Швеция показала новый истребитель «для бедных. Шведский «Грипен» пятого поколения

18 мая шведская компания SAAB провела на своем головном заводе в Линчёпинге презентацию (выкатку) опытного образца истребителя JAS-39E Gripen (Gripen E, бортовой номер 39-08) - первой машины "нового поколения" Gripen NG (Next Generation ).

В церемонии приняли участие министр обороны Швеции Петер Хультквист (Peter Hultqvist), начальник штаба Военно-воздушных сил Швеции Матс Хельгессон (Mats Helgesson), командующий ВВС Бразилии Нивалдо Луиз Россато (Nivaldo Luiz Rossato), представители руководства «Сааб», шведского Министерства обороны и командования Вооруженных сил Швеции.

Начало летных испытаний борта 39-08 запланировано на конец 2016 года, он будет использоваться для отработки аэродинамических и летных характеристик. В Линчёпинге заканчивается постройка и второго летного прототипа Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10) должен в 2018 году стать машиной в предсерийной конфигурации. Сейчас для отработки части систем по программе Gripen NG и в качестве демонстратора используется модифицированный самолет JAS-39D (бортовой номер 39-07).

ВВС Швеции уже заказали 60 новых «Грипенов», которые будут поставлены с 2019 по 2026 год. 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой они должны быть поставлены в 2019-2024 годах. Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E. Вероятно приобретение JAS-39E Швейцарией.
Швеция - самая маленькая страна из числа тех, которые разрабатывают и производят собственные боевые самолеты. Поскольку шведы не имеют агрессивных намерений во внешней политике и их вооруженные силы нацелены только на оборону, то им достаточно легкого фронтового истребителя с небольшим радиусом действия, но мощным вооружением. В Швеции издавна существует всеобщая воинская обязанность и большинство аэродромного персонала составляют солдаты срочной службы (типовая команда состоит из одного офицера и пяти рядовых), не имеющие высокой квалификации. Это экономит бюджет государства, но требует относительно небольшой номенклатуры аэродромного оборудования, упрощенного техобслуживания, быстрой и несложной подготовки к повторному вылету, увеличению времени наработки на отказ элементов оборудования и т.д. +

То есть и самолет и необходимая ему инфраструктура должны быть простыми и надежными. Еще одно требование -универсализм. Боевой самолет шведских ВВС должен быть многоцелевым. Такими и являются самолеты семейства «Gripen». Аббревиатура JAS расшифровывается как Jakt - истребитель, Attack - штурмовик, Spaning - разведчик.

Первая модель истребителя «Gripen» была принята на вооружение ВВС Швеции в 1997 году. Сегодня JAS 39 Gripen продаются на экспорт и стоят на вооружении ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР, Таиланда и ряда других стран.

Аэродинамическая компоновка «Gripen», выполненная по схеме «утка» соответствует авиамейнстриму 80-х годов, порой подвергается ироническим оценкам. Но вся концепция шведского истребителя основана на разумном консерватизме и максимальной боевой эффективности при минимуме затрат. Это и стало причиной повышенного внимания к нему со стороны относительно небогатых государств, стремящихся все же обеспечить свою оборону. Можно сказать, что «Грипен» - это истребитель «для бедных».

За бразильский тендер F-X на поставку 36 истребителей в течение 12 лет боролись американцы, французы и русские. Этот конкурс стартовал в 2001 году и заявки на участие в нем подали французская компания Dassault, шведская Saab и американская Boeing. Они предложили истребители Rafale, JAS 39 Gripen и F/A-18 Super Hornet. Объем средств для приобретения новых истребителей для замены устаревших французских Mirage III был определен на уровне четырех-пяти миллиардов долларов.

В 2007 году бразильцы подняли финансовую планку до 12 миллиардов долларов, и к тендеру подключились «Рособоронэкспорт», европейский консорциум Eurofighter и американская компания Lockheed Martin. Они предложили истребители Су-35, Typhoon и F-16 Fighting Falcon. Победитель конкурса должен был реинвестировать в экономику Бразилии сто процентов стоимости контракта, а также развернуть в Бразилии лицензионное производство фюзеляжей, бортового радиоэлектронного оборудования и двигателей, а также передать ключевые технологии самолетов. Приветствовалось также создание совместных предприятий с бразильскими компаниями.

Бразильцы сразу отклонили Су-35, находившийся на тот момент в стадии разработки, посчитав его «сырым». Lockheed Martin отказалась передавать технологии. Eurofighter не смог предложить никакой адекватной программы эволюции своего Typhoon. Таким образом «в игре» остались Gripen NG и Rafale.

Однако, сразу же после этого начались внутрибразильские разборки. Военные хотели закупить шведский самолет, а президент Жозе Альфреду де Паулу Силва поддался уговорам Николя Саркози, тогдашнего президента Франции, и решил остановить выбор на Rafale. Военные уперлись, и подведение итогов тендера было отложено.

Осенью 2013 года в Бразилию пожаловал новый президент Франции Франсуа Олланд - специально для «агитации» в пользу Rafale. Однако новый президент Бразилии Дилма Русеф не стала ссориться со своими военными и отказалась закупить французские истребители. Еще раньше были приостановлены переговоры с США о покупке Rafale - из-за того, что в печать попали разоблачения Эдварда Сноудена, согласно которым США вели слежку за бразильским президентом. Россия попыталась снова предложить Су-35, но и на этот раз от него бразильцы отказались.

В декабре 2013 года было объявлено о решении принять предложение шведов, так как оно оказалось самым выгодным.

По данным агентства Jane"s, шведы запросили за 36 своих «Gripen» всего 4,5 миллиарда долларов. Французы просили 8 миллиардов, а американцы на полмиллиарда меньше. Причем ни те, ни другие не хотели передавать технологии, хотя и были готовы реинвестировать сто процентов стоимости контракта в экономику Бразилии.

Шведы предложили реинвестировать 175 процентов от стоимости контракта, кроме того компания Saab создала с бразильскими компаниями AEL Sistemas и Akaer совместные предприятия по разработке и производству бортового оборудования для Gripen. В 2011 году в Бразилии открылся исследовательский и проектный центр Saab.

Также совместно с Бразилией шведы будут разрабатывать палубную версию Sea Gripen, которой уже интересуется Индия. Шведы будут еще и ремонтировать и модернизировать поставленные бразильцам самолеты.

Секрет успеха шведского авиапрома в том, что Saab сделала ставку не на сиюминутную прибыль, а на долгосрочное сотрудничество. Шведы намекают, что после первой партии из 36 самолетов будут еще и вторая, и третья. В общей сложности они рассчитывают экспортировать около 400 самолетов. Кроме того, «Gripen» производится в широкой кооперации с ведущими мировыми производителями, то есть в этом самолете сосредоточены лучшие мировые разработки. В частности, новый истребитель оснащён РЛС с активной фазированной решёткой и новой системой радиоэлектронной борьбы.

У тяжелого истребителя Су-35 изначально не было шансов победить в бразильском тендере. Кроме того, в российском авиапроме с нелегкой руки Михаила Погосяна все еще царят традиции расчета не на долгосрочное сотрудничество с партнерами, а именно на сиюминутную прибыль. +

Впрочем, даже в таких условиях у легких фронтовых истребителей компании «МиГ» возможно были бы шансы побороться за выигрыш тендера, но нынешнее руководство ОАК держит «МиГ», что называется, в черном теле.

Руководители нашего авиапрома не желают видеть, что мало кто, кроме арабских шейхов или хитрых китайцев (которые норовят зачастую просто скопировать технологии приобретенных машин), может позволить себе расщедриться на покупку партии дорогих пожирателей горючего компании «Сухой». Представляется, что руководству ОАК следует пройти бизнес-ликбез, чтобы усвоить аксиому современного бизнеса - сегментацию рынка, когда каждая компания стремится охватить не только высокорентабельные сегменты рынка, но и позиционироваться на средне- и низкодоходных участках.

Низкий уровень рыночного мышления в сочетании с неумением или нежеланием смотреть в перспективу не позволяет в полной мере реализовать экспортный потенциал наших боевых самолетов. И в этом плане нам есть чему поучиться у шведов.

18 декабря было объявлено о завершении одного из самых длительных тендеров последнего времени. Согласно решению руководства страны, военно-воздушные силы Бразилии в течение нескольких следующих лет получат истребители Saab JAS 39 Gripen шведского производства. Конкурс FX2 (ранее назывался FX2), в котором победила шведская компания Saab, продолжался 12 лет. В течение этого времени несколько ведущих мировых производителей авиационной техники предлагали бразильским военным свои новейшие разработки, однако контракт в итоге получила компания, которую изначально мало кто рассматривал в качестве фаворита.


О начале тендера на поставку истребителей для ВВС Бразилии было объявлено еще в 2001 году. Тогда тендер носил название FX. Для замены устаревших самолетов Dassault Mirage III французского производства предполагалось приобрести 36 истребителей новой модели. Общая стоимость техники оценивалась не более чем в 5 миллиардов долларов США. Конкурс привлек внимание нескольких производителей авиационной техники и был сформирован список его участников. В зависимости от решения комиссии, бразильские ВВС могли пополниться самолетами Dassault Rafale (Франция), Boeing F/A-18E/F Super Hornet (США) или Saab JAS 39 Gripen (Швеция).


Dassault Rafale


Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Сравнение предложенных самолетов продолжалось до 2007 года, после чего тендер перезапустили с новым названием. Конкурс FX2 отличался от предыдущего несколькими нюансами финансового и производственного характера, а также количеством требуемых самолетов. Кроме того, после перезапуска в конкурсную борьбу включились новые участники. Кроме французской, американской и шведской компаний на контракт стали претендовать российская организация «Рособоронэкспорт» с самолетом Су-35, европейский консорциум Eurofighter с истребителем Typhoon и американская компания Lockheed Martin с модернизированной версией F-16 Fighting Falcon.


Су-35


Typhoon Eurofighter


F-16 Fighting Falcon

Согласно условиям конкурса FX2, ВВС Бразилии в общей сложности должны получить 36 самолетов выбранной модели, а в дальнейшем возможно начало производства техники на бразильских предприятиях по лицензии. По некоторым данным, Бразилия желает получить помощь в развертывании производства новой техники и ее компонентов на своих предприятиях. Предполагается освоить производство двигателей и различного радиоэлектронного оборудования.

В 2008 году конкурсная комиссия ВВС Бразилии огласила список финалистов тендера. Примечательной особенностью «короткого списка» оказался тот факт, что все претенденты на победу подавали заявки еще на конкурс FX. К этому времени, однако, шведская компания Saab успела предложить бразильским военным обновленный вариант своего истребителя Gripen NG. Что касается остальных участников тендера FX2, то они выбыли из соревнования по разным причинам. К примеру, российский проект Су-35 в то время находился на стадии доводки, консорциум Eurofighter не смог предложить план развития своего самолета, а американская компания Lockheed Martin отказалась передавать Бразилии все требуемые технологии.

Как ожидалось, объявление победителя должно было состояться в конце 2008 или в 2009 году, но в 2009-м ход тендера нарушился. К этому времени военные выбрали шведский истребитель Gripen NG, мотивировав свое решение меньшей его ценой при сравнимых боевых качествах. Однако Луис Инасиу Лула да Силва, в то время занимавший пост президента Бразилии, придерживался иного мнения. После нескольких встреч с французским президентом Н. Саркози он заявил о грядущих покупках истребителей Dassault Rafale. Подобные планы президента не устроили военных, и из-за начавшихся споров подведение итогов конкурса вновь перенесли.


JAS 39 Gripen

В начале 2011 года новый президент Бразилии Дилма Русеф приостановила тендер FX2 и потребовала пересмотреть заявки участников. В дальнейшем сроки тех или иных этапов тендера неоднократно сдвигались. После почти трех лет переговоров, анализа документации и испытаний техники было оглашено окончательное решение: предъявляемым требованиям наиболее полно удовлетворяет истребитель Saab JAS 39 Gripen NG шведского производства. Как сообщает издание Jane’s, первая партия из 36 самолетов обойдется Бразилии примерно в 4,5 млрд долларов.

Результат столь длительного тендера вызвал соответствующую реакцию со стороны проигравших компаний. Пожалуй, самой интересной является реакция французской компании Dassault. В ее официальном пресс-релизе критике подвергся бразильский подход к выбору победителей. По мнению представителей французской компании, подобный способ выбора техники игнорирует ее экономическую эффективность и технический уровень. Иными словами, в пресс-релизе завуалировано утверждается, что Gripen NG дешевле французского конкурента, но вряд ли способен конкурировать с ним по другим характеристикам.

На критику с французской стороны ответил вице-президент компании Saab Леннарт Синдал. В своем интервью для бразильского издания Veja он опроверг все претензии бывших конкурентов по конкурсу. По мнению Синдала, Gripen NG способен нести больше вооружения, оснащен радиоэлектронным оборудованием с более высокими характеристиками, а также обойдется бразильскому бюджету в меньшую сумму. Единственным фактическим преимуществом французского истребителя Dassault Rafale оказывается возможность несения и применения ядерных боеприпасов. Поскольку Бразилия не располагает подобным , эту особенность французского самолета нельзя считать фактором, способным повлиять на решение комиссии.

Результаты тендера FX2 не стали неожиданностью для шведских авиастроителей. Бразильские военные выбрали самолет Gripen NG еще в 2009 году, и с тех пор не произошло никаких событий, которые могли бы сказаться на их решении. Видя, как ВВС Бразилии отреагировали на заявления президента о покупке французских самолетов, шведская компания Saab, очевидно, поняла, что следует делать дальше. Еще в 2011 году Saab и бразильские военно-воздушные силы открыли авиационный центр, в обязанности которого входит проведение различных исследований и создание новых проектов. Кроме того, к настоящему времени созданы несколько совместных шведско-бразильских предприятий. В будущем они займутся выпуском различных агрегатов для самолетов Gripen NG.

Основные переговоры по контракту начнутся лишь в следующем году. Тем не менее, уже сейчас в средствах массовой информации появились сведения о возможном внесении в договор тех или иных пунктов. К примеру, ВВС Бразилии и компания Saab могут перенести оплату контракта на будущее. В таком случае первые деньги за заказанные истребители будут перечислены лишь через несколько месяцев после передачи последнего из них. Срок выплаты всей суммы пока оценивается в 15 лет. Кроме того, компания Saab может инвестировать в бразильское авиастроение порядка 175% от стоимости будущего контракта. Шведские авиастроители помогут бразильским коллегам освоить новые технологии, а также получат долю в новых предприятиях. Таким образом, подобный контракт может стать первым шагом в длительном многолетнем сотрудничестве, которое продлится несколько десятилетий.

Первые из заказанных 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены Бразилии лишь через несколько лет. Из-за этого, по имеющимся данным, в ближайшем будущем могут начаться переговоры между ВВС Бразилии и Швеции. Их целью должна стать передача в аренду некоторого количества истребителей Gripen из состава шведских вооруженных сил. После поставок первых машин по контракту арендованные истребители вернутся домой. Подробности подобного соглашения пока остаются неизвестными, поскольку на данный момент все ограничивается лишь несколькими заявлениями высокопоставленных лиц двух сторон.

Есть все основания полагать, что сотрудничество ВВС Бразилии и компании Saab не прекратится после поставки партии из 36 истребителей. Ранее неоднократно утверждалось, что в общей сложности бразильские ВВС намерены получить 120 самолетов, большая часть которых должна быть построена на местных предприятиях. Сейчас бразильские и шведские авиастроители планируют построить в городе Сен-Бернардо предприятие, которое будет принимать самое активное участие в строительстве и обслуживании истребителей Gripen NG.

Вся имеющаяся информация о результатах тендера FX2, а также о предпосылках к принятию такого решения, наглядно демонстрирует намерения сторон. Как видим, компания Saab, в отличие от конкурентов не только предложила наименее дорогой истребитель, но и не забыла о выгодных «бонусах». Фактически в обозримом будущем шведские авиастроители вложат в бразильскую промышленность и оборону больше денег, чем получат сами за поставку 36 истребителей. Тем не менее, доля в совместных предприятиях и контракты на строительство новых самолетов, которые могут быть подписаны в будущем, позволят полностью окупить инвестиции и, что называется, выйти в плюс.

Нельзя не признать, что подобные планы на ближайшие 10-15 лет могут быть связаны с большими рисками. Однако компания Saab, по-видимому, учла все плюсы и минусы и пришла к выводу, что такое сотрудничество с бразильским авиастроением стоит вложения сил и денег. Именно этим и можно объяснить все шаги шведской стороны, предпринятые с 2011 года. Иные компании, участвовавшие в тендерах FX/FX2, оказались не готовы сделать подобные предложения, а также связанные с ними выгоды и риски. Насколько право руководство компании Saab, предлагающее оригинальный метод оплаты заказанной техники и создание нескольких совместных предприятий, покажет время. Последние из 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены заказчику в 2023 году и только после этого начнутся выплаты.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://lenta.ru/
http://vpk-news.ru/
http://dassault-aviation.com/
http://veja.abril.com.br/

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Многоцелевой истребитель JAS 39 «Грипен» компании СААБ (SAAB), по мнению шведских специалистов, относится к пятому поколению. Основными особенностями машины являются ее малые габариты, чего изначально требовали военные, современная система управления вооружением и аэродинамическая схема «утка». Кстати, переднее горизонтальное оперение по сравнению с оперением классической «утки» используется для управления в канале тангажа лишь на малых, дозвуковых скоростях полета, а после посадки оно, отклоняясь передней кромкой вниз, играет роль воздушного тормоза. Сложность же системы управления новой машины обусловила переход от простейшей с механической проводкой к электродистанционной.

Особенностью машины являются также отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие эксплуатировать ее с плохо подготовленных аэродромов и автострад (потребная длина ВПП 700 м), оснащенных на случай военных действий оборудованием для подготовки к повторному вылету (в частности, заправки топливом и снаряжения вооружением).

В арсенал «Грипена» входит встроенная 27-мм пушка ВК27 фирмы «Маузер». На семи внешних узлах допускается подвеска УР класса «воздух - воздух» RB 74 (лицензионная ракета AIM-9L «Сайдуиндер») и AIM-120 AMRAAM (максимальная дальность пуска варианта AIM-120В - 50- 70 км) или «МИКА» (MICA) компании «Матра» (дальность стрельбы до 60 км). Кроме этого используются ракеты класса «воздух - поверхность» RB 75 (лицензионная AGM-65 «Мейврик») и противокорабельные RBS-15F фирмы СААБ с дальностью пуска свыше 100 км, а также планирующие разовые бомбовые кассеты DWS 39 компании DASA, свободнопадаюшие бомбы и неуправляемые ракеты.

Поскольку самолет многофункциональный, то после подвески контейнеров с разведывательным оборудованием он превращается в полноценный разведчик.

Что касается системы управления вооружением, то ее основой является PJIC PS-OS/A компании «Эрикссон» (Ericsson Microwave). Многофункциональная РЛС с передатчиком, обеспечивающим гибкие режимы работы с низкой, средней и высокой частотой повторения импульсов задающего генератора (допускает перестройку рабочей частоты в широком диапазоне), моноимпульсной антенной с многоканальным приемником, высокопроизводительным процессором для обработки информации, высокой помехозащищенности и системой встроенного контроля позволяет применять различное оружие как по наземным и морским, так и по воздушным целям.

Согласно опубликованным данным, РЛС способна обнаруживать воздушные цели на удалении 160 км. Учитывая, что размеры «Грипена» невелики, это дает машине неоспоримые преимущества, поскольку противник сможет обнаружить шведский истребитель значительно позже. Так что «Грипен» с ракетами AIM-120 в дальнем воздушном бою может успешно противостоять МиГ-29М.

Поставив цель создать действительно многофункциональный боевой самолет, разработчики «Грипена» в качестве направления «главного удара» выбрали совершенствование технологий обработки информации на борту. Решающим моментом здесь признается взаимодействие летчика и самолета, а главной трудностью - организация информационного потока таким образом, чтобы он не был чрезмерным, но в то же время являлся достаточно полным, чтобы вызывать доверие. С самого начала программы этому придавалось огромное значение, гораздо большее, чем улучшению летных характеристик.

Работая над этими вопросами, создатели самолета стремились уменьшить нагрузку на летчика, особенно в бою, чтобы дать ему больше времени для принятия тактических решений. Пилотирование максимально автоматизировали, много внимания уделили рациональному размещению в кабине средств управления радаром и вооружением, реализовали концепцию пилотирования без отрыва рук от РУД и РУС. Электродистанционная цифровая троекратно резервированная система управления самолетом должна предотвращать выход на закритические режимы полета.

Первый полет опытная машина совершила в декабре 1988 года. С тех пор прошло 12 лет. Машина и ее вооружение постоянно совершенствуется. Так, в сентябре 2010 года прошло сообщение о том, что шведское Агентство по материальному обеспечению армии (FMV) подписало с британским Министерством обороны контракт на поставку перспективных ракет «Метеор» класса «воздух - воздух» с прямоточными ВРД с регулируемой тягой. Сообщается, что ракета сможет летать со скоростью, соответствующей числу М=4, на расстояние свыше 100 км.

Помимо «Грипена», «Метеор» планируется включить в состав вооружения истребителей «Тайфун» и «Рафаль».

В октябре 2010 года прошло сообщение об очередных испытательных пусках ракет «Метеор» с истребителя «Грипен». В нем говорилось также, что пуски ракет прошли успешно и они пополнят номенклатуру вооружений шведских истребителей до конца 2013 года.


Швейцарцы отказались покупать истребители Gripen
JAS 39 Gripen
JAS 39 Gripen

Власти Швейцарии 18 мая 2014 года провели национальный референдум, на котором гражданам страны было предложено проголосовать за или против покупки шведских истребителей JAS 39 Gripen E. Решение о приобретении самолетов было принято еще в 2012 году, однако твердый контракт министерство обороны Швейцарии и шведская компания Saab до сих пор не подписали. Причиной затяжных переговоров стали нехватка бюджетных средств и недовольство ряда швейцарских политиков планируемым соглашением. По итогам референдума выяснилось, что и швейцарцы тоже не готовы тратить деньги на истребители, - против покупки Gripen E высказались 53,4 процента респондентов.

Министерство обороны Швейцарии объявило о готовности купить 22 шведских JAS 39 Gripen E (дальнейшее развитие семейства боевых самолетов Gripen) летом 2012 года. При этом военные утверждали, что предложение шведской компании Saab на тот момент являлось лучшим на рынке. В частности, швейцарское военное ведомство заявило, что Gripen E не уступают по своим возможностям французским Rafale и европейским Typhoon, но стоят существенно дешевле. Стоимость потенциальной сделки оценивалась в 3,25 миллиарда евро, причем Saab пообещала не увеличивать цены на самолеты на протяжении всего срока исполнения контракта.

Правительство Швейцарии одобрило планы покупки 22 истребителей Gripen E в августе 2012 года, после чего с Saab начались переговоры о поставке самолетов. Стороны должны были согласовать комплектацию истребителей, условия и сроки их поставки, определить схему обслуживания и ремонта. При этом принципиальная договоренность о подписании соглашения уже была достигнута. Позднее планы министерства обороны Швейцарии были сорваны несколькими политиками, которые назвали потенциальный контракт с Saab слишком дорогим, а покупку именно 22 Gripen E избыточной для национальной безопасности страны. Осенью 2012 года противники сделки с Saab объявили о намерении провести референдум.
JAS 39 Gripen C
JAS 39 Gripen C

Следует отметить, что на момент, когда Швейцария объявила о готовности купить шведские истребители, проект усовершенствованного Gripen был под вопросом. Министерство обороны Швеции, единственный крупный покупатель боевых самолетов такого типа, занималось сокращением военных расходов и склонялось в пользу модернизации уже имеющихся JAS 39, а не разработки и производства усовершенствованной версии этих истребителей. Для Saab возможность продать 22 боевых самолета Швейцарии фактически означала не только получение прибыли, но и шанс реализовать проект Gripen E не только на свои деньги.

Кроме того, закупка дополнительных самолетов Берном позволила бы снизить цены на серийные Gripen E для ВВС Швеции, а значит получить крупный заказ от шведских военных. Изначально шведское министерство обороны планировало приобрести до 60 новых истребителей, а затем решило увеличить закупку таких самолетов до 70 единиц. К слову, решение о покупке 70 истребителей было принято в апреле 2014 года, а поводом для него, по словам министра обороны Швеции Карин Энстрем, послужила «дестабилизация обстановки на Украине и вокруг нее», а также переход к России «части суверенного государства».

В конце 2012 года, когда стало окончательно ясно, что переговоры с Швейцарией затормозились, Saab решила предоставить Берну 44-процентную скидку на истребители: в случае подписания контракта стоимость 22 Gripen E составила бы 1,82 миллиарда евро. Это означало, что Швейцарии истребители были бы проданы на 30 процентов дешевле, чем министерству обороны Швеции. Ранее некоторые из противников сделки заявляли, что стоимость Gripen E составляет 2,58 миллиарда евро, а не 3,25, которые изначально запросила Saab. Впрочем, даже после того, как шведы согласились сделать серьезную скидку на истребители, швейцарские противники все равно назвали потенциальную сделку дорогостоящей.

На протяжении последующих полутора лет о переговорах с Saab новостей не поступало. 18 мая 2014 года состоялся референдум, на котором швейцарцам, помимо прочего, было предложено определить судьбу потенциальной сделки с Saab. По итогам голосования, против приобретения боевых самолетов высказались 53,4 процента респондентов. Некоторые из них сослались на подсчеты военного ведомства, согласно которым расходы на эксплуатацию, ремонт и модернизацию Gripen E на протяжении всего срока их службы составят десять миллиардов франков (8,2 миллиарда евро). По мнению противников сделки, эти средства разумнее потратить на развитие образования, транспорта и пенсионной системы.

По словам члена парламента от партии «Зеленых» кантона Берн Регулы Рюц, принятое швейцарцами решение является разумным в условиях, когда необходимо поддерживать государственный бюджет. «Было бы неразумно экономить на защите от наводнений, на безопасности границ, но в то же время покупать новые самолеты», - заявила она. При этом президент Швейцарии Ули Маурер объявил, что он уважает решение граждан страны, но отказ от покупки Gripen E неминуемо приведет к существенному снижению обороноспособности. «Мы приложим все усилия, чтобы не допустить этого в сложившихся трудных условиях. В ближайшие несколько месяцев будут рассмотрены несколько вариантов поддержания боевой готовности вооруженных сил», - отметил Маурер.

Одним из таких вариантов может стать модернизация уже имеющихся боевых самолетов, которые в Швейцарии используются преимущественно для воздушного патрулирования. Благодаря модернизации возможно будет продлить срок их службы. В конце апреля 2014 года министерство обороны Швейцарии объявило, что в случае покупки шведских Gripen E имеющиеся истребители F/A-18C/D Hornet будут списаны в 2030 году, но при отказе от приобретения JAS 39 списание состоится по меньшей мере на пять лет раньше, то есть в 2025 году.
F/A-18C Hornet ВВС Швейцарии
F/A-18C Hornet ВВС Швейцарии

В настоящее время истребители F/A-18C/D выполняют полеты параллельно с устаревшими F-5E/F Tiger II. Максимальный налет Hornet составляет пять тысяч часов, после чего самолет необходимо или списать, или провести его дорогостоящий капитальный ремонт с модернизацией. К настоящему времени F/A-18C/D налетали в среднем по 2,5 тысячи часов, ежегодно проводя в воздухе по 200 часов. Это означает, что при сохранении графика эксплуатации все Hornet полностью выработают свой ресурс к 2027-2028 году. Однако в 2016 году должны быть списаны все F-5E/F, а это означает, что Hornet возьмут на себя часть задач Tiger II и израсходуют ресурс к 2025 году или даже раньше. Таким образом, после 2025 года Швейцария фактически не сможет обеспечивать безопасность своего воздушного пространства.

В отличие от президента и министерства обороны Швейцарии, шведская компания Saab огорчения от итогов референдума не показала, но отметила, что процесс закупки Gripen E в этой стране теперь остановлен. Впрочем, отказ Швейцарии от приобретения Gripen E серьезного удара по проекту не нанесет. Дело в том, что правительство Швеции уже одобрило финансирование разработки следующего поколения самолетов в семействе JAS 39, а также закупку 60 таких самолетов. Кроме того, до конца 2014 года планируется подписать контракт с министерством обороны Бразилии на поставку Gripen E.

Следует отметить, что сотрудничество с Бразилией сулит Saab даже больше выгоды, чем могла бы принести сделка с Швейцарией. Берн собирался лишь частично финансировать проект разработки Gripen E и купить 22 таких самолета. Бразилия намерена приобрести 36 новых истребителей, принять участие в проекте разработки и развернуть лицензионное производство шведских самолетов на своей территории. Кроме того, в перспективе Saab и бразильская компания Embraer намерены заняться созданием палубной версии JAS 39, которая также будет закупаться бразильскими военными. Кроме того, существование палубного Gripen E позволит Saab расширить свою долю на мировом рынке вооружений.

Похоже, что от отказа швейцарцев покупать шведские истребители пострадает сама же Швейцария. Министерству обороны страны теперь придется искать способы продления сроков службы уже имеющихся боевых самолетов, а также вести подготовку общественного мнения к необходимости покупки новых истребителей в отдаленном будущем. В конечном итоге все это может оказаться даже дороже, чем покупка новых 22 Gripen E и замена ими устаревших F-5. Saab же рассчитывает в ближайшие 20 лет продать около 400 новых истребителей, причем переговоры с десятью потенциальными покупателями уже ведутся. В этом свете сорвавшаяся продажа Швейцарии боевых самолетов, по сути, является лишь досадным недоразумением.



Бизнес идеи