Съемка группы людей. Как научиться делать хорошие групповые фотографии, чтобы все были довольны. Определение удачного времени для съёмок

Довольно сложно научиться хорошо фотографировать если не знаешь основ и главных терминов и понятий в фотографии. Поэтому задача данной статьи — дать общее понимание того, что есть фотография, как работает фотоаппарат и познакомиться с основными фотографическими терминами.

Так как на сегодняшний день, пленочная фотография уже стала в основном историей, то речь дальше пойдет про цифровую фотографию. Хотя 90% всей терминологии неизменно, а принципы получения фотографии одни и те же.

Как получается фотография

Термин фотография означает рисование светом. Фактически, фотоаппарат фиксирует свет попадающий через объектив, на матрицу и на основе этого света формируется изображение. Механизм того, как на основе света получается изображение — довольно сложен и на эту тему написано много научных трудов. По большому счету, детальное знание данного процесса не столь необходимо.

Как же происходит формирование изображения?

Проходя через объектив, свет попадает на светочувствительный элемент, который его фиксирует. В цифровых камерах этим элементом является матрица. Матрица изначально закрыта от света шторкой (затвор фотоаппарата), которая при нажатии кнопки спуска убирается на определенное время (выдержка), позволяя свету в течении этого времени воздействовать на матрицу.

Результат, то есть сама фотография, напрямую зависит от количества света, попавшего на матрицу.

Фотография — это фиксация света на матрице фотоаппарата

Типы цифровых фотоаппаратов

По большому счету можно выделить 2 основных типа фотокамер.

Зеркальные (DSLR) и без зеркальные. Основная разница между ними в том, что в зеркальном фотоаппарате, через установленное в корпусе зеркало, вы видите в видоискателе изображение непосредственно через объектив.
То есть «что вижу — то снимаю».

В современных без зеркальных для этого используются 2 приема

  • Видоискатель оптический и расположен в стороне от объектива. При съемке надо делать небольшую поправку на смещение видоискателя относительно объектива. Обычно используется на «мыльницах»
  • Электронный видоискатель. Самый простой пример — передача изображения прямо на дисплей фотокамеры. Обычно используется на мыльницах, но в зеркальных камерах этот режим часто используется вместе с оптическим и называется Live View.

Как работает фотоаппарат

Рассмотрим работу зеркальной камеры, как наиболее популярного варианта, для тех кто действительно хочет чего то добиться в фотографии.

Зеркальная камера состоит из корпуса (обычно — «тушка»,»боди» — от английского body) и объектива («стекло», «линза»).

Внутри корпуса цифровой камеры стоит матрица, которая фиксирует изображение.

Обратите внимание на схему выше. Когда вы смотрите в видоискатель, свет проходит через объектив, отражается от зеркала,затем преломляется в призме и попадает в видоискатель. Таким образом вы видите через объектив то, что будете снимать. В момент, когда вы нажимаете спуск, зеркало поднимается, открывается затвор, свет попадает на матрицу и фиксируется. Таким образом получается фотография.

Теперь перейдем к основным терминам.

Пиксель и мегапиксель

Начнем с термина «новой цифровой эры». Он относится скорее к компьютерной области, чем к фото, но тем не менее важен.

Любое цифровое изображение создается из маленьких точек, которые называются пикселями. В цифровой фотографии — количество пикселей на снимке ровняется количеству пикселей на матрице камеры. Собственно матрица и состоит из пикселей.

Если вы многократно увеличите любой цифровой снимок, то заметите что изображение состоит из маленьких квадратиков — это и есть пиксели.

Мегапиксель — это 1 миллион пикселей. Соответственно, чем больше мегапикселей в матрице фотоаппарата, тем из большего числа пикселей состоит изображение.

Если сильно увеличить фото — можно увидеть пиксели

Что дает большое количество пикселей? Все просто. Представьте что вы рисуете картину не штрихами, а ставя точки. Сможете ли вы нарисовать круг, если у вас есть всего 10 точек? Возможно получится это сделать, но скорее всего круг будет «угловатым». Чем больше точек, тем более детальным и точным получится изображение.

Но тут кроется два подвоха, успешно эксплуатируемые маркетологами. Во первых — одних лишь мегапикселей мало для получения качественных снимков, для этого еще нужен качественный объектив. Во вторых — большое количество мегапикселей важно для печати фотографий в большом размере. Например для постера во всю стену. При просмотре снимка на экране монитора, особенно уменьшенного под размер экрана — разницы между 3 или 10 мегапикселями вы не увидите по простой причине.

В экран монитора обычно влезает намного меньше пикселей, чем содержится в вашем снимке. То есть на экране, при сжатии фотографии до размеров экрана и менее, вы теряете бОльшую часть своих «мегапикселей». И 10 мегапиксельный снимок превратится в 1мегапиксельный.

Затвор и выдержка

Затвор — это то, что закрывает матрицу фотоаппарата от света, пока вы не нажали на кнопку спуска.

Выдержка — это то время, на которое открывается затвор и приподнимается зеркало. Чем меньше выдержка — тем меньше света попадет на матрицу. Чем больше время выдержки — тем больше света.

В яркий солнечный день, чтобы на матрицу попало достаточное количество света, вам потребуется очень короткая выдержка — например, всего лишь 1/1000 секунды. Ночью, чтобы получить достаточное количество света, может потребоваться выдержка в несколько секунд и даже минут.

Выдержка определяется в долях секунды или в секундах. Например 1/60сек.

Диафрагма

Диафрагма это многолепестковая перегородка находящаяся внутри объектива. Она может быть полностью открыта или закрыта настолько, что остается всего лишь маленькое отверстие для света.

Диафрагма так же служит для ограничения количества света попадающего в итоге на матрицу объектива. То есть выдержка и диафрагма выполняют одну задачу — регулирование потока света попадающего на матрицу. Зачем же использовать именно два элемента?

Строго говоря, диафрагма не является обязательным элементом. Например в дешевых мыльницах и камерах мобильных устройств она отсутствует как класс. Но диафрагма крайне важна для достижения определенных эффектов связанных с глубиной резкости, о которой речь пойдет далее.

Диафрагма обозначается буквой f за которой через дробь стоит число диафрагмы, например, f/2.8. Чем меньше число, тем больше раскрыты лепестки и шире отверстие.

Светочувствительность ISO

Грубо говоря это чувствительность матрицы к свету. Чем выше ISO тем матрица восприимчивее к свету. Например, для того чтобы получить хороший снимок при ISO 100 вам потребуется определенное количество света. Но если света мало, вы можете поставить ISO 1600, матрица станет более чувствительной и хорошего результата вам потребуется в несколько раз меньше света.

Казалось бы в чем проблема? Зачем делать разное ISO если можно сделать максимальное? Причин несколько. Во первых — если света очень много. Например, зимой в яркий солнечный день, когда кругом один снег, у нас встанет задача ограничить колоссальное количество света и большое ISO будет только мешать. Во вторых (и это главная причина) — появление «цифрового шума».

Шум это бич цифровой матрицы, который проявляется в появлении «зернистости» на фотографии. Чем выше ISO тем больше шума, тем хуже качество фото.

Поэтому количество шума на высоких ISO один из важнейших показателей качества матрицы и предмет постоянного совершенствования.

В принципе, показатели шума на высоких ISO у современных зеркалок, особенно топового класса находятся на довольно хорошем уровне, но до идеала еще далеко.

Из за технологических особенностей, количество шума зависит от реальных, физических размеров матрицы и размеров пикселей матрицы. Чем меньше матрица и чем больше мегапикселей — тем выше шумы.

Поэтому «кропнутые» матрицы фотокамер мобильных устройств и компактных «мыльниц» всегда будут шуметь намного больше чем у профессиональных зеркалок.

Экспозиция и экспопара

Познакомившись с понятиями — выдержка, диафрагма и чувствительность, перейдем к самому главному.

Экспозиция является ключевым понятием в фотографии. Не понимая что такое экспозиция — вы вряд ли научитесь хорошо фотографировать.

Формально экспозиция - это величина засветки светочувствительного сенсора. Грубо говоря — количество света попавшего на матрицу.

От этого будет зависеть ваш снимок:

  • Если он получился слишком светлый — то изображение переэкпонированное, на матрицу попало слишком много света и вы «засветили» кадр.
  • Если снимок слишком темный — изображение недоэкспонированное, нужно чтобы на матрицу попало больше света.
  • Не слишком светлый, не слишком темный — значит экспозиция выбрана правильно.

Слева направо — переэкпонированный снимок, недоэкспонированный и правильно экспонированный

Экспозиция формируется подбором комбинации выдержки и диафрагмы, которая еще называется «экспопара». Задача фотографа, подобрать комбинацию так, чтобы обеспечить необходимое количество света для создания изображения на матрице.

При этом надо учитывать чувствительность матрицы — чем выше ISO, тем меньше должна быть экспозиция.

Точка фокусировки

Точка фокусировки или просто фокус — это та точка, на которую вы «навели резкость». Сфокусировать объектив на предмете, значит таким образом подобрать фокусировку, чтобы этот предмет получился максимально резким.

В современных камерах обычно используется автофокус, сложная система позволяющая автоматически фокусироваться на выбранной точке. Но принцип работы автофокуса зависит от множества параметров, например от освещенности. При плохом освещении автофокус может промахиваться или вообще окажется неспособен выполнить свою задачу. Тогда придется переключиться на ручную фокусировки и надеяться на свой собственный глаз.

Фокусировка по глазам

Точку, на которой будет фокусироваться автофокус — видно в видоискателе. Обычно это маленькая красная точка. Изначально она стоит по центру, но на зеркальных камерах вы можете выбрать другую точку для лучшей компоновки кадра.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — это одна из характеристик объектива. Формально эта характеристика показывает расстояние от оптического центра объектива до матрицы, где образуется резкое изображение объекта. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах.

Важнее физическое определение фокусного расстояния, а в чем практический эффект. Тут все просто. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив «приближает» объект. И тем меньше «угол зрения» объектива.

  • Объективы с небольшим фокусным расстоянием называют широкоугольными («ширики») — они ничего не «приближают» но зато захватывают большой угол зрения.
  • Объективы с большим фокусным расстоянием — называют длиннофокусными, или телеобъективами («телевик»).
  • называют «фиксами». А если вы можете менять фокусное расстояние, то это «объектив с трансфокатором», а проще говоря — зум объектив.

Процесс зуммирования — это процесс изменения фокусного расстояния объектива.

Глубина резкости или ГРИП

Еще одним важным понятием в фотографии является ГРИП — глубина резко изображаемого пространства. Это та зона за точкой фокусировки и перед ней, в пределах которой объекты в кадре выглядят резкими.

При небольшой глубине резкости — предметы будут размыты уже в нескольких сантиметрах или даже миллиметрах от точки фокусировки.
При большой глубине резкости — резкими могут быть предметы на расстоянии десятков и сотен метров от точки фокусировки.

Глубина резкости зависит от значения диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до точки фокусировки.

Подробнее про то, от чего зависит глубина резкости можно прочитать в статье « »

Светосила

Светосила — это пропускная способность объектива. Другими словами — это максимальное количество света, которое объектив способен пропустить к матрице. Чем больше светосила, тем лучше и тем дороже объектив.

Светосила зависит от трех составляющих — минимально возможной диафрагмы, фокусного расстояния, а так же от качества самой оптики и оптической схемы объектива. Собственно качество оптики и оптическая схема как раз и влияют на цену.

Не будем углубляться в физику. Можно сказать что светосила объектива выражается отношением максимально открытой диафрагмой к фокусному расстоянию. Обычно именно светосилу производители указывают на объективах в виде числа 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и т.п.

Чем больше соотношение, тем больше светосила. Соответственно, в данном случае, самым светосильным будет объектив 1:1.2

Carl Zeiss Planar 50мм f/0.7 — один из самых светосильных объективов в мире

К выбору объектива по светосиле надо относиться разумно. Так как светосила зависит от диафрагмы, то светосильный объектив на минимальной диафрагме будет иметь очень небольшую глубину резкости. Поэтому есть шанс, что вы никогда не воспользуетесь f/1.2, так как просто не сможете толком сфокусироваться.

Динамический диапазон

Понятие динамического диапазона так же очень важно, хотя вслух звучит не очень часто. Динамический диапазон — это способность матрицы, передать без потерь одновременно яркие и темные участки изображения.

Вы наверняка замечали, что если попытаться снять окно находясь в центре комнаты, то на снимке получится два варианта:

  • Хорошо получится стена, на которой расположено окно, а само окно будет просто белым пятном
  • Хорошо будет виден вид из окна, но стена вокруг окна превратится в черное пятно

Это происходит из за очень большого динамического диапазона подобной сцены. Разница в яркости внутри комнаты и за окном, слишком большая, чтобы цифровой фотоаппарат смог ее воспринять целиком.

Другой пример большого динамического диапазона — пейзаж. Если небо яркое, а низ достаточно темный, то или небо на снимке будет белым или низ черным.

Типичный пример сцены с большим динамическим диапазоном

Мы видим все нормально, потому что динамический диапазон воспринимаемый человеческим глазом намного шире чем тот, что воспринимают матрицы фотоаппаратов.

Брекетинг и экспокоррекция

В экспозицией связано еще понятие — брекетинг. Брекетинг, это последовательная съемка нескольких кадров с разной экспозицией.

Обычно используется так называемый автоматический брекетинг. Вы задаете камере количество кадров и смещение экспозиции в ступенях (стопы).

Чаще всего используется три кадра. Допустим мы хотим сделать 3 кадра во смещением в 0.3 стопа (EV). В этом случае камера сначала сделает один кадр с заданным значением экспозиции, затем с экспозицией смещенной на -0.3 стопа и кадр со смещением на +0.3 стопа.

В итоге вы получите три кадра — недоэкспонированный, переэкспонированный и нормально экспонированный.

Брекетинг может использоваться для более точного подбора параметров экспозиции. Например вы не уверены в том, что выбрали правильную экспозицию, снимаете серию с брекетингом, смотрите на результат и понимаете в какую сторону надо изменить экспозицию, в большую или меньшую.

Пример снимка с экспокоррекцией на -2EV и +2EV

После чего можно воспользоваться экспокоррекцией. То есть вы точно так же устанавливаете на камере — сделать кадр с экспокоррекцией +0.3 стопа и нажимаете на спуск.

Камера берет текущее значение экспозиции, добавляет к ней 0.3 стопа и делает кадр.

Экспокорекция бывает очень удобна для быстрой подстройки, когда вам некогда думать над тем, что нужно изменить — выдержку, диафрагму или чувствительность чтобы получить правильную экспозицию и сделать снимок светлее или темнее.

Кроп фактор и полнокадровая матрица

Это понятие пришло в жизнь вместе с цифровой фотографией.

Полнокадровым принято считать физический размер матрицы, равный размеру 35мм кадра на пленке. Ввиду стремления к компактности и стоимости изготовления матрицы, в мобильных устройствах, мыльницах и не профессиональных зеркалках устанавливают «кропированные» матрицы, то есть уменьшенные в размерах относительно полнокадровой.

Исходя из этого, полнокадровая матрица имеет кроп фактор равный 1. Чем больше кроп фактор — тем меньше площадь матрицы относительно полного кадра. Например при кроп факторе 2 — матрица будет в два раза меньше.

Объектив предназначенный для полного кадра, на кропнутой матрице захватит только часть изображения

В чем недостаток кропнутой матрицы? Во первых — чем меньше размер матрицы — тем выше шум. Во вторых 90% объективов, произведенных за десятилетия существования фото, расчитаны на размер полного кадра. Таким образом, объектив «передает» изображение в расчете на полный размер кадра, но маленькая кропнутая матрица воспринимает только часть этого изображения.

Баланс белого

Еще одна характеристика, появившаяся с приходом цифровой фотографии. Баланс белого — это подстройка цветов снимка для получения естественных оттенков. При этом отправной точкой служит чистый белый цвет.

При правильном балансе белого — белый цвет на фото (например бумага) выглядит действительно белым, а не синеватым или желтоватым.

Баланс белого зависит от типа источника света. Для солнца он один, для пасмурной погоды другой, для электрического освещения третий.
Обычно новички снимают на автоматическом балансе белого. Это удобно, так как камера сама выбирает нужное значение.

Но к сожалению, автоматика далеко не всегда так умна. Поэтому профи часто выставляют баланс белого вручную, используя для этого лист белой бумаги или другой предмет, имеющий белый цвет или максимально близкий к нему оттенок.

Другим способом является коррекция баланса белого на компьютере, уже после того как снимок сделан. Но для этого крайне желательно снимать в RAW

RAW и JPEG

Цифровая фотография это компьютерный файл с набором данных из которых формируется изображение. Самый распространенный формат файла для показа цифровых фотографий — JPEG.

Проблема в том, что JPEG — это так называемый формат сжатия с потерями.

Допустим у нас есть красивое закатное небо, в котором тысяча полутонов самых разных мастей. Если мы попытаемся сохранить все многообразие оттенков, размер файла будет просто огромен.

Поэтому JPEG при сохранении выкидывает «лишние» оттенки. Грубо говоря если в кадре есть синий цвет, чуть более синий и чуть менее синий, то JPEG оставит только один из них. Чем сильнее «сжат» Jpeg — тем меньше его размер, но тем меньше цветов и деталей изображения он передает.

RAW — это «сырой» набор данных зафиксированный матрицей фотоаппарата. Формально эти данные еще не являются изображением. Это исходное сырье для создания изображения. Благодаря тому, что RAW хранит полный набор данных, у фотографа появляется намного больше возможностей для обработки этого изображения, особенно если требуется какая то «коррекция ошибок» допущенных на стадии съемки.

Фактически при съемке в JPEG, происходит следующее, камера передает «сырые данные» микропроцессору фотоаппарата, он обрабатывает их согласно заложенным в него алгоритмам «чтобы получилось красиво», выкидывает все лишнее с его точки зрения и сохраняет данные в JPEG который вы и видите на компьютере как итоговое изображение.

Все бы хорошо, но если вы захотите что то изменить, может оказаться что нужные вам данные процессор уже выкинул как ненужные. Вот тут то и приходит на помощь RAW. Когда вы снимаете в RAW камера просто отдает вам набор данных, а дальше — делайте с ними что хотите.

Об это часто стукаются лбом новички — начитавшись, что RAW дает лучшее качество. RAW не дает лучшего качества сам по себе — он дает намного больше возможностей получить это лучшее качества в процессе обработки фотографии.

RAW это исходное сырье — JPEG готовый результат

Например загружайте в Lightroom и создавайте свое изображение «вручную».

Популярной практикой является одновременная съемка RAW+Jpeg — когда камера сохраняет и то и другое. JPEG можно использовать для быстрого просмотра материала, а если что не так и требуется серьезная коррекция, то у вас есть исходные данные в виде RAW.

Заключение

Надеюсь эта статья поможет тем, кто только хочет заняться фотографией на более серьезном уровне. Возможно некоторые термины и понятия покажутся вам слишком сложными, но не бойтесь. На самом деле все очень просто.

Если у вас есть пожелания и дополнения к статье — пишите в комментариях

У каждого из нас бывают моменты, когда необходимо сделать групповой снимок. Без них не обходится ни один большой праздник. И, к сожалению, это именно тот вид фотографий, который не даётся легко и требует значительного количества времени. Воспользуйтесь несколькими советами, приведёнными ниже, и станьте мастером групповых фотоснимков!

Всегда начинайте с плана

Хорошие групповые снимки экспромтом могут получиться только у профессионалов. Ну или у счастливчиков-любителей. Если же вы не относите себя к числу профессионалов, то лучше будет подготовиться к групповому снимку.

1. Спланируйте съёмку

Необходимо продумать всё до мелочей. В какой день это будет? Кто будет присутствовать? Где это будет? Подобрать подходящее место для снимка и прочие мелочи.

2. Выберите подходящую окружающую обстановку

Что же считается правильной обстановкой? Всё зависит от контекста. Например, если вы собираетесь делать групповое фото с сотрудниками, то логично подобрать место, которое будет представлять бизнес. Если же речь идёт о сезонных снимках, например рождественских, то хорошо бы включить в кадр немного снега или камин.

3. Визуализируйте снимок

Вы можете потратить массу времени на обдумывание места съёмки, постановку и прочее. Но, чтобы снимок вышел действительно хорошим, вам необходимо ещё и представить его. Вы должны точно понимать, что вы хотите получить от снимка. Представлять, каким он должен выйти. Иначе вы можете потратить много времени, делая всё новые и новые снимки в надежде на идеальный. Так что спросите себя, что же вы хотите увидеть в результате.

Помните, вы здесь босс

1. Возьмите всё под свой контроль

Думайте о себе как о режиссёре. Каждый должен сделать то, что вы ему скажете, и именно так, как нужно. Не стесняйтесь командовать. Ведь ответственность за результат несёте именно вы.

2. Создайте комфортную обстановку

С одной стороны, вы должны быть настойчивы, руководя процессом съёмки. Но главное - не переборщить. Вряд ли фотографии получатся тёплыми и позитивными, если участники будут напуганы и встревожены. Общайтесь и шутите с ними, поднимите им настроение. Ведь фотография передаёт все эмоции.

3. Используйте штатив

Конечно, он занимает некоторое место. И не всегда удобно носить его с собой. Но это очень полезная вещь. Прежде всего, он спасёт вас от ненужной тряски и, как следствие, . Также штатив даёт вам возможность руководить процессом, общаться с людьми и при этом не таскать с собой повсюду фотоаппарат.

4. Освещение - наше всё

Создание правильного освещения - это самый главный трюк для получения высококачественных фотографий. Имеет большое значение, фотографируете ли вы в помещении или на улице, зимой или летом. Эта тема очень обширна, и её сложно вместить в маленький пункт. К тому же свет всегда зависит от контекста. По возможности не пользуйтесь вспышкой. Она настолько сильна, что чаще размывает цвета и создаёт резкие тени. Естественное освещение всегда лучше. В случаях же, когда использование вспышки неизбежно, воспользуйтесь рассеивателем, чтобы смягчить свет.

Композиция является, пожалуй, самым сложным моментом в постановке группового снимка. Но есть несколько простых советов, которые облегчат эту задачу.

1. Найдите треугольники

На групповом снимке предметы не должны быть одинаковой высоты. Это создаёт ощущение неестественности. Распределите участников съёмки таким образом, чтобы между высокими людьми находились люди пониже. Это придаст фотографии динамичности и естественности. Суть такого треугольника состоит в том, чтобы головы участников фотографии соединить между собой воображаемыми линиями так, чтобы получился треугольник. Он не должен быть идеальным. Просто это небольшой трюк, который поможет вам расположить людей в передних и задних рядах так, чтобы это выглядело визуально привлекательно.

2. Уплотните кадр

Группа по определению представляет собой единое целое, состоящее из отдельных частей. Таким образом, при групповой съёмке очень важно держать объекты сгруппированными. Старайтесь заполнить большие зазоры. После того как закончите с расстановкой, возьмите фотоаппарат и захватите в кадр участников съёмки. Приближаясь или отдаляясь от них, найдите оптимальное расстояние, с которого можно сделать хороший снимок. «Хороший» означает, что на нём не будет слишком много свободного пространства, которое создаст эффект пустоты и несбалансированности.

3. Подберите соответствующий фон

Чаще всего это должно быть что-то простое. Что-то, что не заставляет отвлечься от главного фокуса - людей. Например, если вы фотографируете в помещении, это может быть стена. Предметы же, которые могут отвлекать (например, картина или фоторамка на стене, стол или же стул, попадающие в кадр), лучше убрать в сторону.

4. Эксперимент с углами

Если вам кажется, что все ваши групповые снимки выглядят скучно и однообразно, попробуйте делать снимки под разными углами. Например, с пола (снизу вверх). Или, наоборот, сверху, например, поднявшись по лестнице. В общем, проявите фантазию.

Фотографии - это сложная и обширная тема. Мы дали вам только поверхностные рекомендации. Но этого вполне достаточно, чтобы понять, в каком направлении необходимо двигаться для достижения . И помните: нет ничего плохого в ошибках, ведь именно они помогают вам совершенствоваться.

Данный урок фотографии мы начнем с важного первоначального условия: при съемке группы людей фотограф должен обращать внимание на то, что каждый индивид визуально подключается к другому человеку на фотографии. При этом следует соблюдать правило фотографирования группы людей: лица должны располагаться достаточно равномерно друг от друга, но люди соединяются между собой перекрытием корпусов тел.


Обратите внимание на отсутствие "пробелов" между отдельными членами семьи на этом семейном портрете.

Другой популярный метод для группового портрета заключается в том, чтобы сфотографировать людей, образуя так называемую пирамиду, когда позирующие расположены таким образом, что снизу снимка формируется более широкое основание, а вся композиция как бы стремится к единой вершине. Это, конечно, не настоящая форма египетской пирамиды, но можно заметить, что широкое основание, базовая часть фотографии уравновешивает и удерживает верхнюю.

Пробуйте расположить людей так, чтобы объекты в снимке взаимодействовали друг с другом, вместо того, чтобы просто смотреть прямо в камеру.

Но не следует забывать, что используя данный способ, в дополнение нужно обязательно следить за тем, чтобы все лица, которые повернуты в сторону от камеры, все-таки были хорошо видны и различимы. Просите всегда слегка разворачивать головы в направлении объектива.

Еще одним дельным предложением будет служить следующее: используйте геометрические фигуры в расположении значимых точек на ваших групповых или семейных снимках.

Например, вы можете создать свой семейный портрет с помощью треугольников. Это не должны быть визуальные равносторонние треугольники, они могут различаться и формой, и размером, но создавать для глаз зрителей такую возможность, чтобы переходить от одного лица к другому.

Руки - одна из важнейших частей в портретной фотографии. Никогда нельзя забывать о них - ни тогда, когда создаете одиночный образ, ни даже тогда, когда фотографируете групповой портрет. Большой ошибкой считается, если все люди на вашем снимки располагают руки одинаково. Меняйте положение рук своих моделей, чтобы улучшить общую позу портретируемых.

Лучшее настроение для семейного портрета - когда показывается любовь и привязанность членов семьи друг к другу. Выстраивайте композицию таким образом, чтобы лица ваших моделей располагались близко друг к другу. Очень часто такое расположение приводит к тому, что члены семьи начинают естественно улыбаться, потому что видят перед собой любимые лица и наслаждаются близостью и ощущают как никогда тесноту связи.

И вы как фотограф обязательно почувствуете как семья делится радостью от общения друг с другом, а это непременно отразится на общем настроении снимка.

Старайтесь оценивать фотографии с точки зрения профессионального фотографа - критичный подход всегда помогает сосредотачиваться на достоинствах и недостатках того или иного портрета. Набирайтесь опыта и "критической массы восприятия", когда рассматриваете снимки других фотографов, чтобы автоматически ловить наиболее удачные спонтанные моменты на фотосессиях, ведь ваши фотографии должны радовать людей не один день.

И о технических деталях групповой фотографии...

Конечно, в идеале необходимо творчески и индивидуально подходить к каждой фотосессии. Но никогда не помешает действенный и уже наработанный опыт других фотографов. Например, семейный портрет, где есть двое детей, может быть "круговым". Расположите своих моделей голова к голове на траве по кругу, чтобы они держались за руки.

Групповой портрет отличается тем, что допускает использование стандартного широкоугольного объектива. Фотографу вполне может хватить собственного роста, чтобы захватить полностью в кадр все семейство, в ином случае придется воспользоваться лестницей или какой-нибудь приступочкой.

Фокус выбирайте по центру изображения и используйте среднюю глубину резкости (Напоминаем, что использование диафрагмы 2,8 и шире не годится для съемки групповых портретов, так как все лица должны находиться в зоне резкости и если нет задумки размыть или размылить кого-то, то вне конкуренции будет открытие диафрагмы от f/8 до f/16.)

При работе с большими семьями старайтесь располагать людей вместе таким образом, чтобы они образовывали группы: рослые и молодые люди на заднем плане, пожилые в центре и дети спереди. Также помните о нюансе - самые высокие люди находятся по краям фотографий, как бы замыкая всю групповую композицию.

Не полагайтесь на волю случая и на произвольное правильное размещение людей в кадре, а также избегайте распределения "высокий-низкий-высокий-низкий".

Не бойтесь пользоваться , чтобы подсветить тени и "заморозить" лица для проработки большей глубины резкости, чтобы все абсолютно попали в зону резкости в кадре.

Отличная идея - подсказать моделям, чтобы они обнялись. Это покажет эмоциональную близость семьи. Хороший снимок можно получить, если наглядно продемонстрировать очевидные возрастные различия, например, бабушки с внучкой.

Правильными в настройках камеры для подобных моментов в портретных фотосессиях будут короткие выдержки. Нельзя заставлять моделей "держать улыбку", она получится искусственной и придаст неестественный эффект фотографии.

Напомните своим подопечным перед съемкой, чтобы подобрали одежду похожих оттенков и одинаковую по стилю. Не бойтесь экспериментов с расцветками, но избегайте яркого красного, он может испортить вам все кадры.

Параметры для семейных портретов разнообразны. Фотографу всегда необходимо стремиться к тому, чтобы получить сбалансированное и четкое изображение, поэтому используйте вспышку при необходимости для получения оптимальной выдержки (не менее 1/125). Рабочей должна быть диафрагма f/11-f/22, если имеете дело с большой группой, чтобы все находились в фокусе. Однако, если в фотосессии участвует три модели или меньше, используйте малую глубину резкости (f/2-f/5,6), чтобы сохранить фон размытым.

Еще одна небольшая профессиональная хитрость - любой групповой портрет стоит снимать с помощью серийной съемки. Делайте сразу несколько кадров, так потом будет проще выбрать фото, где никто не моргает. Когда фотограф снимает одну модель, то вероятность моргания невелика, и если моргнет - можно тут же заметить и переснять. Чем больше группа людей, тем выше вероятность, что кто-то не вовремя закроет глаза.

В случае, когда вы снимаете против солнца очень пригодится один из дельных советов, о которых мы писали в статье . Попросите всех закрыть глаза и открыть их только по вашей команде. Первое время люди не будут ничего видеть, так как глаза привыкли уже к темноте, и пока не адаптируются, щуриться не будут.

Не бойтесь творчески подходить к делу. Ключевой вопрос в семейных фотосессиях заключается в количестве людей, которых вы будете фотографировать. Большое количество народа всегда можно разбить на небольшие группы, а затем даже смонтировать при постобработке в один кадр. Самое главное, чтобы на снимке чувствовалась атмосфера единения между людьми. Тогда фотосессия может считаться удавшейся.

При съемке индивидуальных или групповых портретов начинающий фотограф сталкивается с многими трудностями. Ведь далеко не каждую фотографию с улыбающимися лицами можно назвать хорошим портретом. Предлагаем вашему вниманию несколько общих советов и рекомендаций, руководствуясь которыми, вы сможете делать более красивые и качественные портретные фотографии.

Объективы для съемки портретов

Хороший портрет, в принципе, можно сделать любой камерой, но вот в плане выбора оптики есть определенные предпочтения. Рекомендуется фотографировать портреты объективами с диапазоном фокусных расстояний 70 — 135 мм (в эквиваленте 35 мм пленки). От использования широкоугольника рекомендуем отказаться, поскольку он будут искажать черты лица и пропорции фигуры. Предпочтение следует отдавать светосильным и автофокусным объективам.

Освещение для съемки одного человека или группы людей

Ключевым моментом при съемке человека или групп людей, конечно, является освещение ваша задача заключается в том, чтобы добиться такого освещения, при котором исчезли бы тени на лице портретируемого, либо же они легли ровно на те части тела или фигуры, которые необходимо скрыть. Таким образом, грамотное управление светом позволяет что-то скрыть, а что-то подчеркнуть. Лучшим светом для портретной съемки считается естественное освещение.

Если вы фотографируете в помещении, это может быть мягкий, рассеянный свет из открытого окна. При съемке на улице под дневным солнцем можно воспользоваться белыми или серебряными отражателями, чтобы убрать тени и сделать освещение более ровным. В облачную или пасмурную погоду освещение мягкое, ровное и никаких проблем не будет. Единственная проблема при съемке с использованием естественного освещения – то, что вы не можете поставить свет по своему усмотрению, приходится полагаться только на свет Солнца. Но располагая модель под тем или иным углом относительно этого источника света и пользуясь отражателями, можно получить прекрасные результаты.

При съемке в закрытом помещении или в студии рекомендуем все же отказаться от применения вспышки. Своим жестким, направленным светом она может «убить» любое портретное фотоизображения, создавая грубые тени и делая лицо человека плоским, маловыразительным. Вместо этого стоит воспользоваться лампами накаливания или осветителями различных конструкций. С их помощью можно создать рисующий, заполняющий, контровой, фоновый или моделирующий свет.

Световых схем для съемки портрета в помещении существует огромное множество. Например, можно разместить два источника света под некоторым углом к портретируемому, в результате чего фотоизображение получится более объемным. Более сложный вариант – один источник света направлен на объект с высоты камеры, другой – светит под углом к портретируемому с высоты примерно 2,5 метра. Кроме того, голова человека дополнительно подсвечивается заднебоковым пучком света. А задний фон освещается еще одним осветителем. Такая схема освещения позволяет создать портрет с интересным светотеневым рисунком.

Выбор правильного ракурса и точки съемки

Распространенная ошибка начинающих фотографов – выбор неправильного ракурса и точки съемки. Высота точки съемки играет важную роль и во многом зависит от особенностей изображения и самого портретируемого. Но, как показывает практика, лучшие результаты обычно получаются при съемке с уровня глаз модели. Это значит, что если вы фотографируете ребенка – присядьте, если снимаете человека ростом выше вас – встаньте на что-нибудь, либо отойдите чуть подальше. Фотографирование с чрезвычайно низких и высоких точек несколько искажает пропорции тела и лица.

Делаем резким передний план – размываем фон

Фон или окружающая обстановка при съемке портрета могут не иметь существенного значения, а могут, наоборот, помочь вам в создании определенной эмоциональной атмосферы снимка. В любом случае при съемке портрета стоит визуально выделить модель от фона с помощью управления глубиной резкости. Используйте эффект боке с размытием заднего фона для того, чтобы сделать вашу портретную фотографию более красивой. Сделать это несложно – необходимо как можно шире открыть диафрагмы. Чем меньше число f, тем сильнее будет размываться задний план. Также размытию фона способствует увеличенное фокусное расстояние при том же значении диафрагмы. Если вы решили выделить портретируемого на фотографии, размыв задний фон, то воспользуйтесь режимом приоритета диафрагмы, в котором можно устанавливать значение диафрагмы по своему усмотрению.

Выбор идеальной позы

Можно перечислить множество поз, которые можно задействовать при съемке портрета. Все зависит от особенностей фотографируемого человека и задумки самого фотографа. При выборе позы главное решить несколько специфических и довольно распространенных проблем. В частности, сгорбленные плечи, что очень часто встречается как у мужчин, так и у представительниц прекрасного пола. В этом случае можно попросить человека опереться плечами о стену и приоткрыть грудь, немного выпятив живот в сторону камеры. Такая поза сбалансирует пропорции талии и торса.

Другая проблема – сутулость, которая смотрится крайне непривлекательно в кадре. Для ее решения посоветуйте портретируемому представить, что к его голове привязана веревочка, которая идет сверху и подтягивает его. Чтобы решить проблему выступающего подбородка, попросите модель слегка изменить положение головы и направить лоб в камеру. Впрочем, самая главная проблема при съемке портрета обычно возникает с руками – куда их девать, чтобы они органично смотрелись на фотографии? Ведь кисти рук могут легко нарушить равновесие и баланс снимка. Наиболее классический вариант в портретной фотографии – когда руки поднесены к лицу. Но здесь можно экспериментировать, чтобы определиться какое расположение кистей рук и пальцев лучше всего идет вашей модели и соответствует содержанию фотографии.

Фокусировка на глазах

Разумеется, главное, что должно получиться резким на фотографии – это лицо человека. Но если наводить фокус строго по центру лица, то есть на кончик носа, результаты получатся неудовлетворительные. Нос окажется резким и хорошо детализированным, а вот глаза могут уйти в небольшое размытие. Выход один – фокусироваться на глазах портретируемого. Однако нужно иметь в виду, что при съемке портрета лицо человека редко располагается строго фронтально, чаще всего вы фотографируете под каким-то углом. Соответственно, один глаз оказывается ближе к объективу фотоаппарата, нежели другой. Именно на этом, ближнем к фотографу глазе стоит наводиться на резкость. Чтобы точно сфокусироваться, можно задействовать фокусировку по одной точке (центральной). В этом режиме сфокусируйтесь на ближнем к вам глазе модели, наполовину нажав на кнопку спуска затвора, и переместите камеру для построения композиции кадра.

Направление взгляда модели может определяться фотографом. Классический вариант – когда человек смотрит прямо в объектив камеры, и благодаря этому создается некая связь между ним и зрителем. Но не менее интересным может выглядеть взгляд за кадр, когда зритель начинает задумываться о том, что же находится там вдали, куда устремлен взгляд человека. Куда бы ни был направлен взгляд модели, убедитесь, что белки глаз остаются резкими и хорошо видными на фото.

Съемка группового портрета

Снимать нескольких человек в кадре сложнее, чем делать портрет одного. Тут гораздо больше деталей, требующих внимания, чем при съемке одного человека. Во-первых, ваша первостепенная задача – внимательно следить за тем, чтобы люди не перекрывали друг друга, каждый участник съемки должен органично вписываться в кадр. При съемке группового портрета также целесообразно применять стандартную оптику. Но в случае если участников съемки очень много, а свободного пространства мало, можно задействовать широкоугольник. Однако учтите, что широкоугольный объектив может немного исказить фигуры людей, располагающихся близко к фотоаппарату.

Оптимальное решение для съемки групп людей – режим серийной (непрерывной) съемки. Сделайте побольше кадров с использованием режима серийной съемки, чтобы избежать моргания и непредвиденных случайностей. Благодаря этому перед вами откроются более широкие возможности при постобработке – можно будет совместить отдельные кадры, например, скопировав удачное выражение лица для моргнувшего или отвернувшегося человека. Конечно, серийную съемку стоит производить с камеры, установленной на надежном, устойчивом штативе.

Что касается освещения, то в групповых портретах действуют те же правила, что и при создании одиночного портрета. Но следует обратить свое внимание на то, чтобы никто из участников съемки не отбрасывал тень на других. Еще один технический нюанс – не злоупотребляйте малой глубиной резкости, поскольку зачастую вследствие этого кто-то из участвующих в съемке людей оказывается на фото размытым, не четким.

Безусловно, важной частью съемки здесь является композиция и расположение людей в кадре. Как правильно расставить моделей, чтобы лица всех людей в кадре оставались хорошо видны? Наибольшие трудности обычно возникают, когда в кадре присутствуют люди с заметной разницей в росте. В данном случае действуют классические варианты. Самых высоких необходимо расположить на заднем плане стоя, взрослых людей среднего и низкого роста – в центре и по краям, детей – впереди. Либо можно усадить самых высоких на стулья или скамью, и к ним на руки посадить детей. За их спинами – люди среднего роста. Если вы снимаете людей примерно одинакового роста, то не стоит расставлять их в одну линейку. Лучше опять-таки кого-то усадить, кого-то – разместить за спинами стоя. Если съемка осуществляется на улице, то чтобы расположить моделей на разных уровнях, можно использовать какие-либо естественные или искусственные возвышения, например, ступеньки.

При съемке групп людей композиционное решение можно строить таким образом, чтобы расположение моделей в группе, либо сочетание их лиц сформировало определенную геометрическую фигуру, например, треугольник. Ведь когда люди в кадре просто располагаются по горизонтали, кадр выглядит скучным. Другой интересный вариант – расположение лиц в кадре по диагоналям.

Не забывайте использовать различные ракурсы съемки и делать разноплановые фотографии. Например, при съемке большой группы выигрышно может смотреться верхний ракурс. Как и в одиночных портретах, особое внимание уделите рукам. Они не должны просто болтаться в бездействии вдоль корпуса. Руки должны подчеркивать определенную позу, быть чем-то заняты, либо руки могут воедино связывать людей и, соответственно, всю композицию.



Закрытие ИП