Ниже приведен примерный бизнес-план ученической компании. На примере этого бизнес-плана составьте в ваших тетрадях основные разделы бизнес- плана с их кратким описанием для следующих идей, руководствуясь таблицей 13.
Таблица 13
Основные понятия Бизнес-план, цель бизнес-плана, резюме
Вопросы
1. Перечислите основные разделы бизнес-плана. Являются ли они, с вашей точки зрения, оптимальными?
2. Для чего используется описание плана маркетинга в бизнес-плане?
3. Назовите основные разделы финансовой отчетности.
§ 14. Бизнес-план ученической компании «Мастерица»
Большим спросом в настоящее время пользуются изделия из модных тканей типа «вареного» шелка. Так как рынок предлагает достаточно дорогие вещи, привезенные из-за границы, но не всегда отличающиеся высоким качеством, то мы надеемся, что в весенне-летний период наши изделия будут пользоваться достаточным спросом.
Предлагаются к выпуску брюки и бермуды из новых модных тканей. Изделия мы хотим сделать доступными по цене, удовлетворяющими разнообразнейшие запросы покупателей по фасонам, качеству исполнения и подбору тканей.
Надо отметить, что современная мода достаточно демократична, наши изделия могут носить люди любого возраста, а разнообразие моделей позволяет угодить самым нестандартным фигурам.
Особое внимание при подборе тканей будем обращать на их практичность: нужны немаркие, не мнущиеся, легко стирающиеся ткани, не требующие постоянного утомительного заглаживания стрелок.
Для определения цены на продукцию произведем расчет затрат, которые необходимы на производство данной продукции.
1. Затраты на материалы для пошива одних брюк составят:
· ткань - 1,7 м по цене 35 р. за один метр = 59,5 р.;
· застежка-молния длиной 12 см по цене 0,7 руб. за одну молнию = 0,7 р.;
· пуговицы - 2 шт. по цене 0,15 р. за одну пуговицу = 0,3 р.
Итого затраты на материалы : 60,35р.
2. Затраты на материалы для пошива одних бермудов:
· ткань - 1 м по цене 35 р. за один метр = 35 р.;
· нитки - 0,5 катушки по цене 0,3 р. за одну катушку = = 0,15 р.;
· застежка-молния длиной 12 см по цене 0,7 р. за одну молнию = 0,7 р.;
· пуговицы - 2 шт. по цене 0,15 р. за одну = 0,3 р.
Итого затраты на материалы: 36,15р.
Шить изделия будут школьники, участвующие в компании «Мастерица».
Всего работающего персонала - 7 человек, шесть из которых занимаются только изготовлением продукции, а один ведет учет всех затрат, связанных с
производством продукции, занимается ее реализацией, обеспечивает бесперебойное производство и достаточно высокую организацию труда.
v Так как производство налажено на основе учебных мастерских, то две швейные и одну обметочную машины мы будем брать в аренду, за что полагается выплачивать арендную плату в размере 6 р. в месяц.
v Плата за электроэнергию составит 2 р.
v Заработная плата зависит от количества выпущенных с должным качеством изделий. Примерная стоимость работы составит 10 р. за одни брюки и 7 р. за бермуды. Так как работа производится в свободное от занятий время, то при достаточно большой загруженности учащихся можно работать по 4 часа в неделю. За месяц можно пошить восемь брюк и четверо бермудов.
Сумма затрат на одни брюки составит:
60,35 + 10 + (10 х 0,39) + 0,13 + 0,41 = 74,79 р.;
на одни бермуды:
36,15 + 7 + (7 х 0,39) + 0,13 + 0,41 = 46,42 р.
Для того чтобы быть достаточно конкурентоспособными на рынке, мы избираем стратегию умеренных цен.
v Верхняя цена для покупателя: брюки - 97,62 р., бермуды - 60,35 р.
v Нижний предел цены для продавца: брюки -82,59 р., бермуды - 51,06 р.
По нашему мнению, оптимальная цена, по которой мы сможем устойчиво реализовать свою продукцию, будет следующей:
v брюки - 90,86 р.,
v бермуды - 56,42 р.
Основными нашими конкурентами в производстве и реализации аналогичной продукции являются малые предприятия по пошиву одежды. Но в погоне за сверхприбылями они назначают на эти изделии очень высокую цену. На рынке у так называемых «челноков» можно купить аналогичный товар по более низкой цене, но качество этого товара будет ниже. Мы надеемся, что наш товар будет постоянно пользоваться спросом, особенно в летний период.
Реализацией товара будем заниматься сами. В перспективе в кооперации с другими ученическими компаниями и при поддержке администрации школы, возможно, откроем собственный магазин-салон по продаже изделий, выполненных учащимися.
Для того чтобы начать производство и обеспечить бесперебойную работу в течение месяца, необходимо закупить нужное количество тканей и фурнитуры.
Следовательно, сумма денег для приобретения материалов составит:
v для брюк - 60,35 х 8 = 482,80 р.;
v для бермудов - 36,15 х 4 = 144,60 р.
Итого: 627,40 р., в расчете на каждого члена компании - по 89,62 р.
Эти деньги вполне можно занять у родителей без особого ущерба для семейного бюджета.
Рассчитаем ожидаемую прибыль за месяц работы ученической компании.
1. Ожидаемая выручка от продажи изделий составит:
(90,86 х 8) + (56,42 х 4) = 952,56 р.
2. Издержки на производство изделий:
(74,79 х 8) + (46,42 х 4) = 784,00 р.
3. Таким образом, ожидаемая прибыль за месяц составит
168,56р.
Товары, изготавливаемые и реализуемые учебно-производственными мастерскими, освобождаются от налога на добавленную стоимость в том случае, если доход, получаемый от этой деятельности, направляется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
Первоначально вложенные деньги мы сможем вернуть через 3,7 месяца работы, что в последующем позволит получать чистую прибыль, которую будем распределять следующим образом:
v 5 % от выручки - на оплату услуг продавца - 47,65 р.;
v 15 % от прибыли - на нужды образовательного процесса, укрепление материально-технической базы школы - 23,28 р.;
v 50 % от прибыли - на расширение производства - 84,28 р.;
v оставшуюся часть прибыли - на поощрение членов ученической компании.
Объем реализации продукции зависит не только от емкости рынка, но и от производственных мощностей учебных мастерских.
v Во-первых, учащиеся строго ограничены во времени;
v во-вторых, производственные мощности учебных мастерских не позволяют расширять производство до бесконечных размеров;
v в-третьих, настоящая мода, хотя довольно демократична, но все же постоянно меняется. Поэтому необходимо строго следить за ее изменениями и подготавливать новые модели к каждому новому сезону. Вполне возможен вариант, что к концу учебного года, мы будем выпускать совершенно другую продукцию.
В постоянном изменении ассортимента изделий есть много положительных моментов. Каждая новая модель вполне может найти своего покупателя в стенах школы или среди друзей и знакомых. Освоение новых моделей позволит девушкам приобрести новые навыки в раскрое, пошиве и обработке изделий.
§ 15. Творческий проект «Мое собственное дело»
Бизнес-план ученической компании «Рукодельница»
Большим спросом в настоящее время пользуются вещи связанные вручную. Трикотажные вещи вот уже несколько десятки лет пользуются повышенным спросом у населения, не сходят с подиумов мод. Так как рынок предлагает достаточно дороже вещи, приведенные и из-за границы, но не всегда отличающиеся высоким качеством, то мы надеемся, что в весенне-летний период наши изделия будут пользоваться достаточным спросом.
Изделия мы хотим сделать достаточными по цене, удовлетворяющими разнообразнейшие запросы покупателей по фасонам, качество исполнения и подбору пряжи. Надо отменить, что современная мода достаточно демократична, наши изделия - вязаные жилеты могут носить люди любого возраста, а разнообразие моделей позволяет угодить самым нестандартным фигуркам.
Особое внимание при подборе пряжи будем обращать на их практичность: нужны немаркие, не мнущиеся, легко стирающиеся пряжи, не требующие постоянного утомительного внимания за внешним видом. Всем этим требованиям отвечают полушерстяные пряжи. Для определения цены на продукцию производим расчет затрат, которые необходимы на производство данной продукции.
Для 46-48 размера нужно 500 гр. пряжи. 1 кг пряжи п/м продается на базаре по 700 т. значит затраты на 1 жилет составит 350 т.
Вязать жилеты будут ученицы 9-х классов участвующие в компании «Рукодельница». Всего в компании 10 человек, вяжут 8 человек, а одна будет вести учет всех затрат связанных с производством продукции, занимается и реализацией, обеспечивает бесперебойное производство и достаточно высокую организацию труда. Заработная плата зависит от количества выпущенных с должным качеством. Примерная стоимость работы составит 1000 т.
Так как работа производится в свободное от занятии время, то при достаточной большой загруженности уч-ся можно работать по 5 часов в неделю. За месяц можно связать 2 жилета. Сумма затрат на 1 жилет составит 350 т + 1000 = 1350 т.
Для того чтобы быть достаточно конкурентоспособными на рынке, мы избираем стратегию умеренных цен. Верхняя цена для покупателя 1800 т. Нижний предел для продавца 1400 т. По нашему мнению, оптимальная цена, по которой мы сможем устойчиво реализовать свою продукцию будет 1600 т. основными нашими конкурентами в производстве аналогичной продукции является индивидуальные вязальщицы.
В погоне за прибылью они назначают на эти изделия высокую цену. На рынке у так называемых «челноков» можно купить аналогичный товар по более низкой цене, но качество этого товара будет ниже. Мы надеемся, что наш товар будет постоянно пользоваться спросом, особенно в осенне-весенний период.
Реализацией товаров будем заниматься сами. В перспективе в кооперации с другими ученическими компаниями и при поддержке администрации школы, возможно, откроем школьный магазин, салон по продаже изделии, выполненных учащимися.
Для того, чтобы понять производство и обеспечить бесперебойную работу в течение месяца необходимо закупить нужное количество пряжи. За месяц можно связать 2 жилета
- 9 уч. 2 жилета = 18 жилетов
- 2 жилета = 180 жилетов.
- 500 гр. 18 жилетов = 9 кг - сумма денег для приобретения пряжи составляет
- 9 кг 700т. = 6300 т.
В расчете на каждого члена компании Рукодельница по 630 т.. Эти деньги вполне можно занять у родителей без особого ущерба для семейного бюджета.
Рассчитаем ожидаемую прибыль за месяц работы ученической компании. Ожидаемая выручка от продаж изделий составит:
1600 т. + 18 из. = 28800.
издержки на производство изделий составит:
1350 18 из. = 24300.
ожидаемая прибыль за месяц составит
28800 - 24300 = 4500т.
Товары, изготавливаемые и реализуемые учебно-производственными мастерскими, освобождаются от налогов на добавленную стоимость в том случае, если доход, получаемый от этой деятельности, направляется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
Из прибыли вычитываем 1000т. - месяц зарплаты организатору производственного процесса, реализатору товаров.
4500 - 1000 т. = 3500 т.
на каждого члена компаний месячный доход составляет 350 т.
Деньги, занятые у родителей можно вернуть через 1,5 месяца.
В дальнейшем прибыль будем распределять следующим образом 15% - на нужды общеобразовательного процесса - 535 т. 50% - на расширение производства - 1750 т. оставшуюся часть прибыли на поощрение членов ученической компании «Рукодельница» - 1225 т.
Объем реализации продукции зависит не только от емкости рынка, но и от производственных мощностей. Во-первых, учащиеся строго ограничены во времени, во-вторых, настоящая мода, хотя довольно демократично, но все же постоянно меняется. Поэтому нужно строго следить за ее изменением и подготавливать новые модели к каждому новому сезону. Вполне возможен вариант, что к концу учебного года мы будем выпускать другую продукцию. В постоянном изменении ассортимента изделий есть много положительных моментов. Каждая новая модель вполне может найти своего покупателя в стенах школы или среди друзей и родственников. Освоение новых моделей позволит учащимся приобрести новые навыки в художественном вязании.
Отечественный рынок одежды переполнен продукцией китайских, турецких и польских производителей. Однако эти изделия далеко не всегда характеризуются приемлемым качеством: параметры моделей не соответствуют стандартам фигуры, размерный ряд отличается от общепринятого, а качество пошива оставляет желать лучшего. В такой ситуации покупатели все чаще обращают внимание на доступные и качественные товары, изготовленные на местных фабриках.
Составляя бизнес план швейного производства, нужно определить, для какого потребителя будет предназначена выпускаемая продукция. На начальном этапе предпринимателю однозначно не стоит конкурировать с известными мировыми брендами и ориентироваться на избалованную вниманием дизайнеров обеспеченную аудиторию - лучше отдать предпочтение среднему сегменту, в котором для покупателя качество вещи значительно важнее надписи на бирке.
Особенности бизнеса
Предприниматель, создающий даже небольшое производство, должен понимать, что данная сфера требует серьезной подготовки и знания специфики отрасли. Причина заключается в том, что множество портных, успешно реализовавших идеи швейного бизнеса на дому или имеющих опыт работы в ателье, переходят на следующую ступень развития и открывают собственные частные фабрики. Чтобы конкурировать с такими цехами, нужно обладать не только организаторскими, но и творческими способностями.Другим важным фактором представляется специализация: охватить даже три-четыре направления в рамках малого предприятия достаточно сложно. Кроме того, при выпуске разнородной продукции сильно страдает продуктивность: швеи, вынужденные постоянно переключаться между операциями разных типов, не могут сосредоточиться на работе и обеспечить должную скорость выполнения технологических процессов. Поэтому перед запуском цеха нужно провести качественное исследование и определить, что лучше шить: швейный бизнес будет рентабельным только при условии акцентирования внимания на самых востребованных видах продукции.
Существуют две основных модели производства, которые предприниматель может успешно сочетать при разработке концепции бизнеса. Первая предполагает работу на заказ: на предприятие обращаются дизайнеры и компании, разрабатывающие новый продукт, но не имеющие доступных мощностей для его изготовления. Выпуск изделий в этом случае осуществляется под сторонним брендом, что исключает расходы на его продвижение и позволяет не думать о каналах сбыта.
При реализации второй модели предприятие проходит полный цикл, начиная с разработки новой продукции и заканчивая ее продажей под собственной торговой маркой. Предприниматель, выбирающий этот путь, должен ясно представлять себе количественный и качественный состав целевой аудитории, для привлечения которой необходимо регулярно проводить маркетинговые мероприятия. При этом внимание потенциальных покупателей можно акцентировать на следующих факторах:
- Качество. Владелец оценивает качество вещи по множеству признаков, обращая внимание на ткань, нитки, фурнитуру, посадку по фигуре, поведение при стирке и глажке. Считается, что качественная одежда должна быть одновременно красивой, практичной и надежной;
- Ценовая политика. Цена вещи должна соответствовать ее качеству - никто не станет покупать дорогой ширпотреб, но и качественная одежда также не может быть дешевой. Необоснованные отклонения от рыночной цены чаще всего вызывают у потребителей сомнения и подозрения;
- Востребованность. Не стоит излишне увлекаться выпуском эксклюзивных или элитных дизайнерских моделей - люди значительно чаще покупают простые вещи: рубашку, юбку, джинсы или белье.
Технология производства
Процесс организации швейного бизнеса должен проходить в соответствии с общепринятой технологией промышленного производства одежды, включающей следующие этапы создания продукции:
- Проектирование. Модельер разрабатывает эскизы будущего изделия, выбирает тип ткани, фурнитуру и цветовую гамму;
- Конструирование. Конструктор на основе эскизов разрабатывает чертежи, определяет размеры деталей, а затем создает лекала и техническую документацию;
- Раскрой. Далее к работе приступает закройщик. Используя лекала, он переносит детали изделия на ткань и вырезает их с помощью ножниц или раскройных агрегатов;
- Шитье. Швеи обрабатывают края, после чего сшивают детали вместе согласно инструкции. На этом этапе применяют два способа распределения труда: в первом случае каждый мастер шьет изделие полностью, от начала и до конца, тогда как во втором швея выполняет одну-две простых операции, а затем передает полуфабрикат дальше по конвейеру;
- Отделка. Операторы вспомогательных механизмов пришивают пуговицы, молнии, устанавливают заклепки и завершают отделку изделия;
- Упаковка. Работник ОТК проверяет изделие на предмет соответствия требованиям качества, пришивает к нему бирки, после чего передает продукцию на склад.
Регистрация бизнеса
Предприниматели, работающие на дому, обычно не уделяют внимания вопросам регистрации предприятия и составляют бизнес планы швейных ателье без учета налоговых платежей. Однако более масштабное производство, на котором трудятся наемные работники, обязательно нужно легализовать. Эта процедура состоит из нескольких простых шагов:- Подача заявления по установленной форме в УФНС;
- Постановка на учет в налоговых органах;
- Выбор соответствующей системы налогообложения;
- Регистрация в ПФ и ФОМС;
- Заключение договоров об аренде производственного помещения, дезинсекции, вывозе мусора, утилизации люминесцентных ламп и стирке спецодежды;
- Получение разрешений на работу от СЭС и Госпожнадзора;
- Изготовление печати предприятия;
- Открытие расчетного счета.
Бизнесмены, регистрирующие небольшой цех, могут выбирать одну из доступных форм собственности - ИП либо ООО. Перед тем, как начать швейный бизнес с нуля, следует изучить различия между ними и выбрать наиболее подходящий вариант:
Сравнительная характеристика форм собственности
Форма | ИП | ООО |
Госпошлина | 800 руб. | 4000 руб. |
Заявление о регистрации | форма Р21001 | форма 11001 |
Заявление о переходе на УСН или ЕНВД | + | + |
Протокол собрания о создании СПД | – | + |
Копии паспортов | + | + |
Устав СПД | – | + |
Страховые взносы владельца | + | – |
Уставный фонд | – | 10000 руб. |
Количество собственников | один владелец | до 50 |
Распределение прибыли | по желанию | дивиденды |
Регистрация в фондах | при найме работников | обязательно |
Границы ответственности владельца | личное имущество | собственность ООО |
Помещение цеха
В поисках места для размещения цеха предпринимателям приходится изучать не один десяток вариантов: создание швейного бизнеса предполагает использование хорошо освещенного, отапливаемого помещения с комфортными для работников условиями. Поэтому мини-фабрики часто открывают на базе старых административных корпусов, закрытых садиков и школ: главным требованием является наличие просторного зала для обустройства производственной зоны, а также нескольких комнат поменьше - здесь нужно оборудовать административные кабинеты, санузел, столовую и склад.
Месторасположение предприятия не влияет на его статус: предпочтение следует отдавать пригородам, промзонам и спальным районам с небольшой арендной платой. Перед тем как организовать швейный бизнес, нужно обязательно убедиться в транспортной доступности производства - в противном случае предпринимателю придется покупать или нанимать автобус для ежедневной перевозки сотрудников.
Бизнес план швейного цеха небольших размеров с ежемесячным оборотом в пределах 1,7–2 млн рублей должен предусматривать аренду или покупку помещения, соответствующего следующим требованиям:
Достаточная площадь. Нормы площади на каждую швею составляют 4–6 м² при выпуске изделий из легких тканей, и 7–8 м² при пошиве верхней одежды. Также необходимо выделить место для проходов, установки вспомогательного оборудования, организовать рабочее место модельера и закройщиков. Итоговая планировка помещения в 210 м² будет включать:
- Производственную зону для десяти швей - 100 м²;
- Зону для раскроя - 25 м²;
- Место для глажки - 15 м²;
- Кабинет модельера - 15 м²;
- Кабинет директора и бухгалтера - 13 м²;
- Комнату отдыха и приема пищи - 20 м²;
- Склад - 20 м²;
- Санузел - 2 м²;
- Электроснабжение. Суммарная мощность, потребляемая швейным оборудованием цеха указанных размеров, может достигать 18 кВт. Кроме того, некоторые станки требуют подключения к трехфазной линии с напряжением 380 В;
- Водоснабжение. Согласно гигиеническим требованиям, помещение должно быть подключено к линиям водоснабжения и канализации;
- Освещение. Работа со швейной машиной требует высокой точности операций и хорошей координации движений. Поэтому освещенность на уровне рабочих столов не должна быть ниже 750 люкс. Для местной подсветки рабочей зоны дополнительно используют светодиодные или люминесцентные лампы;
- Микроклимат. Для данного типа работ температура в помещении зимой должна находиться в пределах 19–25°С при максимальной влажности 75%. Летом допускается повышение до 27°С при влажности 55–60%. Скорость потока воздуха в любом случае не должна превышать 0,2–0,5 м/с.
Швейное оборудование
При разработке бизнес плана швейного цеха с расчетами предприниматель может столкнуться с огромным разнообразием существующих видов оборудования: одних только оверлоков у каждого производителя насчитывается более десятка видов. Чтобы составить правильную спецификацию, следует заранее выбрать основной профиль деятельности предприятия: для пошива кожаных курток требуется несколько иной набор станков, чем для пошива постельного белья.
Перед тем, как открыть швейный бизнес, также следует приобрести различные стеллажи для ткани, ниток и обрезков, кронштейны для лекал и вешала для готовой продукции, обустроить рабочие места руководителя, бухгалтера и модельера.
Оснащение швейного цеха
Наименование | Цена, руб. | Кол-во, шт. | Стоимость, руб. |
Производство | |||
Швейная машина прямострочная | 19800 | 6 | 118800 |
Швейная машина трикотажная | 20300 | 3 | 60900 |
Швейная машина подшивочная | 28500 | 1 | 28500 |
Оверлок | 33500 | 2 | 67000 |
Машина заклепочная | 40700 | 1 | 40700 |
Петельный автомат | 68600 | 1 | 68600 |
Пуговичный автомат | 40100 | 1 | 40100 |
Аксессуары для машин (иглы, ремни, лапки) | – | – | 5000 |
Стол для швейной машины | 2800 | 10 | 28000 |
Стол для оверлока | 2800 | 2 | 5600 |
Межоперационный конвейер | 6200 | 8 | 49600 |
Стол для дополнительного оборудования | 3600 | 3 | 10800 |
Корзина для готовых изделий | 2500 | 10 | 25000 |
Манекен | 4700 | 2 | 9400 |
Гладильная система | 40600 | 1 | 40600 |
Парогенератор | 6500 | 1 | 6500 |
Кронштейн для одежды | 2500 | 10 | 25000 |
Гладильный пресс | 15600 | 1 | 15600 |
Стеллаж складской | 3500 | 5 | 17500 |
Стол для упаковки | 2500 | 1 | 2500 |
Светильник потолочный | 1200 | 10 | 12000 |
Светильник для швейной машины | 1350 | 15 | 20250 |
Кондиционер | 35000 | 1 | 35000 |
Цех раскроя | |||
Стол для раскроя 1,8х4 м | 34500 | 1 | 34500 |
Портняжные инструменты | – | – | 5000 |
Кронштейн для лекал | 8500 | 1 | 8500 |
Раскройный нож | 15600 | 1 | 15600 |
Стеллаж для ткани | 3500 | 2 | 7000 |
Светильник потолочный | 1200 | 6 | 7200 |
Рабочее место модельера | |||
ПК или ноутбук | 18000 | 1 | 18000 |
Принтер для печати лекал | 8000 | 1 | 8000 |
Манекен | 4700 | 2 | 9400 |
Светильник потолочный | 1200 | 4 | 4800 |
Светильник настольный | 1500 | 1 | 1500 |
Стол рабочий | 3500 | 1 | 3500 |
Стул | 1100 | 2 | 2200 |
Канцтовары | – | – | 1000 |
Офис | |||
ПК директора | 18000 | 1 | 18000 |
ПК бухгалтера | 18000 | 1 | 18000 |
МФУ | 10000 | 1 | 10000 |
Телефонный аппарат | 1500 | 2 | 3000 |
Маршрутизатор сетевой | 2000 | 1 | 2000 |
Линия доступа в интернет | 1000 | 1 | 1000 |
Светильник потолочный | 1200 | 4 | 4800 |
Светильник настольный | 1500 | 2 | 3000 |
Кондиционер | 16000 | 1 | 16000 |
Стол рабочий | 3500 | 2 | 7000 |
Стул | 1100 | 4 | 4400 |
Канцтовары | – | – | 3000 |
Подсобные помещения | |||
Светильник потолочный | 1200 | 4 | 4800 |
Стол обеденный для персонала | 2000 | 4 | 8000 |
Стул | 900 | 16 | 14400 |
Комплект санузла | 15000 | 1 | 15000 |
Микроволновая печь | 4500 | 1 | 4500 |
Чайник электрический | 1400 | 1 | 1400 |
Персональный шкафчик для одежды | 3300 | 15 | 49500 |
Итого: | 1046950 |
Персонал
Швейное производство требует высокой слаженности коллектива: в технологическом процессе присутствует тесная взаимосвязь между работниками, поэтому сбой на любом этапе может привести к резкому снижению продуктивности всего предприятия. Персонал нужно подбирать очень тщательно, принимая во внимание не только профессиональные, но и личные качества сотрудников - ответственность, обязательность, исполнительность. Бизнес план швейного предприятия небольших размеров предусматривает наем:
- Модельера-конструктора, создающего новые изделия и лекала к ним;
- Технолога, разрабатывающего карты сборки и последовательность операций, а также контролирующего процесс их выполнения;
- Закройщиков, вырезающих детали изделий из ткани по лекалам;
- Швей, имеющих опыт обращения с машинами разных типов;
- Операторов оверлоков, пуговичных, заклепочных и петельных автоматов;
- Специалистов, работающих с гладильным оборудованием;
- Административного персонала.
Таким образом, при разработке бизнес плана швейного производства с расчетами в его состав следует включить следующее штатное расписание:
Штатное расписание цеха
Наименование | Ставка, руб. | Кол-во | Сумма, руб. |
Технолог | 30000 | 1 | 30000 |
Швея-мотористка | 25000 | 10 | 250000 |
Оператор вспомогательного оборудования | 25000 | 2 | 50000 |
Закройщик | 28000 | 2 | 56000 |
Работник гладильного цеха | 20000 | 1 | 20000 |
Модельер-конструктор | 30000 | 1 | 30000 |
Уборщица | 15000 | 1 | 15000 |
Механик на ½ ставки | 10000 | 1 | 10000 |
Кладовщик | 10000 | 1 | 10000 |
Бухгалтер | 20000 | 1 | 20000 |
Налог на ФОТ | – | – | 147300 |
Итого: | 638300 |
Согласно санитарным требованиям, все работники, имеющие непосредственный контакт с продукцией, должны поддерживать в актуальном состоянии медицинские книжки, регулярно проходить профилактические осмотры и делать прививки.
Особого внимания заслуживает сдельная система оплаты труда швей. Величину вознаграждения рассчитывают на основании отраслевых норм времени: например, на изготовление мужской рубашки выделяется 21 минута. При ожидаемой месячной зарплате в 25000 рублей стоимость рабочей минуты составляет 2,37 рубля: таким образом, за пошив одного изделия швея получает 49,77 рубля. Следует отметить, при определении величины вознаграждения нельзя использовать данные, приведенные в бизнес планах швейных ателье для малого бизнеса: при индивидуальном производстве используются несколько иные нормы времени, превышающие промышленные в десятки раз.
Нормы пошива изделий
Ассортимент
Швейная отрасль легкой промышленности включает в себя сотни различных направлений: в рамках проекта предприниматель может с равным успехом шить шубы или производить детские ползунки. Единственным условием является специализация предприятия: к примеру, достаточно сложно организовать одновременный выпуск трикотажных футболок и зимних пуховых курток. Перед тем, как открыть швейный бизнес с нуля, желательно также принять во внимание потребности регионального рынка и профиль деятельности конкурентов с тем, чтобы выделить свободные ниши и организовать выпуск наиболее востребованного товара.
Перечисляя самые популярные идеи для швейного бизнеса, следует упомянуть производство таких изделий, как:
- Одежда и белье для младенцев и детей младшего возраста;
- Одежда для подростков;
- Одежда и белье из трикотажа;
- Кожаные, меховые и замшевые изделия;
- Деловые костюмы и одежда для торжественных мероприятий;
- Свадебные платья и костюмы;
- Куртки, пальто и другая верхняя одежда;
- Спортивные, танцевальные костюмы;
- Спецодежда;
- Шторы, постельное белье, покрывала, скатерти и другой интерьерный текстиль.
Поставщики сырья
В настоящее время на рынке нет дефицита фурнитуры, ниток или тканей: даже небольшой производитель может заказать партию сырья из Европы или Китая. Некоторые предприниматели лично посещают страны Ближнего Востока, поскольку нужные им материалы производятся только здесь. Впрочем, на российском рынке также несложно найти поставщиков, предлагающих самый широкий ассортимент товаров, в том числе с доставкой и возможностью заказа через интернет.
При выборе контрагентов обязательно нужно ориентироваться на потребности целевой аудитории: например, европейские ткани при отличном качестве характеризуются высокой ценой, а потому изделия из них покупают в основном обеспеченные клиенты. Потребители со средним достатком предпочитают вещи, пошитые из материалов производства России или Китая: при невысокой стоимости таковые отличаются вполне приемлемым качеством.
С чего начать швейный бизнес: после определения основного ассортимента предприятия желательно установить контакты с такими поставщиками и получить каталог образцов. В зависимости от номенклатуры изделий, в производстве используются самые разнообразные ткани: хлопчатобумажные, шерстяные, вискозные или полиэстеровые. Кроме того, при пошиве многих видов одежды применяются дублирующие и подкладочные материалы - дублерин, флизелин, саржа. Следует помнить, что натуральные льняные, шелковые или шерстяные ткани отличаются самой высокой ценой, что непосредственным образом влияет на себестоимость изделия, поэтому работать с ними стоит только при наличии гарантированного сбыта.
Сбыт продукции
Предприниматели, открывающие собственный швейный бизнес, часто недооценивают насыщенность рынка и предполагают, что оптовики и магазины немедленно проявят интерес к новой продукции. Однако чаще всего получается наоборот: склады заполняются невостребованными изделиями, издержки растут, а новое предприятие постепенно приближается к банкротству. Чтобы этого избежать, нужно искать каналы сбыта и заключать договоренности с партнерами на начальных этапах создания бизнеса, одновременно с поиском помещения и подбором оборудования.
В отличие от способов, приведенных в бизнес планах швейных ателье с расчетами, связанные с продвижением промышленного производства мероприятия должны быть направлены не на привлечение конечного потребителя, а на повышение узнаваемости бренда. Что можно использовать для стимулирования продаж:
- Рекламу в специализированных печатных изданиях;
- Спонсорское участие в мероприятиях, интересных целевой аудитории;
- Выпуск POS-материалов, предназначенных для размещения в местах продаж;
- Прямые контакты с оптовыми перекупщиками;
- Переговоры с владельцами обычных и интернет-магазинов;
- Наружную рекламу на бигбордах и ситилайтах.
Желательно создать корпоративный сайт предприятия, так как раскрутить швейный бизнес с его помощью намного проще: здесь следует разместить сведения об ассортименте, оптовых и розничных ценах, условиях сотрудничества, опубликовать контактные данные для оптовых покупателей. Некоторые предприниматели идут дальше и превращают сайт в полноценный интернет-магазин, осуществляющий доставку не только в соседние регионы, но и по всей стране.
Инвестиции
Разработать полную экономическую модель предприятия достаточно сложно: при проведении расчетов используется большое количество переменных величин - таких, как процент брака сырья и готовых изделий, нормы времени и расхода материалов, средняя производительность труда и многое другое. Примерно оценить рентабельность поможет приведенный ниже образец бизнес плана швейного производства с расчетами, составленный для цеха, выпускающего упомянутые мужские рубашки.
Начальные расходы
Указанная сумма в 1,54 млн рублей не является окончательной: для запуска технологической линии также придется закупить материалы, нитки и фурнитуру, чтобы обеспечить предприятие сырьем хотя бы на месяц работы. Объем указанных запасов рассчитывается с учетом ассортимента и предполагаемой мощности производства; кроме их ежемесячного пополнения, предприниматель должен будет выделять известную сумму для оплаты аренды и коммунальных счетов.
Текущие расходы
При расчете материальной себестоимости изделий используются принятые в отрасли нормы расхода ткани и ниток, разработанные для всех основных видов продукции. Перед тем как открыть швейный бизнес с нуля, желательно изучить эти данные и оценить рентабельность выпуска тех или иных предметов одежды.
Нормы расхода материалов
Наименование | Ткань, м | Нитки, м | Фурнитура, руб. | Сумма, руб. |
Юбка прямая | 0,8 | 100 | 90 | 166,6 |
Жакет на подкладке | 1,5 | 150 | 120 | 885,0 |
Брюки мужские | 1,3 | 270 | 80 | 216,3 |
Пиджак на подкладке | 2,2 | 200 | 160 | 1279,8 |
Рубашка мужская | 1,8 | 120 | 100 | 308,5 |
Блуза трикотажная | 1,6 | 100 | 80 | 264,6 |
Платье с длинным рукавом | 2,2 | 150 | 120 | 316,9 |
Платье без рукавов | 1,5 | 100 | 90 | 224,0 |
Доходы и рентабельность
Кроме стоимости материалов, цена готового изделия включает также накладные расходы и торговую наценку. Величина последней определяется в основном способом сбыта: при розничной продаже маржа может достигать 120–200%, тогда как при работе с оптовыми закупщиками предельным считается значение в 25–35%.
Например, оптовая цена на мужские рубашки среднего качества из китайских тканей достигает 540 рублей при материальной себестоимости 308,5 рублей. Учитывая норму времени (21 минута), продолжительность смены (8 часов) и количество рабочих дней в месяце (22 дня), можно вычислить месячный объем выпуска продукции для коллектива из десяти швей: в данном случае он составит 5030 изделий без учета брака.
Расчет стоимости изделия
Разработка экономической части бизнес плана швейной фабрики завершается расчетом экономических показателей - средней рентабельности и срока окупаемости предприятия. Следует отметить, что вторая величина может быть скорректирована в зависимости от степени загрузки производства и скорости сбыта продукции: на практике наработка клиентской базы и выход на расчетную мощность занимают 3–4 месяца.
Видео по теме
Экономические показатели цеха
Заключение
Любая идея швейного бизнеса должна быть основана на реальных потребностях покупателей. Чтобы отслеживать динамику спроса и опережать конкурентов, нужно постоянно изучать модные тенденции и новейшие дизайнерские разработки, а затем корректировать ассортимент, предлагая клиентам только актуальные модели одежды.
Руководитель – Дудянова Л.В.
Дата составления – 30.08.2017
Резюме
В 2015 году на базе государственного учреждения образования «Утевская средняя школа» создана школьная бизнес-компания «Гаспадар».
Деятельность школьной бизнес-компании строится в соответствии с утверждённым Положением о порядке создания и функционирования школьных бизнес-компаний в учреждениях образования и Положением о школьной бизнес-компании.
Государственное учреждение образования «Утевская средняя школа» на протяжении многих лет специализируется на выращивании овощных культур с целью удешевления питания учащихся. Планируем в 2015/2016 учебном году увеличить посевные площади, отведенные под овощные культуры, с целью последующей реализации овощной продукции в рамках программы бизнес-компании.
На учебно-опытном участке, площадью 0,45 гектара, созданы следующие отделы: цветочно-декоративный, коллекционный, полевой, плодово-ягодный, отдел овощных культур и закрытого грунта, отдел начальных классов. О результате нашей работы свидетельствует тот факт, что несколько лет подряд мы заготавливаем овощи для нужд школьной столовой под полную потребность, что способствует удешевлению питания.
В этом году выращено: 100 кг капусты, 350 кг моркови, 400 кг свёклы, 120 кг лука, 400 кг огурцов, перца 50 кг, томатов 100 кг. Излишки сельскохозяйственной продукции были переданы на безвозмездной основе детским дошкольным учреждениям Добрушского района.
Численный состав компании 20 человек - это учащиеся 8-10 классов. Основным направлением деятельности компании является растениеводство. В дальнейшем планируем расширить вид деятельности: работа с древесиной (изготовление сувениров из природного материала). В основу нашей деятельности положено воспитание трудолюбия и экономической грамотности учащихся. Объектами деятельности школьной бизнес-компании являются теплица и пришкольный учебно-опытный участок.
В планах бизнес-компании выращивание рассады цветочно-декоративных однолетних и многолетних растений, овощных культур, а также зелени: петрушки, укропа, лука, салата, рукалы. Уже в январе планируем высадить на выгонку тюльпаны и нарциссы для продажи к Международному женскому дню 8 марта, для чего приобрели посадочный материал. В феврале планируем высадить на рассаду однолетние цветочно-декоративные растения: петунии, агератумы, сальвии, бархатцы низкорослые, цинерарию «Серебряная пыль» и другие растения. Часть из этих декоративных растений будет высажена на клумбы, рабатки, миксбордеры, расположенные на прилегающей к учреждению территории, остальные растения будут реализованы другим учреждениям Добрушского района. Также на рассаду с последующей высадкой в открытый и закрытый грунт будут высажены капуста, перцы и томаты, часть из которых планируется реализовать.
Государственное учреждение образования «Утевская средняя школа» на протяжении многих лет специализируется на выращивании овощных культур с целью удешевления питания учащихся. Планируем в 2017/2018 учебном году увеличить посевные площади, отведенные под овощные культуры, с целью последующей реализации овощной продукции в рамках программы бизнес-компании.
На учебно-опытном участке, площадью 0,45 гектара,созданы следующие отделы: цветочно-декоративный, коллекционный, полевой, плодово-ягодный, отдел овощных культур открытого изакрытого грунта, отдел начальных классов. О результате нашей работы свидетельствует тот факт, что несколько лет подряд мы заготавливаем овощи для нужд школьной столовой под полную потребность, что способствует удешевлению питания.
В этом году выращено: 170 кг капусты, 433,5 кг моркови, 633,5 кг свёклы, 124,5 кг лука, 67 кг огурцов, перца 50 кг, томатов 12 кг. Излишки сельскохозяйственной продукции были переданы на безвозмездной основе детским дошкольным учреждениям Добрушского района.
Работа школьной бизнес-компании не ставит самоцелью зарабатывание денег, а предполагает формирование основ потребительской культуры и предпринимательства, применение полученных знаний на практике.
Основная цель:
Дать возможность учащимся получить в ходе образовательного процесса практический опыт в области предпринимательства и менеджмента;
Участвуя в управлении школьным предприятием, проявить инициативу и находчивость в реализации практических проектов, бизнес-планов.
КРАТКАЯ СПРАВКА ОБ ИНИЦИАТОРЕ ПРОЕКТА
Источники приобретения сырья, материалов, полуфабрикатов или исходные условия для оказания услуги
В сентябре на учебно-опытном участке собраны семена цветочно – декоративных растений и овощных культур, размножены и рассажены многолетние декоративные растения.
Дата начала производства
сентябрь 2017 года
В производстве примут участие
20 человек
Совокупные затраты на оплату труда составят
Средняя себестоимость единицы товара (услуги)
Рассада цветочно-декоративных растений – 1 шт. – 7,00 бел. рублей
Многолетние декоративные растения – 1 шт. – от 1 до 2 белорусских рублей
Рассада овощных культур (помидоры, перцы, томаты) – 1 шт. – 1000 белорусских рублей
Овощи: томаты – 1 кг - 1 белорусских рублей;
огурцы – 1 кг – 0,60 белорусских рублей;
свекла – 1 кг – 0,50 белорусских рублей;
морковь – 1 кг – 0,50 белорусских рублей;
перец – 1 кг – 1,30 белорусских рублей
ПЕРСОНАЛ
Президент/глава администрации - 1
Вице-президенты/ руководители отделов - 4
Специалисты - 2
Производственные рабочие - 10
Торговые представители - 3
Заработная плата, рублей
Согласно договорам, заключённым с учащимися, планируемая заработная плата будет составлять 10 % от прибыли
ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Доход от продаж 837 белорусских рублей
Расходы
Материальные затраты: 347,05 рублей
приобретение сырья и материалов (семян)
Затраты на оплату труда 837 рублей
затраты на реализацию продукции 30 рублей
транспортировка продукции
Разница между доходами и расходами составит 693 руб. 30 коп.
Прибыль 6 93,30 рублей
Перечень необходимого оборудования
№ п/п |
Наименование |
Приобретение (аренда, приобретение) |
Количество (штук) |
Сумма (рублей) |
1 |
Садовый инвентарь: | |||
- лопаты; |
Хакимов Ильяс, Габдулганиева Ильсина
устав и бизнесплан школьной компании "Сладкая минутка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
УСТАВ ШКОЛЬНОЙ КОМПАНИИ
1. Участие и членство
1.1. Участниками Школьной компании являются учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет (на дату аккредитации Школьной компании), их родители, учителя, представители бизнеса и общественности, проявляющие интерес и оказывающие содействие Школьной компании.
1.2. Членами Школьной компании являются учащиеся, работающие в Школьной компании и выступающие в роли её инвесторов, работающих акционеров, руководителей и работников.
1.3. Любой член Школьной компании, на трех собраниях подряд без уважительной причины, автоматически лишается своего членства, но может быть восстановлен большинством голосов членов Совета Директоров. Член компании также может быть отстранен от деятельности компании на 2/3 голосов членов Совета Директоров, на основании рекомендации высшего руководства компании.
2. Деятельность Школьной компании
2.1. Деятельность Школьной компании осуществляется на добровольной основе в соответствии с правилами и ограничениями, последовательность которых определена в методическом комплекте «Школьная компания».
2.2. Целью деятельности Школьной компании является получение знаний и практического опыта организации и ведения бизнеса на примере игрового предприятия, основанного по учебно-методическому комплекту «Школьная компания»
2.3. Деятельность Школьной компании осуществляется по образцу акционерного общества, созданного для изучения производственно-сбытовой деятельности предприятия с целью получения и развития навыков учащихся в сфере планирования, маркетинга, производства, управления, финансовой и технологической деятельности малого предприятия, основ бухгалтерского учета, налогообложения.
2.4. Все операции по производству, реализации и приобретению товаров и услуг, произведенных Школьной компанией, имеют исключительно игровое значение, так как стоимость выпускаемых и реализуемых игровым предприятием товаров и услуг, а также стоимость рабочего времени определяется ходом игры и не связана непосредственно с реальными потребительскими свойствами товаров и услуг.
3. Управление
3.1. Управление Школьной компанией осуществляется ее президентом и вице-президентами (главой администрации и руководителями отделов, отвечающих за управление маркетингом и связями с общественностью, производством, персоналом и финансами, информационно-коммуникационным обеспечением).
3.2. Руководитель Школьной компании избираются советом из кандидатур, выдвинутых из числа членов Школьной компании.
3.3. Руководители переизбираются в обязательном порядке на полугодовом собрании Совета из числа членов Школьной компании (включая тех, кто занимает посты руководителей). Избранный руководитель может быть освобожден от должности на любом заседании Совета Директоров 2/3 голосов.
3.4. Дополнительные должности в руководстве Школьной компании создаются по решению Совета Директоров.
3.5. Учителя, родители, представители бизнеса и общественности не принимают участия в управлении Школьной компанией.
4. Совет Директоров
4.1. Право управления и контроля над деятельностью Школьной компании в рамках ролевой игры наделяется Совет Директоров, состоящий из членов Школьной компании (в соответствии со ст. 1 настоящего Устава). Любой из учащихся, который отказывается от участия в Школьной компании, автоматически исключается из члена Совета.
4.2. Заседания Совета проводятся ежемесячно. Внеочередное заседание из членов Совета Директоров может быть созвано высшим руководством (Президент) или по требованию трех или более членов Совета Директоров. Каждое заседание должно проводиться в установленный период времени. Время проведения и основные решения, принятые Советом фиксируются в Протоколе заседания.
4.3. Кворум, достаточный для проведения любого заседания Совета Директоров, составляет половину от количественного состава. Решения принимаются путем голосования большинством голосов. В случае равного количества голосов Президент имеет право решающего голоса.
4.4. В сферу ответственности Совета Директоров входят (но не ограничиваются): выборы и перевыборы руководителей, решения о выпуске и распространении акций, формулировка миссии Школьной компании, а также принятие решений по важнейшим вопросам, связанным с основными этапами ролевой игры: организация. Планирование, управление, ликвидация.
5. Общее собрание Школьной компании
5.1. Общее собрание может быть созвано Советом Директоров Школьной компании.
5.2. К компетенции общего собрания относятся вопросы, связанные с основными этапами практикума, в том числе с ликвидацией Школьной компании.
5.3. Ликвидационное собрание называется годовым общим собранием, на котором рассматриваются результаты работы Школьной компании, а также происходит распределение дивидендов среди акционеров. Протокол собрания направляется в региональную организацию «Достижения молодых».
5.4. Кворум, достаточный для проведения годового общего собрания, составляет половину от количества всех (работающих и неработающих) участников Школьной компании. Решения принимаются путем голосования большинством голосов. В случае равного количества голосов Президент имеет право решающего голоса.
6. Материальная база
6.1. Необходимые для организации игры учебные пособия, материалы, инструменты участники игры приобретают самостоятельно на собственные средства в соответствии с определенным ими самостоятельно видом продукции Школьной компании и планом практических занятий.
6.2. Размер затрат определяется участниками самостоятельно, исходя из минимальной необходимости материального обеспечения процесса игры и фиксируется в Уставе в качестве уставного капитала.
6.3. Средства привлекаются за счет распространения среди участников игры образцов акций, предназначенных исключительно для применения в рамках практикума Школьная компания.
6.4. Выпуск и распространение акций Школьной компании определяются ходом игры, проводятся участниками игры исключительно среди участников игры и учитывается в игре. Кроме Школьной компании, в число акционеров могут войти их родители и члены семей, друзья, знакомые, учащиеся, учителя, администрация образовательного учреждения, на базе которого организован практикум, консультанты.
6.5. Каждый участник практикума должен иметь одну или более акций Школьной компании. Ни один из акционеров не может владеть более 20 акций. Каждый акционер обладает одним голосом независимо от количества принадлежащих ему акций.
6.6. Различают работающих и неработающих акционеров Школьной компании. К первым относятся учащиеся, принимающие непосредственное участие в ролевой игре (руководители и сотрудники Школьной компании). Ко вторым – все остальные держатели акций Школьной компании (родители и члены семей, учащиеся и учителя, администрация образовательного учреждения, на базе которого проходит практикум, консультанты).
6.7. Статус работающего акционера дает право участия в управлении компанией и право голоса в Совете Директоров.
6.8. Неработающие акционеры не принимают участия в управлении, за исключением учителя, консультанта, не участвуют в собраниях Школьной компании, кроме ликвидационного собрания.
6.9. Все финансовые операции проводятся участниками игры исключительно участниками игры и учитываются в игре. В игре используется упрощенная модели рынка, предприятия, системы налогообложения, позволяющие участниками в наглядной форме вести бухгалтерию предприятия.
6.10. После окончания игры все материальные ценности, которые использовались в процессе, распределяются (возвращаются) между участниками игры или могут быть переданы на благотворительные цели по их усмотрению.
7. Ликвидация
7.1. Школьная компания осуществляет свою деятельность в рамках ролевой игры в течение 15-18 недель учебного года или летних каникул.
7.2. Школьная компания должна быть ликвидирована не позднее срока, указанного в заявке на аккредитацию, предоставленной в региональную организацию «Достижения молодых».
8. Изменения
8.1. Любые изменения и дополнения к данному Уставу должны быть одобрены 2/3 голосов собрания Совета Директоров Школьной компании и могут быть приняты по окончании процедуры согласования с региональной организацией «Достижения молодых», выдавшей согласие на организацию практикума «Школьная компания» на базе образовательного учреждения, в случае получения письменного одобрения предложенных изменений к Уставу.
Закрытие ИП