Лесной доктор. Михаил Пришвин

Короткие рассказы о природе в летнее время года Пришвина Михаила Михайловича в небольших миниатюрных формах повествуют о том, как и чем живет лес летом, как природа переживает сезон роста и развития, автор словами передает ощущения от общения с окружающим миром природы.

Первый рак

Гремел гром и шел дождь, и сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черемуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. Тогда из какой-то рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.

Недовольная лягушка

Даже вода взволновалась, - вот до чего взыгрались лягушки. Потом они вышли из воды и разбрелись по земле: вечером было, - что ни шаг, то лягушка.

В эту теплую ночь все лягушки тихонечко урчали и даже те урчали, кто был недоволен судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной лягушке, и она вышла из себя и, как все, заурчала.

Осиновый пух

Снимал жгутики с осины, распускающие пух. Против ветра, солнца, как пушинки, летели пчелы, не разберешь даже - пух или пчела, семя ли растения летит для прорастания или насекомое летит за добычей.

Так тихо, что за ночь летающий осиновый пух осел на дороги, на заводи, и все это словно снегом покрыто. Вспомнилась осиновая роща, где пух в ней лежал толстым слоем. Мы его подожгли, огонь метнулся по роще, и стало все черным.

Осиновый пух - это большое событие весны. В это время поют соловьи, поют кукушки и иволги. Но тут же поют уже и летние подкрапивнички.

Время вылета осинового пуха меня каждый раз, каждую весну чем-то огорчает: растрата семян тут, кажется, больше даже, чем у рыб во время икрометания, и это подавляет меня и тревожит.

В то время, когда со старых осин летит пух, молодые переодеваются из своей коричневой младенческой одежды в зеленую, как деревенские девушки в годовой праздник показываются на гулянье то в одном наряде, то в другом.

После дождя горячее солнце создало в лесу парник с одуряющим ароматом роста и тления: роста березовых почек и молодой травы и тоже ароматного, но по-другому, тления прошлогодних листьев. Старое сено, соломины, мочально-желтые кочки - все поростает зеленой травой. Позеленели и березовые сережки. С осин летят семена-гусеницы и виснут на всем. Вот совсем недавно торчала высоко прошлогодняя высокая густая метелка белоуса; раскачиваясь, сколько раз, наверное, она спугивала и зайца и птичку. Осиновая гусеница упала на нее и сломила ее навсегда, и новая зеленая трава сделает ее невидимой, но это еще нескоро, еще долго будет старый желтый скелет одеваться, обрастать зеленым телом новой весны.

Третий день уже сеет ветер осиной, а земля без устали требует все больше и больше семян. Поднялся ветерок, и еще больше полетело семян осиновых. Вся земля закрыта осиновыми червяками. Миллионы семян ложатся, и только немного из миллиона прорастет, и все-таки осинник вырастет вначале такой густой, что заяц, встретив его на пути, обежит.

Между маленькими осинками скоро начнется борьба корнями за землю и ветвями за свет. Осинник начинает прореживаться, и когда достигнет высоты роста человека, заяц тут начнет ходить глодать кору. Когда поднимется светолюбивый осиновый лес, под его пологом, прижимаясь робко к осинкам, пойдут теневыносливые елки, мало-помалу они обгонят осины, задушат своей тенью светолюбивое дерево с вечно трепещущими листьями.

Когда погибнет весь осиновый лес и на его месте завоет сибирский ветер в еловой тайге, одна осина где-нибудь в стороне на поляне уцелеет, в ней будет много дупел, узлов, дятлы начнут долбить ее, скворцы поселятся в дуплах дятлов, дикие голуби, синичка, белка побывает, куница. И, когда упадет это большое дерево, местные зайцы придут зимой глодать кору, за этими зайцами - лисицы: тут будет звериный клуб. И так, подобно этой осине, надо изобразить весь связанный чем-то лесной мир.

Я даже устал смотреть на этот посев: ведь я - человек и живу постоянно в смене горя и радости. Вот я утомлен, не надо мне этих осин, этой весны, вот мне кажется, даже самое "я" мое растворяется в боли, даже сама боль исчезнет, - нет ничего. Так на старом пне, опустив голову на руки, глаза в землю, сижу я, не обращая никакого внимания, что осиновые гусеницы осыпают меня. Ничего ни плохого, ни хорошего... Существую как продолжение старого пня, осыпаемого семенами осины.

Но вот я отдохнул, с удивлением из необычно приятного моря спокойствия прихожу в себя, оглядываюсь и опять все замечаю и всему радуюсь.

Красные шишки

Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.

В свежее солнечное утро иду я в лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины, с гладкой верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.

Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?

И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.

Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.

Пень-муравейник

Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками, и сохранившие прочную свою форму. Если, однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что сам на пне немного осел. И когда почувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползет множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранившим обличие пня.

Закат года

Для всех теперь только начало лета, а у нас закат года: деньки ведь уже убывают, и, если рожь зацвела, значит, по пальцам можно подсчитать, когда ее будут жать.

В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берез, белее мраморных колонн. Тут, под березами, еще цветет своими необыкновенными цветами крушина, боюсь, что плохо завязалась рябина, а малина сильная и смородина сильная, с большими зелеными ягодами.

С каждым днем теперь все реже и реже слышится в лесу «ку-ку», и все больше и больше нарастает сытое летнее молчание с перекличкой детей и родителей. Как редчайший случай - барабанная трель дятла. Услышишь вблизи, даже вздрогнешь и думаешь: «нет ли кого?» Нет больше общего зеленого шума, вот и певчий дрозд - поет как хорошо, но поет он один-одинешенек. Может быть, эта песенка теперь и лучше звучит - впереди самое лучшее время, ведь это самое начало лета, через два дня Семик. Но все равно, того чего-то больше уж нет, то прошло, начался закат года.

Темный лес

Темный лес хорош в яркий солнечный день, - тут и прохлада и чудеса световые райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч, листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснет вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьет воду. После на песке можно любоваться отпечатками ее лапок и рядом - всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла.

Оттого лес называется темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песчаную площадку, где катаются молодые барсуки. Нор тут нарыто множество, и, по-видимому, все из-за лисы, которая поселяется в барсучьих норах и вонью своей, неопрятностью выживает барсука. Но место замечательное, переменить не хочется: песчаный холм, со всех сторон овраги, и все такой чащей заросло, что солнце смотрит и ничего увидеть не может в свое небольшое окошко.

Зарастающая поляна

Лесная поляна. Вышел я, стал под березкой. Что делается! Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку. Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мохом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну.

Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зарастет одними елками, а березы-покровительницы зачахнут в тени.

Рожь наливает

Рожь наливает. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Тогда каждая полоска ржи, как перина: это вышло оттого, что воде между полосками было хорошо стекать. Так на перинке со скатами рожь выходит лучше. В лучах заходящего солнца теперь каждая полоска-перина так пышна, так привлекательна, что самому на каждую хочется лечь и поспать.

Ель и березка

Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее обычная чернота просвечивает самой густой, самой сильной зеленью. А березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике.

Дятел

Видел дятла: летел короткий (хвостик у него ведь маленький), насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежав вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места, он увидел, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчала отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку ему некуда было девать. И нельзя было ему, нечем было сбросить старую: клюв был занят.

Тогда дятел, совсем как сделал бы в его положении человек, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, а освобожденным клювеом быстро выбросил старую шишку, потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

Лесные жилища

Мы нашли осинку со старым дятловым гнездом, которое сейчас облюбовала пара скворцов. Еще видели одно старое квадратное дупло, очевидно желны , и узенькую длинную щелку на осине, из которой выскочила гаечка.

Нашли на елях два гайна (Гайно - Беличье гнездо) , темные клубки прутьев, в которых снизу ничего не разглядишь. Оба гайна помещались на елках средней высоты, так что во всем большом лесе белки занимали средний этаж. Нам удалось также застать белку внизу и загнать ее невысоко на дерево. Белка была еще во всем зимнем меху.

Сарычи вились над вершинами деревьев, очевидно, тоже у гнезда. Караульный ворон чуть ли не за полкилометра от своего гнезда с криком совершал свой облет.

С необычайной быстротой промчалась тетерка и удачно сбила полет преследующего ее ястреба. Промахнувшись, он разочарованно уселся на сук дерева. У него была белая голова: по-видимому, это был кречет или сокол.

Дупла дятлов приходится искать точно так же, как и грибы: все время напряженно смотришь перед собой по сторонам, куда только хватает зрения, и все вниз и вниз, хотя дупла дятлов, конечно, вверху. Это оттого, что именно вот в это время дятлы начинают долбить себе гнезда и роняют светлую посорку на еще темную, не покрытую зеленью землю. По этим посоркам и узнаешь, какое дерево избрал себе дятел. По-видимому, ему не так-то легко выбрать себе подходящее дерево: постоянно видишь вблизи дупла, отработанного дятлом, начала их на этом дереве или на соседних. Замечательно, что огромное большинство найденных нами дупел располагалось непременно под осиновым грибком. Делается это, чтобы предохранить гнезда от дождя, или гриб показывает дятлу выгодное ему, мягкое для долбления место, - мы пока решить не могли.

Интересно было дупло у верхушки небольшой распадающейся от гниения березы. Высота ее - метра четыре, одно дупло было у самого верха, другое делалось немного пониже под грибком. Рядом с этим стволом дерева валялась его верхняя часть, трухлявая, насыщенная, как губка, водой. И самый ствол с дуплом плохо держался, - стоило чуть качнуть его, и он бы свалился. Но, может быть, долбежка была не для гнезда.

У старого пня

Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

Старые умершие деревья, их огромные старые пни окружаются в лесу полным покоем, сквозь ветви падают на их темноту горячие лучи, от теплого пня вокруг все согревается, все растет, движется, пень прорастает всякой зеленью, покрывается всякими цветами. На одном только светлом солнечном пятнышке на горячем месте расположились десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы... Вокруг высокие папортники собрались, как гости, редко ворвется к ним самое нежное дыхание где-то шумящего ветра, и вот в гостинной у старого пня один папортник наклонился к другому, шепнет что-то, и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.

М. Пришвин "Времена года"

Рассказ Михаила Пришвина о лесном докторе - рассказ о дятле, который спас осину.

ЛЕСНОЙ ДОКТОР

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

Наталья Кнепман
Пересказ рассказа Пришвина «Дятел»

Тема : Пересказ рассказа Пришвина «Дятел » .

ЗАДАЧИ :

1. Закрепление представлений о зимующих птицах.

2. Коллективное составление плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание.

3. Обогащение лексики причастиями.

4. Закрепление употребления простых предлогов.

5. Пересказ рассказа по плану по цепочке .

6. Развитие мышления, воображения, памяти.

7. Координация речи с движением.

Интеграция умений и навыков ребенка через образовательные области «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Физическая культура» .

Предварительная работа :

Чтение рассказов о зимующих птицах :

Г. Скребицкий. Налесной полянке.

Г. Скребицкий и В. Чаплина. Появились синички.

И. Соколов-Микитов. Глухари. Тетерева.

Рассматривание зимующих птиц на картинках.

Материал :

Раздаточные предметные картинки : снегирь, синица, сова, тетерев, воробей, сорока, ворона, голубь, клёст, дятел пёстрый .

Адаптированный текст рассказа М . Пришвина «Дятел » , отрывок из статьи о дятлах из «Жизни животных» А. Э. Брэма.

План :

I. Повторение зимующих птиц.

а) припоминание,

б) игры с картинками :

«Запомни, положи» ,

«Кто где и как зимует?» .

II. Краткое вступительное слово логопеда о дятлах (по А. Э. Брему) .

Дятлы бывают разные : зелёный, чёрный, пёстрый.

Чаще всего встречаются пёстрые дятлы. Живут они в дремучих лесах, держатся на деревьях и очень редко спускаются на землю.

Пища дятла - различные насекомые, их личинки, гусеницы, которых дятлы добывают из-под коры деревьев своим крепким и острым клювом. Дятлы также едят орехи, ягоды, любят семена еловых и сосновых шишек.

За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.

Дятел - охранитель , защитник леса. Это очень трудолюбивая, умная и полезная птица.

В народе дятла называют лесным доктором.

(Рассматривание дятла на картинке .)

III. Чтение логопедом адаптированного текста рассказа М . Пришвина «Дятел » .

Видел дятла : летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку некуда девать.

И горе какое! Нечем сбросить старую шишку : клюв-то занят. Тогда дятел , совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и освобождённым клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой!

Показ иллюстрации (шишка в развалине) .

IV. Словообразование причастий no образцу на материале рассказа М . Пришвина «Дятел » .

летит дятел - летящий дятел ,

сидит на берёзе дятел - сидящий на берёзе дятел ,

побежал вверх по стволу (дятел ) - побежавший вверх по стволу (дятел ,

дятел отработал шишку - дятел , отработавший шишку,

шишка отработана дятлом - шишка, отработанная дятлом,

дятел выбросил старую шишку - старая шишка, выброшенная дятлом,

дятел освободил клюв - освобождённый дятлом клюв.

V. Подбор признаков и действий к дятлу на материале рассказа М . Пришвина «Дятел » .

Признаки Действия

умный летел

находчивый сел

сообразительный побежал вверх по стволу

догадливый зажал шишку

трудолюбивый освободил клюв

пёстрый выбросил старую шишку

бодрый заработал клювом

деловитый шелушил шишку

Динамическая пауза :

VI. Коллективное составление плана рассказа .

а) повторное чтение текста,

б) деление текста на смысловые отрывки,

в) коллективное составление плана путем выделения ключевой фразы из каждого отрывка (части)

Летел дятел .

Сел на берёзу.

Какое горе!

Находчивый и умный дятел .

Установка на запоминание плана.

VII. Беседа по содержанию рассказа .

1. Вначале вопросы задает логопед.

Как называется прочитанный рассказ ?

Кто написал этот рассказ ?

Что пришлось сделать дятлу , чтобы сбросить отработанную шишку?

О чём говорит этот поступок дятла?

Почему дятла называют в народе лесным доктором?

2. Затем роли меняются : дети, стимулируемые логопедом, ставят вопросы, а отвечает на поставленные детьми вопросы логопед.

Предполагаемые вопросы детей :

Что дятел нёс в клюве ?

Куда он нёс шишку?

Куда летел дятел ?

Что у дятла на берёзе?

Что делал дятел в мастерской ?

Какое горе у дятла?

Почему он не мог сбросить старую шишку? Какую пользу приносит дятел ?

VIII. Игра «Потерялись маленькие слова» - третье чтение рассказа логопедом с пропуском предлогов. Дети вставляют пропущенные предлоги.

IX. Пересказ рассказа по цепочке по составленному плану с предварительным припоминанием плана.

X. Итог. Что мы узнали новое о дятле?

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию слухового восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Для пересказа на занятии используются небольшие тексты с четким делением на фрагменты и ясной логической последовательностью событий. Тексты могут быть познавательного содержания, обязательно доступными детям в плане лексико-грамматического материала. Для организованности внимания детей, подготовки их к восприятию текста эффективными будут следующие методы и приемы: информационно-коммуникативные технологии; составление описательного рассказа о дятле с использованием контурного нераскрашенного изображения дятла и отдельных его частей в цвете; договаривание предложений (такой прием формирует у детей умение планировать рассказ); прием моделирования. При разборе содержания произведения лучше всего использовать вопросно-ответную форму. При пересказе рассказа детьми - опорные картинки.

Таким образом, применение эффективных методов и приемов по развитию связной речи у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, на занятиях по развитию связной речи способствует повышению их речевого уровня и интереса к речевой деятельности.

Цель: развитие связной монологической речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формировать у детей навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал по цепочке;
  • обобщить и уточнить знания детей о дятле;
  • закреплять умение коллективно составлять рассказ-описание по контурному изображению, с использованием приема договаривания предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать:

  • умение дешифровки графической модели;
  • общую и мелкую моторики;
  • общие речевые навыки (сила голоса);
  • восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать:

  • умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;
  • любовь к родной природе, лесным обитателям;
  • любознательность.

Оборудование: малый мяч с шипами, контурное нераскрашенное изображение дятла и отдельных его частей в цвете, иллюстрации разновидностей дятла, опорные предметные картинки для пересказа текста по цепочке, ковралин, адаптированный к пересказу текст, загадка про лису, схема моделирования правил поведения на занятиях, слайд-шоу "О дятлах", лиса.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома "Зимующие птицы";
  • Чтение рассказа М. Пришвина "Дятел";
  • Чтение детям энциклопедических сведений о дятле;
  • Рисование "Птицы на кормушке";
  • Аппликация "Дятел";
  • Дидактическая игра "Узнай по описанию";
  • Дидактическая игра "Сложи из частей";
  • Просмотр презентации "Звуки в лесу";
  • Дидактическая игра "Угадай по голосу".

Ход занятия

1. Организационный момент, игра "Здравствуй!"

Дети стоят в кругу на ковре. Дети по кругу передают малый мяч с шипами и произносят слова: "Здравствуй, Ира!" и т. д. В конце хором произносят слова с движением:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю!
Я вас всех приветствую!
Руки перед собой образуют круг
Руки поднять вверх
Поднятыми руками помахать
Присесть и показать какой маленький
Руки развести в стороны.

Дети проходят и садятся на стулья.

Ребята, к нам сегодня на занятия пришла необычная гостья:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её : - Лиса!

Лиса рассказала такую историю. Бежала она по лесу и вдруг слышит стук. Стук слышит, а никого не видит. И ей стало интересно узнать: кто это?, где живет?, чем питается?, какую пользу приносит?.

О дятлах.

Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. Чаще всего встречается пестрый дятел.

Живут дятлы в дремучих лесах, держаться на деревьях и очень редко спускаются на землю.

Питаются гусеницами, личинками бабочек, ягодами, орехами, жуками.

Добывают корм острым крепким клювом. Любят семена еловых и сосновых шишек.

Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.

Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором".

Дятел - врач лесного царства.
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.

3. Физкультурная минутка с элементами логоритмики "Маленькие птички"

Дети встают в круг на ковре.

А сейчас я предлагаю отдохнуть:

Маленькие птички,
Птички-невелички
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Там уютно и тепло.

Складывают ладошки;
Бегут по кругу, машут крыльями;
Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;
Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо

Повторяется 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.

4. Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений

Выставляется контурное изображение дятла.

Ребята, давайте подробнее рассмотрим дятла и расскажем о дятле. А поможет нам в этом план-схема.

Рассматривается план-схема.

Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

Давайте повторим: дятел небольшой.

Тело у него какой формы? - Продолговатое.

Давайте повторим: тело продолговатое.

Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.

Давайте повторим: хвост короткий.

Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.

Крылья, какие по длине? - Короткие.

Давайте повторим: крылья короткие.

Голова, какая по форме? - Круглая.

Давайте повторим: голова круглая.

Клюв, какой? - Острый, крепкий.

Давайте повторим: клюв острый, крепкий.

Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

Давайте повторим: оперенье пестрое.

Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? - Серо-черные.

Давайте повторим: голова, спина, хвост и крылья серо-черные.

Грудка сверху, какая по цвету? - Белая.

Грудка пониже, какая по цвету? - Желтая.

А совсем в низу грудка, какая по цвету? - Красная.

Давайте повторим: грудка сверху белая, пониже желтая, а совсем в низу красная.

На голове что есть? - Красная шапочка, щечки.

А на крыльях зеркальца.

Давайте повторим: на голове красная шапочка, щечки; на крыльях зеркальца.

А теперь давайте повторим весь рассказ:

Дятел : небольшой. Тело : продолговатое. Хвост : короткий. Лапы : сильные, цепкие. Крылья : короткие. Голова : круглая. Клюв : острый, крепкий. Оперенье : пестрое. Голова, спина, хвост и крылья : серо-черные. Грудка сверху : белая, пониже : желтая, а совсем в низу : красная . На голове есть : красная шапочка, щечки. На крыльях есть : зеркальца.

5. Пальчиковая гимнастика "Птицы на кормушке"

Дети выполняют стоя у столов. Один ребенок показывает.

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках -
Всем хватило зернышек!

Повторяется гимнастика 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.

6. Чтение адаптированного для пересказа текста рассказа М. Пришвина "Дятел"

У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который так и называется "Дятел". Предлагаю вам послушать его.

М. Пришвин

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой.

Как называется рассказ?

Кто написал этот рассказ?

Что нес дятел?

Как нес дятел шишку?

Куда он нес шишку?

Куда сел дятел?

Что у дятла на березе?

Какое горе у дятла?

Почему дятел не смог сбросить шишку?

Что придумал дятел?

Почему дятла называют лесным доктором?

Какую пользу приносит дятел?

8. Повторное чтение рассказа и пересказ текста с опорой на иллюстративный материал, по цепочке.

9. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Понравилось вам занятие?

А что больше всего понравилось?

Нашей гостье тоже понравилось, как вы ей рассказали о дятле, и она вас хочет отблагодарить. У нее в кармашке кое-что для вас припасено.

«Писатель Пришвин» - Книжная выставка в библиотеке «Лесная капель». Помощь муниципальных организаций и учреждений. Установление памятника писателю М.Пришвину. Помощь участвующих в проекте организаций. Государственная поддержка. Февраль 2006 - июнь 2006г. Услуги волонтеров. Проведение Российской научно-практической конференции по творчеству писателя М.Пришвин В Карелии.

«Пришвин по литературе» - Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. К.Паустовский. Миша Пришвин 8 лет. Рассказ о жизни Насти и Митраши - сказка или быль? Михаил Михайлович Пришвин. Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936. Цель урока: Финал. Дом, в котором родился М. Пришвин. Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954.

«Пришвин» - В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. Пришвин в детстве. В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Михаил михайлович пришвин.

«М.М.Пришвин Кладовая солнца» - Мастерство Митраши. Повышается мотивация обучения. Разработка и использование собственных авторских программ. Настя. Собирай в корзинки Клюкву – ягоду с перинки. Использование ресурсов Интернет http://rus.goruo.kostanay.kz/. Покажи мне – и я запомню. Бочонок. «Кладовая солнца». Работа с программой Microsoft Publisher.

«Пришвин Моя родина» - М.М. Пришвин «Моя Родина». 1873-1954. М. Пришвин на охоте. Общечеловеческие ценности. Пробуждение природы. М. Пришвин в Переславль-Залесском. М. Пришвин за работой. Высшая ценностьчеловеческая жизнь. К числу общечеловеческих ценностей относится и природа. Михаил Михайлович Пришвин.

«Урок Пришвин Кладовая солнца» - Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Почему Настя забыла о брате? Беседа по вопросам: Устное рисование Как изображает детей автор? Приключения Насти в лесу. Как автор относится к Митраше? Кто рассказывает историю? Тема урока: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Как животные реагируют на появление детей в лесу?



Документы