Утверждено Положение о пятом сезоне конкурса «Лето Господне. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на церемонии награждения победителей III сезона конкурса "Лето Господне". IV. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской

Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды.
(Лк. 1:47-48)

Предание относит первые изображения Богоматери к раннехристианскому времени, называя первым автором Ее икон апостола и евангелиста Луку, однако написанные им иконы до нашего времени не дошли, и можно достоверно говорить лишь о позднейших списках первописанных икон Пречистой Девы, с большей или меньшей точностью воспроизводящих древние иконографические типы, создан-ные врачом возлюбленным (Кол. 4:14) и сотрудником (Флм. 1:24) апостола Павла. Л. А. Успенский так говорит об иконах, приписываемых евангелисту Луке: "Авторство святого евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы являются списками (вернее, списками со списков) с икон, написанных когда-то евангелистом" [Успенский, с. 29].

Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед по-клоняющимися волхвами" [Кондаков, с. 14].

Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине, но уже в первые десятилетия существования Константинополя все главные святыни, связанные с Нею, перемещаются в этот город - новую столицу империи, принявшей Христа [Квливидзе, с. 501]. В Византии складывается почитание Матери Божией как Покровительницы столицы: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая; в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение… В словах Богородична 9-й песни Великого канона содержится напоминание о том, что почитание Пресвятой Богородицы в Константинополе многократно проходило испытание на верность: по горячей молитве жителей перед чтимыми иконами Пречистой Девы сохранялся град . Большая часть святынь, связанных с Богородицей, находилась в посвященной Ей церкви во Влахерне - предместье столицы. В числе тех, кто подвергал град искушениям , были и древние славяне; их походы - как "удачные" (завершавшиеся разграблением города), так и неудачные - были, по-видимому, первыми контактами наших предков с верой и почитанием Той, Которая изберет позднее землю Русскую одним из Своих земных уделов.

После III Вселенского Собора (431 г.), догматически закрепившего именование Пресвятой Девы Богородицей , почитание Её получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. почитание Божией Матери не мыслилось уже без Её святых икон. Основные типы икон Богородицы сложились в доиконоборческий период и, вероятно, представляли собой творческое развитие первописанных образов, созданных апостолом Лукой.

Первые сюжеты с изображением Богородицы ("Рождество Христово" и "Поклонение волхвов") в римских катакомбах Присциллы (II-IV вв.) носили исторический характер; они иллюстрировали события священной Истории, но по сути своей еще не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве. Кондаков так говорил о развитии иконографии Божией Матери: "Икона Божией Матери, помимо характера и типа, в ней изображенного, приобретает постепенно, вместе с ходом христианского искусства и развитием в нем своей роли (приблизительно уже с V века), особую черту, проводимую на ней тем самым отношением к ней молебщика, по которому она становится "моленной" иконой. Начавши с безразлично холодного представления исторического характера, икона вообще, а икона Богородицы в особенности, меняется, как бы по требованию и нуждам того, кто ей молится" [Кондаков, с. 5].

Вероятно, "гранью", разделяющей иллюстративно-исторические изображения Божией Матери и иконы моленные, является иконографический тип "Богородица на престоле", появившийся уже в катакомбах Присциллы в IV в. В несохранившейся росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) сидящая на престоле Богородица с Младенцем Христом была представлена в конхе апсиды - этот храм был первым, сооруженным после Собора 431 г., - и Церковь, преодолевшая ересь Нестория, молилась в нем Пречистой Деве Марии уже как Матери Божией [Лазарев, с. 32].

С середины V в. изображения Богородицы на престоле, а затем и Её изображения с Богомладенцем Христом, становятся типичными для росписи алтарной части храмов: собор Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553 гг.); церковь Панагии Канакариас в Литрангоми, Кипр (2-я четверть VI в.); базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне; церковь вмч. Димитрия в Фессалонике (обе VI в.). В VI в. такое изображение появляется на иконах (монастырь вмц. Екатерины на Синае) [Квливидзе, с. 502].

Другой известный с раннехристианских времен тип изображения Богоматери называется Оранта. Пречистая Дева изображается в этом случае без Богомладенца, с воздетыми в молении руками. Так Богородица изображена на ампулах из сокровищницы собора Боббио (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме (ок. 430 г.), на миниатюре из Евангелия Раввулы (586 г.), на фресках апсиды монастыря преподобного Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок. 642 г.), а также на донышках стеклянных сосудов [Квливидзе, с. 502, Кондаков, с. 76-81]. Богоматерь Оранта в храмовой росписи появляется в доиконоборческую эпоху часто - обычно в композиции Вознесения Господня - и надолго остается одним из излюбленных изображений (церковь св. Апостолов в Константинополе, церковь Успения в Никее, церковь св. Софии в Фессалониках, собор св. Марка в Венеции).

Именно такой тип изображения в числе первых появляется и на Руси: в Преображенском храме псковского Мирожского монастыря, в церкви св. Георгия в Старой Ладоге и новгородской церкви Преображения Господня (Спаса на Нередице) [Лазарев, с. 63].

Самыми ранними из дошедших до нас изображений Богоматери в храмовой росписи являются мозаики собора Киевского Софийского собора. Об основании этого величественного храма сообщает Ипатьевская летопись под 1037 г.: "Заложи Ярослав город великий Киев… заложи же и церковь Святыя София, Премудрость Божию митрополью". Другая летопись, Густынская, говорит о том, что "церковь прекрасная Св. Софии" украшена была "всякою красотою, златом и каменеем многоценным, иконами и кресты…" [цит. по: Этингоф, с. 71-72]. Мозаики Софии Киевской были созданы в 1043-1046 гг. византийскими мастерами. Храм был задуман как кафедральный собор Митрополита и полностью соответствовал своему предназначению - был главным храмом Святой Руси.

Пятиметровое изображение Богоматери в Софии Киевской получило название "Нерушимая Стена". По краю апсиды, в которой изображена Богоматерь, сделана надпись: Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра (Пс. 45:6). Русский народ, делавший первые шаги в своей христианской истории, воспринимал Богоматерь как свою Небесную Покровительницу. Молящаяся с воздетыми руками Богоматерь Оранта воспринималась как олицетворение Церкви Земной - и в то же время как Небесная ходатаица и молитвенница за Церковь Земную. Изображения Богоматери в убранстве Софии Киевской встречаются неоднократно [Лазарев, с. 64].

Название Оранты носит и еще одно древнее изображение Богоматери - это икона "Ярославская Оранта" (XII в., ГТГ). Этот иконографический тип был известен в Константинополе как Влахернитисса. Название Оранты было дано этой иконе ошибочно одним из ее первых исследователей А. И. Анисимовым. Икона была найдена в "рухлядной" кладовой Спасского монастыря в Ярославле. Такой тип в литературе по византийской иконографии именуется Великой Панагией [Кондаков, т. 2, с. 63-84; 114]. В Древней Руси такое изображение называлось Богородица Воплощение [Антонова, с. 52]. Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном подножии с воздетыми руками; на Ее груди помещен золотой диск с поясным изображением Спаса Еммануила. Богомладенец обеими руками благословляет именословным благословением. В верхних углах иконы расположены круглые клейма с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, держащих в руках зерцала с изображением креста. В литературе существуют разные мнения о времени и месте написания иконы: от начала XII в. (Киев) до первой трети XIII в. (Владимирская Русь) [Антонова, т. 1, с. 51-53; Древнерусское иск., с. 68-70].

Кондаков указывает, что этот иконографический тип с изображением Богоматери с воздетыми руками и Предвечного Младенца в круге у Нее на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве VI-VII вв., а затем вновь широко распространился в X-XII вв. [Кондаков, т. 2, с. 110-111]. На Руси такое изображение встречалось в несохранившейся росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.).

Одной из самых известных и, несомненно, самой почитаемой в центральной Руси была икона Богоматери, именуемая Владимирской, привезенная на Русь в первой трети XIII в. Судьба ее складывалась драматично. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский перенес ее из Вышгорода во Владимир, украсил дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в середине XII в. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 г. князь Ярополк снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у князя Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея Боголюбского, над Ярополком Глеб вернул икону и оклад во Владимир. При взятии Владимира татарами, во время пожара Успенского собора в 1237 г. собор был разграблен, и с иконы Богоматери вновь содрали оклад. В 1395 г., во время нашествия Тамерлана, икона была привезена в Москву, и в тот же день (26 августа) Тамерлан отступил от Москвы и покинул пределы русского государства. Позднее икона пребывала в иконостасе главного храма страны - Успенского собора Московского Кремля. В 1812 г. перед древней святыней, увезенной в Муром, молились об избавлении от нашествия двудесяти языков . В 1918 г. икону из Успенского собора забрали; сейчас она в Третьяковской галерее. В 1993 г. перед Владимирской иконой возносил горячие молитвы святейший Патриарх Алексий II - стране грозила опасность быть ввергнутой в пучину новой гражданской войны.

Владимирская икона относится к иконографическому типу Умиление (Елеуса). Композиция, известная с раннехристианских времен, широкое распространения получила в XI в. Вместе с Владимирской в Киев была привезена другая икона Богоматери, названная Пирогощей (для нее была построена церковь). Ипатьевская летопись под 1132 говорит: "В се лето заложена бысть каменна святая Богородица, рекомая Пирогоща". Образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., в монастыре вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.), распространяются в послеиконоборческий период. Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца [Квливидзе, с. 503].

Еще один известный - и столь же чтимый в западных пределах Руси, как Владимирская в центральной ее части, - образ Богородицы Одигитрии, или Путеводительницы. Название свое она получила по имени константинопольского храма Одигон, где была одной из почитаемых святынь.

По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима императрицей Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы (лист 289 - в рост). На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к нему в молитвенном обращении [Квливидзе, с. 503].

Одним из чтимых образов Новгородской земли была икона Благовещения Пресвятой Богородицы, именуемая Устюжской (30-е г. XII в., ГТГ). Название связано с преданием о том, что икона, находившаяся в Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря, происходит из Великого Устюга и именно перед нею молился в 1290 г. блаженный Прокопий Устюжский об избавлении города "от тучи каменной". Вместе с другими новгородскими святынями икона Благовещения была привезена в Москву Иваном Грозным [Древнерусское иск., с. 47-50].

Иконописный подлинник сообщает об Устюжском Благовещении: "Сын в персех у Пречистыя вообразися", т. е. на иконе изображается Боговоплощение. Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная Багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем (преподобный Андрей Критский). Иконы Богоматери, наглядно иллюстрирующие догмат о Боговоплощении, пользовались благоговейным молитвенным почитанием с древнейшего времени. Назовем здесь фреску середины XII в. в алтаре Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, а также излюбленный иконографический тип новгородцев - иконы Божией Матери Знамение, прославленные многими чудотворениями. Выносная икона Знамения (1169 г.), находящаяся в Новгородском музее, относится к иконографическому типу Богоматери Великой Панагии. Утвердившееся на Руси наименование иконы "Знамение" восходит к летописно засвидетельствованному чуду, бывшему в 1170 г. от чтимой новгородской иконы при осаде Великого Новгорода суздальцами. Благодаря Ее заступничеству Господин Великий Новгород был избавлен от беды.

К этой же иконографической традиции относится и киевская икона второй половины XIII в. - Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием. Находилась икона в Свенском монастыре недалеко от Брянска, где, по преданию, был в 1288 г. исцелен от слепоты черниговский князь Роман Михайлович, основавший в том месте обитель. То же предание говорит, что икона была принесена в новый монастырь из Киевского Успенского Печерского монастыря, где была написана в начале XII в. преподобным Алипием Печерским. Надо отметить, что Свенская икона является древнейшим изображением основоположников русского монашества. Текст на довольно хорошо сохранившемся свитке, который держит в руках преподобный Антоний, гласит: "Молю вас так, чада: держимся воздержания и не ленимся, имея в сем Господа помощником" [Древнерусское иск., с. 70-72].

Один из ранних исследователей русской иконописи, Иван Михайлович Снегирев, в письме к основателю отечественной археологии графу А. С. Уварову писал: "История иконописи у нас неразрывно связана с историей нашего христианства. На Русь она вошла из Византии рука об руку с Крестом и Евангелием". Русь в древние времена не знала иконоборческой ереси - ей пришлось пережить эту трагедию в ХХ столетии. Лишь немногие из тех древних святынь, которые пришли на Русь из Византии или были созданы уже на русской земле, дошли до наших дней. И тем ценнее для нас, христиан третьего тысячелетия, знание об этих святынях, память и благоговейное почитание их.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Т. 1. М., 1995.
Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы. Полное собрание творений. Т. 1. СПб., 1913.
Квливидзе Н. В. Богородица: Иконография. ПЭ. Т. 5. С. 501-504.
Колпакова Г. С. Искусство Византии. Т. 1-2. СПб., 2004.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. I-II. СПб., 1914-1915.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986.
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. СПб., 2004.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.
Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.
Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

"Всецарица" знают во всем мире как целительницу онкологических заболеваний. Молитвы к Богородице помогают не только от рака, но и от от других смертельно опасных болезней. Родители молятся Богоматери о своих детях, которые отравляют себя алкоголем и табаком. Тем, кто хочется получить защиту от всякого волшебства и чар, тоже может помочь Всецарица. Акафист и молитва к ней, освященная вода и масло, при должном уровне веры в исцеление творят настоящие чудеса, которые во множестве зафиксированы в летописях храмов.

Варианты иконы «Всецарица»

Есть несколько вариантов этого образа Богородицы. Необходимо понимать, что, подойдя к иконе, мы просим помощи не у нее, а у самой Богородицы. Не забывайте, что именно к ней идет молитва. Всецарица слышит обращения всех просящих и отвечает на них.

Образ Божьей Матери, восседающей на троне с Младенцем в левой руке, в иконографии известен давно. На стенах Вифийского монастыря Богородицы «Всецарицы» (Пантовасилиссы) постройки XVIII века до настоящего времени остаются фрагменты фресок Триглийской иконы.

Еще известен образ Всецарицы (Пантанассы), который был подарен в XV веке царевной Марией Палеологиной, супругой молдавского правителя Стефана Великого, монастырю Григориат на Святомострове Афон. Такой образ именуется Григориатским. Эта икона несколько раз оставалась невредимой при нескольких пожарах, даже если все остальное сгорало дотла. Всецарица, молитва к которой ежедневно звучит до наших дней, щедро наделяет своей благодатью эти места.

Есть икона, на которой Христос не благословляющий, как обычно изображается на иконах со Святой Богородицей. Это Симонопетрская икона Пресвятой Богородицы (Пантократорисса), которая была написана в 1530 году и подарена Симонопетрскому монастырю на Святом острове Афон митрополитом Афанасием. из Никеи. На этой иконе также изображена Всецарица на троне с Младенцем с двумя ангелами за ней.
Еще один вариант чудотворной иконы, которой посвящена эта статья, имеет название ватопедская Всецарица, или Пантанасса. Образ Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, сидящей на троне, окруженном ангелами, почитается очень давно. Наиболее ранние изображения встречаются в VII веке, когда самым доступным лекарством от болезней была молитва. Всецарица - это чаще всего это небольшого размера икона. Но насколько благодатно изображение Богородицы на ней!

Описание иконы

Чудотворная икона Божьей Матери, написанная примерно в XVII веке, находится на Святом острове Афон, в соборном храме Ватопедского монастыря, с левой стороны от Царских ворот. На иконе изображен царский трон, на котором в багряном одеянии сидит Пречистая Дева с Младенцем на руках. У маленького Иисуса в левой руке находится свиток, а пальцы правой сложены в жесте благословления. Богородица правой рукой указывает на Своего Младенца Сына как на Спасителя людей. Позади трона стоят двое ангелов, благоговейно осеняющие крыльями Пречистую Деву.

Икону относят к иконографическому типа Панахранта. Если перевести с греческого это название, мы получим значения «Пречистая», «Пренепорочная». Такой тип икон Богородицы еще имеет название «Всемилостивая». Общего у них то, что Богородица с Иисусом на коленях изображается сидящей на престоле или троне, что символизирует величие и славу царственной Богоматери, самой совершенной из всех, кто родился на земле. Поэтому молитва Всецарице об исцелении часто помогает тем, кто с усердием прибегает к помощи Божьей Матери.

Предание об иконе «Всецарица»

Старец Иосиф Исихаст, очень известный на Афоне, в XX веке благословлял своих учеников образом Пантанассы. Он же и рассказывал самое древнее предание об этом образе.

Однажды перед иконой остановился что-то невнятно бормочущий про себя странный юноша. Пока он стоял перед ней, лик Богородицы засиял дивным светом, и невидимой силой этот человек был брошен на пол. Когда со страхом он выбежал на улицу, то в слезах признался старцам в том, что занимался волшебством и магией, проводил жизнь во грехе. Таким способом Богородица явила силу своего образа, наставила юношу на путь покаяния и отвратила от нечестивой жизни. После такого чудотворного вмешательства Богородицы этот юноша изменил свою жизнь и остался жить на Афоне. Так спасла его душу Всецарица, икона Божией Матери. Молитва к ней помогает избавиться от всяческих волшебных чар. К этому образу прибегают за защитой от магов и экстрасенсов.

Что за болезнь - рак?

Заболевание раком имеет древнейшую историю. Само название болезни - «карциома» - дал Гиппократ. Образованный из двух греческих слов «опухоль» и «краб», недуг получил такое название из-за того, что опухоль внешне напоминает краба.

Первые заболевания раком описаны еще у египтян в 1600 году до нашей эры. В папирусе тех времен дано описание нескольких форм этой болезни и уточняется, что от нее не существует лечения.

А в первом веке до нашей эры римский врач А. Цельс предложил удалять опухоль на ранних стадиях, а на поздних - не лечить вообще.

За эти века ученые и врачи так и не смогли найти пути лечения этой страшной болезни, которая поражает все больше людей по всему миру. Как и в давние времена, всем заболевшим онкологическими заболеваниями остается уповать только на чудо. Надо признать, что практически все известные случаи чудесных исцелений связаны с молитвами к Спасителю и Богородице. То, что молитва Всецарице при онкологии действенна, доказывается многими чудесными случаями исцелений.

Исцеляющая икона

После первого проявления в XVII веке такой чудотворной силы образа Божьей Матери люди стали примечать и то, что чудотворное изображение оказывает благотворное действие на страдающих болезненными опухолями, и даже злокачественными. Все чаще возносилась молитва Всецарице об исцелении, все больше точных списков, сделанных с этой чудотворной иконы, разлетелись по обителям. С тех давних пор эту икону почитают по всему миру как избавительницу от онкологических заболеваний. В наши дни образ Богородицы «Всецарица» своей благодатью может исцелять одну из самых страшных болезней в истории человечества.

Первое чудо в России

Маленькая девочка, которая проходила лечение в московском онкологическом центре, осенью 1991 года обратила внимание на то, что от бумажного изображения Богородицы на больничной стене исходит необычный свет. Она рассказала об этом взрослым, но они приняли это за детские фантазии. В течение короткого времени такое свечение увидели и другие дети. А девочка, которая первая увидела свет, пошла на поправку, ее болезнь неожиданно стала отступать. Когда об этом узнали родители маленьких пациентов онкологического учреждения, то построили небольшую часовню в честь иконы Божией матери Всецарица. Даже самый маленький ребенок поверил в то, что его исцелит молитва. «Всецарица», простая картинка на обычной бумаге, щедро давала исцеления всем верящим ей.

Икона в Общине милосердия

В России один из списков с афонской чудотворной иконы был сделан в 1995 году с благословления архимандрита Ефрема, когда Община милосердия святого Иоанна Кронштадтского при центре по лечению детских онкологических заболеваний, который находится на Каширском шоссе, попросила дать возможность больным детям исцелиться. Так, в центре был передан несчастным детям список этой иконы, написанной с соблюдением канона, торжественными богослужениями и молитвенными предстояниями.

Как много чудес сотворила в этом центре наивная детская молитва! Всецарица, несомненно, ответила на нее. Состояние детей значительно улучшилось, причем это никак не объяснить только применением лекарственных препаратов.

Прошло несколько месяцев, и перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы эта икона неожиданно замироточила. Появилось всего несколько капель, но их невероятное благоухание наполнило все помещения вокруг. Мироточение повторилось на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первое чудо исцеления, которое произошло в России, - исцеление юноши, наркомана с многолетним стажем. После этого случая молитва Всецарице звучит из уст родителей за своих чад, пристрастившихся к наркотикам и алкоголю.

Икона в Храме Всех Святых

Весть о чудотворной иконе разнеслась по Москве со скоростью молнии. Чтобы большое количество паломников не было в тягость больным детям, икона была перенесена в Храм Всех Святых, принадлежащий бывшему Ново-Алексеевскому монастырю. Он находится недалеко от м. «Красносельская», в Красносельстком переулке. Тем не менее, Образ Пресвятой Богородице часто привозят в онкологический центр для проведения служб и молебнов.

Летопись чудесных исцелений храма Всех Святых

Через некоторое время был написан церковно-славянский вариант акафиста Божьей Матери в честь ее образа «Всецарица», который имел некоторые отличия от греческого варианта. По воскресеньям в Храме Всех Святых в 15.00 и 16.30 проходит молебен, читается акафист Всецарице и молитва от рака. После молебна происходит помазание всех страждущих освященным маслом.

Летопись, которая ведется в храме, пополняется все новыми и новыми записями, свидетельствующими о чудесной помощи всем тем, кто уже отчаялся получить исцеление от земных врачей. Здесь содержатся записи о младенцах и стариках, о мужчинах и женщинах, об исцелении самых поздних стадий заболевания раком и многие другие. Получившие исцеление люди, которым молитва Всецарице вернула здоровье или жизнь, не только записывают свои истории чудесного выздоровления, но и несут всевозможные дары этой святыне.

Список Новоспасского монастыря

В наши дни список образа Пантанессы, который находится в храме Всех Святых в населенном пункте Красное село, является не единственным в России чудотворным. Акафист Всецарице и молитва от рака еще читаются в Москве, на Крестьянской площади, д. 10 (ст.м. «Пролетарская»), в Новоспасском монастыре, где с 1997 года есть еще один чудотворный список этой исцеляющей иконы. Он был специально создан в Ватопедском монастыре и доставлен в Россию. Он тоже является чудотворным и миротичивым. Здесь также ведется летопись с записями исцелений людей, которым молитва Богородице Всецарице вернула жизнь и здоровье, и с записями чудотворений, происходящих от этой святыни. Перед этим образом Богородицы ежедневно совершаются молебные пения, а по воскресным дням служатся молебны с водоосвящением. Многочисленные приношения от исцеленных свидетельствуют о большом количестве случаев исцелений, которые явились практически сразу после того как была прочитана молитва Божьей Матери Всецарица у этого образа.

Серпуховский список иконы

Чудотворный список этого образа есть и в Серпуховском Владычном женском монастыре в Московской области. За то время, пока он там находится, икона мироточила свыше 30 раз. Есть свидетельства о двух случаях исцеления от онкологических болезней. Молитва Всецарице от рака и акафист Божьей Матери читаются в обители ежедневно. Во время служб поминаются имена людей, которые страдают различными недугами. Множество паломников приезжают в обитель с верой и надеждой на то, что им поможет молитва. «Всецарица» считается одной из самых сильных икон в мире, исцеляющих онкологических больных. Божья Матерь являет через образа Свою неизреченную благодать и любовь, подает Свое чудо исцеления всем, кто с верой и любовью просит пред Ее прославленным образом.

Молитва Всецарице при онкологии

Кто только ни приходит к образу Богородицы! Как только появились новости о выздоровлении онкологических больных, которые потеряли всякую надежду на исцеление, к иконам Божьей Матери стали стремиться все страдающие такими тяжелыми заболеваниями, которые современная медицина пока не имеет возможности вылечить. Сильная молитва Всецарице от рака помогает даже на последних стадиях, отводит беду от тех, у кого рак только подозревают. После усердных молитв диагнозы часто чудесным образом меняются в лучшую сторону.

Молитва Всецарице при онкологии сильна перед любым ее изображением, будь то маленькая распечатанная бумажка, иконка в домашнем иконостасе или большая икона в большом храме. Милостивая Божья Матерь всегда услышит просьбу о помощи.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви при участии АНО "Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского" проводит четвертый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают реализовать творческий потенциал авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. А сам процесс сочинительства и изложения развивает креативные способности, самостоятельность мышления, навыки правописания, воспитывает читательский интерес и культуру чтения. Чтобы принять участие в конкурсе, школьники обязательно обратятся к Книге, а значит, приобщатся к могучему хранилищу духовной традиции отечественной культуры.

Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей. Главная задача педагогов, наставников и родителей – помочь детям в правильном выборе. Ведь для подрастающего поколения эти книги станут не только источником новых знаний, но и верными спутниками в нравственных исканиях, надежной опорой в период духовного становления и на всем жизненном пути.

Осмысление прочитанного, изложение возникших собственных мыслей и чувств в форме литературной творческой работы будут способствовать формированию у детей и подростков системы православных духовно-нравственных ценностей, основанных на принципах любви, жертвенности, отваги, самоотверженного труда и верного служения на благо Отечества. Преображающий свет памяти, любви и целебное тепло семейного очага – вот главные составляющие успеха в нашем конкурсе.

Конкурс проходит в два этапа в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-12 классы. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2018 года осуществляется прием творческих работ. Объем работ должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков. Конкурсная комиссия оценивает творческие работы и принимает решение об участниках, которые будут приглашены для участия в финале.

Для участия в Конкурсе мы рекомендуем ознакомиться с «Тематическим планом» и самостоятельно подготовить творческую работу согласно предложенным тематическим направлениям. Требования к оформлению работ подробно изложены в «Положении о конкурсе» . Для того, чтобы отправить сочинение, необходимо перейти на страницу «Заявка на участие» , заполнить анкету участника конкурса и прикрепить соответствующий файл.

На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву приглашаются по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты пишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.

Конкурс имеет статус международного, к участию в нем приглашаются учащиеся 6-12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования не старше 18-ти лет .

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на церемонии награждения победителей III сезона конкурса "Лето Господне"

Сердечно приветствую всех вас, особенно лауреатов литературного конкурса «Лето Господне», и поздравляю с заслуженной победой.

Победа в состязании - безусловно, значимое достижение в жизни человека, и не только потому, что его труд получил признание, что немаловажно для творческой личности. Ценность победы прежде всего в том, что она способна окрылить, вдохновить на дальнейшие упорные труды, придать силы и мужество покорять новые вершины и раскрывать свой талант.

Способности дает нам Господь, но как ими распорядиться зависит от нас. Мы знаем Евангельскую притчу, как один человек, призвав слуг, дал одному пять талантов, другому два, третьему один, - каждому по силе его. И господин высоко оценил и наградил тех, кто умножил таланты, и наказал того, кто свой единственный талант закопал в землю (Мф. 25:14-30). Читая работы победителей конкурса, я искренне радовался и благодарил Бога за то, что Он наделил вас, мои дорогие, такими талантами, даровал способность тонко чувствовать и глубоко мыслить - настолько глубоко, что эту глубину мысли трудно соотнести с вашим возрастом. Это свидетельствует о том, что в наше время и очень юные люди способны глубоко мыслить и проникать в суть вещей.

И в вашем возрасте нужно в первую очередь ставить перед собой задачи, связанные с обучением, образованием, воспитанием, и достигать соответствующих целей.

Еще мне хотелось бы сказать о необходимости всестороннего развития личности. Я придаю большое значение эстетическому воспитанию, без чего человек, даже талантливый, очень многое теряет. Потому что эстетическое чувство - как зрение: оно помогает увидеть и почувствовать то, что другим способом почувствовать невозможно. Эстетическое чувство развивается, когда мы созерцаем произведения живописи и скульптуры, когда мы слушаем музыку. Более того, при этом формируется не только чувство прекрасного, но и определенная часть нашего мировоззрения, ведь соприкосновение с красотой возвышает человеческую душу, помогает подняться над повседневностью. Способность человека видеть, чувствовать, понимать прекрасное - это залог всестороннего успеха.

Дай Бог, чтобы вы, нынешнее поколение, сумели сохранить в себе способность не отвечать «да» на все соблазны и искушения; чтобы вы научились прилагать Божественный закон как абсолютный критерий истины ко всему, что вас окружает и бросает некий мировоззренческий вызов. Почему я все это вам говорю? В ваших произведениях, представленных на конкурс, я увидел много полезного, глубокого, мировоззренчески значимого, почему и позволил себе говорить с вами на такие серьезные взрослые темы. Да поможет вам Господь в ваших трудах!


Обращение митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, к участникам Международного детско-юношеского литературного конкурса "Лето Господне"

Вспомните, дорогие друзья, как в раннем детстве ваша мама или бабушка читала вам любимые сказки из красочной любимой книги. Может быть, в то время вы еще сами не могли понимать загадочные буквы, не могли самостоятельно прочитать текст, но замечательные картинки из книжки навсегда врезались в вашу память, и наверняка вы будете когда-то читать эти сказки и своим маленьким детям.

Книга - это не просто носитель информации. Книга помогает формировать культуру народа, культуру просвещения и нравственные основы общества. Являясь зримым свидетельством труда писателей, издателей, знаменитых деятелей книжного просвещения, книга помогает нам сохранять память о наших предках.

Я обращаюсь к вам с призывом полюбить книгу и чтение. Любовь к книге поможет вам в учебе, в совершенствовании навыков при овладении профессией, она поможет вам стать образованными и культурными людьми, поможет по-настоящему любить свое Отечество и нашу великую русскую культуру. Книга всегда может быть замечательным подарком и вашим сверстникам, и взрослым, которые окружают вас.

Для всех ребят, кто по-настоящему любит книги, отечественную литературу и историю, мы проводим наш литературный конкурс «Лето Господне».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви при участии АНО «Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского» проводит четвертый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают реализовать творческий потенциал авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. А сам процесс сочинительства и изложения развивает креативные способности, самостоятельность мышления, навыки правописания, воспитывает читательский интерес и культуру чтения. Чтобы принять участие в конкурсе, школьники обязательно обратятся к Книге, а значит, приобщатся к могучему хранилищу духовной традиции отечественной культуры.

Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей. Главная задача педагогов, наставников и родителей – помочь детям в правильном выборе. Ведь для подрастающего поколения эти книги станут не только источником новых знаний, но и верными спутниками в нравственных исканиях, надежной опорой в период духовного становления и на всем жизненном пути.

Осмысление прочитанного, изложение возникших собственных мыслей и чувств в форме литературной творческой работы будут способствовать формированию у детей и подростков системы православных духовно-нравственных ценностей, основанных на принципах любви, жертвенности, отваги, самоотверженного труда и верного служения на благо Отечества. Преображающий свет памяти, любви и целебное тепло семейного очага – вот главные составляющие успеха в нашем конкурсе.

Конкурс проходит в два этапа в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-12 классы. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2017 года осуществляется прием творческих работ. Объем работ должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков. Конкурсная комиссия оценивает творческие работы и принимает решение об участниках, которые будут приглашены для участия в финале.

Для участия в Конкурсе мы рекомендуем ознакомиться с «Тематическим планом» (подробно) и самостоятельно подготовить творческую работу согласно предложенным тематическим направлениям.

Тематический план конкурса в 2017-2018 учебном году:

I. Священное Писание как основание русской литературы.

II. Монастыри и монашество в русской литературе.

III. Патриаршество на Руси.

IV. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.

V. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.

VI. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии.

*По любому из направлений тема может быть сформулирована автором самостоятельно

Требования к оформлению работ подробно изложены в «Положении о конкурсе » . Для того, чтобы отправить сочинение, необходимо перейти на страницу «Заявка на участие» , заполнить анкету участника конкурса и прикрепить соответствующий файл.

На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву приглашаются по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты пишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.

8 февраля в Издательском совете состоялось заседание Конкурсной комиссии Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Издательского совета Русской Православной Церкви.

В заседании приняли участие члены Конкурсной комиссии: писатели лауреаты Патриаршей литературной премии Ю.М. Кублановский и В.Н. Николаев, доктор педагогических наук профессор Ю.Н. Столяров, доктор исторических наук профессор МГУ Д.М. Володихин, директор Государственной публичной исторической библиотеки М.Д. Афанасьев, преподаватели Литературного института им. Горького А.П. Торопцев и С.С. Арутюнов, главный редактор издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягин, зам. главного редактора издательства «Никея» Т.В. Стрыгина, зам. главного редактора журнала «Дружба народов» Г.Д. Климова, шеф-редактор проекта «Пресса в образовании» газеты «Вечерняя Москва» Н.В. Покровская, писатель А.В. Орлов, литературные критики А.В. Евсюков и С.И. Шулаков, а также сотрудники Издательского совета, отвечающие за проведение конкурса.

На конкурс поступили более 1200 работ от школьников из 61 региона России, а также из Молдовы, Украины, Белоруссии, Казахстана и Донецкой народной республики. Наибольшее число работ поступило из Ростовской, Московской, Тюменской, Тамбовской, Саратовской, Нижегородской и Воронежской областей, Краснодарского и Ставропольского края, а также из Белоруссии и Донецкой народной республики.

По итогам обсуждения из числа работ, набравших максимальное число баллов по результатам оценки Советом экспертов, были выбраны 39 финалистов конкурса по 13 в каждой возрастной группе.

Финальный этап конкурса состоится в Москве в дни весенних каникул с 25 по 29 марта. Участникам финала будет предложена интересная культурная программа, также они смогут поучаствовать в мастер-классах с писателями и напишут итоговую творческую работу. Награждение победителей конкурса по традиции состоится в Храме Христа Спасителя.

Финалисты конкурса «Лето Господне» 2016-2017 гг.

Список школьников, прошедших в финал Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне».

6 - 7 классы

Фамилия, имя

Регион

Белоусова Дарья

Респ. Коми, г. Сыктывкар

Головина Мария

д. Кострово

Здерчук Владислав

Волгоградская обл., г. Михайловка

Коломиец Анастасия

Московская обл., п. Курилово

Пархамович Варвара

Белоруссия, г. Бобруйск

Процык Людмила

Тюменская обл., Увацкий р-н, п. Туртас

Сурков Никита

Респ. Марий Эл, с. Семеновка

Тепляшин Иван

Липецкая обл., Елецкий р-н, с. Казаки

Титович Александр

Ростовская обл., г. Гуково

Тихомиров Артемий

Московская обл., г. Электросталь

Чикина Анна Андреевна

г. Владимир

Шахматова Екатерина

Новосибирская обл., г. Искитим

Шестакова Ольга

г. Тюмень

8 - 9 классы

Фамилия, имя

Регион

Алисова Полина

Тульская обл., г. Ефремов

Басенкова Алина

Ростовская обл., г. Шахты

Бокша Татьяна

Ростовская обл., Целинский р-н,

с. Хлебодарное

Васильева Анна

г. Волгоград

Варварина Валерия

Московская обл., п. Курилово

Кулешов Серафим

Ростовская обл., г. Таганрог

Лысова Дарья

Тюменская обл., г. Тобольск

Нагорная Александра

Белоруссия, Гродненская обл., с. Негневичи

Назаренко Николай

г. Астрахань

Рыжов Николай

Тюменская обл., г. Тобольск

Ухова Мария

Московская обл., Истринский р-н,

п. Павловская слобода

Цивилева Дарья

Нижегородская обл., г. Семенов

Якимова Ксения

г. Тюмень

10 - 11 классы

Фамилия, имя

Регион

Бервинова Александра

г. Санкт-Петербург

Боровкова Кристина

Смоленская обл., г. Десногорск

Виноходова Елизавета

Рязанская обл., г. Касимов

Герасимова Елена

Московская обл., Истринский р-н, д. Кострово

Ерёменко Александр

Белоруссия, г. Минск

Зимина Ангелина

Самарская обл., г. Сызрань

Ктитарова Виктория

ДНР, г. Донецк

Кубрин Вячеслав

Ульяновская обл., Новоспасский р-н,

п. Новоспасское

Лыкова Виктория

Московская обл., г. Тучково

Мариловцева София

Иркутская обл., г. Братск

Максудов Алибек

г. Саратов

Новикова Екатерина

Липецкая обл., с. Тербуны

Сидорова Алина

ДНР, г. Донецк

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».



Енвд