

Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году окончены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.

-Су-30СМ (серийный модернизированный)

Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт состоялся 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016-2017 годах.

На экспортных модификациях Су-30 широко используется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Характеристики Су-30

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека
-Длина: 21,9 м
-Размах крыла: 14,7 м
-Высота: 6,36 м
-Площадь крыла: 62 м2
-Масса:
-пустого: 18800 кг
-нормальная взлётная: 24900 кг
-максимальная взлётная: 34500 кг
-предельная взлетная: 38800 кг
-топлива: 9640 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
-Тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 7770 кгс
-на форсаже: 2 х 12500 кгс
-углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): +...-16 град. в любом направлении, +...-20 град. в плоскости
-скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60 град./с
-масса: 1520 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Лётные характеристики

Максимальная скорость:
-у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
-на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО)
-Дальность полёта:
-у земли: 1270 км
-на высоте: 3000 км
-боевой радиус: 1500 км
-Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
-Практический потолок: 17300 м
-Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
-Длина разбега: 550 м
-Длина пробега: 750 м
-Тяговооружённость:
-при нормальной взлётной массе: 1,00
-при максимальной взлётной массе: 0,84
-при предельной взлётной массе: 0,76
-Нагрузка на крыло:
-при нормальной взлётной массе: 398 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 532 кг/м2

Вооружение

Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
-Точки подвески: 12
-Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
-Подвесное вооружение:
-6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
-Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
-Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
-Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Сравнение с зарубежными аналогами

2005 Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
-2015 В Великобритании в рамках международных учений Индрахануш («Радуга») произошли учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС разгромили ВВС Британии со счётом 12:0.

Состоит на вооружении

Россия
-ВВС России: 3 Су-30, 16 Су-30М2, 39 Су-30СМ;
-ВМФ России: 8 Су-30СМ на ЧФ по состоянию на август 2015 года.
-Ангола - Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997-1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007-2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
-Алжир - 16 (ИАПО). Контракт был заключён в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре - в 2007 году, по два самолёта - в марте и июне 2008 года). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКИ(А) до 2012 года. Ожидается заключение контракта на поставку ещё 14 Су-30МКИ(А) в 2016-2017 гг.
-Венесуэла - КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля - начале августа 2008 года.Венесуэла приобретёт 12 самолётов на сумму 480 миллионов долларов. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
-Вьетнам - 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам приобрёл 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был подписан ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было заявлено, что Вьетнам покупает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о подписании контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн.

Индия - 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оборудованных новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия приобрела лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997-1999 первые 8 Су-30К, в 2002-2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997-1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 - собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). Во время эксплуатации были потеряны 6 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015).

Индонезия - 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 - Су-30МК 2003 г. и 3 - Су-30МК2 2007 г.) (6 - Су-30МК2 2013 г.) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года). Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин. 10 января 2012 года заключено соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.
-Казахстан -4 Су-30СМ. 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны. Казахстан подписал в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на покупку четырёх Су-30СМ. Сообщалось, что самолеты должны «не позднее начала мая» 2015 года поступить в состав 604-й авиационной базы Сил воздушной обороны Казахстана в Талды-Кургане (сейчас на вооружении этой авиабазы находятся истребители Су-27 и истребители-бомбардировщики МиГ-27). Также сообщалось, что министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года купить ещё 32 самолета Су-30СМ. Самолеты, уже получившие окраску СВО Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля), и были переданы казахстанской стороне в апреле. 7 мая 2015 года все 4 единицы принимали участие в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане.


-КНР - 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000-2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
-Малайзия - 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был заключён 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
-Уганда - 6 Су-30МК2, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
-Ирак - 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии.

Боевое применение

4 самолета Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка с 30 сентября 2015 года участвуют в военной операции в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии.

Катастрофы и авиационные проишествия

Дата
Страна,
бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
12.06.1999 Россия Париж 0/2 Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью
30.04.2009 Индия Индия 1/2
30.11.2009 Индия Индия, Джайсалмер 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
13.12.2011 Индия Индия, Пуна 0/2 Разбился в тренировочном полёте
2012 Уганда Уганда 0/2 Посадка с невыпущенным шасси
28.02.2012. Россия Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре 0/2 В ходе приемочных испытаний представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево.
19.02.2013 Индия Индия, Раджастхан 0/2 Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться.
14.10.2014 Индия, SB050 Индия, Пуна 0/2 Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлета.
19.05.2015 Индия Индия, Ассам 0/2 Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности,пилоты катапультировались.Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения.
17.09.2015 Венесуэла, AMB-0460 Венесуэла 2/2 Cу-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы.

Су-30 представляет содой двухместный истребитель советского производства. Был сконструирован таким образом, что стал первым в мире сверхманевренным воздушным аппаратом. Создавался на базе Су-27УБ с целью управления боевыми действиями истребителей.

Ведущим конструктором по проекту Су-30 назначили И. Емельянова. Данный самолет поначалу обозначался как Т-10ПУ-5 и предназначался для испытаний двигателя. Перед тем как запустить серийное производство, значительно усилили шасси и центроплан. Поскольку дальность и продолжительность полета увеличились, для экипажа установили санустройства. Первый серийный Су-30 поднялся в небо 14 апреля 1992 года. Летчиками-испытателями были назначены В.Б. Максименков и Г.Е. Буланов. Из-за определенных экономических проблем в стране самолет Су-30 был выпущен лишь в нескольких экземплярах (8 штук). Но это не помешало выпустить ряд модификаций.

Модификация, предназначенная для современной войны в воздухе. С 1993 года в ОКБ начали массовые разработки новых проектов. В частности рассматривался Су-30МК (модернизированный, коммерческий). Оснащенный БРЭО самолет имел в наличии обновленную РЛС, которая могла не только обнаруживать несколько целей, но и различала их места расположения (на земле или под водой). Установили новую оптико-электронную прицельно-навигационную систему с базой функций ЭВМ. Вмонтирована модернизированная система объективного контроля с фиксацией тактической обстановки и параметров систем.

Второй пилот выполнял функции штурмана-оператора. Поэтому, помимо воздушных операций, самолет способен предпринимать активные боевые действия в наземных и морских условиях. Дополнительная модернизация включает в себя способность использовать вооружение класса «воздух − земля» на расстоянии до 250 км, одновременно атаковать несколько целей, переносить боекомплект весом до 8000 кг. В машине доработали СУО в связи с использованием высокоточного управляемого оружия.

Поскольку внутри самолет был и так полностью укомплектован для выполнения многих задач, специальное оборудование решено было разместить в контейнерах на внешней подвеске. Сюда входит система лазерного целеуказания и дальнометрирования. Также устанавливали телевизоры, используемые для обнаружения целей в диапазоне инфракрасного влияния, что позволяет одинаково эффективно работать самолету как днем, так и ночью. Установлены кресла с катапультированием К-36ДМ.

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

В 1997 году в Москве был подписан договор на поставку истребителей Су-30КИ (8 машин), Су-30МК (4 машины) и вертолетов Ми-17-1В (8 машин). Обозначение КИ означает «коммерческий индонезийский». Но сделка была разорвана в связи с начавшейся в стране кризисной ситуацией. Данный самолет представляет собой одноместный модифицированный истребитель, созданный на базе Су-27СК. Он отличается присутствием топливоприемника для заправки в воздухе. Все остальное оборудование отвечает базовой модели. Самолет оснащен ЭДСУ (СДУ-10), РПЛК-27, прицелом ОЕПС-27, системной индикацией СЕИ-31.

Вооружение Су-30КИ состоит из встроенной 30-миллиметровой пушки ГШ-301, ряда подвесок на 10 точек. Способен использовать ракеты Р-27, Р-73Е, кассетные бомбы, ПТБ и ракеты класса «воздух − земля». Вооружение составляет 8000 кг. Силовая установка представлена двигателями АЛ-31Ф (тяга каждого 12 500 кг). Самолеты перепродали в ВВС Индии.

Самолет, модернизированный из МиГ-29СМТ и Су-27. Над проектом работали ИАПО и ОКБ Сухого. Благодаря проведенным работам «борт 302» (рабочее название) смог уничтожать надводные и наземные цели с помощью управляемых ракет вне зависимости от времени суток. Штатный индикатор заменили на многофункциональный с разноцветной жидкокристаллической МФИ-55. Индикатор функционирует в телевизионных и графических режимах. В кабинах оператора и летчика вмонтированы МФИ-55, что позволяет одинаково управлять самолетом.

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Отличия от базовой модели

Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
  • радиолокационное наведение, управление и обзор;
  • обучения пилотов.

На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:

  • выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
  • более эффективная управляемость группой истребителей.

Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:

  • радиосистема дальней навигации;
  • системы дозаправки горючим в воздухе;
  • расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.

Основные отличия от Су-27УБ

  • На Су-30 имеется система дозаправки горючим в полете, которую поместили в предкабинном отсеке.
  • В состав оборудования входит специализированная аппаратура наведения и связи. В приборную доску задней кабины вмонтирован телевизионный широкоформатный индикатор, показывающий тактическую обстановку.

Конструкция Су-30

Самолет Су-30 имеет интегральную компоновку. В ее состав входит несколько вытянутое трапециевидное крыло, оборудованное развитыми наплывами, плавно состыкуется с фюзеляжем, создавая единый корпус. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, которые помещены в отдельные мотогондолы и установлены под фюзеляжем на безопасном расстоянии, которое позволяет закрепить под ними две подвешиваемые ракеты. Воздухозаборники регулируемые и установлены под центропланом.

В проекте самолета был предусмотрен плавный переход обтекателей шасси в хвостовые балки, которые служили платформами в установке поворотных консолей горизонтального и вертикального оперения и подбалочных гребней.

На самолете Су-30 отсутствует механическая проводка в продольных каналах системы управления. Ее заменили на систему дистанционного управления (СДУ). Истребитель имеет убирающееся трехопорное шасси, каждая стойка которого имеет по одному колесу.

Фюзеляж Су-30 можно с технологической точки зрения разделить на следующие составляющие:

  • головная часть,
  • средняя часть,
  • хвостовая часть,
  • воздухозаборники.

Головная часть сделана по типу полумонокока, начинается осесимметричным радиопрозрачным обтекателем антенны БРЛС. Далее размещен отсек оборудования, где установлены блоки прицельного комплекса, кабина летчика, закабиннный и подкабинный отсеки оборудования, а также ниша уборки передней стойки шасси, имеющая одну створку.

Кабину экипажа выполнили по компоновочной схеме «тандем». Она герметизирована. В ее состав входит двухсекционный фонарь, в конструкции которого предусмотрен неподвижный козырек и створки для каждого пилота, откидывающиеся вверх-назад.

Хороший обзор обеспечивается огромной площадью остекления кабины и небольшим смещением кресла второго пилота вверх. На рабочих местах летчиков установлены катапультируемые кресла К-36ДМ второй серии.

Самолет имеет свободнонесущее крыло. Угол стреловидности отъемных частей составляет 42°. Функции элеронов и закрылков выполнялись отклоняемыми флаперонами.

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

Ракеты приводились в действие авиационными пусковыми устройствами (АПУ) и авиационными катапультными устройствами (АКУ). Подвешивание ракет выполнялось в 10 точках.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

Характеристики самолета Су-30

Модификация
Размах крыла, м 14.70
Длина самолета, м 21.94
Высота самолета, м 6.36
Площадь крыла, м2 62.00
Масса, кг пустого самолета 17000
Масса, кг нормальная взлетная 24000
Масса, кг максимальная взлетная 33500
Тип двигателя 2 ДТРД АЛ-З1Ф
Тяга, кгс 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч на высоте 2125 (М=2.0)
Максимальная скорость, км/ч у земли 1400
Дальность полета, км без дозаправки 3500
Дальность полета, км с одной дозаправкой в воздухе 5200
Практический потолок, м 19820
Экипаж, чел 2
Вооружение: 30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов)
Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 точках подвески
управляемые ракеты Р-27, Р-73

Представители авиационного соединения Восточного военного округа начали приемку четырех многоцелевых истребителей - Су-30СМ и Су-30М2 на предприятиях-изготовителях ОАО Корпорация Иркут и Комсомольском-на-Амуре авиазаводе имени Юрия Гагарина (КнААЗ).

После подписания необходимых документов по приемке боевых самолетов и выполнения пробных полетов новые Су-30СМ и Су-30М2 поступят в авиачасти ВВО, дислоцированные в Забайкальском и Хабаровском краях. Всего в 2014 году в авиационные части Восточного военного округа будет поставлено около 15 новых многоцелевых истребителей Су-30СМ и Су-30М2.

Россия продолжает размещать на полуострове новое вооружение. В соединения и воинские части 4-го командования ВВС и ПВО и морскую авиацию Черноморского флота поступят новые и модернизированные образцы авиационной техники. В частности, с российских заводов-изготовителей на полуостров доставят около 50 самолетов истребители-бомбардировщики Су-34, многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-30М2, многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Также ЧФ РФ получит более 20 вертолетов транспортно-штурмовые Ми-8АМТШ, ударные боевые Ми-28Н.

Представители Восточного военного округа начали приемку на предприятиях четырех многоцелевых истребителей Су-30СМ и Су-30М2. Всего округ должен получить в этом году порядка 15 таких самолетов.

Су-30СМ и Су-30М2 являются развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК. В частности, первый появился из экспортного истребителя Су-30МКИ для Индии, однако был адаптирован под требования ВВС России в части систем радиолокации и радиосвязи, государственного опознавания и ряда других. Второй был разработан специально для нанесения ударов по наземным и надводным целям.

Су-30СМ и Су-30М2: отличия в ТТХ из первых рук

На предприятиях-изготовителях ОАО «Корпорация «Иркут» и Комсомольском-на-Амуре авиазаводе им. Юрия Гагарина (КнААЗ) представители авиационного соединения Восточного военного округа начали приемку четырех многоцелевых истребителей - Су-30СМ и Су-30М2.

После подписания необходимых документов по приемке боевых самолетов и выполнения пробных полетов новые Су-30СМ и Су-30М2 поступят в авиачасти ВВО, дислоцированные в Забайкальском и Хабаровском краях.

Су-30СМ (серийный модернизированный) - многоцелевой сверхманевренный истребитель является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК, адаптированный под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.

Самолеты Су-30СМ с уникальными на сегодняшний день боевыми качествами дают возможность создавать компактные авиационные группировки, которые одинаково хорошо приспособлены для борьбы с воздушным, наземным и морским противником.

Су-30М2 - многоцелевой истребитель с большой дальностью полета. Создан на базе истребителя Су-30 (Су-30МК2), оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием. От базовой версии Су-30М2 отличается увеличенной дальностью полета, а также более совершенным бортовым оборудованием.

Источники: vpk.name, www.segodnya.ua, vpk-news.ru, so-l.ru, debri-dv.ru

Долина смерти Кавказа

Чудеса и Преображение Христово

Каппа Бета Фи

Святой Януарий

Космический корабль Буран - возможно ли возвращение?

Необыкновенные вещи

В нашем мире достаточно много всего интересного и необычного. В этой статье речь пойдет о самых удивительных и необычных вещах. Секс...

Аппарат Галилео

В 1977 году специалисты NASA приступили к проектированию автоматического орбитального аппарата, который планировалось использовать для детального изучения атмосферы и поверхности...

Лунная база – проект NASA

В период президентства Буша-младшего руководство NASA обнародовало новую стратегию освоения космоса. Ядром данной стратегии являлась предстоящая высадка астронавтов на...

Револьверы мира

Револьверы системы Нагана появились в России в конце XIX века и были довольно широко распространены как боевое оружие. С распространением самозарядных...

Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова


В печати периодически появляются заметки о неизвестной разработке Брянского ученого Владимира Семеновича Леонова. Автор Теории Суперобъединения по сути предложил проект...

Самые необычные рестораны мира

Человеческая фантазия не знает границ. Даже, казалось бы, такое просто заведение как ресторан, при желании и наличии фантазии можно превратить...

Новые технологии

Робот VertiGo, представляющий собой четырехколесное устройство с двумя мощными пропеллерами, интересен в первую очередь тем, что умеет буквально ездить...

Наи – богиня, пожирающая память

В западном районе Тихого океана находится маленькое государство Кирибати. Оно располагается на 33 коралловых островах, а его площадь составляет всего...



Открытие бизнеса