Что такое зеркальный цифровой фотоаппарат. Чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового. Краткий обзор отличий. Отличие "зеркалки" от "цифры"

Зеркальный фотоаппарат – это тип фотоаппарата, конструкция которого основана на оптической схеме в основе которой лежит зеркальный видоискатель. Благодаря этому, при съемке фотограф видит в видоискатель именно то изображение, которое получится на снимке.

Схема работы зеркальной камеры следующая: световой поток, проходя через объектив попадает на зеркало, отражаясь от которого попадает на пентапризму. После прохождения через пентапризму свет попадает в окуляр видоискателя. В момент съемки зеркало поднимается, перекрывая видоискатель. В это же время на время выдержки поднимается затвор, закрывающий матрицу.
Кроме того в корпусе устанавливаются датчики фокусировки, световой поток на которые попадает, отражаясь от дополнительного зеркала.

Зеркальные камеры имеют ряд достоинств и недостатков, связанных с их строением. Одним из главных недостатков можно назвать стоимость . Она достаточно высока, в связи со сложностью процесса изготовления камеры. Также из-за сложности строения и наличия движущихся механических частей, снижается надежность фотоаппарата. Наличие пентапризмы и зеркала вынуждает делать достаточно массивный корпус, что далеко не всегда удобно. Однако большой корпус позволяет разместить на нем больше органов управления, а также его удобнее держать в руках.

К преимуществам зеркальных камер, в первую очередь, относится качество снимков. Достигается это благодаря тому, что в зеркалках устанавливаются матрицы больших размеров, позволяющие фотографировать с большой чувствительностью. Также к достоинствам относится возможность смены объектива, простота наведения и высокая скорость и точность фокусировки, а также широкие возможности ручной настройки, позволяющие добиться максимального качества изображения.

Видео по теме

Беззеркальные фотоаппараты завоевывают все большую популярность. Они позволяют делать фотографии, по качеству не уступающие зеркальным камерам, но при этом обладают некоторыми превосходными характеристиками.

По своей сути беззеркальный фотоаппарат отличается от зеркалки тем, что в его корпусе отсутствуют зеркало, пентапризма, датчики фазовой фокусировки и, как правило, затвор. Благодаря этому корпус фотоаппарата можно сделать максимально компактным. При этом матрицы в беззеркалки зачастую устанавливают такие же, как в зеркальные камеры и по этому параметру они могут ничем не отличаться.

Схема работы беззеркалки проста до невозможности: световой поток, проходя через объектив попадает непосредственно на матрицу, с которой передается на процессор для обработки. А уже в обработанном виде ее видит фотограф на ЖК экране. Во время съемки на программном уровне делается выдержка и получается готовый снимок.

Естественно у зеркального фотоаппарата есть свои плюсы и минусы, связанные с особенностями строения. К плюсам относится компактность, возможность смены объективов, высокое качество снимков. Кроме того зеркалки дешевле в изготовлении и более надежны, благодаря отсутствию механических частей.

К недостаткам зеркальной камеры можно отнести то, что они редко оснащаются видоискателями, которые превосходят ЖК экран в солнечную погоду, когда много бликов, а также не расходуют заряд батареи. Кроме того в настоящее время к зеркалкам выпущено достаточно мало сменных объективов, а цены на них сильно кусаются. Также в беззеркалках используются программные методы контрастной фокусировки, в связи с отсутствием в корпусе специальных датчиков, предназначенных для этой цели.

С каждым годом всё больше людей мечтает о покупке зеркального фотоаппарата и каждый второй мнит себя фотографом. И это, конечно, замечательно, но большинство из них даже не представляет, по каким критериям выбирается фотоаппарат и как он работает. Тем, кто ещё только собирается приобрести зеркальный фотоаппарат, следующая информация будет полезна.

Итак, что же представляет из себя зеркальный фотоаппарат? Не будем изобретать велосипед и поищем ответ во всемирной паутине. Согласно Википедии, зеркальный фотоаппарат - фотоаппарат, конструкция которого основана на одной из разновидностей зеркального видоискателя, в оптическую схему которого входит зеркало, позволяющее осуществлять визирование непосредственно через съёмочный или вспомогательный объектив.

Зеркальный фотоаппарат или "мыльница"?

Не секрет, что даже любительский зеркальный фотоаппара т стоит в несколько раз дороже, чем хорошая "мыльница", которая вполне справится с простыми задачами. Именно поэтому вы должны быть твёрдо уверены в том, что такой фотоаппарат вам действительно нужен и вы готовы потратить немало времени и сил на его изучение.

Бытует мнение, что освоение зеркальной фотокамеры - непостижимая задача, и работать с ним может только профессиональный фотограф. На самом деле это вовсе не так, поскольку снимки на зеркальном фотоаппарате создаются ничуть не сложнее, чем на обычной "мыльнице". Для этого даже есть специальный авторежим, который практически полностью выполнит работу за вас. Другое дело, что для создания качественного снимка придётся попотеть, выбирая верные настройки в автоматическом режиме. Но и тут всё гораздо проще, поскольку навигация по меню у зеркалки гораздо более продуманная.

Объектив

От чего всё-таки зависит качество снимков? В первую очередь, от объектива. А учитывая тот факт, что большинство зеркалок идут с простыми и дешевыми "китовым" объективом, то качество изображений изначально может быть самым посредственным. Обычно новички не рискуют брать фотоаппараты без объектива, потому что хороший объектив стоит как сам фотоаппарат, а иногда и дороже. Но преимущества у них всё-таки есть. Например, работая с "китовым" объективом, вы сможете определиться, что именно ожидаете от фотографии. Учитывая, что разные объективы предназначены для разных целей, это поможет выбрать более дорогой объектив.

Основные недостатки простого "китового" объектива:

  • невозможность делать качественные снимки в ночное время суток;
  • высокое количество шумов (ISO);
  • недолговечная конструкция.

Матрица

После объектива идёт размер матрицы. Любой фотограф, вне зависимости от уровня профессионализма, вам скажет, что от размера матрицы зависит очень многое, в частности, качество картинки. Если размер матрицы составляет 36 x 24 мм, то качество изображения будет максимальным.

Зеркальные фотоаппараты выпускаются с полноформатными матрицами и с кроп фактором (матрицы уменьшенного размера) .

Мегапиксели

Ошибочно предполагать, что чем больше мегапикселей - чем лучше качество снимка. Количество лошадиных сил, количество ядер процессора, мегапикселей все это маркетинговый ход производителей, рассчитанный на непрофессиональных потребителей. То, что количество мегапикселей далеко не самый важный показатель, на который следует обращать внимание во время покупки фотоаппарата, написано много и большинство начинающих фотографов это знают. Знают и все равно во время покупки этот "гипнотический" показатель играет чуть ли не самую важную роль в выборе модели зеркальной фотокамеры.

Напомним кратко - количество мегапикселей влияет лишь на размер полученного снимка, но обычно в максимальном разрешении никто не фотографирует, потому что такие снимки занимают на карте памяти значительно больше места. Например, 3,9 Мп - это то же самое, что 2272 х 1704 пикселей. Такой размер вполне подходит для широкоформатной печати, но зачем люди покупают 20 Мп камеры, если их возможности в полной мере использованы не будут?

Производители зеркальных фотоаппаратов

Зеркальные фотоаппараты производят многие крупные и не очень производители: Olympus, Fujifilm, Kodak, Panasonic, Samsung и другие. Многие из них любят "баловать" покупателей всплывающими подсказками, огромным количеством всевозможных авторежимов, игровыми функциями и т.д. А компания Samsung ушла ещё дальше, выпустив фотокамеры на базе Android с сенсорным экраном и всеми функциями ОС.

Следует обратить внимание на зеркальные фотоаппараты компаний Sony, Pentax. На рынке фототехники, фотокамеры этих производителей занимают вторую ступень пьедестала уступая лидерам...

Но если вы хотите настоящий фотоаппарат, а не "игрушку", то выбор лучше остановить на Canon и Nikon. Во многих специализированных магазинах вы даже не увидите фотоаппаратов других производителей. В зеркальных фотоаппаратах Canon, Nikon нет ничего лишнего, поэтому цена остаётся на должном уровне, а по качеству сборки, конструкции, снимков им нет равных.

Цена

Цена любительских зеркальных фотоаппаратов с "китовым" объективом начинается с $350. Фотоаппарат среднего класса будет стоить $700-1500. Полупрофессиональные фотоаппараты, зачастую обладающие всеми функциями профессиональных, стоят в пределах $1500-5000, а профессиональные - $5000-15000.

Не стоит расстраиваться, если бюджет ограничен, поскольку хороший любительский фотоаппарат по качеству снимков не на много уступает профессиональному. Профессиональные позволяют создавать фотографии не только быстрее, лучше и могут быть применены в экстремальных условиях. Профессиональные зеркальные фотоаппараты стоят дороже, требуют от фотографов определенных знаний, умения и навыков при фотосъемке.

В дальнейшем вам могут потребоваться дополнительные примочки для фотоаппарата: вспышки, приспособления для микросъёмки, творческие объективы, бленды, штативы, светофильтры для объективов и т.д. Всё это неизбежно приведёт к дополнительным затратам.

Вердикт

Какую модель и какой фирмы купить зеркальный фотоаппарат?

Каждый фотограф должен сделать выбор сам. Каждый фотограф должен найти своего производителя.

В любом случае, новичкам подойдёт любой зеркальный фотоаппарат с любым объективом. Даже если вы прямо сейчас не пожалеете денег и приобретёте профессиональный фотоаппарат, то это вовсе не значит, что каждый ваш снимок станет шедевром. Гораздо важнее научиться правильно фотографировать, а это придёт далеко не сразу.

Ваша первая камера это не просто оборудование. Это ваше вступление в мир фотографии. Логика "Купить самый дорогой" здесь не работает, даже если у вас есть средства для этого. Вы должны быть достойны своего "Самого дорогого фотоаппарата". Ваша первая камера должна соответствовать слову - "Достаточно". Покупать модель лучше, дороже и "круче" не стоит, для вас она может оказаться слишком тяжелой, слишком сложной в понимании со всеми функциями, или слишком скучной и неинтересной. Купив не ту камеру, и поработав с ней, вы можете вовсе отказаться от идеи фотографирования. С другой стороны, подходящая именно вам фотокамера вдохновит на дальнейшую работу и изучение своего дела. Итак, давайте начнем с самого начала. Сегодня мы решим «Какую зеркальную камеру Nikon следует купить в первую очередь?", в этой статье мы познакомим вас с несколькими зеркалками. Тут вы не найдете самые дорогие и лучшие камеры Nikon. Но, я надеюсь, вы найдете тут самые лучшие камеры именно для вас. Камеру для вас, как для начинающего фотографа, с которой вы собираетесь учиться долгие годы.

Что такое зеркальный фотоаппарат?

Цифровой зеркальный фотоаппарат (DSLR) это камера со сменными объективами, которая использует зеркало для отражения света от линзы на оптический видоискатель. Как правило, зеркалки намного больше и тяжелее, чем любая другая, компактная, или системная камера, и способна обеспечить несравненно лучшее качество изображения, особенно в условиях низкой освещенности. По сравнению со своими конкурентами, пленочными камера, они схожи в конструкции. Основное различие состоит в том, что пленочная камера использует пленку, а в цифровой, пленка заменена на электронный датчик, который улавливает свет.

Вот основные элементы зеркального фотоаппарата (DSLR):

  1. Объектив
  2. Зеркало
  3. Затвор
  4. Датчик изображения
  5. Матовый фокусировочный экран
  6. Линза
  7. Пентапризма
  8. Окуляр / видоискатель

Еще одним важным отличием между дорогими, большими камерами и их компактными "братьями" заключается, в размере датчика. Чем больше датчик, тем лучшее качество изображения вы сможете получить во время съемки. Зеркальные фотоаппараты могут иметь датчик двух размеров. Один из них, наиболее распространенный и популярный, называется APS-C-размер сенсора, который приблизительно соответствует значениям 23,5 х 15,6 мм. Более дорогие камеры, предназначенные для продвинутых пользователей с более высоким требованиям оснащены большим датчиком, и такие камеры называются полнокадровыми. Эти датчики имеют следующие параметры - 36 х 24 мм, такая матрица соответствует пленке формата 35-мм, используемой в старых аналоговых камерах (отсюда термин "полный кадр"). Сравните это с матрицами компактных камер, которые примерно равны 7,44 х 5,58 мм, или даже меньше. Большие датчики стоят гораздо дороже, так и их изготовление обходится производителям очень дорого. Из-за этого, самые дешевые полнокадровые камеры сегодня стоят около 2000 долларов, в то время как самая дешевая камера с APS-C сенсором может стоить в три-четыре раза меньше.

Почему следует покупать зеркальный фотоаппарат?

Этот вопрос стал гораздо актуальнее в течение последних трех лет. Если не так давно зеркальная фотокамера была очевидным шагом вперед для любого начинающего фотографа, который хотел работать с более продвинутой техникой чем обычная мыльница, то на сегодняшний день камера начального уровня яростно соперничает с беззеркальными камерами. Но в этой битве не все потеряно. До сих пор многие аспекты, которые есть в зеркальных фотоаппаратах, делают её более серьезным инструментом для работы и обучения. Кроме того, вместе со своей зеркальной камерой вы сможете использовать объективы, которые будут соответствовать вашим предпочтениям в съемке. Возможность выбора объектива среди беззеркальных камер гораздо меньше. Кроме того, большинство зеркальных камер (за исключением Pentax) позволяют вам "расти". Другими словами, они делают камеры с большим размером сенсора, но с таким же креплением объектива, тем самым позволяя в будущем использовать те же объективы с более дорогими камерами, если такая необходимость возникнет.

В поисках первой зеркалки

Далее я познакомлю вас с несколькими зеркальными фотоаппаратами Nikon. Все они, в определенной степени, подходит для очень серьезной работы - все они используют быструю систему автофокуса и оснащены качественным, современным датчиком, а также множеством других функций, таких как запись видео в большом разрешении. В то же время они немного отличаются друг от друга, и являются более сложными, чем обычные мыльницы. Вопрос не в том, какая камера хороша - в общем, все современные цифровые зеркальные фотокамеры хорошие. Вопрос в том, какая из них лучше для вас.

Nikon D3200

Nikon D40, первая фотокамера в этом сегменте рынка камер Nikon, имела огромный успех. С технической точки зрения, это была не очень продвинутая камера, даже в то время, когда была выпущена в 2006 году. Матрица камеры имеет разрешение 6 мегапикселей, в то время как другие камеры обладали матрицей более 10 мегапикселей. Несмотря на это, многие обнаружили, что камера хорошо проявляет себя в работе, она давала пользователям столько возможностей, сколько им требовалось. Даже не смотря на то, что в то время были лучшие камеры, с большим разрешением, функциями и т.д., Nikon D40 давала людям то, что им было нужно. Её современный преемник, выпущенный только некоторое время назад, основан на той же философии.

С первого взгляда, D3200 это совершенно другая камера. Она оснащена прекрасной большой матрицей с разрешением 24 Мп . APS-C-формата, такой же матрицей обладают многие другие камеры, более высокого уровня, она способна снимать качественное видео, а скорость серийной съемки составляет 4 кадра в секунду . Основная идея камеры не изменилась - это небольшая, легкая и очень простая в использовании фотокамера. Если вы новичок в фотографии с зеркалкой, поверьте, эта камера прекрасно справится с ролью первой камеры в вашей жизни, она хорошо выполнена, обладает большим количеством интересных функций и режимов, но при этом дает возможность развиваться творчески. Фотоаппарат компактен и легок, кнопки размещены просто и понятно. Благодаря этому, вы сможете всегда брать её с собой куда угодно. Не менее важной особенностью фотокамеры является её стоимость. D3200 стоит немного по сравнению с дорогими зеркальными фотокамерами. Да, у нее меньше функциональных возможностей по сравнению с другими камерами, но она абсолютно точно стоит своих денег.


Да, такие камера, как D7000 оснащены уплотнителем, который позволяет работать под дождем и при холодной погоде и обладает большей скоростью серийной съемки. Будьте честными, как часто вы фотографируете под дождем? В конце концов, можно воспользоваться зонтиком, который защитит и вас и вашу камеру.
Если вы новичок с ограниченным бюджетом и хотите приобрести зеркальную фотокамеру Nikon DSLR, то это то, что вам подходит. Это удобная, простая в использовании фотокамера.
К сведению: Nikon D3200 является одной из нескольких зеркальных камер Nikon, которая не оснащена внутренним мотором фокусировки. Это означает, что она не сможет фокусироваться в автоматическом режиме с более дорогими моделями объективов. Не волнуйтесь, все последние объективы Nikon имеют встроенный двигатель автоматической фокусировки (и называются они AF-S объективами, например, популярный объектив AF-S 85mm f/1.8G) таким объективам не обязательно наличие двигателя автофокуса. Более старые модели объективов, как правило не оснащены таким двигателем, хотя и стоят они на порядок дешевле Так что, если вы хотите фотографировать в автоматическом режиме, то вам придется потратится немного больше.

Nikon D3100

Эта камера является предшествующей D3200, моделью, а значит, они во многом сильно похожи. Это небольшой, легкий и простой в использовании фотоаппарат. Более того, стоит эта модель даже чуть дешевле новой фотокамеры. Есть несколько минусов в этой камере, но при этом, данный фотоаппарат хорошо подойдет для работы начинающего фотографа. D3100 имеет более низкое разрешение датчика, которое равно 14,2 мегапикселям. Разрешение матрицы это не основной фактор влияющий на качество изображения, так что не акцентируйте на этом своё внимание. Разрешение матрицы D3100 позволит вам создавать красивые и качественные снимки. Вы по-прежнему сможете печатать фотографии в большом разрешении. В то же время, ваши изображения в формате JPEG не будет таким "тяжелыми", как у Nikon D3200.

Другим недостатком является то, что экран данной камеры имеет более низкое разрешение, а значит, просмотр фотографий и работа с экраном будет не такой приятной как с новой моделью . Но влияет ли это на качество фотографий? – Разумеется, что нет.
Помните, что если камера является более старой моделью, она не стала от этого хуже. Nikon D3100 по прежнему хорошая камера, способная делать чудесные фотографии и позволяющая развиваться вам творчески. С помощью D3100 вы сможете создавать великолепные изображения, на полную используя все возможности камеры.

К сведению: как и D3200, этот фотоаппарат не имеет встроенного мотора автофокусировки, который может (или не может) ограничивать ваш выбор объективов.

Nikon D5200

Nikon D5200 является моделью, которая и в ценовом диапазоне, и в плане качества идет после D3200. Большинство функций и технических характеристик между камерами очень похожи, они обе оснащены матрицей с разрешением 24 мегапикселя . Однако, есть определенные технические преимущества, в данной модели. Так, одним из таких преимуществ является лучшая система автофокуса , заимствованная из более дорогой камеры D7000. Nikon D5200 оснащена не 11-ти точечной системой автоматической фокусировки, как более дешевые камеры, она обладает системой фокусировки из 39 точек. Данная система автофокусировки оказывается очень полезной даже в самых сложных съемочных условиях. С другой стороны, работа с такой системой требует практики и опыта. 39-точечная система автофокусировки D5200 даст вам больше гибкости, при съемке спортивных мероприятий. Камера обладает большей скоростью серийной съемки, она составляет 5 кадров в секунду.

D5200 оснащена наклонным и поворотным ЖК-дисплеем . Это может быть очень полезно, при видеосъемке или фотографировании с необычным углом.
Не забывайте учитывать разницу в цене между моделями, D5200 стоит немного дороже D3200, хотя обе камеры очень похожи. Подумайте, нужны ли дополнительные функции фотокамеры и готовы ли вы переплатить за них, пригодятся ли они вам в вашей работе? Учитывайте все нюансы и делайте разумный и здравый выбор.

К сведению: как и две камеры, описанные до этого, D5200 не обладает двигателем фокусировки, а значит, автофокус не будет работать при работе с продвинутыми объективами (AF-D). Все объективы с маркировкой AF-S будут работать с автоматической фокусировкой.

Nikon D5100

Предшественник D5200, эта камера, как и все другие упомянутые до сих пор, основывается на идее легкости, небольшой цены и высоком качестве изображения. Она так же является прекрасным инструментом для начала работы новичка в фотографии. Не смотря на то, что данная модель такая же простая и удобная в использовании, как и более новые модели - D5200 или D3200, она стоит гораздо меньше, чем они. Nikon D5100 оснащена качественной матрицей с разрешением 16-мегапикселей . Большое разрешение матрицы позволяет фотографировать с низким уровнем шума, даже при высоких значениях чувствительности ISO (а это говорит о хорошем качестве и четкости тех фотографий, которые вы будете делать с её помощью).

Камера обладает 11-точечной системой автофокусировки , которая в настоящее время используется в D3200. Более того, она оснащена аналогичным наклонным и поворотным ЖК-дисплеем таким же, как и D5200, что, как уже говорилось, полезно при видеозаписи. При изучении рынка фотокамер, было выяснено, что данная модель является прямым конкурентом новой D3200. Обе модели во многом очень похожи. Если вам не нужна матрица с разрешением 24, то данная модель станет прекрасным и рациональным выбором в вашем случае.

К сведению: это последняя из камер в этом списке, который не имеет встроенного мотора автофокусировки, в результате чего при работе с объективами более высокого уровня и маркировка AF-D у вас не будет возможности автоматической фокусировки. Вам необходимо будет купить объективы с маркировкой AF-S в названии, если вы хотите наслаждаться быстрой производительностью автофокуса.

Nikon D7000

Эта камера является последней в моем списке рекомендуемых цифровых зеркальных камер для начинающих от Nikon. Этому есть свое объяснение. D7000 является прекрасной камерой, обладать которой хотели бы фотографы-любители. С помощью данной камеры вы сможете воплотить практически все свои творческие идеи. Не смотря на то, что камера считается любительской, она не сложная в использовании, но требует изучения и усилий со стороны фотографа. Только благодаря практике и обучению, вы сможете изъять максимум пользы от работы с данным фотоаппаратом. В противном случае ее преимущества, станут для вас запутанным и непонятным ребусом, а значит, работать с данной техникой будет сложно и неудобно. Не зная, что делать с таким фотоаппаратом, вы не сможете снимать, как следует и качество ваших фотографий будет неудовлетворительным.

Вы можете думать, что я пытаюсь отговорить вас от покупки. В чем-то вы даже правы. Я думаю, это отличная камера (хотя, вероятно, будет выпущена более новая усовершенствованная модель). Сейчас я мечтаю о таком фотоаппарате, но это не первая моя камера. Я бы не советовала приобретать её тем, кто не планирует серьезно заниматься фотографией. Если вам нужна фотокамера для повседневной любительской съемки, купите модель по дешевле и проще в понимание. Фотографировать друзей, семью и путешествия можно и с моделями, о которых мы говорили ранее.

Это все предыстория, давайте поговорим о том, что реально для нас подготовила Nikon D7000. Камера оснащена матрицей с разрешением 16-мегапикселей , так же как и Nikon D5100, но у этой модели такая матрица появилась раньше. Камера обладает большими возможностями в видеосъемке, скорость серийной съемки составляет 6 кадров в секунду , что вполне достаточно для спортивной съемки.

Одним из основных достоинств зеркалки является двойной слот для карт памяти SD , который особенно ценят профессиональные фотографы. Два слота дают вам возможность делать резервные копии кадров, снимать дольше, не волнуясь, что закончится место на одной карте. Вы также можете выбрать одну карту для RAW изображений, а на другой сохранять JPEG-версии тех же снимков. D7000 обладает 39-точечной системой автофокусировки и погодным уплотнителем, который позволяет работать под дожем и в сильный холод.

Все это может показаться заманчивым, но помните - Nikon D5200 имеет большее разрешение, наклонно-поворотный экран, и такую же систему фокусировки, но при этом стоит дешевле и весит меньше. Прочитайте нашу статью-сравнение "Сравнение Nikon D5200 и D7000 ". Подумайте, действительно ли вам следует покупать D7000 и собираетесь ли вы работать и заниматься фотографией на более профессиональном уровне. Хорошенько обдумайте все "За" и "Против", и не переплачивайте зря, если камера вам нужна для повседневной съемки, а не для профессиональной.

Выводы

В статье, мы постарались коротко и ясно рассказать вам о преимуществах всех фотоаппаратов начального уровня от Nikon. Выбирая свой первый зеркальный фотоаппарат, отнеситесь к этому так же серьезно, как если бы вы выбирали первый автомобиль. Вы же не начнете учиться кататься за рулем Bentley, не так ли? Вам нужен аппарат, который поможет совершенствоваться и оттачивать свои навыки в фотосъемке. Только потом, если вы захотите продолжить работу в данной области, выбирайте камеру профессиональную, возможно, полнокадровую камеру. Среди фототехники Nikon есть много достойных моделей как профессионального, так и любительского уровня, но начинайте с азов и с фотоаппаратов для новичков. Надеюсь, наш краткий обзор и дельные советы помогут вам определиться выбрать хороший продукт и грамотно вложить свои деньги.
Удачи и хороших кадров, Друзья!

Вконтакте

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня я расскажу, чем отличаются зеркальные фотоаппараты от компактов. Рассмотрим их достоинства и недостатки.

Вначале заглянем в и посмотрим научное определение зеркалки. Я рекомендую добавить словарь в закладки, в дальнейшем это позволит колоссально сэкономить время.

Для выявления характерной отличительной черты между зеркальной фотокамерой и компактом, в народе еще часто называют мыльницей, рассмотрим, как работает зеркалка .

Принцип работы зеркального фотоаппарата

После прохождения системы линз в объективе, падает на зеркало, отсюда и название «Зеркальный фотоаппарат» , которое в начальный момент (положение 1) закрывает матрицу с затвором.

Далее лучи, проходя сквозь фокусировочное матовое стекло, попадают в оптическую систему под названием пентапризма, в которой изображение переворачивается на 90 градусов, чтобы на выходе в окуляре не получить его перевернутым.

Следующим этапом будет нажатие кнопки спуск. Как только мы это сделали, в теле камеры поднимается зеркало в положение 2, отодвигается затвор и изображение беспрепятственно проецируется на матрицу фотоаппарата.

Завершающим этапом, за который отвечает электроника камеры, становится считывание, обработка и вывод на экран информации, полученной с матрицы зеркалки. На этом принцип работы зеркального фотоаппарата заканчивается.

Что касается цифровых компактов, никаких зеркал там нет. Свет сразу проецируется на матрицу и, после нажатия кнопки спуск, фотография выходит на экран. Конструкция проста, но такие фотоаппараты имееют технические характеристики намного хуже, чем зеркальные фотокамеры.

Так в чем самое важное отличие зеркальных фотоаппаратов ?

Цифровая фотокамера имеет на своем борту зеркальный оптический видоискатель, который не подвержен явлению параллакса, так как свет попадает через объектив.

Примечание: если в компакте производитель все же встроил видоискатель, то в нем свет, как правило, поступает через дополнительное окошко, смещенное относительно оптической оси.

Рассмотрим преимущества зеркального фотоаппарата :

  1. Наличие зеркального оптического видоискателя, как следствие, отсутствие явления параллакса, более точная наводка на объект и его фокусировка.
  2. значительно больше, чем у цифровых компактов, поэтому количество шумов и дефектов на изображении получается меньше, цвета на фотографии выглядят натуральнее и насыщеннее, шире диапазон глубины резкости, а детализация объектов намного выше.
  3. Фазовые датчики автофокусировки, а не контрастные, как мыльниц. В результате имеем шустрый автофокус, высокую скорострельность.​

​К прочим отличиям зеркальной фотокамеры от цифровых компактов можно отнести следующие преимущества:

  • Возможность подключения внешней фотовспышки.
  • для разных сюжетов съемки.
  • Огромное количество аксессуаров от разных производителей: фильтры, чехлы, дистанционные кнопки спуска, штативы, рассеиватели, и прочие «плюшки».

Основные минусы зеркалки говорят сами за себя:

  • Цена. За стоимость бюджетной зеркальной фотокамеры можно купить пару достойных цифровых компактов.
  • Массогабаритные показатели. Вес — 510 грамм (по паспорту) и это без объектива, вес компактов, как минимум раза в 3 меньше.​

Что лучше зеркалка или мыльница?

Ответ – не то и не другое. Устройства предназначены для разных целей. Мыльницы, благодаря малому весу и размеру легко умещаются в карман, в то время зеркальную камеру придется нести на шее или укладывать в рюкзак. У этих двух видов техники разная философия. Компакты предназначены для режимов «наведи и снимай» или для фотографий в стиле «Я здесь был», а цифровой зеркальный фотоаппарат – это хобби на всю жизнь.

Хочешь узнавать о новых статьях первым! Просто подпишись:


Понравилась статья? Поделись ею с друзьями:

Живое общение в комментариях:

    Считаю это ошибкой: "шире диапазон глубины резкости".

    У зеркалки глубина резкости уже.

    Спасибо за комментарий. Нет, ошибкой я это не вижу. Если мы говорим про ВОЗМОЖНОСТЬ управлять глубиной резкости, то шире диапазон на зеркальном фотоаппарате, а если речь идет о МАКСИМАЛЬНОЙ глубине резкости, то тут у компакта (если Вы с ним сравнивали зеркалку) будет больше.

    Я с этим веком IT-технологий и переходом с плёночной фотографии на цифровую едва фотографировать не разучился. В своё время снимал зеркальными "Зенит-ЕТ", "Зенит-ТТЛ", был довольно неплохой плёночный фотоархив, да и слайдовые залежи. Затем, с 2007-го. перейдя на компактный цифровик, потихоньку начал терять навыки фотографирования через зеркало.

    Сейчас доволен, что снова вернулся к зеркалке, теперь уже к импортному Никону 😉

    Хотя со своей мыльницей Canon IXUS 1100 HS пока не расстаюсь. В частности, из-за хорошего качества снимаемых видео. На карту 16 Гбайт камера снимает более 55 минут плюс отличное качество цветопередачи

    Классная статья. Я вот тоже недавно перешел на зеркалку. Раньше на мыльницу снимал и не парился, а потом понял что хочется большего. Теперь мыльницу в руки брать не хочется. Хотя с зеркалкой тоже сложностей хватает — таскать тяжело, объективы менять надо. Но качество фотографий все оправдывает.

    Алексей, а что в качестве первой зеркалки выбрали?

    Я любитель делать фото, но не профессионал, в тонкостях не разбиралась...благодарю за статью, расширила свой кругозор

    Спасибо, Алексей, с большим удовольствием!

    У какой самой дорогой и профессиональной «зеркалки» матрица больше чем у «мыльницы» Sony RX1 ? И объективы сменные?!

    Сергей, вот навскидку Nikon D810 Body

    Весьма посредственная статья.

    Зачем на пути света после линзы стоит 2 прямоугольника? Может, это диафрагма и затвор/шторка?

    На них огромная надпись «матовое стекло» с маленькой стрелкой, направленной на действительно матовое стекло — сбивает с толку.

    Принцип работы зеркального фотоаппарата заканчивается раньше — сразу после того, как отодвинулось зеркало и сработал затвор.

    Опять-таки что значит «сработал затвор»? Неплохо бы пояснить, что затвор отодвигается на миллисекунды, а зеркало может вернуться в исходное и гораздо позже.

    Остальной процесс не отличается от процесса в незеркальном аппарате.

    Преимущества зеркального фотоаппарата в статье преувеличены:

    Размер матрицы — не преимущество зеркалки, а преимущество большого аппарата. Если мыльницу увеличить в размерах, то можно сделать такую же матрицу, как в зеркалке.

    Можно уменьшить матрицу, но оставить зеркало и остальное — аппарат все равно останется зеркальным.

    Возможность подключения внешней фотовспышки есть и у незеркальных аппаратов (например, Canon G10).

    Вовсе не обязательно, что шире диапазон глубины резкости — она определяется возможностями объектива, а не аппарата.

    Огромное количество аксессуаров от разных производителей: фильтры, чехлы, дистанционные кнопки спуска, штативы, рассеиватели, и прочие «плюшки» тоже не являются отличием.

    Итого с моей точки зрения остается только одно принципиальное отличие зеркалки — в видоискатель сразу видна будущая фотография и тут же можно видеть, как на неё влияет фокусировка и диафрагма (та самая глубина резкозти) — что будет видно четко, а что расплывчато. Даже автофокусировка не является принципиальным отличием, т.к. 30 лет назад в зеркалках автофокуса не было.

    Не обижайтесь за высказанное мнение.

    Oleg, здравствуйте.

    Два квадрата + линза- пытался показать систему линз. Видно неудачно.

    На счет того, что главное отличие — это зеркала я полностью согласен, от того и название — зеркалка. А вот на счет диапазона глубины резкости поспорю... На маленькой матрице очень трудно получить малую глубину резкости (можно поэкспериментировать на мобилке).

    Все остальное... размер матрицы, вспышки, плюшки писал по среднестатистическим моделям, подразумевая под цифрокомпактами обычные мыльницы (современные беззеркалки и др. дорогие модели в учет не брал).

    P.S. На счет того, что статья должна быть более качественной я согласен на все 100%. Есть планы переписать на блоге пару десятков статей, добавить примеры и т.д., но это не основная моя работа и времени приходится уделять по возможностям.

    Спасибо за критики и развернутый ответ.

    Alexey, большое спасибо за то, что спокойно отреагировали на мою критику. Очень многие на Вашем месте просто забанили бы меня. Это высоко характеризует Ваши моральные качества.

    Насчет глубины резкости — она полностью зависит от диафрагмы. Показатель диафрагмы — это отношение площади снимка к площади линзы, не закрытой диафрагмой. Чем меньше дырочка в линзе, тем большее число диафрагмы. На старых фотоаппаратах даже была нанесена таблица глубины резкости, совмещенная с показателем диафрагмы. В мобилке поэтому теоретически нельзя эксперементировать с глубиной резкости, т.к. там диафрагма всегда постоянная.

    Спасибо, господа, ваша критика является источником нашего развития!

    Козьма Петров

    Oleg, по поводу ГРИП. Много раз читал споры на эту тему на разных форумах. Многие пишут, что связанно косвенно, т.к. чувствительность к свету у маленькой матрицы меньше и т.д.

    Я же для себя принял матем. точку зрения, в формуле для ГРИП есть фокусное расстояние, поэтому считаю более правильно употреблять эквивалентное фокусное расстояние, которое уже зависит от размера матрицы.

    Oleg пишет:

    Это высоко характеризует Ваши моральные качества.

    Не факт ... Если критика конструктивная, нормальная, без оскорблений, троллинга и т.д., то я наоборот рад, значит люди читали статью. А вообще этот блог создавался для главной цели — самому разобраться во всей теории и т.д... Со временем цели конечно скорректировались.

    Сомневаюсь, что чувствительность к свету у маленькой матрицы меньше, она определяется не размерами матрицы, а чувствительностью её отдельных элементов — пикселов. У пленки пикселов не было, но чувствительность пленки была указана на упаковке. Себя в теории фотографии отношу к среднему уровню, далекому от профессионального.

    Вот интересные статьи на эту тему

    fototips (точка) ru/teoriya/grip/

    www (точка) cambridgeincolour (точка) com/ru/tutorials/camera-lenses.htm

    Oleg, про светочувствительность пикселей согласен. Эту же точку зрения высказал в статье про Мегапиксели.

    www (точка) 64bita (точка) ru/basicshot.html

    Хороший сайт. Спасибо. Позже почитаю. Там, кстати, на фото показан объектив, на котором нанесены шкалы диафрагм и соответствующих им глубин резкости.

    Видел А сайт действительно хороший!

    Не знаю кому как, но для себя пришел к неожиданному выводу и результату:

    Зеркальный фотоаппарат имеет преимущества только в том, что имеет видоискател, но он часто встречается и в обычных камерах. А то, что дополнительные аксесуары... так и есть беззеркалки с такими возможностями. На своем опыте убедился в том, что... самое главное не аксессуары, а умение и голова с прямыми руками. Сейчас я вообще перешел к полному цифровому оборудованию. Фотокамера — «мыльница», видеокамера ручная как любительская. Так скажу одно — и все это можно укрепить на штатив. Для фото-видеосъемки необходимо нормальное освещение. В студии его хватает так, что я далее на мыльнице не пользуюсь вспышкой. На улице в солнечную погоду, тем более. Так преимущества этой техники в ее мобильности и легкости транспортировки, вместо киллограмовой техники. А результаты уже на компьютере можно обработать и монтировать так, что никто не отличит. Так что тут на вкус и цвет. Главное не кисть и холст художника, а то, как он умеет рисовать писать картины. А преимущества техники я понял в момент мобильности, когда взял и положил фотоаппарат в карман...

    Да и вообще... Сейчас считаю всё это громоздкое оборудование лишь наглядными понтами. Типа «ты фотограф или оператор видеостудии». Не раз обращал внимание во время съемок, как смотрят окружающие — типа новичек любитель выпендривается и стоит из себя профессионала и как прочие фотографы с огромными объективами снисходительно улыбаются... Да вот только я уже забил на это и внимание не обращаю. Наоборот порой даже жалко становится того же оператора с его громоздкой камерой. А ведь век IT не стоит на месте. Надо идти в ногу со временем и признать, что не размер аппарата уже играет решающую роль... Я это понял вовремя.

    Спасибо за познавательную статью. Очень просто рассказали о сложном)

    Ну и статью Вы написали!

    Качество ЛЮБОГО снимка зависит от 3-х параметров: РЕЗКОСТИ, ВЫДЕРЖКИ и ДИАФРАГМЫ.

    Для точного наведения на резкость появились зеркальные камеры. Это было огромным прогрессом! Фотограф в МОМЕНТ СНИМКА мог точно настраивать резкость.

    Зеркальные камеры имеют смысл только для ПЛЕНОЧНЫХ фотоаппаратов!!!

    В век цифровых камер видоискателем является ЖК-монитор: все, что получится на фото вы сразу видите на нем. Цифровая зеркалка — лохотрон для тех, кто ничего не понимает, но готов платить много, чтоб было круто...

    В цифровых фото решающее слово за объективом и электроникой (прежде всего разрядностью ПЗС-матрицы).

Цифровой зеркальный фотоаппарат позволяет делать не только хорошие фотоснимки, но и открывает перед фотографом довольно широкий простор для творчества.

Наверняка, у каждого из современных людей есть цифровой фотоаппарат. Это может быть встроенная камера на телефоне или обычная компактная "мыльница". А у некоторых есть даже полновесные зеркальные фотоаппараты с большими объективами и довольно значительными габаритами (правда, наличие аппарата ещё не означает умения им пользоваться). Все эти устройства позволяют получить в результате цифровой фотоснимок.

Так почему же профессионалы всегда стараются купить именно зеркальный фотоаппарат? Чем "зеркалка" лучше "мыльницы"? И нужна ли Вам вообще зеркальная камера или можно вполне обойтись хорошим компактом? На все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить!

Отличие от компактной камеры

Итак, если бегло взглянуть на компактную и зеркальную камеру, то первое заметное отличие - форма и габариты. В качестве примера предлагаю Вам сравнить фотоаппараты Canon IXUS 185 (такой у меня на работе) и Canon EOS 1000D (моя домашняя зеркалка):

"Компакт" на то и называется компактным, что имеет небольшие размеры и обычно легко умещается в карман. "Зеркалка" же - аппарат основательный и довольно громоздкий, переносить её можно только на специальном ремне на шею или в сумке. В компактной камере объектив зачастую интегрирован в корпус и выдвигается только при включении камеры. В зеркальном же фотоаппарате объектив съёмный и всегда занимает дополнительное место вне зависимости от активности устройства.

Если же вникнуть в тонкости внутреннего устройства, то мы увидим, что в компактной камере свет через объектив всегда попадает прямо на светочувствительную матрицу, которая отправляет полученные данные на дисплей в виде изображения, которое можно сохранить, нажав кнопку спуска затвора. Даже если в некоторых моделях "компактов" и есть оптический видоискатель, то он чаще всего бесполезен, поскольку отображает слегка смещённую картинку...

В "зеркалке" же изображение из объектива попадает на специальное поворотное зеркало, закреплённое под углом 45° к световому потоку. Это зеркало отражает свет в перевёрнутом виде вверх на специальную пятигранную стеклянную призму, которая переворачивает картинку в оригинальное положение и отображает в видоискателе. При нажатии на кнопку спуска зеркало поднимается вверх, открывается затвор и свет попадает на матрицу, чтобы зафиксироваться в виде изображения:

Фактически различия "компактов" и "зеркалок" в основном кроются только в оптической системе. По этому показателю "зеркалки" лучше в том плане, что большего размера объектив позволяет захватить и перенести на матрицу больше света. Кроме того, за счёт смены объективов можно добиться различных эффектов, получить больший зум или создать макроснимок. Да и сама матрица в зеркальных фотоаппаратах чаще всего больше и по своему размеру приближается к размеру кадра на обычной 35-миллиметровой плёнке, которую в фотоделе принято считать эталоном.

Однако, об этом чуть позже. А сейчас нам нужно ознакомиться с некоторыми базовыми терминами цифровой фотографии, чтобы понимать основные понятия и характеристики, которые нам будут встречаться далее.

Терминология

В фотоделе, как и в любой иной отрасли, существует довольно обширная специфическая терминология. В рамках нашей обзорной статьи все понятия, конечно, мы рассмотреть не сможем, но с основными, которые нам пригодяться на первых порах при выборе и освоении зеркального фотоаппарата, мы просто обязаны ознакомиться.

Матрица

Матрицей в цифровых фотоаппаратах называют светочувствительную микросхему, состоящую из большого количества фотодиодов, которая фактически фиксирует изображение, полученное через объектив. Матрицы фотокамер отличаются своими разрешающей способностью, физическими размерами, типом и чувствительностью.

Начнём, пожалуй, с разрешения . Этот параметр во многих магазинах (в том числе и в Интернет) позиционируется как один из самых главных показателей качества съёмки. Разрешение измеряется в мегапикселях (миллионы точек) и означает максимально возможное количество пикселей в получаемом камерой изображении. Очевидно, что, чем большее количество точек содержит фотоснимок, тем выше будет его качество. Однако, на деле это не совсем так...

В реальности большую роль играет физический размер матрицы . Чем больше этот размер, тем большее количество пикселей она реально может передать. Размер матрицы принято соотносить с размером кадра стандартной фотоплёнки, который составляет 36х24 мм. Цифровые фотокамеры с такой матрицей называются полнокадровыми (или "фулл-фреймовыми" от англ. "full frame" - "полный кадр") и стоят довольно недёшево, поэтому покупаются обычно только профессионалами, знающими, чего они хотят от фотоаппарата.

Большинство же любительских камер имеют матрицу уменьшенного размера. Однако, размер матрицы в характеристиках указывают редко. Чаще можно встретить дробное число со странным обозначением - "кроп-фактор " (от англ. "crop" - "обрезать") или просто "К". Число кроп-фактора означает во сколько раз диагональ матрицы конкретной камеры меньше полного кадра. То есть, К=1.5 будет означать матрицу в полтора раза меньшую от полноразмерной, а К=1 как раз и будет фуллфрейм!

А теперь немного сведём в кучу всё вышеизложенное. К примеру, у нас есть две камеры. Разрешение матриц у обеих, скажем, 12 мегапикселей, а вот реальные размеры матрицы разные: у первой, скажем К=1, а у второй К=1.5. Очевидно, что лучшее качество съёмки будет у той, которая имеет меньший кроп-фактор (то есть, полнокадровая с К=1). Размер пикселя на ней будет физически в 1.5 раза больше, что позволит уменьшить количество шума на фото и улучшить цветопередачу.

Пиксель, кстати, не может уменьшаться до бесконечности. Он, хоть и мал, но занимает определённую долю миллиметра на матрице. Отсюда у Вас может возникнуть резонный вопрос: а как на небольшой матрице, скажем, мобильного телефона с кроп-фактором 2.5 и больше может быть заявлено все те же 12 мегапикселей? Тут всё дело в том, что не всегда разрешение указывается реальное. В китайских смартфонах и "мыльницах" часто используется такой приём как интерполяция изображения, то есть искусственное увеличение разрешения изначально меньшей картинки.

Иными словами, реальное разрешение камеры может быть 5 мегапикселей, но после съёмки процессор принудительно масштабирует изображение до заданных пользователем в настройках размеров. Естественно, что такое масштабирование сильно ухудшает качество и тогда мы говорим, что снимки получаются "замыленными" (отсюда и термин "мыльница"), то есть, нечёткими. В зеркальных фотоаппаратах обычно интерполяции не бывает, но, думаю, для общего развития знать и понимать, что это такое не помешает:)

Также следует знать, что матрицы в зеркалках могут быть разных типов . Наиболее часто встречаются CMOS (сокр. англ. "Complementary Metal-Oxide Semiconductor" - "комплементарная структура металл-оксид-полупроводник") и более старые CCD (сокр. англ. "Charge-Coupled Device" - "прибор с зарядовой связью"). Первый тип сегодня наиболее распространён. Матрицы данного типа более дешёвые в производстве, менее энергоёмкие (до 100 раз) и имеют высокое быстродействие.

CCD-матрицы лучше воспринимают цвета при низком освещении, имеют низкий уровень шума и хорошо фиксируют быстродвижущиеся предметы. Правда, CMOS-матрицы сегодня практически по всем параметрам уже догнали CCD. Кроме того, существуют и менее распространённые, но более совершенные типы матриц. Например, Live-MOS (пониженный уровень напряжения и шумов), SIMD WDR и Super CCD (повышена фотографическая широта), QuantumFilm (новый экспериментальный тип матриц, основанный на квантовых точках).

Иногда в характеристиках камеры также указывают максимальное значение ISO . Оно обозначает чувствительность матрицы к световому потоку. Стандартной чувствительностью является значение 400. Более низкие значения используются для съёмки при ярком освещении, более высокие для тёмных сцен. При этом следует помнить, что чем выше ISO, тем более выражены будут дефекты на изображении (в особенности цифровые шумы). Поэтому высокая чувствительность не всегда хороша.

Объектив

Если матрица цифрового фотоаппарата определяет его максимальный технический потенциал, то объектив может существенно повлиять на эстетический аспект, добавив ряд эффектов. Правильный выбор объектива во многом определяет то, насколько красивыми будут Ваши снимки. Однако, универсального объектива на все случаи жизни, увы, не существует. Поэтому профессионалы имеют в своём арсенале несколько объективов для разных видов съёмки.

"Зеркалка" изначально обычно комплектуется объективом, поэтому важно заранее знать его сферу применения и основные характеристики. По сфере применения объективы можно разделить на следующие типы:

  1. Портретный объектив . Как следует из названия, обычно используется для съёмки портретов. Как правило имеет небольшие размеры и фокусное расстояние до 200 мм. Позволяет получать изображение с минимумом артефактов на небольшом расстоянии. Стандартные объективы к "зеркалкам" обычно как раз данного типа.
  2. Макрообъектив . Объектив с уменьшенным фокусным расстоянием, который позволяет снимать объекты с близкого расстояния, создавая так-называемые макроснимки, на которых чётко видны все детали снимаемого предмета.
  3. Зум-объективы , длиннофокусные или телеобъективы. Обычно большие по своим габаритам устройства (иногда даже на отдельном штативе), позволяющие снимать объекты с большого расстояния. По степени приближения обычно условно разделяются на суперзумы, ультразумы и гиперзумы.
  4. Tilt-Shift-объективы . Изначально применяемые в архитектурной съёмке подвижные объективы, которые позволяют избавиться от эффектов искажения высоких зданий на фото. За счёт изменения угла и положения оптической системы при фотографировании даёт возможность получить характерный эффект "игрушечности" деталей на пейзажном фото, поэтому часто используется профессиональными фотографами.
  5. Пинхол (от англ. "pinhole" - "прокол"). Объектив, в основе которого лежит камера-обскура. Зачастую имеет лишь небольшое отверстие в центре и не содержит линз. Поскольку имеет очень маленькое отверстие для прохождения света, его обычно используют в сочетании с длительными выдержками. Применяется в основном фотохудожниками для пейзажной съёмки с интересными эффектами.

К основным характеристикам объективов относятся:

  1. Фокусное расстояние . Данная характеристика обозначает расстояние от оптического центра объектива (место концентрации света) до точки фокуса (обычно матрица фотоаппарата). Измеряется оно в миллиметрах и влияет на ширину угла обзора. Чем меньше фокусное расстояние (минимальное от 7 мм), тем больший у объектива будет угол обзора. Правда, с увеличением угла обзора увеличиваются оптические искажения изображения. Поэтому почти все широкоугольные объективы имеют выпуклую линзу и создают фото с эффектом "рыбьего глаза". Нормальные фотообъективы имеют фокусное расстояние в диапазоне от 35 до 85 мм. Фотообъективы с фокусным расстоянием свыше 85 мм относят к телеобъективам .

    Современные объективы могут иметь как фиксированное фокусное расстояние так и изменяемое (вариообъектив). Вариообъективы позволяют менять фокусное расстояние в определённом диапазоне. Это обозначается обычно в виде цифр после названия модели объектива. Например, для Canon EF 28-200mm f/3.5-5.6 USM диапазон фокусных расстояний будет от 28 до 200 мм. Правда, за такую универсальность придётся выложить немалую сумму денег.

  2. Диафрагма . В фотоделе диафрагмой называют механизм, состоящий из нескольких "лепестков", который позволяет уменьшить (закрытая диафрагма) или увеличить (открытая диафрагма) поток света, попадающий на матрицу. Визуально это проявляется в степени размытия заднего плана фотографии: при открытой диафрагме размытие фона будет максимальным и наоборот.

    В характеристиках объектива обычно отображают значение максимальной диафрагмы в виде дробного числа (отношение отверстия диафрагмы к диаметру объектива) после буквы "f". Чем меньше число, тем сильнее открывается диафрагма и больше света пропускает. Например, диафрагма f/2.5 будет больше, чем, скажем f/4. В объективах со сменным фокусным расстоянием обычно указывают два значения максимальной диафрагмы для каждого из крайних положений. Например, для рассмотренного уже объектива Canon EF 28-200mm f/3.5-5.6 USM максимальная диафрагма при фокусном расстоянии 28 мм будет 3.5, а при 200 мм - 5.6. Вместо буквы "f" на некоторых объективах максимальная диафрагма обозначается соотношением к единице. Например, "1:1.2" будет обозначать максимальную диафрагму 1.2.

    Кроме того часто обращают внимание на количество лепестков диафрагмы. Чем их больше, тем форма отверстия будет ближе к идеальному кругу. Это нужно для красивого эффекта боке (светлые пятна на заднем фоне фотографии). В дешёвых объективах с малым количеством лепестков (5-6 штук) боке при закрытии диафрагмы может получаться не круглым, а пяти- или шестиугольным, что не всегда отвечает эстетическим требованиям.

  1. Светосила . Светосилой объектива называют его способность пропускать свет. Она напрямую зависит от диаметра линзы: чем больше линза при том же фокусном расстоянии, тем больше будет и светосила. Также на светосилу влияет тип напыления линзы. Если линза затемнённая, то при одинаковом диаметре её светосила будет ниже чем у той, которая прозрачна полностью или обработана специальным просветляющим составом.

    Также косвенно на светосилу влияет диафрагма. Из двух объективов с разной максимальной диафрагмой более светосильным будет тот, у которого значение диафрагмы меньше.

  2. Байонет . Относительно фотоаппаратов байонетом принято называть тип крепления объектива. Тип байонета зависит от марки фотоаппарата. У Canon он свой, у Nikon другой, а у Panasonic, например, третий. Обычно объективы от разных фотоаппаратов несовместимы между собой, однако, существуют специальные кольца-переходники, которые, имея байонет Вашего типа, с другой стороны реализуют нужный тип крепления для объективов других производителей.
  3. Тип фокусировки . Здесь всё более или менее просто. Фокусировка может быть автоматической (как в компактных фотокамерах), так и ручной, когда фотограф сам наводит резкость, вращая специальное кольцо на объективе.

Другие термины

Выдержка - время, на которое открывается затвор фотоаппарата и свет из объектива попадает на матрицу. Выдержка обычно обозначается в долях секунды (например, 1/100сек - одна сотая секунды) или секундах (длительные выдержки). Чем дольше выдержка, тем больше света попадёт на матрицу. Поэтому длительные выдержки обычно используют для съёмки в тёмное время суток. Однако, есть нюанс: если в кадре будут движущиеся объекты, на фото они получатся смазанными. Поэтому большие выдержки подходят больше только для ночной пейзажной съёмки.

Экспозиция - это как раз количество света, попавшего на матрицу Вашего фотоаппарата. Чем больше света - тем ярче фото. Однако, чрезмерная экспозиция приведёт к тому, что кадр может быть попросту засвечен (переэкспонировка). И наоборот, слишком короткая выдержка при плохом освещении приведёт к недоэкспонировке.

Баланс белого - характеристика, определяющая естественность цветов в кадре. Для правильной настройки обычно ориентируются на то, как выглядит белый цвет. Профессионалы настраивают баланс белого вручную при помощи обычного белого листа, добиваясь его максимально идеальной белизны при конкретном освещении. Обычные пользователи, как правило, используют автоматический режим, который, увы, не всегда правильно определяет правильные цвета.

ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) - один из важных терминов в художественной фотографии. Он обозначает, насколько резким будет задний план снимаемого объекта. Зависит ГРИП от степени раскрытия диафрагмы: чем больше она раскрыта, тем меньше будет глубина резкости и фон будет более размытым.

Есть много других терминов, но для начала будет достаточно знать и понимать все вышеизложенные. Поэтому предлагаю на этом завершить теоретическую часть и перейти к практике.

Особенности использования

Многие покупают зеркальный фотоаппарат в надежде сразу получить красивые снимки, но разочаровываются, когда их качество оказывается ничуть не лучше чем у фото с компактной камеры. А всё дело в том, что многие не понимают и не особо хотят вникать в настройки, используя лишь автоматический режим, который, увы, не всегда даёт хороший результат.

За переключение режимов в большинстве "зеркалок" отвечает поворотный диск, расположенный в правой части тела камеры. На нём нанесены специальные метки, которые активируют тот или иной режим съёмки. В своё время разобраться во всех эжтих режимах мне помогла следующая картинка:

Как видим, по умолчанию камера установлена в автоматический режим , который обозначается зелёным прямоугольничком или надписью "Auto". Данный режим позволяет свести всю съёмку к нажатию на кнопку спуска затвора, как в компактных камерах.

При этом у кнопки спуска тоже есть один небольшой секрет, который имеется и у большинства "компактов". Кнопка имеет две степени нажатия : полунажатие и полное. При полунажатии происходит автофокусировка объектива, а полное нажатие уже открывает затвор камеры. Поэтому, если Вы сразу будете давить кнопку до упора, можете получить нерезкое изображение! Единственное условие - на Вашем объективе (а иногда и камере) переключатель фокусировки должен стоять в положении "AF " или "A ":

Ручную фокусировку удобно использовать при макросъёмке, когда нужно чётко запечатлеть определённый объект на фоне других более удалённых объектов. В этом случае можете сразу давить кнопку спуска затвора до конца. Единственный нюанс - если у Вас не 100% зрение, то Вам может быть трудно точно настроить фокус. Я в этом случае прибегаю к следующей методе: максимально приближаю снимаемый объект при помощи зума, фокусирую его, а затем отдаляю зум и снимаю.

Но вернёмся к нашим режимам. Правее автоматического режима расположена так называемая "Базовая зона" с набором готовых автоматических режимов съёмки различных сюжетов, например, "Портрет", "Пейзаж", "Макрофото", "Спортивная съёмка", "Ночной режим" и т.п. Переключившись в один из этих режимов, Вы сможете снимать нужный Вам сюжет с автоматическими усреднёнными параметрами. Правда в некоторых режимах можно корректировать, например, баланс белого (кнопка "WB") или светочувствительность (кнопка "ISO"), таким образом изменяя цветопередачу.

  • P - программный режим. В данном режиме мы можем настраивать параметры чувствительности матрицы (ISO), баланса белого, активности вспышки, точки фокусировки, но соотношение между выдержкой и диафрагмой задаётся автоматически. То есть, мы имеем дело с программируемой автоэкспозицией.
  • Tv или S - режим приоритета выдержки. В данном режиме нам доступны все вышеописанные настройки, а также ручная установка выдержки. Это позволяет точно задать длительность выдержки, но при этом автоматически получить такие параметры диафрагмы, которые позволят получить нормально экспонированный кадр.
  • Av или A - режим приоритета диафрагмы. Данный режим автоматически подстраивает экспозицию кадра под заданное вручную значение диафрагмы. Это позволяет фотографу контролировать эффекты ГРИП, получая красиво смазанный или наоборот чёткий задний план на снимке.
  • M - ручной режим. Это режим для опытных фотографов, который открывает доступ ко всем возможным настройкам камеры.

В отдельных моделях фотоаппаратов могут быть и дополнительные режимы съёмки (например, видеосъёмка или режим A-DEP - приоритет диафрагмы с контролем ГРИП), но вышеперечисленные варианты будут присутствовать обязательно во всех современных зеркальных камерах.

Кстати, если Вы решили потренироваться работать с зеркальным фотоаппаратом, то в Интернете можете найти несколько интерактивных тренажёров для обучения настройки экспозиции. Вот Вам один из них (требует наличия flash-плеера в Вашем браузере):

Выводы

При написании этой статьи вне нашего внимания осталось довольно много различных нюансов. Однако, основы работы с зеркальным фотоаппаратом и базовые понятия цифрового фото вообще я постарался осветить максимально доступно для понимания.

Если Вы решите посвятить себя фотоискусству, то обязательно со временем освоите все его премудрости. А вот для начала нашей статьи Вам должно вполне хватить. Поэтому желаю всем терпения и удачных фотоснимков.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.



Енвд