Где базируются ил 20 вмф. Перспективы развития ввс россии и авиастроения

В пятидесятые годы XX века произошел технологический прорыв в мировой электронике. начали вытеснять привычные всем лампы, размеры оборудования стремительно уменьшались, а возможности аппаратуры расширялись. В военном деле эти процессы также нашли отражение. Связисты получили легкие и компактные технические средства, появились новые возможности шифрования. Разведка тоже не дремала. Вскоре в небо поднялся американский «Орион», который, не нарушая государственных границ, мог обеспечить командованию НАТО большие объемы информации. Нашим ответом стал самолет Ил-20М.

Базовый прототип

Во второй половине пятидесятых годов символом советской пассажирской авиации был Ил-18. Конечно, к тому времени были уже и другие лайнеры, туполевские Ту-104 и Ту-114, но, построенные на базе бомбардировщиков, они не всегда обладали высокой экономичностью, надежностью и комфортом. На Ил-18 часто летал Первый секретарь Хрущев, ему нравился этот самолет. Когда встал вопрос об адекватном ответе не американскую программу радиоэлектронной разведки, выбор был предрешен. Главными критериями для военных специалистов стали два «козырных туза» ильюшинского сугубо мирного авиалайнера: большой внутренний объем, позволяющий размещать в салоне много аппаратуры, и экономичность. Нет, Советская Армия не испытывала недостатка в авиационном керосине. Имела огромное значение способность комплекса технических средств находиться в воздухе до полусуток беспосадочно. Так появился на вооружении Ил-20М, разведчик. Фото этого самолета выявляет даже внешнее сходство с американским «коллегой».

Главное правило - не вызывать подозрений

Разведчик-нелегал должен походить на обычного гражданина, а самолет-разведчик - на пассажирский авиалайнер. Так решили в Генштабе СССР.

В общем и целом этот самолет имел мало различий с базовым Ил-18Д, последней и самой совершенной пассажирской модификацией, особенностью которой была увеличенная дальность полета (6400 против 4850 км у ранее выпускавшегося Ил-18В). Лайнер этот с 1965 года серийно производил московский авиазавод «Знамя труда», здесь же начали строить в 1968-м и Ил-20М. Из соображений сохранности окраску (авиастроители называют ее ливреей) он получил обычную аэрофлотовскую. На носу его осталась надпись «Ил-18», в общем, он внешне не отличался от гражданского борта, и только специалисты, получившие секретный доступ, могли знать, что именно у него внутри. А находились в салоне приборы, позволявшие по интенсивности и характеру радиосигналов судить о степени военной активности армий иностранных государств.

Задачи

Во время учений или при подготовке агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают В идеальном случае сопредельная сторона желает знать весь объем передаваемой информации, но и по интенсивности радиообмена можно очень многое понять. В салоне Ил-20М располагается высококлассный военный лингвист-переводчик, постоянно слушающий связи. Он владеет языком сопредельного государства в совершенстве, знает диалекты и жаргон, используемый военнослужащими армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезных сведений добывается этим немудреным способом. Болтун не только у нас находка для шпиона.

Но не только подслушивать, но и подсматривать может Ил-20М (разведчик). Фото, сделанные высококачественным аппаратом А-87П, за много километров помогут сделать выводы о военной активности, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и, конечно же, запеленговать иностранные РЛС тоже не повредит.

Самолет

Как уже было выше указано, Ил-20М-разведчик по своим летным характеристикам и общей схеме идентичен пассажирскому лайнеру Ил-18Д. Это цельнометаллический моноплан с фюзеляжем типа «монокок» круглого сечения. Четыре турбинных винтовых двигателя АИ-20М имеют мощность по 4 250 л. с. каждый. Длина фюзеляжа - 35,9 метра, высота киля над грунтом - 10170 мм, размах несущей поверхности - 17,4 м, ее площадь 140 кв. м. Взлетная масса составляет 64 метрические тонны. Скорость - 640-680 км/ч. Потолок - 10 тысяч.

Разумеется, пассажирские места в салоне Ил-20М совершено излишни, оставлены только кресла персонала обслуживающего сложную электронную аппаратуру. Сиденья (их восемь) тоже особые, предназначенные для укладки парашютов, все-таки военный самолет. Так как полеты предстоят долгие, есть условия для отдыха (буфет, туалет и гардероб). Покинуть борт в случае нештатных обстоятельств экипаж может, воспользовавшись шахтой, ведущей к расширенному грузовому (в пассажирском варианте) люку. Кроме разведчиков-электронщиков, в самолете присутствует, разумеется, и авиационный экипаж в количестве пяти человек (2 пилота, радист, бортинженер и штурман).

Аппаратура при нем

Разведывательный самолет Ил-20М оснащен комплексом радиоэлектронных и оптических средств получения информации. В его состав входит станции «Ромб-4», «Квадрат-2» , перехватывающий прибор ультракоротковолнового диапазона «Вишня», РЛС «Игла-1» бокового обзора и оптическая техника. Всего было произведено два десятка экземпляров Ил-20М. Фото этих самолетов практически идентичны, в большинстве случаев на борту даже нет обычного номера. Каждый из них имеет специфическую комплектацию и предназначен для выполнения конкретного спектра задач, поэтому приняты меры скрытности.

Объективы фотоаппаратов аэрофотосъемки прикрываются в полете специальными шторками, фазированная решетка РЛС заключена в длинный (почти 8 м) радиопрозрачный подфюзеляжный контейнер-гондолу. Оптика размещена в боковых обтекателях, в задней части которых также находятся антенны «Ромба», отвечающего за обнаружение РЛС.

Дальнейшая судьба

Самолет Ил-20М можно назвать небесным ветераном. Для мировой авиации подобные явления не редкость, но в каждом из случаев можно констатировать, что долго летает только настоящий шедевр технической мысли. Электронная аппаратура устаревает, но это не беда, ее можно заменить и установить новую.

Ильюшинский самолет оказался очень удачным, прочным, надежным, легким в управлении и экономичным. В настоящее время его просто нечем заменить. Из всех возможных вариантов роль авиационного электронного разведчика может исполнить только реактивный Ту-214, и то только после тщательной и серьезной перекомпоновки, что является делом неблизкой перспективы. Пока же поддержание Илов в работоспособном состоянии стало заботой военного министерства. Разработана программа их глубокой модернизации.

Ил-20М теперь красят в обычный для военной авиации серый цвет. Гражданской ливреей больше в заблуждение никого не введешь. Когда этот самолет приближается к границе, ВВС соседних стран обычно объявляют тревогу…

Самолет радиотехнической разведки Ил-20.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1968 г.

Самолет-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20». Ил-18Д представлял собой последнюю и наиболее совершенную модификацию семейства авиалайнеров Ил-18 , находившихся в производстве с 1957 года. В отличие от предыдущей серийной версии Ил-18В, он оснащался более мощными и экономичными двигателями АИ-20М VI серии и дополнительными топливными баками, что обеспечивало ему увеличенную дальность полета. С максимальным запасом топлива она достигала почти 6400 км (у Ил-18В — 4850 км). Летные испытания Ил-18Д начались 26 июля 1965 года, и в том же году он был запущен в серийное производство на московском заводе «Знамя труда», сменив в цехах Ил-18В. Всего до 1969 года было построено 122 самолета Ил-18Д, ставших последними серийными авиалайнерами данного типа. Именно Ил-18Д послужил основой для разработки всех последующих «военных» вариантов пассажирской машины.

Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла».

Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М.Глушков, его заместителем — С.Е.Конторов.

Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях и кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.

Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина — около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №№ 8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.

Однако этими системами не ограничивался состав специального оборудования Ил-20. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», позволявшей, в отличие от системы «Ромб», получать более подробные сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня».

Специальное разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в передней и средней кабинах самолета. Кроме того, как и на всех других Ил-18, в состав экипажа Ил-20 входили два пилота (командир и правый летчик), штурман, бортинженер и бортрадист. Стандартное для Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине была организована комната для отдыха экипажа с креслами и буфет, здесь же были помещения гардероба и туалета. Для аварийного покидания самолета с парашютами предусматривался аварийный люк в правом борту задней части фюзеляжа.

В первый экземпляр Ил-20 решено было переоборудовать серийный Ил-18Д № 9403. Переоборудование его на московском заводе «Знамя труда» началось 6 мая 1967 года и завершилось в начале следующего года. На летные испытания самолет поступил в марте. Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Станиславом Близнюком, пришедшим на фирму после окончания в 1965 году Школы летчиков-испытателей ЛИИ и ставшим позднее шеф-пилотом ОКБ им. С.В.Ильюшина. Ведущим инженером по испытаниям Ил-20 был назначен В.Володько.

Первый этап летных испытаний (еще без аппаратуры «Игла»), завершенный в том же 1968 году, выявил, что по пилотированию Ил-20 отличается от серийного Ил-18Д незначительно. Управление им было легким и удобным, вместе с тем наличие подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью вызвало уменьшение запаса путевой статической устойчивости. Однако проявлялось это в основном только при полете с зафлюгированным крайним двигателем, когда отклонение самолета по курсу и крену происходило более интенсивно, чем на пассажирском Ил-18Д. Но и в данном случае значения крена не выходили за ограничения.

Второй этап летных испытаний (с аппаратурой «Игла») начался в том же 1968 году и завершился летом следующего 1969 года с положительной оценкой. Полеты были зачтены в качестве этапа «А» совместных государственных испытаний и самолет был рекомендован к серийному производству. Разработка чертежей для серийного производства на заводе «Знамя труда» началась еще в 1968 году и на рубеже нового десятилетия из цехов начали выходить уже первые серийные машины. Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970-1971 годах, после чего начал поступать в войска.

Вслед за Ил-20 появился модернизированный Ил-20М. Экипаж Ил-20М состоит из тринадцати человек, восемь операторов разведаппаратуры дополняют обычных пилотов, штурмана, бортинженера и радиста. В распоряжении операторов достаточно солидный набор средств разведки — не только радиотехнической, но и оптической.

Передний салон отдан оператору аэрофотоаппаратов А-87П, установленных по обоим бортам в месте расположения первой пары окон. Для их объективов в обшивке были сделаны фотоокна, закрытые оптическими стеклами. Впрочем, увидеть фотоокна не просто, поскольку они располагаются под обтекателями, а использование фотоаппаратуры обеспечивается при открытии специальных шторок.

Задняя часть этих же обтекателей служит для размещения антенн станции РТР «Ромб-4», позволяющую осуществлять общую разведку радиолокационных средств (направление на источник, рабочая частота). Кроме того, в передней части правого обтекателя расположен воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора системы охлаждения блоков станции «Игла».

Помимо «Ромба», самолет оснащен станцией РТР «Квадрат-2» (антенны в нижней части фюзеляжа за крылом) для детальной разведки (помимо направления и частоты, отслеживались такие параметры, как частота следования импульса, скважность, мощность излучения, и другие). Станция перехвата открытых переговоров «Вишня» (антенны над передней частью фюзеляжа) обслуживается особым оператором, не только хорошо знающим соответствующий иностранный язык, но и ориентирующимся в тонкостях слэнга военного радиообмена.

Для повышения достоверности информации разведка ведется одновременно по нескольким каналам, что позволяет уточнять данные, полученные от «Иглы» при помощи АФА, или наоборот, подтверждать результаты работы «Квадрата» радиолокационной картинкой той же местности.

«Квадрат», «Ромб», «Игла» и другую разведаппаратуру обслуживают семь операторов, работающих в основном салоне самолета.

В связи с установкой многочисленного оборудования, конструкция фюзеляжа была частично усилена, а уменьшение числа «обитателей» вызвало демонтаж большей части бытового оборудования и помещений (туалеты, гардероб, буфет).

Вместе с тем специфика применения Ил-20М обусловила изменения в кислородном и спасательном оборудовании. Все кресла экипажа приспособлены для размещения парашюта, а с правой стороны, на месте люка заднего багажного отсека, оборудован люк аварийного покидания самолета, соединенный с основным салоном шахтой. (Впрочем, «огрызок» от бывшего люка багажного отсека остался).

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов). Всего до 1976 года завод «Знамя труда» построил около двух десятков самолетов Ил-20 и Ил-20М.
Самолеты данного типа неоднократно привлекались к различным учениям Вооруженных Сил. Так, в период с 4 по 10 февраля 1970 года Ил-20 принял участие в войсковых учениях «Двина» (самолет пилотировал экипаж летчика-испытателя С.Близнюка). В мае следующего года Ил-20 выступил в качестве самолета-лидера на показе авиационной техники под условным названием «Кристалл», проводившемся для высшего руководства страны на аэродроме ГНИКИ ВВС в г.Ахтубинске.

Появление строевых Ил-20 над нейтральными водами не прошло незамеченным для потенциального, как тогда говорили, противника. Однако идентифицирован иностранной разведкой он был только в 1978 году, когда НАТО присвоило ему кодовое наименование «Coot-А».

Экипажи Ил-20 постоянно выполняли разведывательные полеты над нейтральными водами мирового океана, где неоднократно их «перехватывали» самолеты вероятного противника. Так, весной 1985 года разведчик был встречен «Си Харриером» 801-й эскадрильи авиации ВМС Великобритании над Северной Атлантикой вблизи Норвегии.

31 августа 1993 года Ил-20М (командир майор И.Антипов), выполнявший учебно-боевое задание, был условно перехвачен над нейтральными водами Японского моря сначала истребителями вооруженных сил республики Корея, а затем самолетами японских сил самообороны.

7 декабря 1995 года Ил-20М привлекался для поисков в Татарском проливе обломков разбившегося пассажирского самолета Ту-154Б № 85164 Хабаровского авиаотряда, куда он, взлетев с Сахалина, по первым предположениям мог упасть. Применялся самолет и в ходе боевых действий в Афганистане.

В 1990-е годы из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, однако должной замены им так и не последовало. Частично заменить Ил-20М могли самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22МР . Однако устаревшие Ту-22РДМ также в 90-е годы были сняты с вооружения, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в крайне ограниченном количестве. В результате сегодня основной объем задач комплексной воздушной разведки в ВВС России решают самолеты фронтовой авиации Су-24МР и МиГ-25РБ (с различными вариантами оснащения). В тоже время некоторое количество Ил-20М по-прежнему еще остается в строю. Правда с 90-х годов многие из них чаще всего привлекаются исключительно для транспортных перевозок. Некоторые из этих машин, располагающие большим летным ресурсом, прошли соответствующее переоборудование и превратились в «обычные» Ил-18Д.

Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.

Модификация: Ил-20
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,60
Масса, кг
-пустого самолета: 33760
-максимальная взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 675
Крейсерская скорость, км/ч: 620
Практическая дальность, км: 6200
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 13.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

О данном самолете известно не так много, только общие характеристики и названия используемого оборудования, об остальном не говорят до сих пор – 40 лет самолет выполняет боевые задачи и является носителем секретного оборудования.


Разработан на базе гражданской версии самолета Ил-18 – Ил-18Д в конце 1960-х годов конструкторским бюро С.Ильюшина. Основное предназначение – вскрытие радиоэлектронной обстановки на ТВД и ведение радиолокационной разведки. Серийно создавался на 30-м московском авиационном заводе «Знамя Труда». Было построено двадцать самолетов-разведчиков Ил-20М. Последний самолет построен в 1976 году.

Устройство и оборудование Ил-20М
Конструктивно самолет-разведчик аналогичен базовому Ил-18Д. На борт машины установили многоканальную аппаратуру разведки, которая работает сразу в нескольких частотных диапазонах. На фюзеляже, в нижней его части, установили контейнер, в котором размещена фазированная антенная решетка радиолокационной станции бокового обзора «Игла-1». Аппаратура радиолокационной станции размещена во внутреннем багажном отсеке. Впереди на фюзеляже установлены специальные фотографические камеры А-87ПА в обтекателях. Рядом установлены антенны станции общей РТР «Ромб-4». Дальше вынесены антенны станции детальной РТР «Квадрат-2». Все оборудование и аппаратура станций размещены во внутренних отсеках самолета. Кроме вышеперечисленных станций, на борт самолета установили станцию РР СРС-5 «Вишня» для выполнения задач радиоперехвата. Пассажирский отсек переоборудован под восемь рабочих мест операторов станций. Из известных внутренних изменений – переоборудование кислородной системы, кресла лётного экипажа и операторов переоборудованы под парашют. Люк багажного отсека правого борта переоборудован под аварийный люк, соединенный с пассажирским отсеком специальной шахтой.

Самолет способен проводить радиолокационную разведку местности с высоким разрешением, точно определять расположение больших и контрастных в радиолокационном отношении объектов, например, мостов, плотин, автодорожных развязок, осуществлять фотографирование необходимых объектов и перехватывать радиопереговоры противника. Зарубежный аналог - американский самолет-разведчик от компании Боинг – «Boeing KC-135» в основном использовался над территорией Восточной Европы, Закавказья и Дальнего Востока.

Судьба Ил-20М
В 90-х годах, из-за быстрого устаревания бортовой радиоаппаратуры, самолеты-разведчики все чаще снимаются с выполнения боевых задач и дежурств, но вместо них новых самолетов-разведчиков не создают. В принципе, их могли бы заменить самолеты воздушной разведки из Дальней авиации. Но стоящие на вооружение Дальней авиации Ту-22РДМ тоже к 1990-м годам устаревают и снимаются с полетов, а новейшие Ту-22МР поступают и в Дальнюю Авиацию в ужасающе малом количестве. Поэтому основные функции, возложенные на Ил-20М, стали выполнять фронтовые разведчики МиГ-25РБ и Су-24МР в разных вариантах оснащения. Но не все Ил-20М выведены из строя или переделаны – несколько самолетов до сих пор выполняют возложенные на них задачи. Основная часть самолетов-разведчиков превратилась в обычные транспортники, а с некоторых вообще сняли все оборудование и они теперь «обыкновенные Ил-18».

Теперь Ил-20М - военной авиации, и в ней он занимает достойное место первого отечественного самолета-разведчика, выполнявшего задачи комплексной воздушной разведки, который использовал разные принципы обнаружения и получения необходимых данных.

Известные модификации:
- изделие 17 или Ил-20М – самолет РТР, производился серийно, выпущено 20 экземпляров;
- Ил-20РТ – воздушный измерительный пункт, выпущено 4 экземпляра.

Основные характеристики:
- длина – 36 метров;
- высота – 10.1 метра;
- размах крыла – 37.5 метра;
- диаметр фюзеляжа – 3.5 метра;
- двигатель – четыре АИ-20М;
- общая мощность – 17 000 л.с;
- взлетный вес – 64 тонны;
- практический потолок 10 километров;
- скорость крейсер/макс – 650/685 км/ч;
- дальность действия – 4.3 тысячи километров;
- длина разбега/пробега – 1000/800 метров;
- экипаж лётный/оператор – 5/8 человек.

Источники информации:
http://ru-aviation.livejournal.com/1659138.html
http://aviaros.narod.ru/il-20m.htm
http://azlok.livejournal.com/434832.html

(по кодификации НАТО Coot, "Лысуха") — самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), оснащенный ИК-сканером, оптическими датчиками, РЛС бокового обзора. Разработчик: ОКБ имени Ильюшина.

В 1965 году принято решение о создании разведывательного самолета на базе пассажирского самолета Ил-18Д, большая дальность полета и вместительный фюзеляж которого позволяли создать такую машину в короткие сроки и с минимальными затратами. Самолет, получивший обозначение Ил-20, предназначался для комплексной разведки приграничной полосы без перелета государственной границы. Для решения этих задач был создан специальный комплекс средств разведки, аппаратуру которого разместили в пассажирской кабине самолета и его багажных отсеках на нижней палубе.

21 марта 1968 года состоялся первый полет опытного самолета Ил-20. Испытания полностью оборудованного Ил-20 завершились летом 1969 года.

Самолет использовался для разведки вдоль пограничной полосы и государственной границы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. В подфюзеляжной гондоле самолета находилась антенна радиолокационной станции бокового обзора "Игла-1". Также на самолете устанавливалась станция детальной радиотехнической разведки "Квадрат-2" и аппаратура радиоперехвата "Вишня". В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для шести (впоследствии восьми) операторов радиотехнических систем.

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов, в каждом округе имелось несколько таких самолетов.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолета Ил-18Д был создан Ил-20РТ, который использовался в качестве самолета телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура. Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе Ил-18Д, получивший название Ил-22. Практически все самолеты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета "Аэрофлота", а также имели на бортах надпись "Ил-18".

В 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолет-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП . В 2011 году начались испытания готовой машины, а в 2016 году три самолета Ил-22ПП были переданы заказчику.

Ил-20 хорошо зарекомендовали себя во время боевых действий в Сирии , координируя удары ВКС России, в том числе осуществляя координацию полета крылатых ракет "Калибр".

Аэродинамически Ил-20 представляет собой низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение самолета — однокилевое. Шасси — трехстоечное. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые — под гондолами двигателей самолетов. Силовая установка Ил-20 представлена четырьмя одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

Летно-технические характеристики:

Модификация: Ил-20.

Размах крыла - 37,42 метра.

Длина самолета - 35,9 метра.

Высота самолета - 10,17 метра.

Площадь крыла - 140,6 квадратных метра.

Масса: пустого самолета - 33,76 тонны, максимальная взлетная - 64 тонны.

Тип двигателя: 4-х ТВД АИ-20М, мощность, л.с.: 4 х 4250.

Максимальная скорость - 675 километров в часть, крейсерская скорость - 620 километров в час.

Практическая дальность - 6,2 тысячи километров.

Практический потолок - 10 тысяч метров.

Экипаж - 13 человек.

THE PLANE OF COMPLEX ELECTRONIC,

ELECTRONIC AND PHOTOGRAPHIC IL-20

02.11.2013
Япония подняла в воздух истребители F-2 национальных сил самообороны для перехвата самолета ВВС России, который пролетел сегодня над водами Японского моря, хотя нарушения воздушного пространства Японии зафиксировано не было. Об этом сообщило сегодня японское Министерство обороны.
По данным оборонного ведомства, российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 пролетел над островами Оки и Такэсима (Токто), которые многие годы являются предметом территориального спора между Токио и Сеулом. ИТАР-ТАСС




07.02.2014
Истребители США F-15C, патрулирующие воздушное пространство стран Балтии, зафиксировали российский военный самолет «Ил-20» над нейтральными водами Балтийского моря. Воздушное судно американский патруль заметил у внешней границы латвийских территориальных вод
Согласно информации, размещенной в официальном блоге Латвийской армии в Twitter, российский самолет летел без заранее согласованного плана полета и не отвечал на попытки контроля воздушного пространства установить связь.
«Росбалт»

07.03.2014
ВВС Турции подняли в воздух 8 истребителей F-16 в ответ на полет российского военного самолета Ил-20 вдоль турецких границ, сообщает defence24.pl 4 марта. Российский разведывательный самолет совершил полет вдоль турецкого побережья Черного моря, заявили официальные лица в Анкаре. Эта еще одна информация, связанная с напряженностью в Крыме.
Инцидент произошел в понедельник, но согласно заявлению Главного командования вооруженных сил Турции, не было никакого нарушения воздушного пространства Турции. Разведывательный самолет Ил-20 может быть оснащен аппаратурой для сбора информации о турецкой системе ПВО. Тем не менее, в понедельник турецкое правительство дало общественности четкий сигнал, что постоянно следит за ситуацией в Крыму из-за обеспокоенности положением татар, исторически и культурно связанных с Анкарой.
Военный Паритет




23.10.2014


Минобороны России опровергает информацию о том, что российский самолет-разведчик Ил-20 нарушил воздушную границу Эстонии. Об этом сообщает РИА Новости.
По информации ведомства, российский военный самолет совершал плановый учебно-тренировочный полет с аэродрома «Храброво» над нейтральными водами Балтийского моря. «Полет проходил в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства», — говорится в сообщении Минобороны.
Ранее эстонские власти заявили, что самолет нарушил воздушную границу страны. Послу РФ в Таллине Юрию Мерзлякову была передана нота протеста.



17.01.2015


На ресурсе «russianplanes.net» размещена красивая фотография самолета радиотехнической разведки Ил-20М после модернизации. В кадр на аэродроме Чкаловский попал самолет с бортовым номером RF-95980 (серийный номер 175011706).
Как известно, программа модернизации самолетов Ил-20 уже на протяжении нескольких лет ведет ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева». Указанный самолет прошел модернизацию по ОКР «Монитор», предположительно, в середине 2000-х гг.
bmpd.livejournal.com

30.05.2015
На блоге http://alexeyvvo.livejournal.com приведена Деятельность ЭМЗ им. Мясищева в 2014 году. Эта же информация переиздана блогом http://bmpd.livejournal.com.
ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева» на своей странице раскрытия информации разместило достаточно содержательный отчет за прошлый год (ссылка — http://www.e-disclosure.ru/portal/FileLoad.ashx?Fileid=1074760).


Головной модернизированный по программе ОКР «Рецензент» разведывательный самолет Ил-20М («изделие 17МС», регистрационный номер 90924, заводской номер 174011603). Жуковский, март 2015 года (с) Анатолий Бурцев / russianplanes.net

Гособоронзаказ по договорам с головными исполнителями СЧ ОКР «Рецензент» — Модернизация авиационного, радиоэлектронного оборудования и систем изделия «17М» (Ил-20М) (головной исполнитель – ОАО «Ил», договор от 01.02.2011 г. №02/11, Д/С №4)
Модернизация авиационного, радиоэлектронного оборудования и систем изделия «17М»:
— проводились работы по монтажу систем и доработке планера самолета;
-проведены доработки самолета по результатам летных испытаний.
Объем финансирования — 40,5 млн.руб.

06.06.2015


Опубликованы Планы работы ЭМЗ им. Мясищева на 2015-17гг.
«Порубщик»
ОКР: Участие в проведении ГИ – июнь 2015
Корректировка КД по результатам ГИ, присвоение КД – сентябрь 2015
«Порубщик» 1-ый серийный:
Сопровождение изготовления– октябрь 2015
«Порубщик» 2-ой серийный:
Сопровождение изготовления – июнь 2016
Порубщик» 3-ий серийный:
Сопровождение изготовления – с января 2016г. по октябрь 2017г.
Изд. 17М (Рецензент)
Устранение замечаний по результатам ГСИ, доработка РКД и ЭТД, присвоение КД литеры О1 – январь 2016г.
http://bmpd.livejournal.com

05.10.2015
Военно-воздушные силы РФ направили в Сирию самолет-разведчик Ил-20М, который обеспечивает поддержку авиаударов по объектам инфраструктуры террористической организации ИГ, а также отслеживает передвижение военной техники в регионе.
По информации Flightglobal.com, самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М прибыл в Сирию через несколько дней после того, как первый Ил-76 начал разгружать военную технику на авиабазе в Латакии.
В состав оборудования самолета включены РЛС обнаружения целей, электрооптические/ИК датчики и аппаратура спутниковой связи для оперативной передачи данных.
За последние несколько недель на аэродроме «Хмеймим» близ Латакии сформирована полноценная смешанная авиагруппа из фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су-34, штурмовиков Су-25СМ и многоцелевых истребителей Су-30СМ, а также ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-8 из числа состоящих на вооружении ВКС РФ.
Группировка приступила к нанесению ударов по объектам ИГ 30 сентября, предварительно уведомив о начале операции США и Израиль.
ЦАМТО



05.05.2018


Британские истребители «Тайфун» в пятницу поднимались с авиабазы в Румынии на перехват российского разведывательного самолета Ил-20, выполнявшего полет в западной части Черного моря, сообщили в своем твиттере британские Королевские ВВС.
«Тайфуны» Королевских ВВС, базирующиеся в Румынии, поднимались в воздух в связи с полетом российского Ил-20 «Лысуха» (по кодификации НАТО — ИФ) вблизи воздушного пространства НАТО над Черным морем», — говорится в сообщении.
INTERFAX.RU

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

01.06.2018


Прошедший глубокую модернизацию самолет-разведчик Ил-20М передан военным для госиспытаний, сообщил «Интерфаксу» источник в авиаотрасли.
«На данный момент опытно-конструкторские работы (ОКР) «Рецензент» по модернизации разведывательного самолета Ил-20 в облик Ил-20М завершены», — сказал собеседник агентства. «Модернизированный Ил-20М передан военным на государственные совместные испытания (ГСИ)», — подчеркнул он.
В декабре прошлого года источник «Интерфакса» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что в начале 2018 года ВКС РФ получат очередной спецсамолет марки «Ил». Он не стал уточнять, о каком именно типе самолета идет речь и о его предназначении, отметив, что в процессе модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) машины, в частности, устанавливается новейший радиотехнический комплекс.
Работы по модернизации самолетов спецназначения Ил-20 и Ил-22 ведет компания «Ильюшин» (входит в ОАК) с участием «Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени Мясищева».
Интерфакс

19.09.2018


Авиабаза «Хмеймим» в Сирии вечером 17 сентября потеряла связь с самолетом Ил-20 ВКС РФ, на борту которого находились 14 военнослужащих.
Об этом сообщает министерство обороны России.
«Семнадцатого сентября около 23.00 мск при возвращении на авиабазу Хмеймим над акваторией Средиземного моря в 35 километрах от побережья Сирии пропала связь с экипажем российского самолета Ил-20», - отмечается в сообщении.
Самолёт исчез с радаров управления авиацией во время атаки четырех самолетов F-16 ВВС Израиля по сирийским объектам в провинции Латакия. Также, в это же время российскими радиолокационными средствами контроля воздушного пространства были отмечены пуски ракет с находившегося в данном районе французского фрегата «Овернь» («Auvergne»).
Судьба находившихся на борту военнослужащих в настоящее время неизвестна.
Командованием авиабазы организована поисково-спасательная операция.
Позже в Пентагоне заявили, что российский самолёт сбила ракета САР.
rusvesna.su

ИЗРАИЛЬ ВОЗЛОЖИЛ ВИНУ ЗА СБИТЫЙ ИЛ-20 НА СИРИЮ, ИРАН И «ХЕЗБОЛЛУ»
РОССИЙСКИЙ ИЛ-20 СБИТ ПВО СИРИИ ИЗ-ЗА БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЗРАИЛЯ
РОССИЙСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-20 ОШИБОЧНО СБИТ СИРИЙСКОЙ ПВО
ШОЙГУ ВОЗЛОЖИЛ ВИНУ ЗА СБИТЫЙ ИЛ-20 НА ИЗРАИЛЬ
В ПЕНТАГОНЕ ЗАЯВИЛИ, ЧТО РОССИЙСКИЙ САМОЛЁТ СБИЛА РАКЕТА САР


19.09.2018


После исчезновения самолета командованием российской военной группировки в САР немедленно была организована поисково-спасательная операция.
Спасательный буксир Черноморского флота «Профессор Николай Муру» вышел в море из порта Тартус и направился в район предполагаемого падения Ил-20.
Аварийно-спасательное буксирное судно «Профессор Николай Муру» обладает необходимыми средствами для поддержания аварийных кораблей на плаву и выполнения сложных водолазных работ на глубине до 60 метров. Судно может производить различные виды поисковых работ, обследуя морские районы.
Особенностью СБС «Профессор Николай Муру» является наличие системы динамического позиционирования, обеспечивающей удержание судна в назначенной точке моря без использования якорей. Это позволяет с большей точностью производить обследование объекта на глубине подводными аппаратами с борта судна, что особенно важно при спасательных и судоподъёмных операциях.
rusvesna.su

ОБНАРУЖЕНЫ ОБЛОМКИ ИЛ-20 И ТЕЛА РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО СБ-45 ПРОЕКТА 22870


24.09.2018


Минобороны России в ходе специального брифинга представило детальную информацию о всех обстоятельствах катастрофы самолета Ил-20 ВКС России у побережья Сирии, произошедшей вечером 17 сентября
Официальный представитель российского военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков представил поминутную хронологию трагического события, составленную по объективным данным радиолокационных средств, в том числе системы отображения информации о воздушной обстановке «Плотто».
Израильские ВВС ввели российскую сторону в заблуждение относительно района нанесения удара в Сирии 17 сентября, причиной чего стала катастрофа Ил-20, который не смог выйти в безопасную зону, заявил в воскресенье официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
На сегодняшнем брифинге представитель Министерства обороны России заявил, что Израиль заблаговременно не оповестил российскую сторону о проведении своей операции в Сирии, когда был сбит самолёт Ил-20, тем самым нарушив договорённости между двумя странами от 2015 года. В ходе брифинга генерал-майор Игорь Конашенков подчеркнул, что оповещение о проведении операции Израиль сделал «не заблаговременно, а одновременно с началом ударов», в нарушение упомянутых выше договорённостей.
Минобороны считает, что вся вина за сбитый в Сирии разведывательный самолет Ил-20 лежит на израильских ВВС, заявил официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.
«Представленные объективные данные свидетельствуют, что действия израильских летчиков-истребителей, приведшие к гибели 15 российских военнослужащих, говорят или об их непрофессионализме, или, как минимум, о преступной халатности», - сказал он в ходе брифинга.
ВТС «Бастион»

В МИНОБОРОНЫ РФ ЗАЯВИЛИ О НАЛИЧИИ ДРУГИХ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДАННЫХ ПО КРУШЕНИЮ ИЛ-20
АРМИЯ ИЗРАИЛЯ ВЫПУСТИЛА НОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО СБИТОМУ В СИРИИ ИЛ-20
ИЗРАИЛЬ ПРОДОЛЖИТ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ, НЕСМОТРЯ НА ИНЦИДЕНТ С ИЛ-20
БРИФИНГ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТА ИЛ-20 ВКС РОССИИ У БЕРЕГОВ СИРИИ
ВИДЕО И СЛАЙДЫ С БРИФИНГА ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТА ИЛ-20 ВКС РОССИИ У БЕРЕГОВ СИРИИ


25.09.2018


Минобороны представило дополнительные данные о крушении Ил-20. Новая информация по секундам отражает положение израильских самолетов и ракет комплекса С-200. Данные получили с индикаторов пункта боевого управления системы С-400 с авиабазы «Хмеймим».
Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков показал на специальном экране отметку ракеты С-200, выпущенной сирийскими ПВО.
«Ей присвоен номер 158Б. Индекс Б обозначает воздушную цель, летящую по баллистической траектории с большой скоростью. Присвоение воздушным объектам номеров и буквенных индексов производится самостоятельно автоматизированной системой управления в зависимости от характеристик цели», - пояснил он.
На экране отчетливо видно, что направление полета ракеты С-200 нацелено на израильский самолет.
Также Минобороны показало, как располагались российское и израильские воздушные суда. Отмечается, что F-16 был на высоте от 9 до 10 километров на одном азимуте с Ил-20.
Российский самолет имел отметку 007, израильский - 149. При этом высота полета ракеты была выше положения обоих самолетов.
По словам Конашенкова, затем, в 22.02 головка самонаведения ракеты перезахватила цель с большей эффективной отражающей поверхностью и меньшей скоростью, которой был российский самолет.
«Как видно, ракета, приближаясь к израильскому самолету, резко изменила направление полета и пошла на Ил-20″, - отметил он.
Конашенков отметил, что пункту боевого управления удалось зафиксировать момент поражения зенитной ракетой самолета Ил-20.
«Израильский F-16, укрывшийся от ракеты за российским Ил-20, остается в районе патрулирования западнее сирийского побережья. Время 22 часа 2 минуты 45 секунд. Остальные три израильских самолета продолжают занимать зону дежурства в воздушном пространстве западнее побережья Латакии», - заявил он.
Представитель Минобороны отметил, что после крушения Ил-20 израильские F-16 продолжают находиться в зоне трагедии, причем один из них в непосредственной близости к месту попадания ракеты.
Он обратил внимание, что номер воздушной цели израильского самолета изменился.
«Это свидетельствует, что сразу после трагедии он резко поменял направление и высоту полета. Все это четко зафиксировано радиолокационными средствами С-400″, - отметил Конашенков.
Представитель Минобороны подчеркнул, что новые данные не свидетельствуют, а доказывают, что вина за трагедию с российским Ил-20 в Сирии целиком лежит именно на ВВС Израиля.
Кроме того, он отметил, что «все робкие заявления» представителей израильского военного ведомства о якобы непричастности к трагедии с гибелью 15 российских военнослужащих являются ложными.
РИА Новости


САМОЛЁТ КОМПЛЕКСНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ,

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ И ФОТОРАЗВЕДКИ ИЛ-20


27 марта 1965 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а 12 апреля того же года — и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Работа поручалась ОКБ завода №240, возглавлявшегося генеральным конструктором Сергеем Ильюшиным (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод «Стрела», ныне — Авиационный комплекс им. СВ. Ильюшина). Самолет предлагалось делать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М.
Самолет-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20». Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла».
Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М. Глушков, его заместителем — СЕ. Конторов.
Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях, и, кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.
Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина — около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-20М разработан для применения на самолете Ил-20М и его модификациях. Управляющая вычислительная система обеспечивает выполнение полетного задания в различных географических регионах, при полетах по оборудованным в радиотехническом отношении трассам и вне трасс. Комплексная система электронной индикации и сигнализации предоставляет экипажу информацию, необходимую для выполнения задач самолетовождения.
Первый полет опытного самолета Ил-20 провел экипаж под командованием ведущего летчика-испытателя С. Г. Близнюка 21 марта 1968 г.
Испытания полностью оборудованного самолета Ил-20 были завершены летом 1969 г.
Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970–1971 гг., после чего начал поступать в войска.
Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов).
Начиная с 1970 г. самолет принимал участие в различных учениях, проводя оперативно-тактическую авиационную разведку. Работа самолета получила высокую оценку, и он был принят на вооружение ВВС.
Серийное производство самолетов Ил-20 было освоено на заводе «Знамя Труда» и продолжалось до 1976 г. Всего было выпущено около 20 самолетов этого типа, и они эксплуатировались до начала 1990-х гг. Применялся в Восточной Европе, Закавказье и на Дальнем Востоке.
Ил-20 был первым отечественным самолетом, предназначенным для комплексного использования средств разведки, основанных на различных принципах получения информации. Создание и освоение серийного производства и эксплуатации таких самолетов стало заметной вехой в развитии отечественной авиационной техники.
Межремонтный ресурс Ил-20М составляет почти 10 лет, что тоже является большим плюсом машины. Главное - защитить планер от коррозии и усталости металла. Действующие Ил-20М имеют исправные планеры, а остальные детали вполне ремонтопригодны, считает источник в ОПК.
Министерство обороны России намерено провести модернизацию самолетов радиотехнической разведки Ил-20М, принятых на вооружение в 1969 году, пишет газета «Известия». Сейчас в составе ВВС числятся 20 таких самолетов, приписанных к аэродромам в Чкаловском и Кубинке. Один из них уже прошел через программу модернизации и до конца 2012 года должен вернуться на базу.

В 1980 году поступили на вооружение самолёты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ, с базированием на аэродроме Ленинск (Байконур). В состав экипажа входили шесть человек летного состава, дополненных инженером-электриком, а также пять человек, эксплуатировавших бортовой измерительный комплекс - начальник СИПа, оператор СЕВ, оператор АФУ, инженер по системе БРС-4С и инженер по МА-9 МКТС. Все самолёты числились за ВКС, тем не менее регулярно выполняли задачи в интересах РВСН или ВМФ при испытаниях баллистических и крылатых ракет. В дальнейшем самолёты переданы в авиацию ВМФ, где использовались по усмотрению командования, самолёт 75840 продан и в 2001 году потерпел катастрофу. Только один самолёт модернизирован и применяется по прямому назначению.

Также на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащенные аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В состав экипажей этих самолётов входят операторы аппаратуры ЗАС и офицеры боевого управления. На правом борту самолёта погрузочный люк багажного отсека Ил-18 соединён с салоном шахтой и служит для аварийного покидания самолёта. Все рабочие места экипажа оснащены креслами с чашкой под парашют. Установлена другая кислородная система

12 июня 1979 г. вышло Постановление советского правительства о создании на базе Ил-18Д специализированного самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К». Система разрабатывалась тем же ВНИИРЭ НПО «Ленинец» (руководитель работ В.М. Глушков, главный конструктор РЛС С.Е. Конторов). Разместить «Нить» решили в подфюзеляжной гондоле – точно такой же, как на самолете-разведчике Ил-20 с РЛС «Игла». Информация от радиолокационной станции «Нить-К» отображалась на специальных индикаторах на рабочих местах шести операторов в пассажирской кабине самолета. Кроме РЛС «Нить-К» Ил-24Н оснащался современным навигационным комплексом «Мальва-4» и аппаратурой комплекса «Ирис» с РЛС ближней и дальней навигации, управлявшимися цифровыми бортовыми вычислителями. Новейшее навигационное оборудование обеспечивало автоматизированное самолетовождение Ил-24Н в Арктике.
По типу Ил-24Н в начале 1980-х гг. было переоборудовано два серийных пассажирских самолета Ил-18Д (№10004 и 10403, регистрационные номера СССР-75449 и СССР-75466). Один из них, в частности, обеспечивал в мае 1987 г. проводку атомного ледокола «Сибирь» в ходе эвакуации дрейфующей станции «Северный полюс-27». На самолетах Ил-24Н много летали опытные экипажи летчиков-испытателей ГосНИИГА. Однако широкого применения в полярной авиации самолеты Ил-24Н так и не получили. Изменение экономической ситуации в стране привело к тому, что возможности воздушных ледовых разведчиков до конца востребованы так и не были.

МОДИФИКАЦИИ
Ил-18Д «Игла» («изделие 20») - опытный самолёт радиотехнической разведки, переоборудована одна машина.
Ил-20 («изделие 20») - проект самолёта радиотехнической разведки на базе Ил-18Д.
Ил-20М («изделие 17») - самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
Ил-20М1 - самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки.
Ил-18РТЛ - опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина.
Ил-20РТ - самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины.
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») - воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Построено 14 самолётов.
Ил-22М-11(изд. 40 «Зебра») - дальнейшая модификация ВзКП. Построен 21 самолёт.
Ил-22М-15 (изд. 41) - последняя модификация ВзКП. Построен 1 самолёт, после развала СССР достался Казахстану.
Ил-24Н – самолет ледовой разведки для использования в Арктике, он оборудован радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 33760
максимальная взлетная 64000
Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.60
Тип двигателя 4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4250
Скорость полета, км/ч:
максимальная на высоте - 685
крейсерская - 650
Практическая дальность, км 4300 — 6200
Практический потолок, м 10000
Длина разбега, м: 1000
Длина пробега, м: 800
Экипаж, чел 13 (лётный – 5, радиотехнический — 8)

ВООРУЖЕНИЕ

РЛС бокового обзора «Игла-1»
комплект аэрофотоаппаратов А-87П
система общей радиотехнической разведки «Ромб-4»
станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2»
аппаратура радиоперехвата УКВ диапазона «Вишня»



Кадры