Авиация россии

6-го февраля в 1950-м во время очередного испытания советский реактивный истребитель МиГ-17 в горизонтальном полете превысил скорость звука, разогнавшись почти до 1070-и км/ч. Это превратило его в первый сверхзвуковой самолет серийного производства. Разработчики Микоян и Гуревич явно гордились своим детищем.

Для боевых полетов МиГ-17 считался околозвучным, так как его крейсерская скорость не превышала 861 км/ч. Но это не помешало истребителю стать одним из самых распространенных в мире. В разное время он состоял на вооружении Германии, Китая, Кореи, Польши, Пакистана и десятков других стран. Этот монстр принял участие даже в боевых действиях во Вьетнамской войне.

МиГ-17 - далеко не единственный представитель жанра сверхзвуковых самолетов. Мы расскажем еще о десятке воздушных лайнеров, которые тоже опередили звуковую волну и стали известными во всем мире.

Bell X-1

ВВС США специально оснастили Bell X-1 ракетным двигателем, так как хотели с его помощью изучить проблемы сверхзвукового полёта. 14-го октября в 1947 аппарат разогнался до 1541 км/ч (число Маха 1.26), преодолел заданный барьер и превратился в звезду поднебесья. Сегодня модель-рекордсменка покоится в Смитсоновском музее в Штатах.

Источник: NASA

North American X-15

North American X-15 тоже оснащен ракетными двигателями. Но, в отличие от своего американского коллеги Bell X-1, этот самолет достиг скорости 6167 км/ч (число Маха 5,58), превратившись в первого и на 40 лет единственного в истории человечества (с 1959-го) пилотируемым гиперзвуковым летательным аппаратом, совершавшим суборбитальные пилотируемые космические полёты. С его помощью изучали даже реакцию атмосферы на вход в нее крылатых тел. Всего произведено три единицы ракетопланов типа Х-15.


Источник: NASA

Lockheed SR-71 Blackbird

Грех не применять сверхзвуковые самолеты в военных целях. Поэтому ВВС США спроектировали Lockheed SR-71 Blackbird - стратегический разведчик с максимальной скоростью 3700 км/ч (число Маха 3,5). Главные достоинства - быстрый разгон и высокая маневренность, позволившая ему уклоняться от ракет. Также SR-71 был первым самолётом, который оснастили технологиями снижения радиолокационной заметности.

Построено всего 32 единицы, 12 из которых разбились. В 1998-м снят с вооружения.


Источник: af.mil

МиГ-25

Не можем не вспомнить отечественный МиГ-25 - сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения с максимальной скоростью 3000 км/ч (число Маха 2,83). Самолет был настолько крутым, что на него позарились даже японцы. Поэтому 6-го сентября в 1976-м советскому летчику Виктору Беленко пришлось угнать МиГ-25. После этого в течение многих лет во многих частях Союза самолеты начали заправлять не до конца. Цель - чтобы они не долетали до ближайшего иностранного аэропорта.


Источник: Алексей Бельтюков

МиГ-31

Советские ученые не прекращали трудиться на воздушное благо отечества. Поэтому в 1968-м началась проектировка МиГ-31. А 16-го сентября в 1975-м он впервые побывал в небе. Этот двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия разогнался до скорости 2500 км/ч (число Маха 2,35) и стал первым советским боевым самолётом четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при активных и пассивных радиолокационных помехах, а также ложных тепловых целях. Четыре МиГ-31 могут контролировать воздушное пространство протяжённостью до 900 километров. Это не самолет, а гордость Союза, которая до сих пор состоит на вооружении России и Казахстана.


Источник: Виталий Кузьмин

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

Самый дорогой сверхзвуковой самолет построили американцы. Они смоделировали многоцелевой истребитель пятого поколения, который стал самым дорогим среди коллег по цеху. Lockheed/Boeing F-22 Raptor на сегодняшний день является единственным состоящим на вооружении истребителем пятого поколения и первым серийным истребителем со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1890 км/ч (1,78 Маха). Максимальная скорость 2570 км/ч (2,42 Маха). Его в воздухе до сих пор никто так и не превзошел.


Источник: af.mil

Су-100/Т-4

Су-100/Т-4 («сотка») разрабатывался в качестве истребителя авианосцев. Но инженерам ОКБ Сухого удалось не просто достигнуть поставленной цели, а смоделировать крутой ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец, который потом хотели применить даже в качестве пассажирского самолета и разгонщика для авиационно-космической системы Спираль. Максимальная скорость Т-4 - 3200 км/ч (3 Маха).


По инициативе Генерального конструктора М.П.Симонова начались исследования концепции сверхзвуковых пассажирских самолетов - «маленького» (административного) С-21 и «большого» (пассажирского) С-51 . Работы велись под непосредственным руководством заместителя генерального конструктора М.А.Погосяна.
«Идеология» ОКБ состояла в том, чтобы создать сверхзвуковой самолет, способный связать две любые столицы или два крупных мировых промышленных центра в ходе беспосадочного сверхзвукового перелета или перелета с одной промежуточной посадкой. Это требовало достижения практической дальности порядка 7400...9000 км при крейсерских скоростях, соответствующих М=1,8...2,2. При этом С-21 должен был перевозить 5-8, а С-51 - 30-50 человек. В течение 1990-х гг. был разработан ряд аэродинамических компоновок сверхзвукого самолета с двумя, тремя и четырьмя двигателями.
В середине 1989 года к проекту, получившему обозначение SSBJ (Supersonic business jet), присоединилась американская фирма Гольфстрим (Gulfstream), специализирующейся на создании машин бизнес-класса. В результате конструкция самолёта претерпела некоторые изменения и появилось её несколько видов. Были выполнены проработки самолета бизнес-класса S-21G, оснащенного перспективными английскими двигателями, проект которых совместно исследовался АО «А.Люлька-Сатурн» и английской фирмой Роллс-Ройс. Первый полёт новой машины планировался на 1994 год, а до 2000 года разработчики планировали продать до 150 самолётов данного типа. Однако в 1992 г. американцы отказались от сотрудничества, опасаясь высоких расходов и технических проблем.
В конце 1993 г., после получения 25 млн. долл. от российских инвесторов, работы были возобновлены. С-21 достиг стадии завершения проектирования, несмотря на то, что часть средств с этого проекта было переброшена на завершение прототипа истребителя 5 поколения С-37 .
В более поздних российских проектах в качестве силовых установок рассматривались отечественные двигатели Д-21 (АО «Авиадвигатель») и ВК-21 (АМНТК «Союз», в 1999 г. проходили стендовые испытания). Ведется большая работа по улучшению их характеристик, снижению уровня вредной эмиссии отработанных газов, а также уменьшению уровня шума.
В ходе реализации программы выполнен значительный объем испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ и СибНИА, позволивший оптимизировать аэродинамическую компоновку самолета и минимизировать интенсивность звуковой ударной волны, сделав ее (при полете на крейсерской высоте) малозаметной для людей, находящихся на земле. Это обусловлено запретом, существующим в законодательстве ряда стран на полеты над их территорией со сверхзвуковой скоростью. Самолет должен быть достаточно экономичным как на сверхзвуковых, так и на дозвуковых режимах.
В ходе реализации программы выполнен значительный объем испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ и СибНИА, позволивший оптимизировать аэродинамическую компоновку самолета и минимизировать интенсивность звуковой ударной волны, сделав ее (при полете на крейсерской высоте) малозаметной для людей, находящихся на земле. Это обусловлено запретом, существующим в законодательстве ряда стран на полеты над их территорией со сверхзвуковой скоростью. Самолет должен быть достаточно экономичным как на сверхзвуковых, так и на дозвуковых режимах. Высокие взлетно-посадочные характеристики сочетаются с автономным наземным обслуживанием, которое существенно снижает потребности в оборудовании аэропортов.

Проект С-21 был представлен на авиасалоне «Ле Бурже-99». Михаил Симонов заявил, что до конца 1999 г. документация на прототип С-21 будет закончена и передана в опытное производство. Первый полет планировался на 2002 г. Расчетная стоимость одной машины - 50 млн.долл.
Первый заместитель генерального конструктора "ОКБ Сухого" Алексей Кнышев в апреле 2000 г. сообщил, что ОКБ для завершения создания С-21 требуется около $1 млрд. Без привлечения внешних инвестиций довести этот проект до реализации будет очень сложно. Велись переговоры с заинтересованными сторонами по организации международного консорциума с целью создания сверхзвукового административного самолета, отвечающего требованиям к сверхзвуковым пассажирским самолетам (СПС) второго поколения. Во время визита М.П.Симонова во Францию в марте 1999 г. в числе других вопросов рассматривалась возможность привлечения французской фирмы Dassault для создания С-21. Однако, по мнению экспертов, маловероятно, что «Дассо» пойдет на полномасштабное сотрудничество в этой сфере.
В ноябре 2000 г. ОКБ "Сухого" предложило Китаю осуществить совместное проектирование сверхзвукового административного пассажирского самолета второго поколения класса C-21.
Потpебность pынка оценивается в 100-150 таких машин.

Источники информации:

  1. Сверхзвуковой административный самолет С-21. / Вестник Авиации и Космонавтики № 4 2000 /
  2. «Авиапанорама», № 1 1998, № 4 1999
  3. Сверхзвуковые и очень пассажирские... / В.Чуркин, «Авиапанорама» № 6.1999/
  4. «НВО», № 20 (143) 28 мая - 3 июня 1999 г
  5. Самолеты России и стран СНГ
  6. С-21 / НИИ Экономики Авиационной Промышленности /
  7. Sukhoi S-21 Supersonic Business Jet / Venik"s Aviation Page /
  8. Потерянное поколение птиц стальных / С.В.Дроздов, «Крылья Родины» 3-4.2016 /

Основные принципы русской пунктуации
Урок русского языка в 11 классеподготовила учитель Мишкина И.В.
Что изучается в разделе языка «Синтаксис»?Назовите основные единицы синтаксиса.Что называется текстом?Что называется пунктуацией?
Лингвистика, языкознание
«Лингва» (лат.) - «язык». Одно из важнейших понятий лингвистики – ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКАЗвуки речиМорфемыСловаСловосочетаниеПредложениеВспомним разделы лингвистики!
синтаксис
Изучает строй связной речи и включает две части: учение о словосочетании и предложении. ТЕКСТ – стр. 235
Пунктуация (от лат. рunktum – «точка»)
Собрание правил о постановке знаков препинания.«Правила русской орфографии и пунктуации»(1956г.) регламентируют постановку знаков препинания.Пунктуация была изобретена в 15 веке братьями Мануци. В современном русском языке 10 знаков препинания.
Пунктуационный разбор предложения
Цель Единого государственного экзамена– максимально объективно выявить именно те знания и умения, которыми должен располагать ученик, полностью освоивший школьную программу.
Словосочетание
ВИДЫ (ТИПЫ)подчинительной связи
согласование
управление
примыкание
КАКОЙ? ЧЕЙ?Прилаг., прич.,пор.числ.,мест.
ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ?Сущ., мест.
НаречиеДеепричастиеГлагол в н.ф.
Этот деньВторой домЛетящий шарСиний мяч
Забота о старикахГулять в лесу
Желание учитьсяСидеть согнувшисьЕхать медленно!!! Его книга
Вспомним эпитеты!
Троп; Определение (КАКОЙ?), подчеркивающее характерное свойство предмета.СРАВНИ: каменный дом – гостеприимный дом,овальное лицо – очаровательное лицо,письменный стол – любимый стол.
Будь осторожен!
Отзыв О книгеАннотация книгиСвойственный (ЧЕМУ?) авторуУверенность в победЕАннотация- краткое изложение книгиАвтореферат – краткое изложение исследования, написанное самим автором.
Внимание: орфография!
Разбить, возделать, расстелить, сделать, сгиб, нисходить, низвергать, избрать, сжать, сгинуть, безграничный, чрезмерный, чересчур.
Осторожно: грамматические ошибки!
ПАМЯТКАЖ.р. – Им.п. мн.ч.М.р. или ср.р. – Род.п. мн.ч. Два сверхзвуковых самолета, три гордые пальмы, четыре высокие башни, пять лучших учеников, много хороших товаров, сотни новых домов.
Домашнее задание
Из упр. 537 выписать эпитеты.Упр. 364 (без разбора).Выучить запись в тетради (упр. 362).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор о русской сатире в 11 классе требует логического завершения на основе того, чтобы было прочитано в 8-11 классах. Материал урока также можно использовать фрагметами, изучая произведения Гоголя...

Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет...

20 октября в ходе пресс-конференции "Развитие отечественной авиационной науки - основа технологической безопасности России" генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало рассказал об основных перспективах развития российской авиационной науки и роли авиационных технологий в деле укрепления обороноспособности страны.

Генеральный директор ЦАГИ отметил, что сейчас приоритетными являются проекты по действующим авиационным программам - это ближне-среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21 и ближнемагистральный лайнер SSJ100, а также проекты, формирующие новый технологический базис для создания малой региональной и сверхзвуковой деловой авиации, ориентированной прежде всего на решение социально-экономических задач.

Вопросы журналистов на пресс-конференции касались беспилотной авиации, формирования концепции сверхзвукового делового пассажирского самолёта, модернизации тяжёлого широкофюзеляжного самолёта Ил-96 и др. Отвечая на них, Кирилл Сыпало рассказал, что в ЦАГИ создан центр компетенций, разрабатывающий совместно с российскими и европейскими коллегами концепцию использования воздушного пространства беспилотниками, что во многом определит требования к безопасности самих беспилотных воздушных судов и к функциям его бортового оборудования. Что касается сверхзвукового делового пассажирского самолёта, то в ближайшие два-три года планируется показать полноценный лётный демонстратор этого объекта.

«Работа идёт, мы надеемся, что где-то в ближайшее время, года через два-три, мы уже получим полноценный лётный демонстратор этого объекта», - заявил К. Сыпало журналистам.

По его словам, в настоящее время в институте ведутся работы по «формированию ответа на поручение президента по поводу возобновления программы создания сверхзвуковых самолётов на базе тех технологий, которые уже были реализованы и на проекте Ту-144, и в проектах наших сверхзвуковых дальних стратегических бомбардировщиков».

«Вместе с «Туполевым» сейчас идёт активнейшая работа, отобраны три компоновки. Я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем их представить, презентовать на соответствующих выставках», - сказал гендиректор ЦАГИ. Он отметил, что институт также активно продвигает тему сверхзвукового делового пассажирского самолёта, модель которого была продемонстрирована на «Гидроавиасалоне-2018» в Геленджике.

2 ноября в пресс-службе ЦАГИ сообщили, что концепция сверхзвукового пассажирского самолета уже разработана. Среди перспективных разработок института называется «лёгкий сверхзвуковой административный самолёт с низким уровнем звукового удара, концепцию которого создали специалисты ЦАГИ».

«Благодаря особой компоновке и соплу с системой шумоглушения аэродинамические характеристики летательного аппарата высоки на всех режимах его полёта», - пояснили в пресс-службе.

Как сообщалось, модель легкого сверхзвукового делового самолёта (ЛСДС), который сможет летать со скоростью 1800 км/ч на расстояние до 7 тысяч километров, была продемонстрирована ЦАГИ на выставке «Гидроавиасалон» в сентябре 2018 года. Ранее научный руководитель ЦАГИ, академик РАН Сергей Чернышёв заявлял, что сверхзвуковой пассажирский лайнер позволит за один день слетать из Москвы во Владивосток и обратно.

«Сверхзвук открывает перед пассажиром двери в будущее. Например, командировку из Москвы во Владивосток и обратно можно будет совершить за один день. Увеличится и максимальное расстояние, которое можно пролететь за сутки, - с сегодняшних 3500 до 7500 км», - заявил С. Чернышёв.

В конце января этого года президент России Владимир Путин высказался за создание гражданской версии сверхзвукового самолёта на базе Ту-160. «Надо сделать гражданскую версию», - сказал В. Путин, понаблюдав за полётом нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160 «Пётр Дейнекин» 25 января в Казани.

Президент напомнил, что в СССР существовал гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144. «Ту-144 почему сошёл с производства - билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолёт», - сказал В. Путин.

Он отметил, что сейчас быстрее долететь до Нью-Йорка, чем из Калининграда до Владивостока.

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) подготовит через два-три года для испытаний демонстраторы пассажирского сверхзвукового самолета. Об этом сообщил генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало.

"Эти работы ЦАГИ ведутся совместно в рамках проекта RUMBLE с европейским сообществом. Но также отдельно с КБ "Туполева" и Московским авиационным институтом выстраивается концепция целой линейки самолетов, начиная от сверхзвукового делового пассажирского самолета, обеспечивающего перевозки внутри страны и за рубежом, до лайнера большей вместимости. Такие разработки идут", - сказал он в интервью, ставшем частью сюжета телестудии Роскосмоса.

"По нашим ощущениям, два-три года нам понадобятся на создание демонстраторов, которые позволят ответить на ключевые вопросы в части энергетики и акустических воздействий и утвердить эти нормы впоследствии", - уточнил Сыпало.

Одна из основных проблем, указал он, - это акустическое воздействие и звуковой удар как в аэропортовой зоне, так и на маршруте пролета сверхзвукового самолета. "В настоящее время в ЦАГИ, кажется, удалось найти компромисс между энергетической эффективностью сверхзвукового самолета, определяемого, прежде всего, сочетанием аэродинамики и расположением двигателей и их конфигурацией, и акустическим эффектом, который оказывает данное воздушное судно", - рассказал Сыпало.

Сыпало отметил, что серийный пассажирский сверхзвуковой самолет может быть уже готов в 2030-2031 годах.

"Еще лет 10 - 15 [с момента создания демонстраторов в 2020-2021 годах пройдет] до создания серийной машины, позволяющей осуществлять перевозки как минимум по России", - сказал он.

Сыпало также рассказал, что работы по сверхзвуковой тематике идут как в рамках международных консорциумов, так и в рамках отечественных разработок по контрактам с Минпромторгом РФ. "Основная задача, которая стоит перед сверхзвуковой авиацией сегодня, - это сделать самолет <...> дешевым и <...> безопасным", - рассказал он.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, руководит разработкой и созданием всех гражданских и военных самолетов РФ) ведет разработку сверхзвукового пассажирского самолета, в котором могут быть использованы наработки Ту-160. Кроме того, ранее заместитель гендиректора "Туполева" по проектированию, НИР и ОКР Валерий Солозобов сообщал ТАСС, что авиастроитель работает над созданием сверхзвукового бизнес-джета на 25 пассажиров.

Отечественный и зарубежный сверхзвук

Сверхзвуковой пассажирский самолет пытались создать в Европе и США с конца 1950-х годов. В СССР работа над созданием такого самолета началась в начале 1960-х. До массового производства и коммерческого использования дошли только два проекта - российский Ту-144 и французско-британский Concorde.

Ту-144 выпускался на Воронежском авиационном заводе (ныне - ПАО "ВАСО", входит в ОАК). Всего в 1972-1984 годах было произведено 17 серийных машин, с 1977 года эксплуатантом машин был "Аэрофлот". Коммерческое использование Ту-144 продолжалось всего семь месяцев. "Аэрофлот" прекратил полеты на этом самолете после катастрофы опытного экземпляра Ту-144Д. Также среди причин называли и нерентабельность перелетов. Билеты на рейсы на Ту-144 стоили в 1,5 раза дороже обычных, но даже такая высокая стоимость не покрывала эксплуатационных затрат.

Самолет Concorde был снят с коммерческой эксплуатации авиакомпанией Air France после катастрофы 25 июля 2000 года при вылете из аэропорта "Шарль де Голль" (погибли 113 человек). Авиакомпания British Airways тогда решила продолжить полеты, но сертификат летной годности Concorde был отозван уже 16 августа. Модернизировать самолет и восстановить полеты пытались вплоть до 2003 года, но попытки успехом не увенчались.



Документы