Особенности стратегического менеджмента в условиях глобализации. Глобализация и стратегическое управление. Военные события и политические новости


С точки зрения стратегического управления глобализация представляет собой иерархическую финансово-экономическую и геополитическую пирамиду, наверху которой находятся ведущие страны и международные организации, реально управляющие миром. Национальные и транснациональные информационные сети разных уровней компетенции интегрированы в общую сеть глобального управления. Объем и интенсивность постоянного обмена информацией обеспечивают интеграцию разнообразных активов и потенциалов развития её участников. Такая система требует внедрения актуальных систем управления, обратных связей, контроля и моделирования сценариев развития событий. Стратегические субъекты принимают и реализуют решения мирового уровня управления. Для принятия решений в экономической сфере источниками информации могут быть данные национальных статистик.


Глобализация изменила мобильность квалифицированного человека. Научные идеи и специалисты востребованы в развитых странах, где значительно лучше условия жизни. Квалификация стала капитализацией человека, превращённого в международный рыночный продукт. Ввоз интеллекта стал выгодной статьёй дохода для лидеров, ударом по странам со средним уровнем развития, откуда выезжают специалисты, а приезжают мигранты с низким образовательным и профессиональным уровнем. Отъезд высококвалифицированных специалистов и переселение низкоквалифицированных трудовых ресурсов ставит под сомнение возможность проведения в России научно-технической и инновационной политики.

Глобальное экономическое развитие определяется подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала и конкуренцией национальных экономических систем. Стратегии капитала оказывают давление на государства. Растет доля зарубежного финансирования научных исследований, создаются исследовательские подразделения ТНК в странах, благоприятных для такой деятельности. Глобализация в области образования и научной деятельности связана с унификацией систем образования и учёных степеней, перетоками информации и специалистов. Мировые ТНК усиливают своё влияние на систему национальных научных исследований и образования. Это создаёт в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов научного, образовательного и делового климата.

В связи с распространением информационно-коммуникационных технологий, созданием горизонтально-сетевых структур, открытых инноваций, развитием международного научно-технического сотрудничества активизируется деятельность транснациональных корпораций и отдельных государств в направлении научно-технической разведки с целью получения, анализа, структурирования и практического использования достоверной релевантной информации по технологиям двойного применения.

Открывая новые возможности, глобализация подрывает основы принятия решений новыми рисками, например, публично инициированными кризисами доверия к государству, организованными массовыми протестными движениями социума и т.д. Вертикально интегрированные национальные сообщества замещаются подвижными горизонтально-сетевыми транснациональными сообществами, а флэш-моб-технологии позволяют быстро собирать и провоцировать маргиналов в целях манипулирования через масс-медиа настроениями и поступками миллионов телезрителей и пользователей Интернета. Это приводит к новым вызовам и проблемам. Многократно возросли неопределённости и риски.

Конфликт парадигм, способов и практик решения задач мирового развития, внедрение ценностей иной внешней среды, приводят к радикальному сдвигу в разных странах. В элитах, а затем в массовом сознании активной части населения этих стран происходит изменение мировоззрения, затем происходит лавинообразное разрушение общественно-политических систем. Обломки восстанавливают, после чего многие из них переходят под управление внешней средой. Арабские «революции», нарастающая напряжённость в ряде других стран порождены не только внутренней борьбой с коррумпированными режимами, но и внешним воздействием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями.

В теории систем показано, что невозможно одновременно обеспечить целостность (устойчивость экономики, безопасность и другие общесистемные свойства) страны и беспредельную свободу её граждан. Любая организация, целое подавляет (!) свойства её частей. В тех регионах мира, где неограниченно возрастает свобода, увеличивается число конфликтов, приводящих к локальным войнам. Чрезмерное государственное регулирование неизбежно приводит к снижению эффективности экономики и отставанию. Государство и общество стоят перед выбором степени регулирования целостности. Эти выводы актуальны, как в связи с необходимостью модернизации, так и сохранения целостности России.

Разоблачения Э. Сноудена в июне 2013 года относительно секретных программ массовой слежки за переговорами различных людей через интернет и мобильную связь (американская программа PRISM, британская программы слежения Tempora) вызвали грандиозный скандал в мире. Подобная слежка может быть увязана с тестированием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями под различным флагом (борьба с коррупцией, экстремизмом и т.д.) и перспективой их эскалации во всем мире.

Современный мир становится все более сложным, нелинейным и агрессивным, в будущем эти факторы ещё более усилятся. Понятие «рефлексивное управление» стало применимо к финансово-экономической и социальной системам управления обществом и государством. Классический подход уже не отражает современной финансовой реальности.

Приспосабливаясь к быстроменяющейся в условиях глобализации практике, финансовые институты непрерывно реформируются, финансовое законодательство изменяется, не успевая институализироваться в сознании даже профессионалов. Практически ежегодно реформируются традиционные финансовые институты: «налоги», «бюджет» и т.п. По мнению Дж. Сороса финансы стали относиться к одной из самых рефлективных форм деятельности. Это означает, что финансовые игроки, работающие на мировых финансовых рынках, должны скрывать свои намерения, чтобы не оказаться в проигрыше из-за контригры конкурентов.

К понятию «финансы» теперь относят управление денежными потоками, организацию сложных финансовых операций, замещение денег финансовыми инструментами и конструирование новых финансовых инструментов, создание новых финансовых бизнесов и другие сложные явления современной жизни, принципиально несводимые к отношениям «по поводу формирования и использования денежных фондов». У современных финансов появились новые направления их использования, которые ничего общего не имеют с распределительными и контрольными функциями. Можно назвать инвестиционную, управленческую, организующую, инновационную, инструментальную и другие функции. Например, конструирование мошеннических финансовых схем, которое играет важную роль в современной жизни.

Речь идёт о разработке и осуществлении сложных финансовых операций (схем) разной целевой направленности, против которых нет абсолютной защиты в правовом поле. Их разработчиков и исполнителей сложно привлечь к ответственности по суду за ущерб обществу и государству. Это безнаказанное перераспределение общественного богатства «инженерами финансовых душ» развивается, втягивая в воронку активных людей. Приглашение к следователю нередко приводит к эмиграции такого «инженера» или быстро рождает «политического деятеля». Это придаёт следственному и судебному действию политический колорит. Использование нескольких десятков активных прикормленных сторонников, социальных сетей и сетевых технологий управления позволяет такому «герою» пугать власть призраками разноцветных революций, заставляя её отступать. Целенаправленное манипулирование информацией может привести к быстро нарастающей напряжённости. Подобные явления стали обыденными в современной России.

Психологическое, пропагандистское и организационное влияние на население глобальных социальных сетей стало важнейшим фактором устойчивого развития и управления страной. Государство обязано предвидеть, опережать и противодействовать негативным последствиям информационной открытости. Актуальность информационной защиты общества и государства от целенаправленного воздействия с разных сторон подтверждается быстрым ростом экономической, научно-технической, военной и других видов информации. Руководители государства, принимающие ответственные решения, обязаны своевременно владеть достоверной информацией.

Основой решения государственных и межгосударственных задач является концептуальное моделирование, в рамках которого создаются модели общего уровня, и проводится оценки среды и системы в целом. Ошибки в управлении на концептуальном уровне трудно устранимы последующими действиями и могут быть источником угрозы существованию самой управляемой системы (страны).

Отметим лишь некоторые аспекты глобальной информационной войны, в которую вовлечена Россия. Внутри страны Россия ведёт информационную борьбу с терроризмом и экстремизмом (молодёжным, религиозным и т.д.). Учитывая быстрый рост сетевых информационных ресурсов, находящихся в управлении террористических и экстремистских структур, можно сказать, что ежедневная информационная война происходит во всех сферах и на всех уровнях за сохранение целостности государства. Внутрироссийские антироссийские идеологии и практики, этнорелигиозные и политические угрозы, такие как ваххабизм, национал-сепаратизм и исламский фундаментализм пустили достаточно глубокие корни в ряде регионов России (Северный Кавказ, Поволжье и др.). Особое внимание уделяется их лидерами обучению и воспитанию радикальных имамов с целью формирования из них новой генерации духовных наставников. Вербовка сторонников сопровождается многотысячными тиражами и бесплатным распространением экстремистской литературы, насыщением русскоязычного сегмента Интернета и социальных сетей экстремистскими сайтами, активным использованием сервисов типа YouTube, активной миссионерской деятельностью. Их изучение, анализ и оценка, выработка и реализация стратегии противодействия представляют самостоятельный интерес и являются предметом специальных исследований.

С учётом региональных театров «военных действий» и часовых поясов России можно предположить круглосуточное протекание информационных боестолкновений. Можно выделить некоторые признаки сетецентрической войны, которая ведётся международным терроризмом против России. Во-первых, это наличие информационно-коммутационной сети, объединяющей источники сведений. Во-вторых, это доведение до участников операций достоверной и полной информации. В-третьих, это органы управления, исполнительные механизмы и средства непрерывного воздействия.

Не проще складывается ситуация в межгосударственной сфере. Напомним хотя бы уровень накала и жестокость мировой информационной войны против России в рамках грузино-осетинского конфликта. Отметим информационные атаки и организованные протестные акции, в которых задействованы Интернет, мировые телевизионные сети, другие мощные источники целенаправленного воздействия.

Управление государством требует адекватной стратегии, основанной на системном анализе, прогнозировании, планировании, управлении и контроле с учётом положения внутри страны и влияния на неё извне. Если ранее территориально целостное государство было самостоятельно в собственном развитии, то в условиях высокой мобильности капитала его экономика зависит от транснациональных инвестиционных решений. В этом случае на неё влияет много факторов, в том числе, играют роль инфраструктура, потенциал рабочей силы, налоговое законодательство и другие институциональные условия.

Исключительное значение приобретает мониторинг и прогноз рисков, концептуальное моделирование, квалификация и мотивация власти, правильные управленческие решения высшего руководства страны. Задачи информационной защиты государства требуют постановки и решения, как минимум, трёх взаимосвязанных задач.

Во-первых, с точки зрения отражения и предотвращения угроз необходима информационная защита общества и государства, нужны силы и средства, разумная стратегия и оперативное искусство, современные технологии и специалисты, способные к информационной войне на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.



Издан Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». На ФСБ РФ возложены полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. Указом определены её задачи и перечень необходимых работ по создаваемой системе.

Во-вторых, качество и эффективность информационных технологий определяет уровень научного прогнозирования, целевого планирования и скоординированной федерально-региональной политики социально-экономического развития и соответствующего программно-целевого управления России, её роль и место в мире.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Разработка и координация отраслевых и межотраслевых концепций, стратегий и программ, отслеживание рисков и корректировка перекосов невозможна без современных информационных ресурсов высокого качества. Решение проблем «сопряжений» и «развилок» между территориальным и стратегическим планированием, реализуемость и результативность принимаемых стратегических управленческих решений зависит от конкурентоспособности обеспечивающих их информационных технологий.

Как свидетельствует мировой опыт, модернизация отдельных объектов инфраструктуры, оптимизация логистики или формирование отдельных кластеров не гарантируют экономической конкурентоспособности, востребованности их продуктовой линейки и долгосрочной ёмкости рынков. В современной России утерян советский опыт формирования и оценки региональных и отраслевых балансов, в соответствии с которыми рассчитывались плановые и фактические объёмы денежной массы применительно к каждому региону. Приоритетность обеспечения денежной массы внутриэкономическими возможностями сменилась транснациональной волатильностью к экспортно-импортным операциям. Транснациональные и корпоративные связи и их транзакционные издержки сегодня приобрели доминирующий характер. Это сильно осложняет корректное решение задач территориального планирования как самостоятельных элементов экономического развития. В России в виде информационного «спама» принято множество стратегических «концепций». Не сбалансированные по целям, задачам и ресурсам федеральные, региональные и отраслевые стратегии не стали комплексной моделью развития страны.

Президент США поставил перед своей администрацией и научным сообществом задачу перехода к сетецентрическим моделям. Они обеспечат конкурентные преимущества за счёт более точной и оперативной сборки единичных потенциалов для концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте с целью создания цепочек добавленной стоимости и формирования конкурентных потенциалов долгосрочной доходности. По уровню планирования и управления портфелями проектов, контрактов и активов как целостным объектом, включая управление целями, архитектурой и технологиями отраслевого и регионального уровней Россия находится далеко не в первых рядах.

В-третьих, в условиях глобальной социально-экономической, политической и военной конкуренции уровень развития технологий стратегического управления и информационных сетей определяют возможности России к быстрой интеграции разнообразных активов и потенциалов развития на национальном и транснациональном уровнях для достижения соответствующих целей.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Для идентификации прав и ответственности за активы необходимы адаптивные информационные технологии учёта и управления ими. Уровень наблюдаемости, качество и оперативность измерения социально-экономических процессов в России неконкурентоспособны по отношению к информационным возможностям развитых стран и международных институтов. Проблемой является идентификация наличия и прав собственности на ключевые активы. Недавнее обсуждение реформы РАН показало, что в ней на баланс поставлено менее 50% объектов государственного имущества и земель. И это далеко не самый худший показатель в стране. Громадное (в смысле числа чиновников) государство зачастую не знает, кому, на каких основаниях и с какими обременениями принадлежат права собственности. Не учтённые в реестрах и кадастрах объекты казны государства составляют основу коррупции. Не исключено, что и общероссийские финансовые потоки уже давно находятся под внешним контролем иностранных платёжных систем и клиринговых центров. Как справится с нарастающими кризисными явлениями в мире такое государство? Ведь не подкрепленные делами слова о модернизации и инновационном развитии уже превратились в заезженную лошадь.

В начале XXI века Россия вернулась в качестве важного субъекта в систему мировых отношений, которая сегодня дает серьёзный сбой. Демографические, экологические и экономические проблемы, аварии и катастрофы, военные конфликты не сходят с повестки дня, обостряются проблемы в различных регионах мира. Эти процессы угрожают суверенитету государства. Поэтому для многих стран важно участие России в создании стабильно функционирующей конструкции многополярного мира. Как минимум, выполнение трёх условий необходимо сегодня для дальнейшего развития России.

(1) Налицо потребность в принятой обществом общей стратегии развития, эффективности власти, которая была бы способна формулировать чёткие и ясные приоритеты, осуществлять стратегическое управление и эффективный контроль, отвечать за результат.

(2) Нужна государственная поддержка, а не чиновничье подавление инициатив, идущих от общества, в том числе, исследователей и разработчиков, создающих инновации.

(3) «При самых плохих законах, если у вас хороший чиновничий аппарат, можно управлять государством, если у вас плохие чиновники, не помогут самые лучшие законы», – сказал Отто фон Бисмарк, объединивший Германию в XIX веке.

Борис Алексеевич Виноградов,
доктор технических наук, профессор

1. Инновации в эпоху глобализации 1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента 1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики 1.3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции

2. Теория системного подхода к инновациям 2.1. Почему надо изучать национальные системы и национальные стили инноваций 2.2. Национальная бизнес-система и система инноваций 2.3. Инновации и теория фирмы

3. Знание как стратегический ресурс фирмы 3.1. Характеристики знания как орудия в конкуренции 3.2. Связь знания – стратегия 3.3. Схема стратегии знания 3.4. Проблемы внедрения знания в действия фирм

4. Анализ инновационной практики глобальных фирм 4.1. Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм 4.2. Анализ тенденций затрат на НИОКР крупнейших глобальных фирм 4.3. Анализ практики патентования крупнейших глобальных фирм 4.4. Стратегические аспекты патентной активности

1. Инновации в эпоху глобализации

1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения: · как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса; · как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества компаний не требует особых доказательств. В фундаментальной работе Портера /1/ прямо указывается: "Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций".

В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса, как основного вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирм, предложений услуг по реинжинирингу бизнес-процессов и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителей. В числе основных причин такого положения являются, как правило, ошибочный выбор портфеля НИОКР, отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических, экономических, инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев при выполнении НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки, ее согласованность со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами ее стратегического планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной аспект выполнения НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт новой продукции). Во многом это связано с отсутствием четко обозначенного единого методологического подхода к стратегическому управлению НИОКР.

Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время широкое внедрение мировых информационных систем привело не только к использованию электронной коммерции, но и к появлению тенденции перехода к так называемым сетевым организациям, подразделения которых географически удалены друг от друга. Сетевая организация может консолидировать ресурсы по всему миру, что является одним из решающих факторов успеха в глобальной конкуренции.

Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий фирм, в том числе и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального рынка, на которые будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических позиций.

Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем: – инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции; – наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации и управления человеческими ресурсами; – происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента; – глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих процессов.

Глобализация и мировая экономика – принципиально разные вещи. Основой для глобализации послужила новая мировая инфраструктура информационных технологий, политика либерализации управления. В глобальной экономике институциональные элементы работают как единое целое в реальном масштабе времени. В то же время между глобальной и локальной стратегиями нет пропасти.

Глобализация и управление человеческими ресурсами

Перспективы управления человеческими ресурсами

В качестве основных направлений, по которым будет в ближайшие годы развиваться управление человеческими ресурсами, можно выде­лить следующие:

Переход менеджеров на международные стандарты в своей работе;

Решение проблем, связанных с внедрением этических аспектов в работу по управлению персоналом;

Проведение политики равных возможностей;

Расширение участия сотрудников в принятии решений, ориента­ция на делегирование полномочий;

Учет в управленческой практике демографических изменений, из­менений в структуре рабочей силы, увеличения численности заня­тых неполный день рабочих.

Все отмеченные тенденции свидетельствуют об обогащении функ­ции управления персоналом в обозримом будущем и возрастании ее значимости в управлении в целом, что в свою очередь обусловливает повышение роли науки, изучающей и конструирующей эту важнейшую сферу управленческой деятельности.

Глобализация экономики, а именно ее превращение в единую взаи­мосвязанную систему, является очевидной характеристикой начала XXI века. Уже к 90-м годам прошлого столетия почти 30% глобального валового продукта производилось совместными предприятиями, а се­годня этот показатель приближается к 40%. Глобализация рынков требу­ет глубокого изучения факторов успеха многонациональных предпри­ятий в условиях обострения международной конкуренции. Для эффек­тивного управления этими предприятиями и их организационной культурой и выбором правильной стратегии большое значение имеют трудовые ресурсы.

Сегодня без понимания сущности глобализации трудно быть эффек­тивным менеджером, принимать стратегические решения, искать схе­мы рационального управления персоналом. Глобализация экономиче­ской деятельности оказывает непосредственное влияние на сферу биз­неса, где в настоящее время идет сложный процесс переплетения деловых культур и подготовки специалистов для работы в международ­ных компаниях. Компании должны принимать во внимание подход, ценности, ожидания, восприятие и типичное поведение сотрудников, представляющих разные культуры. Успех (или неудача) компаний, веду­щих операции на мировом рынке, все в большей степени определяется тем, удалось ли им создать эффективную систему управления персона­лом, ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками (руко­водителями и подчиненными) разных национальностей, с разными культурными традициями.

Глобализация предполагает, что постепенно должны стираться гра­ницы между различными культурами, они должны адаптироваться одна к другой. На практике же все оказывается далеко не так просто: сущест­вуют серьезные препятствия на этом пути, связанные с особенностями законодательства, традиций, обычаев и, наконец, климатических усло­вий. Менеджер XXI века должен обладать значительно большим международным опытом по сравнению с тем, который имели менеджеры по­сле Второй мировой войны.


Культурное многообразие потребует от менеджеров более глубоко­го понимания этнических и религиозных особенностей, семейных ценностей и национальных субкультурных явлений. Новые требования к менеджерам связаны с глобальными стратегиями и подходами к управлению разнородной рабочей силой. Эволюция бизнеса от ори­ентированного преимущественно на отечественный рынок к глобаль­но ориентированной детальности потребует нового мышления и управленческих навыков.

Управление в условиях разных культур предполагает изучение пове­дения индивидов в организациях во всем мире. Новому глобальному ме­неджеру следует мыслить в большей степени глобальными категория­ми. Это потребует изменений в образе мыслей менеджера. Менеджерам, работающим в условиях глобальной изменяющейся обстановки, необ­ходимо должным образом знать международные отношения и зарубеж­ные рынки. Но что еще более важно, так это не только приобретение языковых навыков, но и изучение культур и культурных различий.

Важно отметить, что процесс глобализации и либерализации миро­вой экономики имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, но все же реальность состоит в том, что глобализация пред­ставляет объективное и совершенно неизбежное явление современно­сти, которое можно притормозить средствами экономической полити­ки, но нельзя остановить.

В условиях глобализации еще отчетливее и в больших масштабах проявляется одна из основных закономерностей всей рыночной эконо­мики: ни одна компания, будь то малая, средняя, крупная или крупней­шая, ни одна страна независимо от уровня ее развития и размеров, ни один регион или региональная группировка не занимают какое-то не­изменное, навсегда закрепленное за ними место в мировой экономике. Так обстоит дело, например, с одной из весьма глобализированных от­раслей промышленности – фармацевтической. Лидирующие позиции занимают здесь европейские компании, но глобальная конкурентоспо­собность требует постоянного внимания и постоянной борьбы, посто­янного повышения качества и развития инноваций, а следовательно, высокопрофессионального персонала.

С.П. Болотов

В статье рассматриваются факторы совершенствования менеджмента. Уделено внимание концепции планомерного роста конкурентоспособности и концепции «центральной компетенции организации». Приведены основные пути практического повышения способностей организации. Описаны основные виды организационных способностей: абсорбционные способности, многофункциональные способности, трансформационные способности. Исходя из анализа сущности способностей автор делает вывод о возможном измерителе.

Рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке. По мнению автора, требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

В условиях конкуренции Российские предприятия работают уже более 10 лет. Конечно в каждой отрасли свои условия конкуренции, где-то слабее, где-то сильнее, но средний уровень конкуренции все-таки ниже, чем в развитых странах запада. Российские менеджеры работают пока в не очень сложных конкурентных условиях. Сложность их работы заключается в неустойчивости деловой среды, в изменчивости законодательства, в неумелом администрировании, в неполном исполнении обязанностей многими участниками рынка, включая государство, как орган регулирования рыночной деятельности.

Чтобы ускорить поступательное развитие Российской экономики, следует постепенно менять деловую среду Российских предприятий. Она обычно меняется под воздействием двух групп факторов: совершенствованиезаконодательства в сфере экономики, включая нормативные правительственные акты и совершенствование менеджмента в российских предприятиях. В данной работе рассмотрим факторы совершенствования менеджмента.

Еще одним важным фактором, влияющим на Российскую деловую среду можно назвать глобализацию экономических процессов. Влияние зарубежных стран, их законодательства и их компаний на российскую экономику безусловно имеет место и будет в дальнейшем усиливаться.

Поскольку конкуренция усиливается, в том числе со стороны зарубежных компаний, то Российские менеджеры должны строить свою конкурентную борьбу на таком же уровне, как и их соперники. Иначе российские компании не выдержат напора современных методов и средств конкуренции со стороны зарубежных компаний, отстанут от них и создадут им условия для завоевания Российского рынка.

В последнее десятилетие теория менеджмента обогатилась разработкой глубинных процессов развития конкурентных преимуществ компаний. Если раньше только строились отдельные гипотезы о влиянии менеджмента на экономические результаты компаний, то сейчас имеется концепцияпланомерного роста конкурентоспособности.

Основой новой теории являются способности организации или организационные способности. Они необходимы для трансформации бизнеса, т.е. для перестройки всей системы производства с целью приобретения конкурентных преимуществ над другими компаниями. Способности рассматриваются как свойство организации, заключающееся в эффективном использовании своих ресурсов. Правда эффективность рассматривается как получение новых рыночных результатов за счет рационального применения как внутренних, так и внешних ресурсов.

Поскольку рыночное окружение меняется, то чтобы успешно работать организации надо создать другой набор способностей. Способности означают получение данной организацией продукта, с помощью которого можно расширить продажи и потеснить конкурентов. Для создания нового набора способностей необходимо расширение «репертуара» поведения организации. В свою очередь поведение организации складывается из новых действий менеджеров, таких, которые раньше они не могли выполнять. Ниже будет раскрыт механизм формирования новых способностей организации.

Проблема развития организационных способностей возникает тогда, когда использование старых способностей не позволяет организации видеть перспективы в новых рыночных условиях. Использование в этом случае прошлых способностей в новых условиях может навредить компании.

Способности частью заложены в организации при ее создании, но могут также приобретаться извне. Приобретение способностей очень сложный процесс, включающий приобретение знаний, получение опыта,формирование основных компетенций, расширение «репертуара», развитие стратегического видения и стратегическую трансформацию.

Еще в 1990 году американские ученые Прахалад и Хамел обосновали новую для того времени концепцию «центральной компетенции организации». Центральная компетенциярассматривается как опыт умелого соединения ресурсов и способностей организации для достижения реального результата. Центральная компетенция – это управленческий стратегический потенциал в виде опыта реализации какого-либо проекта, приведший организацию к получениюхорошего рыночного результата.

Когда предприятие организует выпуск хорошей продукции и она дает рыночный успех, то этот опыт умелого применения всех ресурсов в динамике является по сути компетенцией генерального менеджмента , которая включает разработку стратегического плана, привлечение необходимых ресурсов, умелое объединение их и организацию всей деятельности с высокой эффективностью. Слабая центральная компетенция не дает возможности развивать способности организации.

Компетенции являются важным условием для развития способностей организации. Способности – это внутреннее свойство организации, определяемое результатами ее деятельности. А результаты деятельности зависят от компетенции, т.е. от знаний, умений и навыков работников организации. Однако существует иерархия управления, согласно которойвысшие определяют необходимую компетенцию низших. Следовательно, компетенцияработников во многом определяется высшими менеджерами и частично объективными условиями.Высшиеменеджеры имеют возможность преодолеть за несколько лет неблагоприятные условия и в идеале компетенция организации на 100% зависят от высшего менеджмента.

Имеются несколько основных путей практического повышения способностей организации (см. работу по ссылке 1):

1.Открытие новых каналов информации;

2.Пересмотр новых рыночных реальностей;

3.Процессы сбора, своевременной обработки и обмена информацией;

4.Использование форм и методов взаимодействия персонала.

Компетенция, лежащая в основе способностей может прирастать только двумя способами: научными исследованиями или приобретением знаний, опыта и навыков. Чаще всего предприятия не занимаются собственными научными исследованиями. Даже те крупные компании – мировые лидеры, которые ведут научные исследования, многие знанияпокупают извне, так как невозможно исследования проводить во всех необходимых направлениях. Есть специализированные научные организации, которых трудно обогнать. Легче приобретать специализированные знания.

Другое дело умения и навыки. На основе приобретенных знаний можно произвести собственные опыты и эксперименты, которые и дают умения и навыки. Но есть специализированные обучающие организации, которые наряду со знаниями дают навыки через умения. Однако обучающие организации могут дать только основные, стандартные навыки и умения. А на предприятии всегда имеются собственные особенности, которые чаще заключаютсяв наборе ресурсов и компетенций.

Это обуславливает необходимость обладания высшей стратегической компетенцией, которая большей частью формируется в результате творческого осмысления действительности и нахождения творческих управленческих решений. Сущностная основа такого рода компетенции – это стратегическое видение того, как может компания умело применить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для последовательного превращения их в значительные рыночные результаты.

В пользу такого вывода говорит тот факт, что имитация (абсорбция) новой технологии предприятием не всегда ведет к новым способностям, т.к. организационные способности формируются через специфические ресурсы и условия, такие как управленческий потенциал, стратегическое видение рынка, конкурентные преимущества и т.д.

Способности у предприятий всегда эволюционируют. Они могут размываться, или развиваться неадекватно рыночным условиям. В результате можно наблюдать отставание предприятия от рыночных условий. Это происходит тогда, когда генеральный менеджмент имеет недостаточную компетенцию и не может эффективно управлять стратегическим развитием организации.

Различают следующие основные виды организационных способностей:

1.Абсорбционные способности, которые всегда присутствуют в той или иной форме. Бывают скрытые способности, когда отдельные работники сами приобретают знания и умения, но их не включают в систему развития компетенции для достижения новой способности.Для развития организационных способностей недостаточно наличие пусть даже высокого уровня (как система) абсорбционных способностей. Нужны еще другие способности.

2.Многофункциональные способности (стратегическое видение и планирование). Способности анализа рынка, оценки позиции конкурентов и проведения управленческого обследования ведут к разработке стратегии, которая охватывает все стороны и аспекты деятельности предприятия. Поэтому такие способности были названы многофункциональными. Сама способность разработки стратегии не дает гарантии получения реального конкурентного преимущества. Планы могут быть не реализованы.

3.Трансформационные способности, которые включают работников с определенными компетенциями в общую деятельность. Если система новой деятельности продумана и имеются работники всех необходимых компетенций, то последовательное включение этих работников с их новым «репертуаром» в систему бизнес-процессов преобразует организацию. И эти преобразования запускают процесс изготовления новой продукции и другие новые процессы, которые в совокупности создадут рост продаж, рост прибылии увеличение доли рынка.

Развитие способностей организации заключается не только в обучении работников, повышении их уровня компетенции. Крайне необходим коллективный опыт совместной деятельности по внедрению нововведения. С этой целью необходимо приобрести опыт в эксперименте по изменению «репертуара» путем реконфигурации и рекомбинации ресурсов и рутин (под рутинами понимаются стандартизованные действия работников) . Такой эксперимент поможет увеличить способности компании к освоению нового знания и к трансформации организации.

Другим условием развития способностей является экспертиза. Наивысший уровень компетенции, как было давно доказано, имеется у экспертов. Экспертами являются специалисты узкого профиля, проработавшие по этой специальности более 10 лет, имеющие научные публикации и практический опыт решения проблем по специальности. Эксперты обладают не только большими знаниями и опытом, но и творческими способностями. Им легче найти нестандартное решение по их профилю. А как мы помним, способности организации – это не только выработка новой продукции, но и получение рыночных результатов. Поскольку рыночные условия меняются, то организация должна быть способна вырабатывать новые решения для достижения успеха всякий раз за многие годы. Следовательно, вырабатывать новые нетрадиционные решения могут только эксперты, как специалисты высшей компетенции.

Если экспертыинтегрированы в компанию, тогда достигается преимущество в способностях. Чтобы интегрировать экспертов, необходимо создать систему распространения, интеграции и трансформации знаний. Эта система делает организацию менее зависимой от экспертов, поскольку они находятся вне организации, но связаны с ней информационными каналами и договорами. Это будет система импортирования экспертных знаний.

При создании механизма развития организационных способностей важно иметь методику оценки уровня способностей. Она должна показывать, насколько развиты способности у организации. Для этого нужно иметь шкалу и показатели для сравнивания. Поскольку проблема оценки способностей новая, то пока никаких методик оценки еще не выработано. Можно только предложить подход к оценке организационных способностей.

Исходя из анализа сущности способностей можно сделать вывод о возможном измерителе. Таким инструментомможет служить вопрос: в какой мере учтены организацией рыночные реальности? Дело в том, что если способности организации слабые, то в своей деятельности она плохо учитывает рыночные реальности. А если она полностью учитывает рыночные реальности, то должны быть получены максимальные рыночные результаты. Следовательно, способности соответствуют мере учета рыночных результатов.

Другим направлением оценки является оценка компетенции. Компетенция в организации, как правило, представлена многообразная. Поэтому оценку надо проводить по направлениям деятельности и по должностям. Например, стратегическая компетенция соответствует высшим менеджерам. Она охватывает понимание стратегических проблем в общем и проблем реальных в организации в частности. Компетенция может быть разделена по уровням на знания, умения и навыки. Компетенция высшего уровня должна включать навык творческого решения стратегических проблем.

В данной работе кратко рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке.

Требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

Практические менеджеры в РФ к сожалению имеют недостаточную профессиональную подготовку. По нашим оценкам, только около 20 % менеджеров имеют дипломы высшего образования по менеджменту. Еще около 20 % имеют сертификаты курсов по менеджменту. Таким образом, при решении вопросов стратегического развития организации в условиях международной конкуренцииотечественные менеджеры заметно уступают иностранным в профессиональной подготовке.

Обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности.

Россия отстает от развитых стран и по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. Многое студентам дается из книг и сугубо теоретического материала, тогда как на работе выпускникам приходится решать практические проблемы. Недостаток практических навыков и нехватка современных зарубежных материалов объясняется трудностями всей системы образования в РФ. Профессора, доценты и преподаватели мало участвуют в управленческих исследованиях, в которых осваивается практика Российских предприятий. Существует также проблема нехватки учебников, специальных журналов и книг по менеджменту. Сейчас в России издательский бум. Переводят на русский язык самые современные книги по менеджменту, но они не попадают в библиотеки и к студентам, по причине нехватки финансовых ресурсов.

Проблемы развития менеджмента в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

Bhatt G. D. A resource-based perspective of developing organizational capabilities for business transformation// Knowledge and process management. 2000., V. 7., N. 2, pp. 119-129

Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation// Harvard Business review. 1990, V. 68, No. 3, pp. 79-91


Компания вступает в международную конкуренцию, выходя на один или несколько избранных внешних рынков. О глобальной конкуренции речь идет тогда, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Компании, которые работают в нескольких странах, являются конкурентами межнационального (или мультинационального) масштаба, а которые продают свои услуги в 100 странах мира – глобальными конкурентами. Компания вступает в международную конкуренцию, выходя на один или несколько избранных внешних рынков. О глобальной конкуренции речь идет тогда, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Компании, которые работают в нескольких странах, являются конкурентами межнационального (или мультинационального) масштаба, а которые продают свои услуги в 100 странах мира – глобальными конкурентами.


Мультинациональная или глобальная конкуренция? О мультинациональной конкуренции (или конкуренции на внутренних рынках нескольких стран) речь идет в том случае, если конкуренция на одном национальном рынке не зависит от конкуренции на других национальных рынках; в таком случае «интернационального рынка» нет, а есть лишь совокупность автономных национальных рынков.




Глобальная конкуренция происходит тогда, когда конкурентные условия на рынках разных стран взаимосвязаны достаточно тесно, чтобы рассматриваться в качества одного международного рынка. В этом случае конкуренты ведут жесткую борьбу на рынках многих стран. В глобальной отрасли конкурентоспособность предприятия в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах. Глобальная конкуренция происходит тогда, когда конкурентные условия на рынках разных стран взаимосвязаны достаточно тесно, чтобы рассматриваться в качества одного международного рынка. В этом случае конкуренты ведут жесткую борьбу на рынках многих стран. В глобальной отрасли конкурентоспособность предприятия в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах.


Стратегии вхождения и конкуренции на внешних рынках Создание производственной базы в одной стране и экспорт товаров за рубеж Выдача лицензий зарубежным фирмам на использование технологий предприятия либо на производство и распространение продукции предприятия Франчайзинг Создание производственной базы в одной стране и экспорт товаров за рубеж Выдача лицензий зарубежным фирмам на использование технологий предприятия либо на производство и распространение продукции предприятия Франчайзинг


Мультинациональная стратегия с применением в разных странах специфических стратегических подходов Глобальная стратегия с использованием единой модели конкуренции на рынках всех стран, где действует предприятие Стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных предприятий как первый шаг на пути к зарубежным рынкам. Мультинациональная стратегия с применением в разных странах специфических стратегических подходов Глобальная стратегия с использованием единой модели конкуренции на рынках всех стран, где действует предприятие Стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных предприятий как первый шаг на пути к зарубежным рынкам.




Центры прибыли и перекачивание прибыли Центры прибыли – это национальные рынки, на которых предприятие получает значительную прибыль благодаря сильному положению. Центры прибыли – это ценные конкурентные активы для финансовой поддержки стратегических инициатив на отдельных внутренних рынках и достижения лидерства на глобальном рынке. Центры прибыли – это национальные рынки, на которых предприятие получает значительную прибыль благодаря сильному положению. Центры прибыли – это ценные конкурентные активы для финансовой поддержки стратегических инициатив на отдельных внутренних рынках и достижения лидерства на глобальном рынке.




Стратегические альянсы и совместные предприятия с зарубежными партнерами Соглашения обеспечивают не только доступ к местным рынкам, но и обеспечивают экономию на масштабе. Союзы и альянсы позволяют заполнить пробелы в техническом опыте и знании местных рынков. Объединение увеличивает шансы на завоевание лидирующих позиций в отрасли.


Конкуренция на рынках развивающихся стран В условиях, когда крупные финансово мощные предприятия ищут возможности проникновения на рынки развивающихся стран, поведение местных предприятий определяется возможностью применения их конкурентных ресурсов на глобальном уровне и мощностью отраслевых факторов, побуждающих предприятие к участию в глобальной конкуренции.



Декларация по УСН