И самовыражения а не способом. Способы самореализации человека в жизни: самовыражение личности. Соотношение самореализации и саморазвития

Процесс эволюции через возрастающую сложность организмов и совершенствование организационной структуры привел к повышенному чувству индивидуальности. Следствием этого развития стала потребность выражения этой индивидуальности. В предыдущей главе мы отметили, что если эта потребность оказывается фрустрированной в силу условий социальной жизни, таких как перенаселенность или формирование массового общества, то развиваются самодеструктивные тенденции. При этом потребность ксамовыражению принимает невротические формы. Она превращается в стремление к успеху и жажду власти.

Биологи начинают признавать, что потребность выживания не намного важнее потребности самовыражения. Если спросить: «Выживание ради чего?», то единственным осмысленным ответом могут быть удовольствие и радость жизни, которые неотделимы от самовыражения. Адольф Портман в своем замечательном труде «Новые пути в биологии» пишет: «Метаболизм может служить выживанию индивида, однако мы должны помнить, что индивид здесь не ради своего метаболизма, но скорее метаболизм служит проявлением индивидуального существования»*. Самовыражение есть проявление индивидуального существования.

Акцент на самовыражении добавляет новое измерение к биологии. Поведение животных нельзя оценивать исключительно с точки зрения его ценности для выживания. Сохранение жизни и самовыражение являются тесно связанными друг с другом функциями. Портман ясно показывает это в своей книге. Он замечает: «Есть бесчисленные примеры того, как самосохранение и самовыражение сочетаются в одном и том же органе»**. Он демонстрирует это на примере гортани, ссылаясь на функции пения и речи. Приверженцы Конрада Лоренца склонялись к тому, чтобы считать пение птиц скорее способом заявления территориальных прав, чем выражением внутреннего чувства. Теперь многим приятно будет узнать, что пение сочетает в себе обе эти функции.

Психология присоединяется к биологии, также отмечая важность самовыражения. Внешнее выражение отражает то, что происходит внутри организма. Самовыражение как внешний, видимый аспект индивидуальности соответствует самоосознанию и самовосприятию как внутренним, или психическим аспектам индивидуального существования. По словам Портмана, «яркая внешность [среди животных] всегда является отражением богатства внутреннего мира»*. Но этот внутренний мир нельзя считать исключительно психическим феноменом. Снова цитируя Портмана: «Никто не может четко определить местонахождение внутреннего мира, ибо, признавая всю важность мозга, мы знаем, что внутренняя жизнь, как целое, включает в себя тело»**.

Человеческие существа, стоящие на более высокой ступени развития по сравнению с животными, обладают большей потребностью выражать себя. А поскольку они лучше сознают свою индивидуальность, в их самовыражении присутствует больший сознательный компонент. Мы не обладаем ярким оперением птиц или красивой шерстью некоторых млекопитающих, и мы заменили их цветом и разнообразием продуктов нашего творчества. Одежда, которую мы носим, дома, которые мы строим, наши искусства и ремесла, наши песни и танцы, - все является проявлениями этого базового импульса к самовыражению. Каким бы утилитарным ценностям ни служили эти вещи, нельзя


игнорировать их роль в удовлетворении потребности самовыражения.

Самовыражение на сознательном уровне - это функция эго и тела. Таким образом, оно отличается от форм самовыражения, не зависящих от сознания, которые являются исключительными проявлениями телесного «Я». Цвет волос или глаз - это форма телесного самовыражения, не включающая эго. Все творческие действия, однако, являются обязательно сознательными, поэтому эго играет важнуюроль в формулировании и реализации творческого импульса. Однако возникновение импульса не связано с эго. Корни его происхождения в теле, его мотивация в стремлении к удовольствию, а источник вдохновения - в бессознательном.

Самовыражение, творчество и удовольствие тесно связаны друг с другом. Любая форма самовыражения содержит в себе творческий элемент и ведет к удовольствию и удовлетворению. Женщина, пекущая торт, к примеру, выражает в этом творческом акте свою индивидуальность. Она находит удовольствие в этой деятельности и испытывает чувство удовлетворения при ее завершении. Кроме того, имеет место особое удовлетворение, которое сопутствует достижению. «Я сделала торт» - самовыражение на телесном уровне, которое реализует физическую потребность сделать что-то активное и творческое. «Я сделала торт» - самовыражение на уровне эго, обеспечивающее особое эго-удовлетворение. Попробуем исследовать связь этих двух видов удовлетворения.

Приобретение знания и овладение навыками - важные функцииэго, являющиеся главным источником эго-удовлетворения. «Я» желает знать и хочет быть способным делать. Оно стремится быть активной силой в формировании своей жизни. Вряд ли кто помнит возбуждение, которое он испытал, когда сделал первый шаг, заговорил или прочел первое слово, но большинству знакомо возбуждение, которое сопровождало такие достижения, как первая поездка на велосипеде и вождение автомобиля, выпечка первого пирога, первый спуск на лыжах или первая беседа на иностранном языке. Все эти достижения приносят эго-удовлетворение, которое, однако, не следует отделять от удовольствия, связанного с процессом обучения, или от удовольствия, которое эти навыки обещают доставить в будущем.

Любой проект, который мы предпринимаем и доводим до завершения, приносит двойное удовлетворение: первое на физическом уровне в виде удовольствия от активности, а другое на уровне эго, в виде осознания достижения. Такое двойное вознаграждение соответствует двойственности человеческой натуры. С одной стороны, мы являемся сознательными актерами в драме жизни, и, следовательно, сознаем свои индивидуальные роли. Однако слишком часто такое самосознание ослепляет нас, заслоняя тот факт, что с другой стороны, подобно животным, мы являемся частью природы, обладаем телом и в отношении телесного удовольствия зависим от гармоничных взаимоотношений с природой.

Подобное ослепление приводит к тому, что мы становимся эго-сознательными, то есть эгоистами. Эгоист ошибочно принимает эго за «Я» и убежден: все, что поддерживает его эго, способствует интересам «Я». Это справедливо лишь в определенных пределах, которые я определю позже. Уделяя первостепенное внимание эго, человек полностью изменяет нормальные взаимоотношения между эго и телесным «Я», что может привести к деструктивному поведению. Телесное «Я» является фундаментом, на который опирается эго. Укрепление основания улучшает структуру личности в целом. Ремонт крыши будет неэффективен, если фундамент не в порядке. Когда жертвуют удовольствием ради влечений эго, таких как успех, то результат может быть катастрофическим.

Возьмем, например, человека, который живет не по средствам, чтобы произвести впечатление на своих соседей. Обладание огромным домом или дорогой машиной будет способствовать раздуванию эго, а также причинит немало боли и страдания, поскольку придется платить за их содержание. Только путем диссоциации, отрыва от реальности он сможет проигнорировать боль. Подавив боль, он также отсечет все возможности для получения удовольствия. Принесение в жертву удовольствия ставит под сомнение ценность эго-удовлетворения, которое он получает от обладания собственностью.

Даже если человек может, приложив усилия, заработать деньги, необходимые для того, чтобы обзавестись шикарной обстановкой, эго-удовлетворение, которое он в результате получит, вряд ли будет стоить затраченного времени и сил. Одно дело работать ради того, что принесет настоящее удовольствие, другое дело - ради того, что служит просто укреплению имиджа человека. Поскольку мы, люди, являемся самосознающими существами, обладающими эго, нам небезразличен наш имидж. Имидж важен, поскольку он олицетворяет человека, но это не сам человек. Эгоист - это индивид, идентифицирующий себя с имиджем, а не со своим телесным «Я».

Не существует такого имиджа, который способен бы был предоставить телесное удовлетворение, придающее смысл жизни. Эго, не получающее питания от корней в форме телесного удовольствия, развивает ненасытный голод. Находящийся под властью ненасытного эго индивид живет в напряжении, вынужденный постоянно расширять свой имидж. Его эго-влечения становятся все сильнее и непреклоннее, попирая условности и приличия ради достижения своих целей. Человек, который пошел по этому пути, не может остановиться. Если он получил один миллион, то он должен приложить все усилия, чтобы заработать второй миллион, потом третий и так далее. Эти деньги вряд ли смогут повысить его уверенность и защищенность или способствовать его удовольствию, к тому же стремление зарабатывать деньги, по-видимому, получает новый импульс с каждым прибавлением капитала. Его эго подобно воздушному шару, который должен подниматься все выше и выше, расширяясь до тех пор, пока не взорвется.

Притягательность денег с точки зрения эго объясняется тем, что они символизируют власть. Увеличение состояния или власти несет с собой эго-удовлетворение. Это дает эго возможность воображать себя властелином мира. Может показаться, что от овладения знаниями и совершенствования навыков до покорения природы один шаг, но то же расстояние отделяет интегрированного человека от отчужденного эгоиста, одержимого властью. Потребность человека во власти отражает его незащищенность и служит признаком неадекватности его эго. Хотя власть и богатство могут привнести удовольствие в жизнь, это происходит лишь при том условии, что они не становятся первостепенными целями жизни.

Эго-влечения не ограничиваются сферой денег. Область зрелищных видов спорта пронизана интересами эго, и анализируя этот феномен, мы можем достичь более глубокого понимания сущности этих интересов. Присутствующий на спортивном состязании зритель, болеющий за одну из команд, получает значительное удовлетворение от ее победы. Если он относится к разряду фанатичных болельщиков, то ему даже необязательно лично присутствовать на трибуне или смотреть матч по телевизору. Сама мысль о победе или поражении его команды несет в себе сильный эмоциональный заряд. Для такого болельщика удовольствие от просмотра самого действия часто имеет второстепенную ценность. Если команда проигрывает, то это вызывает у него подавленное настроение, которое сводит на нет все удовольствие от наблюдения за игрой. Такие сильные реакции вполне понятны, если представить, сколько поставлено на кон. Для многих людей такой ставкой становится эго, которое они вкладывают в любимого игрока или команду, поэтому впоследствии они чувствуют себя либо отстоящими, утвердившими свою позицию, либо разочарованными и униженными.

Болельщик идентифицирует себя с объектом своего восхищения на уровне эго. Посредством этой идентификации достижения его героя становятся в каком-то смысле его собственными. Таким образом, он получает личное удовлетворение от достижений героя, хотя сам не принимал в его деятельности никакого участия. Для такого болельщика идентификация с героем служит функцией самовыражения посредством замещения себя другим человеком. Для спортсмена же выступление является подлинной формой самовыражения; он вовлечен в состязание всем своим существом. Поскольку со стороны болельщика включено лишь эго, его обязательства ограничены, а роль сводится к наблюдению, однако эмоционально он реагирует так, будто полностью включен в игру. Он фактически выражает себя через идентификации своего эго.

Любая эго-идентификация является формой самовыражения. Человек, который купил большой дом, говорит всему миру: «Посмотрите. Я владею этим домом. Я идентифицирую себя с ним». Однако лишь эго идентифицировано с домом, если только этот человек не принимал личного участия в планировке или строительстве. Точно так же человек, накопивший крупную сумму денег, чувствует свою идентификацию с деньгами. Говоря: «Я стою два миллиона долларов», он тем самым говорит: «Я - это два миллиона долларов». И фанат, который на уровне эго идентифицирует себя с «New York Giants», реагирует так же: «Я - это «New York Giants»». При этом он говорит: «Мы выиграли».

Самовыражение посредством идентификации эго может показаться слабой заменой подлинного, а именно - самовыражения посредством творческой деятельности. Однако власть эго над поведением такова, что идентифицирующий себя человек переживает происходящее как реальность. В любой идентификации должен присутствовать некоторый аспект реальности. Если человек является членом клуба, то он имеет все основания испытывать гордость за успехи клуба. Многие люди идентифицируют себя со школами, где учились, и чувствуют на себе отблеск достижений или тень неудач выпускников. Хотя такая идентификация в некоторых случаях может быть чрезмерной (как например - со старым школьным галстуком), она имеет логичное основание, поскольку в бытность свою членом студенческого коллектива человек принимал активное участие в школьной жизни. Патриотизм является еще одним примером эго-идентификации, имеющей под собой реальную основу, поскольку она происходит из принадлежности человека к данному сообществу людей.

Через свои эго-идентификации индивид ощущает себя частью общества, участвующей в его развитии и разделяющей его победы и поражения. Без таких эго-идентификаций человек чувствовал бы себя отрезанным от течения жизни и социальной ситуации, изолированным от интересов сообщества. Он был бы вынужден находить удовольствие и смысл в пределах собственного «Я», что не под силу сделать никому, поскольку удовольствие зависит от гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Своими идентификациями эго расширяет границы «Я», увеличивая таким образом возможности для достижения удовольствия и удовлетворения.

Проблемы возникают тогда, когда подобное расширение становится чрезмерным, то есть когда его эго-идентификации компенсируют недостаток самоидентификации. Эго здоровой личности заземлено в ощущениях тела и идентифицируется с телесным «Я». В этом случае основной формой самовыражения является творческая жизнь, а эго-идентификации вторичны. Когда идентификация с телом слаба и незначительна, то идентичность человека неопределенна, а его творческое самовыражение снижено. Такой индивид, будучи отчужденным от своего телесного «Я», вынужден искать идентичность и средства самовыражения в эго-идентификациях. Они становятся его главным способом самовыражения и в этом случае оказываются слабым замещением подлинного.

Чрезмерный вклад в эго-идентификации отводит энергию в сторону от «Я», которое истощается все больше, пропорционально тому, насколько раздувается эго. Эго-удовлетворения, получаемые человеком в виде дивидендов от таких вложений, никак не способствуют наслаждению жизнью. Подобно иллюзиям, еще одной функции диссоциированного эго, они могут поддерживать дух, но ничем не помогают телу. Мне не раз доводилось слышать жалобы успешных людей на то, что они не получают «настоящего удовлетворения» от своего успеха.

Существует и другой аспект роли эго в самовыражении: потребность в признании. Любой сознательный акт самовыражения считается незаконченным, пока не вызовет реакцию со стороны других членов сообщества. При благоприятной реакции человек получает дополнительную порцию удовлетворения от своего достижения. Отрицательная реакция ослабляет удовлетворение. Творческий акт, оказавшийся незамеченным, обычно оставляет человека с чувством фрустрации. Писатель разочарован, если никто не читает его книг, у художника опускаются руки, если никто не пишет рецензии о его работах, повар подавлен, если о его кулинарных шедеврах ничего не говорят. По-видимому, всем нам требуется некоторое признание нашей индивидуальности. Без такого признания трудно сохранять личную идентичность или поддерживать чувство «Я».

Обладая эго, человек не только сознает себя индивидом, но и чувствует свою обособленность и одиночество. Стремление к индивидуальности велико, но желание быть признанным частью группы не меньше. Первое желание находит удовлетворение в акте самовыражения, второе - в признании другими этого акта. Поскольку оба желания проходят через эго, их осуществление ведет к эго-удовлетворению. Этот процесс имеет и количественный аспект. Более сильное эго связано с более высокой степенью индивидуальности, большей потребностью самовыражения и с повышенным стремлением к признанию. Слабое эго имеет меньшее стремление к самовыражению и довольствуется меньшим признанием.

Стремление к признанию лежит в основе феномена статуса. Степень признания обусловливает статус человека, а побуждение к статусу происходит из потребности эго в признании. Статус является феноменом, который мы, люди, разделяем со многими животными. Очередность подхода к кормушке среди домашних птиц, порядок кормления в стае хищников, приоритет в спаривании - все определяется статусом. Внутри вида статус обеспечивает выживание сильнейших. Что касается человека, статус способствует ощущению идентичности и является поддержкой эго. Пока эго идентифицируется с телом, как это бывает у животных, статус отражает дарованные природой физические способности индивида. Среди человеческих существ, однако, положение или статус индивида в обществе определяются множеством факторов, не связанных с телом. Наследственное положение, финансовое состояние, семейные связи играют важную роль в определении статуса.

Если статус не является истинным показателем личных качеств индивида, он действует как подрывная сила, диссоциирующая эго от тела. Статус влияет на имидж индивидуального эго. Чем выше статус, тем величественнее имидж, ибо мы видим себя только глазами других. Однако мы можем чувствовать себя изнутри, если находимся в соприкосновении с телом. Не возникает никаких сложностей, если имидж соответствует реальности тела, то есть когда наше видение себя совпадает с тем, что мы чувствуем. Недостаток такого соответствия нарушает наше чувство идентичности. Мы приходим в смятение, не понимая, кто мы есть. Перед нашим сознанием встает искушение идентифицировать себя с имиджем и отвергнуть реальность тела. Диссоциация эго от тела ведет к нереальной, воображаемой жизни. Человек становится одержим собственным имиджем, озабочен своим положением и оказывается обречен на борьбу за власть во имя усиления статуса. Удовольствие и творчество ослабевают, отступают на задний план или исчезают из жизни.

admin

Каждый человек стремится к самовыражению. В наше время в обществе приходится играть какую-либо роль, ведь рабочие и учебные моменты диктуют собственные потребности. Людям приходится делать, что ожидают в конкретной ситуации. Данную тенденцию нельзя трактовать с единой стороны, ведь требования жизни желательно принимать. Потребность в самовыражении сохраняется, вне зависимости от обстоятельств, поэтому она заслуживает правильного, адекватного проявления.

Самовыражение – это источник положительных эмоций, хорошего настроения, вдохновения, желания самосовершенствоваться и достигать поставленных целей, способ разрядки и избавления от негативной энергетики.

Самовыражение происходит под влиянием жизненных обстоятельств, в различных направлениях, но в каждом случае человек находит шанс найти себя, понять истинное «Я», определиться с дальнейшим развитием. Психологи понимают необходимость предоставления помощи людям, в результате чего предлагает арт-терапию и танцевально-двигательную терапию для оказания психологической помощи. Самовыражение и психологические методики способствуют , пониманию перспектив развития, правильных схем взаимодействия с коллективом.

Каждый человек индивидуален, потому нужно ориентироваться на направления самовыражения, учитывая особенности характера. Не обязательно останавливать выбор на единственном способе, так как исследование возможностей приведет к получению достойных результатов.

Взаимосвязь свободы и страха самовыражения

Самовыражение, являющееся свободным, — это основа счастливой жизни, устранения сомнений и проблем. Почему желательно проявлять характер, заложенный потенциал?

Самовыражение приводит к получению радости и счастья, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.
Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от , нежелательной усталости.
Самовыражение способствует пониманию потенциала и пожеланий, самопознанию. При желании происходит развитие черт характера.
Самовыражение поднимает самооценку, придает уверенности в силах и наличии основы для развития.
Самовыражение – основа поиска единомышленников. Круг общения, соответствующий интересам и мировоззрению, делает взаимодействие с другими людьми полноценным.

Обстоятельства, которые приводят к скрытию потенциала и задатков, настоящего характера, делают человека зажатым и стеснительным, закомплексованным. Развитие ситуации в данном направлении приводит к опасениям относительно понижения самооценки. Человек не чувствует себя свободным и счастливым. По данной причине самовыражение играет важную роль для индивидуума. Какие возможности самовыражения значатся?

Самовыражение в профессии

Работа, имеющая связь с хобби и приносящая достойную зарплату, — это сокровенная мечта. Если вы выражаетесь в профессии, счастье становится неотъемлемой частью жизни. Работа не должна только приносить зарплату и служить источником питания, обеспечения жизнедеятельности. В большинстве случаев такое самовыражение достигается творческими людьми, прирожденными руководителями. Ориентируйтесь на хобби и заложенный потенциал, желая достигнуть реализации и открывать перспективы для продвижения вперед.

Самовыражение в творчестве

Самовыражение в творческой направленности обладает высоким уровнем эффективности, так как человек посвящает время тому, что нравится, реализует творческие задатки и навыки, одновременно получая признание. При желании результатами творческой работы наслаждайтесь в одиночку, так как от этого тоже будет польза.

Зная наклонности и шансы для реализации потенциала, приступайте к творческому воплощению задатков. К творчеству относятся сочинение музыки и написание уникальных текстов, прозы и поэзии, фотография, танцы. Занимайтесь хобби так часто, как можете, ведь это подарит счастье.

Если вы не открыли творческий потенциал, экспериментируйте и ищите направление. Попробуйте рисовать, реализовывать творческие образы в аэрографии, пишите стихи и прозу, фотографируйте, танцуйте. Любое направление подарит свободу в сердце и душе, поспособствует самовыражению, поиску «Я». После того, как удастся найти подходящее направление, развивайте открытые навыки. Преграды для продвижения отсутствуют, так как современные предложения восхищают разнообразием. Посещайте танцевальные клубы, ведите блог или сайт, участвуйте в дискуссиях, пишите прозу и стихотворения, публикуйте литературные произведения в интернете, представляйте людям поделки, вязаные игрушки, нарисованные картины и комиксы. Сделав правильный выбор, удовольствие появится в вашей жизни, подарит частицу счастья, поспособствует повышению самооценки. Не поддавайтесь чужому мнению и моде, так как самовыражение полезно, а подавление потенциала приведет к вреду.

Самовыражение во внешности

Данный способ выражения свойственен девушкам и женщинам. Психологи отмечают, что внешние атрибуты создают уникальный имидж, потому они способствуют проявлению характера, потенциала. Ориентируясь на внутренние ощущения, создавайте гардероб, делайте стрижки и прически, подбирайте аксессуары, и маникюр. Не гонитесь за модой, которая подавляет личность, не позволяет найти источник для выражения внутреннего мира.

Создавая подходящий образ, совпадающий с внутренними ощущениями, вы станете личностью. Выделяйтесь из толпы, помня о том, что одинаковых людей не бывает. Индивидуальность проявляется в имидже.

Татуировки и пирсинг популярны у молодых людей, но они позволяют отойти от стандартов, проявить себя. По данной причине вариант является подходящим для самовыражения.

Самовыражение с помощью вкусов

Хобби, вкусы в литературном, музыкальном и кинематографическом мире – основа самовыражения.

Создайте коллекцию песен, книг, фильмов, учитывая свои предпочтения, мнения о произведениях, являющихся классическими и современными. Страсть к коллекционированию доставляет удовольствие от просмотра фильмов и прослушивания музыки, способствует становлению правильного круга общения, признания вкуса собеседниками.

Вкусовые предпочтения – это основа для проявления мировоззрения, мнения о разных жизненных ситуациях.

Место искусства в жизни людей: поиск себя

Самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется?

Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.

Рациональный человек отдаляется от самовыражения, подстраивается под стереотипы мышления, правила мегаполиса, потребности активной и успешной жизни. Такая ситуация не приносит настоящего счастья, приводит к разочарованию в жизни.

Творческие работы выполняют утилитарную, приспособительную функцию, регулируют жизнь. Для проявления «Я» требуется восстановление контакта между чувствами и разумом, создание целостной и гармоничной личности, понимание личностных смыслов. По данной причине психологи рекомендуют проявление характера не только во внешности, вкусовых предпочтениях, профессии, что является внешними атрибутами, но и в искусстве, в чем помогает арт-терапия.

Какой пользой обладает искусство?

Арт-терапия полезна для каждого человека. Творческие задатки проявляются по-разному, но в каждом случае искусство реализует заложенный потенциал, отношение к происходящим событиям, помогая найти правильное направление развития, обрести внутреннюю гармонию.

Самовыражение. Искусство способствует выражению переживаний словами, действиями. Глубинные слои бессознательного состояния человека находят место в сознательном мире. Самовыражение позволяет приобрести гармоничность, целостность. По данной причине искусство связывает человека с другими людьми. В сложных ситуациях, например, после или шока, арт-терапия становится способом установления контакта между пациентом, психологом или психотерапевтом.
Искусство и творчество. Человек разрабатывает и реализует определенные ассоциации через переживания, отношение к происходящим событиям. Креативность, творчество – это важные жизненные принципы. Творческий подход способствует успешному поиску решения в любой ситуации, так как он укрепляет контакт с бессознательной составляющей личностью, внутренними силами.
Творчество приносит удовольствие, расслабляет при кризисных ситуациях, устраняет боль. Переживания проявляются в искусстве, свидетельствуя о преходящей природе чувства. Любая физическая, моральная, душевная боль остается в прошлом после того, как человек проходит через самовыражение, говорит об ощущениях, эмоциях.
Искусство передает индивидуальный опыт, знания человека, накопленные чувства. Передача через творческие работы находит отклик у слушателей, которые настраиваются на соответствующую волну, становятся восприимчивыми. Человек проявляет себя, после чего получает шанс для преодоления этапа жизни, дальнейшего развития. Искусство не может претендовать на объективность и правильность, истинность, так как все люди различаются мировоззрением и характером, но опыт каждого человека полезен для других.
Современная жизнь, требования общества губят личность, потому присутствует необходимость поиска истинных чувств, возвращения к внутреннему миру. Многими взрослыми людьми творчество воспринимается в виде игры, что гарантирует пользу.

Самовыражение в эмоциях

Помните: вы – индивидуальная личность, потому ориентироваться на рекомендации и советы других людей нельзя. Перед проявлением эмоции определите ее, проявите объективное отношение, понимание ее природы. Не торопитесь с действиями, желая обернуть эмоцию во благо. Не подавляйте чувства, которые заслуживают проявления.

Основа самовыражения – поступки, проявление эмоций.

Многие люди прикладывают усилия для подавления эмоционального мира, понимая, что поступают не правильно, но не ищут иного выхода. Не бегите от эмоций и поступков, идущих от сердца. В то же время воспринимайте ответственность за каждое действие, которое проявляется в контакте с другими людьми. Принимая характер, эмоциональный мир, существующие поступки, вы не бежите от себя, не скрываетесь за масками, в результате чего происходит самовыражение.

Общество диктует много требований, но в каждом случае происходят действия, позволяющие понять, какими особенностями отличается характер, кем вы являетесь в действительности.

Самовыражение – это путь к истинному миру, поэтому позаботьтесь о проявлении настоящей личности, понимая особенности поступков и эмоций, отношения к происходящим событиям.

23 января 2014

Итак, творческое начало заложено в природе каждого человека, а значит, все дети – активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и покоряют неведомые миры, конструируют космические ракеты и летающие тарелки. Создают свое, новое, никому ранее не приходившее в голову. Творчество детей ярко проявляется в фантазировании. Каждый ребенок – художник, музыкант, скульптор до тех пор, пока мы его не убедим, что он поет как будто ему на ухо медведь наступил, что двигается он как слон, а рисует как курица лапой.

Ребенок должен получать огромное удовольствие от самовыражения, и если мы не ставим задачу сделать из ребенка профессионала, то не должны ждать от творчества детей высоких (с наших позиций!) результатов. Чрезвычайно важно сохранить радость от процесса, желание творить, созидать.

Что же такое «самовыражение», и как оно проявляется? Что заставляет родителей увидеть в ребенке способности и потом искать подтверждения своего открытия? «Она все замечает», «Куда он только не влезет!», «Она все сказки слово в слово повторяет и свои все-время придумывает!», «А мой все время по лужам скачет и всех обрызгивает!» – восклицают родители.

Почему ребенок испытывает потребность в самовыражении? По достижении школьного возраста ребенок расстается с иллюзией, когда он полагал, что все люди испытывают одинаковые ощущения и думают одинаково. Младший школьник узнает, что мысли его присущи только ему самому и остаются скрытыми и отличными от мыслей других, пока он их не обнаружит. Он открывает для себя радость новой идеи, нового решения проблемы. Такие открытия приносят радость всем детям. Всем нравится делать то, что хорошо получается.

Самовыражение – это радость от новых открытий, от результата приложения своих возможностей и способностей. Это знакомство ребенка с собой, наблюдение за собой. Это обращение к своему внутреннему миру – открытому для детей этого возраста (так как ребенку всегда интересно жить в своем мире: фантазировать, воображать, разговаривать с воображаемыми собеседниками, животными, сказочными героями, людьми – и все они воплощены в нем одном), но пока еще не изученному.

А что понимается под самовыражением с научной точки зрения?

«Само» – это направленность на самого себя, непроизвольное и произвольное проявление личности, которое происходит без внешнего толчка и руководства, совершения чего-либо без посторонней помощи. «Само» – это действие на пользу себе, это собственная автономность и независимость. «Выражение» можно определить как внешнее проявление, обнаружение, отражение внутреннего состояния. Выразить можно характер, чувства, мысли, состояния. Выразительными могут быть жесты, мимика, позы, движения, действия, поступки.

Таким образом, самовыражение – это самопроявление личности, выражение самого себя . Выразить себя – значит открыть в себе вселенную и делиться этим богатством со всеми. В самовыражении главное – не конкретный результат деятельности, а процесс духовного становления личности. Чем сложнее воспринимает и отражает ребенок реальный мир, тем сложнее и ярче становится его собственная индивидуальность.

Самовыражение ребенка может проявляться в одной или нескольких сферах:

Интеллектуальной;

Академических достижений;

Творческого мышления;

Общения и лидерства;

Художественной деятельности;

Двигательной.

Младший школьник уже хорошо осознает, какой вид самовыражения присущ ему, какое именно поведение делает его отличным от других детей его возраста. Приход ребенка в школу активизирует определенный вид самовыражения, давая возможность самоутвердиться в детском школьном коллективе. Давайте рассмотрим, как может проявляться самовыражение ребенка младшего школьного возраста в каждой из вышеперечисленных сфер.

Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому применению знаний, много знает и задает много вопросов учителям, ставя их в неловкое положение, проявляет исключительные способности к решению задач. Такой ребенок с удовольствием и легкостью рассказывает на публике стихи, рассуждает о сложных проблемах, просит взрослых, чтобы ему задавали загадки и задачки; всегда хорошо учится в школе.

Сфера академических достижений:

Чтение: ребенок много читает, у него богатый словарный запас, который он активно использует в своей речи; он подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; хорошо запоминает и пересказывает то, что ему прочитали; проявляет необыкновенный интерес к письму; демонстрирует умение бегло читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; легко и быстро воспринимает, запоминает и манипулирует математическими символами; быстро считает; хорошо разбирается в измерении времени или счете денег; часто применяет математические знания в областях, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; часто задает вопросы о происхождении и функционировании предметов и явлений природы; проявляет большой интерес к опытам и экспериментам и часто их ставит.

Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, с головой уходит в интересующее его занятие; он достаточно энергичен, проявляет интерес к множеству разных вещей; часто делает все по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности, в игре, в использовании материалов и идей; высказывает много соображений по поводу одной идеи; предлагает оригинальные идеи и решения; как правило, завершает дело в занятиях и играх.

Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; дети всегда выбирают его партнером по играм; в окружении других людей сохраняет уверенность в себе; склонен руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается и со взрослыми и с детьми; проявляет инициативу в общении; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки возраста; другие дети часто обращаются к нему за помощью или советом. Однако, если ребенок не получает должного внимания со стороны окружающих, он склонен к демонстративному поведению (назло ведет себя плохо, пакостит, делает то, что неприятно другим), привлекая тем самым внимание к себе.

Сфера художественной деятельности:

Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к зрительной информации; быстро и в мельчайших подробностях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием различных материалов; работы оригинальны, композиционно выстроены, индивидуальны.

Рисование часто является для ребенка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Родители должны помнить, что объективный мир для ребенка иной – он воспринимает его детскими глазами. И индивидуальность ребенка иная – еще хрупкая, очень пластичная, еще только складывающаяся. В меру своих возможностей ребенок стремится изображать окружающий мир как можно ближе к своему детскому видению, не изменяя его, не искажая, думая над тем, как нарисовать, чтобы было «как живое», чтобы вышло «похоже».

АЗБУКА ДЛЯ ПАП И МАМ
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЮБОЕ ЗАНЯТИЕ ПРЕВРАЩАЕТ В ИГРУ ПО РОЛЯМ…
Ребенок любое занятие превращает в игру по ролям, надевает маску («Принеси, пожалуйста, стакан воды! – Я официант. Что желаете? А вам в стакане или в кружке? Холодную или теплую? Может, лучше сока?» или: «Давай-ка отремонтируем велосипед… – Пусть у нас будет мастерская, ладно? Ты будешь директор, а я мастером, буду все делать» и т. д.) Он, скорее всего, маскируется, то есть прячет самого себя. Он не уверен в своих силах и возможностях, боится не той оценки, что хочет получить. Если «официант», подавая на стол, разобьет тарелку, то и наказать надо «официанта»; а ребенок здесь не виноват, его здесь не было. Уместно предложить ребенку сделать то же самое от своего имени.
Но все-таки чаще всего ребенок просто играет: дети так любят играть.

Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет ритмические рисунки; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием поет и подпевает; определяет, какие ноты выше, какие ниже и т. д.

Двигательная сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики (например, моделирование из мелких деталей у мальчиков и плетение из бисера – у девочек); обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазанье); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. д.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы). Очень часто в школе такого ребенка называют «гиперактивным», живчиком.

Все эти виды самовыражения являются в той или иной степени творческими.

Характерно, что в творческом самовыражении для детей младшего школьного возраста важнее сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт. Самое большое влияние на творческое развитие оказывает поведение окружающих взрослых, их отношение к занятиям детей.

Семья может развить, но в то же время и подавить творческий потенциал ребенка. Подавление нередко приводит к эмоциональным сложностям. Когда творческая энергия ребенка серьезно блокируется, возникают трудности и с решением более простых задач. Ребенок может принимать оборонительные модели поведения, плохо приспосабливается к окружающему миру и подвержен стрессам.

Лучший способ воспитать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. В идеале творческими личностями должны быть и родители и учителя, то есть взрослые, оказывающие наиболее сильное влияние на подрастающую личность.

В основе самовыражения лежит не только восприятие окружающего мира, но и восприятие ребенком самого себя, или самовосприятие .

Наше представление о себе формируется из субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Первую такого рода информацию дети получают от родителей, затем – от учителей, работающих с ребенком в школе: «Ты сильный», «Ты радуешь меня», «Ты это можешь», «Ты хороший помощник», «Ты такая смешная», «Расскажи, что ты мастеришь?», или «Ты ведь можешь и лучше», «Ты меня так расстраиваешь», «Дай-ка я лучше сам это сделаю», «У меня получится быстрее», или «Потом, дорогая, сейчас я читаю». Из суждений значимых взрослых ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое – нет, какое опасно, а какое рискованно.

Однако высказывая подобные мнения в адрес ребенка, нужно учитывать, что положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические . В любом возрасте человек продолжает развивать те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное окружающим взрослым , которое тесно связано и с другим желанием – быть похожим на них: «Я хочу работать, как папа, директором лазерных дисков» или «Учительница в школе говорит так же, как я тебе…» Как ребенок узнает, что приятно взрослым? Он замечает и запоминает все события, которые вызывают довольную улыбку, одобрительный кивок головы, особый свет в глазах или горделивую нотку в голосе мамы, папы или учителя. Ребенок усваивает, что преуспеть, стать лучшим – это способ заслужить максимум положительного внимания.

Наше собственное поведение говорит ребенку, что в нем для нас важно. Обязательно нужно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают. Надо радоваться успехам ребенка вместе с ним, но не захваливать.

Первое и самое главное условие успеха ребенка в процессе самовыражения – это улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе ученика, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание – похвала не по заслугам – может и навредить. Всегда нужно уметь показывать ребенку резерв его возможностей, что можно делать еще лучше: «Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, рисунок будет еще красивее! Попробуй-ка!» Это возбуждает у ребенка желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию – очень важное условие творческой деятельности в любой области.

Ребенок ждет от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки своих действий. Однако не забывайте, что оценка не должна быть количественной, вроде школьных пятерок, троек и других отметок. Оценка должна отражать качественные характеристики деятельности ребенка. К оценке важно привлекать и самого ребенка: «Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось? А что еще не совсем получилось?» Все это поддерживает интерес ребенка к творчеству, к движению вперед, к совершенствованию, но…

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто перебарщиванием, доведением до того, что творческая деятельность станет надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятия до пресыщения, до того, что ребенку не хочется играть, рисовать, петь и т. д. Как перекармливаемый малыш теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие вызывает у младшего школьника сопротивление, нежелание заниматься тем, чем заставляют. Наоборот, заканчивать нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к занятию, но пообещайте, что завтра или «в другой раз мы позанимаемся или поиграем побольше», чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость. Творчество развивается, и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

Ребенку надо знать, что порой терпеть неудачу (а в школе ему с этим придется сталкиваться довольно часто) – это нормально и даже неизбежно. Неудачу надо принимать как возможность для новых свершений, но не как повод для отчаяния и самоунижения.

Во время творческого процесса никогда не допускайте замечаний по отношению к ребенку : «Ну и бестолковый же ты!», «Ты все по сторонам смотришь! Скорее соображай!» Толковее от этих обидных слов еще никто не становился, зато они вызывают у детей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать – все, что творчеству, да и не только творчеству, просто противопоказано.

Следующее правило в процессе самовыражения ребенка – взрослый не должен выполнять задания за ребенка . Младший школьник уже обладает достаточным запасом знаний, умений и навыков для выполнения любой творческой деятельности. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа: «Ай-яй-яй!» или «Гм…», или «Так-так-так…» и т. п. Почему они нежелательны? Потому, что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. В итоге развитие столь ценного качества, как самоконтроль – умение самостоятельно контролировать свои действия – у ребенка замедляется.

После очередного шага в решении творческой задачи ребенок пристально смотрит на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, одобрительно кивнете или покачаете головой. И если это станет главным критерием в оценке его собственных действий, то вместо самоконтроля разовьется стремление угадать, как относятся к его творениям окружающие. Даже при оценке самых сложных, «кишащих недоделками» работ не надо торопиться с замечаниями: «Смотри, ошибка, и еще одна ошибка!» Лучше сделать по-другому.

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ
Главная беда взрослых (по отношению к детям) заключается в том, что они забыли, что значит быть ребенком.
Рэндолл Джарелл
Вот Алеша строит сложную модель из конструктора:
– Пап, у меня готово!
– Хорошо, давай посмотрим… Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.
– Не может быть! Я проверял.
– Ты проверь еще разок.
Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот третья…
– Не вижу, где еще?
– А ты по всем проекциям проверял?
– Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку…
– А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!

Прежде чем указать на ошибку, отец заставил сына «выложиться» до конца. Это очень важно. Можно пойти даже «на хитрость», то есть указать на ошибку там, где ее нет, – пусть ребенок докажет, что там все правильно. Но такие пробы надо делать, будучи уверенным, что ребенок действительно докажет – и так докажет, что это обрадует и вас, и, главное, самого ребенка. Или можно специально сделать что-то с ошибками, а потом вместе отыскивать ошибки, даже устроить соревнование, кто их больше найдет.

Два совета родителям при общении с ребенком, который открывает себя:

Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи.

Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него свои собственные интересы и увлечения.

Родители должны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

– уверенность, основанную на понимании ребенком своей уникальности;

– осознание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

– интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

– уважение к доброте, честность, дружелюбие, сопереживание, терпение и душевное мужество;

– привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

– умение находить общий язык и радость в общении с разными людьми.

Иногда чрезмерная родительская забота о развитии способностей ребенка приводит к увлечению уроками и любимыми занятиями за счет выполнения обязанностей по дому, возложенных на ребенка. Важно найти золотую середину между специальными занятиями и домашними делами, которые делятся между всеми членами семьи.

С другой стороны, встречаются родители, которые почитают за лучшее не уделять внимания детскому самовыражению и проявленным способностям. Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на ребенка. Так, ребенок может сделать ложный вывод, что важнее всего на свете – быть таким, как все. Тогда он начинает скрывать свои способности.

Что делает ребенка в младшем школьном возрасте счастливым? Новые задачи и цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания, то есть развитие интереса и постановка новых задач, расширяющих возможности самовыражения и самостоятельности. Дом – единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную любовь к себе, а родители – незаменимый источник этой любви. В силах родителей вырастить ребенка счастливым и хорошо приспособленным, если они чутко воспринимают все аспекты его личности и делят с ним и беды и радости.

Конечно, развитие творческого самовыражения ребенка будет успешным при наличии определенных условий как дома, так и в школе. А если в школе такие условия не созданы, что же делать тогда? Тогда попытайтесь максимально компенсировать недостаток благоприятных условий в учебном заведении комфортной и стимулирующей к творчеству обстановкой дома.

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. В то же время находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать опыты – как бы они ни были неудачны: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию.

Ребенок, чья деятельность относительно автономна от мелочного внешнего контроля, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и социальную ценность своего продукта. Чем меньше у ребенка самостоятельности в деятельности, тем больше он будет склонен в будущем в других сферах деятельности ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим. Дети, занятые самостоятельным трудом, будут отличаться большей избирательностью и интеллектуальностью досуга. Самостоятельность не только стимулирует детей к творчеству и самовыражению, но и существенно улучшает их мыслительные процессы, повышает удовлетворенность учебой.

Постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка младшего школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Если же ребенок сам нашел друга по интересам – не критикуйте его выбор, даже если вам он кажется сомнительным.

Бывает ли так, что в процессе самовыражения ребенок ведет себя плохо? Да, бывает. При осознании своей особенности, отличия от других у ребенка может возникнуть стремление демонстрировать собственные знания и умения, превращать окружающих в предмет насмешек – то есть желание всячески показать свое превосходство. Такому ребенку обязательно требуется чуткая помощь, и прежде всего родительская. Стоит ли говорить о том, что подобное поведение может быть всего лишь результатом копирования поведения взрослых.

Зазнаек нужно учить культуре диалога. Полезно обратиться к сильно развитому в этом возрасте чувству справедливости. Помогите ребенку научиться терпению. В свою очередь и сами в общении с ребенком будьте терпеливы и не забудьте похвалить его, когда он проявит терпение.

Издевка, высмеивание окружающих – проблема, имеющая более сложные корни, чем нарушение самовосприятия. Если ваш ребенок постоянно подтрунивает и смеется над товарищами, над братьями и сестрами, и даже учителями и родителями – подумайте, нет ли в его окружении какого-то источника боли, страдания. Если вам сделали больно, ваша собственная реакция – ответь тем же, а если вы не можете отомстить обидчику, вы обычно направляете гнев против того, кто оказался рядом. Поговорите с ребенком о том, что так задевает его в ежедневном общении. Отнеситесь с вниманием к ребяческому излиянию боли и обиды и постарайтесь понять причины. Помогите также понять болезненность его собственных выпадов.

Ребенок младшего школьного возраста еще не до конца осознает, как его собственное поведение влияет на других людей. Фразы: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» – часто не оказывают серьезного воздействия на детей и не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. В этом случае лучшим инструментом представляется ролевая игра , с помощью которой родители и учителя могут добиться впечатляющих результатов.

В пользу применения метода ролевой игры говорит и то, что игра у младших школьников остается одной из самых ярких форм самовыражения. Дети играют в «школу», учат друг друга, дают друг другу уроки и организуют внеклассные мероприятия; игры носят все более познавательный и воспитательный характер, дублирующий взаимоотношения между учениками и учителями в школе.

Самое главное для ребенка, занятого процессом самовыражения, – огромная потребность в том, чтобы дорогое для него было признано за таковое другими, что укрепит его уверенность в себе.

Кто не встречал людей, казавшихся в детстве весьма самобытными, но впоследствии превратившихся в унылых соглашателей? Бывает и обратное: оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность, проявляя фантастическую креативность. А приобретенный творческий опыт в одной сфере деятельности пробуждает вкус к творчеству и в других областях .

Готовых, подходящих для всех рецептов воспитания и развития творческого потенциала личности нет – да и быть не может. Жесткая дисциплина, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана, как и вседозволенность или тепличная атмосфера. Творчество формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с детства решать проблемы, самоутверждаться, творить, совершать поступки и принимать за них ответственность. Не случайно мы убеждаем читателя, что младший школьный возраст – самый благоприятный для развития творческого потенциала, проявляющегося в самовыражении.

Как было отмечено выше, теоретики маркетинга и психологии определили ряд направлений, в которых концепция самореализации проявляется в повседневной жизни человека: стремление к совершенству; самоконтроль; фантазии и подарки самому себе. Между тем такой подход далеко не однозначен.

По Дж. Энджелу, обладание вещами играет также важную роль связующего звена между человеком и его прошлым. Различные предметы зачастую приобретаются для того, чтобы сохранить воспоминания и служить своего рода символами разных вех в жизни человека. Поэтому утверждение, будто такие предметы приобретают священный смысл, вовсе не является преувеличением. Сохранение прошлого может даже стать мощным рекламным призывом.

Как было подмечено исследователями, суть в том, что окружающие нас предметы могут приобретать черты, далеко выходящие за рамки их обычного назначения. В результате с некоторыми товарами могут связываться, и порой самым невероятным образом, глубокие и очень сложные ассоциации. Классическим литературным примером являются джинсы "Levis", воплотившие в себе множество ассоциативных граней.

Уверенность: "Мне не нужно беспокоиться о том, что я надеваю".

Волшебство: "В них я могу все".

Воплощение самого себя: "Джинсы - это я".

Мнемоническая ценность: "Джинсы -- это мой спутник, с которым связано так много воспоминаний".

Долговечность: "Я доверяю своим джинсам, они -- сама вечность".

Ритуальность: "Я всегда буду помнить, как разнашивал (а) эти джинсы, и дорожу тем, что ношу джинсы любимой фирмы моей мамы".

На практике те или иные жизненные ситуации характеризуются собственными социальными ожиданиями, и поэтому потребитель приводит в соответствие свое поведение, которое может трансформироваться или резко меняться. Такое явление называется самоконтролем. Самоконтроль может проявляться в трех формах:

озабоченность социальной уместностью поведения;

внимание к социальным различиям как способ определения подходящего самовыражения;

способность по-разному "подавать" себя и выражать свои чувства в зависимости от ситуации.

Люди с низким уровнем самоконтроля более склонны исходить в своем поведении из личных представлений, чувств и интересов, и, следовательно, они более последовательны. Представители этой категории людей живо реагируют на рекламные призывы, потому как они предпочитают "вести толпу за собой", нежели следовать ей. Однако те, у кого самоконтроль очень развит, более отзывчивы на объявления, представляющие их идеальный образ, т. е. имидж, которому они хотели бы соответствовать в определенной социальной ситуации.

Другая форма контроля -- это сравнение своего настоящего и идеального "Я". Результатом этого сравнения чаще всего становятся фантазии и мечты. Конечно, если брать крайние случаи, такое поведение может иметь пагубные последствия, однако несомненно и то, что фантазия способна стать мощным стимулом к совершению покупки.

Значительное число людей считают, что подарок самому себе -- это вполне обычное явление. Такое событие является заранее обдуманным и, как правило, выражается в виде приобретения продукта или услуги, в которых человек в высшей степени заинтересован.

Потребность - основное понятие, которому маркетологам следует уделить внимание при разработке стратегий влияния на поведение потребителей. Если определить и измерить потребность, то маркетинговые усилия можно скоординировать так, чтобы они наилучшим образом отвечали целям потребителей. Но при этом необходимо осуществить оценку потребностей.

К сегодняшнему дню мы изобрели самые разнообразные . Нам каждый день приходится отвечать на ожидания других людей, предавать свои интересы, казаться тем, кого ожидают увидеть. Поэтому, чтобы не потерять себя, многие изобретают собственные способы самовыражения человека. Это наша естественная потребность, которую обязательно надо удовлетворять. Если этого не делать, последствия могут быть печальными. Что нам дает самовыражение человека?

Таким образом он повышает свою оценку в собственных глазах, в глазах окружающих, которые признают его талант, наслаждаются плодами его творчества.
Человек получает терапевтический эффект от деятельности. Сегодня существует даже отдельное направление в психологии, которое занимается терапией творчеством. В него входят, например, двигательная, танцевальная терапия, арт-терапия и прочие.
Через самовыражение личности человек начинает лучше понимать себя, интенсивнее развиваться, обнаруживает способы, как найти себя.
Любой способ самовыражения дает положительный эмоциональный настрой, вдохновляет на новые подвиги, сбрасывает негативную энергию.

«Человек должен уметь выражать жизнь через то, чем он занимается, если он занимается этим серьезно».
Анатолий Тосс. «Американская история»

Какие же способы самовыражения человека являются универсальными? Сказать сложно, потому что каждый человек является особенным, на разных людей действуют разные способы самовыражения личности . Но можно выделить те, которые чаще всего используются. Попробуйте, возможно, что-то из ниже предложенного подойдет и вам. Главное, не останавливаться в поисках, исследовать себя и вполне возможно, вы найдете свой уникальный способ самовыражения.

Выражение себя в творчестве

Самым распространенным является самовыражение человека через творчество. Занимаясь тем, чем нам хочется, мы используем свои способности, облегаем душу, получаем удовольствие от проделанной работы, а также определенную долю признания, если показываем ее другим. Поэтому, если вы уже точно знаете, какой способ самовыражения приносит вам наибольшее удовольствие, занимайтесь им почаще. Журналистика, фотография, декорирование, рисунки, сочинение музыки – все это может оказаться вашим источником самовыражения. Если вы еще себя не нашли, не отчаивайтесь! У вас есть возможность попробовать себя во многом и найти свое. Даже если вам нравится рисовать, это не повод останавливаться на одном способе выражения себя. Если вы привыкли рисовать на бумаге кисточкой, поэкспериментируйте, попробуйте рисовать ладошками. Или баллончиками на стенах. Вам нравится танцевать? Хватит развлекаться этим дома! В любом вам предложат различные направления танцев, где вы тоже можете попробовать себя, получив яркие эмоции. Ищите, пробуйте и находите свое. Получайте удовольствие от процесса!

«Умышленное отождествление себя с чем бы то ни было - извращённая форма самовыражения».
Доктор Хаус

Любите общаться с людьми, выражать свои мысли? Заведите собственный блог. Сегодня для этого достаточно и десяти минут. Не хочется вникать в технические моменты? К вашим услугам множество форумов и сообществ, где можно общаться и принимать участие в дискуссиях. В конце концов, сходите на курсы ораторского мастерства! Расширьте свои возможности, пойдите на курсы какого-то иностранного языка или начните изучать его онлайн. Самое главное, не использовать какие-то способы самовыражения человека только лишь потому, что это сегодня модно. Выражайте себя в той сфере, которая приносит вам удовольствие, иначе пользы от этого процесса не будет никакой.

«Я пользуюсь этим своим вторым ремеслом, а именно ремеслом артиста, чтобы попытаться выразить то, во что я верю!»
Адриано Челентано

Выражение себя через внешность

Сегодня признано психологами, что человеку очень важно выражать себя через внешние атрибуты. Проще говоря, самовыражение личности идет через формирование его внешнего образа. Когда вы делаете такую прическу, как вам подсказывает внутренний голос, одеваетесь так, как вам нравится, делаете макияж, одеваете аксессуары только те, которые соответствуют вашему внутреннему Я, вы вдохновляетесь. Вы выделяетесь из толпы, становитесь индивидуальностью и это вас окрыляет. Не удивительно, что сегодня вокруг много поклонников пирсинга и татуировок – это еще один способ выделить себя среди других.

«Здоровая личность должна выражать то, что она чувствует внутри. Выражать, а не подавлять».
Х/ф «Французский поцелуй»

Выражение себя через вкусы

Самовыражение человека происходит через его вкусы и пристрастия. Мы собираем коллекции музыки, фильмов не только для того, чтобы их пересматривать или переслушивать. Наличие такой коллекции дает нам признание от других людей. Они оценивают наш вкус, выражают восхищение, и это не может не радовать. Кроме этого, давая возможность другим прикоснуться к вашим коллекциям, вы помогаете другим расширить кругозор, получить новые эмоции. Сопричастность к этому тоже дает крылья за спиной и вдохновляет. Если у вас кто-то спрашивает совет, что послушать или что посмотреть, не стоит ограничиваться двумя-тремя названиями. Дайте расширенный ответ, посоветуйте что-то на сейчас, на будущее, дайте сравнение, возможно, какие-то интересные факты, с этим связанные. Вы сразу почувствуете, насколько это способно принести вам удовольствие.

И это лишь самые распространенные способы самовыражения человека , а как самовыражаться Вам, необходимо выбрать для себя наиболее оптимальный и предпочтительный вариант!



Касса