Советы. Почему ребенок не любит читать? Вот самые интересные советы

Интерес к книге. В век интернета дети перестают читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Можно, уверены детские психологи. Но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.

Приучить ребенка к чтению и заставить его читать — две разные задачи. Мы рекомендуем отказаться от второй и сосредоточиться на первой. Можно, конечно, заставлять читать и из-под палки — подкупом, уговорами, разрешением смотреть телевизор за каждые прочитанные 10 страниц… Но как только ваше чадо немного подрастет, книги будут отброшены и забыты как способ угнетения, а ваши сын или дочь прочно усядутся в компьютерном кресле.

Читать детям можно и нужно с младенчества. Маленькие дети любят книги, для них это — развлечение, интересные истории, красивые картинки и просто успокаивающий звук маминого голоса. Книги для самых маленьких обязательно должны содержать красочные иллюстрации и короткие понятные истории. Сейчас книги для самых юных читателей — нередко выполняют еще и функцию игрушек. В них могут быть завязки, аппликации и отверстия, в которые можно просунуть пальчики. В этом нет ничего плохого, уверены детские психологи: такие книги-игрушки приучают ребенка к тому, что любая книга — интересный мир, наполненный приключениями.

В этом разделе:
Новости партнеров

Каждому возрасту — свои книги. Конечно, мама и папам хотелось бы поскорее перейти к интересным и содержательным книгам про Буратино, Мумми-троллей или Пеппи Длинныйчулок. Эти истории они помнят и любят с собственного детства. Но маленький ребенок еще не способен осмыслить такие сложные сюжеты. Каждый малыш должен пройти через короткие стишки, потешки и адаптированные варианты народных сказок.

Близкие герои. Сюжеты и герои книг должны быть интересны ребенку. В раннем возрасте любимыми героями обычно бывают животные или ожившие игрушки. Позже становятся интересны книги о сверстниках. Хорошо, если герой книги побывает в знакомых ребенку ситуациях: в детском саду, у врача, в зоопарке, в песочнице.

Как приучить ребенка читать самостоятельно , когда он теоретически уже умеет это делать, но не хочет? На эту тему можно писать целые научные труды. К каким только хитростям не прибегают родители: "Страничку я — страничку ты", "Прочтешь рассказ сам — получишь конфету"… Один из самых коварных и действенных приемов — остановиться на самом интересном месте и уйти под предлогом срочных дел: нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп. Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему чаду. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.

Собственный пример . Наверное, один из самых важных факторов. О том, что по-настоящему интересно, а не "полезно" или "нужно", ребенок узнаёт на примере взрослых. В семьях курильщиков, как бы ни скрывалась родителями тяга к сигаретам, чаще всего вырастают курящие подростки. Запретное удовольствие оказывается самым привлекательным. Если после работы вы усаживаетесь за ужин с газетой или включаете телевизор, ребенок быстро понимает, что по-настоящему интересны телевизор и журналы, а книги — это скука и обязаловка. Люди, которые по-настоящему любят читать, вспоминают, что часто видели своих родителей с книгой — в кресле вечером, на даче и даже за едой, хоть это и не слишком полезно.

Обсуждайте прочитанные книги с ребенком . Пусть он видит ваш интерес к прочитанной истории. Навыки пересказа, изложения своими словами развивают мышление, да и в школе очень пригодятся. Совместное чтение вслух по вечерам — хорошая традиция, которую стоит сохранить и после того, как ребенок научился самостоятельно читать.

Десять правил. Французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения, которые помогут сохранить и поддержать у ребенка интерес к книгам:

— Право перескакивать. Вы никогда не пропускаете описаний природы в длинных романах? Никогда не хотели узнать, чем закончится книга о приключениях? Не заглядывали на сто страниц вперед, чтобы узнать, выживет ли любимый герой? Позвольте все это и своему ребенку.

— Право не дочитывать. То же самое. Не все книги и фильмы стоит смотреть и читать до конца, некоторые оказываются откровенно плохими. Оставьте ему право бросить не понравившуюся книгу.

— Право перечитывать. Не нужно говорить ему: "Зачем ты пятый раз читаешь одно и то же, лучше бы узнал что-то новое". Лучше порадуйтесь, что ребенку полюбились герои и сюжет книги. Можно посоветовать ему книгу того же жанра, или другую книгу этого автора. Но не запрещайте ему перечитывать любимые истории.

— Право читать что попало. В жизни школьника много правил и запретов. Если вы хотите, чтобы книга была для ребенка удовольствием и развлечением (а это единственный способ полюбить читать в детстве), позвольте ему читать без всякой системы.

— Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью). Подростки часто делят мир на черное и белое, любят пафос, склонные к максимализму — это необходимый этап развития. Не высмеивайте его за это.

Не секрет, что подавляющее большинство современных детей читать книги не любят. Да и те, кто все-таки что-то читает, делают это намного реже, чем их сверстники всего лишь пару десятков лет назад. Даже произведения из школьной программы можно зачастую найти в сокращении, чем наши отпрыски с удовольствием пользуются, вызывая бурю справедливого негодования у учителей.

Этот безрадостный факт немало расстраивает и родителей. При этом поистине героические попытки старшего поколения приобщить ребенка к чтению оказываются тщетными. Однако, не стоит опускать руки, ибо все-таки у психологов в запасе есть некоторые приемы, которые помогут вам приучить ребенка читать.

Во-первых, нельзя забывать, что все детеныши (не только представителей живой природы, но и человеческие) копируют взрослых. Из этого делаем логический вывод, что если взрослые члены семьи сами читают, то это уже половина дела.

Во вторых, важно правильно подать ребенку саму мысль, зачем вообще нужно читать книги. Любой (ну или почти) человек охотнее делает нечто, когда четко знает, какую он из этого получит пользу… или выгоду. То есть, если вы ярко и конкретно сможете объяснить сыну или дочке как изменится их жизнь после того, как они подружатся с книжкой, дело пойдет намного лучше.

Расскажите, что интересных книг намного больше, чем фильмов, а потому ему никогда не придется скучать. Поделитесь своим опытом, как хорошая книга спасала вас от плохого настроения. расскажите, что он всегда будет знать больше, чем его не читающие друзья. Что его речь будет богаче и его будут уважать сверстники, а это важно не только среди подростков, но и во взрослой жизни. В общем, объясните все преимущества как можно красочней и с примерами.

Ни в коем случае нельзя силком заставлять малыша или подростка читать: «Пока не прочитаешь, из-за стола не встанешь».

Кстати, посмотрите на фото к этой статье. У меня были такие же проблемы с внуком. Мальчишки вообще больше предпочитают активные игры. Но однажды он познакомился с девочкой на пляже и начал читать ей вслух…. Скажем прямо — решил повыпендриваться, блеснуть интеллектом. Зато сейчас от книг его за уши не оторвешь, хотя и в компьютерные игры он тоже играет. Но без фанатизма!

Если родители вспомнят себя в детстве, то заметят, что особенно им хотелось прочитать те книги, которые казались недоступными. Таким же образом нужно поступать и со своим ребенком: например, рассказать о какой-либо жизненной ситуации и упомянуть, что о ней хорошо написано в такой-то книге, однако, прочитать её можно будет в более старшем возрасте.

Некоторые психологи старой закалки советуют просто оставлять на виду те книги, которые могут оказаться интересными, либо близкими по интересам ребенку. Когда-то это, возможно, и было эффективным, но не сегодня, когда вокруг так много виртуальных развлечений. Сегодня есть другой, хорошо работающий способ.

Простой рецепт, как приучить ребенка читать

Найдите интересную детскую книгу в двух форматах: бумажном, и аудио. Прослушайте аудио полностью, или хотя бы треть. Выберите фрагмент длительностью около 10-20 минут (желательно в начале), и найдите в нем самое интересное место. На этом месте надо будет прервать воспроизведение. Просто запомните, с какой минуты надо включить запись, и на какой минуте ее оборвать.

Затем найдите это место в бумажной книжке. Дайте в руки ребенку книгу, пусть смотрит картинки, а сами включите аудио. Обрыв на самом интересном месте вызовет у любого человека естественное любопытство: «А что дальше?!» Почитайте несколько минут вместе с ребенком, а потом отойдите, сославшись на дела.

Еще лучше будет, если вместо аудио книги вы будете читать ребенку вслух. Исключение могут составлять те случаи, когда родители не умеют читать с выражением и не могут своей монотонной бубнежкой заинтересовать ребенка.

И совсем уж беспроигрышный вариант, если книга с продолжением и есть ее экранизация (например, Гарри Потер). Посмотрев интересный фильм или мультфильм, ребенку захочется узнать, а что случилось с героями потом? Вот тут самое время купить ему книгу-продолжение. И будет не лишним напомнить, что если он полюбит читать книги, то всегда первым будет узнавать о дальнейшей судьбе героев, так как фильмы выходят намного позднее, а многие даже очень интересные книги вообще никогда не экранизируются.

Если вы проделаете этот фокус-покус несколько раз, можете не сомневаться, книги станут для вашего отпрыска лучшими друзьями. Потом вам придется лишь контролировать, чтобы он читал литературу, не слишком криминального характера.

Кстати, можно найти много книг одновременно в трех форматах: электронные, аудио и бумажные.

Какие книги можно читать детям

Сегодня так много литературы (если все, что написано можно так назвать) слишком откровенной или чересчур агрессивной, что не все книги кажутся родителям удачным вариантом для детского чтения. Поэтому без контроля не обойтись. Но и слишком усердствовать не надо, так как на данном этапе необходимо закрепить саму привычку читать. Если что-то кажется вам подозрительным, читайте вместе, и объясняйте ребенку «что такое хорошо», а уже позднее он сам потянется к более глубоким произведениям.

И есть еще один глупый вопрос:

А нужно ли ребенку читать?

Недаром говорят, что образование кончается там, где начинаются фильмы. Даже образовательное кино, хотя и легче усваивается, никогда не даст такого же эффекта, как книга. Сам процесс складывания в смысловые предложения букв, написанных на бумаге, развивает более широкие возможности человеческого мозга . Так что, всестороннее развитие читающего ребенка идет гораздо успешнее.

Елена Богушевская

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» - это журнал с фотографиями разных стран, - говорит он. - А вот книжки толстые - все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, - считает школьный психолог Наталья Евсикова, - просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии - просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, - уверена психолог Елена Смирнова. - Тревога действительно оправдана, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», - продолжает Наталья Евсикова. - Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий.

Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него - и оставили наконец в покое.

Чтение повсюду

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, - говорит Наталья Евсикова. - Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, - рассказывает 35-летняя Ольга. - Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока. Признаться, я потерпела фиаско. Полистала - убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»

Свободный выбор

Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать. «Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, - рассказывает 25-летняя Ирина. - Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался». Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, - комментирует Елена Смирнова, - в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».

Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, - говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. - Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».

Чтение - не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать - самому, без учителей, без родителей. Чтение - это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга - это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный».

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный». Даже люди, не прочитавшие в жизни ни единой книги, не раз слышали этот постулат и верят ему.

Но не является ли такое мнение архаичным в наше время высоких технологий? Всю информацию мы прекрасно можем получать из Интернета, телевизора, других СМИ.

Такой способ в разы дешевле, оперативнее и проще: в транспорте, очереди, наедине со своим ноутбуком или планшетом, да хоть дома под одеялом - получай любую информацию, читай новости, романы, стихи, научные труды - что душе угодно.

И, тем не менее, мы продолжаем пребывать в уверенности, что любить книги - это правильно и хорошо. Мы учим этому и наших детей, покупая им дорогостоящие издания в твёрдом переплёте с красочными иллюстрациями.

Мы делаем это, понимая, что только книги учат мыслить, анализировать, рассуждать, извлекать информацию самостоятельно, а не просто потреблять готовый продукт, уже кем-то осмысленный и обработанный.

А ещё, книги развивают наше воображение, обогащают словарный запас, учат чувствовать и любить родную речь.

Любовь к чтению, передающаяся по наследству

Детские книги - особый мир ребёнка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир родители, мягко, но настойчиво взяв малыша за ручку.

Без участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Даже если в доме будет целая библиотека, состоящая из раритетных фолиантов, ребёнок может вырасти, так и не взглянув в их сторону.

Сила личного примера

Конечно, есть большая доля вероятности, что в читающей семье ребёнок тоже вырастет активным читателем. Но есть и другие примеры, когда детям казалось, что книги отбирают у них родителей, и тогда они делали вывод: книги - это зло.

Конечно же, в такой ситуации виноваты сами родители. Сидеть над книгами круглыми сутками, забывая о маленьком родном человечке, неправильно. Но иначе, как малыш сможет разглядеть ваш пример? Очень просто. Достаточно читать вовремя его сна.

Кроха будет видеть ваше увлечение, засыпая и просыпаясь: мама всегда с книгой, она лежит на её тумбочке, закладки перемещаются, одна книга сменяет другую. В этом случае пример родителей будет очевиден, а ребёнок не станет испытывать негативных эмоций и ревновать родителей к книгам.

Начинаем с самого рождения

С первых дней жизни читайте малышу вслух. Что угодно: романы, детективы, тексты на английском или другом иностранном языке, да хоть свой университетский конспект.

Ребёнок будет слышать мелодичный звук вашего голоса и привыкать к ритмике слов, которые не рассказывают, а читают. Постепенно, с овладением речью, он начнёт вслушиваться в текст и понимать его.

Иллюстрации

Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка - это станет фактором постепенного формирования любви к чтению.

Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка.

Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.

Разнообразие

Книги должны быть разными по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Народные и авторские, русские и зарубежные.

У разных произведений - разная ритмика, стиль, мелодика.

Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

Журналы

Речь идёт о качественной детской периодике литературного направления: «Мурзилка», «Костёр», «Весёлые картинки». В чём их польза? Во-первых, ожидание. Малыш ждёт, ежедневно заглядывает в почтовый ящик: когда же и какие сказки ему пришлют на этот раз? Кроме того, истории в таких журналах обычно публикуются короткие, доступные для понимания и не утомительные. Очень важно и право выбора - авторов, картинок, героев - можно полистать и найти то, что заинтересует.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями.

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты - прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Педагогическая направленность

Не стоит ставить её во главу угла. Положительные примеры, поучительные истории, правильный смысл - это очень хорошо. Но книги должны также и развлекать, смешить, интриговать.

Юмористические рассказы, истории о весёлых приключениях бесшабашных хулиганистых героев - выбор такой литературы поможет больше заинтересовать ребёнка и понять, что чтение - это вовсе не скучно.

Ритуал

Читайте ребёнку перед сном - днём и вечером. Где бы вы ни находились - в гостях, в поездке или на пляже - пусть детская книжка всегда будет у вас под рукой. Многие родители разрешают детям смотреть мультфильмы во время еды.

Можно попробовать стимулировать аппетит ребёнка с помощью чтения. Конечно, только в том случае, если он отказывается кушать и вам всё равно приходится отвлекать его с помощью телевизора.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение - это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги - это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать - вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Нравится



Документы